Методическая работа

Панина Марина Ивановна

руководитель ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Клишинская ООШ»

Праздник осени для учащихся начальных классов

18 октября 2017г.

Сценарий праздника осени для школьников «Осенние посиделки»

Цель праздника – создать условия для: 

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; 
  • формирования любознательности; 
  • развития творческих способностей учащихся; 
  • реализации творческого потенциала учащихся; 
  • сплочения ученического коллектива; 
  • формирования чувства прекрасного; 
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива; 
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников; 
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации. 

Оформление: выставка букетов; плакаты; гирлянды из осенних листьев; выставка рисунков «Разбежались краски по осенней сказке»; поделки из природного материала «Их сделала сама природа»; музыкальные грамзаписи.

Ведущий:  Здравствуйте  ребята, здравствуйте  гости!

На  дворе  у  нас  стоит  прекрасная  пора,  которая  радует  яркой  окраской  цветов,  многообразием  плодов  и  многим  другим.  Сегодня  мы  проводим  «Праздник осени»!

Ведущий  замечает  листик        

Ведущий:  Это  что  ещё  за  шутки?

                  Что  за  листик  к  нам  летит?

                  Подождите – ка  минутку

                 Тут  письмо  для  нас  лежит.

 Так,  посмотрим…  адрес  верный,

                Наш  указан    класс.

                Поздравляют  в  нём,  наверно,

                С  праздником  всех  нас.

(читает  письмо)

Дорогие  ребятишки!

Я  на  праздник  к  вам  иду,

И  сегодня  эти  листья  из  лесу  меня  ведут.

Как  получите  записку,

Время  не  теряйте,

Значит  где-то  близко  я,

Вы  меня  встречайте!        (Осень)

Ведущий: Дорогая, ОСЕНЬ ,О том, как тебя ждут на нашем празднике расскажут ребята 1 класса.

Чтец.(Петрова Настя)

Приходи к нам, Осень, в гости!

Принеси рябины гроздья,

Меду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

Любим мы твои дары!

Нет в году щедрей поры!

     Чтец.(Ильина Зина)

Как красива Осень,

В пестром сарафане!

В чистом небе - просинь,

Клен горит, как пламя.

Над водой - березка

Золотою свечкой,

И плывут листочки

Вниз по тихой речке

 Чтец (Пономарёва Вика)

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и красивый.

Чтец (Рубанов Дима)

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,
Осень наступает.

1-й ведущий. Как из чудесной сказки, пришла к нам царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его, лесные жители! Укрыла осень яхонтовым ковром землю, нашу кормилицу.

Дохнул ветер, зашелестели на осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели в теплые края, не все лесные жители подготовились к долгой зиме. Много у осени забот и хлопот.

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Осень».

Ведущая:

Стихи об осени прочитают ребята 4 класса

ТЕКСТ: Песня «Наступила осень»

1.Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Это листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.

Припев: 

Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.

2. С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут тучи, тучки
Кап-кап-кап.
Лица грустные у мам и пап.
Лица грустные у детворы
От осенней слякотной поры.

Припев:

Ля-ля-ля-ля…

3. Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
Улетают птицы вдаль
Улетают птицы вдаль

Ведущий: Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем богатым урожаем.

Попробую сейчас вам загадать загадки;

1.    Как надела сто рубах - захрустела  на зубах      ( капуста)

 

2. Что копали из земли, жарили, варили   и всегда хвалили ?( картошка)

   

3.    В лесу на одной ножке  выросла лепёшка ( гриб)

 

4.   Никого не огорчаю, а всех  плакать заставляю  ( лук) 

А сейчас ребята 3 класса покажут и расскажут про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались? 
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим 
Сценка «Луковые посиделки». 3 класс


Выскакивает Лучок 


Лучок: 

Я и репчатый, и зелёный, 
Я и сушеный, и солёный. 
Как приправа к блюдам 
Я полезен людям! 
Угадали? Я ваш друг – 
Я простой зелёный лук! 


На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян 


Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята. 


Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата? 


Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки 


Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка 


Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули. 


Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице? 


Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп… 


Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят. 


Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный. 


Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли. 


Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано? 


Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось». 


Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти. 


Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный». 


Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. 


Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть. 


Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть. 


Все уходят. Появляется Лучок 


Лучок: 

Лук зелёный – объеденье! 
Он приправа к блюдам. 
Ешьте, дети, лук зелёный: 
Он полезен людям. 
Витаминов в нём не счесть – 
Надо лук зелёный счесть! 
И головки лука тоже 
Нам полезен и пригож! 

Ведущий:

Песня в исполнении учащихся начальной школы «Ах, какая осень!»

Осень. Здравствуйте, детушки мои дорогие! Здравствуйте, солнышки мои золотые! Как я рада видеть вас! Рада вашему смеху расчудесному! Рада улыбкам вашим прекрасным! А вы знаете, кто я? (Ответы детей.)

Да, я Осень.

Осень (берет в руку корзинку). Эта корзинка у меня не простая, а волшебная. В ней лежат отгадки на мои загадки.

Загадывает загадки

.

1. Росло-повыросло.

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

На зубах очутилось.

(Орех.)

2. В земле крошки, из земли - лепешки.

(Зерна.)

3. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста.)

4. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка.)

6. Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Крепкие, соленые.

(Огурцы.)

5. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая.

На вкус - как сахар, сладкая.

(Морковь.)

7. Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки.

(Помидоры.)

8. Над землей трава,

Под землей - алая голова.

(Свекла.)

9. В землю бросишь крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И гляди - уже растет

Самоварчик-корнеплод.

(Репа.)

10. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)

1-й ведущий. Осыпает октябрь наземь золотую и багряную листву. Стелет по жухлым травам листвяной покров дивного красочья...

Песня об осени

 «Листики – кораблики»

Осень разноцветная
Появилась в городе,
Листики раскрасила
Все багряным золотом.

Припев:

Как кораблик маленький
Кружится листочек,
По осенней лужице
Желтый мотылечек.

Стало небо ниже,
Холодней на улице,
 Листья закачались
 На осенних лужицах .

Припев:

Как кораблик маленький
Кружится листочек.
По осенней лужице
Желтый мотылечек.

Желтые и красные
Листики кружатся,
С ветерком играют,
Падать не боятся.

Припев:

Как кораблик маленький
Кружится листочек,
По осенней лужице
Желтый мотылечек.

Тучи в небе хмурятся,
На асфальте лужи,
Некуда нам спрятаться
От осенней стужи.

Припев:

Как кораблик маленький
Кружится листочек,
По осенней лужице
Желтый мотылечек.

Ведущий

Внимание, уважаемые гости! Сегодня   наша красавица ОСЕНЬ проводит аукцион. ОСЕНЬ— продавец, вы — покупатели. Играют и родители, и дети. Объясняю игру. ОСЕНЬ принесла  вам яблоко, спрашивает, что можно приготовить из него. Кто последний скажет, тот берет яблоко себе. Понятно? Итак, начинаем.

Ведущий:

Молодцы!

А теперь вашему вниманию Сценку нам покажут ученики 2  класса. Она называется

«Как помидор стал красным». 


Вед. Жили на одном огороде овощи. 


Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются. 


- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец. 
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста. 
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук. 
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор. 


Вед. 

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его. 
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт. 

Вед. 

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться. 


Помидор: 

- Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. 
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете. 


Огурец: 

- Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех. 


Лук: 

- Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться! 


Вед. 

А помидор всё своё твердил. 


Помидор: 

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. 
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете. 


Овощи (хором): 

Хвалился, хвалился и с куста свалился! 


Вед. 

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила. 
Летела мимо ворона. 


Ворона: 

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен. 


Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда. 


Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите. 


Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными. 

Ведущая Дорогие дети! Осень.  сплела свой парадный венок из осенних цветов и листьев. И она хочет провести с вами игру.

Проводит игру «Передай осенний веночек по кругу». Все игроки встают в круг и под музыку передают друг другу венок. Тот, на ком музыка прекратится, выходит. И так до последнего игрока, который и становится победителем. 

Танец «Рябинки»

Осень А теперь я говорю начало пословицы , дети должны произнести ее конец.

1. Посеешь в пору - соберешь... (зерна гору.)

2. Всякое семя знает... (свое время.)

3. Без хозяина земля - круглая... (сирота.)

4. Не хвались травой, хвались... (сеном.)

5. Работа и мучит, и кормит, и... (учит.)

6. Весна красна цветами, а осень... (пирогами.)

7. Холоден сентябрь да... (светел.)

8. В огороде не скучаем, значит, будем с... (урожаем.)

9. Упал с дерева один лист - жди... (осени.)

10. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, дождь льет и снег... (метет.)

1-й ведущий. А сейчас Осень проведёт с вами игру  «Овощное разнообразие».

Из представленных овощей - помидоров, огурцов, капусты, картофеля - необходимо выбрать овощ, соответствующий описанию, и положить его в лукошко

1. Раньше этот овощ разводили только для красоты. Индейцы его называли «крупной ягодой», французы - «яблоком любви», итальянцы - «золотым яблоком». Из этого овоща можно приготовить вкусные салаты и другие блюда. (Помидор.)

2. Еще в Древнем Египте люди пили ароматный сок этого овоща. Древние греки когда-то так назвали один из своих городов. Без этого овоща не обходится ни один салат и винегрет. (Огурец.)

3. Четыре тысячи лет назад люди впервые стали употреблять его в пищу, используя в конце обеда как сладкое блюдо. В переводе с латинского языка означает «голова». Без этого овоща не сварить ни борща, ни щей. (Капуста.)

4. Один англичанин-путешественник ввез в одну из стран овощ, который очень вкусен и к завтраку, и к обеду, и к ужину. (Картофель.)

.

Ведущий:Я сейчас зачитаю вам отрывки из стихотворений, а вы должны назвать автора.

1. Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев)

2. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

(Ф. Тютчев)

3. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

4. Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная

краса –

Люблю я пышное природы

увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

(А. Пушкин)

5. Славная осень. Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

(Н. Некрасов)

Все поют песню «Осенний листок» (сл. и муз. Е. Ведищевой).

 Ведущий. Наша встреча с вами сегодня не может обойтись без танца.

2.Конкурс «Весёлый огородник».  


На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат 10 луковиц. Урожай лука нужно перенести в корзину. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Игрок держит ракетку за ручку. По сигналу он двигается к грядке - обручу. Берёт лук из грядки, кладёт на ракетку и возвращаются к команде. Кладёт луковицу в корзину и передаёт эстафету другому

Ведущий

 А вашему вниманию предлагается сценка О самой вкусной , о самой здоровой и полезной еде , которую мы получаем с грядки осенью

Ведущий

Листья  солнцем  наливались,

Листья  солнцем  пропитались

Налились  и  полетели

Ветер  золото  кружит

Золотым  дождём  шумит.

Ведущий:  А  чтоб  всё  было похоже,

                 Листопад  устроим  тоже

                 Пусть  здесь  для  всех  ребят

                Листья кружатся  и  летят!

(Игра  «Листопад»)

Между двумя стульями натягивают веревку. Команды становятся на разные стороны. Им выдается равное количество осенних листьев - 15-20 штук. Листья разбрасываются по полу. Задача игроков за 1 мин перебросить свои листья на сторону соперников. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше листьев

Ведущий

А сейчас скажите, найдутся ли такие детки, которые любят петь частушки? Экспромтом .(без подготовки) Дети выбирают частушки, наряжаются в сарафаны, повязывают платки и поют.

  Грибные частушки 


Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно 
Про грибы споём частушки очень замечательно. 


Я на дереве сидела, с высоты грибы смотрела 
Как подуло ветерком, я с берёзы кувырком. 


Сколько лет тебе, Сморчок? Ты, наверно, старичок? 
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня! 


Лёня рано-рано встал, все грибы в лесу собрал 
Хвалится грибочками с беленькими точками. 


Кабы, кабы, да кабы, на носу росли грибы, 
Сами бы варилися, да и в рот катилися. 


Девочки – поганочки пляшут на поляночке, 
Не жалеют каблуков, распугали грибников. 


По лесочку шла я шла, много я грибов нашла 
Как увидела медведя, еле ноги унесла. 


Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли! 
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Ведущий: Осень невозможно не любить, нельзя не любоваться её красотой. Но

пришла пора прощаться.  На прощание мы хотим подарить тебе песню

 (Песня «ЛАСКОВАЯ ОСЕНЬ» муз: Анны Олейниковой, сл: Ларисы Ратич)

 

  Осень. Я прощаюсь с вами до следующего года. Славно мы с вами сегодня отдохнули. Спасибо вам за это! До встречи, до встречи, друзья!

Чудесный  праздник!  Спасибо,  ребята!  А    я  хочу  пожелать  вам  быть здоровыми,  сильными  и  веселыми.  

Ведущий. 

За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело».

 Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца! Приглашаю всех на дискотеку!

Ведущий: Мы долго говорили, но совершенно забыли, что на дискотеке надо танцевать. Маэстро, музыку!

(Звучит музыка, все танцуют)
Песня про осень (Слова: Л. Палий, Б. Будар)
Ведущий: А теперь мы начинаем конкурсную программу.
Кто первым доберется до приза 
Участники добираются до приза с помощью двух дощечек. 
Становятся на одну, перебираются на другую, первую переносят вперед и т.д.
Танцевальный блок (2 быстрых, 1 медленная)
Осенние дорожки (Композитор: О. Полякова, Автор слов: В. Орлов)
Осень Постучалась К Нам
Здравствуй, осень (Ю.Слонов)
Ведущий 
Поздняя осень. Все небо в слезах.
Ветер холодный поет в проводах.
И, отправляясь в последний полет,
Листья танцуют осенний фокстрот.
Танец с яблоком
Каждая пара получает по яблоку, которое зажимается между лбами. Руками придерживать яблоко нельзя. Звучит медленная музыка, и пары начинают танцевать. Через какое-то время задание усложняется тем, что танцевать надо с завязанными глазами и под быструю мелодию. Выигрывает та пара, которая дольше других удержит яблоко.
Ведущий
Если вдруг нагрянет осень
И листок вам в руки бросит,
Значит, нечего стоять –
Выходи к нам танцевать!
Танец-игра с осенним листком под песню группы «Лицей» «Осень, осень, ну давай у листьев спросим...». Лист передается в руки танцующих, получивший его выходит в круг и танцует.
Ведущий
Танцевальный блок ( 2 медленных, 1 быстрая)
Ах, какая осень! (З. Роот)
Осень милая, шурши!
А. Пугачева "Осень"
Конкурс «Одень друга»
Ведущий. Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.
Одна девочка и один мальчик набирают себе команду из четырех человек. Играющие придумывают название команды. Затем за 1 мин участники каждой команды должны надеть на капитана как можно больше своих вещей.

Танцевальный блок
Осенний Листопад (Александр Корецкий)
Желтые Листья (Катя Баженова)
Золотая Осень (Виталий Казначеев)
Осень (Леонид Телешев)
Ведущий:
Как ни жаль, но пора прощаться 
Осень! Ах, время-то какое! 
Осень! Будем вместе до зимы! 
До свидания!
Заключительная песня
Пока Не Кончилась Осень ( Алла Горбачёва)

Ведущий: А сейчас , дорогие дети, родители приглашают вас на чаепитие.

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

МОУ «Клишинская ООШ»

Открытый урок в 1 классе по русскому языку.

27.03.2018г.

День открытых дверей для родителей

Учитель : Панина М.И.

Тема урока:  «Слово и слог. Деление слов на слоги».

Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

- Покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Прозвенел уже звонок.

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руки тихо поднимаем,

Если спросят,  отвечаем.

Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас.

- Откройте тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Давайте вспомним, о чем нас предупреждает человечек, сидящий за партой.

(ПКЧАГ – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)

- Запишите сегодняшнее число. 27 марта. Классная работа.

- К какому времени года относится месяц март?

- Весна запоздала, но чтобы она быстрее наступила, давайте поможем веточке распуститься. За все ваши правильные ответы на уроке на веточке будут распускаться листочки.

2.Чистописание

- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания:

«Эта буква широка и похожа на жука»?

- Дайте характеристику звуку, который мы записываем этой буквой.

- Запишем букву Жж.

(Учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе).

- Пропишите целую строчку.

3.Актуализация знаний.

- Прочитайте слова: жираф, ужи, ежи, жук.

- Что общего в этих словах?

- Какое слово лишнее?

- Как же узнать, сколько в слове слогов?

(хлопки, подбородок, правило, дыхание)

- Как разделим на слоги?

(Дети выходят к доске по одному и делят слова на слоги).

- Назовите тему нашего урока.

- Значит, чему мы будем учиться на уроке?

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЛИСТОЧЕК.

4.Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

Кур крадёт.

Кто это?

(Лиса. Правильно, но как лису назвать ласково? Лисица)

(Повесить картинку на доску)

- Какую букву в этом слове нам нужно запомнить?

- Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит.

(Выходит девочка с картинкой лисы)

- Я – лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке.

- Давайте составим предложение со словом лисица.

(Дети составляют предложения).

- Какие правила написания предложения вы знаете?

Запись предложения у доски:Лисица живет в норке.

- Назовите знакомые орфограммы.

- Разделите слова на слоги.

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.

5.Физминутка.

- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

- Что такое трехсложные слова?

- Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.

Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.

6.Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 34. Найдите упражнение 6. Прочитайте задание.

(Один ученик читает задание вслух).

- Поработаем в парах. Выполним это задание.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

УМНИЧКИ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

7.Физминутка.

Тихо встали, потянулись,

Раз – присели, Два – нагнулись,

Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.

8.Работа с учебником(продолжение)

- Выполним упражнение 7.

- Как называется эта сказка?(«Репка») Прочитаем. Каких героев не хватает? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово (дед). Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?

ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.

9.Закрепление.

- Давайте поиграем.  Сделайте первый слог вторым. У вас получатся новые слова.

(камыш, навес, насос, рады)

- Запишите новые слова.

ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.

10.Итог урока.

- Зачем нам был нужен этот урок?

- Чему вы научились?

11.Рефлексия

- Подумайте и ответьте на вопрос:

- За что я могу себя похвалить?

- За что я могу похвалить своих одноклассников?

- За что я могу похвалить учителя?

- Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям.

- Спасибо за урок!

 (Эту надпись сделать на другой стороне доски магнитными буквами)



Предварительный просмотр:

МОУ «Клишинская ООШ»

Доклад на ШМО «Гуманитарного цикла»

Панина М.И.

2020-21 уч.год

 Нормативное регулирование использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон "Об образовании в РФ") создает все необходимые предпосылки для использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.

Статья 13 Закона "Об образовании в РФ" закрепляет общие требования к реализации образовательных программ, в частности, определяется, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение. Таким образом, дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение необходимо относить к образовательным технологиям (технологиям обучения).

В тоже время, в соответствии со статьей 2 Закона "Об образовании в РФ" к средствам обучения и воспитания относятся компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Статья 16 Закона "Об образовании в РФ" определяет порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. В настоящее время приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 утверждён порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:

   электронные информационные ресурсы;

   электронные образовательные ресурсы;

   совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Таким образом, образовательные организации вправе использовать смешанное обучение, совмещая электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии и организацию обучения в учебных аудиториях либо использовать исключительно электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. Таким образом, обучающийся может находиться дома, на своем рабочем месте, в помещениях любой другой организации, где имеется персональный компьютер или иное устройство с доступом в информационно-образовательную среду своей образовательной организации. При этом местонахождение обучающегося не будет являться местом осуществления образовательной деятельности, в связи с чем лицензирование образовательной деятельности и аккредитация образовательных программ рабочих мест обучающихся не требуется.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

В соответствии со статьей 28 Закона "Об образовании в РФ" образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, а к компетенции образовательной организации относится использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий и электронного обучения.

Необходимо отметить роль образовательных организаций по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов.

В соответствии со статьей 28 Закона "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет". Статья 29 Закона "Об образовании в РФ" раскрывает данную компетенцию образовательной организации, в частности образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

В соответствии со статьей 18 в общеобразовательных организациях формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к:

   Профессиональным базам данных;

   Информационным справочным и поисковым системам;

   А также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд общеобразовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

В соответствии со статьей 47 Закона "Об образовании в РФ" педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, в частности:

   Правом на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

   Правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

   Правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

   Правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии со статьей 13 Закона "Об образовании в РФ" использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

В соответствии со статьей 34 Закона "Об образовании в РФ" обучающимся предоставляется академическое право на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В то же время, согласно данной статье Закона "Об образовании в РФ" обучающиеся имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательной организации.

В соответствии со статьей 107 Закона "Об образовании в РФ" при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Важным аспектом использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций является экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, реализация которой предусмотрена статьей 20 Закона "Об образовании в РФ".

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Под экспериментальной деятельностью понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям государственной политики в области образования.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации и на уровне субъекта Российской Федерации.

Наряду с экспериментальной деятельностью, предусматривается также инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Инновационная деятельность в сфере образования реализуется посредством инновационных проектов и программ, которые реализуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения.

При реализации инновационного проекта и (или) программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

В соответствии со статьей 47 Закона "Об образовании в РФ" педагогические работники имеют право на участие в экспериментальной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос соотношения применения электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности и форм обучения.

Согласно статье 17 Закона "Об образовании в РФ" образование может быть получено:

   В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

   Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в общеобразовательных организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, в том числе исключительное применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий, не является формой получения образования, в частности допускается интеграция очного обучения и электронного обучения или с использованием дистанционных образовательных технологий, а форма обучения не изменяется.

В тоже время, право выбора формы получения образования и формы обучения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося в соответствии со статьей 44 Закона "Об образовании в РФ".

С учетом вышеуказанного, можно отметить, что выбор формы получения образования является исключительной компетенцией родителей (законных представителей) обучающегося, а вопрос использования электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности является исключительной компетенцией образовательной организации, в связи с чем не требуется получение согласия родителей (законных представителей) обучающегося на применение данных технологий в обучении.

Вместе с тем, при организации обучения по индивидуальному учебному плану необходимо руководствоваться статьей 34 Закона "Об образовании в РФ", согласно которой обучающемуся предоставляются академические права, в частности на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Кроме этого, необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, например, согласно статье 8 закона г. Москвы от 10.03.2004 № 14 "Об общем образовании в городе Москве" с учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в городе Москве реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

По вопросам материально-технического обеспечения образовательной деятельности с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 28 Закона "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии со статьями 8 и 9 Закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего среднего общего образования в частности к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

В соответствии со статьей 35 Закона "Об образовании в РФ" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. В то же время, обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 был утвержден перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, который в частности содержит перечень технических средств обучения, в том числе оборудования для проведения онлайн-трансляций.

В связи с чем образовательная организация обязана обеспечить обучающимся возможности прохождения обучения с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в части персональных устройств с выходом в сеть "Интернет", а субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить образовательные организации указанными средствами обучения.

На уровне нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, необходимо отметить следующие нормативные правовые акты, связанные с развитием использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительством Российской сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7.

В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" утвержден федеральный проект "Кадры для цифровой экономики", направленный на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам в соответствии с протоколом от 24.12.2018 № 16 был утвержден паспорт национального проекта "Образование", который направлен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Основной целью федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" является создание условий для поэтапного внедрения к 2024 году в образовательных организациях всех видов и уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды (далее – ЦОС), обеспечивающей формирование ценностей и саморазвитие обучающихся.

В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" планируется реализация следующих значимых мероприятий:

   Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы;

   Создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений;

   Обеспечение высокоскоростным и бесплатным Интернет-соединением государственных и муниципальных образовательных организаций, со скоростью 50 Мб/с для организаций, расположенных в сельском местности, и 100 Мб/с для организаций, расположенных в городах;

   Обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, направленной на качественное изменение содержания среднего профессионального образования, в том числе создание цифровой образовательной среды;

   Обновление, информационное наполнение и функциональные возможности официальных сайтов образовательных организаций;

   Использование при реализации основных образовательных программ современных технологий, в том числе технологий виртуальной и дополненной реальности и "цифровых двойников";

   Создание сети из 340 центров цифрового образования для детей "IT-куб".

Федеральный проект реализуется в рамках подпрограмм "Содействие развитию дошкольного и общего образования" и "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" проектной части государственной программы "Развитие образования".

Главные цифры федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" к 2024 году:

   Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране;

   Внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей;

   Обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с;

   Создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

Цифровая образовательная среда в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" представляет собой подсистему социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий.

Целевая модель цифровой образовательной среды - это модель комплексного функционирования ключевых компонентов современной и безопасной цифровой образовательной среды с целью обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, включающая:

   Модель профиля "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, включая требования к педагогам и обучающимся;

   Модель построения индивидуального учебного плана;

   Модель автоматизации административных, управленческих и вспомогательных процессов образовательной организации;

   Модель внутренней системы оценки качества образования через цифровую образовательную среду.

Целевая модель цифровой образовательной среды была утверждена приказом Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649, который регламентирует формирование и развитие цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, что оказывает непосредственное влияние на создание условий для широкого внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, обеспечение доступности качественного онлайн-контента и решение других актуальных вопросов цифровизации системы образования.

В целях формирования нормативной правовой базы для формирования цифровой образовательной среды в 2019 году Минкомсвязи России и Минпросвещения России были утверждены совместные приказы:

   От 30.04.2019 № 218/172 "Об утверждении архитектуры, функциональных и технических требований к созданию федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и набору типовых информационных решений";

   От 16.08.2019 № 461/425 "Об организации работы по применению наборов технологических стандартов и требований для размещения цифрового образовательного контента с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды".

Указанные документы определяют целевое состояние цифровой образовательной среды, а также общие требования к технологическим решениям.

Распоряжением Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 были утверждены методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий, направленные на внедрение в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий. Данные методические рекомендации позволяют определить состояние цифровизации общеобразовательных организаций в соответствии с передовым уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Минпросвещения России совместно с Центром цифровой трансформации образования ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" запущена первая очередь платформы ЦОС – "Маркетплейс образовательных услуг и сервисов", на котором в абсолютно свободном режиме (с учетом фильтрации содержания на критерии безопасности для детей, получивший положительную экспертную оценку) любой участник образовательного процесса может размещать свои цифровые учебные курсы, симуляторы и задачники, интегрировать онлайн-сервисы для школьников. На сегодняшний день на платформе ЦОС уже зарегистрированы ведущие компании рынка образовательных сервисов и размещены первые образовательные продукты путем интеграции с информационными системами и ресурсами образовательного контента, разрабатываемого организациями-поставщиками соответствующих услуг.

Следующим шагом к цифровой трансформации образования является обновление содержания образования - цифрового образовательного контента.

В целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" Правительство Российской Федерации проведет с 1 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых (далее - эксперимент).

В рамках данного эксперимента цифровая образовательная среда определяется как совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В части работы с контентом платформа ЦОС обеспечит реализацию следующих возможностей:

   Поиск необходимого контента, определяемого с учетом интересов участников отношений в сфере образования;

   Просмотр и использование выбранного контента встроенными средствами платформы ЦОС с использованием типовых средств просмотра веб-ресурсов без установки дополнительного программного обеспечения для участников отношений в сфере образования либо с использованием информационных ресурсов и мобильных приложений информационно-коммуникационной образовательной платформы;

   Передача сведений об использовании контента в общеобразовательные организации, в которых обучаются обучающихся;

   Загрузка контента на персональные устройства участников отношений в сфере образования в зависимости от типа контента и разрешения правообладателя.

Платформа ЦОС при организации образовательного процесса также обеспечит:

   Проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы;

   Проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий, включая технологии прокторинга).

В рамках платформы ЦОС планируется развитие, эксплуатация и интеграция (взаимодействие) региональных информационных систем и ресурсов, направленных на повышение эффективности функционирования ЦОС, деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, за счет возможности реализации:

   Электронного документооборота;

   Планирования финансово-хозяйственной деятельности;

   Электронного дневника;

   Электронного журнала;

   Электронного расписания;

   Электронной библиотеки образовательных материалов;

   Учета освоения дополнительных общеобразовательных программ;

   Учета достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;

   Коммуникационной среды участников образовательного процесса и системы быстрого обмена сообщениями;

   Электронной отчетности.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность и (или) электронное обучение, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утверждён приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.

В соответствии с данным приказом организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Федеральные государственное образовательные стандарты содержат ряд положений, связанных с развитием использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.

Например, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, содержит следующие положения в части использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

   Размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

   Проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

   Обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда (далее – ИОС) общеобразовательной организации должна обеспечивать:

   Информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;

   Планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;

   Мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;

   Мониторинг здоровья обучающихся;

   Современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

   Дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

   Дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Аспекты использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций нашли свое отражение также в примерных основных образовательных программах общего образования.

Например, примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию в соответствии с протоколом от 08.04.2015 № 1/15, содержит следующие положения в части использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает создание в образовательной организации информационно-образовательной среды, представляющей собой открытую педагогическую систему, сформированную на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Основными элементами ИОС являются:

   Информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

   Информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

   Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;

   Вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

   Прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т.д.).

Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:

   В учебной деятельности;

   Во внеурочной деятельности;

   В исследовательской и проектной деятельности;

   При измерении, контроле и оценке результатов образования;

   В административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы и органами управления.

Концепции учебных предметов и предметных областей также содержат нормы, связанные с использованием цифровых технологий в преподавании отдельных учебных предметов и предметных областей, в частности концепция преподавания учебного предмета "Обществознание" предполагает обеспечение при изучении обществознания возможности использования разнообразных электронных информационных и образовательных ресурсов, включающих:

   Инструменты организации индивидуальной или совместной деятельности обучающихся (учебные компьютерные игры, тренажеры и симуляторы, сетевые инструменты проектной деятельности);

   Цифровые учебные модули для самостоятельного углубленного изучения отдельных тем и разделов;

   Библиотеки электронных образовательных ресурсов по обществознанию для самостоятельного или совместного изучения и обсуждения;

   Банки стандартизованных контрольных измерительных материалов и других средств диагностики результатов обучения.

В целях принятия мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Министерством просвещения РФ были утверждены приказы от 17.03.2020 № 103 “Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий” и № 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".

Ниже представлен перечень методических рекомендаций, разъяснений и писем Министерства образования и науки России и Министерства просвещения Российской Федерации по различным аспектам использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций:

   Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций";

   Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий";

   Письмо Минпросвещения России от 01.04.2020 № ВБ-752/04 "Об организации дистанционного обучения";

   Письмо Министерства просвещения РФ от 08.04.2020 № ГД-161/04 "Об организации образовательного процесса";

   Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 "О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий".

В заключение необходимо отметить, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" в трудовую функцию педагогических работников входит: