Классному руководителю

Саблина Анна Николаевна

Уважаемые коллеги!

На этой странице собраны материалы, рассчитанные, в первую очередь, на классного руководителя, но могут пригодиться любому учителю в организации его внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мини-спектакля «Основание Нижнего Новгорода»

Легенда об основании Нижнего Новгорода

Рассказчик:

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло.

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.

Скворец:

Скворец женился на восемнадцати женах, и было у него семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке.

Рассказчик:

Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу:

Скворец: – Скажи мне, чародей Дятел, какова будущая судьба моих детей?

Дятел: — Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские...

Скворец: – Спасибо  тебе, Дятел. Чем я тебе за совет добрый отплатить могу?

Дятел: – Прошу тебя, Скворец, пообещай мне, что, когда я умру, ты позаботишься о моем честном погребении.

Дятел уходит.

Скворец:

Когда умер чародей Дятел,  похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы».

Перед смертью Скворец завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда изгнали их с устья Оки, а князь Юрий Всеволодович построил здесь Нов-Град Нижний.

Скворец уходит.


Рассказчик: А случилось это так…

На горах то было, на горах на Дятловых,

Едет мурза, московский царь, по Воложке,

 По Воложке, на суденышке.

(Выходит князь с людьми слева)

 Говорит мурза людям своим:

Князь:

 "Слуги вы мои верные,

 Слуги верные, неизменные,

 Поглядите-ка, посмотрите-ка

 Вы на те ли на горы на Дятловы,

 Что это за березник мотается,

 К земле-матушке преклоняется?

 Вы, слуги мои, пойдите,

 Слуги верные, доглядите".

(Слуги ушли за ширму вправо)

Рассказчик:

 Слуги пошли, доглядели;

 Видят слуги: на горах на Дятловых

 Мордва в белых балахонах стоит,

 Стоит, своему богу молится,

 К земле-матушке на восток поклоняется.

Слуги воротились, (Выходят из-за ширмы)

 Низко мурзе поклонились;

 Говорят мурзе, московскому царю:

 

Слуги:

"То не березник мотается,

 Мотается-шатается,

 К земле-матушке преклоняется,-

 То мордва своему богу молится,

 К земле-матушке преклоняется".

Рассказчик: 

Вопросил же их мурза, московский царь:

 Князь:

"Зачем же они кругом становятся,

 С чем же они молятся"?

 Рассказчик:

Отвечают мурзе слуги верные:

Слуги:

 "Стоят у них в круг бадьи могучие,

 В руках держат ковши заветные,

 Заветные ковши, больши-набольшие,

 Хлеб да соль на земле стоят.

 Каша да яичница на рычагах висят,

 Вода в чанах кипит,

 В ней говядину жрец варит".

Рассказчик:

 И сказал слугам мурза, московский царь:

Князь:

 "Слуги вы мои, подите,

 Слуги верные, отнесите,

 Мордве на моляне скажите:

 "Вот вам бочонок серебра, старики,

 Вот вам бочонок злата, молельщики,

 На мордовский молян так и ступайте,

 Старикам мордовским серебро, злато отдайте".

(Слуги уходят за ширму вправо)

(Князь уходит за ширму влево)

Рассказчик:

 Верные слуги от мурзы пошли,

 Мурзин дар старикам донесли;

 Старики серебро, злато приняли,

 Суслом сладким слуг напоили;

 (Мордовские старики выходят справа)

 Мордовские старики от мурзы деньги получили,

 После моляны судили, рядили:

Мордовские старики:

 "Что нам мурзе в дар дать,

 Что московскому царю послать?"

 Рассказчик:

Меду, хлеба, соли взяли,

 С молодыми ребятами послали,

(Мордовские старики уходят за ширму вправо)

 Молодые ребята, приуставши, сели,

 Мед, хлеб да соль поели.

 Говорят:

Молодые ребята:"старики не узнают!"

 Земли и желта песку в блюда наклали,

 Наклавши, пришли

(Выходит князь с людьми слева)

 И мурзе, московскому царю, поднесли.

 Мурза землю и песок честно принимает,

 Крестится, Бога благодарит:

Князь:

 "Слава тебе, Боже, царю!

 Что отдал в мои руки мордовскую землю!"

 

Рассказчик: (Князь разбрасывает землю)

Поплыл мурза по Воложке,

 По Воложке на суденышке.

 Где бросит земли горсточку -

 Быть там градечку;

 Где бросит щепоточку -

 Быть там селеньицу. 

Вот так и исполнилось предсказание Дятла.



Предварительный просмотр:

Сценарий сценки Нижегородская ярмарка

Продавец-зазывала 1

Широко раскинувшись, ярмарка шумит,

Живая, многолюдная, душу веселит.

Продавец-зазывала 2

Голосит, волнуется, торгует да торгуется,

Большая, деловитая, товарами набитая.

Продавец-зазывала 3

Веселая, богатая, на шутки тароватая,

Щедрая, и пестрая, как хор многоголосая!

- Торг  на средней Волге существовал издревле. В 17 веке  у стен Макарьевской обители возникла ежегодная двухнедельная ярмарка, составившая славу Нижегородского края. Уже в середине 17 века она стала международной. Здесь торговали русские, европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы

-  В Нижний Новгород ярмарка была перенесена после большого пожара 1816 года. Специально для ярмарки был построен комплекс различных сооружений – административные здания, храмы, гостиный двор и торговые ряды, мост и каналы, и даже канализация.

- Ярмарка славилась обилием и разнообразием товаров – кожа, шерсть, железо, хлопок, фрукты, чай и изделия народного промысла, так необходимые в повседневной жизни людей.

- Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.

Продавец-зазывала 1

Внимание! Внимание!

Ярмарка открывается,

Народ собирается.

Продавец-зазывала 2

Все спешите!

На ярмарку заходите,

Глаза протрите.

Да что-нибудь купите!

Продавец-зазывала 3

У нас есть все, как в Греции:

Даже заморские специи.

Подходи, не робей,

Денег не жалей!  

Продавец-зазывала 1

Для ваших карманов

Столько понастроено балаганов,

Каруселей и качелей

Для праздничных веселий

Продавец-зазывала 2

- Пироги горячи,

только, что из печи!

С пылу, с жару,

за копейку пару!

Сладкие на меду,

давай в шапку накладу!

Продавец-зазывала 3

- А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех!

Тверже столетних дубов,

избавляет от лишних зубов! 

   Торговец  хохломскими изделиями.

Эй, народ сюда иди, на товары погляди!

Привезли из далека мы не ситец, не шелка,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо ложки,

Расчудесные ковши,

Чашки-плошки хороши!

К вам приехала сама Золотая Хохлома!

 Другой торговец  хохломскими изделиями.

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь.

Ложки золоченные,

Узоры крученные!

Налетайте, налетайте!

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Торговец  городецкими изделиями

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Покупатель:

- Здесь игрушки знатные,

Складные да ладные,

Они повсюду славятся,

Авось и нам понравятся!

Продавец матрешек

Вот она –  красавица

Всем матрешка нравится!

Как матрешка хороша –

Радуется русская душа!

Покупатели:

- Из Семенова матрешка,

а внутри – матрешки-крошки.

- Алый, шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука

 В деревянные бока.

 - Держит розочки в руке,

и спиральки на платке.

- В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Коробейник 1

Вот товары хороши -  что угодно для души:

ленточки в косички, шарфы да рукавички!

Ай, пригожая девица,

Черноброва, круглолица,

Ниже пояса коса,

Все отдам тебе, краса!

Коробейник 2

Эй, народ, и млад и стар,

Подивись на мой товар!

Бусы, нитки, кружева,

Есть тесьма и бахрома,

А для девок красных

Ленты есть атласные!

   

Эй, купчина-куманек!

Развяжи свой кошелек –

Покупай жене да дочке

Шитый золотом платок!

Коробейник 1

Кружевницы, кружевницы,

Постарались мастерицы.

Балахонские узоры

И царице будут впору.

Рассмотри товар поближе -

Даже лучше, чем в Париже

Сапожник:

- Сапоги жениховские, блестят –

на тебя глядят.

Обувай на ножки

да скачи по семейной дорожке!

Покупатель:

- А сам-то ты откуда?

- Из Арзамаса, разве не видно? Только у нас, в Выездной слободе  лучшие сапоги шьют. Аль не слыхал?

- Сапоги со скрипом,

Будешь ходить с шиком!

Чаруй женску половину,

Накинь к цене полтину!

Покупатель:

- Хороши сапоги, только подметки – ошметки

Тряхнул ногой, они и долой

Прохожий:

- Да-а-а, на улице грязь –

опять сапожник князь

Сапожник:

- Глянь…

Стелька-то выборная,

Подметки – хребтовые .

На ноге будут как влитые. Поверь!

А не поверь,

так хоть примерь!

Покупатель:

А пожалуй… Не прогадаю – покупаю!

Сапожник:

- Носить вам  - не износить!

Трепать – не истрепать!

Продавец-зазывала 1

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Лишь к прилавку подойдешь

Без покупки не уйдешь!

Продавец-зазывала 2

Тары – бары, растабары,

расторгуем все товары!

Вместе. Приходите, приезжайте,

Все, что надо, покупайте!



Предварительный просмотр:

Веселые конкурсы для проведения классного «Огонька»

Буквы в ряд

Участники конкурса делятся на равные команды, и только после этого ведущий объявляет задание: каждой команде необходимо построиться в ряд по именам строго в алфавитном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее других.

Эх, яблочко

Для участия в конкурсе приглашают несколько пары. Каждой паре дают по два яблока, одно девушке, другое парню. По сигналу ведущего девушка начинает кормить парня яблоком, а парень ее своим. Выигрывает пара, которая быстрее съедает свои яблоки.

Попрыгунчики

Два игрока становятся в круг, однако становятся одной ногой. Вторая нога должна быть согнута в колене и придерживаться рукой. Игроки начинают прыгать на одной ноге. Задача каждого из них постараться вытолкнуть из круга своего соперника. Кому это удастся, того и объявляют победителем.

Времена года

Из участников формируют четыре равные команды. Каждая из них получает карточку с названием сезона — зима, весна, лето или осень. Необходимо за 5 минут придумать как можно больше ассоциаций с предложенным словом. Например, для зимы это могут быть «снег», «холод», «Новый год», «снежинка», «коньки», «санки» и т. п. Побеждает та команда, которая предложит больше вариантов.

Заварим чай

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.

Веревочная геометрия

Игроки делятся на команды. Всем им завязывают глаза. Каждая команда получает большое кольцо, связанное из веревки, и каждый участник берется за веревку одной рукой. Ведущий называет какую-либо геометрическую фигуру (прямоугольник, ромб, квадрат), а участники, не отрывая рук от веревки, должны выстроиться, чтобы ее образовать. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Веретено

Участники конкурса делятся на команды. Одному из участников каждой команды на пояс наматывают длинную ленту. По сигналу ведущего конкурс начинается. К участнику с лентой подходит следующий и начинает перематывать ленту на себя, каждый из них при этом крутится вокруг своей оси. После того, как лента полностью перемотана, подходит следующий участник, и перемотка начинается снова. Побеждает та команда, которая быстрее перемотает ленту на всех участниках.

Конкурс «Практичный»

Необходимо найти новое применение ненужным, отслужившим предметам:

• пустая консервная банка;

• дырявый носок;

• лопнувший воздушный шарик;

• перегоревшая лампочка;

• пустой стержень от ручки.

Конкурс «Писатель»

Каждая команда должна сочинить короткий рассказ, в котором все слова должны начинаться на определенную букву:

• А;

• К;

• М;

• О;

• П;

• С.

(Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль. Акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.)

Конкурс «Фантазия»

Необходимо придумать виды товаров, которые продавались бы в магазинах. Например:

• Все для двоечников.

• Все для прогульщиков.

• Все для нерях.

• Все для второгодников».

• Все для злостных забывалыциков сменной обуви.

Конкурс «Парный»

Выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия. Но при этом двоим участникам необходимо обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Например:

• вденьте нитку в иголку;

• зажгите свечу с помощью спичек;

• выстригите ножницами кружок из бумаги;

• завяжите шнурок на ботинке;

• замените стержень в шариковой ручке.

Конкурс «Пиктограмма»

Необходимо написать с помощью рисунков, как древние люди, короткое письмо, адресованное другу:

• Позвони мне сегодня в 6 часов.

• Пойдем вечером играть в футбол.

• Давай вместе делать домашнее задание.

• Подари мне на день рождения щенка.

• Принеси мне ножницы и цветную бумагу.



Предварительный просмотр:

Классный час «День православной книги»

Викторина «Первопечатник Федоров»

5 класс

1. Кем был по происхождению Иван Федоров

А) из купцов

Б) из священников

В) неизвестно

2. Иван Федоров родился, предположительно

А) в Москве

Б) в Киеве

В) в Новгороде

3. На чем писали самые первые книги

А) бумага

Б) кожа

В) ткань

4. Кто изобрел славянскую письменность

А) Кирилл и Мефодий

Б) Савва и Зосима

В) Ярослав Мудрый

5. Откуда возникло слово АЗБУКА?

6. Назовите буквы древнерусской азбуки.

7. Что такое ук, фита, ижица

А) разделы рукописной книги

Б) части печатного станка

В) буквы древнерусской азбуки

8. Какой царь приказал открыть в Москве типографию

А) Иван III

Б) Иван IV

В) Петр Первый

9. Как называлась первая известная книга Ивана Федорова

А) «Житие»

Б)  «Библия»

В) «Апостол»

10. Кто печатал первые книги вместе с Иваном Федоровым

А) Петр Мстиславец

Б) Даниил Заточник

В) Василий Острожский

11. Что такое «фронтиспис»

А) заголовок на титульном листе

Б) рисунок на одном развороте с титульным листом

В)  украшенная первая буква главы

12. Что значит слово «друкарь»?

А) книгопечатник

Б)  часть печатного станка

В) черная краска для печати

13. Что значит слово «киноварь»?

А) красная краска для печати

Б) специальной выделки кожа для обложки

В) украшенная первая буква главы

14. Какой праздник отмечается 14 марта

А) день славянской письменности

Б) день печатника

В)  день православной книги

15. Напишите с помощью древнерусской азбуки

Год своего рождения ___________

Какой сейчас год ___________________

Год выхода первой датированной книги

_________________________


Буква        Начер-

 тание        Числовое

 значение        IPA        Чтение        Название

А а                1        /a/        [а]        аз

Б б                        /b/        [б]        бу́ки

В в                2        /w/        [ў]        ве́ди

Г г                3        /g/        [г]        глаго́ль

Д д                4        /d/        [д]        добро́

Е е, Є є                5        /jɛ/ | [е]        есть

Ж ж                        /ʒ/ | [ж]        живе́те

Ѕ ѕ                6        /ʣʲ/ | [дз]        зело́

Ȥ ʐ, З з                7        /z/ /zʲ/        [з] [з]        земля́

И и                8        /i/, /ɪ̯/ | [и]        и́же (8-ричное)

І і, Ї ї                10                [и]        и (10‑ричное)

К к                20        /k/        [к]        ка́ко

Л л                30        /lˠ/ /lʲ/        [л] [л']        лю́ди

М м                40        /m/ /mʲ/ | [м]        мысле́те

Н н                50        /n/ /nʲ/        [н] [н']        наш

О о                70        o | [о]        он

П п                80        /p/        [п]        поко́й

Р р                100        /r/ /rʲ/        [р] [р']        рцы

С с                200        /s/ /sʲ/        [с] [с']        сло́во

Т т                300        /t/        [т]        тве́рдо

Ѹ ѹ, Ꙋ ꙋ                (400)        /u/ | [у]        ук

Ф ф                500        /p/

 /f/        [п] (до пад. ред.)

 [ф] (после)        ферт

Х х                600                [х]        хер

Ѡ ѡ                800                [о]        оме́га

Ц ц                900        /ʦʲ/ | [ц]        цы

Ч ч                90        /ʨ/ | [ч]        червь

Ш ш                        /ʃ/ | [ш]        ша

Щ щ                        /ʃt/~/ʃʨ/ | [шт] ([шч])        ща

Ъ ъ                        /ə~ɤ/ | после XIII в.

 не произн.        ер

Ы ы                        /ï/ | [ы]        еры́

Ь ь                        /ɪ̯/ | после XIII в.

 не произн.        ерь

Ѣ ѣ                        IPA: [æː] или [ɪ̯ɛː]        [æ] или [ие]        ять

Ю ю                        /ju/ | [йу]        ю

Ꙗ ꙗ                        /ja/ | [йа]        А йотированное

Ѥ ѥ                        /jɛ/ | [йэ]        Е йотированное

Ѧ ѧ                (900)        IPA: [ɛ̃]        [эн]        юс малый

Ѫ ѫ                        IPA: [ɔ̃]        [он]        юс большой

Ѩ ѩ                        IPA: [jɛ̃]        [йэн]        юс малый йотированный

Ѭ ѭ                        IPA: [jɔ̃]        [йон]        юс большой йотированный

Ѯ ѯ                60        IPA: [ks]        [кс]        кси

Ѱ ѱ                700        IPA: [ps]        [пс]        пси

Ѳ ѳ                9        IPA: [θ]~[f]        [θ] или [ф]        фита́

Ѵ ѵ                400                [и], [в]        и́жица

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится [1], что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы. В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ или Московит.

Иван Федоров, вероятно, учился в Краковском университете.

В 1552 году Иоанн IV, посоветовшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; В 1563 году по приказу Иоанна IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография)[20], Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь Иван Фёдоров решил продолжать начатое, но испытал немалые трудности. Для продолжения книгопечатания нужны были денежные средства. Для этой цели Иван обратился за помощью к богатым русским и греческим купцам, проживающим во Львове; но купцы не помогли Ивану. Помощь оказали отдельные небогатые священники и городские прихожане.

Ивана пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

В начале 1583 г. диакон И. Фёдоров вернулся во Львов, где начал устраивать новую «друкарню» (типографию).

Умер 5  декабря 1583 г.

Первопечатника похоронили в Свято-Онуфриевском монастыре в г. Львове.

  • «Апо́стол» — богослужебная книга, вместе с 4 Евангелиями и Апокалипсисом являющаяся частью Нового Завета, в свою очередь входящего в свод Библии.
  • Состоит из «Деяний» и «Посланий»  апостолов
  • Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона.
  • Внесены некоторые важные изменения и в шрифты.

  • Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий.
  • В «Апостоле» еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги.



Предварительный просмотр:

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» –все технические профессии;
  • «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.