5 класс. Русский язык

Скобелева  Надежда Ивановна

Уважаемые коллеги! Здесь вы найдёте конспекты уроков русского языка по УМК Рыбченковой,  презентации, интересный дополнительный материал по русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Тема:

«Язык и языкознание»

Цель:

Осознание учащимися роли языка в жизни человека, важности умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;  выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Определять  значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Формулировать  понятные для партнёра высказывания;  согласовывать позиции и находить общее решение.

Тип урока:

Комбинированный урок

Вид урока:

Урок-путешествие

Оборудование:

Учебник, компьютер, тетради.

Технологии:

технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный этап.

Приветствие. Знакомство с классом. Объяснение требований к ведению тетрадей.

Откройте тетради и запишите, как на доске. (обратить внимание на запись даты по русскому языку с 5 класса)

Воспринимают информацию.

Записывают.

2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Давайте изобразим все понятия данного слова.

Язык – подвижный мышечный орган в полости рта.

Язык пламени

Язык….- изобразить нельзя.

Для чего нужен такой язык?

Как мы можем общаться?  

А если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное

Что объединяет все эти понятия?

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? И что мы должны сегодня достичь в конце урока?

Слушают учителя, участвуют в беседе, выдвигают свои версии.

Зарисовывают в тетради.

Язык

   

Записывают в тетрадь определение.

Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

Слово ЯЗЫК

Формулируют тему и результат.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

- Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить.

- Как они общались? Как передавали информацию?

- Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена

- Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают).

- Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь»

- просматривают презентацию.

Физкультминутка

4. Первичная проверка понимания.

Что произошло в 988 году?

Что такое алфавит?

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

- Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

В тетради записывают:

- 988 год - крещение Руси.

- Кирилл и Мефодий создали первую азбуку: Кириллица.

В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.  

Просмотр видеоролика «История русской словесности»

- высказывание мнений о фильме

Посмотрите на эту азбуку.

•        в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

•        как называется первая буква?

•        а вторая?

•        прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

Еще один секрет Кириллицы:

•        аз-я

•        буки - буквы

•        веди - ведать, знать

•        глаголь - говорить

•        добро-хорошо. - что получается?

Сравнивают Кириллицу и современный алфавит.

Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

5. Подведение итогов.

Рефлексия

Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового?

Что было вам интересно?

Высказываются. Строят связный текст, полный ответ на вопросы.

6. Д.з.

Инструктаж.

На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение».

Дома вам необходимо:

-  просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного.

- Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык»

- завести, если нет, справочник.

Записывают. Воспринимают. Уточняют.

В дневник:

Изучить учебник, мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык», справочник.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 2

Тема:

«Язык и речь»

Цель:

формирование представления о сущности языка и речи, различии речи и языка, речевых и языковых явлений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

умение разграничивать речевые и языковые явления; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности;

умение формулировать тему и цели урока; умение оценивать процесс и результат деятельности; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Тип урока:

урок открытия нового знания.

Вид урока:

Учебное занятие

Оборудование:

Учебник, компьютер

Технологии:

Здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный этап.

Приветствие.

2. Проверка д.з. Актуализация знаний.

Предлагает выборочно зачитать мини-сочинения.

Собирает тетради.

Предлагает записать число, «классная работа»

Класс. Задание: составить и записать два предложения со словами «язык» и «речь»

Предлагает оценить работу учащихся.

Памятка: фонетический разбор.

Фонетический разбор.

Ударение, разделить на слоги   1б

Транскрипция слова   1б

Характеристика звуков в слове (по 1 б. за звук)

Количество букв и звуков   1 б

Оформление 1 б.

 Итого: 4б + по 1б за каждый звук.

Человек 5 зачитывают свои сочинения.

2 человека выходят к доске. Фонетический разбор слов: язык, речь.

Остальные в тетрадях. Выполняют.

Я-зык  [йазЫк]   - 2 слога                                      

Я  [й] – согл., звонк.непарн., мягк.непарн.;                                          

    [а] – гласн., безуд.;                            

З  [з] – согл., звонк.парн [с], тверд.парн [с'];                                            

Ы  [ы] – гл., ударный;

К  [к] – согл., глух.парн.[г], тверд. gарн. [к’].

4б., 5 зв.

Речь [р’Эч’] – 1 слог

Р [р’] – согл., звонк.непарн., мягк.парн.[р];

Е [Э] – гл., ударн.;

Ч [ч’] – согл., глух.непарн., мягк.непарн.;

Ь [--] звука не обозначает.

4б., 3 зв.

3. Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7621/20201221185655/OEBPS/objects/m_russ_5_1_1/5d3b51cb916c29881880348a.jpg

Что вы видите на фотографии? (составить связный текст 3-4 предложения)

Как вы думаете, какое слово ключевое?

Мы постоянно делимся информацией или получаем её. Какие условия необходимы для этого? Иногда при общении можно обойтись и без слов.

А как?

Достаточно ли этих средств для передачи информации?

Вернемся к слова ЯЗЫК и РЕЧЬ. Как вы думаете, что их объединяет?

Сложно? Попробуйте определить, что мы должны сегодня узнать в процессе урока? Какова наша цель?

Учащиеся выполняют, отвечают.

На данной фотографии я вижу группу людей. Они сидят за столом и оживленно беседуют о чем-то. ……

Беседуют, беседа.

Иллюстрации, схемы, жесты, мимика…

Этих средств недостаточно для передачи информации в полном объеме. Необходимо с

Пытаются ответить.

Формулируют.

ФИЗМИНУТКА

4. Открытие новых знаний.

Ролик на РЭШ

Предлагаю посмотреть ролик (5 мин) и постараться ответить, что такое ЯЗЫК и РЕЧЬ?

Смотрят, заполняют таблицу в тетради.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/main/306312/

Язык

Речь

Средство передачи мыслей, чувств….средство общения

Деятельность человека при помощи языка: говорение, письмо, думы.

Учебник: стр.6. Чтение и восприятие информации.

5. Закрепление знаний.

Словарная работа.

Аннотация, репертуар, столЯр, керосин, гравюра.

Что обозначают? (каждое слово)

Запишите слова в справочник, подчеркните в них орфограммы. В тетради с каждым словом составить коротенькое предложение или словосочетание. Орфограммы обозначить.

В справочнике отводят место, куда записывают словарные слова.

Отвечают.

Аннотация – краткое изложение книги.

Репертуар – список исполняемых произведений

Столяр – профессия, человек, работающий с деревом.

Керосин – горючее.

Гравюра – разновидность графического искусства.

Работа с учебником.

Упражнение 11 (1 и 2 устно, 3А, 5А)

Выполняют.

Оценивание.

6. Рефлексия.

Подведение итогов.

Просит оценить свою деятельность.

Итак, в начале урока мы ставили цель. Какую? Мы ее достигли? Урок прошел не зря? Что вы запомнили?

Оценивают свою деятельность на уроке.

(поднимают смайлик)

Дают полные ответы на вопросы.

7. Домашнее задание

Словарные слова, $1 и 2, упр.11 (3Б, 4Б, 5Б)

Записывают в дневник.

Упражнение 11. 1, 2, 3А, 5А, 3Б, 4Б)

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Из ГДЗ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 4

Тема:

Повторение изученного

Цель:

Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся за курс начальной школы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

Знать основные нормы русского языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать орфографические нормы за курс начальной школы.

Систематизировать знания об орфограммах, которые изучаются каждым разделом;

Находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Стремление к правильной, точной устной и письменной речи.

Нравственно-этически оценивать усваиваемые знания.

Развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Сопоставлять и отбирать информацию.

Строить логическое рассуждение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока:

урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Вид урока:

Урок-практикум

Оборудование:

Компьютер, тетради.

Технологии:

Проблемная технология, здоровьесберегающая технология,

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка цели.

Обмен тетрадями

Ребята, мне прислали письмо, в нем рассказывают о ребятах. Но я никак не смогла его прочитать. Вот оно.

Может вы сможете прочитать?
А почему так сложно прочитать?
(2 слайд)

https://i1.wp.com/gladtolearn.ru/blog/wp-content/uploads/2019/05/Akust.jpg?fit=1024%2C515&ssl=1

А что необходимо, чтобы не допускать такого письма?

А в начальной школе вы какие правила учили?

Предположите, какой может быть тема нашего урока? Запишите в тетрадях.

Выполняют. Пробуют прочитать, делают выводы.

- Очень много ошибок.

Выдвигают версии.

Вспоминают.

Повторение орфограмм.

2. Выполнение упражнений на повторение.

Просит зачертить в тетради таблицу, сам чертит на доске.

Я буду вызывать к доске, записываем слова. Смотрим, что их объединяет. Вспоминаем орфограмму, правило. Заносим в таблицу. (3 слайд)

Выполняют.

Слова

Орфограмма

Правило

М_сты – мост

Г_ра – горы

П_тно – пятна

В_сна – вёсны

Ос_нь - осенний

Безударная гласная в корне слова

4 слайд

Нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

Телегра__а

А__ея

Хо__ей

Ро__ия

Ки__ограмм

Удвоенные согласные

5 слайд

Вспомните правило деления на слоги с удвоенными согласными?              6 слайд

Нужно проверять по словарю

Меч?та

Лисич?ка

Точ?ный

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЧЩ

7 слайд

Без мягкого знака.

Физминутка

В_юга, раздол_е, медал_он

Разделительный Ь перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, О

8 слайд

- в корне слова

- перед суффиксом

- перед окончанием

- в слове на ….он

От_езд, необ_ятный.

Разделительный Ъ перед Е, Ё, Ю, Я                         9 слайд

10 слайд общее ь и ъ

На стыке приставки и корня перед Е, Ё, Ю, Я.

(не) читал, (не) смотрел,

(не) здоровится.

Правописание частицы НЕ с глаголами

11 слайд

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, если слово употребляется без НЕ.

Со_нце, лес_ница, чу_ство, сер_це, яс_ный.

Непроизносимая согласная буква.

12 слайд

Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот звук слышался четко или не слышался; или запомнить.

Читаеш?

Учиш?

Ь В окончаниях глаголов 2 лица                        13 слайд

-ЕШЬ, -ИШЬ всегда с Ь

Посто_шь

Они по_т

Смотр_шь

Чита_ешь

Правописание личных окончаний глаголов.

14 слайд

1) если окончание ударное, то пишем, что слышим.

2) если безуд.окончание, то определяем спряжение по начальной форме.

3. Рефлексия.

Подведение итогов.

Итак, давайте обобщим, что сегодня повторили из курса начальной школы?

Оцените свою деятельность.

Отвечают.

Оценивают.

4. Домашнее задание

Выполнить карточку.

Карточка 1. Записать слова, объяснить орфограммы. (См.таблицу)

Комп?ютер, п_лоска, и(с/сс)ку(с/сс)тво, ужас?ный, варен?е, возьмёш?, об?явление, вид_шь, они кле_т, (не)признался.

Карточка 1. Записать слова, объяснить орфограммы. (См.таблицу)

Комп?ютер, п_лоска, и(с/сс)ку(с/сс)тво, ужас?ный, варен?е, возьмёш?, об?явление, вид_шь, они кле_т, (не)признался.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 5

Тема:

Повторение изученного

Цель:

Определение границ знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала за курс начальной школы по теме «Части речи»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

Находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; Правильно писать изученные орфограммы.

находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения.

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение работать в паре.

Тип урока:

Урок закрепления знаний.

Вид урока:

Урок-практикум.

Оборудование:

Компьютер, тетради, доска

Технологии:

Энергосберегающая, Информационно-коммуникационная технология 

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

Выборочная проверка домашнего задания. Работают в этих же тетрадях.

Отвечают.

2

Мотивационный.

Постановка цели.

Предлагает разгадать кроссворд.

Работают в парах.

Кроссворд по предмету "русскому языку"  на тему "Орфограмма"

По горизонтали

4. Изменение слов по падежам и числам

5. В русском языке, их шесть

По вертикали

1. Часть речи, означающее действие

2. Красный – алый – пурпурный…. Это? (в ед.ч., И.п.)

3. Быстро – медленно… Это? (в ед.ч., И.п.)

4. Часть речи, отвечает на вопрос кто? что?

С чем справились легко? Какие трудности испытали?

Что такое существительное, глагол?

Какие еще части речи вы знаете?

Итак, попробуйте определить, что сегодня в центре нашего внимания?

Отвечают.

Части речи

Называют.

Части речи.

3

Этап

закрепления

Перед вами слова (на слайде). У доски по одному представителю каждого ряда.

1ряд. Существительные

2 ряд. Прилагательные

3 ряд. Глаголы

Молодость, молодой, веселиться, чистый, вычистит, разговор, ласка, скучный, мамин, бегает, пляшут, молчание.

По каким признакам вы распределили слова? Как определить, какая это часть речи?

Трое у доски, остальные в тетради выписывают только  слова определенной части речи.

Дают ответы.

ФИЗМИНУТКА

Составьте предложение, используя данное(ые) слово(а).

Подчеркните в нем главные члены предложения, над каждым словом подпишите часть речи.

Самостоятельное выполнение.

Трое (по желанию) у доски.

Выборочная проверка в классе, затем проверяем и оцениваем работу у доски.

Звуко-буквенный разбор слова

МО-ЛО-ДОЙ [маладой] – 3 слога

М [м] – согл., звонк.непарн., тверд.парн.;

О [а] – гласн., безуд.;

Л [л] – согл., звонк.непарн., тверд.парн.;

О [а] – гласн., безуд.;

Д [д] – согл., звонк.парн., тверд.парн.;

О [О] – гласн., ударн.;

Й [й] – согл., звонк.непарн., мягк.непарн.

7б., 7зв.

Выполняют самостоятельно, двое у доски. Взаимопроверка в парах.

Вернемся к словам. Разберем по составу слова: молодость, молодой, веселиться, вычистит.

Один работает у доски. Проверка.

4. Этап рефлексии и подведения итогов.

Предлагает оценить свою деятельность, что получилось, что нужно закрепить дома.

Высказываются.

5. Домашнее задание

Повторение.

Молодость, молодой, веселиться, чистый, вычистит, разговор, ласка, скучный, мамин, бегает, пляшут, молчание.