ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (Воспитатели старшего дошкольного возраста)

Смирнова Алёна Леонидовна

Руководитель ГМО:                                         

Смирнова Алёна Леонидовна, 

воспитатель высшей 

квалификационной категории

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ГОДА:

«Современные методы и технологии речевого развития старших  дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

 

"Развитие речи и языка должно лежать в основе

всей системы воспитания в детском саду"

(Елизавета Ивановна Тихеева)

   

  

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Руководитель ГМО: Смирнова Алёна Леонидовна

Должность: воспитатель.

Место работы: МДОУ Детский сад «Чебурашка» №25.

Контакты: 89089267124, alenaleonidowna@yandex.ru

Методическая тема года: «Современные методы и технологии речевого развития старших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

 Цель: создание условий для профессионального роста, повышения творческой инициативы, формирования педагогической компетенции педагогов в области организации инновационной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Задачи:

1.  Скоординировать усилия педагогов на решении вопроса организации детской деятельности, которая бы способствовала развитию речевой активности и творческого потенциала дошкольников

2. Активизировать профессионально личностное развитие педагогов; содействовать повышению профессионального мастерства воспитателей и диссеминации их опыта работы

3. Способствовать формированию методической базы педагогического опыта по речевому развитию и развитию речевого творчества детей дошкольного возраста.

План работы ГМО

2017 – 2018 учебный год

Месяц

Название мероприятия

Форма

Ответственные

I квартал

1

2

Сентябрь

Ноябрь

Награждение благодарственными письмами педагогов ДОУ за активное участвовавших в работе ГМО.                

Определение темы, содержания работы ГМО на 2017-2018 учебный год

Доклад

Руководитель ГМО

Определение активных форм работы ГМО. Утверждение годового плана ГМО.

Педагогическая гостиная: «Развитие речевой активности старших дошкольников: проблемы, пути решения…».

- РППС: организация  образовательного  пространства; разнообразие  материалов, и оборудования .

- Пути оптимизации совместной работы логопеда и воспитателя.

- «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»

Доклад

Выставка «Ярмарка педагогических идей» (пособия, дидактический материал…)

Мастер-класс «Приемы формирования грамматического строя речи»

Презентация опыта работы

Д/с «Дружба»

Прокопова Т. Н.

Воспитатели д/с «Дружба»

Логопед

Пугачева Л. А.

Д/с «Дружба»

Д/с «Улыбка»

Мелкозерова Н.В.

II квартал

3

Январь

«Банк инноваций»

Тема: «Развитие речевого творчества»

- «Лимерики. Детская поэзия»

- «Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольников»

Мастер-класс

Мастер-класс

Д/с «Чебурашка»

Смирнова А. Л.

Шихова Н.А.

III квартал

3

4

5

Март

Апрель

Июнь

Педагогическая гостиная: «Здоровьесберегающие технологии  в ОО «Речевое развитие».

- «Речевое развитие на занятиях по физической культуре».

- «Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников»

Педагогический час: «Детский сад и школа – пути взаимодействия»

- «Речевая готовность дошкольника к школе».

- Модель современного урока по обучению грамоте.

- «Технология активизирующего обучения речи как средство общения»

(Автор: О.А. Белобрыкина)

Педагогический ринг

Мастер-класс

Презентация опыта работы

Доклад

Памятки

Презентация опыта работы

Практикум

Д/с «Чебурашка»

Горяева Ю.Р.

Фомина Е. В.

(Инструктор по ФИЗО)

Смирнова А. Л.

Учитель начальных классов (лицей № 6) Осминина О. Г.

Д/с «Чебурашка»

Смирнова А.Л.

Отчет о работе ГМО

Итоговое заседание ГМО

Смирнова А. Л,

актив ГМО

Массовые мероприятия с детьми

Тема мероприятия, уровень и форма проведения

Месяц

Место проведения

Ответственный

1

Детская поэзия

 «Зимушка хрустальная деток веселит»

Январь

ДОУ

Публикация стихов в газете «Качканарский рабочий»

Воспитатели, руководитель ГМО

2

«Театрализованная деятельность как средство развития речи»

Показ сказок для детей младшего дошкольного возраста

Апрель

ДОУ

Воспитатели, актив ГМО

Методическая работа

Форма

Время

Ответственный

1

Создание и пополнение методической копилки «Инновации в дошкольном образовании. ОО «Речевое развитие».

В течение учебного года

Руководитель ГМО, воспитатели

2

Создание страницы:  «ГМО воспитателей старшего дошкольного возраста» в социальной сети работников образования (на сайте руководителя ГМО http://nsportal.ru/alena-leonidovna

В течение учебного года

Руководитель ГМО

«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду»

(Елизавета Ивановна Тихеева)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные методы и технологии речевого развития старших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду» (Елизавета Ивановна Тихеева)

Слайд 2

Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели . Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи.

Слайд 3

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. технологии

Слайд 4

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: здоровьесберегающие технологии технология проектной деятельности информационно-коммуникационные технологии технология портфолио дошкольника игровая технология т ехнология проблемного обучения технология «ТРИЗ» и др.

Слайд 5

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей; воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 6

В практике работы педагогов ДОУ используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности: Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребёнка. Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность педагога с детьми Совместная деятельность с семьёй

Слайд 7

Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будет развита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Речевое развитие»


Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.…

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

(М.Р. Львов)

Что такое речевая активность?

Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность    это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей.
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Условия успешного речевого развития.

1.  В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 Формула речевого этикета:

 Думай,

  •  кому говоришь,
  •  что говоришь,
  •  где говоришь,
  •  зачем говоришь,
  •  какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки).


4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества.

Игра "Увеличение - уменьшение".

Представьте, что у вас есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что   бы они хотели увеличить, другая команда - о том, что бы они хотели уменьшить.

- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

- О чем думает ваша обувь?  

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

     Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей).  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

  • Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
  • Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность
  • Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  • Труд: трудовые и речевые действия.
  • Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.

Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает! Игры и игровые упражнения активизируют речь детей.

Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на речевое развитие.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Типичные ошибки в работе педагога:

  • педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей;
  • у детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;
  • педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей;
  • очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.
  • педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы.

Для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Функции речи старшего дошкольника

  • Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
  • Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
  • Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.
  • Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

Как говорил Гегель:

«РЕЧЬ – удивительно сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»



Предварительный просмотр:

Технологии речевого развития дошкольников.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике можно применять следующие технологии:

  • Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
  • Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

         Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

  • Воспитатель знакомит детей с моделью составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно  называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

 Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

         Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются:

 
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач) 
 2. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями) 
3. Сочинительство. 
4. Сказкотерапия. ( Сочинение детьми сказок) 
5. Экспериментирование. 
6. Пальчиковая гимнастика. 
7. Артикуляционная гимнастика. 
        

Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов. 
« Да нет-ка ». Задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\  

« Назови общие признаки» ( Клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.) 

 «Назови предмет по действию» (Ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.) 

« Антидействие» ( Карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища…) 

« Назови все части» (Велосипед→ рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок…)
« Так было раньше, а теперь?» (Серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.) 

Сочинение сказок. 

«Салат из сказок»- смешивание разных сказок. 
«Что будет если?»- сюжет задаёт воспитатель. 
«Изменение характера персонажей»- старая сказка на новый лад. 
«Использование моделей»- картинки- геометрические фигуры. 
«Введение в сказку новых атрибутов»-волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. 
«Введение новых героев»-как сказочных, так и современных. 
«Тематические сказки»- цветочные, ягодные и т. д.


Сочинение загадок. 
«Страна загадок» 

-город простых загадок (цвет, форма, размер, вещество) 
-город 5 чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус) 
-город похожестей и непохожестей (на сравнение) 
-город загадочных частей (развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков) 
-город противоречий (может быть холодным и горячим-термос) 
-город загадочных дел. 

 
Инструментарий ТРИЗа. 
«Мозговой штурм» или коллективное решение проблем. 
Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты (нет не правильных суждений). При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы. 


«Метод фокальных объектов» (Пересечение свойств в одном предмете) 
Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект. 
Дайте характеристику свойств банана: выгнутый, жёлтый, вкусный и стола: круглый, деревянный. 


«Морфологический анализ» Создание новых объектов, с необычными свойствами выбор свойств случайный.

Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4)этажи. 5) место расположения. 
(Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи). 

«Системный оператор» (Дать характеристику любому предмету). 
Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект.
Раскладываются: 
-свойства, функции, классификация. 
-функции частей. 
-какое место занимает в системе, связь с другими объектами. 
-как предмет выглядел раньше. 
-из каких частей состоит. 
-где могли его встретить. 
-из чего он может состоять в будущем. 
-из каких частей будет состоять. 
-где его можно будет встретить. 

«Синектика» (Объединение необъеденимого) 
-приём «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание). «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает». 
«Золотая рыбка» (Помогает понять сущность волшебства, сказки, небылицы).
«Поэтажное конструирование» (Составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). 
Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 
1) Кто ты? 2) Где живёшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь? 

         Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

         Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л.С.Выготский)

Исходная ситуация.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков; Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина).

Исследователи Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Эти исследования показали, что развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями литературы, фольклорных жанров, искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности.

Ученые педагоги и психологи в современных исследованиях исходят из того, что словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений литературы и искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Проблемы.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

На основе изучения результатов образовательного процесса, можно выделить следующие проблемы:

- достаточно сложно развить речевые творческие способности, сформировать интерес к речетворчеству и учитывать индивидуальные особенности речевого развития при строго регламентированном программой учебном процессе;

- упрощение структурной формы диалога (приведение к вопросо-ответной форме) вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и поведенческих коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речетворчеству.

Ключевая проблема.

Активизации мышления, развитию памяти и образному восприятию, совершенствованию речи способствует методически грамотно спланированная и организованная педагогическая работа. Переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития связной, монологической, выразительной речи, а затем речевого творчества необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.

Актуальность.

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любой толчок «из вне» или проблемная ситуация, требующая нестандартного решения.

Творчество дошкольника, – считает И. П. Волков, – это создание им оригинального продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ребенка подход к решению (выполнению) задачи.

Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями — лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества.

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

Наиболее актуальным решение задач развития речевого творчества в системе работы по развитию речи старших дошкольников, основываясь на следующих положениях:

- занятия речевого, познавательного цикла несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка;

- литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа;

- литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка;

- в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи;

- речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

Система работы.

Система работы базируется на следующих основных положениях:

- Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

- В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений. Ознакомление с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности.

- Умение создавать новые сказки на основе контаминации (соединения) знакомых произведений помогает ребенку осознавать возможность варьирования сюжетов и овладевать способностью передачи в образном слове определенного содержания, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы. Использование метода контаминации разных литературных произведений развивает воображение ребенка. Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театральной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.

  Развитие словесного творчества должна осуществляться как на занятиях, так и вне их. Детей необходимо обучать включению в текст диалогов действующих лиц, развивать у них умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами цепной (через местоимения, лексический повтор, синонимическую замену) и параллельной связи.

Вне занятий необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, в которой особое внимание уделяется развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

Вывод.

Развитие словесного творчества старших дошкольников -процесс многоаспектный и многоплановый, он зависит прежде всего от уровня общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении сказок и рассказов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

о психолого-педагогических основах развития речи

детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители:

  • Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.
  • Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.
  • Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.
  • Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.
  • Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.
  • К пяти годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил
  • В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.
  • Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.
  • Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.
  • Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта
  • Слушайте и слышьте друг друга!

Памятка для родителей

(РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ)

  • Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
  • Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
  • Никогда не поправляйте речь ребенка.  Просто повторите ту же фразу правильно.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  • Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  • Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  • Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  • Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  • Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  • Играйте с ребенком в разные игры.
  • Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Памятка для родителей

 «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

- «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком.  Кто найдет больше предметов, то и победит.

- «Угадай-ка».  Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

- «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

- «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании ( т.е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.

- «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку  или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.

- «Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.

«Синквейн, как метод развития образной речи».

Шихова Наталья Анатольевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • гармонично вписывается в работу по развитию речи
  • способствует обогащению и актуализации словаря
  • является диагностическим инструментом
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы;
  • является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Самое главное в данном методе то, что Синквейн –получается у всех!

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

  • Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
  • Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
  • Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Так же детям, не умеющим читать, предлагается составление  синквейна с вопросительными словами:

  • О ком, о чем?
  • Какой, какая, какие, какое?
  • Что делал, что сделал?
  • При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

   Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» организованной образовательной деятельности.

   Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

(Работа педагогов по составлению синквейна к заданным словам на слайде)

Вывод: Синквейн для дошкольников – это:

•средство творческого самовыражения ребёнка;

•игровой способ обогащения словарного запаса;

•подготовка к краткому пересказу;

•владение понятиями: слово-предмет (живой - неживой, слово-действие, слово-признак);

•умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

•увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Схемы синквейна для не читающих детей.



Предварительный просмотр:

Лимерики.

Детская поэзия.

(Мастер-класс для педагогов)

Смирнова Алёна Леонидовна, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Чебурашка».

   Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

Предлагаю для развития словесного творчества детей использовать лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

  • Первые две строчки рифмуются между собой.
  • Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
  • Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

   Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

1. «Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации:

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, сосиска»

Методические рекомендации:

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

ПР: называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;

называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;

называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;

называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

3. «Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: «Жил-был рак и был похож на мак».

Методические рекомендации:

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

4. «Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки используя модель составления лимерика.

Методические рекомендации:

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.

  • (Составление лимериков педагогами к самостоятельно придуманным рифмованным словам)

Детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии дошкольников.

Слайд 2

Дыхательная гимнастика Физминутки Л огоритмика Сказкотерапия Песочная терапия Артикуляционная гимнастика Гимнастика для глаз Кинезиологические упражнения Су- Д жок терапия Массаж, самомассаж

Слайд 3

П овышение речевой активности Снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой Активизация познавательного процесса Восстановление работоспособности Снятие эмоционального напряжения, тревожности Развитие речевых умений и навыков Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей в условиях ДОУ: Улучшение концентрации внимания

Слайд 5

Развиваем пальчики – развиваем речь! «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» «Пальцы помогают говорить»

Слайд 6

Су- Джок терапия Су (кисть)- Джок (стопа) Разработал профессор Пак Чже Ву

Слайд 7

В строении кисти проявляется удивительное подобие человеческого тела.

Слайд 8

За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга: зона Вернике (восприятие речи) и зона Брока (произношение). Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу. Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.

Слайд 9

Достоинства Су- Джок терапии: Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. Универсальность – Су- Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения.

Слайд 10

Игры, направленные на развитие в пространстве и времени. Мячик ты скорей катай, дни недели называй (части суток)… Игры, направленные на обобщение и расширение словаря , развитие грамматического строя речи. По ладошке мяч катаю и животных называю… Развиваемся играя!

Слайд 11

Шла большая черепаха И кусала всех от страха: « Кусь-кусь-кусь , кусь-кусь-кусь , Ни кого я не боюсь!» Тесто мы помнем немножко И похлопаем ладошкой, Раскатаем колобок, Ущипнем его за бок. Превращаем колобок в аппетитный пирожок.



Предварительный просмотр:

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников.

C:\Users\Жора\Desktop\ГМО (2017-2018)\Фото Су-джок\DSCN7606.JPG

Смирнова Алёна Леонидовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

  В переводе Су-Джок - "Су" – кисть, "Джок" – стопа. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время. Приемы Су - Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Систематически можно использовать приемы Су-Джок терапии на занятиях по развитию речи.

Цель: повысить эффективность речевого развития дошкольников посредством использования Су-Джок терапии.

Задачи.

1. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.

2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

3. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

4. Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи.

5. Повышать уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Ожидаемые результаты:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

• повышается уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

В работе можно использовать Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики.

Пути реализации Су-Джок терапии в ДОУ:

• Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.

• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

• Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование)

• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

-совершенствование лексико-грамматических категорий;

-совершенствование навыков пространственной ориентации.

-упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Этапы проведения Су–Джок терапии на занятиях:

  • Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
  • Закрепление знаний в упражнениях, играх.
  • Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Форма организации работы с Су-Джокмассажёрами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Используя элементы Су-Джок терапии, возможно использование следующих методов и приемов работы:

• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев,

кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.

Формы работы с детьми:

• Пальчиковая гимнастика

• Автоматизация звуков

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Выполнение гимнастики

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Слоговая структура слов

Развитие фонематического слуха и восприятия:

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Телеграфисты»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу».

Развитие звукового и слогового анализа слов:

• Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков):

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук».

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори».

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики. 

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени».

• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.

Неоспоримыми достоинствами использования в практике элементов Су-Джок терапии являются:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность - Су -Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

  Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.



Предварительный просмотр:

Речевое развитие на занятиях

по физической культуре.

Инструктор по ФИЗО

Фомина Екатерина Владимировна

МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

На занятиях физической культурой по мимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.

На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:

  • Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке по утру,

Мы затеяли игру.                                   (Дети встают в круг)

Я подснежник, ты вьюнок              (Подают по очереди левую и правую руки)

Становись скорей в кружок.          (Встают в круг)

Раз, два, три, четыре,                      (4 шага вправо)

Раздвигайте круг пошире,              (2 шага назад)

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки.                      (Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим,                    (Расширяют и выравнивают круг)

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть               (Расцепили руки)

Мы веселые лучи                              (Потянулись вверх на носках)

Мы резвы и горячи.                          (Прыжки на двух ногах)

  • Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);

На зарядку выходи

На зарядку всех буди.

Все ребята говорят:

Физзарядка- для ребят.

  • Считалочки;

1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф, ой- ой- ой,

Погибает зайчик мой.

Повезли его в больницу

Оказался он живой.

  • Художественное слово;

Подвижная игра «Кот и мыши»

К- Мыши-мыши, где гуляли?

М- Сыр в кладовке воровали.

К- Почему остались крошки?

М- Тебе оставили немножко.

К- За такие вот делишки,

    Мы накажем вас воришки.

М- Если хочешь наказать

     Так попробуй нас догнать.

  • Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)).
  • За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
  •  Фальклерный материал;
  • Потешки;
  • Прибаутки;
  • Русские народные песни.

«Малыши крепыши

Вышли на зарядку,

Малыши, крепыши

Делают зарядку.»

  • Слова заклички в подвижных играх;

Гуси- гуси (Га-га-га),

Есть хотите (Да-да-да),

Ну летите (Нет-нет-нет),

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

  • Обговаривание правил подвижной игры;
  • Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
  • Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);
  • Дыхательные и пальчиковые гимнастики;

Проведи глазами влево,

И скажи соседа слева,

А теперь ты вправо проведи

И соседа справа прошепчи,

Посмотри ты в потолок

Свое имя назови дружок.

  • Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура!);
  • Загадки на различные темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Слайд 2

« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.» С.Л. Рубинштейн

Слайд 3

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: определенная степень зрелости различных структур головного мозга; координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций; формирование потребностей в общении.

Слайд 4

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Слайд 5

Сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Слайд 6

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. различать звуки на слух и в произношении ; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; называть слова с заданным звуком; определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука; уметь составлять слова из звуков и т .д.

Слайд 7

Словарный запас В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты). Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных и т.д. Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Слайд 8

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе; согласовывать имена существительные с именами прилагательными; правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные; умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д. умение работать с предложением; правильно строить простые предложения; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением.

Слайд 9

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; составлять рассказ по сюжетной картинке; составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание : на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); на лексику (полнота и точность использования слов); на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).; на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Слайд 10

Статистика речевых нарушений у первоклассников в 2017 году

Слайд 11

Факторы риска неуспеваемости в школе: неспособность понять инструкцию; не умение организовать свою работу; низкий уровень развития памяти; бедный запас слов; неумение грамотно строить предложение; нарушение звукопроизношения; низкий уровень координации движений пальцев; не умение различать фигуры.

Слайд 12

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; больше общаться с ребёнком, чаще читать .

Слайд 13

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Слайд 14

Если ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к учителю - логопеду.

Слайд 15

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л.А. Венгер .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология активизирующего обучения речи как средство общения» О.А . Белобрыкина Нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Слайд 2

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу , являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Слайд 3

«Назови общие признаки » (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). « Назови предмет по действию» (ручка - писалка , пчела - жужжалка , занавеска - затемнялка и т.д.). « Антидействие » (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.). «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.). «Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д ). «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).