Рабочие программы по литературе

Скобелева  Надежда Ивановна

Рабочая программа соответствует учебнику под редакцией  В.Ф. Чертова, 5- 11 классы.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

первой квалификационной категории

Скобелевой Надежды Ивановны

по литературе,

   11  «а» класс

2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе ООП СОО.

Рабочая программа соответствует учебнику:  В.Ф. Чертов Литература 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углублённый уровни). В 2 ч. Москва: Просвещение, 2019.

На изучение литературы по данной программе предусмотрено 5 часов в неделю (170 часов в год)

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  • Личностные результаты:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • Метапредметные результаты:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • Предметные результаты:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей и поэтов XX вв., зарубежной литературы I и II половин ХХ века;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Содержание учебного предмета

Литература  XX века

        Обзор русской литературы первой половины XXвека. (2 часа)

        Традиции и новаторство в литературе рубежа 19-20 веков. Реализм и модернизм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

        Трагические события первой половины 20 века и их отражение в русской литературе. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции.

Теория литературы: модернизм, модернистские течения в литературе.

И.А.Бунин

        Художественный мир писателя. Бунинская концепция мира и человека. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово». Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

        Роман «Жизнь Арсеньева» (обзор). Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Грамматика любви».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Теория литературы: расширение представлений о реализме, разновидности предметной изобразительности, ритм в прозе.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Повесть «Олеся»: романтика настоящей любви.

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерствопсихологического  анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество.

Рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

        Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе.  Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Теория литературы: литература социалистического реализма.

Е.И.Замятин

        Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своебразие языка романа.

        Теория литературы: жанр антиутопии.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество. «Записки юного врача» (обзор), «Собачье сердце» (повторение)

Роман «Мастер и Маргарита»

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы. Человеческое  и божественное в облике Иешуа, образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести.  Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

        Теория литературы: философско-мифологическая литература.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.«Донские рассказы.Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

        Теория литературы: роман-эпопея, категория трагического в литературе.

И.С. Шмелёв

        Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность писателя. Роман «Лето Господне». Изображение русского национального характера в рассказах «Мартын и Кинг», «Небывалый обед»

В.В.Набоков

        Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира писателя. Герои Набокова. Рассказ «Облако, озеро, башня». Проблематика и система образов. Виртуозность словесной техники.

Обзор русской поэзии конца  19 – начала 20 вв.  

Поэтические индивидуальности  Серебряного века: И.Ф.Анненский, К Бальмонт, А Белый,  В.Брюсов,  М.Волошин, Н. Гумилев, Н.Клюев, И. Северянин, Ф. Сологуб, В. Хлебников, В.  Ходасевич (по выбору не менее трех авторов).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Теория литературы: символ, дольник, ассоциативная метафора.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...»,  «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

        Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества. Темы любви, искусства,  религии в бунтарской поэме Маяковского.

        Теория литературы: тонический стих.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Теория литературы: «избяной космос» в русской поэзии 20 века.

М. И. Цветаева

        Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

        Теория литературы: лирический роман.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Сокровенный человек».Философская глубина  произведения. «Непростые» простые герои Платонова. Символика в произведении. Самобытность языка и стиля писателя.

        Теория литературы: многообразие языковых приемов в прозе 20 века.

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского.    Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства  в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

         Влияние «оттепели»  60 годов на развитие литературы. «Лагерная» тема. «Деревенская проза». Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Поэтические искания. Развитие тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

        Рассказ «Матренин двор». Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт человека-праведника, носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития русской прозы 2 половины 20 века.

В.М.Шукшин

        Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный» и другие. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры В.Шукшина.

В. Г. Распутин

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Современная проза.

        Теория литературы: «деревенская проза»

Современная литературная ситуация (обзор).

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

-  Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

 -Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык    художественного    произведения.    Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.  Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

 - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

 -  Литературная критика.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Наименование разделов и тем 

Кол-во часов

Введение. Литература конца 19 - начала 20 веков (1 часа)

1.

Введение. Характеристика литературного процесса конца 19 - начала 20 века. Основные модернистские течения Серебряного века.

1

2.

Входное тестирование.

1

3.

Своеобразие русской литературы первой половины ХХ века.

1

4.

Личность И.А. Бунина. Своеобразие лирики И.А. Бунина.

1

5.

Поэтический урок по творчеству И.А.Бунина.

1

6

Целостный анализ одного из стихотворений. Выразительное чтение наизучть стихотворений.

1

7

Роман «Жизнь Арсеньева»  как отражение философии зрелого человека.

1

8

Художественный мир И.А.Бунина. Проблематика произведений И.А.Бунина.

1

9

Проблематика рассказа «Антоновские яблоки»

1

10

Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско». Сюжет и композиция произведения.

1

11

Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

12

Особенность любви в цикле «Темные аллеи». Женские образы «Темных аллей»

1

13

Размышление о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье в рассказе «Темные аллеи»

1

14

Загадочная, и не до конца понятная история любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

15

Тематика новеллы «Легкое дыхание»

1

16.

Контрольная работа по творчеству И.Бунина

1

17.

Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина

1

18.

Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина

1

19

Анализ сочинений

1

20

Урок-практикум. Проблематика литературных произведений.

1

21.

А.И.Куприн и традиции русской литературы. Романтизм и реализм А.Куприна

1

22

Нравственная тема в рассказах А.И.Куприна

1

23

Тема трагической любви в творчестве А.И.Куприна: «Олеся», «Гранатовый браслет»

1

24

Человек и общество в произведениях А.И.Куприна: «Олеся», «Поединок», «Молох».

1

25

Символические образы в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1

26

Контрольная работа по творчеству А.И.Куприна

1

27

Р. р. Сочинение по творчеству А.И.Куприна

1

28

Р. р. Сочинение по творчеству А.И.Куприна

1

29

Анализ сочинений.

1

30

Жизненный и творческий путь М. Горького. 

1

31

Ранние романтические произведения М. Горького. (Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», "Челкаш")

1

32

Конфликт двух мировоззрений в рассказе М.Горького «Челкаш»

1

33

Пьеса Горького «На дне». Жанр. Композиция. Персонажи. Сюжетные линии.

1

34

Сила духа – стремление к свету в пьесе М.Горького «На дне»

1

35

Вечные проблемы добра и милосердия в пьесе М.Горького «На дне»

1

36

Правда и ложь в жизни героев пьесы М.Горького «На дне».  Смысл названия произведения

1

37.

Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Комплексный анализ литературного персонажа.

1

38

Выразительное чтение монологов из пьесы М.Горького «На дне»

1

39

Контрольная работа по творчеству М.Горького.

1

40

Урок-практикум. Авторская позиция в произведениях.

1

41.

Е.Замятин. Жизнь и творчество.

1

42.

Е.Замятин. Роман «Мы». Сюжет и композиция романа, его своеобразие.

1

43.

Тема счастья в романе «Мы». Проблема личности и государства. Образ главного героя.

1

44.

Жизнь в раю? Идейный поддтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»

1

45.

Жизнь, личность, творчество М.Булгакова. «Записки юного врача»

1

46.

Повесть «Собачье сердце». Реальное и фантастическое в повести. Сатирическое изображение действительности.

1

47.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и судьба.

1

48.

Тайны содержания и построения романа-мифа «Мастер и Маргарита»

1

49.

Ершалаимские главы романа. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Диалог о добре и зле.

1

50.

Похождения Воланда и его свиты в Москве 30-х годов. Сатирические страницы романа

1

51.

Литературный мир на страницах романа. Трагедия Мастера. Путь обретения истины Иваном Бездомным.

1

52.

Тема любви и смысл финала романа.

1

53

Тема справедливости, милосердия и раскаяния, свободы и зависимости.

1

54

Тема внутренней свободы в романе.

1

55

Контрольная работа по творчеству М.Булгакова

1

   56

Р. р. Сочинение по творчеству М.Булгакова

1

57

Р. р. Сочинение по творчеству М.Булгакова

1

58

Анализ сочинений

1

59

Урок-практикум. Аргументация читательской точки зрения.

1

60

М.А.Шолохов. Биография. Творчество.

1

61

Прошедший все круги ада. (По рассказу «Судьба человека»)

1

61

Замысел и создание романа «Тихий Дон». Смысл названия, роль эпиграфа.

1

63

Шолоховская концепция гражданской войны.

1

64

 Мирная жизнь казачьего хутора. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».

1

65

Тема Родины и родного дома в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1

66

Образ женщин-казачек в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1

67

Тема любви в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1

68

Эпос Первой мировой войны в романе «Тихий Дон»

1

69

Образ главного героя романа. Трагедия Григория Мелехова.

1

70

Контрольная работа по творчеству М.Шолохова

1

71

Р. р. Сочинение по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

1

72

Р. р. Сочинение по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

1

73

Анализ сочинений

1

74

Урок-практикум. Вывод и микровывод в литературном сочинении.

1

75

Жизнь и творчество Шмелева И.С.

1

76

Обзор рассказов Шмелева «Мартын и Кинг», «Небывалый обед»

1

77

Литература русского зарубежья (обзорная лекция)

1

78

В. Набоков. Личность и художественный мир писателя.

1

79

Искренняя любовь к потерянной России в рассказе «Слово» В.Набокова

1

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.  (3 часа)

80

Поэтические индивидуальности серебряного века в творчестве.

1

81

Русский символизм в творчестве В.Брюсова, Д.С.Мережковского, Ф.К.Сологуба, К.Д.Бальмонта, А.Белого.

1

82

Поэтический путь А.А.Блока. Личность  и художественный мир.

1

83

Анализ стихотворений цикла «Стихи о прекрасной Даме»

1

84

«Страшный мир» в поэзии Блока.

1

85

Россия в лирике Блока.

1

86

А. Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие.

1

87

Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»

1

88

Урок-практикум. Анализ стихотворений А.А.Блока

1

89

Выразительное чтение стихотворений символистов.

1

90

Поэзия акмеизма. Полемика акмеистов с символистами.

1

91

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

1

92

Жизнь и творчество О.Э.Мандельшама. Стихотворения сборников «Камень» и «Tristia». Диалог с веком.

1

93

Художественный мир А.Ахматовой. Основные темы творчества.

1

94

Поэма Ахматовой «Реквием». Образ лирической героини поэмы.

1

95

Выразительное чтение стихотворений акмеизма.

1

96

Русский футуризм в литературе и других видах искусства

1

97

Поэзия И.Северянина и В.Хлебникова. Анализ стихотворений.

1

98

Словотворчество в поэзии футуристов.

1

99

Личность В.Маяковского. Поэтическое новаторство В.Маяковского.

1

100

Раннее творчество Маяковского. Акцентный стих.

1

101

Поэма «Облако в штанах»

1

102

Тема любви в лирике Маяковского

1

103

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

1

104

Биография Есенина С.А. Характеристика раннего творчества

1

105

Тема родины и природы в творчестве Есенина.

1

106

Любовная лирика С.Есенина.

1

107

Урок-практикум.  Комплексный анализ стихотворений С.Есенина.

1

108

Своеобразие поэтического стиля М.Цветаевой. Основные темы творчества М.Цветаевой

1

109

Художественный мир Б.Пастернака. Основные темы творчества Б.Пастернака

1

 110

Выразительное чтение стихотворений.

1

111

Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов конца 19 – начала 20 вв.

1

112

Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов конца 19 – начала 20 вв.

1

113

Анализ сочинений

1

Литература 30-х годов (обзор)

114

Особенности литературного процесса 30-х годов (обзорная лекция)

1

115

Тема дороги в рассказе А.Платонова «Сокровенный человек». Судьба героя в судьбе России

1

116

Тема мечты и реальности в рассказе А.П.Платонова «Сокровенный человек»

1

117

Жизнь и творчество Твардовского А.Т.

1

118

Тема родства в лирике А.Твардовского. Лирический цикл «Памяти матери»

1

119

Основные мотивы поздней лирики Твардовского

1

120

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

1

121

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне

1

122

Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-х годов.

К.Воробьев, В.О.Богомолов, Б.Васильев.

1

123

Контрольная работа по литературе периода Великой Отечественной войны

1

124

Р.Р. Сочинение по произведениям о войне

1

125

Р.Р. Сочинение по произведениям о войне

1

126

Анализ сочинений

1

127

Характеристика литературы  II половины 20 века (обзор)

1

128

Жизнь, судьба и творческий путь А.И.Солженицына

1

129

Анализ рассказа «Матренин двор». Образ праведника в рассказе А.Солженицына «Матренин двор»

130

Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - «энциклопедия жизни» советских заключенных начала 50-х годов

1

131

Особенности развития русской прозы 1970-1990 годов (обзор)

1

132

«Деревенская» проза в современной литературе. Герои В.М.Шукшина.

1

133

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

134

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

1

135

Нравственные и экологические проблемы в повести"Прощание с Матёрой"  В.Г.Распутина. 

1

136

Нравственные проблемы в произведениях В.П.Астафьева. Смысл названия произведения «Конь с розовой гривой»

1

137

В.П.Астафьев. Жизнь и творчество. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба».

1

138

Р.Р. Сочинение по нравственной проблематике

1

139

Р.Р. Сочинение по нравственной проблематике

1

140

Анализ сочинений

1

141

Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины ХХ века. (Обзор)

1

142

Многозначность поэзии Н.Рубцова

1

143

Основные темы поэзии Е.Евтушенко

1

144

Особенности лирики Б.Ахмадулиной.

1

145

А. Вознесенский как один из самых ярких представителей «эстрадной» поэзии 60-х годов XX века

1

146

Выразительное чтение стихотворений второй половины ХХ века

1

147

Современный литературный процесс

1

148

Анализ рассказа В.Маканина «Кавказский пленный»

1

149

Пушкинские реминисценции в поэме ТКибирова «История села Перхурова»

1

150

Язык и речь текстов В.О.Пелевина

1

Зарубежная литература

151

Зарубежная литература первой половины ХХ века. (Обзор)

1

152

Зарубежная литература второй половины ХХ века (Обзор)

1

Комплексное повторение

153

Русская литература первой половины ХХ века.

1

154

Русская поэзия первой половины ХХ века.

1

155

Русская литература второй половины ХХ века

1

156

Русская поэзия второй половины ХХ века

1

157

Русская современная литература.

1

158

Зарубежная литература ХХ века

1

159

Тематика литературных произведений

1

160

Проблематика литературных произведений

1

161

Проблематика литературных произведений

1

162

Авторская позиция в литературном произведении

1

163

Урок-практикум. Комплексный анализ литературного произведения

1

164

Практическая работа. Комплексный анализ литературного произведения

1

165

Итоговая контрольная работа.

1

166

Анализ работ.

1

167

Резервный урок

1

168

Резервный урок

1

169

Резервный урок

1

170

Резервный урок

1

Итого: 170 часов