Главные вкладки

    Интернет-проект "Традиции и современность - великие мастера Земли русской"

    Кокурина Вера Васильевна

    Уважаемые ребята! Приглашаем вас принять участие в Интернет-проекте под названием - "Традиции и современность - великие мастера Земли русской". Внимательно прочитайте "Положение" о проведении интернет-проекта. Работы  следует присылать на электронный адрес почты kokurinaschool7@yandex.ru

    Начало работы интернет-проекта 1 июня, окончание работы  - 30  августа . Результаты будут опубликованы не позднее 31 августа 2017г. Работы, присланные позднее указанного срока не принимаются.

    Номинации конкурса:

    1 -  конкурс Коллаж-буклетов  "Традиционные промыслы и ремесла малой родины"

     2 - конкурс презентаций "Великие мастера - умельцы Земли русской"

    3 - конкурс сочинений -эссе "Традиции и современность Земли русской"  (не более двух печатных страниц)

     

    Интерактивное голосование родителей и учащихся проводится на гостевой странице сайта https://nsportal.ru/kokurina-vera-vasilevna

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Номинация №2_Грибков Алексей 8 класс МБОУ СШ№7_ Детские «лубочные» салазки мастера Кузовенкова М.Н.  2.89 МБ
    Файл Номинация №2_ Ульданова Екатерина 8 класс МБОУ СШ№7 _Весовые изделия павловских кустарей Подшибихиных1.99 МБ
    Файл Номинация №2_ Ногтева Екатерина 8 класс МБОУ СШ№7 _ Филигранное искусство села Казаково Вачского района2 МБ
    Microsoft Office document icon Номинация №3_Денисова Арина 8 класс МБОУ СШ№2 р.п. Тумботино_ Ножичное ремесло кустарей павловского «Заочья».71.5 КБ
    Microsoft Office document icon Номинация №3_Сорокина Ольга 8 класс МБОУ СШ№2 г. Ворсма _Производство первых шелковых платков на Нижегородской земле111.5 КБ
    Microsoft Office document icon Номинация №3_Михалкин Роман 8 класс МБОУ СШ№7 г. Павлово_Традиция украшать новогоднюю елку игрушками69 КБ
    Microsoft Office document icon Номинация №3_Турунина Ксения 8 класс МБОУ СШ№2 г. Ворсма_ А.Е. Фаворский: от кооператора до музейного работника28 КБ
    Файл Номинация №3_Захарова Татьяна 7 класс МБОУ СШ№2 г. Ворсма_ Развитие валяного промысла в Нижегородской губернии18.16 КБ
    Файл ПОЛОЖЕНИЕ_Интернет-проект "Традиции и современность - великие мастера Земли русской". 14.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Детские «лубочные» салазки мастера Кузовенкова М.Н. Выполнил: Грибков Алексей, 8 класс, МБОУ СШ №7 г. Павлово Руководитель : учитель истории Кокурина В.В.

    Слайд 2

    Сани - древнейший тип транспортного средства на Руси, упоминается в летописях еще с 9 века. Само слово Сани происходит от множественного числа слова " сань " (общеславянское), что означает Змея (ползущая). Наиболее распространённым «двигателем» саней во все времена были животные: собаки, олени, лошади.

    Слайд 3

    Разновидности саней боб — род саней с рулевым управлением буер — спортивные сани с парусом для езды по льду беговые — лёгкие сани, использующиеся для тренинга рысистых лошадей возок — крытые сани со спинкой волокуши — сани, состоящие из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле. дровни — крестьянские сани без кузова обшевни — широкие сани, обшитые лубом* или тёсом розвальни — низкие и широкие сани салазки — маленькие деревянные ручные санки тобогган — бесполозные сани у индейцев Канады

    Слайд 4

    Разновидности саней Расписные санки 19 века Крытые сани 17-18 вв Аэросани конца 19 века Царские сани

    Слайд 5

    Мастера – санники Горбатовского уезда Нижегородская губерния славилась санными ремесленниками. Налаженное, массовое ремесло процветало в Ардатовском уезде, в Горбатовском уезде. В нашей семье тоже хранятся детские сани - салазки, которые смастерил мой прапрадед Михаил Евграфович Кузовенков . Они верой и правдой служили нашей семье не один десяток лет. В настоящее время сани стоят за ненадобностью в сарае, как память о нашем прапрадедушке, санного дела мастере.

    Слайд 6

    Кузовенков М.Н. – мастер, изготовивший детские «лубочные» салазки

    Слайд 7

    Из истории санного промысла Горбатовского уезда

    Слайд 8

    Производство санных полозьев. Нижегородский уезд. Иллюстрация из книги «Нижегородская губерния по исследованиям губернского ведомства», С. Петербург, 1886г. Выпуск 2.

    Слайд 9

    Санники и тележники Горбатовского уезда Иллюстрация из книги «Нижегородская губерния по исследованиям губернского ведомства», С. Петербург, 1886г. Выпуск 2.

    Слайд 10

    Стоимость древесного материала за бревно осины платили – 7 коп. за пару бревен березы – до 10 коп. за бревно дуба – 30 копеек дерево «сырое»стоило в 10 раз дороже сухого

    Слайд 11

    Изображение саней на картинах известных художников

    Слайд 12

    Упоминание саней в русских пословицах и поговорках . Каковы сами, таковы и сани. Телега хлеб в дом возит, сани на базар. Готовь летом сани, а зимой телегу. Знаем сами, что кривы сани. Сваты опоздали, сани поломали. Не в свои сани не садись! Будут сани — поедем и сами. Каковы сами, таковы и сани. Там сани хороши, где хозяин хорош.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Весовые изделия павловских кустарей Подшибихиных » Выполнила ученица 8 класса МБОУСШ № 7 Ульданова Екатерина Руководитель: Кокурина В.В., учитель истории

    Слайд 2

    К концу 19 века самым крупным производителем весовых изделий села Павлова стало предприятие Константина Андреевича Подшибихина . В Павловском историческом музее имеется выставка некоторых весовых изделий, дошедших до нашего времени. А также фирменные знаки клеймения весовых изделий на «Прейскуранте» (рекламе изделий)

    Слайд 3

    Ковка весовых изделий

    Слайд 4

    Усадьба Подшибихиных , где изготавливали весовые изделия (г. Павлово, улица Куйбышева д.2,4,6)

    Слайд 5

    Павловский исторический музей «Выставка весовых изделий»

    Слайд 6

    Прейскуранты «Фабрики стальных изделий» Подшибихиных

    Слайд 7

    Весовое коромысло К.А. Подшибихина из Волгоградского музея мер и весов

    Слайд 8

    Надпись на клейме: «К.А. Подшибихин в селе Павлово» датировка: 1880-е — 1906 гг.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Узорчатый подстаканник под вазу Выполнила: ученица 8 класса МБОУ СШ№ 7 Ногтева Екатерина Евгеньевна Руководитель : учитель истории Кокурина В.В.

    Слайд 2

    В нашей семье хранится удлиненная ваза на подставке с ажурным плетением предприятия села Казакова Вачского района

    Слайд 3

    Металлический промысел в селе Казаково Вачского района основался в 1927 году . Филигранное искусство занесено сюда в 1930-х годах из посёлка Красное-на-Волге . В 1939 году двенадцать работниц Казаковской металлической артели под руководством О.И. Таракановой, выпускницы Красносельского училища художественной обработки собрали первый предмет в стиле «филигрань» - подстаканник». Позднее на предприятии стали изготавливать самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы , женские украшения и др .

    Слайд 4

    Село Казаково в 40-е годы 20 века.

    Слайд 5

    Работницы Казаковского предприятия – создатели первого филигранного изделия (руководитель Тараканова О.И.)

    Слайд 6

    Павловский техникум народных художественных промыслов России имеет тесную связь с Казаковским предприятием. Выпускники техникума проходят на заводе практику. Мы посетили музей техникума, нас познакомили с лучшими изделиями преподавателей и выпускников техникума и рассказали.



    Предварительный просмотр:

    Номинация: сочинение-эссе

    «Традиции и современность Земли русской»

    Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ СШ р.п. Тумботино Павловского района  Денисова Арина

    Учитель: Сумзина О.В.

    Тема: Ножичное ремесло кустарей павловского «Заочья».

    Металлообрабатывающий промысел принес Павловскому району всероссийскую славу. К началу XIX в. село Павлово превратилось в значительный центр металлообрабатывающей промышленности не только Нижегородской губернии, но и России и стало занимать одно из первых мест в России. Кустарная промышленность Павлова и окрестностей состояла из мелких и мельчайших предприятий. Из общего количества мастерских района 69,3% принадлежали кустарям-одиночкам, 19,7% использовали труд только семейных рабочих, 10,3% имели до 5 наемных рабочих, от 5 до 10 наемных рабочих – 0,4%, свыше 10 наемных рабочих – только 0,3% .

    Деревня  Хреново (Большое Окское) является родиной ножничного производства на территории Павловского района. Первым стал делать ножницы кустарь Нефёдов. В дальнейшем промысел изготовления ножниц сделался отраслью специализации всего Павловского «заочья». «Ножницы разных сортов вырабатывают на фабриках Варыпаева, Кондратова и Завьялова в Тумботине, Вязовке, Хренове, а частью – и в Павлове, где работает лучший по всему району мастер ножниц А.М.  Горшков».[1] Именно с расцветом промышленности, примыкавшие к Тумботину селения Хреново, Козловка, Шульгино были прозваны в народе «долиной смерти», а деревня Санницы – «вдовьим царством». В этих сёлах была самая высокая смертность в округе среди кустарей-металлистов. Насыщенный наждачной пылью и металлической стружкой воздух тесной избы мастера-кустаря  способствовал раннему  развитию туберкулёза. В среднем местные кустари доживали лишь до  30-40 лет... Но, сменить слесарный промысел на занятия сельским хозяйством не представлялось возможным. «Наделы полевой земли во всех селениях волости очень мал, притом же некоторые поля заливаются водой, так что на них нельзя сеять озимый хлеб. Родит земля плохо, земледелие, поэтому является только подспорьем к промыслу. Большинство крестьян «безлошадные». Так, в 802 дворах, составляющих волость, имеется всего 339 лошадей. Если предположить даже, что каждый двор имеет по одной лошади, то и тогда процент «безлошадных» будет громадный – 58. Общий же для всей волости имеется кустарный промысел – выработка стальных изделий – «личилен», или их шлифовка. Личением в Тумботинской волости более всего занимаются жители селений: Тумботина, Вязовки, Санниц и Хренова. Этим трудом занимаются 38% мужского рабочего населения волости. Личение ножниц, то есть наведение на них блеска, производится  в личильнях, продолговатых, низких, закоптелых зданиях».[2]  Для доказательства того, что промысел в деревнях «заочья» действительно представлял опасность для здоровья, А. Панкратов приводит цифры, указывающие на  состояние здоровья молодых солдат-призывников. «Перед нами цифры призывных списков по Тумботинской волости. Количество оказавшихся негодными по отношению ко всем забракованным в 1895, 96 и 97 гг к военной службе по 44 статье устава (заболевания легких) – для Вязовки, Хренова и Санниц составляет 100%, для Тумботина – 66%. В числе забракованных преобладают личильщики, слесаря, кузнецы».[3] Автор делает вывод, что причиной легочных заболеваний является металлическая пыль, которая  «проникает глубоко вглубь организма».

    В советское время кустари были объединены в одну артель, она стала называться им. «12 лет Октября». В 90-е перестроечные годы производство ножниц резко сократилось, и цех был закрыт. В настоящее время территорию бывшего завода арендует небольшая фирма, которая специализируется на обработке древесины и строительстве деревянных построек.

     


    [1] Исследование промышленности ножевой, замочной, других металлических изделий в Горбатовском уезде Нижегородской г. и Муромском уезде Владимирской губернии, инженер-технолог Н. Лабзин, С.П., 1870г

    [2] журнал. «Вестник Европы, издаваемый Василием Жуковским» (1808).

    [3] Там же.



    Предварительный просмотр:

    Номинация: сочинение-эссе «Традиции и современность Земли русской»

    Работу выполнила

    ученица 8 класса Сорокина Ольга

    Учитель МБОУ СШ№2 г. Ворсма

    Кудряшова Ирина Владимировна

    Тема: Производство первых шелковых платков  на Нижегородской земле

     «Шаль - в переводе означает «большой узорчатый платок, который прикрывает плечи». Страны Азии в совершенстве знали секреты производства шали, и данный предмет одежды являлась частью как мужского, так и женского образа и в Древней Индии и в Вавилоне.

    «Понятие «русский платок» и промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Производство шелковых платков  на «жаккардовых» станках (изобретение станка Жозефа Мари Жаккара в 1808 г.), привело к массовому  производству более дешевых платков, украшенных механическим набивным способом. Первый жаккардовый станок попал в Россию в 1820 г. Широкое распространение этих станков в 1830–1840-х гг. позволило наладить массовый выпуск шёлковых тканей.»[1] 

    Нижегородские кустари занимались набойкой ткани для себя и на продажу еще в XVII веке. Основой будущей текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества.

    В 1806 году в деревне Скородумовке Лукояновского уезда Нижегородской губернии в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной, была открыта мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашимирских.

    Шали не имели изнаночной стороны. Обе стороны практически абсолютно одинаковыми по цвету и рисунку и различить, какая сторона изнаночная, было невозможно даже с лупой. Но «производство таких платков было очень трудоемким. Так за год 60 мастериц фабрики делали всего 16 платков и 5 шарфов. Молодым крепостным девушкам после десяти лет такой работы давали вольную, однако к тому времени они почти полностью лишались зрения»[2]. Естественно, стоили такие  шали очень дорого и  позволить себе купить  их могли лишь очень состоятельные люди. «Шелковые мерлинские шали были квадратными и прямоугольными, с белой серединой и широким бортом, затканным красочным «индийским» узором. Они ткались черного и коричневого цвета «файева» (местное название). В середине и по кайме цветными шёлковыми нитями в технике «броше» выткан цветочный узор. По сторонам каймы – ветка с цветком, двумя бутонами и листьями. В углах каймы вписан в венок пышный букет из роз, многолепестковых цветов, соцветий мелких цветов, бутонов и листьев»[3].

    Модницы  начала 20 века начали отдавать свое предпочтение только шалям из шелка и тюли, забыв при этом на время о кашемировых платках.  

    Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам. Мастера и художники и сегодня  радуют глаз своих почитателей платков изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются  и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

    Использованная  литература.

    1. Коллекция шёлковых платков конца XVIII – начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2011.
    2. Российская историческая  энциклопедия, Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
    3. Сайт http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki - Академик «Словари и энциклопедии».
    4. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.
    5. Электронный журнал «1сентября» http://his.1september.ru


    [2] Газета «1 сентября»  (http://ps.1september.ru)

    [3] Коллекция шёлковых платков конца XVIII – начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2011.



    Предварительный просмотр:

    МБОУ СШ№7 г. Павлово, Михалкин Роман

    Номинация №3 _ «Традиции и современность Земли русской»

     Тема: Традиция украшать новогоднюю елку игрушками

    Ежегодно в праздник Нового года мы пользуемся елочными игрушками и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей.  

    Оказывается, еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Празднование Нового года в России началось с царя Петра I.

    В далеком прошлом все ёлочные украшения были съедобными - вафельные и сахарные фигурки, орехи, фрукты и овощи, сладости, только в XVIII веке состоялся переход к предкам нынешних новогодних игрушек.

    Мастера научились создавать настоящие произведения искусства: шары, птички, домики и фигурки человечков.

    Ни для кого не секрет, что елочные игрушки передаются в семьях от родителей к детям. В нашей семье тоже есть старинные, очень интересные игрушки, которые хранит моя бабушка. Одна из них – старинная, в виде принцессы из ваты с гладким, словно покрытым воском лицом,  осталась от моей прабабушки, предположительно, приобретена в 30-х годах 20 века. Мне захотелось раскрыть тайну этой и других игрушек нашей семейной коллекции.

    Мы провели анализ имеющихся елочных украшений. Все игрушки о которых мы знаем, сопоставили с описаниями елочных украшений разных времен,  структурировали образцы по видам материала, по форме, а затем  провели описание получившихся групп.  

    Получили 3 основные группы:

    1 - игрушки 30-50-х годов (правление Иосифа Сталина),

    2 - 50-60-х годов (правление Никиты Сергеевича Хрущева),

    3 - игрушки современного периода, которые не  входят в разряд «коллекционные».

    Рассмотрим игрушки 1 группы

    1. Во-первых, это игрушки из ваты. 

    Они пользовались большой популярностью в нашей стране долгое время. Игрушки из ваты начали выпускаться с конца 1930-х годов. Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом.

    Еще одним популярным видом ватной игрушки являлись изображения овощей, фруктов, грибов и ягод из ватных ниток – волокон, первые такие игрушки изготавливали в1936 году на Ленинградской фабрике «Гигровата».  

    2) Елочные игрушки из папье-маше - бумажной массы, смешанной с клеем и гипсом.  В основном фигурки изображали людей, животных, птиц, грибы, фрукты и овощи.

    3)Стеклянные игрушки. Они изготовлены из достаточно прочного стекла, имеют четкое качественное выпуклое тиснение. В верхней части игрушек имеется своеобразный толстый железный крючок для подвешивания на елку, который по форме напоминает рыболовный.

    4) Монтажные елочные игрушки изготовлялись из стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Игрушки монтировали в виде бус, парашютов, самолетов, звезд.

    5) Картонажные елочные игрушки стали выпускаться в нашей стране после 1920-го года. Они изготавливались в частных мастерских, это  два склеенных кусочка картона с легкой выпуклостью в виде рисунка. Игрушки покрывали фольгой, серебристой или цветной, а затем раскрашивали с помощью распылителя порошковыми красками. Таких игрушек в коллекции ребят оказалось достаточно  много.

    2  группа - Игрушки 50-60-х годов.

    1. Во времена правления Хрущева в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, снопы пшеницы, хлеб, особой популярностью пользовались стеклянные початки кукурузы.
    2. Выпускались также серии игрушек-малышек из стекла или из ваты. Их размер мог достигать от 1,5 до 3-х сантиметров. Размер нашей игрушки из крученой ваты – «лимончика» всего  2 сантиметра. Она легко уместится на ладошке двухлетнего ребенка.
    3. Позднее в моду вошли  игрушки  на прищепках различной тематики. От стеклянного зайца до ватного лимона.
    4. Еще одна интересная тема – сказки. Были  выпущены наборы игрушек с изображениями героев сказочных персонажей (доктор Айболит, Баба Яга, Кащей Бессмертный, Чипполино и др).  
    5. После 1961 года - полета Гагарина  в космос была выпущена последняя важная серия в истории советской елочной игрушки — украшения в виде спутников, ракет и космонавтов.

    После 1966 года производство елочных игрушек требующих ручной работы закончилось.

    В настоящее время существует правило, установленное Решением международной организации коллекционеров елочных игрушек "Золотое свечение". Старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года, так как предприятия по производству игрушек  отказались  от технологий, требующих ручной работы.

    Сегодня выпускают яркие и красочные современные игрушки «небьющиеся».  Но  современное общество все чаще обращается к традициям. В моду снова вошли неординарные и нестандартные игрушки и украшения из необычных для елочных игрушек  материалов, таких как дерево, глина и ткань. Часто на сайтах рассказывают о том, как самим изготовить игрушку из безопасного экологически чистого материала.



    Предварительный просмотр:

    Номинация №3 – сочинение-эссе

    Тема: А.Е.  Фаворский: от кооператора до музейного работника.

    Евграф Андреевич Фаворский был последним священником в своей семье. Никто из сыновей не выбрал духовной карьеры.Старший сын Андрей ( 1843-1924 гг. ) хотя и закончил Нижегородскую духовную семинарию,но предпочёл стезе сельского батюшки диплом юриста,поступив на юридический факультет Казанского университета.С 3-го курса он перевелся в Петербургский университет,который закончил в 1870 году.Получив диплом кандидата прав,стал помощником присяжного поверенного при Петербуогском коммерческом суде.

    Несмотря на то, что Андрей Евграфович проживая в Москве, был связан с павловскими местами своей общественной и коммерческой деятельностью. На свои сбережения он купил около Павлова на левом берегу Оки землю ( как у нас говорят - " неудобицу " ), завёл здесь пахотное хозяйство, ферму крупного рогатого скота, пасеку. Хутор назвал Епифановкой, в честь деда и прадеда; в народе имение называли хутор Фаворских. Каждое лето здесь отдыхали дети и могочисленная родня Андрея Евграфовича... Сейчас этого хутора нет.

    В 1898 году он избирается гласным Горбатовского уездного собрания, причём избирался в течение четырёх трёхлетий. В те же годы избирался и в Нижегородское губернское земское собрание. Примыкает в Партии октябристов и становится членом Государственной Думы от Нижегородской губернии ( 1907 г. ).Многое сделал для родного села Павлова.В своих выступлениях требовал принять неотложные меры по выводу из сложного экономического положения кустарного Павлова, хлопотал о строительстве железной дороги до Павлова. Документация на строительство была готова, но помешала строительству начавшаяся Первая мировая война.

    Андрей Евграфович Фаворский постоянно заботился о просвещении. Сам был попечителем Ворсменской женской школы с 1902 г.Вскоре он получил в Москве сведения о том, что в Нижегородской губернии предполагается открытие правительственной учительской семинарии, которая будет готовить учителей начальных классов. Место будущей семинарии должны были определить губернские власти.Об этом А.Е.Фаворский сообщил Горбатовскому земскому собранию и предложил возбудить ходатайство об избрании местом для будущей учительской семинарии село Павлово. Получив поддержку в земском собрании, А.Е.Фаворский был принят в министерстве народного просвещения, где сочувственно отнеслись к решению этого вопроса.

    В 1910 году в Горбатовский уезд входили нынешние Павловский, Сосновский, Богородсикй районы: в 22 населённых пунктах требовались учителя, получившие специальное педагогическое образование. Вскоре появилась возможность готовить педагогические кадры в своём уезде благодаря помощи А.Е.Фаворского." В 1912 году 8 октября в селе Павлово открыта правительственная женская учительская семинария. Сначала в доме Я.С.Морунова по Малой Воскресенской улице для первого класса.20 октября в семинарии началось учение. По конкурсному экзамену в первый класс поступило 35 учениц " (Дневник Страховых, Павловский исторический музей ).

    Революция 1917 года круто изменила налаженный местный быт. В 1918 году была безвозвратно потеряна Епифановка, а в 1919 году состарившийся Андрей Евграфович перебрался из Москвы в Сергиев Посад. Однако и последние годы своей жизни он не сидел сложа руки, приняв активное участие в создании одного из крупнейших музеев Центральной России - Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Скончался Андрей Евграфович в Сергиевом Посаде в 1924 году на 81-м году жизни.



    Предварительный просмотр:

    Номинация №3

    Тема: Развитие валяного промысла в Нижегородской губернии

    До сих пор точно неизвестно, как и когда впервые был открыт валяный промысел, но очевидно, что войлок был первой тканью, созданной людьми и обнаруженной до открытия ткачества.

    Так как войлок хорошо защищает от суровых погодных условий,  его использовали при изготовлении обуви, шляп, накидок, рукавиц и даже жилищ. Войлок играл важную роль в жизни людей, которые его производили. Он был особенно важен для выживания кочевых народов в Азии. Исторически, важность производства войлока ослабевала по мере того, как общество становилось более индустриальным, и появились доступные мануфактурные альтернативы войлоку. Одежда из войлока могла выйти из моды еще в Средние века, поскольку ткацкая одежда казалась более удобной и модной. Однако, был один атрибут из фетра, который никогда не выходил из моды – это фетровые шляпы.

    Валенки в виде высокого сапога, свалянного с использованием специальной колодки, стали делать только в начале XIX века. Поэтому валенки классической формы — достаточно молодой вид обуви, им чуть больше 200 лет. Валяная обувь очень быстро вытеснила лапти с онучами в деревнях и зимнюю кожаную обувь в городах, так как, благодаря своим физико-механическим свойствам, она очень долго сохраняет тепло и оставляет ноги сухими.

    Такую обувь впервые стали делать в Нижегородской губернии, в уездах левого берега Волги. Родиной национальной русской обуви считается Семеновский уезд Нижегородской губернии.

    Первоначально валка валенок была семейным делом: валяли для себя. В последствии это ремесло стало источником заработка — валенки делались на заказ и продавались. После Покрова промысел превратился в отхожий. Мастера по производству валенок, освободившись от сельскохозяйственных работ и собрав небольшую артель (3-4 человека), отправлялись в другие деревни. По прибытии артель снимала дом (арендовала) и работала на местное население.

    Центрами фабричного изготовления валенок стали Нижегородская губерния и близкие к ней области русского Нечерноземья. Со временем производство валяной обуви стало распространяться в северные широты.

    В 1827 году Митрофан Смирнов основал валяльную фабрику в селе Неклюдово (около 10 км от Нижнего Новгорода). Торговый дом «Митрофан Смирнов с сыновьями» — являлся самой крупной фирмой по продаже валенок на Всероссийской ежегодной Нижегородской ярмарке. Продукция его фабрики неоднократно демонстрировалась на Российских и международных выставках и отмечалась золотыми и серебряными медалями (в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893 году, в Париже в 1900 году, в Москве в 1904 году на выставке «Императорского общества охоты»). Первоначально фабрика называлась «Паровая поярковая валяно-сапожная фабрика» и была сезонным предприятием.

    В 1838 году в Нижегородской губернии открылась Арзамасская войлочная фабрика. Она специализировалась на валке кошм. Основателем фабрики был кожевенник Сергей Васильевич Вязавов.

    С 1867 года начинается история Кукморской фабрики валяной обуви, она была создана на базе частного владения Торгового дома «Братья Комаровы», фабрики валяной и бурочной обуви.

    В 1903 году 32-летний купец Иван Семенович Кашин основал Ярославский сапоговаляльный завод. В основном на предприятии работали вручную, только щипальная и чесальная машины работали от паровых двигателей.

    Самая старая московская валеночная фабрика была основана крестьянином А. Капустиным в октябре 1900 года в селе Анино Зюзинской волости. Она называлась «Фетровая женская обувь». Весь труд по изготовлению валенок, кроме чесания шерсти, был ручным. Владимир Капустин прославил русские валенки не только в России, но и во всем мире. В 1908 году валенки этой фабрики были удостоены золотых медалей на выставках в Москве и Генуе, а в 1912 году — в Париже.

    Валяльный промысел встречался и на нижегородчине - в Семёновском, Балахнинском, Арзамасском и Горбатовском уездах, а также в отдельных селениях  и уездах. Валяльный промысел давал занятие не менее 7.000 человек, если не считать даже в их числе отхожих кошмовалов и шерстобитов.

    П. И. Мельников-Печерский о прошлом валяльного промысла в Заволжье писал следующее: «заволжские катальщики чуть не на всю великорусскую сельщину шляпы работали. Валяли они и тот „шляпóк“, что исстари в ходу по Тверской и Новгородской сторонам — с низенькой прямой тульей, и ярославскую «верховку», такую же низенькую, но с тульей раструбом. В Суздальскую сторону, на Ветлугу, на Вятку, в Пермь и на волжское низовье работали шляпы гречушником «с перехватцем», для Московской стороны «шпилёк московский», на Рязань в Тулу и далее к Украине. Для бурлаков шляпу на особую стать за Волгой валяли, ни дать ни взять, те низенькие мягкие летние шляпы, что теперь у горожан в моду вошли. Татарам за Волгой белые шляпы валяли.

    Валяный промысел селений Арзамасского уезда возник в конце XVIII века По сложности работ и высокому мастерству кустарей среди всех выделялось Красное Село. Первые сапоги в Красном сделали братья Гоглевы, положившие начало династии валяльщиков, успешно работавших и в конце XIX века.



    Предварительный просмотр:

    ПОЛОЖЕНИЕ

    Интернет-проект «Традиции и современность - великие мастера Земли русской»

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Нижегородская губерния и Павловский район издавна славились своими традициями. Павловский район еще в 19 веке был известен на мировом уровне. В настоящее время педагогам следует воспитывать у обучающихся любовь к родным местам как к части своей Родины.

        Цель: привлечение внимания учащихся к изучению истории России малой родины и страны в целом через создание образовательного ресурса Интернет-проекта  «Традиции и современность - великие мастера Земли русской»

    Задачи:

    ·        научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать изменения в плане появления новых промыслов  в истории своего родного края;

    ·        развивать у учащихся активную гражданскую позицию;

    ·        развивать навыки и умения работы с интернет-ресурсами

    ·        воспитывать патриотизм и гордость за историю родного государства и своей малой родины;

    ·        способствовать популяризации актуальных вопросов истории среди учащихся;

    ·   создать условия для интеграции усилий педагогов, учащихся, в совместной работе над творческими и исследовательскими работами учащихся, развития ИКТ-компетентности учащихся;

    ·        создать условия для обмена опытом организации творческой и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных технологий и  развитие сетевого сообщества учителей истории Павловского района, использующих в профессиональной деятельности сетевые технологии.

    Участие в настоящем проекте позволит расширить кругозор ребят, познакомить их с хозяйственной жизнью страны и своего родного края, с развитием промыслов и ремесел, с замечательными людьми  настоящего и прошлого.

    Для решения поставленных задач планируется активное привлечение обучающихся образовательных учреждений, педагогов, родителей.

      2. РУКОВОДСТВО ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТА

    Организатор и координатор  проекта:  Кокурина Вера Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ№7 г. Павлово

    координатор  проекта  Шамкина Н.А. - учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 3 г. Павлово

    координатор  проекта  Кудряшова И.В. - учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 г. Ворсма

    Оргкомитет обеспечивает информационную поддержку проекта, подводит итоги проекта и оформляет итоговый протокол.

    Оргкомитет имеет право корректировать сроки проведения интернет - проекта.

    3. Сроки, условия и порядок проведения интернет - проекта:

    1 июня – 30 августа  2017 г – прием и размещение работ учащихся;

    30 августа  – интерактивное голосование  с привлечением родителей и учащихся через систему на гостевой странице сайта https://nsportal.ru/kokurina-vera-vasilevna

    Фестиваль проводится по номинациям:

    - презентация;

    - буклеты;

    - эссе

    Работы направлять на электронную почту (kokurinaschool7@yandex.ru).

    ТЕМАТИКА  РАБОТ:

    1 -  конкурс Коллаж-буклетов  "Традиционные промыслы и ремесла малой родины"

     2 - конкурс презентаций "Великие мастера - умельцы Земли русской"

    3 - конкурс сочинений -эссе "Традиции и современность Земли русской"  (не более двух печатных страниц)

    В работе должны быть указаны: школа, класс, авторы, руководитель.

    4. НАГРАЖДЕНИЕ

    Все участники Интернет - проекта получат свидетельства участника, победители и призеры – дипломы.