Конкурс ИКТ 2018 год

Антонова Елена Валерьевна

Методическая записка. Технологичкая картаурока урока химии в 10 классе по теме: "Алкадиены. Каучуки". Приложение к технологической карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Номинация

1.4

2

ФИО авторов

Антонова Елена Валерьевна

3

Наименование образовательной организации

Падунская средняя общеобразовательная школа, филиал « МАОУ СОШ №4»

4

Название работы

«Алкадиены. Каучуки»

5

Перечень использованных ЦОР

1

.https://videouroki.net/video/13-alkadieny-gomologicheskij-ryad-nomenklatura-i-izomeriya.html

https://www.youtube.com/watch?v=QZY-Fj_-MYo

https://www.youtube.com/watch?v=1NHSsUkbDGI

2.Авторская презентация «Алкодиены. Каучук.»

3.Габриелян О.С. Химия / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова, С.А. Сладков. – М.: / Дрофа, 2011.

Методическая записка

урок

Антонова Елена Валерьевна

Форма проведения урока

Перевёрнутый класс

Предмет

химия

Тема

Алкадиены. Каучуки.

Общее количество часов

1

Содержание

Обобщение и систематизация знаний по теме изученной дома, Алкадиены. Выполнение заданий, которые проверяют уровень усвоения номенклатуры, изомерии, химических свойств алкадиенов.

Целепологание-образовательный результат

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме алкадиены и каучуки .
Задачи урока.
Образовательные:  способствовать формированию понятий о алкадиенах и каучуках,  рассмотреть особенности строения; сравнить алкадиены и алкены; раскрыть значение каучуков.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, развитие критического мышления

Проектирование образовательных результатов

Личностные:

- развивать логическое мышление, аккуратность, внимательность при решении учебных задач, умение общаться в коллективе;

- способствовать эмоциональному восприятию материала.

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задания.

Предметные:  

-уметь записывать формулы алкодиенов, объяснять особенности их строения, записывать  уравнения характеризующие химические свойства алкадиенов.

Метапредметные:

- уметь добывать и перерабатывать новые информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная

Информационно- образовательная среда урока

Информационные технологии: Частично поисковая. Детско-взрослое взаимодействие. Электронные средства обучения:  видиоурок

https://videouroki.net/video/13-alkadieny-gomologicheskij-ryad-nomenklatura-i-izomeriya.html

https://www.youtube.com/watch?v=QZY-Fj_-MYo

https://www.youtube.com/watch?v=1NHSsUkbDGI

ИКТ   авторская презентация. Карточки, листы самоконтроля

Целесообразность использования Икт на конкретном этапе урока

 Благодаря  технологии перевёрнутый класс выполнение домашней работы, помимо прочего, включало в себя применение технологий водкаста: просмотр видеолекции; чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков; прохождение тестов на начальное усвоение темы.   (https://videouroki.net/video/13-alkadieny-gomologicheskij-ryad-nomenklatura-i-izomeriya.html

https://www.youtube.com/watch?v=QZY-Fj_-MYo

https://www.youtube.com/watch?v=1NHSsUkbDGI )

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы . Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

  Весь урок  это совместная работа в классе

Деятельность учителя

1. Организация  проверки выполнения домашнего задания:

На прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили видео урок с новой темой, который вы должны были посмотреть, и задания  к видео уроку, которые вы должны были выполнить.

-Все ли готовы к уроку?

-На какую тему было видио, которое вы посмотрели?

-Какова цель нашего урока?

- Кто прочитал материал параграфа учебника?

-У кого возникли затруднения при выполнении заданий и теста?

Итак, план урока следующий: обсудим тему урока, ответим на вопросы друг друга и выполним практические задания. В конце урока подведем итоги.

(Ученики задают вопросы, отвечают на вопросы друг друга.)

2. Организация  проведения химического эксперимента и обсуждения его результатов.

(Организация работы в парах, индивидуальной работы; взаимооценивания, самооценивания, оценивания; рефлексии)

Методические приёмы

Словесные методы;

Наглядные методы;

Практические методы ;

Методы проблемного обучения.

Разнообразные виды опроса (фронтальный, индивидуальный, письменный)

Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ№4»

Технологическая карта урока

Учитель: Антонова Елена Валерьевна

Предмет:   химия

Класс :  10

Тема урока: « Алкадиены . Каучуки.»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме алкадиены и каучуки .
Задачи урока.
Образовательные:  способствовать формированию понятий о алкадиенах и каучуках,  рассмотреть особенности строения; сравнить алкадиены и алкены; раскрыть значение каучуков.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, развитие критического мышления.
Планируемые результаты обучения. Уметь определять по формулам органические соединения; уметь приводить примеры природных, искусственных и синтетических органических соединений.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- развивать логическое мышление, аккуратность, внимательность при решении учебных задач, умение общаться в коллективе;

- способствовать эмоциональному восприятию материала.

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задания.

Предметные:  

-уметь записывать формулы алкодиенов, объяснять особенности их строения, записывать  уравнения характеризующие химические свойства алкадиенов.

Метапредметные:

- уметь добывать и перерабатывать новые информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная

 Технология: перевёрнутый класс.

Ресурсы: Учебник химии для  10 класса под редакцией  О.Е. Габриелян и д.р.;

-  технологическая  карта;

-  лист оценивания;

- дидактические материалы: карточки  задания для групповой, коллекция каучуки, тесты индивидуальной работы;

- презентация по теме урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 1. Мотивация к деятельности

Учащиеся дома изучали новый материал по теме «Алкадиены. Каучуки.»

по ссылке

https://videouroki.net/video/13-alkadieny-gomologicheskij-ryad-nomenklatura-i-izomeriya.html

https://www.youtube.com/watch?v=QZY-Fj_-MYo

https://www.youtube.com/watch?v=1NHSsUkbDGI

Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

Слайд 1

Блиц-опрос по изученному материалу

Выявляет уровень знаний.

Слайд 2

Учащиеся отвечают на вопросы:

Формирование познавательного интереса.

Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Нацеливание на успешную работу.

 Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

.

Выражение собственного мнения.

Аргументация.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Устное диагностическое оценивание

2. Постановка учебной задачи.

Постановка учащимися цели
 урока как собственной учебной задачи.

Формулирует тему урока: «Алкадиены. Каучуки.»

Слайд 3

Учащиеся высказывают свои предположения по теме урока.

Формулируют

(уточняют) тему урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока

Формирование познавательного интереса

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

Устное диагностическое оценивание

 3. Изучение нового материала.

открытие новых знаний.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задает вопросы:

  1.  Помогите мне правильно объяснить значение  названия диеновые.
  2. Напишите общую формулу алкодиенов.

Слайд 4

Проводят самостоятельное наблюдение по заданному вопросу.

Формирование познавательного интереса

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.

Устное  оценивание

4. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

Организует работу по закреплению

Предлагает выполнить задание:

 «Алкадиены сходны со свойствами алкенов, но реакции присоединения могут идти неполно – по одной связи (1,2 - присоединения), по двум связям (1,4 - присоединения) и полно (1,2,3,4 – присоединение).»

Напишите уравнения реакций для подтверждающие это утверждение.

Слайд5

Учащиеся

Записывают уравнения реакций.

Повышение познавательного интереса  к изучению

химии

Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию.

Умение соотносить  новую  информацию и имеющиеся знания.

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе.

Умение аргументировать свой выбор, личную позицию.

Умение обосновать собственную позицию.

Конструирование способа общения в группе

Извлечение информации.

Действие по аналогии.

Осознанное и произвольное построение высказывания.

Приобретение новых  знаний

Формирующее оценивание (устная оценка)

5. Обобщение и систематизация

Организует работу по обобщению и систематизации.

Предлагает выполнить следующие задания:

 Написать и назвать изомеры пентадиена – 1,3

Слайд 6

Выполняют задания.

Повышение познавательного интереса  к изучению химии

Умение осуществлять  самооценку и взаимооценку.

Умение выражать  свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Систематизация знаний

Суммативное оценивание

Самооценка (по критериям

Взаимооценивание (по критериям)

6. Обобщение и систематизация

Работа с наглядным материалом - коллекции «Каучуки»

Задание:

1)изучить коллекцию «Каучуки»

2) Выписать в тетради не менее трех примеров каучуков, используемых вами в повседневной жизни.

3) Пользуясь текстом учебника и пояснительной запиской к коллекции найти не менее двух способов получения каучуков и записать их в тетрадях.

Сдайд 7

Работают   с  текстом.

Учащиеся осуществляют самооценку 

Способность к самооценке своих действий.

Эмоциональное отношение к теме.

Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам.

Умение строить высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Умение осуществлять  самооценку

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельное решение проблемы поискового характера.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме

Формирующее оценивание

Самооценивание по критериям

Оценка работ  одноклассников.

6.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявляет  пробелы в знаниях учащихся  

 Тест:

«Алкадиены. Каучуки.»

Слайд 8

Учащиеся выполняют  тест

на выделение основных положений изученной темы

Слайд

Повышение внутренней мотивации

Способность к аналитическим действиям.

Умение аргументировать свой ответ

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Формирующее оценивание (техника «выборочный тест)

 7. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.

Слайд 9

Учащиеся отвечают на вопросы  по усвоению нового

материала

Повышение внутренней мотивации

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала

Умение слушать и понимать речь других.

Умение аргументировать свой ответ

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Формирующее оценивание

9.Домашнее задание

Составить видио отчёт или фотоотчёт о применении каучуков в быту. Слайд 10

Приложение:

Задание №1.

«Алкадиены сходны со свойствами алкенов, но реакции присоединения могут идти неполно – по одной связи (1,2 - присоединения), по двум связям (1,4 - присоединения) и полно (1,2,3,4 – присоединение).»

Напишите уравнения реакций для подтверждающие это утверждение.

Задание №2.

Написать и назвать изомеры пентадиена – 1,3

Задание №3.

1)изучить коллекцию «Каучуки»

2) Выписать в тетради не менее трех примеров каучуков, используемых вами в повседневной жизни.

3) Пользуясь текстом учебника и пояснительной запиской к коллекции найти не менее двух способов получения каучуков и записать их в тетрадях

Тест

ВАРИАНТ 1

1.Алкадиены имеют общую формулу:

а) СnH2n+2 б) CnH2n в) CnH2n-2 г) CnHn

2. Как называется углеводород СН2 – СН ═ СН – СН ═ СН2?

а) пентадиен-2,4; б) 1-метилбутадиен-1,3; в) пентадиен-2,3; г) пентадиен-1,3.

3. Число изомерных алкадиенов с общей формулой С5Нравно:

а) трём; б) четырём; в) пяти; г) шести.

4. Исходным веществом для синтеза бутадиена-1,3 по методу Лебедева является:

а) н-бутан; б) этиловый спирт; в) бутиловый спирт; г) бутен-1.

5. При дегидробромировании 1,3-дибромпентана образуется:

а) пентадиен-1,2; б) пентадиен-1,3; в) пентадиен-1,4; г) пентадиен-1,5

6. Изопрен в промышленности получают:

а) методом Лебедева;

б) дегидрохлорированием 2-метил-1,3-дихлорбутана;

в) дегидрированием 2-метилбутана;

г) дегидрированием 2-метилбутена-2.

7. Алкадиены способны присоединять:

а) водород; б) галогеноводороды; в) галогены; г) все предыдущие ответы верны.

8. Резину получают в результате процесса:

а) полимеризации изопрена;

б) вулканизации каучука;

в) деполимеризации каучука;

г) сополимеризации бутадиена-1,3 со стиролом.

9. Натуральный каучук получают из:

а) картофеля; б) пшеницы; в) млечного сока гевеи; г) сахарной свеклы.

10. При добавлении к каучуку более 30% серы (к общей массе) образуется:

а) синтетический каучук:

б) эбонит;

в) гуттаперча;

г) хлорпрен.

ВАРИАНТ 2

1. Кратные связи в углеводороде СН2 ═ СН – СН ═ СН – СНназываются:

а) кумулированными; б) сопряжёнными; в) изолированными.

2. Название углеводорода с формулой СН2 ═ СН – С ═ СН – СН – СН3

| |

СН3 С2Н5

а) 3-метил-5-этилгексадиен-1,3;

б) 2-этил-4-метилгексадиен-3,5;

в) 3,5-диметилгептадиен-4,6;

г) 3,5-диметилгептадиен-1,3.

3. Число изомерных алкадиенов с общей формулой С4Нравно:

а) двум; б) трём; в) четырём; г) пяти.

4. В настоящее время бутадиен-1,3 получают в промышленности из:

а) этана; б) н-бутана; в) бутена-2; г) 1,3-дихлорбутана.

5. Для получения бутадиена-1,3 дегидрогалогенированием в качестве исходного дигалогеналкана нужно взять:

а) 1,1-дибромбутан; б) 1,2-дибромбутан; в) 1,4-дибромбутан; г) 2,3-дибромбутан.

6. В основе синтеза каучуков лежит реакция:

а) окисления; б) полимеризации; в) горения; г) изомеризации.

7. Для алкадиенов наиболее характерны реакции:

а) замещения; б) присоединения; в) обмена; г) изомеризации.

8. Процессом вулканизации называют:

а) нагревание каучука с сажей;

б) нагревание каучука с порошком серы;

в) выдерживание каучука над жерлом вулкана;

г) длительное нагревание сырого каучука.

9. Впервые разработал и осуществил получение синтетического каучука учёный:

а) С. Лебедев; б) В.Марковников; в) А. Андреев; г) Д.Чернов.

10. Наиболее ценное свойство каучука:

а) высокая температура плавления:

б) высокая температура кипения;

в) высокая эластичность;

г) хорошая растворимость в воде.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ: «АЛКАДИЕНЫ. КАУЧУКИ»

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

1

В

Б

2

А

Г

3

Г

А

4

Б

Б

5

Б

В

6

В

Б

7

Г

Б

8

Б

Б

9

В

А

10

Б

В

Лист Самоконтроля №1

Номер группы

Номер задания

оценка

Лист Самоконтроля №2

ФИ учащегося

Задание\тест

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

балл

Общая оценка за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель химии Падунской СОШ Е.В.Антонова. https :// videouroki.net / video /13-alkadieny-gomologicheskij-ryad-nomenklatura-i-izomeriya.html https://www.youtube.com/watch?v=QZY-Fj_-MYo https://www.youtube.com/watch?v=1NHSsUkbDGI

Слайд 2

-Все ли готовы к уроку? -На какую тему было видио, которое вы посмотрели? - Кто прочитал материал параграфа учебника? -У кого возникли затруднения при выполнении заданий и теста? -Все ли готовы к уроку?

Слайд 3

Тема: « Алкадиены. Каучуки. » Цель: Систематизировать и обобщить знания по теме алкадиены и каучуки .

Слайд 4

Задание №1 Помогите мне правильно объяснить значение названия диеновые. Напишите общую формулу алкадиенов.

Слайд 5

Задание №2 «Алкадиены сходны со свойствами алкенов, но реакции присоединения могут идти неполно – по одной связи (1,2 - присоединения), по двум связям (1,4 - присоединения) и полно (1,2,3,4 – присоединение).» Напишите уравнения реакций для подтверждающие это утверждение

Слайд 6

Задание №3 Написать и назвать изомеры пентадиена – 1,3

Слайд 7

Тест: 1.Алкадиены имеют общую формулу: а) СnH2n+2 б) CnH2n в) CnH2n-2 г) CnHn 2. Как называется углеводород СН2 – СН ═ СН – СН ═ СН2? а) пентадиен-2,4; б) 1-метилбутадиен-1,3; в) пентадиен-2,3; г) пентадиен-1,3. 3. Число изомерных алкадиенов с общей формулой С5Н8 равно: а) трём; б) четырём; в) пяти; г) шести. 4. Исходным веществом для синтеза бутадиена-1,3 по методу Лебедева является: а) н- бутан; б) этиловый спирт; в) бутиловый спирт; г) бутен-1. 5. При дегидробромировании 1,3-дибромпентана образуется: а) пентадиен-1,2; б) пентадиен-1,3; в) пентадиен-1,4; г) пентадиен-1,5 6. Изопрен в промышленности получают: а) методом Лебедева; б) дегидрохлорированием 2-метил-1,3-дихлорбутана; в) дегидрированием 2-метилбутана; г) дегидрированием 2-метилбутена-2. 7. Алкадиены способны присоединять: а) водород; б) галогеноводороды; в) галогены; г) все предыдущие ответы верны. 8. Резину получают в результате процесса: а) полимеризации изопрена; б) вулканизации каучука; в) деполимеризации каучука; г) сополимеризации бутадиена-1,3 со стиролом. 9. Натуральный каучук получают из: а) картофеля; б) пшеницы; в) млечного сока гевеи; г) сахарной свеклы. 10. При добавлении к каучуку более 30% серы (к общей массе) образуется: а) синтетический каучук: б) эбонит; в) гуттаперча; г) хлорпрен.

Слайд 8

Работа с наглядным материалом - коллекции «Каучуки» 1)изучить коллекцию «Каучуки» 2) Выписать в тетради не менее трех примеров каучуков, используемых вами в повседневной жизни. 3) Пользуясь текстом учебника и пояснительной запиской к коллекции найти не менее двух способов получения каучуков и записать их в тетрадях.

Слайд 9

Цель: Систематизировать и обобщить знания по теме алкадиены и каучуки . РЕФЛЕКСИЯ: Полезен был вам урок? Понравились вам формы работы на уроке?

Слайд 10

Домашнее задание Составить видио отчёт или фотоотчёт о применении каучуков в быту.

Слайд 11

Лист самоконтроля задание оценка 1 2 3 тест За работу в группе Итоговая оценка