Выступления на ШМО учителей начальных классов и педсоветах

Мураховская Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС

в начальной школе.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования \ в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

     Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, т.е. умения учиться. Таким образом, сегодня, в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты,  учитель должен понять, что нельзя во главу угла контроля ставить проверку только предметных знаний, умений и навыков, а  оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Значит, методы и формы  текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться, требуют кардинального обновления.

       В качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта -

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 

-поиск средств ее осуществления; 

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 

 - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 

 - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

       Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю: – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы работы, которыми овладели ученики; – пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся. В этом же, прежде всего, педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка.  Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего  невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же  полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается.         Это дает учителю основу возможности   более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Само же выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия  переноса своих  знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала  провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение такого указанного в стандарте требования к метапредметным результатам, как: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

      Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности. 

     Конечно, не  стоит забывать., что все зависит от работы учителя: диагностика лишь предлагает особый способ проверки результатов обучения, а следовательно, на основе этого и возможность совершенствования процесса обучения, которая позволяет учителю не просто дать детям определенные знания, но приучить их думать, сомневаться, рассуждать. 

      Еще одно положение стандарта, являющееся одной из характеристик портрета выпускника начальной школы звучит: " владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности". Этот обобщенный результат конкретизируется в таком метапредметном результате, как: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. О формирование данного универсального учебного действия, также может рассказать педагогическая диагностика. Она позволяет определить, насколько сформирован этот компонент учебной деятельности: как ученик выполняет учебные действия; как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каждый выполняемый шаг решения, как выбирает из текста данные, необходимые для выполнения задания, как умеет объяснить, на каком основании выполнено то или иное действие, как понимает конкретный смысл выполненных действий. Примером могут послужить задания с проверкой готовых ответов и подбору арифметического действия к данному вопросу. Такие задания требуют от учеников установления взаимосвязей между текстом задачи, готовым решением и вопросами к данному решению. Способность ученика рассмотреть решенную задачу, найти ответы на вопросы, не соответствующие порядку действий при верном решении задачи, позволяет выяснить, насколько сформированы у него важнейшие для учебной деятельности операции контроля и самоконтроля, что позволит проверить один из отраженных в стандарте результатов.

   Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (планирующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль). 

  Довольно часто в педагогической диагностике встречаются задания, имеющие несколько вариантов правильного решения. Поэтому, в том случае когда ученик находит все правильные варианты, выполнение задания оценивается высшим баллом, если найден один из верных вариантов, ученик получает два балла из трех возможных. Особенность диагностической работы и состоит в том, чтобы не только проверить, выполнено или не выполнено задание, а выяснить, в чем причина невыполнения или частичного выполнения. Часто это свидетельствует о недостаточной степени сформированности самоконтроля: ученик ограничивается нахождением одного верного ответа и не проверяет иных возможных вариантов решения. Один из заявленных в стандарте результатов: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Решение этих задач тоже можно проверить с помощью диагностики. В ней довольно много заданий направлено на выявление уровня овладения детьми этим универсальным учебным действием. Для успешного выполнения заданий на обобщение, выявление общего существенного признака ученик должен перебрать несколько возможных вариантов основания для объединения слов в группу, проверить, каким общим признаком обладает та или иная группа слов. 

        Проведение  педагогической  диагностики  и  ее  анализ  —  дело,  безусловно,  достаточно  трудоемкое, но если учитель  задумывается о действительных  результатах своей педагогической  деятельности,  хочет  достичь  результатов,  определенных  в  новом  стандарте  начального  образования,  среди  которых  особое  место  занимает  формирование  универсальных  учебных  действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.  



Предварительный просмотр:

                                         ОВЗ - что это такое?

Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение.

     В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.  Дети, имеющие нарушения в развитии отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

     Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами. Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.

     Дети, с нарушениями: слуха (поздно оглохшие, слабо слышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития; опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы.   Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром.

    Грамотное психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей   позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе.  Они могут свободно общаться со своими ровесниками. Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении. Социальная политика государства в области инклюзивного образования В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества «особых» детей. Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой.  Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение обще педагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей. Проблемы и трудности инклюзивного образования Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании «особых» детей не все так просто.      Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего". Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с  «особенным»  ребенком. В-четвертых, не все   способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.     Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему. С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога. Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий. Основные направления работы в системе инклюзивного образования Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям. Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития «особых»детей  и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ. Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания. В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ. В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик. В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка . Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении «особых»детей.  Помимо этого, рекомендуется: активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др. В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.   

 

Особенности работы с детьми  ОВЗ

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

     Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

1. игровые ситуации;

2. дидактические игры, ;

3.игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «особых» школьников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения «особых» детей 

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

Система работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня для педагогов актуальной является проблема организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического или физического развития. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Вместе с тем отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. По мнению Л.С. Выготского, ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом». Поэтому целью образования «особых»детей   является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем «особым» детям  :

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии);

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

Основной целью  является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении «особых»детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Проектная технология во внеурочной и урочной деятельности

     «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев.

     В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

     В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Сейчас слово «проект» начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

    В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

     Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

      Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

     В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

     Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.

Применение метода проектов определяется рядом требований:

  • Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проектах «Ветераны Великой Отечественной войны Улитинского сельского округа внимание было привлечено к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества). Затем определяется цель проектной работы и задачи.
  • Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
  • Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
  • Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.

Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект;
  • межпредметный проект.

Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.