Технология Дебаты

Саблина Анна Николаевна

Страница посвящена технологии Дебаты и применению ее на уроках

 

Что такое дебаты?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саблина А.Н.

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

Что такое «Дебаты»?  Что такое «Дебаты» Карла Поппера?

Дебаты – вид интеллектуальной игры. Это дискуссия, ведущаяся по определенным правилам, во время которой происходит обмен информацией, содержащей противоположные мнения по той или иной проблеме.

Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь молодым людям получить знания и умения, необходимые для преуспевания в современном демократическом обществе. Дебаты развивают умение рассуждать и критически мыслить, анализировать общественные проблемы с разных точек зрения, в некоторых форматах – предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем.

При всех различиях форматов, есть общие для всех дебатёров принципы:

1. Обучение важнее победы.

Изначально дебаты были задуманы как вид деятельности, обогащающий образование и одновременно доставляющий удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов – обучение. Участвовать в играх ради выигрыша, значит, не понимать сути данного действа.

Если единственная цель – победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

2. Честность.

Если принять первый принцип, то принять второй – честность – будет уже легче. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов и других недозволенных приемов.

Честность – стержень дебатов. Мы всегда хотим знать правду и, зачастую, наша позиция зависит от доминирования какой-то группы аргументов и не полной информации о наличии других фактов. Признать, что ты не все знаешь – уже победа над собой, использовать подлинные факты – обязанность всех дебатеров.

3. Уважение к оппоненту.

Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.

На сегодня существует несколько форматов этой игры.

Дебаты Линкольна-Дугласа.

Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых предвыборных дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом в Иллинойсе в 1858 году.  Это - дебаты "о ценности". Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. ("Наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация" или "Культурное многообразие важнее, чем одна общая культура"). Линкольн и Дуглас спорили об отношении к рабству, о допустимости его распространения в США.

Участники дебатов спорят по поводу основополагающих принципов "за" или "против", то есть они не должны обсуждать практическое воплощение своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что "правительство должно заботиться о нуждах бедных", не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ. Его цель - доказать, что правительство должно создавать те или иные программы. В общем, Дебаты Линкольна-Дугласа основываются на "идеях, ценностях и духе", от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых мы придерживаемся.

Политические дебаты.

На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. ("Правительство должно запретить всю рекламу табака", "Иммиграция должна быть решительно сокращена"). Утверждающая данную тему сторона («Правительство») предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме и доказывает, что этот план является более эффективным, чем другие. Например, команда правительства может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики. Основной спор идет именно вокруг механизма воплощения идей правительства в жизнь. Оппозиция может заявить, что предложенный план – плохой, и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают достоинства. А также может предложить лучший план для решения проблемы.

Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.

Парламентские дебаты.

Формат сформировался в начале ХХ века в Великобритании и представляет собой имитацию дебатов правящей партии (правительства) и оппозиции в английском парламенте. Во время игры две утверждающие команды (команды Правительства) и две отрицающие команды (команды Оппозиции), состоящие из двух спикеров каждая, пытаются убедить в своей правоте судью.

Особенностью этого формата является импровизация. Тему игры участники узнают за несколько минут до нее, поэтому не имеют возможности посвятить много времени сбору фактов, статистического материала. Для успешного выступления участнику необходимо обладать широким кругозором, уметь строить логические умозаключения и излагать их в доступной форме, так как одна из важнейших задач спикера – получить поддержку аудитории.

Программа Дебатов Карла Поппера

Программа дебатов Карла Поппера представляет собой комбинацию дебатов Линкольна-Дугласа и Политических. Этот тип дебатов ориентирован в первую очередь на учеников старших школ. Высокая степень структурированности и строгая система оценки выступлений позволяет использовать данный формат для обучения школьников культуре Дебатов. Зачастую попперовский формат является базовым, основным для желающих освоить программу «Дебаты», и многие известные дебатеры начинали свой путь именно с него.

Данный формат предполагает участие двух команд по 3 спикера в каждой.

Спикер – непосредственный участник дебатов, член команды.

Спикеры утверждающей команды обозначаются сокращениями:

У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер.

Спикеры отрицающей команды:

О1, - первый спикер, О2 - второй спикер, О3 – третий спикер.

Тайм-кипер («хранитель времени») – лицо, следящее за соблюдением регламента. За 1 и 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и судьям. Ведет учет времени при тайм-аутах.

Время выступлений спикеров и раундов вопросов-ответов может слегка варьироваться. Спикеры обычно выступают 5-6 минут.  Раунд вопросов-ответов длится 3-4 минуты. Неиспользование отведенного времени «карается» судьей также строго, как и его перебор. Допустимые отклонения во времени – менее 0,5 минуты.

Каждая команда имеет право на тайм-аут для подготовки к выступлениям и перекрестным вопросам. Общее время тайм-аута – 6-8 минут. Его можно брать частями, но не более 2 минут сразу.
Ведущий – лицо, открывающее и закрывающее дебаты. Может вести игру, поочередно предоставляя слово ее участникам.

Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:

Выступающий

Время

Функции спикеров

У1.

Первый спикер команды утверждения

6 мин.

представляет команду;
формулирует основной тезис, показывает его актуальность;

объясняет ключевые понятия;

вводит критерий;
выдвигает аргументы утверждающей команды.

О3 к У1

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

Спикер, задающий вопросы, уточняет позицию оппонентов,

находит «слабые места» и противоречия как в выступлении этого спикера, так и в аргументации команды в целом.

О1.

Первый спикер команды отрицания

6 мин.

представляет команду;

 формулирует тезис отрицания;

 принимает определения, предложенные утверждающей командой

(прения по определениям запрещены);

 опровергает аргументы представленные У1,

выдвигает аргументы отрицающей команды.

У3 к О1

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

У2

Второй спикер команды утверждения

5 мин.

опровергает аргументы представленные О1;

 восстанавливает аргументы утверждающей команды;

 усиливает утверждающую линию;

 представляя новые доказательства

(новые аргументы не приводятся!)

О1 к У2

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

О2

Второй спикер команды отрицания

5 мин.

опровергает аргументы представленные У2;

 восстанавливает аргументы отрицающей команды;

 усиливает отрицающую линию, представляя новые доказательства

(новые аргументы не приводятся!)

У1 к О2

Раунд вопросов и ответов

3 мин.

У3

Третий спикер команды утверждения

5 мин.

представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии;

 выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд;

 проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны;

 делает эффектное заключение.

О3

Третий спикер команды отрицания

5 мин.

представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии;

 выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд;

 проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны;

 делает эффектное заключение.

Для успешного выступления команда заранее готовит кейс – совокупность материалов, раскрывающих позицию команды. Причем готовятся сразу два кейса – утверждающей и отрицающей стороны, что помогает лучше проанализировать тему с разных позиций.

Структура кейса:

Тезис – основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов.

Критерий (цель, ценность)– суждение, связывающее тезис и аргументы, задает «коридор», по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает цель, на которую команда обращает тезис.

Аргументы – общие положения, приводимые для доказательства или опровержения тезиса. Аргументы подкрепляются примерами, фактами.

Важно помнить, что, по условиям игры, команды ни в коем случае не должны прийти к соглашению.

Выступления спикеров в дебатах, их умение задавать и отвечать на вопросы оценивают судьи. Оценивание строится по системе трех «С»:

Содержание – умение аргументировать свою позицию (доказательность, правильность определений, аргументация).

Структура – умение организовать материал своего выступления (логичность, соблюдение регламента).

Способ – умение эффектно представить свою позицию (корректность, отсутствие речевых ошибок).

По окончании игры проводится рефлексия, обсуждение ее хода и результатов.

Таким образом, «Дебаты» – хороший способ разнообразить урочную и внеурочную деятельность для повышения познавательной активности школьников.

Рекомендуемая литература:

Кожевникова Н.Н. Урок с применением технологии Дебатов. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_660.pdf 



Предварительный просмотр:

Саблина А.Н.

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

Использование модифицированной технологии «Дебаты»

на уроках истории и обществознания.

Когда ученики уже знакомы с основным материалом той или иной  темы, можно на уроке обобщения и систематизации изученного сформировать целостное восприятие событий, дать эмоционально-нравственную оценку деятельности  исторических лиц.

Поставленные цели эффективно достигаются при использовании одного из словесных методов – дискуссии. Дискуссия помогает упорядочить и закрепить материал, а также наилучшим образом позволяет стимулировать познавательную активность учащихся. Кроме достижения предметных результатов, такая форма проведения урока способствует формированию УУД:

Личностных – формирование осознанного отношения к фактам отечественной истории и, соответственно, осознанного патриотизма и гражданской позиции;

– развитие способности к рефлексии (путем оценивания поступков других людей; выработанные критерии переносятся, в конечном итоге, на собственное поведение).

Коммуникативных – развитие навыков ведения дискуссии;

– освоение правил построения выступления;

– отработка четкости формулировок;

– развитие речевой культуры ;

– умение слушать оппонента;

– отработка взаимодействия в группе;

Познавательных – развитие навыков конспектирования на слух;

– тренировка ощущения времени (регламент выступления);

выработка навыков создания логически связного и непротиворечивого текста и т.д.

Регулятивных – выработка линии защиты своей позиции;

– составление плана выступления;

– оценка сильных и слабых сторон своей работы и выступления оппонентов.

Дискуссия – это один из эвристических методов, частично-поисковый. Для решения поставленной задачи учащиеся не только используют имеющиеся знания в новых условиях, но и «добывают» новое знание самостоятельно – в процессе предварительной подготовки и в ходе обсуждения. Эвристичность работы обеспечивает прочное, творческое усвоение знаний.

Учителю дискуссия помогает получить информацию о глубине и систематичности знаний, об особенностях мышления учащихся, подсказывает дальнейшее направление работы.

На уроке используется технология «Дебаты». Международная программа «Дебаты» Карла Поппера, основанная Институтом «Открытое общество», существует с 1994 года.

В игре две команды по три человека обсуждают заданную тему. При этом одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Победа присуждается той команде, которая набрала больше очков. Оцениваются глубина и разнообразие аргументации, логичность и структурированность выступления, культура речи. Каждый из игроков (спикеров) имеет свою задачу:

первый – заявляет позицию своей стороны и выдвигает аргументацию;

второй – опровергает точку зрения оппонентов, выдвигая контраргу-

      менты,  и усиливает позицию своей команды;

третий – подводит итоги, проводя сравнительный анализ аргументов

     сторон, доказывая свою правоту.

Выступления спикеров строго регламентированы (6, 5, 5 минут соответственно). Отдельно выделяется время на обмен вопросами. Особенностью игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной позиции, они до конца отстаивают свою точку зрения.

Темы уроков-дебатов по истории могут быть такие: «Восстание декабристов – подвиг или преступление?», «Был ли неизбежен переход власти в руки большевиков?», «Победа в Великой Отечественной войне достигнута благодаря или вопреки существовавшей политической системе», «Иван Грозный сыграл положительную/отрицательную роль в истории России».

Темы дебатов по обществознанию: «Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным», «Глобализация – это благо/зло», «Ужесточение наказания способствует/не способствует снижению преступности» и т.д.

Для более подробного знакомства с правилами «Дебатов» рекомендую пройти по ссылке. https://nsportal.ru/user/39176/page/tehnologiya-debaty 

При всех своих достоинствах, в классическом виде игра мало подходит для использования на уроке. Главным недостатком является ограниченное число участников.

Уроки – «Дебаты» проводятся обычно в старших классах, в 8-9 классах (или раньше) происходит освоение этой формы работы, понимание особенностей деятельности учащихся на каждом из этапов урока, оформляется оптимальная структура урока. Одна из рабочих задач урока – освоить технологию, расширить круг участвующих в дискуссии.

Модифицированный вариант, используемый нами на уроке, позволяет охватить, фактически, всех желающих принять участие в дискуссии. Он имеет следующие особенности:

1. Вводится этап групповой работы (выработка единой линии защиты на основе домашних заготовок);

2. В «классических» дебатах нет «коллективного» спикера. Но нам необходим максимальный охват участников. Вводится этап, на котором все желающие приводят дополнительные аргументы, подтверждающие правоту своей команды, а главное – опровергают аргументы оппонентов.

3. На этапе обмена вопросами между командами с целью выявить слабые места в аргументации оппонентов также высказываются все желающие.

4. Сохраняется выступление первых спикеров, а также спикеров,  подводящих итоги игры.

Таким образом, выстраивается следующая структура урока в 8-9 классах:

  1. Оргмомент –  0,5 – 1 мин
  2. Работа в командах – 5 мин
  3. Выступление спикера команды утверждения  – 5 мин
  4. Выступление спикера команды отрицания – 5 мин
  5. Учащиеся из  команды отрицания задают вопросы, учащиеся из команды утверждения – отвечают – 10 мин
  6. Учащиеся из  команды утверждения задают вопросы, учащиеся из команды отрицания – отвечают – 10 мин
  7. Подведение итогов (спикер утверждения) – 3 мин
  8. Подведение итогов (спикер отрицания) – 3 мин
  9. Заключительное слово учителя – 3 мин

Уроки-дебаты в 5-7 классах имеют свои особенности. Технологию необходимо адаптировать к возрасту и способностям учеников:

1. Для работы выбираются достаточно простые темы.

2. На уроке отводится достаточно большое время –  около 10-15 минут – на коллективное обсуждение аргументов для защиты позиций команды.

3. Бо´льшая роль учителя как организатора игры.

Дети еще не умеют «чувствовать» время – или слишком растягивают выступление, или сокращают, так как боятся не успеть. Задача учителя – не просто следить за временем, а помогать – подсказывать, сколько времени осталось, надо ли ускориться.

Учитель обязательно записывает аргументы команд на доску, так как не все дети умеют быстро законспектировать.

Задачу третьего спикера также, при необходимости, выполняет учитель.

Необходимо показать (по возможности, совместно с классом):

- какие были выявлены наиболее значимые противоречия в выступлениях команд;

- какие аргументы были убедительнее;

- на что еще можно обратить внимание.

Структура урока в 5-7 классах несколько отличается:

  1. Оргмомент –  0,5 – 1 мин.
  2. Работа по командам – 10 мин.
  3. Выступление спикера первой команды – 5мин.
  4. Выступление спикера второй команды – 5мин.
  5. Обмен вопросами – 5 мин.
  6. Выступление первой команды (коллективное) – 6 мин.
  7. Выступление второй команды (коллективное) – 6 мин.
  8. Подведение итогов  первой команды – 2 мин.
  9. Подведение итогов второй команды – 2 мин.
  10. Заключительное слово учителя – 3 мин.

Подведение итогов игры

В игре на уроке не определяется победившая сторона.

Так как одна из задач урока – обучение ведению дискуссии, в заключительном слове учителя, конечно, необходимо указать, какие ошибки были допущены в выступлениях команд, в чем достигнут успех.

Кроме того, оценивается личный вклад каждого в работу команды. Положительными оценками отмечаются лучшие, максимально проявившие ораторские способности и показавшие высокий уровень владения фактическим материалом и умение его анализировать.

Обратная связь

Особенностью обратной связи на уроке – «Дебаты» является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.

Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:

  • кто является лидером, кто – аутсайдером,
  • насколько дружная работа,

в ходе коллективных выступлений:

  • насколько ученики активны,
  • много ли участников дискуссии,
  • к кому обращаются при ответе – к учителю или к оппонентам,
  • характер выступлений: глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов,
  • эмоциональный накал игры.

Результаты наблюдений позволяют определить:

  • степень усвоения учебного материала,
  • степень заинтересованности учеников, насколько им интересен, материал и формулировка темы,
  • степень овладения культурой ведения дискуссии.

Интересны для учителя и последние выступления команд. Они максимально показывают, насколько ученики смогли понять позицию оппонентов, смогли ли не просто опровергать отдельные положения, а понять логику доказательств и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.