Диагностический материал

Федотова Марина Кимовна

      Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой педагог обязан владеть педагогической диагностикой.

Диагностики проводятся под контролем психолога, профессионала своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом педагог обязательно должен обращаться к психологу, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание диагностики хореографических способностей

 по методике Э.П. Костиной.

Во время занятий ведется наблюдение за  выполнением танцевальных элементов, музыкально-ритмических  упражнений, манеры и характера исполнения движений, эмоционального восприятия музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.

Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки танцевальных способностей по 3-балльной шкале.

3 балла – обучающийся выполняет самостоятельно предложенные задания;

2 балла – обучающийся с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания;

1 балл – обучающийся не может выполнить все предложенные задания, помощь педагога не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей обучающийся можно считать средний балл от 2,3 до 3.

Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.

Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

По результатам диагностики определяются обучающиеся, которым необходимы индивидуальные занятия.

Мониторинг распределяется по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оцениваются по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:

  1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.
  2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.
  3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных  движений игр и танцев.

Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности (по Э.П.Костиной)

учебный год, класс


начало года (конец года)

Ф.И.О. обучающихся

I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.

III. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных  движений игр и танцев.

Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца.

Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных.

Восприятие ориентировки в пространстве.

Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца.

Наличие развитого чувства ансамбля.

Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др.

Творческая импровизация передачи игрового образа.

Творческая импровизация в свободной пляске.



Предварительный просмотр:

Итоговая диагностика уровня музыкально-танцевального развития младшего школьного возраста (Полбина О.А.)

Педагог предлагает учащимся выполнить набор заданий, позволяющих выявить уровень развития творческих способностей детей, а также степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах хореографической деятельности.

Для выявления уровней музыкально-танцевального развития детей составлены диагностические задания и карты, оцениваемые по трехбалльной системе.

Высокий уровень – 3 балла (овладел всеми навыками, заложенными в образовательной программе);

Средний уровень – 2 балла (недостаточно уверенно владеет умениями и навыками музыкально-танцевальный движений);

Низкий уровень – 1 балл (отсутствует интерес к занятиям, вследствие чего не сформированы навыки музыкально-танцевальный движений).

Задание № 1. Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром. Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их. Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Задание №2. Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста. Педагог ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности.

Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера. Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.

Задание №3. Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении. Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении педагога и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.

Предлагается сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс. Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.

Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».

Задание №4.Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце. Педагог предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску. Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).

Задание № 5. Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа. Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ. Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д. Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы. Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.

Задание № 6. Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений: П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»; П.И.Чайковский «Полька»; Р.н.п. «Во поле береза стояла». Ребенку раздаются карточки.

Педагог исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога: Произведение какого жанра прозвучало? Что можно под него исполнять? Характерные особенности.

Задание № 7. Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений. Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный - красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический – зеленый). Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.

Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.

Диагностика проводится путем заполнения диагностических карт (табл. 1, 2, 3). Высокий уровень – 8-9 баллов; Средний уровень – 5-7 баллов; Низкий уровень – 1-4 балла.

Таблица № 1

Уровни развития музыкальных способностей детей

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховое представление

Чувство ритма

Количество баллов

Уровень

Таблица № 2

Определение знаний, умений и навыков в области восприятия музыки

Основные показатели музыкального развития ребенка

Предполагаемые действия детей

Уровни

Знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке.

Различает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их при восприятии.

Различает простейшие жанры при восприятии, но делает это не всегда уверенно.

Допускает ошибки в определении жанров или не отвечает вообще.

Высокий

Средний

Низкий

Определяет характер музыкального произведения.

Адекватно определяет характер музыкального произведения.

Определяет характер произведения при помощи педагога, дает 2-3 определения (веселая, бодрая).

Неверно определяет характер музыкального произведения.

Высокий

Средний

Низкий

Определяет форму музыкального произведения (2-3 частную).

Правильно определяет форму музыкального произведения (запев, припев в песне; вступление, заключение; части в 2-3 частном произведении).

Форму музыкального произведения может определить только при помощи педагога.

Неверно определяет форму музыкального произведения.

Высокий

Средний

Низкий

Таблица № 3

Музыкально-ритмическая деятельность

Основные показатели музыкального развития ребенка

Предполагаемые действия детей

Уровни

Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Верно передает характер музыки и ее жанровые особенности в движении.

Передает характер музыки в движении по подсказке педагога.

Движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки.

Высокий

Средний

Низкий

Владеет достаточным для своего возраста объемом движений.

Использует достаточное количество танцевальных движений.

Использует 2-3 знакомых танцевальных движений.

Использует однообразные движения или не проявляет интереса к музыкально-ритмической деятельности.

Высокий

Средний

Низкий

Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей.

Точно реагирует на изменения в музыке.

Реакция на смену музыкальных фраз и частей музыки не всегда точная.

Не реагирует на смену музыкальных фраз и частей в музыке.

Высокий

Средний

Низкий



Предварительный просмотр:

Входная диагностика исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности младших школьников

Цель: изучить особенности исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности детей младшего школьного возраста.

Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностические игровые упражнения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с воспитателями, анкетирование родителей.

Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей музыкально-ритмической деятельностью. Вопросы:

1. Знаешь ли ты, что такое музыка?

2. Любишь ли ты слушать музыку?

3. Где ты слушаешь музыку?

4. Есть ли у тебя дома записи с детскими песнями, сказками?

5. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)

6. Какая самая любимая твоя песня? Танец?

7. Поете ли вы вместе с мамой, папой?

8. Танцуете ли вы с мамой, папой?

9. Когда ты был последний раз в театре? Что смотрел?

10. Бывал ли ты когда-нибудь в оперном театре?

11. Что такое балет?

12. Что такое опера?

13. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?

Анкетирование родителей. Вопросы:

1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?

2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?

3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?

8. В чем это выражается?

9. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?

Уровни мотивации детей младшего школьного возраста к музыке и музыкально-ритмической деятельности

Низкий уровень. Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности.

Средний уровень. Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность.

Высокий уровень. Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.



Предварительный просмотр:

Промежуточная диагностика воспроизведения музыкальных образов

в движении (Кузнецова О.Ю.)

Педагогу важно быть доброжелательным в общении с ребенком, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Вариант 1. Несюжетные этюды

Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.

Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Вариант 2. Сюжетные этюды

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.

Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба.

В процессе анализа результатов особое внимание обращается на:

  • интерес ребенка к заданию;
  • готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
  • понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;
  • владение танцевальными умениями;
  • нестереотипность танцевальной импровизации.



Предварительный просмотр:

Тесты для определения развития детей

1. Для определения развития детей на данный момент. Они должны набрать как можно больше баллов. Каждый правильный ответ 1 балл.

Ассорти из вопросов.

- Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце)

- Назовите самого первого космонавта. (Ю. Гагарин)

- Назовите самое распространённое лиственное дерево в России. (Берёза)

- Назовите самую крупную ягоду. (Тыква)

- Назовите самое популярное транспортное средство в Беларуси. (Автобус)

- Назовите самый распространённый напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода)

- Назовите самый большой на планете остров. (Гренландия)

- Назовите самую весёлую цирковую профессию. (Клоун)

- Как называется самый сильный ветер. (Ураган)

- Назовите самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит)

- Назовите самый распространённый праздник во всём мире. (Новый Год)

- Назовите животное, обладающее самой маленькой скоростью передвижения. (Улитка)

- Назовите самого верного друга человека. (Собака)

2. Направлено на внимательность детей. Проводится в зале со всеми детьми.

Загадки-Обманки.

1. Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот? (Собака)

2. В норке холодно и сыро -

Ветер кружит хлопья… (Снег)

3. Охранять крупу и рис

Пригласим домашних… (Кошек)

4. Не чуя ног от страха

Несется… (Заяц)

5. В меду, в малине знает толк

Этот зверь - конечно … (Медведь)

6. Стемнело, солнца свет потух,

Крадётся царь зверей… (Лев)

7. Знает даже иностранец:

Всех в лесу хитрее… (Лиса)

8. Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две - всего… (пять)

9. Помидор большой и спелый

Погляди, какой он … (красный)

10. В Новый год до объеденья

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка,

Его звали… (Карлосон)



Предварительный просмотр:

Методика изучения творческой активности учащихся

Совместно с социально-психологической службой школы разработана методика изучения творческой активности учащихся.

Творческая активность - особые формы проявления человеческой личности, результатом которой являются новые идеи, изобретения, художественные творения.

Смысл творческой активности - в творческом отношении к различного рода задачам, в потребности обогащать свою жизнь и жизнь окружающих, в стремлении к постоянному познанию нового в деятельности, в открытии личных склонностей и возможностей, в стремлении совершенствовать окружающую среду.

Цель: определить уровень развития творческой активности учащихся.

        Для каждого направления деятельности учащихся определяются показатели творческой активности:

Способность к импровизации, способность к перевоплощению, эмоциональная активность, творческое осмысление практических результатов (рефлексия), активизация волевых усилий, креативность мышления, осмысленное самообразование, проявление творческой инициативы.

        Каждый показатель оценивается по трех балльной системе:

1 балл - слабо выражен.

2 балла – хорошо выражен.

3 балла – ярко выражен.

Способность к импровизации – ребенок способен к свободному творческому процессу, быстро переключается на новое задание.

Способность к перевоплощению – ребенок продуктивно выполняет творческое задание, наблюдателен, внимание его сосредоточено на главном объекте познания, эмоционально свободен, не подвержен психологическому зажиму, проявляет веру в сценический вымысел (условность).

Эмоциональная активность – ребенок эмоционально отзывчив, легко преодолевает эмоциональную инертность, при выполнении заданий эмоционально подвижен, свободен, раскован.

Творческое осмысление практических результатов – ребенок содержательно оценивает свои творческие результаты и детского коллектива (объединения), способен критично оценить свое творческое самочувствие.

Активизация волевых усилий – ребенок способен к волевой регуляции, мотивационной и личностной рефлексии.

Креативность мышления – ребенок стремится найти свое собственное, отличное от других решений. Предпочитает групповую творческую работу, коммуникабелен, вежлив, доброжелателен, ребенок не боится быть смешным, экстравагантным или показаться кому-либо «белой вороной».

Осмысленное систематическое самообразование – ребенок пытается найти собственные пути познания, не ограничивается учебным материалом, обращается за дополнительной информацией к педагогу.

Творческая инициатива – ребенок выступает инициатором различных коллективных дел; предлагает свое видение постановочного материала и т.д.

        Подсчитывается общее количество баллов по каждому показателю, и определяются уровни развития творческой активности каждого учащегося6

Репродуктивный уровень (до 10 баллов) – низкий уровень развития творческой активности. Характеризуется воспроизведением известного и закрепленного в деятельности, но представленного или скомпонованного несколько по-новому.

Эвристический уровень (от 11 до 15 баллов) – средний уровень развития творческой активности учащегося. Характеризуется способностью индивида организовать теоретически и практически избирательный поиск при решении задач.

Креативный уровень (от 16 до 21 балла) – высокий уровень развития творческой активности учащегося. Характеризуется способностью индивида порождать необычные идеи, отклонением от традиционных схем решения, умением быстро решать проблемные ситуации.

Карта-схема по определению уровня творческой активности учащихся в процессе деятельности

Год обучения, группа

                                                                                                        

Фамилия, имя

Показатели творческой активности (степень выраженности в баллах)

Возраст

Способность к импровизации

Способность к перевоплоще

нию, эмоциональ

ность

Творческое осмысление практических результатов

Активизация волевых усилий

Креативность мышления

Осмысленное систематическое самообразование

Творческая инициатива

Общее количество баллов

1.



Предварительный просмотр:

Карта физической подготовки обучающихся

класс    год обучения      

Фамилия имя

I полугодие

II полугодие

Гибкость

Растяжка

Выворот

ность

Шаг

итог

Гибкость

Растяжка

Выворот

ность

Шаг

итог

1

2

3

                  1-низкий уровень  2-ниже среднего   3-средний уровень   4-выше среднего   5-высокий уровень