5 класс. Русский язык
Уважаемые коллеги! Здесь вы найдёте конспекты уроков русского языка по УМК Рыбченковой, презентации, интересный дополнительный материал по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект 1 урока: "Язык и языкознание" | 27.53 КБ |
Конспект 2 урока: "Язык и речь" | 805.01 КБ |
Конспект 3 урока: "Язык и общение" | 2.29 МБ |
Конспект 4 урока: "Повторение" | 119.66 КБ |
Конспект 5 урока: "Повторение" | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 1 | ||||
Тема: | «Язык и языкознание» | |||
Цель: | Осознание учащимися роли языка в жизни человека, важности умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности. | |||
Планируемые образовательные результаты: | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные | ||
Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: | Понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа. |
Выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение. | Формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | ||
Тип урока: | Комбинированный урок | |||
Вид урока: | Урок-путешествие | |||
Оборудование: | Учебник, компьютер, тетради. | |||
Технологии: | технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организа-ционный этап. | Приветствие. Знакомство с классом. Объяснение требований к ведению тетрадей. Откройте тетради и запишите, как на доске. (обратить внимание на запись даты по русскому языку с 5 класса) | Воспринимают информацию. Записывают. |
2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности. | Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Давайте изобразим все понятия данного слова. Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. Язык пламени Язык….- изобразить нельзя. Для чего нужен такой язык? Как мы можем общаться? А если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное Что объединяет все эти понятия? Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? И что мы должны сегодня достичь в конце урока? | Слушают учителя, участвуют в беседе, выдвигают свои версии. Зарисовывают в тетради. Язык
Записывают в тетрадь определение. Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения. Слово ЯЗЫК Формулируют тему и результат. |
3. Первичное усвоение новых знаний. | Что возникло раньше: устная речь или письменность? Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать. - Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить. - Как они общались? Как передавали информацию? - Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена - Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке. | Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают). - Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь» - просматривают презентацию. |
Физкультминутка | ||
4. Первичная проверка понимания. | Что произошло в 988 году? Что такое алфавит? Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА. - Для чего создали кириллицу? Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу. | В тетради записывают: - 988 год - крещение Руси. - Кирилл и Мефодий создали первую азбуку: Кириллица. |
В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит. Просмотр видеоролика «История русской словесности» - высказывание мнений о фильме | ||
Посмотрите на эту азбуку. • в старой азбуке или в современном алфавите больше букв? • как называется первая буква? • а вторая? • прочитайте две вместе, что получилось? аз + буки = азбука. Еще один секрет Кириллицы: • аз-я • буки - буквы • веди - ведать, знать • глаголь - говорить • добро-хорошо. - что получается? | Сравнивают Кириллицу и современный алфавит. | |
Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари. Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки". Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров. Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение. | ||
5. Подведение итогов. Рефлексия | Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового? Что было вам интересно? | Высказываются. Строят связный текст, полный ответ на вопросы. |
6. Д.з. Инструктаж. | На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение». Дома вам необходимо: - просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного. - Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык» - завести, если нет, справочник. | Записывают. Воспринимают. Уточняют. В дневник: Изучить учебник, мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык», справочник. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 2 | |||||
Тема: | «Язык и речь» | ||||
Цель: | формирование представления о сущности языка и речи, различии речи и языка, речевых и языковых явлений. | ||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные | |||
умение разграничивать речевые и языковые явления; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности; | |
умение формулировать тему и цели урока; умение оценивать процесс и результат деятельности; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | |||
Тип урока: | урок открытия нового знания. | ||||
Вид урока: | Учебное занятие | ||||
Оборудование: | Учебник, компьютер | ||||
Технологии: | Здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология. |
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Организа-ционный этап. | Приветствие. | ||||
2. Проверка д.з. Актуализация знаний. | Предлагает выборочно зачитать мини-сочинения. Собирает тетради. Предлагает записать число, «классная работа» Класс. Задание: составить и записать два предложения со словами «язык» и «речь» Предлагает оценить работу учащихся. Памятка: фонетический разбор. Фонетический разбор. Ударение, разделить на слоги 1б Транскрипция слова 1б Характеристика звуков в слове (по 1 б. за звук) Количество букв и звуков 1 б Оформление 1 б. Итого: 4б + по 1б за каждый звук. | Человек 5 зачитывают свои сочинения. 2 человека выходят к доске. Фонетический разбор слов: язык, речь. Остальные в тетрадях. Выполняют. | |||
Я-зык [йазЫк] - 2 слога Я [й] – согл., звонк.непарн., мягк.непарн.; [а] – гласн., безуд.; З [з] – согл., звонк.парн [с], тверд.парн [с']; Ы [ы] – гл., ударный; К [к] – согл., глух.парн.[г], тверд. gарн. [к’]. 4б., 5 зв. Речь [р’Эч’] – 1 слог Р [р’] – согл., звонк.непарн., мягк.парн.[р]; Е [Э] – гл., ударн.; Ч [ч’] – согл., глух.непарн., мягк.непарн.; Ь [--] звука не обозначает. 4б., 3 зв. | |||||
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач. | Что вы видите на фотографии? (составить связный текст 3-4 предложения) Как вы думаете, какое слово ключевое? Мы постоянно делимся информацией или получаем её. Какие условия необходимы для этого? Иногда при общении можно обойтись и без слов. А как? Достаточно ли этих средств для передачи информации? Вернемся к слова ЯЗЫК и РЕЧЬ. Как вы думаете, что их объединяет? Сложно? Попробуйте определить, что мы должны сегодня узнать в процессе урока? Какова наша цель? | Учащиеся выполняют, отвечают. На данной фотографии я вижу группу людей. Они сидят за столом и оживленно беседуют о чем-то. …… Беседуют, беседа. Иллюстрации, схемы, жесты, мимика… Этих средств недостаточно для передачи информации в полном объеме. Необходимо с Пытаются ответить. Формулируют. | |||
ФИЗМИНУТКА | |||||
4. Открытие новых знаний. Ролик на РЭШ | Предлагаю посмотреть ролик (5 мин) и постараться ответить, что такое ЯЗЫК и РЕЧЬ? | Смотрят, заполняют таблицу в тетради. | |||
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/main/306312/
Учебник: стр.6. Чтение и восприятие информации. | |||||
5. Закрепление знаний. | Словарная работа. Аннотация, репертуар, столЯр, керосин, гравюра. Что обозначают? (каждое слово) Запишите слова в справочник, подчеркните в них орфограммы. В тетради с каждым словом составить коротенькое предложение или словосочетание. Орфограммы обозначить. | В справочнике отводят место, куда записывают словарные слова. Отвечают. | |||
Аннотация – краткое изложение книги. Репертуар – список исполняемых произведений Столяр – профессия, человек, работающий с деревом. Керосин – горючее. Гравюра – разновидность графического искусства. | |||||
Работа с учебником. Упражнение 11 (1 и 2 устно, 3А, 5А) | Выполняют. Оценивание. | ||||
6. Рефлексия. Подведение итогов. | Просит оценить свою деятельность. Итак, в начале урока мы ставили цель. Какую? Мы ее достигли? Урок прошел не зря? Что вы запомнили? | Оценивают свою деятельность на уроке. (поднимают смайлик) Дают полные ответы на вопросы. | |||
7. Домашнее задание | Словарные слова, $1 и 2, упр.11 (3Б, 4Б, 5Б) | Записывают в дневник. |
Упражнение 11. 1, 2, 3А, 5А, 3Б, 4Б)
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Из ГДЗ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 4 | ||||
Тема: | Повторение изученного | |||
Цель: | Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся за курс начальной школы. | |||
Планируемые образовательные результаты: | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные | ||
Знать основные нормы русского языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать орфографические нормы за курс начальной школы. Систематизировать знания об орфограммах, которые изучаются каждым разделом; Находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: | Стремление к правильной, точной устной и письменной речи. Нравственно-этически оценивать усваиваемые знания. |
Развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Сопоставлять и отбирать информацию. Строить логическое рассуждение. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
Тип урока: | урок систематизации и обобщения знаний и умений. | |||
Вид урока: | Урок-практикум | |||
Оборудование: | Компьютер, тетради. | |||
Технологии: | Проблемная технология, здоровьесберегающая технология, |
Ход урока.
Карточка 1. Записать слова, объяснить орфограммы. (См.таблицу) Комп?ютер, п_лоска, и(с/сс)ку(с/сс)тво, ужас?ный, варен?е, возьмёш?, об?явление, вид_шь, они кле_т, (не)признался. | Карточка 1. Записать слова, объяснить орфограммы. (См.таблицу) Комп?ютер, п_лоска, и(с/сс)ку(с/сс)тво, ужас?ный, варен?е, возьмёш?, об?явление, вид_шь, они кле_т, (не)признался. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 5 | ||||
Тема: | Повторение изученного | |||
Цель: | Определение границ знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала за курс начальной школы по теме «Части речи» | |||
Планируемые образовательные результаты: | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные | ||
Находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; Правильно писать изученные орфограммы. находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: | Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Обобщать и классифицировать по признакам. | Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в паре. | ||
Тип урока: | Урок закрепления знаний. | |||
Вид урока: | Урок-практикум. | |||
Оборудование: | Компьютер, тетради, доска | |||
Технологии: | Энергосберегающая, Информационно-коммуникационная технология |
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный этап. | Выборочная проверка домашнего задания. Работают в этих же тетрадях. | Отвечают. | |
2 Мотивационный. Постановка цели. | Предлагает разгадать кроссворд. | Работают в парах. | |
Кроссворд по предмету "русскому языку" на тему "Орфограмма" По горизонтали 4. Изменение слов по падежам и числам 5. В русском языке, их шесть По вертикали 1. Часть речи, означающее действие 2. Красный – алый – пурпурный…. Это? (в ед.ч., И.п.) 3. Быстро – медленно… Это? (в ед.ч., И.п.) 4. Часть речи, отвечает на вопрос кто? что? | |||
С чем справились легко? Какие трудности испытали? Что такое существительное, глагол? Какие еще части речи вы знаете? Итак, попробуйте определить, что сегодня в центре нашего внимания? | Отвечают. Части речи Называют. Части речи. | ||
3 Этап закрепления | Перед вами слова (на слайде). У доски по одному представителю каждого ряда. 1ряд. Существительные 2 ряд. Прилагательные 3 ряд. Глаголы Молодость, молодой, веселиться, чистый, вычистит, разговор, ласка, скучный, мамин, бегает, пляшут, молчание. По каким признакам вы распределили слова? Как определить, какая это часть речи? | Трое у доски, остальные в тетради выписывают только слова определенной части речи. Дают ответы. | |
ФИЗМИНУТКА | |||
Составьте предложение, используя данное(ые) слово(а). Подчеркните в нем главные члены предложения, над каждым словом подпишите часть речи. | Самостоятельное выполнение. Трое (по желанию) у доски. Выборочная проверка в классе, затем проверяем и оцениваем работу у доски. | ||
Звуко-буквенный разбор слова МО-ЛО-ДОЙ [маладой] – 3 слога М [м] – согл., звонк.непарн., тверд.парн.; О [а] – гласн., безуд.; Л [л] – согл., звонк.непарн., тверд.парн.; О [а] – гласн., безуд.; Д [д] – согл., звонк.парн., тверд.парн.; О [О] – гласн., ударн.; Й [й] – согл., звонк.непарн., мягк.непарн. 7б., 7зв. | Выполняют самостоятельно, двое у доски. Взаимопроверка в парах. | ||
Вернемся к словам. Разберем по составу слова: молодость, молодой, веселиться, вычистит. | Один работает у доски. Проверка. | ||
4. Этап рефлексии и подведения итогов. | Предлагает оценить свою деятельность, что получилось, что нужно закрепить дома. | Высказываются. | |
5. Домашнее задание | Повторение. |
Молодость, молодой, веселиться, чистый, вычистит, разговор, ласка, скучный, мамин, бегает, пляшут, молчание.