Конспекты

Подорова Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Конспект познавательной викторины

в подготовительной группе

«Моя Родина – Россия».

Воспитатель НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

Подорова Оксана Николаевна

Вид: Непосредственная образовательная деятельность. Познавательная викторина.

Продолжительность: 30 минут.

Место проведения: групповая комната.

Группа: подготовительная.

Тема: «Моя Родина – Россия».

Образовательная область: познавательно - речевая.

Цель: Способствовать закреплению и обобщению знаний детей о нашей стране – России.

Задачи: 

Обучающая:

- Формировать уважительное отношение к государственным символам, народам, проживающим на территории нашей страны.

Развивающая:

-  Развивать гражданско-патриотические чувства.

- Закрепить названия крупных российских рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов.

- Развивать память, мышление, воображение по средствам игр и упражнений.

Речевая:

- Развивать речь детей по средствам диалога.

- Поддерживать стремление правильно формулировать ответы на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

- Формировать навыки связанно – речевых высказываний.

Воспитательная:        

- Воспитывать любовь и интерес к родной земле.

- Воспитывать дружелюбие, чуткость, желание работать сообща.

Материалы и оборудование: жидкокристаллический экран, проектор, экран, слайдовая презентация по ходу викторины, конверт с заданиями от солдат, 2 набора цветных полосок, 2 набора флагов, 2 набора букв для игры «Сложи слово», медали на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Рассматривание карты и глобуса, определение  местонахождения России, прослушивание гимна России, беседы о российской символике, чтение и заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

Здоровье сберегающие технологии:

- Игра на развитие коммуникативных навыков «Здравствуйте …»

- Физкультминутка Игра «Сиамские близнецы».

Методы:

словесный:

– Игра «Разминка»

– Игра «Выбери и назови флаг»

– Игра «Назови герб»

– Игра «Народы России»

– Загадки про народные промыслы.

– Игра «Реки России»

– Игра «Пословицы о Родине»

– Стихи о Родине и её защитниках

наглядный:

– Слайдовая презентация по ходу викторины

– Игра «Собери флаг»

– Игра «Выбери и назови флаг»

– Игра «Выложи слово»

игровой:

– Игры и игровые задания по ходу викторины: «Разминка», «Собери флаг», «Выбери и назови флаг», «Назови герб», «Выложи слово», «Народы России», «Найди соседей», «Реки России», «Сиамские близнецы», «Пазлы».

практический:

– Игра «Выложи слово»

– Игра «Найди соседей»

– Игра «Пазлы»

Ход викторины:

Дети заходят в группу, становятся по кругу.

Проводится игра – приветствие «Здравствуйте…»

«Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Вот и собрался наш круг».

Слайд 1 (солдаты с.п. Каркатеевы)

Воспитатель: Как вы помните к нам в гости приходили солдаты Российской армии Александр и Пётр. Они рады были узнать о том, как вы чтите свою Родину. Учите стихи, участвуя в конкурсах разного уровня; организуете, выставки поделок и рисунков о родной стране; учувствуете в различных акциях. А сейчас наши защитники хотели вам предложить принять участие в викторине «Моя Родина – Россия». По итогом викторины вы будете посвящены в «Юные патриоты родной земли» и награждены медалями «Юный патриот России». Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Жюри на нашей викторине будут наши уважаемые гости.

Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Ро-ди-на. 

Разминка
Воспитатель. Давайте начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

- Наша страна называется… (Россия).

- Люди живущие в России называются… (россияне).

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

- Столица России - город…( Москва).

- Кто президент в России… Путин.

- Какой документ имеет каждый взрослый гражданин России… (паспорт).

Слайд 2 (на экране появляется конверт с  заданиями и «падает» в корзину стоящую под экраном, воспитатель достаёт задания и читает детям)

Конкурс №1  «Государственные символы».

Воспитатель. Из предложенных полосок соберите флаг РФ. (У каждой команды набор цветных полосок, из которых они собирают флаг РФ)

Выберите из похожих флагов других стран, флаги которые также относятся к нашей Родине и назовите их (флаги Нефтеюганского района, ХМАО, Тюменской области)

Слайд 2 (Гербы)

Посмотрите на экран и назовите, что это. (На экране герб РФ, герб ХМАО, герб Нефтеюганского района)

В конверте есть ещё одно задание – буквы. Из букв надо сложить слово и назвать его. (Каждая команда выкладывает слово ГИМН)

Слайд 3 (Народы разных национальностей)

Конкурс № 2 «Народы России»

Воспитатель. Молодцы ребята. Россия — самая большая страна в мире! В России живут люди разных национальностей. Каждая команда должна по очереди назвать национальность людей населяющих Россию. (На слайде появляется подсказка с некоторыми национальностями. Жюри подсчитывает баллы)

Слайд на  жидкокристаллическом экране (карта России и её соседей)

Конкурс №3 «Найди соседей». 

Воспитатель. Следующее задание называется «Найди соседей». Посмотрите на экран и скажите что это? (На экране карта России) У нашей страны России есть страны – соседи. Какая команда назовет и покажет больше стран - соседей, та и выиграет. (Каждая команда по очереди называет страну – соседа и показывает её на карте. Жюри подсчитывает баллы) 

Физкультминутка
Игра «Сиамские близнецы».

Воспитатель. А мы с вами дружно живем? Вот сейчас мы это и проверим. Настоящие друзья часто встречаются друг с другом, они все делают вместе. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами»: у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Чтобы третья нога была «дружной», ее скрепим «веревочкой». Я предлагаю вам так походить, повернуться на право повернуться на лево, присесть, встать, попрыгать.

Слайд на  жидкокристаллическом экране (карта России)

Конкурс №4 «Реки России». 

Воспитатель. Следующий конкурс – реки России. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета, которым обозначены реки, моря, озёра. Вот какая огромная наша страна Россия! Реки страны – это её настоящее богатство. Назовите знакомые реки России и покажите их на карте. (Дети перечисляют и показывают на карте реки России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Москва-река, Нева и т.д. Жюри подсчитывает баллы)

Конкурс №5 «Музыкальный».

Воспитатель. Следующий конкурс музыкальный. Внимательно прослушайте музыкальное произведение и назовите его. Объясните, что оно обозначает. (Государственный гимн Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Конкурс №6 «Литературный»

«Пословицы о Родине».

Воспитатель. Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. Я буду начинать пословицу, а вы продолжать. (Команды поочередно называют пословицы. Жюри подсчитывает баллы)

Жить… — (Родине служить).

Кто за Родину горой, …(тот истинный герой).

Для Родины своей ни сил,… (ни жизни не жалей).

Нет в мире краше… (Родины нашей).

Человек без родины… — (что соловей без песни).

Если народ един,… (он непобедим).

Один за всех… (и все за одного).

Чужбина – калина… (Родина – малина).

Конкурс №7  «Народные промыслы».

Воспитатель. Следующий конкурс. Наша страна богата  людьми, про которых говорят «Руки золотые». Как вы думаете, что это за люди?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно это народные умельцы, мастера своего дела. И я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, мои загадки, если правильно отгадаете, то появиться отгадка на экране. (Воспитатель загадывает загадки, отгадки по очереди появляются на слайде. Жюри подсчитывает баллы)

Слайд 4

Эта роспись — просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком 

Манит русским васильком.

(Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

(Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

(Дымковская игрушка)

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки —

Деревянные игрушки

(Богородская игрушка)

Эта роспись, как её нам не знать

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

(Городецкая роспись).

Конкурс №8 «Поэтический».

Воспитатель. А сейчас у нас поэтический конкурс. Каждая команда подготовила стихотворения о Родине, о её защитниках. (Представитель от каждой команды читает стихотворение. Жюри подсчитывает баллы)

Воспитатель. Вы все сегодня молодцы. Показали свои знания на – отлично! Вы истинные патриоты своей страны. А пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам объединиться и выполнить ещё одно задание. (На жидкокристаллическом экране появляется игра «Пазлы». Дети собирают картинку сообща и называют то, что собрали: город Москва – столица России).

После подведения итогов обе команды посвящаются в «Юные патриоты родной земли» и награждаются медалями «Юный патриот России».

Литература:

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. -М.; Просвещение: Учеб.лит.,1996

Джаббарова Г. Х. https://nsportal.ru 

Чобанян Р. Ш. http://ped-kopilka.ru 



Предварительный просмотр:

Театрализованное представление в подготовительной (смешанной) группе на тему: «Земля наш общий дом» или «Добрая история»

Цель: Развитие волонтёрских возможностей старших дошкольников. Воспитание патриотических чувств, к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к природе, родной земле.
  2. Учить решать проблемные ситуации, предлагая различные варианты решений.
  3. Учить выражать движениями, мимикой и эмоциями переживания главных героев.
  4. Развивать познавательный интерес детей, воображение, творческую активность.
  5. Закреплять правила юнармейского отряда «Орлята»
  6. Закреплять безопасное поведение в лесу и родном посёлке.
  7. Воспитывать духовно – нравственные ценности, уважение к окружающим.

Предварительная работа: изучение темы «Моя малая Родина»; составление правил для юнармейского отряда «Орлята»; заучивание ролевых диалогов; разучивание физкультминуток «Будем мы природе лучшим другом!», «Детки по лесу гуляли»; подбор костюмов, атрибутов, декораций к спектаклю.

Материалы и оборудование: видео оборудование «Колибри»; аудиозапись музыкального сопровождения; маски, костюмы, атрибуты, декорации для спектакля; юнармейская форма; телефон.

Действующие лица: Взрослые – воспитатель, Фея; дети – 8 юнармейцев, Красная Шапочка, волк, 2 зайчика.

Сцена 1

Дети выходят на сцену и приветствуют всех присутствующих:

«Давайте порадуемся солнцу и птицам

А также порадуемся улыбчивым лицам

Всем, кто живёт на этой планете

Доброе утро скажем мы вместе

Доброе утро маме и папе

Доброе утро останется с нами»

Воспитатель

Ой, ребята, а почему вы все в одинаковой одежде?

Юнармейцы

- Это не одежда, а юнармейская форма.

- Мы теперь «Юнармейцы»

- Нас приняли в отряд «Орлята» 

Воспитатель

А кто такие юнармейцы и что они делают?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Мы делаем добрые дела.

Помогаем младшим товарищам.

Помогаем взрослым и пожилым людям.

Организуем поздравительные концерты для пожилых людей.

Озеленяем участки в нашем детском саду.

Помогаем родителям и воспитателям строить зимний городок на нашем участке.

Следим, чтобы никто не ломал деревья в нашем посёлке.

Кормим птиц в холодные зимние дни.

Убираем мусор на участке детского сада, на пешеходных дорожках, игровых площадках.

Воспитатель

Какие вы молодцы, как много вы делаете добрых дел! А загадки вы отгадывать умеете?

Воспитатель

Нет планеты краше и милей

Для животных, насекомых, птиц, людей…

Реки, горы и бескрайние поля

На планете, что зовем мы все … (земля)

Слайд 1 (Земля)

Воспитатель

Какая удивительная наша планета Земля. Она заселена животными, на ней растут различные растения, живут разные народы. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

(Звучит рингтон смс сообщения)

Воспитатель

Ребята, посмотрите чей-то телефон. Странно кто мог забыть его? (обращается к взрослым) Вы не теряли телефон?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Воспитатель 

- Как узнать, чей это телефон?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Воспитатель

Правильно, ребята, надо посмотреть в контакты или, что за сообщение пришло, и тогда можно понять, кому принадлежит телефон. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что вообще-то в чужие телефоны заходить нельзя, но раз это потерянная вещь…) А вернуть потерянные вещи — это доброе дело?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Воспитатель

Тогда это хороший поступок для «юнармейцев».

(Воспитатель читает сообщение в телефоне «Дорогая моя девочка, срочно нужна твоя помощь на лесной поляне»)

Так, понятно, что телефон принадлежит какой-то девочке, но где её искать?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Воспитатель

А давайте всем отрядом пойдём в лес и посмотрим кто просит помощи. А если надо, то и поможем.

Юнармейцы (соглашаются и все отправляются в лес)

Физкультминутка

Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте).

Будем мы природе лучшим другом!

Иль лесом будем мы идти, (ходьба на носках)

Везде посеем зёрна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)

Зёрна будут прорастать (дети медленно поднимаются)

И сердце наше согревать (прижимают руки к груди)

Мы природу будем охранять, (обнимают себя руками)

И никогда её не будем обижать! (опускают руки)

(Дети вместе с воспитателем попадают на лесную полянку)

Сцена 2

Воспитатель

Посмотрите, что-то тут происходит. Но пока непонятно, кто просил помощи. Давайте тихонько понаблюдаем и разберёмся что к чему. (Дети садятся на стульчики - пенёчки. Звучит весёлая музыка и на поляну выходит Красная Шапочка)

Красная Шапочка

Как здорово у нас в лесу,

Какая красота!

Птицы радостно щебечут,

Солнце ярко светит!

Сосны великаны веткой машут мне,

Иду я смело по тропе,

Никто не страшен мне,

И песенку любимую

Пою всегда везде.

(Девочка уходит. Звучит тревожная музыка входит «Волк»)

Волк

Ну, наконец-то я пришёл,

Здесь отдохнуть так хорошо.

Сейчас поем, потом посплю

И дальше по делам пойду.

(Садится на пенёк, ест, разбрасывает мусор, ложится спать. Под весёлую музыку выскакивают «Зайчики»)

1 Заяц: 

Ах как приятно нам поймать,

Весёлый лучик солнца!

Мы любим бегать и скакать,

Друг с другом в прятки поиграть.

2 Заяц: 

Шалить, смеяться, хохотать

И никогда не унывать.

(Зайцы танцуют под весёлую музыку)

1 Заяц: 

Ой, беда, скорей, спасите,

Доктора сюда зовите.

Наступил на что-то я,

Лапка бедная моя.

(Заходит Красная Шапочка)

Красная Шапочка:

Добрый день зверята,

Милые зайчата.

Почему не скачите

И о чём вы плачете?

1 Заяц: 

Мы поранили лапки

О консервные банки.

2 Заяц:

Кто-то здесь разбил стекло,

В лапку врезалось оно.

Красная Шапочка:

Ах, как гадко!

Ах, как скверно!

Кто-то очень злой наверно,

Здесь в лесочке побывал,

Всюду мусор разбросал.

Зайчат мы к доктору сведём,

А после вместе уберём.

(Девочка уводит зайчат. Волк просыпается, встаёт)

Волк:

Ох, вздремнул немного я!

Кто же здесь в лесу гулял?

Спать всё время мне мешал?

Чувствую девчачьим духом запахло!

Зубы, зубы я точу

Всех девчонок съесть хочу.

(Смело заходит Красная Шапочка, за ней зайчата)

Красная Шапочка:

Не боюсь твоих клыков!!!

Отвечай нам серый волк,

Кто в лесочке побывал,

Всюду мусор разбросал,

Ветку дерева сломал?

Волк:

Я в лесочке побывал,

Под кусточком отдыхал.

Красная Шапочка:

Как тебе не стыдно волк,

Лес красивый так хорош,

А ты его не бережёшь.

1 Заяц:

У нас в лесу любому

Приятно отдохнуть,

2 Заяц:

Но мусор за собою

Убрать ты не забудь.

Волк:

Ой простите вы меня

Так я сделал не со зла

Просто я не знал, друзья,

Что сорить в лесу нельзя!

1 Заяц:

Природу будем мы любить,

С природой будем дружно жить

2 Заяц:

И тогда в любое время года,

Нас будет радовать природа!

(На поляне появляется Фея)

Фея

- Здравствуйте дети, здравствуйте лесные жители. Красная шапочка, ты получила моё сообщение и пришла на помощь?

Красная Шапочка

- Нет, я ничего не получала (смотрит в корзинке и ничего не находит), я кажется его потеряла.

Юнармейцы

- Мы нашли твой телефон.

- И прочитали ваше сообщение.

- И приняли решение идти к вам на помощь.

Фея

- Спасибо вам ребята, давайте же не будем терять время поможем лесным жителям и наведём порядок в лесу.

(Дети достают из карманов пакеты и распределяются в какой мешок, какой мусор складывать)

Фея

«Орлята», а почему вы мусор складываете в разные мешки?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

- Мусор надо сортировать.

- На мусорных площадках стоят контейнеры для разного мусора.

- Для того, чтобы его можно было легче переработать на специальных заводах.

(Дети вместе со зверями собирают мусор, перевязывают сломанную ветку ёлки, поляна становиться чистой)

Фея

- Как чисто стало в лесу! Ребята, а вы знаете лес — это чей дом?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

- Зверей, птиц, насекомых, растений

Фея

- А люди тогда в лесу кто?

Юнармейцы

- Гости.

Воспитатель

- А правила гостей в лесу вы знаете?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

- Нельзя бросать мусор.

- Нельзя ломать ветки деревьев.

- Нельзя ножом вырезать на стволе дерева буквы.

- Нельзя специально вытаптывать траву или кустарники.

- Нельзя громко кричать, чтобы не пугать обитателей леса.

- Нельзя срывать и пинать мухоморы, это лекарство для зверей.

- Нельзя рушить гнёзда птиц, это их дом.

- Нельзя рвать цветы, они живые и могут оказаться редкими.

- Нельзя совать руки в норы, там могут жить мелкие хищники или змеи.

- Нельзя жечь костры, это может привести к пожару.

Фея

- Как много вы знаете правил. А вы их соблюдаете?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

Воспитатель

- Если лес — это дом зверей, птиц, насекомых и растений, то наш дом где?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

- Наш дом посёлок Каркатеевы.

Воспитатель

А в нашем доме существуют правила? Если да то какие?

Юнармейцы (предположительные ответы детей)

- Нельзя бросать мусор.

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

- Нельзя ножом вырезать на скамейках и деревьях, буквы.

- Нельзя ходить по газонам и вытаптывать траву.

- Нельзя разорять гнёзда птиц.

- Нельзя рвать цветы, в цветниках и клумбах.

- Нельзя зажигать спички, это может привести к пожару.

- Зимой надо вешать кормушки и подкармливать птиц.

- Нельзя обижать собак и кошек, они наши друзья.

Фея

- Ребята, а я заметила, что правила леса и правила в вашем посёлке очень похожи. Вы не знаете почему?

Юнармейцы (отвечают хором)

- Потому что всё что нас окружает – это природа. А природу надо беречь и охранять.

Воспитатель

Ребята нам пора отправляться в детский сад.

Фея, Красная Шапочка и зверята

- Спасибо вам большое за помощь! До свидания!!! (сказочные герои уходят)

Воспитатель

- И мы идём домой, а по дороге выбросим мусор в специальные контейнеры.

Детки по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

Щёчки лучики согрели.

Чудеса у нас на свете, 

Лесу до свиданья, машут дети, 

А потом все дружно скок, 

Перепрыгнули мосток. 

Хорошо мы погуляли 

И немножечко устали. 

Сцена 3

Воспитатель

- Вот мы и в нашем детском саду. (дети встают лицом к зрителям)

- Человек всё чаще и чаще вмешивается в жизнь природы, нарушая её внутренний мир. Так давайте все вместе беречь, охранять и сохранять нашу природу, наш общий дом под названием (все вместе) Земля.

(Все артисты выстраиваются лицом к зрителям на поклон)

Литература:

  1. Рабочая программа по реализации образовательной программы «Счастливое детство» дошкольного образования для воспитанников подготовительной (смешанной) группы (5-7 лет)
  2. http://madoy2.ru/load/pedagogicheskaja_kopilka/podborka_dinamicheskikh_pauz_ehkologicheskogo_kharaktera_dlja_detej_srednego_i_starshego_doshkolnogo_vozrasta/4-1-0-64 
  3. https://infourok.ru/scenariy-ekologicheskoy-skazki-starshaya-gruppa-3653312.html 



Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

«Зима родного края».

Воспитатель НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

Подорова Оксана Николаевна

Вид: Непосредственная образовательная деятельность

Продолжительность: 25 минут.

Место проведения: групповая комната.

Группа: старшая.

Тема: «Зима родного края».

Образовательная область: познавательно - речевая.

Цель: Создать условия для развития познавательно - речевых способностей, посредством игровой и театрализованной деятельности.

 Задачи:

Обучающая:

- Систематизировать знания о зиме родного края.

- Обогащать представления детей о жизни зверей зимой.

Развивающая:

- Развивать духовно – нравственные ценности у старших дошкольников.

- Развивать речевое творчество детей.

- Развивать словесно – логическую память, воображение, мышление.

- Развивать у детей мелкую моторику.

Речевая:

- Поддерживать стремление правильно формулировать ответы на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

- Формировать навыки связанно – речевых высказываний.

- Учить подбирать определения к заданному слову, образуя притяжательные прилагательные.

Воспитательная:        

- Воспитывать любовь и интерес к окружающей природе. 

- Воспитывать дружелюбие, чуткость, желание помогать другим.

Материалы и оборудование: проектор, экран, слайдовая игра: «Что лишнее?», физкультминутка «Снежки», письмо от медведя, шарфики на каждого ребёнка, шапочка волка, шапочка лисы, шапочка зайца, стульчики - пеньки для каждого ребёнка.

Здоровье сберегающие технологии:

  1. Игра на развитие коммуникативных навыков «Здравствуйте …»
  2. Пальчиковая гимнастика «Снежки»
  3. Игра на пространственные отношения «Найди письмо»

Методы и приёмы:

словесный:

– Беседа по ходу занятия, «Какое утро, небо, настроение?»

– Беседа по ходу занятия «Как рассказать медведю о зиме?»

– Театрализация «Прогулка в лес»

– Загадка про медведя

– Игра «Составь предложение»

– Игра «Соедини слова и скажи правильно»

-  Составление рассказа по схеме «Зима»

наглядный:

– Интерактивная игра «Что лишнее?»

– Слайд «Схема для составления рассказа о Зиме»

- игровой:

– Игра – приветствие «Здравствуйте…»

– Подвижная игра со словами «Снежки».

– Речевые игры: «Составь предложение»,  «Соедини слова и скажи правильно»

- Интерактивная  игра «Что лишнее?»

практический: 

– Театрализация «Прогулка в лес»

Ход занятия

Дети заходят в групповую комнату и становятся по кругу.

Воспитатель: Ребята, вы заметили какое сегодня утро, когда шли в детский сад,? (зимнее, морозное, снежное)

- А какой воздух? (прозрачный, свежий, морозный, чистый). 

- Небо? (Низкое, облачное, ясное). 

- Какое настроение у вас, в это чудесное утро? (весёлое, бодрое, отличное, радостное)

(ответы детей)

Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте поздороваемся друг с другом и нашим гостям скажем «Здравствуйте…».

Проводится игра на развитие коммуникативных навыков «Здравствуйте …».

«Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Вот и собрался наш круг».

Воспитатель: А вы умеете разгадывать загадки?

(ответы детей)

Загадка: Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Воспитатель: Ой, точно, медведь. А я и забыла!!! Сегодня же пришло письмо. Куда же я его положила? Дети вы мне поможете его найти?

(ответы детей)

Воспитатель: Стояла я спиной к спальне на краю ковра, ковёр был сзади меня. Затем я прошла вперёд шага три – четыре, повернула налево и шла, шла, шла… (на шкафчике находят письмо)

Воспитатель открывает письмо и читает «Здравствуйте ребята! Сорока мне рассказала, что дети самые любознательные и умные. Они всё знают. Вот я и решил обратиться к вам за помощью. Как вы знаете, зимой я сплю, но мне очень – очень интересно знать, что такое зима. Расскажите мне, пожалуйста, о ней. С нетерпение жду ответа».

Воспитатель: Поможем медведю? Расскажем ему о зиме? 

(ответы детей)

Воспитатель: Но как, же нам быть? Медведь наверняка уже спит? Что нам делать, как передать наш рассказ о зиме так, чтобы он сохранился до весны? (зарисовать, записать на листе, записать на видео)

(ответы детей)

Воспитатель: Мы наш ответ запишем на видео. Но чтобы медведю смотреть было интереснее и веселее, расскажем о зиме, играя.

Воспитатель включает видеокамеру и начинается игровое представление. Все рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Первая игра называется «Составь предложение», я вам буду называть набор слов, а вы составьте из них красивое предложение о зиме.

Воспитатель предлагает детям набор слов, из которых дети составляют предложение о зиме:

«холодные, белые, укрыли, землю, сугробы»

«лыжах, дети, катаются, с горы, на»

«ходят, одежде, все люди, в зимней»

«падают,  на, снежинки, землю»

Воспитатель: Молодцы! У нас получился с вами целый рассказ. А в какие игры можно играть зимой?

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в снежки!?

Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Поиграем со снежками. (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три, четыре («отряхиваем» руки от снега)

Мы с тобой снежок лепили (имитация лепки снежка)

Круглый, крепкий, очень гладкий (ладошки округляем, руки

согнуты в локтях, трём ладони друг о друга)

И совсем, совсем не сладкий (высовываем язык, пожимаем плечами)

Раз – подбросим

Два – поймали

Три – уроним (руки разводим в сторону)

Ой – сломали (руки к голове)

Воспитатель: Понравилось вам играть в снежки?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

Воспитатель: Следующая игра называется «Соедини слова и скажи правильно». Я буду называть слова, а вы к нему добавлять слово (зимний, зимняя или зимнее). Будьте внимательны, словосочетания должны звучать правильно. Я предлагаю сейчас встать в круг, и будем говорить по цепочке, а поможет нам вот этот волшебный снежный комок.

«День, погода, солнце, настроение, одежда, осадки, месяц, лес, утро, игра, узор, праздник, вид спорта».

Воспитатель: Отличные словосочетания у вас получились, медведь наверняка захочет поиграть в эту игру со своими братьями. А сейчас я предлагаю вам совершить небольшую прогулку в лес, вы согласны?

(ответы детей)

Театрализация «Прогулка в лес»

По ходу рассказа воспитателя, дети имитируют все действия, движения, показывают мимикой своё настроение.

Воспитатель: Чтобы не замёрзнуть мы должны тепло одеться. Надеваем шапки, зимнее пальто, валенки. Завяжем шарфы. В лесу много снега, поэтому мы штанишки натягиваем на валенки. Не забудьте одеть рукавички. Ну что, готовы?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда в путь! Шагают по кругу, (звучит музыка). Мы с вами идем по красивому зимнему лесу. Тропинка в лесу очень узкая, поэтому пойдем друг за другом. Посмотрите, какой большой сугроб намело, перешагните его. Повсюду много снега, из него можно лепить снеговика. Все начинают лепить снеговика. Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят. Покажите, как они тянут свои ветви к солнцу. Дети встали, вытянули свои руки вверх. Но вот пошёл снег. Снега всё больше и больше налипает на ветви деревьев. Им тяжело, они начинают опускаться под тяжестью снега. Дети сгибаются всё ниже и ниже к земле. Но вот налетел ветер, стряхнул снег с деревьев, и они снова выпрямились и подняли свои ветви к солнцу. Посмотрите, какая замечательная полянка, давайте присядем на пенёчки и отдохнём. Все рассаживаются. В это время трое детей переодеваются с помощью второго воспитателя в костюмы зверей и по одному появляются на полянке. Первый появляется заяц.

Зайчик:

Белый снег пушистый в воздухе кружиться

И на землю тихо падает ложиться

И под утро снегом поле забелело

Точно пеленою всё его одело.

И мы зайцы, тоже одели белые шубки. Зимой мы грызём веточки и кору деревьев. Роем в снегу норки и там прячемся от холода и наших основных врагов: лис и волков. Но меня им не легко догнать я очень быстро бегаю.

Когда заходит лиса, заяц приседает, дрожит и прячется за ребят.

Лиса:

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала.

А мне лисе совсем не холодно. Моя шубка пушистая, густая и тёплая. Лапки мои сильные и крепкие. Они мне помогают догнать добычу. Я изобретательна в охоте, обладаю прекрасной памятью, у меня отличный слух, зрение и обоняние. Питаюсь я грызунами и люблю рыбку. Пушистым своим хвостом я заметаю, скрываю свои следы от охотников. Живу я в норе. Увидев зайца, говорит ему: Да не трясись ты не трону я тебя, я сытая сегодня. Заходит волчица.

Волчица:

Чародейкою Зимою, околдован лес стоит

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудно жизнью он блестит.

Нам волкам нелегко зимой, но мы живём стаей и помогаем друг другу. В волчьей стае за порядком следит вожак, и кто нарушает порядок, того ждёт неминуемое наказание. Шерсть у нас густая, тёплая. Лапы сильные, широкие, с такими лапами никакие снежные заносы не помешают в охоте. Охотимся мы на кабанов, лосей, оленей. Смотрит на зайчика. Но не прочь и полакомится зайчатиной. Машет лапой в сторону зайца. Не бойся, ты слишком мелкая для меня добыча. Да и сыта я сегодня.

Воспитатель: Вот и хорошо, мы с ребятами любим, когда все живут дружно. А вы звери любите играть в игры?

(ответы зверей)

Воспитатель: Тогда я вам все предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?» 

Интерактивная игра «Что лишнее?» На слайдах появляются наборы предметов, из которых надо убрать лишний. После того, как лишний предмет исчезнет, ребята объединяют предметы в группу и называют её. Например, шуба, плащ, шарф, варежки, свитер. Лишний плащ, всё остальное зимняя одежда.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием и ребята и зверята. Но что бы медведь до конца понял, что же такое зима, я предлагаю вам составить небольшой рассказ. А помощником вам будет вот эта схема. На экране появляется схема рассказа «Зима». 2-3 ребёнка составляют рассказ о зиме.

Воспитатель: Вот и готово наше письмо. В таком виде оно сохраниться не только до весны, но и на долгие годы. А что вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель: Что было самое трудное?

(ответы детей)

Воспитатель: Мне кажется мы все немного проголодались. Давайте ребята попрощаемся со зверями и отправимся в обратную дорогу. Дети прощаются со зверями и идут по кругу, возвращаясь в детский сад. «Раздеваются» и идут мыть руки. После улицы всегда надо мыть руки.

Литература:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
  2. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. -М.; Просвещение: Учеб.лит.,1996
  3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана – Граф, 2009
  4. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-zanjatija-po-poznavatelno-rechevomu-razvitiyu-detei-v-starshei-grupe-po-teme-vesna.html 
  5. https://znanio.ru/media/konspekt_poznavatelno_rechevogo_zanyatiya_dlya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_tema_ah_ty_zimushka_zima-14109/17559 


Предварительный просмотр:

Квест – игра «Автобус для путешествия»

Составила воспитатель: Подорова О.Н.

Цель: Развивать познавательный интерес младших дошкольников к профессии водитель.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о профессиональных обязанностях водителя.
  2. Учить детей распределять роли в игровом сюжете, по средствам считалки, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя ролевые диалоги.

Развивающие:

  1. Развивать умение классифицировать предметы по определённому признаку (принадлежность конкретной профессии).
  2. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов – названий предметов помощников и предметов заместителей в сюжетно – ролевой игре «Водитель»: кабина, салон, мотор, болт, гайка, плоскогубцы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками;
  2. Воспитывать желание участвовать в образовательно - игровых ситуациях.

Предварительная работа: беседы «Кто такой водитель?», «Грузовая машина»; просмотр отрывка мультфильма «Грузовик»; сюжетно ролевая игра «Грузовик на стройке»; дидактические игры: «Инструменты», «Дорожные знаки»; подвижная игра «Светофор»; загадки про транспорт.

Материалы и оборудование: аудио магнитофон; телевизор; аудиозапись голоса «шкатулки»; костюм водителя; руль, инструменты водителя, доктора, продавца, повара; мягкие и фанерные модули для строительства автобуса, стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Дети в игровой комнате находят шкатулку (воспитатель незаметно ставит шкатулку на видное место) и пытаются её открыть. Шкатулка вдруг оживает и начинает говорить с детьми. (Запись голоса через аудио магнитофон)

Шкатулка: Ой-ой-ой, что это вы меня так трясёте? У меня голова закружилась. Вам интересно, что у меня внутри? (предположительные ответы детей)

Шкатулка: Ааааа, но чтобы меня открыть нужен ключ!

Воспитатель: А где же взять этот ключ?

Шкатулка: Что бы получить ключ, вам необходимо подготовиться к путешествию. Вы же любите путешествовать?

(предположительные ответы детей)

Воспитатель: Нас очень много. На чём же можно отправиться в путешествие все вместе?

(предположительные ответы детей)

1 задание «Строительство автобуса из подручного материала и модулей»

Воспитатель: Так не будем терять время и построим для всех автобус. (Дети вместе с воспитателем строят автобус из мягких и фанерных модулей и стульчиков. Когда строительство закончено все вместе рассаживаются по местам)

Воспитатель: Автобус готов. Мы с вами пассажиры, но нам нужен водитель. Как мы выберем водителя?

(предположительные ответы детей)

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело играть.

Мы в автобус дружно сели,

А тебе водить велели.

Выбранный водитель одевает жилет и кепку и садится за руль, остальные дети рассаживаются по местам.

Воспитатель: Почему же автобус не едет? Что-то случилось. Предлагаю всем выйти и посмотреть.

(предположительные ответы детей) Дети перечисляют причины неисправности автобуса, и воспитатель подводит их к тому, что у автобуса спустили колёса. Предлагает всем выйти и накачать колёса.

2 задание Подвижная игра со словами «Насос»

В руки мы насос берём,

Колесо качать начнём.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись,

То присели, то нагнулись,

За работой улыбнулись.

Раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре,

То присели, то нагнулись,

Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: Колёса в порядке можно ехать. (все садятся в автобус) Пассажиры садятся в салон, а водитель в кабину. Что такое, снова не едем, почему автобус не заводиться?

(предположительные ответы детей)

Воспитатель: Сломался мотор. Что же водителю надо, чтобы устранить неисправность?

(предположительные ответы детей)

Воспитатель: Сколько много инструментов. А вы знаете какие нужны водителю? Поможете ему выбрать его инструменты? (ответы детей)

3 задание Игра «Инструменты для водителя»

На столе перемешаны инструменты и предметы помощники разных профессий. Детям предлагается выбрать только те, которые нужны водителю. Дети все вместе подходят и выбирают инструменты. Прежде чем положить выбранный инструмент в ящик водителю, ребёнок называет, для чего он нужен водителю. (аргументирует свой выбор)

Например: Отвёртка, чтобы закручивать болты; ключ, чтобы открутить гайку; молоток, для починки неисправностей и так далее.

Воспитатель: Ребята, пока водитель чинит мотор, предлагаю поднять ему настроение песней! Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель с детьми поют первый куплет песни Сергея Михалкова «Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

Воспитатель идёт к водителю и интересуется готов ли автобус к путешествию!?

Водитель: Автобус готов!

Воспитатель: Что это за ключ в вашем ящике для инструментов? Мы такой не клали в ваш ящик. Водитель достаёт из ящика ключ и все слышат голос шкатулки.

Шкатулка: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Подготовили автобус к путешествию! А этим ключом вы можете меня открыть и посмотреть мой сюрприз для вас! (Воспитатель открывает шкатулку и достаёт из неё билеты на экскурсию «Зимний сад детского сада» Билеты раздаются детям. Шкатулка таинственным образом исчезает)

Воспитатель: Ребята, да это же билеты на экскурсию в наш «Зимний сад».

(предположительные комментарии детей)

Воспитатель: Мы обязательно с вами отправимся на экскурсию на нашем автобусе, но попозже. Перед экскурсией нам надо хорошо покушать, отдохнуть и набраться сил. Поэтому предлагаю вымыть руки с мылом, потому что после каждой работы все моют руки. А потом идём обедать.

Автобус остаётся в группе для дальнейшей сюжетно ролевой игры «Экскурсия». Дети идут мыть руки и обедать.



Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Мы помощники»

Составила воспитатель: Подорова О.Н.

Цель: Формировать предпосылки к игровым сюжетам из нескольких эпизодов, развивая первичные умения ролевого поведения.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать предпосылки духовно – нравственного поведения по средствам игры.

- Формировать представления детей о сюжетно ролевой игре «Семья».

- Учить детей выполнять посильную помощь в игровых сюжетах «Собираем ягоды», «Собираем урожай», «Чаепитие».

- Учить выражать свои чувства и впечатления словами.

Развивающие:

- Развивать игровой опыт ребенка.

- Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.

- Развивать сенсорное восприятие: большой – маленький, длинный – короткий, много – один.

- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов – названий предметов в сюжетно – ролевой игре «Семья»: корзинка, урожай, заварочный чайник, салфетки, сахарница, молочник.

Воспитательные:

- Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками;

- Воспитывать желание участвовать в образовательно-игровых ситуациях.

Предварительная работа: беседы «Что любят кушать животные?», «Что растёт на грядках»; просмотр и чтение книги Е.Г. Каргановой «На ферме»; сюжетно ролевая игра «Варим рыбный суп», «Напоим куклу чаем»; разучивание движений в играх «По дорожке», «Миша по лесу идёт», «Длинные уши, короткий хвост».

Материалы и оборудование: искусственные ели, мягкие модули медведя и зайца, макеты ягод и моркови, заборчик, мягкие пазлы – «грядка», посудный шкаф, салфетки, детская посуда, стол, стульчики по количеству детей.

Методы: наглядный, игровой, словесный, практический.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите гулять?

(ответы детей)

Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас на прогулку.

Дети вместе с воспитателем шагают по «дорожке» и попадают в «лес»

Игра «По дорожке»

Мы шагаем по дорожке

Поднимаем выше ножки

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем всем мы помогать!

Останавливаются возле ёлки и видят, что под ней кто-то сидит.

Воспитатель: - Кто это в лесу под ёлкой сидит?

(ответы детей)

Воспитатель: - А вы не знаете, почему он так вздыхает?

(ответы детей)

Воспитатель обращается к медведю: - Миша ты почему та так тяжело вздыхаешь? (Медведь «рассказывает», что он любит ягоды, но ему тяжело одному собирать ягоды, потому, что он один, а ягод много)

Воспитатель: - Ребята, медведь большой, а ягодки какие?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, медведь один, а ягод сколько?

(ответы детей)

Воспитатель: - Давайте поможем медведю.

(ответы детей)

Дети помогают собирать ягоды в корзинку и отдают их медведю.

Игра «Поможем Медведю собрать ягоды»

Миша, Мишечка дружок,

Мишечка лохматый бок

Миша по лесу идёт.

Миша ягоды берёт.

Миша по лесу идёт.

Миша ягоды берёт.

Мишка благодарит детей и говорит, что они очень хорошие помощники. Желает им весёлой прогулки. Дети и воспитатель продолжают прогулку.

Игра «По дорожке»

Мы шагаем по дорожке

Поднимаем выше ножки

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем всем мы помогать!

Останавливаются возле заборчика и видят, Зайчика.

Воспитатель: - Кто это сидит такой грустный?

(ответы детей)

Воспитатель: - А вы не знаете, почему Зайчик грустит?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята. Давайте развеселим зайчика, поиграем с ним.

(ответы детей)

Игра «Длинные уши, короткий хвост»

Зайка прыг, Зайка скок,

Длинные уши, короткий хвост.

Зайка прыг, Зайка скок,

Длинные уши, короткий хвост.

Воспитатель обращается к Зайчику: - ты почему был такой грустный? (Заяц «рассказывает», что он посадил в своём огороде морковку, морковка выросла, но ему тяжело одному собирать урожай)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько выросло моркови?

(ответы детей)

Воспитатель: - Да, Зайчик один, а морковки много. Зайчик большой, а морковки какие?

(ответы детей)

Воспитатель: - Вы поможете зайчику собрать урожай?

(ответы детей)

Игра «Поможем Зайчику собрать урожай»

Дети помогают собирать урожай морковки в корзинку и отдают их зайцу. Заяц благодарит детей и говорит, что они отличные помощники. Желает им весёлой прогулки.

Воспитатель: - Что-то я устала, а вы? Не пора ли нам возвращаться в детский сад?

(ответы детей)

Игра «По дорожке»

Мы шагаем по дорожке

Поднимаем выше ножки

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем весело шагать!

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад. После прогулки полезно попить чаю. Вы согласны?

(ответы детей)

Сюжетная игра «Чаепитие»

Воспитатель: - Где стоит наша посуда? Кто поможет мне накрыть стол?

(ответы детей)

Дети вместе с воспитателем подходят к шкафу. Воспитатель распределяет обязанности по желанию детей: поставить кипятить чайник на плиту, разложить салфетки, расставить блюдца, расставить чашки, разложить ложки, поставить заварочный чайник и сахарницу на стол. После того как стол накрыт все рассаживаются за стол и вспоминают прогулку в лес.

Воспитатель: - Где мы с вами сегодня гуляли? Кому вы помогли сегодня?

(ответы детей)

Воспитатель: - Вы такие молодцы, и медведю помогли и зайцу и мне помогли накрыть на стол. Спасибо вам мои помощники!

Игра «Чаепитие» продолжается. Можно пригласить на чай кукол. модульных игрушек и так далее.

Литература:

  1. Образовательная Программа «Счастливое детство» НРМДОБУ «Д/С«БУРАТИНО».
  2. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  3. Недоспасова В.А. Растём играя. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Смирнова Е.О., Зебзеева С.К. Игры с детьми 3-4 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008