Готовься к экзамену

Саблина Анна Николаевна

Дорогие девятиклассники!

Очень надеюсь, что материалы этой страницы помогут вам при подготовке к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власть – влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая

Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте

Сила – применение физического воздействия с целью навязать свою волю

Государство – 1. страна, политически организованный народ на определенной территории

2. организация верховной власти на определенной территории

Политическая система – государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие определенные политические цели

Признаки государства – единая территория; - единая система управления; - единая система законов; - монополия на легальное применение силы; - право на взимание налогов

- обязательность членства в государстве – гражданство; - представительство от имени общества в международных делах; - суверенитет

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах

Внешние и внутренние функции государства

Внешние: защита интересов гос-ва  во взаимоотношениях с другими гос-вами; - обеспечение обороны; - развитие отношений с другими гос-вами, взаимовыгодное сотрудничество с ними

Внутренние – защита существующего способа производства; - участие в управлении экономикой; - охрана общественного порядка; - регулирование социальных отношений;

- культурно-воспитательная, идеологическая деятельность

Национально-государственное устройство: способ территориальной организации государства или союза государств. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

   Унитарное:

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;

3.Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства;

5. Одноканальная система налогов

   Федеративное:

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации

3.Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

5. Двухуровневая система налогов

Конфедерация:

1. Объединение государств на договорной основе для достижения определенных целей

2. Субъекты конфедерации –  полностью самостоятельные государства

Форма правления - система организации высших органов государственной власти (кто и как правит): монархия (абсолют абсолютная и ограниченная) и республика  (парламентская и президентская)

 Монархия  - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству.

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти

Ограниченная монархия — государственная власть рассредоточена между монархом и другими высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями

Президентская республика — государство, в котором в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент

Парламентская республика — парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку.

Политический режим – совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Демократический – режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитарный - отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности,

Тоталитарный - государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на насилие, оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, допускается геноцид.

Правовое государство  - государство, в котором осуществляется верховенство закона, равноправие граждан,  защита гражданских прав и свобод, сильная судебная власть

Гражданство – связь человека и государства, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях

Избирательное право (активное – право граждан участвовать в выборах, пассивное – право гражданина быть избранным)

Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо партию

Референдум – всеобщее голосование граждан по наиболее значимым вопросам

Политическая партия, ее признаки – политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими интересами, выражающая интересы каких-либо социальных групп, имеющая программу, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.



Предварительный просмотр:

Право

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения

Право – система обязательных правил поведения, установленных государством

Естественные права – данные человеку от рождения

Правовой статус – совокупность прав и обязанностей человека

Норма права – правило поведения лиц в какой-либо правовой ситуации, обязательное для исполнения

Отрасли права – совокупность правовых норм, регулирующих сходные правовые отношения

Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, порядок образования представительных органов, права и обязанности граждан 

Законодательная власть в РФ – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации

Исполнительная власть в РФ - правительство

Судебная власть в РФ – Конституционный суд, арбитражный суд (по экономическим вопросам), суды общей юрисдикции

Полномочия Президента РФ – верховный главнокомандующий, назначает председателя правительства и министров, отправляет их в отставку, назначает выборы в Госдуму и распускает ее, подписывает законы

Сделка – действия лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей 

Договор  - сделка 2 и более сторон

Правоспособность – возможность иметь права, быть под защитой закона

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности, вступая в сделки

Потребитель  - гражданин, приобретающий, заказывающий товары и услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли

Исполнитель – организация или частный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителю

Трудовой договор – договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. Соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации. Работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда, своевременно выплачивать заработную плату.

Подросток и труд – сокращенная рабочая неделя, запрет работать ночью и на тяжелых работах, отпуск 31 день, учебный отпуск для сдачи экзаменов и др.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом

Уголовная ответственность – частично с 14 лет, полная – с 16 лет

Административная ответственность – с 16 лет

Презумпция невиновности - закрепленное в праве положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.



Предварительный просмотр:

Общество. ОГЭ.

1. Из-за утечек ежегодно в моря и океаны попадает большое количество нефти. Она растекается на поверхности воды в виде плёнки, губительной для всего живого. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

           1) экологических            3) демографических

           2) экономических           4) социальных

2. Глобальные проблемы современности

           1) связаны только с развитыми странами

           2) могут решаться автономно друг от друга

           3) затрагивают все человечество

           4) возникли одновременно с появлением человека и общества

3. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

           1) верно только А             3) верны оба суждения

           2) верно только Б             4) оба суждения неверны

                     

4. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ                 СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) расчёт параметров бюджета страны                1) духовная

Б) создание службы занятости населения            2) социальная

В) очередные выборы главы государства            3) экономическая

Г) разработка бизнес-плана компании                 4) политическая

Д) концерт всемирно известного музыканта

5. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, актуальные для всех регионов планеты.

Б. Глобальные проблемы ставят под угрозу выживание человечества.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Современное общество способно полностью контролировать природные процессы и регулировать силу стихийных бедствий.

Б. Дефицит природных благ побуждает общество развивать обмен между разными регионами планеты.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

7. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

         1) социальная стратификация, мобильность            3) наука, образование

2) республика, федерация                                          4) издержки, прибыль

8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Природа выступает для человека источником средств для жизни. (Б)Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению природы, исчезновению многих видов животных и растений. (В)Человеку следует бережнее относиться к природе, чтобы обеспечить выживание следующих поколений.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

9. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество?

1) принятие новой конституции страны

2) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

3) составление свода законов государства

4) предоставление привилегий отдельным сословиям

10. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

11. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, мораль                                3) сословие, этнос

2) федерация, конфедерация                       4) капитал, деньги

12. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности                        3) общества и природы

2) гражданина и государства                4) производства и потребления

13. Верны ли следующие суждения об основных сферах общественной жизни?

А. В каждой сфере общественной жизни решается определённая группа задач и проблем социального развития.

Б. Все сферы общественной жизни взаимодействуют друг с другом.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

14. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов

2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

4) организация природного заповедника

15. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

1) искусство, наука                        3) племена, народности

2) авторитет, престиж                   4) семья, этнос

16. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере жизни общества?

1) товары и услуги                   3) социальная стратификация, мобильность

2) выборы, партии                    4) художественное творчество, научная гипотеза

17. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) затопление рекой домов в посёлке

2) загрязнение почвы промышленными отходами

3) вырубка леса под строительство домов

4) изучение географии школьниками

18. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?

1) закрытие убыточных предприятий

2) введение пропорциональной шкалы налогообложения

3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях

4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

19. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

20. Учёные используют понятие «общество» для характеристики

1) природной среды обитания               3) результатов деятельности человечества

2) всего окружающего мира                  4) всего человечества

21. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует, прежде всего, этот пример?

1) экономической и духовной                  3) социальной и духовной

2) политической и экономической           4) политической и духовной

22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.Исторически природа «старше» общества.

Б.С возникновением общества природа начала развиваться по социальным  законам.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

23. Общество, в самом широком смысле слова, означает

1) естественную среду обитания

2) человечество в его единстве

3) определённую группу людей по интересам

4) стадию исторического развития народа

24. Существуют различные значения понятия «общество». В каком из предложений это понятие использовано в наиболее широком смысле?

1) Приятное общество собралось вечером на веранде дачи.

2) Древнекитайское общество возникло в бассейне реки Хуанхэ.

3) Человеческое общество прошло в своем развитии ряд стадий.

4) Общество любителей кошек провело ежегодную выставку.

25. Учёные изучают возрастной состав населения. Они исследуют сферу жизни

1) социальную                  3) экономическую

2) политическую              4) духовную

26. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

1) семья, этнос                    3) федерация, республика

2) спрос, предложение       4) образование, наука

27. К какой сфере общественной жизни относится проведение фундаментального научного исследования?

1) социальной                  3) экономической

2) политической              4) духовной

28. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится создание писателем сказок для детей?

1) социальной                  3) экономической

2) политической              4) духовной

29. К элементам духовной сферы общественной жизни относятся(-ится)

1) производство, потребление, распределение, обмен материальных благ

2) мораль, искусство, философия

3) закон, договорные обязательства

4) взаимодействие общественных групп

30. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится процесс создания материальных благ общества?

1) социальной                  3) экономической

2) политической              4) духовной

31. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.Организация государством очередной переписи населения является примером взаимосвязи социальной и духовной сфер общественной жизни.

Б.Производство по заказу правительства новых видов вооружений является примером взаимосвязи духовной и экономической сфер общественной жизни.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

32.  Какая сфера жизни общества включает в себя науку, мораль, религию и соответствующую деятельность людей?

           1) экономическая                3) социальная

           2) политическая                  4) духовная  



Предварительный просмотр:

Человек.

Биосоциальная сущность человека – на формирование личности человека влияют как биологические факторы (врожденные, человек – часть природы, живой организм), так и социальные (воспитание , самовоспитание).

Антропогенез – происхождение человека. Ок.2 млн лет назад –  древнейшие люди; 40 т.л. назад – чел-к современного вида, Homo sapiens.

Индивид – единица, представитель чел-ского рода

Индивидуальность – неповторимый комплекс характерных черт, отличающих одного человека от другого

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих человека как члена общества. Л. –  человек, как часть общества, субъект отношений и сознательной деятельности, обладает волей, самоконтролем и т.д. Л. – продукт социального развития. «Человеком рождаются, личностью становятся»

Социальная роль – способ поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением (статусом).

Социализация – процесс усвоения норм и освоения социальных ролей.

Первичная социализация – в семье, в детстве.

Вторичная социализация – в течение жизни.

Агенты социализации

Потребности – в чем человек нуждается.

Пирамида потребностей – физиологические, в безопасности, социальные, престижные, духовные

Деятельность – способ жизни человека, его взаимоотношения с миром. Особенность человеческой деятельности- сознательная, преобразующая, основана на целеполагании

Структура деятельности – потребность-мотив-цель-средства-процесс-результат

Субъект и объект деятельности

Виды деятельности – игра, труд, общение, учение, творчество

Общение – взаимодействие 2-х и более людей, обмен информацией

Межличностные отношения – непосредственный контакт, основанный на эмоциях (офиц-неофиц; знакомство-приятельство-товарищество-дружба-любовь)

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (конкуренция-акула, избегание-черепаха, приспособление-плюш мишка, компромисс-лиса, сотрудничество-сова)

1. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это

 1) инстинкты           2)сознание       3) рефлексы           4) адаптация

2. Человек в отличие от других представителей животного мира может

1) воспринимать и передавать информацию            2) проявлять заботу о потомстве

           3) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности

           4) использовать предметы, данные природой

3. Что характеризует человека как личность?

 1) принадлежность к определённой расе    3) черты внешнего облика

 2)качества, проявляющиеся в общении   4) тип темперамента

4. Какая потребность присуща как человеку, так и животным?

1) в творчестве    2) в продолжении рода    3) в познании мира   4) в успехе

5. И человек, и животное

 1) изготавливает орудия труда с помощью других орудий

 2) пользуется предметами, данными природой

 3) оценивает свое поведение                                      4)мыслит абстрактно

6. Ученица 3 класса Маша готовится к диктанту по русскому языку, а её брат играет в компьютерную игру. Сравните два вида деятельности: учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) выполнение домашнего задания      2) желание получить результат

3) контроль со стороны учителей и родителей

4) соблюдение определённых норм и правил


7. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют

 1)способностями                3) межличностными отношениями

 2) сферами общественной жизни              4) взаимными уступками


 8. Взаимные отношения, деловую или дружескую связь между людьми ученые обозначают понятием

1) общение            2) познание    3) творчество         4) свобода

         

 9. Формирование чувства прекрасного является целью

 1) экономической деятельности           2) художественного творчества

 3) политической деятельности           4) материального производства


10. Руководитель отдела с утра провёл совещание сотрудников, а вечером у него запланирована встреча с одноклассниками.

Сравните эти две формы межличностных отношений: официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) соблюдение формальных правил в общении  

2) обмен информацией между людьми           3) способ взаимодействия людей

4) личная привязанность, симпатия - основа возникновения общения

11. Общению, в отличие от игры и труда, всегда необходимо

 1)творческое начало           2) наличие партнера

 3) наличие мотива           4) следование определенным правилам и нормам

12. Иван узнал, что Артём пригласил на свой день рождения всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артёмом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

 1)         посредничество              3)         уход из конфликтной ситуации

 2)         сотрудничество        4)         уступку противоборствующей стороне



Предварительный просмотр:

Человек и общество. Повторение-2

1. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Формирование личности завершается к совершеннолетию человека.

Б. Формирование личности связано с освоением человеком различных социальных ролей и норм.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В стране Z учёные опросили граждан о том, как глобальные проблемы отражаются в их повседневной жизни. (Б) Оказалось, что более половины опрошенных ощущают проявления экологических проблем и готовы принимать участие в их решении. (В) Жаль, что пока этих людей не так много, как хотелось бы.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты            2) выражают мнение

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено 3. буквой.

(А) Ежедневно на работе каждый из нас вступает в разнообразные межличностные отношения. (Б) В зависимости от ситуации они могут быть официальными и неофициальными. (В) Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты            2) выражают мнение

4. Какой пример иллюстрирует, прежде всего, трудовую деятельность человека?

1) участие в школьном турнире по настольному теннису

2) чтение книги о географических открытиях

3) поступление в вуз

4) проведение школьного урока учителем

5. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде         3) наличие органов чувств

2) способность к творчеству         4) наличие сознания

6.Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Общество изменяет, преобразует естественную среду.

Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

7. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием

1) обучение        2) свобода               3) творчество           4) общение

8. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самопознании                    2) самореализации           3) продолжении рода

4) достижении определённого положения в обществе

9. Верны ли следующие суждения о развитии человека?

А.Человека формируют как природная среда, так и социальные отношения.

Б.На формирование личности влияют культурные традиции и ценности.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

10. В отличие от животного человек

1) способен к продолжению рода            3) умеет находить пропитание

2) умеет проявлять эмоции                  4) способен к самооценке своего поведения

11. Ученики с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность

1) игровую            2) трудовую           3) учебную           4) познавательную

12. Игра, в отличие  от иных видов деятельности, предполагает

1) преобразование природной среды         3) передачу определенной информации

2) наличие воображаемой обстановки               4) общение с другими людьми

13. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

1) экономической и социальной                  3) экономической и политической

2) социальной и политической                    4) политической и духовной

14. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) открытие выставки художников-маринистов

2) покупка морепродуктов

3) создание сети национальных парков и заповедников

4) купание в проруби в праздник Крещения

15. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?

1) приток населения в динамично развивающиеся регионы

2) выплата пособий малоимущим гражданам

3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях

4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

16. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на развитие общества?

А. Природа является источником ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей человека, общества в целом.

Б. Природные условия влияют на культурное творчество, традиции и обычаи людей.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны        



Предварительный просмотр:

Социальная сфера

1.Что отличает семью от других социальных групп?

1)единство интересов                                          2)общие цели деятельности

3)наличие правил деятельности                          4)совместный быт

2. Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди

1)связаны кровным родством                                   2)имеют общие интересы

3)трудятся на одном предприятии                           4)обращаются друг к другу за советом

3. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как депутаты парламента?

1)политический      2)этнический                 3)территориальный            4)культурный

4. Какую социальную роль может исполнять подросток?

1)военнослужащий-контрактник                    2)опекун младшего брата

3)водитель автобуса                                         4)посетитель интернет-сайта

5. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?

1)нуклеарная           2)авторитарная              3)демократическая         4)матриархальная

6.Татьяна Викторовна работает учителем. Помимо уроков она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы; много времени тратит на общение с родителями своих учащихся. Действия Татьяны Викторовны иллюстрируют

1)социальную роль                                                   2)социальный конфликт    

3)социальную структуру                                         4)социальную политику

7. Под социальной структурой общества понимают

1)любые изменения в социальном положении человека

2)совокупность принятых в обществе социальных норм

3)степень освоения личностью культурных ценностей

4)совокупность социальных общностей и групп и их отношений

8. Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ                                                                 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А)покупатель                                                                                1)подростки

Б)пользователь Интернета                                                           2)взрослые

В)учащийся гимназии                                                           3)и подростки, и взрослые

Г)офицер

Д)избиратель

9. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1)пассажиры     2)мужчины         3)горожане                 4)инженеры

10. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение.

Б.Все социальные нормы, как правило, закрепляются в письменных источниках.

1)верно только А      2)верно только Б      3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

11. Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

1)социальным престижем     2)социальным статусом

3)социальной мобильностью     4)социальной ролью

12. Считается, что каждый человек, приехавший в Санкт-Петербург, должен побывать на набережной Фонтанки и прикоснуться к скульптурке Чижика-Пыжика. Этот пример иллюстрирует действие

1)этикета                   2)морали              3)традиции               4)права

13. Среди приведенных статусов человека назовите предписанный (заданный)

1)преподаватель     2)глава совета директоров       3)болгарин          4)продавец магазина

14. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А.Основанием для объединения людей в социальную группу является социально значимый признак

Б.Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

1)верно только А      2)верно только Б      3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

15. В качестве одного из видов конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда человек одновременно входит в две группы с противоположными интересами. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?

1)         Друзья поссорились во время подготовки к школьному празднику.

2)         Супруги К. не смогли договориться о том, как назвать своего сына.

3)         Хоккеист М. играет против команды своего родного города.

4)         К. отказался возместить материальный ущерб, причинённый его сыном.

16. Совокупность взаимосвязанных социальных общностей и групп учёные называют

1)         социальной политикой              2)         социальной мобильностью

3)         социальным неравенством               4)         социальной структурой

17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1)верно только А      2)верно только Б      3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

18. Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1)  общность повседневного быта                       2)  ведение совместного хозяйства

3)  кровнородственная связь                               4) прямые личные контакты

19. Анне 17 лет, она заканчивает среднюю школу. Её семья – родители и две сестры. В этих характеристиках проявляется

1) социальная роль личности                           2) личный авторитет

3) социальный статус личности                      4) этническая принадлежность человека

20. Верны ли следующие суждения о разрешении социальных конфликтов?

А. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов являются переговоры.

Б. Завершение конфликта всегда означает его разрешение.

1)верно только А      2)верно только Б      3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны



Предварительный просмотр:

«Экономика»

1. Первоначальный смысл слова «экономика»

А) торговое место                                   Б) домашнее хозяйство

В) хозяйство страны                               Г) международная торговля

2. Характерный признак традиционной экономики

А) преобладание свободного рыночного хозяйства

Б) регулирование производства товаров при помощи обычаев

В) конкуренция на рынках товаров монополий и свободных производителей

Г) централизованное государственное управление хозяйством

3. Какие из данных суждений верны:

А) Под экономическими благами понимаются блага ограниченные

Б) ограниченность экономических благ заставляет людей хозяйствовать рационально

1. верно А          2. верно Б           3. верно А и Б           4. не верно А и Б

4. На предприятии 130 мастеров-пивоваров, каждый трудится по 40 часов. В неделю разливается 1200 гекалитров пива. Какой показатель отражает производительность труда

А) пиво производится с применением традиционных технологий

Б) хмель поставляется из экологически чистых источников

В) специальная линия производит «живое» пиво, реализуемое через ресторан

Г) в течение часа на предприятии разливается 300 гекалитров пива

5. Фирма занимается производством прохладительных напитков. Что соответствует такому фактору производства как капитал

А) менеджмент предприятия

Б) работники цеха по розливу напитков

В) договора фирмы с поставщиками сырья

Г) оборудование для приготовления напитков

6. Отношения производства в обществе можно проиллюстрировать примером

А) проведение отпуска на популярном курорте

Б) покупка холодильника в супермаркете

В) выпечка печенья в частном кафе

Г) продажа уникальной коллекции монет

7. Какие из данных суждений верны:

А) Для рыночной экономики важна конкуренция между производителями

Б) Образование крупных монополий оздоровляет рынок, усиливает конкуренцию

1. верно А          2. верно Б           3. верно А и Б           4. не верно А и Б

8. Какая информация позволит сделать вывод о том, что в стране существует плановая (командно-административная) экономика

А) молодые работники имеют льготы на предприятии

Б) цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами

В) государство осуществляет денежную эмиссию

Г) большинство работников трудятся на промышленных предприятиях

9.  Верны ли следующие суждения

Назначением налоговой политики государства является:

А) перераспределение доходов от богатых к бедным для стабилизации общественных отношений

Б) обеспечение государственных расходов

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

10. Собственник одной обыкновенной акции предприятия имеет право

А) единолично распоряжаться имуществом предприятия

Б) осуществлять повседневное оперативное управление предприятием

В) получать часть дохода предприятия (дивиденды)

Г) вести переговоры с другими предприятиями

11. Работники фирмы получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется и в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма

А) государственную                               Б) кооперативную

В) частную                                               Г) акционерную

12. Что из перечисленного выступает в качестве доходных статей госбюджета

А) выплата процентов по государственному долгу

Б) прибыль от государственных предприятий

В) финансирование оборонного заказа

Г) реализация приоритетных национальных программ

13. На фоне спада производства в стране началось повышение цен. На необходимые товары цены выросли на 120%. Какое это экономическое явление

А) реприватизация                                  Б) девальвация

В) стагнация                                            Г) гиперинфляция

14. Укажите черты сходства (С) и различия (Р) плановой и рыночной экономики

А) решение проблемы использования ограниченных ресурсов

Б) действие механизма свободной конкуренции

В) стремление повысить эффективность использования факторов производства

Г) диктатура производителя над потребителем



Предварительный просмотр:

Политика. Вариант 1

1. Что из перечисленного связано с понятием «власть»

А) авторитет                                       в) воспитание

Б) социализация                                 г) самосознание

2. Политическая власть, в отличие от других видов власти,

А) регулирует поведение людей в обществе

Б) основана на управлении  и подчинении

В) распространяется на все общество

Г) проявляется в традициях и обычаях

3. Деятельность общественных классов, партий, групп, определяемую их интересами и целями, обозначают понятием

А) экономика                                   в) право

Б) мораль                                          г) политика

4. Верны ли следующие суждения о политической власти

А) политическая власть представляет собой разновидность общественной власти

Б) политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

5. К функциям политики не относится

А) отстаивание частных интересов людей в обществе

Б) обеспечение общественного порядка, целостности и стабильности общества

В) регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями

Г) формирование политической культуры

6. Верны ли следующие суждения о разделении властей

А) принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной

Б) принцип разделения властей является обязательным для демократического государства

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

7. Какой признак государства выражается верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости

А)публичная власть                        в) законодательная деятельность

Б) единство территории                  г) суверенитет

8. Парламент обладает властью

А) исполнительной                                в) законодательной

Б) судебной                                           г) партийной

9. К внешним функциям государства относится

А) обеспечение обороноспособности страны

Б) помощь малоимущим слоям населения

В) установление правовых норм

Г) поддержка и развитие образования

10. К внутренним функциям государства относится

А) участие в решении глобальных проблем

Б) регулирование экономических отношений

В) развитие взаимовыгодного сотрудничества

Г) отстаивание национальных интересов на международной арене

11. Верны ли следующие суждения

А) государство отличается от других институтов политической системы суверенитетом в определенных территориальных границах

Б) государство отличается от других институтов политической системы обладанием ряда исключительных прав

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

12. Форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству

А) тирания                                        В) республика

Б) деспотия                                       Г) монархия

13. Верны ли следующие суждения о форме правления

А) лучшей формой правления является та, которая соответствует традициям, истории, особенностям культуры данной страны

Б) лучшей формой правления является та, которая соответствует интересам господствующего класса

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

14. В стране М. правительство формируется на основе результатов парламентских выборов. При этом существует должность президента, который избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?

А) конституционная республика          В) парламентская республика

Б) президентская республика                Г) ограниченная монархия

15. Государство А обладает единой законодательной, исполнительной, судебной властью, издает законы, действующие на его территории. В каждой провинции, входящей в состав государства, действуют также свои властные органы, конституции и законы. Какова форма государственно-территориального устройства государства А?

А) монархия                                            В) унитарное государство

Б) конфедерация                                     Г) федерация

16. К формам государственно-территориального устройства относятся

А) унитарное государство, федерация     В) аристократия, технократия

Б) авторитаризм, тоталитаризм                Г) монархия, республика

17. Верны ли следующие суждения о правовом положении гражданина России?

А) Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации

Б) Гражданин России не может быть выдан другому государству

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

18. Политическим режимом называют

А) форму государства                           В) наличие репрессивных органов

Б) способ осуществления власти         Г) официальную идеологию

19. К авторитарному режиму относится

А) вмешательство в частную жизнь                                      

Б) общая обязательная официальная идеология

В) всепроникающее государственное воздействие на общество                                  

Г) ограничение прав и свобод граждан, особенно в политической сфере

20. В авторитарном государстве в отличие от тоталитарного

А) сохраняется свобода деятельности в различных сферах

Б) осуществляется всесторонний контроль над жизнью общества

В) существует единая идеология, обязательная для всех

Г) осуществляется право меньшинства на оппозицию

21. Основной признак демократического режима – это

А) гласность                                             В) народовластие

Б) принцип большинства                        Г) плюрализм

22. Верны ли следующие суждения о демократическом политическом режиме?

А) Решения принимаются путем подчинения меньшинства большинству

Б) Все жители страны делятся на «граждан» и «неграждан»

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны

23. Демократический режим характеризуют

А) однопартийная система                В) цензура над СМИ

Б) правовое государство                        Г)  наличие президента

24. Гражданин это тот, кто

А) обладает в стране соответствующей собственностью

Б) живет в стране не мене пяти лет

В) наделен определенными правами и обязанностями

Г) пользуется уважением окружающих

25. Какое из приведенных определений соответствует исключительно понятию «правовое государство»

А) государство, в котором реализован принцип разделения властей

Б) государство, в котором принимаются законы и собираются налоги

В) государство,  которое проводит независимую внешнюю политику

Г) государство, в котором признается двойное гражданство

26. К институтам гражданского общества не относится

А) профсоюз                                     В) комитет солдатских матерей

Б) политическая партия                   Г) региональный отдел образования

27. Демократическое правовое государство отличает

А) наличие правоохранительной системы

Б)выделение в составе государства автономных образований

В) верховенство законе, равенство всех перед законом и судом

Г) наличие в стране двухпалатного парламента

28. К базовым принципам демократических выборов не относится

А) тайное голосование                               В) альтернативность кандидатов

Б) явка избирателей                                     Г) объективность информации

29. В Российской Федерации путем выборов избирается (-ются)

А) министры                                           В) директора школ

Б) Генеральный прокурор РФ               Г) депутаты городской думы

30. Верны ли суждения о политической партии?

А) Политическая партия представляет собой группу людей, объединившихся для обсуждения политических вопросов

Б) Политическая партия является важным средством выражения мнения различных социальных групп

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны



Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию «Политическая сфера», 9 класс.  

  1. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле это …

А) власть                     Б) сила                     В) авторитет

  1. К каким видам власти (1 - родительская, 2 - административная, 3 -  законодательная, 4 - религиозная, 5 - судебная, 6 - дружеская) относятся следующие ее проявления:

А) директор фабрики подписал приказ об увольнении работника

Б) парламент принял поправки к закону «Об образовании»

В) мама запрещает дочери поздно гулять

Г) суд выносит приговор человеку, совершившему кражу

Д) священник организует мирное шествие прихожан

Е) студент уговорил приятелей пойти вместо лекций в кино

  1. Независимость государства во внешних делах и верховная власть во внутренних делах это           А) суверенитет                  Б) государственная монополия              В) сепаратизм

  1. Что из перечисленного НЕ является признаком государства:

А) территория, признаваемая другими государствами                  Г) наличие парламента

Б) единая система законов                                                                Д) монополия на применение силы

В) королевская власть                                                                       Е) право на взимание налогов

5. Какие функции государства внутренние, какие – внешние:

А) обеспечение обороны страны                       Г) регулирование социальных отношений

Б) охрана общественного порядка                    Д) развитие сотрудничества с другими государствами

В) защита экономической и социальной системы

Внутренние -

Внешние -

6. Какая форма национально-государственного устройства характеризуется следующими признаками: все территориальные единицы имеют одинаковый статус, единая система права, одноканальная система налогов

А) конфедеративная форма               Б) федеративная форма                          В) унитарная форма

7. Россия по форме национально-государственного устройства - ………… (напишите ответ)

8. Соотнесите понятие и его определение

1) монархия                                                  А) власть толпы

2) олигархия                                                 Б) власть народа

3) охлократия                                               В) власть немногих

4) республика                                               Г) власть лучших

5 ) аристократия                                          Д) власть одного

9. Монархия и республика это:

А) формы национально-государственного устройства               Б) формы правления

В) политические режимы

10. Президентская, парламентская, смешанная бывает …

А) республика                       Б) монархия                    В) демократия

11. Выберите черты авторитарных (1) и демократических (2) режимов:

А) наличие легальной оппозиции                            Г) власть главы государства ограничена законом

Б) разветвленный полицейский аппарат                 Д) права и свободы не соблюдаются

В) свободные СМИ                                                   Е) жесткая политическая цензура

(1)

(2)

12. Политический режим в России  - …………………….   (напишите правильный ответ)

13.  Россия по форме правления -   ……………………….   (напишите правильный ответ)

14. Электорат это

А) форма национально государственного устройства

Б) политика уничтожения собственного народа

В) круг избирателей, голосующих за какую-либо партию

15. Какие признаки относятся к правовому государству:

А) господство закона во всех сферах общественной жизни            Г)  сильная судебная власть

Б) защита прав и свобод граждан                                                      Д) преследование инакомыслящих

В) диктатура одной политической партии

16. Решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования    это –      А) гражданское общество      Б) избирательное право              В) референдум

17. Что из перечисленного является признаком политической партии:

А) активное избирательное право                                Г) партийный устав

Б) политическая программа                                         Д) легальность (законность) деятельности

В) руководящие органы и аппарат партийных чиновников

18. Соотнесите функции политической партии и их описание

1) социализаторская                а) овладение государственной властью

2) рекруиторская                      б) выражение интересов определенных групп населения

3) электоральная                      в) отбор и выдвижение кадров для парламента и правительства

4) политическая                       г) воспитание преданных членов партии и формирование

        политической культуры граждан

5) представительская               д) организация и участие в политических кампаниях

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

19. Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ.

Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? 

1) Активная политическая жизнь не является приоритетом.

 2) Снижение интереса к политике в стране Z может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.

 3) Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.

 4) Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.

                 5) Доверие к политическим партиям возросло, они стали

                        признанными лидерами общества.

20. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

1) Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.

2) Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.

3) Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.

4) Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.

5) Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.

Ответы:

1.А,

2. А-2, Б-3, В-1, Г-5, Д-4, Е-6

3. А

4. В,Г

5. БВГ;  АД

6. В

7. федерация

8.1-Д, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Г

9. Б

10. А

11. 1-БДЕ   2-АВГ

12. демократический.

13. республика

14. В

15. АБГ

16.В

17. БВГ

18. 1-Г, 2-Д,3-Б, 4-А, 5- В

19. 14

20. 124



Предварительный просмотр:

Зачет по обществознанию «Право»

1. Соотнесите название отрасли права и содержание отрасли.

1) Уголовное право

А)  Регулирует отношения между органами власти и гражданами

2) Семейное право

Б) Устанавливает преступность поступков и меру наказания за их совершение

3) Трудовое право

В) Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок

4) Гражданское право

Г) Регулирует взаимоотношения при вступлении в брак, разводе, в семейной жизни

5) Административное право

Д) Устанавливает порядок отношений работодателей и работников

2. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

А) силой общественного мнения                               Б) мнением авторитетных людей

В) привычками и традициями людей                 Г) силой государственного принуждения

3. Верны ли следующие суждения?

А) Все граждане России обладают правоспособностью независимо от возраста и состояния здоровья

Б) Полная дееспособность граждан наступает по достижении совершеннолетия

1. верно только а)

2. верно только б)

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4. В каких случаях нужно иметь гражданскую дееспособность (выпишите порядок букв – 1), а для каких достаточно правоспособности (порядок букв – 2):

А) быть владельцем квартиры

Б) купить мотоцикл

В) быть автором картины

Г) подарить ценную вещь

Д) брать на хранение ценные вещи

Е) быть квартиросъемщиком

Ж) иметь счет в банке

З) пользоваться жилым помещением

И) быть собственником имущества, доставшегося по наследству

5. На сайте известного информационного агентства появились сведения, порочащие репутацию крупной строительной компании. Куда следует обратиться руководителю компании для восстановления репутации?

А) в органы внутренних дел                                      Б) в суд

В) в нотариальную контору                                       Г) в местные органы управления

6. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою квартиру. В 1996г. она вступила в законный брак с гражданином Б. В 1997г. брак был расторгнут. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?

А) гражданка С.                                                           Б) гражданин Б.

В) квартира делится пополам

7. Верны ли следующие суждения?

А) каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства

Б) в воспитании детей главная роль по российскому законодательству отводится матери

1. верно только а)

2. верно только б)

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

8. Какова минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска работников частных коммерческих организаций (календарных дней)?

А) 18 дней                                            Б) 20 дней

В) 28 дней                                            Г) 30 дней

9. Петров, 16 лет, и Сидоров, 20 лет, были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении месяца оба были уволены, как не выдержавшие испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

10.На какие сроки заключаются трудовые договоры (контракты) – выпишите все правильные ответы?

А) до 3 лет                                           Г) на неопределенный срок

Б) до 5 лет                                            Д) на любой срок

В) до 10 лет

11. Установите соответствие между ситуацией и правонарушением

А) двое вооруженных мужчин совершили налет на пункт обмена валюты и похитили большую сумму денег

Б) бригада строителей не выполнила условия договора по строительству загородного дома для своего клиента

В) жилец производил ремонтные работы в своей квартире в ночное время, работал дрелью, нарушал сон соседей

Г) молодой работник регулярно опаздывает на работу по причине пробок

Д) жилец дома припарковал машину в неположенном месте

1) административное

2) уголовное

3) дисциплинарное

4) гражданское

12. На дискотеке несовершеннолетние М. и Н. принимали наркотические вещества. Затем между ними произошла драка. Н. был доставлен в больницу с сотрясением мозга и многочисленными переломами. М. сообщил следователю: «Я, честное слово, ничего не помню. Мы танцевали, потом укололись, потом я отключился и не помню ничего абсолютно». Будет ли М. привлечен к уголовной ответственности?

13. Приведи пример вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность с использованием одного или нескольких из этих приемов:

- Чувство мести

- Манипуляция понятием «надежность»

- Авторитет старшего

- Лесть

- Доверчивость, наивность несовершеннолетнего

- Манипуляция понятием «дружба»

- Обман несовершеннолетнего



Предварительный просмотр:

Право

1. Право – регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

А) исключительно силой общественного мнения  Б) мнением авторитетных людей

В) привычками и традициями людей          Г) силой государственного принуждения

2. Верны ли следующие суждения?

А) Право способствует упорядочению общественных отношений

Б) Нормы права часто совпадают по сфере деятельности с нормами морали

1. верно только а)                                                  3. верны оба суждения

2. верно только б)                                                  4. оба суждения неверны

3. Какое из понятий относится к виду нормативно-правовых актов?

А) штраф                Б) инструкция          В) сделка          Г) заявление

4. Конституционное право,  уголовное право, семейное право… Что это такое?

А) принципы права            Г) источники права                    В) теории права

Б) отрасли права                  Д) формы права

5. Что является примером нормы конституционного права

А) производитель  обязан оказывать потребителю качественные услуги

Б) водитель должен соблюдать Правила дорожного движения

В) граждане получают паспорт в 14 лет

Г) Президентом РФ может стать гражданин, достигший 35 лет.

6. Что из этого имеет отношение к Конституции:

А) регулирует отношения между органами власти и гражданами

Б) основной закон государства

В) определяет государственное устройство

Г) регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан

Д) определяет права и обязанности граждан

Е) устанавливает преступность поступков и меру наказания

7. Верны ли следующие суждения?

А)Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты

Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов

1. верно только а)                                                  3. верны оба суждения

2. верно только б)                                                  4. оба суждения неверны

8. Главой государства по Конституции РФ является

А) Председатель Правительства           Б) Президент

В) министр обороны                        Г) председатель Государственной Думы

9. Что относится к компетенции Президента РФ?

1)назначение высшего команования Вооружённых сил

2)управление федеральной собственностью

3)назначение на должность Председателя Центрального банка РФ

4)утверждение изменения границ между субъектами РФ

10. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А.Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ.

Б.Президент РФ является главой государства.

1)верно только А                                      3)верны оба суждения

2)верно только Б                                       4)оба суждения неверны

11. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право

А) избирать и быть избранным в органы государственной власти

Б) на получение бесплатного образования

В) на получение профессии в соответствии со своими способностями

Г) на неприкосновенность личности

12. Верны ли следующие суждения?

А) Все граждане России обладают правоспособностью независимо от возраста и состояния здоровья

Б) Полная дееспособность граждан наступает по достижении совершеннолетия

1. верно только а)                                 3. верны оба суждения

2. верно только б)                                 4. оба суждения неверны

13. Гражданин Н. Заказал в частной фирме новые пластиковые окна, которые должны быть установлены в течение 6 дней. Однако фирма нарушила сроки выполнения заказа. Нормы какой отрасли права нарушены?

А) гражданско-процессуального                 В) гражданского

Б) финансового                                              Г) административного

14. В какой из ситуаций собственник распорядился принадлежащим ему имуществом

А) гражданин, проживая за границей, имеет в собственности квартиру на родине

Б) гражданин подарил свой автомобиль сыну

В) гражданин на своем автомобиле выполняет работу курьера

Г) гражданин имеет загородную дачу, но не проживает на ней постоянно

15. Граждане М. и Н. обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, но им было отказано. Что могло стать основанием для отказа?

А) финансовая несамостоятельность обоих граждан, им помогают родители

Б) отсутствие у одного из граждан жилплощади

В) принадлежность к разным религиозным конфессиям

Г) наличие у одного из граждан нерасторгнутого брака

16. Верны ли следующие суждения?

А) каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства

Б) в воспитании детей главная роль по российскому законодательству отводится матери

1. верно только а)                                      3. верны оба суждения

2. верно только б)                                      4. оба суждения неверны

17. Какова минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска работников частных коммерческих организаций (календарных дней)?

А) 18 дней        Б) 20 дней                          В) 28 дней             Г) 30 дней

18. Верны ли следующие суждения?

А) продолжительность рабочего дня для учащихся учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа

Б) право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники

1. верно только а)                                      3. верны оба суждения

2. верно только б)                                      4. оба суждения неверны

19. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою   12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

1)знать своих родителей                                         3)жить и воспитываться в семье

2)свободно выражать свои мысли                         4)получать образование

20. Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются(-ется)

1)интересы государства                                3)приоритет частной собственности

2)нерушимость государственных границ                        4)права и свободы человека

21. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А.Согласно Конституции РФ, источником власти является многонациональный народ России.

Б.Конституция РФ запрещает субъектам Федерации принимать свои законы.

1)верно только А                                      3)верны оба суждения

2)верно только Б                                       4)оба суждения неверны

22. Что относится к гражданским (личным) правам человека?

1) на участие в управлении делами государства            

2) на социальное обеспечение по возрасту    

3) на участие в культурной жизни

4) на свободу и личную неприкосновенность

23. Что из перечисленного ниже является правонарушением?

1)отключение горячей воды в связи с ремонтом теплосети

2)закрытие магазина на ремонт

3)увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия

4)увольнение работника по инициативе работодателя после ссоры с начальством

24. В какой из приведенных ситуаций были бы нарушены права ребенка?

1)Родители запретили несовершеннолетнему гражданину Ю. участвовать в соревновании по легкой атлетике по состоянию здоровья.

2)На время длительной командировки родители решили отправить свою несовершеннолетнюю дочь жить в деревню к бабушке.

3)Нуждаясь в деньгах на покупку дачи, родители решили продать квартиру, которую их несовершеннолетний сын получил по наследству от бабушки.

4)Против желания девятилетнего сына Щ. родители решили перевести его в другую школу.

25. Какая из предложенных ситуаций служит примером трудового правоотношения? Бригада строителей

1)построила коттедж клиенту

2)потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы

3)совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома

4)приобрела новую спецодежду

26. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена?

1)На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.

2)Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период

 с 22 до 6 часов.

3)Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.

4)Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.

27. Что из перечисленного является признаком правонарушения?  

1)признание вины                                                               3)заявление потерпевшего

2)причинение вреда                                                   4)возбуждение уголовного дела

28. Административное право регулирует

1)общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства

2)отношения работников и работодателей

3)отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти

4)имущественные и личные неимущественные отношения

29. Административное наказание последует за

1) нарушение правил дорожного движения          2) кражу куртки в школьной раздевалке

3) доказанное получение взятки должностным лицом

4) посещение врача во время школьных занятий

5) нецензурная брань в общественном месте

6) систематический прогул школьных занятий без уважительной причины

7) распространение наркотических веществ на школьной дискотеке

8) отказ от выполнения приказа директора школы

30. Установите соответствие между ситуацией и правонарушением

А) двое вооруженных мужчин совершили налет на пункт обмена валюты и похитили большую сумму денег

Б) бригада строителей не выполнила условия договора по строительству загородного дома для своего клиента

В) жилец производил ремонтные работы в своей квартире в ночное время, работал дрелью, нарушал сон соседей

Г) молодой работник регулярно опаздывает на работу по причине пробок

Д) жилец дома припарковал машину в неположенном месте

1) административное

2) уголовное

3) дисциплинарное

4) гражданское



Предварительный просмотр:

Духовная сфера

1. По окончании девятого класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1)среднее общее образование                     3) среднее профессиональное образование

2)высшее профессиональное образование                  4) основное общее образование

2. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1)верно только А     2)верно только Б      3)верны оба суждения    4)оба суждения неверны

3. Сравните эти две области (формы) духовной культуры: науку и религию.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)объяснение важнейших вопросов в жизни людей

2)вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами

3)поиск объективных теоретических знаний о мире

4)влияние на формирование мировоззрения человека

ЧЕРТЫ СХОДСТВА      ...                    ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ         ...

4. Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин

1)искусство                     2)религия                        3)мораль                        4)наука

5. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1)вера в сверхъестественные силы                

2)многообразие художественных стилей

3)критический анализ результатов познания

4)формирование представлений о прекрасном

5)система объективных знаний о природе и обществе

6. Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает

1)доказательность теоретических положений

2)особая значимость субъективного восприятия мира

3)отражение мира в художественных образах

4)ориентация на представления о добре и зле

7. Мужчина развёл костер, взял в руки бубен и начал свой танец. Он обращался к духам неба, реки и леса. Данный пример иллюстрирует деятельность в сфере

1)эстетики                    2)религии                  3)науки                                  4)морали

8. Девятиклассник общеобразовательной школы Сергей участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается в секции фигурного катания. На какой ступени образования находится Сергей?

1)высшее профессиональное образование                  3)среднее общее образование

2)основное общее образование                    4)среднее профессиональное образование

9. Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

А.  Мировые религии имеют наибольшее число последователей во всём мире.

Б. К мировым религиям относят христианство, католичество, ислам и буддизм.

1)верно только А     2)верно только Б      3)верны оба суждения    4)оба суждения неверны

10. Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип

1)искусства             2)морали                             3)политики                        4)экономики

11. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.

Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

1)верно только А     2)верно только Б      3)верны оба суждения    4)оба суждения неверны

12. Алина работает врачом и учится на курсах испанского языка. Она пользуется услугами учреждения

1)общего образования                                 3)высшего профессионального образования

2)среднего профессионального образования                4)дополнительного образования

13. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье – это основной принцип

1)идеализма          2)патриотизма                    3)гуманизма                 4)порядочности

14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты                     2) выражают мнения

15. В современном мире возрастает ответственность ученых за свои открытия и исследования. Причиной этого можно считать

1) отсутствие талантливых и знающих ученых

2) усиление воздействия науки и техники на жизнь людей

3) отказ государства от финансирования научной деятельности

4) свертывание многих научных направлений и школ

16. Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?

1) разработка философами теории глобального управления

2) выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках

3) определение степени загрязненности водоемов при помощи хим. анализа воды

4) моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян

17. На экраны многих стран мира вышел кинофильм, насыщенный спецэффектами. Создатели рассчитывают получить рекордную прибыль. О продукте какой культуры идет речь?

1) массовой               2) народной            3) элитарной                 4) традиционной

18. Все эти термины, кроме одного, относятся к понятию «наука». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда:   эксперимент, гипотеза, анимизм, наблюдение, исследование, прогноз.