Методические разработки уроков и мероприятий

Мураховская Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

с.Рождетсвено

Конспект урока русского языка 4 класс :

«Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану»

Подготовила: учитель начальных классов: Мураховская О.А.

 

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

Работа в группах по карточкам

—  Запищите слова в три столбика, вставьте пропущенные буквы.

Ж..льцы, в ворот..х, ..ставили, возвр..тились, з..горелись, к перил..м, к..рмить, п..сматривал, припаев, гл..за, ..тправились.

—  Что общего в словах? (Это слова с безударными гласными.)

В каких частях слова встречается орфограмма? (В приставке, в корне, в окончании.) Объясните способы проверки слов.

IV. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение, определите его тему. Постарайтесь догадаться, о ком мы будем писать изложение.

То на дереве сидит,

То в окно моё глядит.

Летом нравятся ей мошки,

 А зимою любит крошки.

 Прилетит с утра к кормушке

Всех разбудит погремушка.

А сама-то невеличка

 И зовут её …………….

Г. Косаревский

-  О ком это стихотворение?

-  Какие строки, на ваш взгляд, определяют главную мысль стихотворения?

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Подкидыш.

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в граве.
Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.
Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.
Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.
Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.

(62 слова.)
 (Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один ученик с хорошими навыками чтения читает выразительно вслух.)

2.Беседа по содержанию текста:

-  Определите тип текста. (Повествование.)

-  О ком говорится в тексте? Какова его тема?

-  Что вас особенно заинтересовало в повествовании?

—  Какова главная мысль рассказа?

—  Как можно озаглавить текст?

3. Составление плана текста

—  На сколько частей разделили текст?

—  О чём говорится в каждой части?

—  Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

Примерный план

1. Находка.

2. Как быть с ней?

3. Чужое гнездо.

4. Приемные родители.

4. Лексическая работа

5. Пересказ текста по плану

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

—  Найдите в тексте слова с безударными падежными окончаниями, объясните их правописание.

-  Найдите существительные во множественном числе, определите падеж, назовите окончания.

-  Найдите в тексте слова с проверяемыми орфограммами корня.

(Учащиеся по цепочке называют слова и подбирают проверочные слова.)

-  Выпишите в тетрадь слова с непроверяемыми орфограммами.

2. Анализ предложений текста

-  Объясните постановку запятых в предложениях текста. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, репетирование текста.)

VIII. Подведение итогов урока

-  Какие умения мы закрепляли при написании изложения?



Предварительный просмотр:

Тема: "Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Цели урока:

   1.Формировать предметные умения: выполнять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число. Формировать УУД.

   2.Формулировать проблемный вопрос. Познавательные УУД.

   3.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, планировать действия. Регулятивные УУД.

Оборудование: учебник , карточки с названиями островов, таблица «Алгоритм деления», карточки с примерами на деления( с ошибками при делении уголком)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

     -Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение, ведь сейчас у нас урок математики, а математика – это царица наук. Давайте пожелаем друг другу, чтобы наш урок прошел успешно и у каждого из вас сегодня на уроке все получилось. Включаются в учебную деятельность.
    Проверяют готовность к уроку. Здороваются с учителем, с гостями и приветствуют друг друга улыбкой.

II. Устный счёт.

А сейчас проведем устный счет.
Уменьшите в 9 раз каждое из чисел.
180, 540, 270, 3 600, 8 100, 7 200.
Найдите значение выражения удобным способом.
2608+529+392+271=3800

III. Создание проблемной ситуации

 1. Поставьте знаки:

714 * 7 = 102       824 * 8 = 103

420 * 6 = 70         468 * 1 = 468

(ответы учеников)

2. Дели двумя способами:

244 : 4     812 :7

78 :6        3456:8=

 (1 способ - делят как сумму, 2 способ – уголком)

   - Ребята, как вы думаете, нам каким способом делить удобнее? (делить уголком)

- При решении этих примеров у вас возникла трудность? (да, делить 3456 на 8 было сложнее)

- Как вы думаете, почему? ( Потому что 3456– многозначное число)

- Значит мы сможем определить тему нашего урока? (Деление многозначных чисел на однозначное)

-На какой вопрос будем искать ответ? (Как разделить многозначное числа на однозначное?)

-Это и будет цель нашего урока.

VI Применение новых знаний

- Прежде чем приступить к работе, вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частое).

- При делении с остатком, о чем мы не должны забывать? (Остаток должен быть меньше делителя).

-Сначала вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить деление: 986 : 2

(Ученик выполняет деление с объяснением у доски)

 -Механизм деления многозначных чисел на однозначное число не изменяется. Убедитесь в этом сами.

Объяснение приема деления можно провести по записям, данным в учебнике на с. 15. Ученики сами дают объяснение, пользуясь «Памяткой», а учитель помогает им. Комментирование может быть таким:

«Первое неполное делимое – 3 сотни, значит, в частном будет три цифры.

Делю сотни: 3 разделить на 3. В частном будет 1.

Умножу 3 на 1. Получится 3.

Вычитаю: 3 – 3 = 0. Остатка нет.

Образую второе неполное делимое – 2 десятка.

2 разделить на 3, в частном получится 0. Умножаю 3 на 0.

Получится 0. Вычту: 2 – 0 = 2.

Сравниваю остаток с делителем: 2 меньше, чем 3.

Образую третье неполное делимое – 24.

Разделю: 24 : 3 = 8. В частном будет 8.

Умножу: 3 х 8 = 24.

Вычитаю 24 – 24 = 0. Остатка нет. Деление окончено.

Читаю ответ: 108».

Задание № 70 учащиеся также решают с комментированием.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Применение новых знаний.

1.Работа в группах.

1 ГРУППА 296:4=(…+…)…4=…

2 ГРУППА 3843:9=(…+…+…)…9=

3 ГРУППА 3843:9=(…+…+…)…9=…

4 ГРУППА 273:5=(…+…)…5=…

5 ГРУППА 273:5=(…+…)…5=

2. Объясните, как выполнено деление друг другу.

3.А теперь выполните деление «уголком»

-Вы справились с заданием? В чём заключаются ошибки? (остаток больше чем делитель и т.д.)

VI. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу № 71 учащимся можно предложить решить самостоятельно, предварительно наметив план решения.

Ребята, прочитайте задачу (Дети читают).

Задача простая или составная?

Составная.

Что надо найти первым действием?

Надо узнать, сколько пассажиров во 2-м автобусе.

-Что будем узнавать вторым действием?

А вторым действием мы ответим на главный вопрос задачи: «На сколько человек в первом автобусе меньше, чем во втором?».

После этого дети решают задачу самостоятельно, а одного учащегося можно вызвать решать на закрытую доску. Потом провести проверку.

1) 48 х 3 = 144 (п.) – 2-й автобус

2) 144 – 48 = 96 (п.)

О т в е т: на 96 человек меньше.

Задачу № 72 учащиеся решают с комментированием у доски.

Всего – 96 б.

Тратили – 10 д. по 8 б.

Осталось – ? б.

1) 8 * 10 = 80 (б.) – истратили

2) 96 – 80 = 16 (б.)

О т в е т: 16 банок осталось.

2. Решение примеров.

Задание № 75 решают самостоятельно.

4. Посчитайте, сколько треугольников на чертеже.

VII. Итоги урока.

Ребята, что нового узнали на уроке?

Сегодня на уроке мы рассмотрели новый прием деления, когда в частном образуются нули. Также продолжили работу над задачами и примерами изученных видов.

Домашнее задание: задания № 73 и № 74.

VIII. Рефлексия.

-На какой вопрос мы сегодня искали ответ? (Как разделить многозначное число на однозначное?)

-Ответили на данный вопрос?

-Каким способом  деления мы пользовались на уроке? ( Деление столбиком)

-Повторяем ещё раз алгоритм деления.

-А теперь оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Я умею…

Мне было трудно…