ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (Воспитатели средних групп)

Смирнова Алёна Леонидовна

 

Руководитель ГМО: 

Смирнова Алёна Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ГОДА:

 

"Инновационная деятельность педагога в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

 

Развитие творческой личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.

 

"Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,создает что - либо новое."  

(Л. С. Выготский)

  Педагоги скоординировали усилия  на решении вопроса организации детской деятельности, которая бы способствовала развитию творческого потенциала детей и поделились опытом работы в данном направлении.

Благодарственными письмами за активное участие в работе ГМО, за инновационный подход к профессиональной деятельности, за распространение своего педагогического опыта, отмечены следующие педагоги:

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Руководитель ГМО: Смирнова Алёна Леонидовна

Должность: воспитатель

Место работы: МДОУ Детский сад «Чебурашка» №25

Контакты: 89089267124, alenaleonidowna@yandex.ru

Методическая тема года: «Инновационная деятельность педагога в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала, распространение передового педагогического опыта в вопросах развития творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Общие: скоординировать усилия педагогов на решении вопроса организации детской деятельности, которая бы способствовала развитию творческого потенциала детей.

Текущие:

- создать условия для выявления, обобщения и распространения педагогического опыта;

- содействовать повышению профессионального мастерства воспитателей ДОО при проведении мастер - классов и других активных форм презентации опыта работы;

- способствовать формированию банка методических материалов педагогического опыта по художественно - творческому развитию детей дошкольного возраста.

 Перспективные: 

- создание модели развития творческих способностей дошкольников;

- осуществление взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников и объединение их творческих инициатив для решения качества образования.    

План работы ГМО

2016 – 2017 учебный год

Месяц

Название мероприятия

Форма

Ответственные

I квартал

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Определение темы, содержания работы ГМО на 2016-2017 учебный год

Доклад

Определение активных форм работы ГМО. Утверждение годового плана ГМО.

«Как открыть творца в ребёнке?» Организация работы ГМО

Творческая встреча единомышленников

Руководитель ГМО

II квартал

2

Январь

(11. 01. 2017)

«Школа раннего развития» (Трансляция опыта педагогов)

Практикум

Кротова Н. В.

д/с «Улыбка» №17

Руководитель ГМО

III квартал

3

Март

(15. 03. 2017)

Июнь

(07. 06. 2017)

«Банк инноваций»:

- «Суминагаши» (Нетрадиционные техники рисования)

- «Развиваемся, играя!»

Мастер – класс

Организация и оснащение РППС (игры-самоделки)

Лямина С. С.

д/с «Чебурашка» №25

Смирнова А. Л., педагоги ДОУ

«Совместное творчество – школа сотрудничества» Взаимодействие с родителями.

Отчет о работе ГМО

Презентация опыта работы

Итоговое заседание ГМО

Горяева Ю. Р

д/с «Чебурашка» №24

Зорихина Е. М.

д/с «Дружба»

Смирнова А. Л,

актив ГМО

Массовые мероприятия с детьми

Тема мероприятия, уровень и форма проведения

Месяц

Место проведения

Ответственный

1

Творческие проекты

«Идет волшебница зима»

Февраль

ДОУ

(Оформление папки «Поделимся идеями»)

Смирнова А.Л., актив ГМО

2

«С юбилеем, Качканар!»

Выставки совместного творчества к дню города (коллаж, ассамбляж)

Май

ДОУ

(Распространение работ в местах массового скопления жителей города)

Смирнова А.Л., актив ГМО

Методическая работа

Форма

Время

Ответственный

1

Создание и пополнение кейса «Творчество без границ»

В течение учебного года

Руководитель ГМО, актив ГМО

2

«Галерея славы» Портфолио творческих достижений

В течение учебного года

Смирнова А. Л.

  На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку.

  Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Сущность формулы мастерства в триаде: технология, отношения, личность...

  Становление педагогического мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЛЕГО» КОНСТРУКТОРА

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление Кротовой Натальи Викторовны,

воспитатель МДОУ «ЦРР Детский сад «Улыбка»

 

Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.

По своей сути, ЛЕГО-конструирование относится к инновационным технологиям. Оно дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир. 

Кротовой Н. Н. разработан комплекс занятий в данном направлении, который имеет социально-педагогическую направленность. Опираясь на имеющийся опыт работы, педагог отмечает, что ЛЕГО – конструирование помогает ребенку открыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста и поддерживает пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке. Занятия с ЛЕГО - конструированием открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. 

Кротова Н. Н. отметила в своем выступлении тот факт, что конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. 

В основе занятий с ЛЕГО - конструированием лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности детей. Занятия главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества и не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. 

Задачи, которые ставит перед собой педагог:

Обучающие: 
• познакомить с основными простейшими принципами конструирования; 
• изучить виды конструкций и соединений деталей; 
• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы; 
• повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора ЛЕГО; 

Развивающие: 
• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей; 
• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел; 
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; 
• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности. 

Воспитательные: 
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; 
• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах; 
• осуществлять нравственное воспитание. 

 

  

Особый акцент был сделан на создании образовательной среды, в которой дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность. 



Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Выступление Чеховой Натальи Владимировны,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Ладушки».

Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.     Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Чеховой Н. В. были представлены проекты различной тематики.

 

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.



Предварительный просмотр:

Играем в друдлы – развиваем творческие способности!

(Из опыта работы)

Рисунок1.jpg

Смирнова Алёна Леонидовна

Детский сад «Чебурашка»

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. 

i.jpg                               Leonard_Stern_197468766-300x300.jpg

Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

В этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует. Здесь ответ должен быть самым оригинальным и необычным.

Чем полезна техника друдлы?

  • развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
  • развитие креативного воображения;
  • развитие речевой активности;
  • расширяют кругозор.

  • Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

  • Играть в друдлы можно и на прогулке, рисуя их на песке, снегу…



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

(Из опыта работы)

Горяева Юлия Рашидовна

Детский сад «Чебурашка»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней  кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач.

Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

   1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

      2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

 Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач,  развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве. 

Развитие творческого воображения у дошкольников

 Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.   

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

 В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

 В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

    1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

     2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. 

     3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

     4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

    5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

     6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

     7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

       

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников.

      1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 

      2.Игра - упражнение «Три краски».

      Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

 

      3. Упражнение «Волшебные кляксы».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

     

 4. Упражнение «Волшебная ниточка».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

 

      5. Игра – «Неоконченный рисунок».

      Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

 

      6. Упражнение «Волшебники».

      Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

  

      7. Игра «Что это такое?»

      Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

      Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

   

 8. Игра «Камешки на берегу».

      Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

      Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

  

      9. Игра «Поможем художнику».

      Цель:учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

      10. Игра «Чудесный  лес».

      Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

      Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю.      Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Искусство Суминагаши — рисование на воде»

 

Воспитатель: Лямина С.С.

МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Тема: «Искусство Суминагаши – «рисование на воде»

Цель: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Суминагаши».

Задачи: 

  • Показать педагогам основной способ рисования красками на воде-мраморирование, с элементами цветочного декора.
  • Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Суминагаши»

Назначение мастер-класса: рисование в технике Суминагаши – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы: Жидкость (картофельный крахмал перед приготовлением разводят в ¼ стакана холодной воды, доводят до кипячения), лотки для жидкости, кисти, палочки (шпажки), краски гуашевые или акриловые «Батик», салфетки сухие и влажные, бумага акварельная (размер бумаги должен быть чуть меньше лотка)

Ход мастер-класса:

Суть техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде, создавая тонкую пленку, на которой можно рисовать красками.

Весьма причудливые рисунки создаются на поверхности воды при помощи кисточек, капель краски и обыкновенных палочек, которыми перемешивается краска.

   Это работы моих воспитанников (на слайде), выполненные в технике «Суминагаши». Танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры, при этом создать две одинаковые картины в данной технике просто невозможно!

Шаг 1:

В емкость наливаем  раствор, примерно до середины.

Шаг 2:

   На кончик палочки или кисти набираем краску. И слегка постукиванием указательным пальцем распыляем краску. Добавляем еще цвета, по своему желанию. Итак, создан фон рисунка, фон на котором можно рисовать.

Шаг 3:

   Китайской палочкой (можно кисточкой, кому как удобно) и тупым концом, окунаем в краску в тот цвет, который хочется, касаемся поверхности воды. Вытираем палочку о салфетку. Берем следующий цвет. Использовать краски можно любого цвета, не бойтесь экспериментировать.

Шаг 4:

   Плавными движениями шпажкой делаем волнообразные движения по вертикали, по горизонтали, по круговой спирали, а можно   внести хаос в  творение. Не думайте о результате, отпустите себя в полет фантазии.

Шаг 5:

Берем лист бумаги, аккуратно кладем ее на воду, легкими движениями проводим палочкой по поверхности листа.

Шаг 6:

Возьмем за края бумаги, расположенные ближе к себе и  плавно через край лотка перетаскиваем ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Узор с поразительной точностью отпечатывается на бумаге.

Рефлексия. 

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Эмоциональный отклик детей на рисунки в данной технике превосходит все ожидания.  При этом неизвестно, какое получится изображение, но результат всегда будет успешен.  И я думаю, каждый согласится со мной, что ребенку нужен именно тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, а всё это усиливает интерес у детей к изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования не навязывают ребенку определенных штампов и стереотипов, а дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно.