Научно-исследовательские работы, проекты.

Скобелева  Надежда Ивановна

Школьный проект - это результат самостоятельного поиска учащегося, продукт его творчества. Однако без помощи учителя ученику сложно определиться с темой, с направлением работы, с продуктом своего проекта. 

Данная страничка посвящена материалам по теме методического самообразования: "Исследовательская и проектная деятельность как средство интеллектуального развития школьников".

Мои учащиеся выполняют проекты на интересные темы, пишут и исследуют, участвуют в региональных и районных НПК, занимают места, получают удовольствие, приобретают опыт...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Научно-практическая конференция старшеклассников

«Поиск. Исследование. Открытие»

Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?

Выполнила: Чеколтан Анастасия

учащаяся 11 класса МБОУ «Белая СОШ»

Руководитель: Скобелева Надежда Ивановна

учитель русского языка, литературы, МБОУ «Белая СОШ»

п. Среднего, Усольского р-на

г. Ангарск, 2019 год

Содержание

Введение

  1. Глава I. Теоретическая часть
  1. Общие сведения о нон-фикшн жанре.
  1. Что такое нон-фикшн жанр и история его появления?
  2. Как читать нон-фикшн книги?
  1. Обзор книг жанра нон-фикшн.
  1.    Различия между документалистикой и беллетристикой.
  1. Глава II. Исследование
  2. Заключение
  3. Список используемой литературы
  4. Приложение

                                                                                                                 


Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?

 Введение

       Любой читающий человек сталкивался с разными жанрами литературы, которую условно можно разделить на два направления: художественную (беллетристку) и нехудожественную (документальную прозу). Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. В последние несколько десятилетий термин «документальная проза» используется также для передачи на русском языке англоязычного понятия нон-фикшн (англ. non-fiction - «невымысел») ( произведения этой категории основаны не на вымысле, а на фактах), которое объединяет все разновидности литературы — за исключением литературы художественной, где действуют вымышленные персонажи. В категорию нон-фикшн входят кулинарные книги, мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философию и многое другое.

        Нон-фикшн (правдивая литература, прикладная литература, интеллектуальная литература, документальная литература и пр.) составляет неотъемлемую часть литературного мира, служит полезным ориентиром для читателя в поисках конкретного опыта, который он стремится получить.

       Интересное мнение по поводу этого жанра выразил американский журналист и писатель, пионер направления «новая журналистика» в литературе, Томас Вулф-младший:

     «Нон-фикшн — это потрясающая вещь. Это тот жанр, который только набирает обороты. И это тот жанр, которому, в отличие от романа, суждено выжить в будущем. Нет никакого объяснения, почему роман жив до сих пор. Ведь это лишь пережиток эпической поэзии прошлого» (см.: Томас Вулф. Правила жизни Тома Вулфа. Журнал Esquire. 2011.). Думаю, в этих словах есть доля правды.

С одной стороны, прикладная литература является вспомогательным элементом для людей, желающих получить совет в нелегкой жизненной ситуации или ответ на давно интересующий вопрос, который никто из окружения не может предоставить. Она меняет жизнь человека и может даже разделить ее на «до» и «после». С другой стороны, эта категория книг заставляет сомневаться читателей в своей эффективности, так как не всегда дает нужный ответ и помогает в каком-либо нераскрытом вопросе. Как правило, это зависит от того, как человек читает нон-фикшн произведения, а также от неправильного выбора книги для прочтения.

Актуальность данной темы состоит в том, что «литература факта», нон-фикшн, набирает обороты в читательской среде и становится необходимой частью своих мини-библиотек у, всё большего количества людей. Она либо помогает человеку разобраться в проблеме, либо не производит никакого эффекта на него и его жизнь.  

Цель работы: доказать полезность жанра нон-фикшн.

Задачи:

  1. Изучение и отбор литературы.
  2. Составление анкеты и проведение анкетирования.
  3. Накопление и систематизация материала.
  4. Оформление работы.

Предмет исследования: жанр нон-фикшн, его история, специфика, особенности.

Объект исследования: книги жанра нон-фикшн.

Методы исследования:

  • Теоретический: Изучение  и отбор литературы, Накопление материала, Систематизация;
  • Аналитический: Анкетирование, анализ литературы, отобранной для исследования;
  • Практический: Создание презентации и диаграммы, классификация и описание результатов наблюдения.

Гипотеза: жанр нон-фикшн не является новым в современном обществе, однако мало кто знает про него и читает книги в этом жанре.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Общие сведения о нон-фикшн жанре.                                                                  

1.1.1. Что такое нон-фикшн жанр и история его появления?  

Прежде чем говорить о влиянии произведений жанра нон-фикшн на человека и их роли в жизни, выясним, что означает сам термин «нон-фикшн», его характеристики и историю появления. Обращаясь к интернет ресурсу, сайту Википедия, находим, что (англ. non-fiction букв. «невымысел») вторым названием жанра является «документальная проза». Документальная проза (литература) — особый литературный жанр, главными особенностями которого являются сугубо реалистичное и документально точное изображение событий и персонажей через призму образного и эстетического восприятия автора. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

Современный нон-фикшн очень разноплановый и делится на несколько ключевых направлений, которые показывают, какие именно области реальной жизни интересуют сейчас читателя и почему: это биографии и мемуары; документальные хроники; эссе; путевые заметки (травелоги); критика; научные исследования; учебники; самоучители; словари; энциклопедии; техническая документация или «руководства для пользователей».

Жанр нон-фикшн отличает, как правило, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, рассказ о событиях, пропущенный через личностное мировосприятие автора, использование различных художественных и драматических приемов, построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».

Для создания произведения нон-фикшн необходимо соблюдение важных условий: автор является признанным экспертом по своей теме, а для литературы данного жанра важны краткость, полезность и оперативность, а также степень искренности произведения.

Зачастую для того, чтобы собрать достоверный и интересный материал, автор документального произведения занимается научными исследованиями или поиском различных источников, подтверждающих или опровергающих его предположения. Также, если речь идет о каком-то случае из прошлого, писателю приходится заниматься поиском свидетелей и участников этого события, владеть искусством интервьюирования для аутентичного, живого и достоверного материала. Большим подспорьем для произведения в жанре нон-фикшн может быть сайт или блог автора, на который часто заглядывают представители целевой аудитории.

Появление названия нон-фикшн датируется 1965 г. В этом году вышел роман Трумана Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором «nonfictionnovel». Произведение было основано на истории реального убийства семьи из 4 человек в Канзасе в 1959 г. Его совершили два молодых человека с целью добраться до хранящихся в доме сбережений. Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.

Затем появились невероятно захватывающие для широкой читательской аудитории произведения знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга. Так оформился жанр научного нон-фикшн, благодаря которому большая часть землян узнала о черных дырах, их свойствах и не только. Следом возник Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами-исследованиями The Electric Kool-Aid Acid Test (дословный перевод -«Электропрохладительный кислотный тест») и The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby («Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка»). Эти книги заложили основы еще одного направления нон-фикшн - экспериментальной и исследовательской документальной прозы. «Конфетнораскрашенная апельсиннолепест-ковая обтекаемая малютка» (1965) состоит из 22 эссе, объединенных 4 темами: «Создатели новой культуры», «Герои и знаменитости», «Борьба за статус и светское общество» и «Любовь и ненависть в Нью-Йоркском стиле».

Роман изобиловал литературными приемами, ставшими типичными для «новой литературы»:  сценоописательством; использованием разговорной, сленговой речи; субъективной точкой зрения автора; интерпретацией описываемых событий с точки зрения «главных действующих лиц»; литературной регистрацией каждодневных деталей.

Второй роман Т. Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» вышел в 1968 г. и стал одной из культовых книг американского поколения шестидесятников. В центре повествования - так называемое кислотное движение субкультуры хиппи, герои - «веселые проказники» пытаются «расширить границы человеческого подсознания». Как отмечал сам Т. Вулф, в некоторых из описываемых в книге событий он принимал непосредственное участие, а об остальных узнал от свидетелей или участников происходившего. В ходе подготовки этих книг были использованы письма, архивы, магнитофонные записи с кинохроникой, дневники, фотографии, официальные отчеты и так далее.

Престижные мировые книжные премии, такие как Премия Самуэля Джонсона, Пулит-церовская, Национальная книжная, «Большая книга» и пр., закрепили значимость «документальной» литературы в профессиональной и читательской среде и окончательно оформили нон-фикшн в качестве самостоятельного направления.

В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» или, например, произведение А. И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А. П. Чехова и др.

В советское время «литература факта» стала пользоваться огромным спросом. В СССР одних только научно-популярных периодических изданий насчитывалось около тридцати, и такие журналы, как «Знание - сила» или «Наука и жизнь», выходили огромными тиражами. Повышенный к ним интерес объяснялся большей правдивостью, реалистичностью и творческой свободой изложения. Книги историков Натана Эйдельмана, Арона Гуревича, филолога Юрия Лотмана, физика Я. И. Перельмана читались запоем, издавались огромными тиражами и стали бестселлерами. Получили известность детские книги «Заговорившие таблички» Соломона Лурье или «День египетского мальчика» Ми-лицы Матье; чрезвычайную популярность получил польский автор Зенон Косидовский, который в исследовании «Когда солнце было богом» критиковал библейские мифы с позиций современной археологии, заодно излагал эти самые мифы, что в советскую эпоху было почти невозможным. Сборники по негуманитарным дисциплинам выходили в знаменитой серии «Эврика», мемуарная литература и биографии - в ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») издательства «Молодая гвардия». Издательство «Наука» публиковало сборники «История науки и техники», «Страницы истории нашей Родины», «Библиотечка "Квант"».

Сегодня в России доля нон-фикшн в общем числе книг невероятно выросла. В настоящее время нет какого-либо крупного российского издательства, которое не публиковало бы произведения данного жанра. Один из лидеров российского рынка «фактической» литературы - издательство «НЛО». Оно выпускает книги в жанре living history, сгруппировав их в серии «Культура повседневности» и «Живая история» (о происхождении заурядных бытовых предметов, например, зеркала, и социальных феноменов, например, роскоши).

1.1.2. Как читать нон-фикшн книги?

Как читать нон-фикшн книги и получать от этого пользу.

Скорочтение похоже на волшебный навык, овладев которым, вы откроете море новой информации. Но, зачастую, желание читать быстрее затмевает собой истинный смысл чтения. Количество затмевает качество, и чтение перестает быть преимуществом, так как теряется смысл процесса. Многие считают, что чтение автоматически делает человека лучше, что правда, но оно само по себе не поможет добиться выдающихся результатов, потому что большинство не умеет читать.

Допустим, один человек хочет открыть бизнес. Он прочел много книг и прослушал несколько курсов по этой теме, но так и не сдвинулся с места. Мечта так и осталась желанием и не превратилась в цель. И дело не в том, что книги плохие или человек голословен. Дело в том, что он не научился читать правильно.

Зачем читать?

Прочитав историю этого человека, можно было подумать, что чтение бессмысленно, ведь он так и не открыл компанию, не стал предпринимателем, о нем не написали в бизнес-журнале, и даже на визитной карточке под фамилией не появилось строчка «директор». Многие разочаровываются в книгах, бизнес-тренерах и статьях, потому что успех, который казался так близок, с каждым годом отдаляется все сильнее.

Но дело не в других людях, дело в нашей способности читать и понимать, зачем мы это делаем.

Книги не должны выдавать золотые советы или мотивировать на свершения, хотя это не помешает. В первую очередь, книги должны отвечать на вопросы и приносить идеи.

Как читать?

В школе нас научили читать так, как большинство делает это до сих пор, но подобное чтение годится лишь для младших классов или художественной литературы, когда вы вправе наслаждаться каждым словом автора. Нон-фикшн книги нужно читать с определенной целью, то есть с подготовленными заранее вопросами.

Перед тем как открывать книгу, нужно записать вопросы и искать на них ответы в книге. Не просто читать, а именно, искать ответы на заданные вопросы, попутно отмечая полезные места, к которым необходимо будет вернуться позже.

Оглавление окажет вам большую помощь в поиске ответов, поэтому, составив вопросы, первым делом следует заглянуть туда, быть может ответ на один из вопросов будет найден по названию главы. В этом случае следует сразу переходить к этой главе.

Но не только поиском ответов следует ограничить чтение. Книги богаты полезными идеями, и, даже, если книга не несет полезной информации, идеи могут появляться из ниоткуда. Вам необходимо лишь отлавливать подобные моменты и фиксировать новые идеи.

Итог.

Если вы хотите получить пользу от чтения, то перед тем как открыть книгу, подумайте над вопросами, на которые вы бы хотели найти ответы. После этого просмотрите оглавление в поисках подсказок, и лишь тогда приступайте к чтению. Не забывайте записывать появившиеся идеи, ведь порой ради одной блестящей мысли следует прочитать бестолковую книгу.

Как найти подходящую книгу и не разочароваться в ней?

За всю историю человечества было написано огромное количество книг. Каждый год выходит столько книг, сколько человек не сможет прочитать за всю жизнь. Как выбрать, что стоит читать, а что нет? Какую книгу стоит прочесть в первую очередь, а какую можно не читать вовсе? Как не потеряться в списках обязательных к прочтению произведений?

Читайте то, что нужно вам.

Первое, о чём следует сказать. Это покажется очевидным, но очень часто люди берут какой-то список и начинают читать всё подряд.

Да, таким способом можно найти прекрасные книги, но путь к ним будет лежать через множество безынтересных и ненужных для вас.

Не берите готовый список для чтения. Формируйте свой. Прислушивайтесь к рекомендациям, знакомьтесь со списками «лучших книг в истории человечества», но учитесь фильтровать их. Читайте отзывы, рецензии, описания. Не читайте только потому, что эта книга известна. Читать нужно полезное и интересное для вас, а не популярное.

Помните про правило 50 страниц: если вы столько прочитали, а книга не зацепила – откладывайте её в сторону. Дорожите своим временем.

Откажитесь от лишнего.

Если вы хотите научиться тайм-менеджменту, ищите книги о тайм-менеджменте, если вы интересуетесь психологией, читайте учебники по психологии. Откажитесь от чтения на темы, которые не являются для вас важными и первостепенными.

Да, нужно выходить из зоны комфорта, расширять кругозор и пробовать новое, но вы никогда не прочитаете всё то, что хотите прочитать. Поэтому нужно расставлять приоритеты, выбирать. Попробуйте пользоваться квадратом Декарта (см. приложение 1).

Имейте список для чтения.

Он должен быть у вас на виду. Это сократит количество книг, которые вы будете читать случайно, внепланово.

Советую вам расставлять книги в списке не в хронологическом порядке, то есть не в том, в котором вы о них узнали, а в порядке важности, приоритета. Первой в списке должна быть не самая давняя книга, а самая обязательная к прочтению.

Можете оставлять пометки у каждой книги: почему вы должны прочитать её раньше других, что это вам даст, какие знания вы получите и т.д.

Знакомьтесь с содержанием.

Опоры на описание (как правило, с обещаниями, которые редко исполняются) недостаточно. Перед тем как добавить книгу в свой список для чтения, всегда узнавайте её содержание.

Это особенно актуально для книг по саморазвитию. Авторы очень часто повторяют одни и те же идеи. Например, принцип 80/20 и лягушки по утрам для постановки целей встречаются очень часто.

Если в книге говорится о том, что вы уже знаете, или о том, что не имеет для вас значения – откладывайте её в сторону. Решительно. Вокруг столько великолепных книг, зачем читать посредственные?

О рекомендациях.

Обращайте внимание только на рекомендации компетентных людей. Если, например, человек ранее не был знаком с профайлингом, любая книга на эту тему произведёт на него сильное впечатление, какой бы ужасной она не была. Но если её выделяет эксперт в этой области, то обратить внимание действительно стоит.

Игнорируйте рекомендации некомпетентных людей или списки, ориентированные на массового читателя. Действительно хорошие книги оказываются там случайно.

Не читайте всё, читайте главное.

Не секрет, что некоторые книги по пользе и информативности заменяют собой сразу десяток других книг. Ищите именно такие. Ищите то, что может заменить всё остальное.

Возьмём «Выйди из зоны комфорта» Брайана Трейси. На мой взгляд, она почти полностью закрывает тему тайм-менеджмента. Достаточно прочитать эту небольшую книгу и вы научитесь распоряжаться своим временем, не читая десятки других книг.

Также обратите своё внимание на краткие содержания. Многие авторы книг по саморазвитию грешат тем, что описывают тысячи однотипных историй и миллионы раз повторяют одно и то же.

Существуют книги, в которых рассказывается о какой-то одной идее, которую можно уместить в несколько страниц. Тогда зачем читать о ней на нескольких десятках или даже сотнях страниц?

Читайте только хорошие книги, осмысляйте и применяйте знания на практике.

1.2. Обзор книг жанра нон-фикшн.

1.2.1. Различия между документалистикой, беллетристикой и публицистикой.

Читая беллетристику, всегда нужно помнить, что автор не ставил перед собой задачи точно описывать события и людей, поэтому она не может служить документальным свидетельством эпохи. А вот в нон-фикшн, наоборот, автор должен быть предельно точен, выдумка там лишает произведение всякой ценности. Нон-фикшн - это пример «чистой информации», свободной от каких бы то ни было идеологических наслоений. В некоторой степени сегодняшняя популярность такой литературы отражает кризис доверия к идеологии как таковой.

Хотя и в нон-фикшн романах допускаются драматические и художественные приемы, композиция подобного произведения часто похожа на драматическую. Сцена следует за сценой, поэтому художественная составляющая тоже крайне важна.

Имеет значение и коммерческий аспект в отличие от художественной литературы, для нон-фикшн реклама практически не нужна: всегда найдутся люди, интересующиеся, к примеру, путешествиями или национальной кухней. Нон-фикшн - долгосрочное вложение, которое в итоге, как правило, окупается.

От публицистики же нон-фикшн отличается количеством времени, прошедшим с момента событий, либо объемом написанного. Все-таки нон-фикшн - это литература, хоть и документального характера (см. приложение 2).


Глава 2. Практическая часть

  1. Исследование.

Исследование проводилось по четырем вопросам (см. приложение 3). Было опрошено 29 человек. Среди этих 29 человек участвовали респонденты из 8-ых, 9-ых, 10-ых и 11-ых классов. Сначала участникам опроса было предложено ответить на вопрос: «Знакомы ли они с  жанром нон-фикшн?». Из 29 знают, что это за жанр 11 человек, что составило 2,32% от общего количества. И 18 не знают, что представляет собой этот жанр.

Предположив, что не все участники знакомы с данным жанром, во втором вопросе им было предложено два варианта. Из тех 11 человек, которые знают нон-фикшн жанр, 2 человека (0,58%) читали книги, написанные в этом жанре. А из числа незнающих только 8 человек (2,32%) хотели бы узнать, в чем особенность жанра. Следующие два вопроса можно отнести к обеим категориям опрашиваемых. Из всех участников 12 человек (3,48%) ответили, что читать книги в этом жанре полезно. И из тех, участников, которые не были знакомы с этим жанром, 3 человека ответили, что не знают, полезно ли читать книги нон-фикшн.

Таким образом, можно сказать, что число тех, кто знает жанр нон-фикшн, кто читает книги в этом жанре меньше, чем тех, кто не имеет представления об этом. Однако среди опрашиваемых встречаются и те, кто заинтересован этим жанром (см. приложение 4).


3. Заключение

В результате проведенного исследования я:

- дала определение понятию «нон-фикшн» - термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы;

- исследовала книги жанра нон-фикшн, историю происхождения, его специфику и особенности;

- определила, как читать литературу нон-фикшн с наибольшей пользой для себя, а также как выбирать наиболее подходящие книги для прочтения;

- выяснила в чем различия документальной прозы, беллетристики и публицистики;

- провела  опрос респондентов из 8-ых, 9-ых, 10-ых и 11-ых классов;

- определили основные приемы по предупреждению вербальной агрессии в школьной речевой среде: это - игнорирование агрессии, отсутствие реакции на бестактность, переключение внимания агрессора и др.

- гипотеза исследования нашла свое подтверждение: исследование  истории, возникновения жанра, а также его особенности, классификацию позволило доказать полезность жанра нон-фикшн.


4. Список используемой литературы

  1. Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка, Том Вулф – Амфора, 2007
  2. Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016
  3. Правила жизни Тома Вулфа, Томас Вулф - Журнал Esquire, 2011
  4. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? – статья, Бударина Светлана, 2015
  5. Хладнокровное убийство, Труман Капоте - Азбука-классика, 2004
  6. Электропрохладительный кислотный тест, Том Вулф - Аркадия, 2018
  7. https://4brain.ru/blog
  8. ru.wikipedia.org

5. Приложение

Приложение 1

Квадрат Декарта выглядит следующим образом:

Что будет, если это произойдёт?

Что будет, если это НЕ произойдёт?

Чего НЕ будет, если это произойдёт?

Чего НЕ будет, если это НЕ произойдёт?

Работает он так:

Ответьте честно на следующие вопросы:

  • Что будет, если это произойдет? (Что я получу, плюсы от этого).
  • Что будет, если это не произойдет? (Плюсы от неполучения желаемого).
  • Чего НЕ будет, если это произойдет? (Минусы от получения желаемого).
  • Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? (Минусы от неполучения желаемого). С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответ может быть похож на ответ на первый вопрос. Не допускайте этого.

Почему эта техника работает?

Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью квадрата Декарта мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон. Это и помогает сделать взвешенный и осознанный выбор.


Приложение 2

Таблица различия и сходства документалистики, беллетристики и публицистики.

Документалистика

В основе сюжета лежат достоверные факты.

Публицистика

С момента произошедшего до момента написания статьи прошло мало времени. И/или меньший объём.

Беллетристика

В основе сюжета – выдуманная история.

Нет временного промежутка.


Приложение 3

Анкета 

Ответом на вопрос будет являться «+» или «-».  Отвечайте быстро, не задумываясь.  Анкетирование проводится анонимно☺.

Вопрос/ответ

Знаком ли вам такой жанр, как нон-фикшн?

Если да, то: читали ли вы книги в этом жанре?

Если нет, то: хотелось бы вам узнать, что это за жанр?

Это является полезным? (читать книги жанра нон-фикшн)

Это является интересным? (читать книги жанра нон-фикшн)

Спасибо!


Приложение 4

Из общего числа (29):


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Чеколтан Анастасия учащаяся 11 класса МБОУ «Белая СОШ» Руководитель: Скобелева Надежда Ивановна учитель русского языка, литературы, МБОУ «Белая СОШ» п. Среднего, Усольского р-на Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?

Слайд 2

Цель работы: доказать полезность жанра нон-фикшн . Актуальность данной темы состоит в том, что «литература факта», нон-фикшн, набирает обороты в читательской среде и становится необходимой частью своих мини-библиотек у большинства людей. Она либо помогает человеку разобраться в проблеме, либо не производит никакого эффекта на него и его жизнь. Задачи: Изучение и отбор литературы. Составление анкеты и проведение анкетирования. Накопление и систематизация материала. Оформление работы.

Слайд 3

Предмет исследования: жанр нон-фикшн, его история, специфика, особенности. Объект исследования: книги жанра нон-фикшн. Методы исследования: Теоретический: Изучение и отбор литературы, Накопление материала, Систематизация; Аналитический: Анкетирование, анализ литературы, отобранной для исследования; Практический: Создание презентации и диаграммы, классификация и описание результатов наблюдения.

Слайд 4

Гипотеза: жанр нон-фикшн не является новым в современном обществе, однако мало кто знает про него и читает книги в этом жанре.

Слайд 5

Нон-фикшн жанр (документальная литература ) — особый литературный жанр, главными особенностями которого являются сугубо реалистичное и документально точное изображение событий и персонажей через призму образного и эстетического восприятия автора. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений. Хладнокровное убийство, Труман Капоте, 1965 год Направление – документально-художественная литература.

Слайд 6

Электропрохладительный кислотный тест, Томас Вулф, 1968 год. Направление – экспериментальная и исследовательская документальная проза. Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка, Томас Вулф, 1965 год

Слайд 7

Как читать нон-фикшн книги и получать от этого пользу. Зачем читать? (читать и понимать, зачем мы это делаем) Как читать? (записать вопросы и искать на них ответы в книге) Итог. (подумайте над вопросами, просмотрите оглавление в поисках подсказок, приступайте к чтению, не забудьте записывать появившиеся идеи)

Слайд 8

Как найти подходящую книгу и не разочароваться в ней ? Читайте то, что нужно вам . (формируйте свой список и читайте отзывы и рекомендации компетентных людей, прежде чем купить) Откажитесь от лишнего. (Откажитесь от чтения на темы, которые не являются для вас важными и первостепенными ) С писок для чтения на виду . (расставлять книги в списке в порядке важности, это сократит количество книг, которые вы будете читать внепланово) Знакомьтесь с содержанием . (если говорится о том, что вы уже знаете или это не имеет для вас значения, то не берите эту книгу) Не читайте всё, читайте главное. (Ищите такие книги, которые по своей информативности и пользе заменяют десятки других)

Слайд 10

Различия Сходства Документалистика В основе сюжета лежат достоверные факты. Возможны драматические и художественные приемы. Беллетристика В основе сюжета – выдуманная история. _________ Публицистика С момента произошедшего до момента написания статьи прошло мало времени. И/или меньший объём. Текст создается на основе реальных историй и фактов. Таблица различия и сходства документалистики , беллетристики и публицистики.

Слайд 11

Вопрос/ответ Знаком ли вам такой жанр, как нон-фикшн? Если да, то: читали ли вы книги в этом жанре? Если нет, то: хотелось бы вам узнать, что это за жанр? Это является полезным? (читать книги жанра нон-фикшн) Это является интересным? (читать книги жанра нон-фикшн) Анкета Ответом на вопрос будет являться « × » или « 0 » . Отвечайте быстро, не задумываясь. Анкетирование проводится анонимно☺. Спасибо!

Слайд 13

Из общего числа (29):

Слайд 14

Заключение В результате проведенного исследования я: - дала определение понятию «нон-фикшн» - термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы; - исследовала книги жанра нон-фикшн, историю происхождения, его специфику и особенности; - определила, как читать литературу нон-фикшн с наибольшей пользой для себя, а также как выбирать наиболее подходящие книги для прочтения; - выяснила в чем различия документальной прозы, беллетристики и публицистики; - провела опрос респондентов из 8-ых, 9-ых, 10-ых и 11-ых классов; - определили основные приемы по предупреждению вербальной агрессии в школьной речевой среде: это - игнорирование агрессии, отсутствие реакции на бестактность, переключение внимания агрессора и др. - гипотеза исследования нашла свое подтверждение: исследование истории, возникновения жанра, а также его особенности, классификацию позволило доказать полезность жанра нон-фикшн.

Слайд 15

Гипотеза: жанр нон-фикшн не является новым в современном обществе, однако мало кто знает про него и читает книги в этом жанре.

Слайд 16

Квадрат Декарта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнерусская рукописная книга Выполнила: Щербакова Карина Ученица 8 класса А ТЕМА ПРОЕКТА МБОУ «Белая СОШ» п.Средний

Слайд 2

Актуальность Сегодня книги общедоступны, но люди уже не ценят их так, как раньше, имея большое количество гаджетов заменяющих книгу . Бумажный вариант книги постепенно отходит на второй план. Поэтому вопрос о происхождении книг, особенностей их написания для меня стал интересным. Это и послужило началом работы над проектом.

Слайд 3

задачи Рассмотреть историю возникновения древнерусских книг, а также создать образец древнерусской рукописной книги. Цель Изучить источники по истории возникновения книги. Систематизировать материал и оформить в виде презентации. Создать образец древнерусской книги. методы Теоретический (изучение источников) Практический (изготовление книги)

Слайд 4

Гипотеза Древнерусская книга - уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки .

Слайд 5

Из истории возникновения древнерусских книг На Руси для фиксации информации использовали бересту , как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой . Новым этапом происхождения книги стал ПЕРГАМЕНТ обработанная кожа скота Пергамент хранили свитками. С о временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками .

Слайд 6

Первые рукописные книги появились в связи с крещением Руси. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня.

Слайд 7

Кириллица Кириллица Кириллица – алфавит Древней Руси, основа современного русского языка. Кириллица стала первой славянской азбукой, которую создали на основе греческого алфавита. Кирилл и Мефодий – первые люди, которые начали работать над азбукой.

Слайд 8

Первые древнерусские книги « Остроми́рово Ева́нгелие » — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец Григорий успевал написать не более 3 страниц.

Слайд 10

особенности Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Средневековые чернила были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. Средневековые чернила были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины.

Слайд 11

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Отсюда пошла пословица «Прочитать книгу от доски до доски». Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.

Слайд 12

как я делала книгу

Слайд 13

1.Мне понадобилось...

Слайд 14

Обложка

Слайд 15

листы

Слайд 16

Рукописный текст

Слайд 17

В процессе

Слайд 18

Готовый продукт

Слайд 19

Заключение Изучив источники и узнав особенности древнерусских книг, я решила попробовать создать свою рукописную древнерусскую книгу. Я считаю, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Древнерусская книга – это, действительно, уникальное издание.

Слайд 20

Спасибо за внимание.