Рабочие программы по русскому языку

Скобелева  Надежда Ивановна

Программы по русскому языку соответствуют УМК Л.М.Рыбченковой.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

Малькова Н.В. /____________/

Протокол №

От «      » июня 2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «Белая СОШ»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Белая СОШ»

Ченских А.В./_____________/

От

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

I квалификационной категории

Скобелевой Надежды Ивановны

по русскому языку,

5 класс

20201– 2022  учебный год

         

Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом программ, включенных в её структуру.

         На изучение уроков русского языка по данной программе отведено 175 часов (5 часов в неделю).

        Промежуточная аттестация предусмотрена в виде контрольных работ, контрольных диктантов, тестов, сочинений, изложений.

        Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольных диктантов с грамматическим заданием.

        Учебная программа соответствует учебнику: "Русский язык. 5 класс." Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под авторством Л. М. Рыбченковой,              О. М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына,  издательство «Просвещение», 2011.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

        Раздел 1. Введение. Общие сведения о языке. 7 часов  (4 часа + 3 часа развития речи)

        1.Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

        2. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

        3. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.     Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

        4. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.Культура чтения, аудирования, говорения и письма.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

        5.  Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

        Раздел 2. Фонетика и орфоэпия. Графика. 17 часов (16 часов + 1 час развития речи)

        1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

     Орфоэпический словарь.

        2.  Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

        3.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

        4. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

        Раздел 3. Морфемика и словообразование, орфография. 14 часов (9 часов +5 часов развития речи)

        1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

     Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

     Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

     Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

        2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

     Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

     Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

        Раздел 4. Лексикология и фразеология. 40 часов  (32 часа + 8 часов развития речи)

        1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

     Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

     Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

        2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

     Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

     Проведение лексического разбора слов.

     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

        Раздел 5. Морфология.  58 (48 часов + 11 часов развития речи)

        1.   Морфология как раздел грамматики.

     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

     Междометия и звукоподражательные слова.

     Омонимия слов разных частей речи.

     Словари грамматических трудностей.

        2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

        Раздел 6. Синтаксис. 39 (32 часа + 7 часов развития речи)

        1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

     Способы передачи чужой речи.

        2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

        Раздел 7. Правописание: орфография и пунктуация

        1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

     Сочетание знаков препинания.

        2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение 7 часов  (4 часа + 3 часа развития речи)

1.

«Язык и языкознание»

1

2.

«Язык и речь»

1

3.

Введение. «Язык и общение»

1

4.

Повторение изученного.

1

5.

Повторение изученного.

1

6.

Входное тестирование.

1

7.

Анализ ошибок.

1

Фонетика, графика, орфография 17 ч. (16 часов + 1 час развития речи)

8.

Буква и звук. Алфавит

1

9.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

1

10.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

1

11.

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.  

1

12.

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.  

1

13.

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

1

14.

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

1

15.

Слог и ударение

1

16

Нормы ударения

1

17.

Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1

18.

Правописание безударных гласных в корне слова

1

19.

Правописание безударных гласных в корне слова

1

20.

Фонетический разбор слова.

1

21

Фонетический разбор слова

1

22.

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

1

23.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

1

24.

Анализ контрольного диктанта

1

Морфемика.  Словообразование. Орфография.  14 ч. (9 + 5 развития речи)

25.

Корень слова. Родственные слова

1

26.

Окончание и основа слова.

1

27.

Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

1

28.

Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

1

29.

Приставки

1

30.

Суффиксы

1

31

Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1

32.

Сложные слова.

1

33.

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1

34.

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1

35.

Контрольное списывание.

1

36.

Анализ контрольного списывания.

1

37.

Р/р Изложение с продолжением.

1

38.

Р/р Изложение с продолжением.

1

Лексикология. 40 часов (32 часа + 8 развития речи)

39.

Лексическое значение слова

1

40.

Р/р  Устная и письменная речь.

1

41.

Р/р  Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)

1

42

Толковые словари.(§19)

1

43

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)

1

44.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)

1

45.

Однозначные и многозначные слова. (§21)

1

46.

Р/р Лексическая сочетаемость. (§22)

1

47.

Тематическая группа. (§23)

1

48.

Синонимы. (§24)

1

49.

Антонимы. (§25)

1

50.

Омонимы. Паронимы. (§26)

1

51.

Омонимы. Паронимы. (§26)

1

52.

Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

53.

Контрольная работа по теме «Лексика».

1

54

Анализ контрольной работы по теме «Лексика»

1

55.

Понятие о чередовании. (§27)

1

56.

Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)

1

57.

Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)

1

58.

Буквы А//О в корнях с чередованием. (§29)

1

59.

Буквы А//О в корнях с чередованием. (§29)

1

60.

Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29)

1

61.

Р/р Изложение с продолжением

1

62.

Р/р Изложение с продолжением

1

63.

Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)

1.

64.

Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)

1

65.

Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31)

1

66.

Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31)

1

67.

Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1

68.

Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1

69.

Особенности написания приставок на З//С. (§32)

1

70.

Особенности написания приставок на З//С. (§32)

1

71.

Особенности написания приставок на З//С. (§32)

1

72.

Фразеологизмы. (§33)

1

73

Фразеологизмы. (§33)

1

74.

Крылатые слова. (§34)

1

75.

Повторение по теме «Лексикология». (§35)

1

76.

Повторение по теме «Лексикология». (§35)

1

77.

Контрольный диктант   по теме “Лексикология"

1

78.

Анализ контрольного диктанта

1

Морфология. 58 часов (48 + 11 часов развития речи)

79.

Части речи. (§36)

1

80.

Имя существительное. (§37)

1

81.

Род имён существительных (§38)

1

82.

Р/р Выборочное изложение.

1

83.

Р/р Выборочное изложение.

1

84.

Склонение имён существительных (§39)

1

85.

Склонение имён существительных (§39)

1

86.

Морфологический разбор существительного.

1

87.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)

1

88.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)

1

89.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)

1

90.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)

1

91.

НЕ с именами существительными. (§42)

1

92.

НЕ с именами существительными. (§42)

1

93.

Контрольный диктант по теме “Морфология”

1

94.

Анализ контрольного диктанта

1

95.

Имя прилагательное(§43)

1

96.

Р/р Повествование с элементами описания.

1

97.

Р/р Повествование с элементами описания.

1

98.

Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)

1

99.

Краткие прилагательные. (§45)

1

100.

НЕ с именами прилагательными. (§46)

1

101.

НЕ с именами прилагательными.(§46)

1

102.

Р/р Изложение по прочитанному тексту.

1

103.

Р/р Изложение по прочитанному тексту.

1

104.

Имя числительное. (§47)

1

105.

Имя числительное. (§47)

1

106.

Местоимение. (§48)

1

107.

Местоимение. (§48)

1

108.

Контрольная работа по теме "Части речи".

1

109.

Анализ контрольного диктанта

1

110.

Глагол. (§49)

1

111.

Инфинитив.  (§50)

1

112.

Инфинитив.  (§50)

1

113.

Р/р Средства связи предложений в тексте.

1

114.

Р/р Средства связи предложений в тексте.

1

115.

Время глагола.(§51)

1

116.

Р/р Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51)

1

117.

Р/р Сочинение-описание.

1

118.

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)

1

119.

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)

1

120.

Правописание окончаний глаголов. (§53)

1

121.

Повторение по теме «Глагол»

1

122.

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

123.

Наречие. (§54)

1

124.

Наречие. (§54)

1

125.

Служебные части речи. (§55)

1

126.

Служебные части речи. (§55)

1

127.

Р/р Сочинение по картине.

1

128.

Р/р Сочинение по картине.

1

129.

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)

1

130.

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)

1

131.

Контрольный диктант   по теме “Морфология”

1

132.

Анализ контрольного диктанта

1

133.

Резервный урок

1

134.

Резервный урок

1

Синтаксис и пунктуация. 39 часов (32 +7 часов развития речи

135.

Что изучает синтаксис? (§57)

1

136.

Словосочетание. (§58)

1

137.

Словосочетание. (§58)

1

138.

Предложение. (§59)

1

139.

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)

1

140.

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)

1

141.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)

1

142.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)

1

143.

Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

144.

Р/р Эмоции и их отражение в предложении.  (§61)

1

145.

Контрольный диктант по теме “Синтаксис и пунктуация”

1

146.

Анализ контрольного диктанта

1

147.

Р/р Как писать отзыв

1

148.

Грамматическая основа предложения. (§62)

1

149.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)

1

150.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)

1

151.

Второстепенные члены предложения. (§64)

1

152.

Определение. (§65)

1

153.

Дополнение. (§66)

1

154.

Обстоятельство. (§67)

1

155.

Обстоятельство. (§67)

1

156.

Однородные члены предложения.

1

157.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)

1

158.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)

1

159

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса (промежуточная аттестация)

1

160

Анализ итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием за курс 6 класса

1

161.

Р/р Вопросный план текста

1

162.

Обращение. (§70)

1

163.

Обращение. (§70)

1

164.

Прямая речь. (§71)

1

165.

Прямая речь. (§71)

1

166.

Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения

1

167.

Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения

1

168.

Сложное предложение. (§72)

1

169.

Сложное предложение. (§72)

1

170.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)

1

171.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)

1

172.

Резервный урок

1

173.

Резервный урок

1

174.

Резервный урок

1

175.

Резервный урок

1

Итого: 175



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

первой квалификационной категории

Скобелевой Надежды Ивановны

по русскому языку,

   11  «а» класс

2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе ООП СОО.

        На изучение русского языка по данной программе предусмотрено 3 часа в неделю (102 часов в год).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  • Личностные результаты:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы  личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости  успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный

аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

 

  • Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её  результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в  совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

  • Предметные результаты:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,  ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи;

5) проведение различных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка  коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

2.  Содержание учебного предмета

  1. Текст как средство коммуникации.

Редактирование текста

        Совершенствование устной и письменной речи. Понятие о редактировании (совершенствованию) текста. Единицы редактирования. Языковые ошибки (грамматические). Текстовые ошибки. Ошибки в содержании текста, речевые  ошибки и недочеты. Стилистические ошибки, их типы. Возникновение языковых ошибок. Логические ошибки как разновидность текстовых ошибок.

  1. Пунктуационное оформление предложений и текста

Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания  при вводных  и вставных конструкциях. Знаки препинания  в предложениях с союзом (или союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в ССП, в СПП, в БСП.

        Принципы русской пунктуации. Знаки препинания при  вводных и вставных конструкциях (трудные случаи).Знаки препинания  в предложениях с союзом (или союзным словом) как (трудные случаи). Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в ССП, в СПП, в БСП (трудные случаи). Коммуникативные неудачи на устном экзамене и пути их преодоления. Требования к устному ответу. Редактирование чужого текста: нахождение и устранение языковых, текстовых и стилистических ошибок. Требования к содержанию и оформлению ответов на письменном экзамене в тестовой форме. Учебно-научное  общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения.

        Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей. Стилистический анализ текста. Вариативная расстановка знаков препинания. Комплексный анализ текста.

  1. Стилистика простого и сложного предложения

Простое двусоставное предложение.

Односоставное и неполное предложение. Синонимия односоставных и

двусоставных предложений. Синонимия полных и неполных предложений.

        Сложное предложение. Синонимия простых предложений, осложненных причастным оборотом, и СПП с придаточным определительным, предложно-падежных конструкций с обособленными оборотами и обстоятельственных придаточных предложений времени, цели, причины, условия, уступки.  Их семантическое единство и грамматические отличия, особенности функционирования в текстах описательного характера. Синонимия ССП и СПП, союзных и бессоюзных сложных предложений. Их семантическое единство и грамматические различия. Особенности функционирования в текстах разного характера.

        Совершенствование орфографических и пунктуационных умений. Попутная работа по орфографии на материале текстов упражнений учебника. Попутная работа по пунктуации в ходе изучения тем по синтаксической стилистике.

        Речевая деятельность. Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видом изложения текстового материала: описание, повествование, рассуждение, доказательство, критико-полемический способ изложения. Тексты описательного характера; тексты-определения и собственно описания (характеризуются наличием соответствующей перспективы). Тексты-рассуждения. Тексты повествовательного характера. Функциональные стили речи и типы текстов: художественный, публицистический, учебный, учебно-научный и деловой.

        Научные и учебные тексты. Виды научной информации. Научный и учебный стили изложения. Формы (жанры) научных и учебных текстов: научная статья, учебная статья, монография, пособие. Виды научных текстов: реферативный обзор, полемика, аналитико-критический обзор, описание, повествование, рассуждение, доказательство, объяснение.Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования; объяснять выбор знаков препинания.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во час.

Введение. Обзор учебного материала.

1

Входная контрольная работа.

1

Анализ ошибок

1

Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы.

1

Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы.

1

Повторение орфографии. Типы орфограмм в корне.

1

Повторение орфографии. Типы орфограмм в окончаниях.

1

Повторение орфографии. Типы орфограмм в приставках.

1

Повторение орфографии. Типы орфограмм в суффиксах.

1

Повторение орфографии. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

1

Проверочная работа: «Типы орфограмм»

1

Повторение морфологии. Морфологические нормы.

1

Повторение морфологии. Морфологические нормы.

1

Повторение морфологии. Морфологические нормы.

1

Проверочная работа «Морфологические нормы»

1

Р.  р.  Анализ текста «От слова к проблеме»

1

Грамматические ошибки. Употребление существительных с производными предлогами.

1

Грамматические ошибки. Употребление причастных и деепричастных оборотов

1

Грамматические ошибки. Предложения с однородными членами предложения.

1

Грамматические ошибки. Употребление несогласованного приложения.

1

Проверочная работа «Грамматические ошибки»

1

Р.Р. Анализ текста. Формулировка проблемы текста.

1

Р.Р. Сочинение по проблеме текста.

1

Речевые ошибки и недочеты.

1

Типы стилистических ошибок.

1

Итоговый тест по разделу

1

Р.Р .Анализ текста.  Формулировка позиции автора

1

Р.Р. Сочинение по проблеме текста.

1

Практикум. Нормы русского языка.

1

Практикум. Нормы русского языка.

1

Пунктуационное оформление предложений в тексте

Р.Р. Формулировка собственного мнения.

1

Принципы русской пунктуации.

1

Пунктуационный практикум. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Пунктуационный практикум. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Проверочная работа. Тире в простом предложении.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Проверочная работа. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Контрольный работа за 1 полугодие в формате ЕГЭ

1

Анализ ошибок.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление дополнений.

1

Пунктуационный практикум.  Обособление обстоятельств.

1

Р.Р. Проблемы в текстах о войне.

1

Р.Р. Проблемы в текстах о природе.

1

Р.Р. Сочинение по проблеме текста..

1

Пунктуационный практикум.  Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

1

Пунктуационный практикум.  Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

1

Проверочная работа. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

1

Р.Р. Проблемы в текстах об искусстве, о книгах.

1

Р.Р. Сочинение по проблеме.

1

Пунктуационный практикум. Пунктуация в предложениях с союзом как

1

Пунктуационный практикум. Пунктуация в предложениях с союзом как

1

Р.  р. Проблемы в текстах о взаимоотношениях между людьми.

1

Пунктуационный практикум.  Пунктуация простого предложения.

1

Пунктуационный практикум.  Пунктуация простого предложения.

Контрольная работа. Пунктуационные нормы простого предложения.

Пунктуационный практикум.  Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Пунктуационный практикум.  Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Проверочная работа. Пунктуационные нормы сложносочиненного предложения.

1

Р.р. Практикум. Умение выявлять и формулировать проблему текста.

1

Р.р. Нравственные проблемы текста.

1

Р.р. Сочинение по проблеме текста.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Проверочная работа. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Р. р. Сочинение по проблеме текста.

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Пунктуационный практикум. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Пунктуационный практикум.  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Итоговый тест по пунктуационным нормам в формате ЕГЭ

1

Практикум. Анализ текста. Стили и типы речи.

1

Практикум. Средства связи предложений в тексте.

1

Практикум. Выразительные средства речи.

1

Проверочная работа. Анализ текста.

1

Р. р. Сочинение по проблеме текста.

1

Р.Р. Анализ сочинений.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Орфоэпические нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Орфографические нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Пунктуационные нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Морфологические нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Текст. Анализ текста.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Речевые нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Грамматические нормы.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Выразительные средства речи.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Выразительные средства речи.

1

Речевой практикум.  Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Средства связи предложений в тексте.

1

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

1

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

1

Анализ ошибок.

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации  формате ЕГЭ

1

Итоговое занятие.

1