Рабочие программы по русскому языку
Программы по русскому языку соответствуют УМК Л.М.Рыбченковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс | 41.91 КБ |
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс (102 часа) | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО Малькова Н.В. /____________/ Протокол № От « » июня 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Белая СОШ» | «Утверждаю» Директор МБОУ «Белая СОШ» Ченских А.В./_____________/ От |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
I квалификационной категории
Скобелевой Надежды Ивановны
по русскому языку,
5 класс
20201– 2022 учебный год
Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом программ, включенных в её структуру.
На изучение уроков русского языка по данной программе отведено 175 часов (5 часов в неделю).
Промежуточная аттестация предусмотрена в виде контрольных работ, контрольных диктантов, тестов, сочинений, изложений.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольных диктантов с грамматическим заданием.
Учебная программа соответствует учебнику: "Русский язык. 5 класс." Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под авторством Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына, издательство «Просвещение», 2011.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение. Общие сведения о языке. 7 часов (4 часа + 3 часа развития речи)
1.Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
2. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
3. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
4. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.Культура чтения, аудирования, говорения и письма.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
5. Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия. Графика. 17 часов (16 часов + 1 час развития речи)
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
3. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
4. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 3. Морфемика и словообразование, орфография. 14 часов (9 часов +5 часов развития речи)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 4. Лексикология и фразеология. 40 часов (32 часа + 8 часов развития речи)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 5. Морфология. 58 (48 часов + 11 часов развития речи)
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 6. Синтаксис. 39 (32 часа + 7 часов развития речи)
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 7. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Введение 7 часов (4 часа + 3 часа развития речи) | ||
1. | «Язык и языкознание» | 1 |
2. | «Язык и речь» | 1 |
3. | Введение. «Язык и общение» | 1 |
4. | Повторение изученного. | 1 |
5. | Повторение изученного. | 1 |
6. | Входное тестирование. | 1 |
7. | Анализ ошибок. | 1 |
Фонетика, графика, орфография 17 ч. (16 часов + 1 час развития речи) | ||
8. | Буква и звук. Алфавит | 1 |
9. | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 |
10. | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 |
11. | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. | 1 |
12. | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. | 1 |
13. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 |
14. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 |
15. | Слог и ударение | 1 |
16 | Нормы ударения | 1 |
17. | Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 |
18. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
19. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
20. | Фонетический разбор слова. | 1 |
21 | Фонетический разбор слова | 1 |
22. | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 |
23. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 |
24. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Морфемика. Словообразование. Орфография. 14 ч. (9 + 5 развития речи) | ||
25. | Корень слова. Родственные слова | 1 |
26. | Окончание и основа слова. | 1 |
27. | Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу. | 1 |
28. | Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу. | 1 |
29. | Приставки | 1 |
30. | Суффиксы | 1 |
31 | Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 1 |
32. | Сложные слова. | 1 |
33. | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 |
34. | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 |
35. | Контрольное списывание. | 1 |
36. | Анализ контрольного списывания. | 1 |
37. | Р/р Изложение с продолжением. | 1 |
38. | Р/р Изложение с продолжением. | 1 |
Лексикология. 40 часов (32 часа + 8 развития речи) | ||
39. | Лексическое значение слова | 1 |
40. | Р/р Устная и письменная речь. | 1 |
41. | Р/р Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18) | 1 |
42 | Толковые словари.(§19) | 1 |
43 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20) | 1 |
44. | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20) | 1 |
45. | Однозначные и многозначные слова. (§21) | 1 |
46. | Р/р Лексическая сочетаемость. (§22) | 1 |
47. | Тематическая группа. (§23) | 1 |
48. | Синонимы. (§24) | 1 |
49. | Антонимы. (§25) | 1 |
50. | Омонимы. Паронимы. (§26) | 1 |
51. | Омонимы. Паронимы. (§26) | 1 |
52. | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 |
53. | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 |
54 | Анализ контрольной работы по теме «Лексика» | 1 |
55. | Понятие о чередовании. (§27) | 1 |
56. | Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28) | 1 |
57. | Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28) | 1 |
58. | Буквы А//О в корнях с чередованием. (§29) | 1 |
59. | Буквы А//О в корнях с чередованием. (§29) | 1 |
60. | Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29) | 1 |
61. | Р/р Изложение с продолжением | 1 |
62. | Р/р Изложение с продолжением | 1 |
63. | Суффиксы -чик-//-щик-. (§30) | 1. |
64. | Суффиксы -чик-//-щик-. (§30) | 1 |
65. | Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31) | 1 |
66. | Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31) | 1 |
67. | Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...» | 1 |
68. | Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...» | 1 |
69. | Особенности написания приставок на З//С. (§32) | 1 |
70. | Особенности написания приставок на З//С. (§32) | 1 |
71. | Особенности написания приставок на З//С. (§32) | 1 |
72. | Фразеологизмы. (§33) | 1 |
73 | Фразеологизмы. (§33) | 1 |
74. | Крылатые слова. (§34) | 1 |
75. | Повторение по теме «Лексикология». (§35) | 1 |
76. | Повторение по теме «Лексикология». (§35) | 1 |
77. | Контрольный диктант по теме “Лексикология" | 1 |
78. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Морфология. 58 часов (48 + 11 часов развития речи) | ||
79. | Части речи. (§36) | 1 |
80. | Имя существительное. (§37) | 1 |
81. | Род имён существительных (§38) | 1 |
82. | Р/р Выборочное изложение. | 1 |
83. | Р/р Выборочное изложение. | 1 |
84. | Склонение имён существительных (§39) | 1 |
85. | Склонение имён существительных (§39) | 1 |
86. | Морфологический разбор существительного. | 1 |
87. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40) | 1 |
88. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40) | 1 |
89. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41) | 1 |
90. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41) | 1 |
91. | НЕ с именами существительными. (§42) | 1 |
92. | НЕ с именами существительными. (§42) | 1 |
93. | Контрольный диктант по теме “Морфология” | 1 |
94. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
95. | Имя прилагательное(§43) | 1 |
96. | Р/р Повествование с элементами описания. | 1 |
97. | Р/р Повествование с элементами описания. | 1 |
98. | Правописание окончаний имён прилагательных. (§44) | 1 |
99. | Краткие прилагательные. (§45) | 1 |
100. | НЕ с именами прилагательными. (§46) | 1 |
101. | НЕ с именами прилагательными.(§46) | 1 |
102. | Р/р Изложение по прочитанному тексту. | 1 |
103. | Р/р Изложение по прочитанному тексту. | 1 |
104. | Имя числительное. (§47) | 1 |
105. | Имя числительное. (§47) | 1 |
106. | Местоимение. (§48) | 1 |
107. | Местоимение. (§48) | 1 |
108. | Контрольная работа по теме "Части речи". | 1 |
109. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
110. | Глагол. (§49) | 1 |
111. | Инфинитив. (§50) | 1 |
112. | Инфинитив. (§50) | 1 |
113. | Р/р Средства связи предложений в тексте. | 1 |
114. | Р/р Средства связи предложений в тексте. | 1 |
115. | Время глагола.(§51) | 1 |
116. | Р/р Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51) | 1 |
117. | Р/р Сочинение-описание. | 1 |
118. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) | 1 |
119. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) | 1 |
120. | Правописание окончаний глаголов. (§53) | 1 |
121. | Повторение по теме «Глагол» | 1 |
122. | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 |
123. | Наречие. (§54) | 1 |
124. | Наречие. (§54) | 1 |
125. | Служебные части речи. (§55) | 1 |
126. | Служебные части речи. (§55) | 1 |
127. | Р/р Сочинение по картине. | 1 |
128. | Р/р Сочинение по картине. | 1 |
129. | Повторение материала по теме «Морфология». (§56) | 1 |
130. | Повторение материала по теме «Морфология». (§56) | 1 |
131. | Контрольный диктант по теме “Морфология” | 1 |
132. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
133. | Резервный урок | 1 |
134. | Резервный урок | 1 |
Синтаксис и пунктуация. 39 часов (32 +7 часов развития речи | ||
135. | Что изучает синтаксис? (§57) | 1 |
136. | Словосочетание. (§58) | 1 |
137. | Словосочетание. (§58) | 1 |
138. | Предложение. (§59) | 1 |
139. | Главные и второстепенные члены предложения. (§59) | 1 |
140. | Главные и второстепенные члены предложения. (§59) | 1 |
141. | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60) | 1 |
142. | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60) | 1 |
143. | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 |
144. | Р/р Эмоции и их отражение в предложении. (§61) | 1 |
145. | Контрольный диктант по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 |
146. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
147. | Р/р Как писать отзыв | 1 |
148. | Грамматическая основа предложения. (§62) | 1 |
149. | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63) | 1 |
150. | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63) | 1 |
151. | Второстепенные члены предложения. (§64) | 1 |
152. | Определение. (§65) | 1 |
153. | Дополнение. (§66) | 1 |
154. | Обстоятельство. (§67) | 1 |
155. | Обстоятельство. (§67) | 1 |
156. | Однородные члены предложения. | 1 |
157. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69) | 1 |
158. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69) | 1 |
159 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса (промежуточная аттестация) | 1 |
160 | Анализ итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием за курс 6 класса | 1 |
161. | Р/р Вопросный план текста | 1 |
162. | Обращение. (§70) | 1 |
163. | Обращение. (§70) | 1 |
164. | Прямая речь. (§71) | 1 |
165. | Прямая речь. (§71) | 1 |
166. | Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения | 1 |
167. | Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения | 1 |
168. | Сложное предложение. (§72) | 1 |
169. | Сложное предложение. (§72) | 1 |
170. | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73) | 1 |
171. | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73) | 1 |
172. | Резервный урок | 1 |
173. | Резервный урок | 1 |
174. | Резервный урок | 1 |
175. | Резервный урок | 1 |
Итого: 175
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
первой квалификационной категории
Скобелевой Надежды Ивановны
по русскому языку,
11 «а» класс
2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе ООП СОО.
На изучение русского языка по данной программе предусмотрено 3 часа в неделю (102 часов в год).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
- Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
- Предметные результаты:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи;
5) проведение различных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
2. Содержание учебного предмета
- Текст как средство коммуникации.
Редактирование текста
Совершенствование устной и письменной речи. Понятие о редактировании (совершенствованию) текста. Единицы редактирования. Языковые ошибки (грамматические). Текстовые ошибки. Ошибки в содержании текста, речевые ошибки и недочеты. Стилистические ошибки, их типы. Возникновение языковых ошибок. Логические ошибки как разновидность текстовых ошибок.
- Пунктуационное оформление предложений и текста
Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в ССП, в СПП, в БСП.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (трудные случаи).Знаки препинания в предложениях с союзом (или союзным словом) как (трудные случаи). Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в ССП, в СПП, в БСП (трудные случаи). Коммуникативные неудачи на устном экзамене и пути их преодоления. Требования к устному ответу. Редактирование чужого текста: нахождение и устранение языковых, текстовых и стилистических ошибок. Требования к содержанию и оформлению ответов на письменном экзамене в тестовой форме. Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения.
Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей. Стилистический анализ текста. Вариативная расстановка знаков препинания. Комплексный анализ текста.
- Стилистика простого и сложного предложения
Простое двусоставное предложение.
Односоставное и неполное предложение. Синонимия односоставных и
двусоставных предложений. Синонимия полных и неполных предложений.
Сложное предложение. Синонимия простых предложений, осложненных причастным оборотом, и СПП с придаточным определительным, предложно-падежных конструкций с обособленными оборотами и обстоятельственных придаточных предложений времени, цели, причины, условия, уступки. Их семантическое единство и грамматические отличия, особенности функционирования в текстах описательного характера. Синонимия ССП и СПП, союзных и бессоюзных сложных предложений. Их семантическое единство и грамматические различия. Особенности функционирования в текстах разного характера.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений. Попутная работа по орфографии на материале текстов упражнений учебника. Попутная работа по пунктуации в ходе изучения тем по синтаксической стилистике.
Речевая деятельность. Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видом изложения текстового материала: описание, повествование, рассуждение, доказательство, критико-полемический способ изложения. Тексты описательного характера; тексты-определения и собственно описания (характеризуются наличием соответствующей перспективы). Тексты-рассуждения. Тексты повествовательного характера. Функциональные стили речи и типы текстов: художественный, публицистический, учебный, учебно-научный и деловой.
Научные и учебные тексты. Виды научной информации. Научный и учебный стили изложения. Формы (жанры) научных и учебных текстов: научная статья, учебная статья, монография, пособие. Виды научных текстов: реферативный обзор, полемика, аналитико-критический обзор, описание, повествование, рассуждение, доказательство, объяснение.Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования; объяснять выбор знаков препинания.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во час. |
Введение. Обзор учебного материала. | 1 | |
Входная контрольная работа. | 1 | |
Анализ ошибок | 1 | |
Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы. | 1 | |
Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы. | 1 | |
Повторение орфографии. Типы орфограмм в корне. | 1 | |
Повторение орфографии. Типы орфограмм в окончаниях. | 1 | |
Повторение орфографии. Типы орфограмм в приставках. | 1 | |
Повторение орфографии. Типы орфограмм в суффиксах. | 1 | |
Повторение орфографии. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | 1 | |
Проверочная работа: «Типы орфограмм» | 1 | |
Повторение морфологии. Морфологические нормы. | 1 | |
Повторение морфологии. Морфологические нормы. | 1 | |
Повторение морфологии. Морфологические нормы. | 1 | |
Проверочная работа «Морфологические нормы» | 1 | |
Р. р. Анализ текста «От слова к проблеме» | 1 | |
Грамматические ошибки. Употребление существительных с производными предлогами. | 1 | |
Грамматические ошибки. Употребление причастных и деепричастных оборотов | 1 | |
Грамматические ошибки. Предложения с однородными членами предложения. | 1 | |
Грамматические ошибки. Употребление несогласованного приложения. | 1 | |
Проверочная работа «Грамматические ошибки» | 1 | |
Р.Р. Анализ текста. Формулировка проблемы текста. | 1 | |
Р.Р. Сочинение по проблеме текста. | 1 | |
Речевые ошибки и недочеты. | 1 | |
Типы стилистических ошибок. | 1 | |
Итоговый тест по разделу | 1 | |
Р.Р .Анализ текста. Формулировка позиции автора | 1 | |
Р.Р. Сочинение по проблеме текста. | 1 | |
Практикум. Нормы русского языка. | 1 | |
Практикум. Нормы русского языка. | 1 | |
Пунктуационное оформление предложений в тексте | ||
Р.Р. Формулировка собственного мнения. | 1 | |
Принципы русской пунктуации. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
Пунктуационный практикум. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
Проверочная работа. Тире в простом предложении. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
Проверочная работа. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
Контрольный работа за 1 полугодие в формате ЕГЭ | 1 | |
Анализ ошибок. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление дополнений. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Обособление обстоятельств. | 1 | |
Р.Р. Проблемы в текстах о войне. | 1 | |
Р.Р. Проблемы в текстах о природе. | 1 | |
Р.Р. Сочинение по проблеме текста.. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. | 1 | |
Проверочная работа. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | 1 | |
Р.Р. Проблемы в текстах об искусстве, о книгах. | 1 | |
Р.Р. Сочинение по проблеме. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Пунктуация в предложениях с союзом как | 1 | |
Пунктуационный практикум. Пунктуация в предложениях с союзом как | 1 | |
Р. р. Проблемы в текстах о взаимоотношениях между людьми. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Пунктуация простого предложения. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Пунктуация простого предложения. | ||
Контрольная работа. Пунктуационные нормы простого предложения. | ||
Пунктуационный практикум. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | ||
Проверочная работа. Пунктуационные нормы сложносочиненного предложения. | 1 | |
Р.р. Практикум. Умение выявлять и формулировать проблему текста. | 1 | |
Р.р. Нравственные проблемы текста. | 1 | |
Р.р. Сочинение по проблеме текста. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | |
Проверочная работа. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | |
Р. р. Сочинение по проблеме текста. | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Пунктуационный практикум. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
Итоговый тест по пунктуационным нормам в формате ЕГЭ | 1 | |
Практикум. Анализ текста. Стили и типы речи. | 1 | |
Практикум. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
Практикум. Выразительные средства речи. | 1 | |
Проверочная работа. Анализ текста. | 1 | |
Р. р. Сочинение по проблеме текста. | 1 | |
Р.Р. Анализ сочинений. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Орфоэпические нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Орфографические нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Пунктуационные нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Морфологические нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Текст. Анализ текста. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Речевые нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Грамматические нормы. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Выразительные средства речи. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Выразительные средства речи. | 1 | |
Речевой практикум. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | |
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | |
Анализ ошибок. | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Тематические тесты по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации формате ЕГЭ | 1 | |
Итоговое занятие. | 1 |