Скоро в школу! (Для родителей будущих первоклассников)

Смирнова Алёна Леонидовна

Что ждем меня в школе?

Парта ждем меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа - лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз...
Ждут меня пятерки в школе
Ждем меня весь первый класс!

 

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;

И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.

В школе мастерские есть...
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.

Вот что значит "школа"! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

  • Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  • Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  • Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  • Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  • Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  • Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Полезные советы:

  • НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

   За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

 

  • РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ   ЖИЗНИ

  Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

  • НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

  Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

  • НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

   Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

 Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

 

  • ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

   Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

  • ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

  Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

 

  • НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

  За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

  • Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

 

  • ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

   Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

  • ПО-БОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

   В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

 

  • ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

  Можно почаще играть в игру «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.



Предварительный просмотр:

Режим будущего первоклассника.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребёнок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребёнка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Режим.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учёбы. Режим – это рациональное и чёткое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

Огромное значение в поддержании работоспособности первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна 10-12 часов. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребёнка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение. Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:

– приучать ребёнка ложиться и вставать в одно и тоже время. Когда ребёнок ложится спать в определённый час, его нервная система и весь организм заранее готовится ко сну;

– время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

– перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребёнка, а также во время сна, нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать;

– ребёнок долджен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

Питание.

Пища нужна ребёнку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребёнка процессы роста протсходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Белки, содержащиеся в молоке, мясе рыбе, яйцах – основной источник материала для построения тканей.

Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, крахмале и мучных продуктов, в основном обеспечивают организм энергией. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.

Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

Полноценное питпние детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 или 1:1:4. Если соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо. Пища должа быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребёнка учат есть не спеша, хорошо пережовывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующем пищеварении. В распорядке дня старшего дошкольника строго предусматривается режим питания, который не должен нарушаться.

Гигиена.

Ребёнок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранить здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

День будущего первоклассника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно влияет на его состояние и самочувствие. Проснувшийся ребёнок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособноть. Учитывая, что мышцы ребёнка 6-7 лет недотаточно развиты, характер и колличество упражнений должн быть строго дозированны. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребёнок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики водные процедуры (обливание, обтирание).

Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребёнок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать мыть их ежедневно, особенно летом. У ребёнка должна быть собственная расчёска. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, после еды – полоскать рот тёплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребёнка, но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему больше самостоятельности.



Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ

«Ребёнок плохо подготовлен к школе»

Когда ребёнок начинает ходить в школу, родители могут столкнуться с весьма досадной проблемой: он учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающим. А ведь сами родители неоднократно замечали любознательность, трудолюбие и явные способности своего ребёнка. Как объяснить столь удивительный парадокс, когда умный мальчик или девочка не могут справиться с обыкновенной школьной программой?

Начиная разговор о проблемах, связанных с обучением в школе, следует сказать, что очень часто в отсутствии школьных успехов детей есть немалая доля вины их родителей. Нередко мамы и папы со спокойной совестью перекладывают всю ответственность на плечи учителя. Но в современной школе педагоги привыкли иметь дело с уже подготовленными детьми. Поэтому первоклашки, не обладающие определёнными знаниями, воспринимаются учителями и одноклассниками как неумехи и незнайки. Естественно, что такие дети просто не могут хорошо учиться. Так как у них нет той начальной базы, на которую должны ложиться новые знания.

Современным родителям трудно определить степень готовности своего ребёнка к восприятию новых знаний. Нам кажется достаточным, если ребёнок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками.

Но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Как правило, дети ещё до школы учатся читать, писать и выполнять несложные арифметические действия. Естественно, кто не владеет подобными умениями, будет чувствовать себя весьма неуютно. Он не сможет вместе со сверстниками выполнять все задания учителя. Да и педагогу придётся отвлекаться, чтобы объяснить отстающему то, что ему не известно, а для остальных – давно пройденный этап. Подобные досадные причины формируют у первоклассника абсолютно негативное отношение как к школе, так и к процессу обучения. Стоит только попасть в слабые ученики – так и будешь слабым на всю жизнь.

Есть пути и способы, как помочь ребёнку-школьнику стать активным и самостоятельным.

Но сейчас речь не об этом – легче предупредить эти трудности, чем преодолевать их.

Наши дети – подчас не умеют того, что кажется не относится к школе – но только на первый взгляд. Они не умеют быстро одеваться, есть, не задерживая остальных, самостоятельно занимать себя, добиваться поставленных перед собой целей – пусть в игре, а так же, выполнять простейшие домашние дела. Всё это – результат нашей вечной спешки, невозможности сосредоточиться на процессе повседневной жизни.

Обучение в школе требует уже сложившейся произвольности. Ребёнок должен спокойно сидеть на занятии, слушать, запоминать и выполнять то, что ему говорят.

Как же помочь ребёнку научиться управлять своей деятельностью и поведением?

Особенную роль здесь несёт детская игра, особенно коллективная, сюжетно-ролевая, где нужно ориентироваться на других детей, менять своё поведение в зависимости от их поведения (параллельно рассмотреть домашние игры, дать рекомендации).

А, так же, необходимы такие дошкольные виды деятельности, как рисование, лепка, разнообразные поделки из бумаги.

За частую из года в год, мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития мелкой моторики. Уже с первых дней школы ребёнок испытывает трудности в таких упражнениях, как штриховка, проведение различных линий, умение ориентироваться в пространстве.

Для развития моторных навыков ребёнка необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовления различных поделок, занятиям с конструктором и мозаикой, шнуровка, вязание и т.д.

Подробно остановлюсь на изобразительной деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, что является одним из естественных детских видов деятельности.

Дети, для которых характерна неразвитость зрительно-двигательных координаций, обращают на себя внимание не только на занятиях. В быту они неловки, обычно у них всё падает из рук и т.п. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работу по аппликации и пр.

Учитывая указанные проблемы, наряду с традиционными упражнениями и пальчиковой гимнастикой предлагаю работу в тетрадях по подготовке руки к письму. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить работу по подготовке руки к письму в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов), которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

Изначально включаем знакомство с разлиновкой, ориентировка в ней.

Знакомим детей с значение слова разлиновка (линии, которые служат опорой для чего-либо). Дети рассматривают листы с разлиновкой (из школьных тетрадей), учатся ориентироваться. Параллельно знакомим с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и его закрепление.

Детям напоминаем правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные – сверху вниз. Затем раздаём картинки и просим дорисовать струйки дождя, осенние листья и т.д.

Тетрадь по подготовке руки к письму предполагает работу с детьми в течении всего учебного года. Задания проводятся три-четыре раза в неделю с подгруппой или индивидуально. Для закрепления приобретённых графических навыков задания даются на дом. Их дети выполняют вместе с родителями. Одновременно они повторяют речевой материал, работу над лексико-грамматическим строем речи. Можно предложить задания по лексической теме «Времена года – осень».

Надеюсь, что работа детей в предлагаемой тетради улучшит мелкую моторику и координацию движений руки, сделает этот процесс обучения занимательным и эффективным.

Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на формирование психики, а также способствует развитию мышления. Поэтому такие занятия следует проводить с детьми как можно чаще.



Предварительный просмотр:

«РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ – РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ»

  • Обычно дети, имеющие высокий уровень сформированности ручного праксиса, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым внимаием.

  • К сожалению, многие первоклассники испытывают серьёзные трудности при овладении навыком письма, впоследствии чего, у него возникает отрицательное отношение к учёбе. Поэтому при подготовке ребёнка к школе необходимо уделять внимание играм и упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

  • Основные признаки «неготовности» ребёнка к школе: инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, очень вялая или наоборот, напряжённая нескоординированность движений. Вялый ребёнок не может обойтись без посторонней помощи: он не понимает, что от него хочет взрослый, не справляется с заданиеми, решение которых требует развитой тонкой моторики; с трудом усваивает различия в свойствах предметов.

  • Поступление в школу неподготовленного ребёнка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, для физического и психического развития.

  • Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы вырезания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, фольгу, природные и подсобные материалы: применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, ножницы, молоток, грабли, щётки, лопаты.

  • В любой детской продуктивной деятельности ребёнка учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать материалы, необходимые для её осуществления. У него формируется воля, организованность и исполнительностью

  • Хорошо подготовлены дети, интересуются счётом, чтением, письмом. Чтобы помочь им овладеть такими умениями, можно использовать игровой способ, например, предложите рисовать и писать буквы и цифры в воздухе руками или лепить их из пластилина, теста, глины, воска.

  • Ребёнок седьмого года жизни должен быть достаточно самостоятельным: в обслуживании себя и других, в общении, в решении житейских задач и самозащите.



Предварительный просмотр:

Клятва родителей.

  • Я буду во всем являться примером для своего ребенка.
  • Я буду любить своего ребенка всегда, каждый день, что будет проявляться в моих делах и проявлениях к нему.
  • Я буду слушать то, что говорит мой ребенок, и ценить то, что он говорит.
  • Я буду поощрять своего ребенка за успехи в выполнении и завершении чего-либо.
  • Я буду позволять своему ребенку делать собственные ошибки и учиться на этом опыте.
  • Я постараюсь быть не слишком критичным к недостаткам моего ребенка.
  • Я предоставлю ему возможность встречаться с новыми сложными задачами и успешно решать их, тем самым накапливая новый опыт.
  • Я буду уважать своего ребенка как личность, даже если я не всегда буду согласен с ним.
  • Я буду радоваться и наслаждаться общением с ним и буду находить для этого время.
  • Я буду уважать достоинство моего ребенка.



Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:                «Будущий первоклассник»

Уважаемые родители!

 Ваш ребёнок идёт в первый класс, и Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает)  Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Какие же составляющие входят в понятие «школьной готовности»?

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться.                                        Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

        На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

        Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения.

        Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами.        Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

 Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы учиться в первом классе:

– внимание, способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению;

– хорошая память;

– сообразительность;

– любознательность;

– развитое воображение;

– начальные навыки чтения, счёта, письма;

– физическая ловкость;

– волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

– организованность, аккуратность;

– дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что… , если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.  

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед). Проверьте ребёнка, играя с ним. Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно).

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать).

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

                                             

(Подготовлено по материалам электронного пособия:  "Психологическая работа в ДОУ " - издательство"Учитель",2009.)



Предварительный просмотр:

Школьник – новый статус ребенка.

Вот и пришла пора собирать ребенка в школу. Школьник – это слово означает многое. Это уже почти взрослый, это иной социальный статус. Пребывание в школе ставит перед ребенком новые задачи, предъявляет новые требования. Результаты его труда, физического и эмоционального будут постоянно оцениваться и учитываться. От первых шагов вхождения в сложный школьный мир очень часто зависит успешность обучения, а от результатов обучения во многом зависит и вся последующая жизнь ребенка.

В психологической и педагогической литературе школьная зрелость определяется как уровень функциональной готовности к обучению в школе, а именно соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических и психоэмоциональных функций условиям обучения и его задачам.

В повседневной жизни готовность к школе часто трактуется иначе. Многие родители под этим понимают как минимум – достижение определенного, чаще всего семилетнего возраста, и максимум – умение читать, считать и писать, что в корне не верно. Так навык чтения и письма не определяет готовность к школьному обучению. Гораздо важнее личностная позиция ребенка, его психологическая готовность принять новую  для себя роль, соподчинение учебных и общежитейских мотивов своей деятельности.

Если к семилетнему возрасту познавательное развитие формируется почти автономно, вне зависимости от родительского участия в их развитии, то личностная и мотивационная готовность целиком зависит от той роли, которую играют родители в жизни ребенка, от стиля сложившихся в семье взаимоотношений, от их воспитательных целей.  Важно не только то, чему учить, но и как это делать. Нередко родители стремятся включить детей в свой ритм и темп жизни. В этом случае они подгоняют малыша, торопят, стремятся стимулировать его деятельность. Родительское воздействие приобретает характер принуждения, которое порождает устойчивые отрицательные эмоции ребенка. Взрослые нервничают, сердятся, требуют, угрожают, а ребенок приобретает опыт противодействия, неподчинения, игнорирования распоряжений взрослых. Бывает и наоборот. Родители стараются «притормозить» не в меру активного и шумного ребенка, придержать его познавательную активность, а значит замедлить его развитие.

В школьном возрасте наиболее существенное значение имеет способность ребенка не только понимать, запоминать, воспроизводить ту или иную информацию, но и распознавать свои и чужие чувства, справляться с эмоциями, сохранять спокойствие, оптимизм и уверенность в трудных ситуациях.

Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости, но еще больше умения сотрудничать с другими людьми – одноклассниками и учителями, умения выполнять предъявляемые требования и правила, поддерживать в себе мотивацию к учебной деятельности, а также уверенности в своих силах.

Таким образом, если ваш ребенок начинает учиться в школе, не умея читать, писать и считать, это не самая большая беда. Гораздо серьезнее, когда первоклассник не умеет выполнять указания взрослого, когда он не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми, а общее отношение к обучению в школе у него негативное. В этом случае требуется серьезная, вдумчивая работа родителей и специалистов.

Внимательное отношение к выбору образовательного  учреждения и образовательных программ поможет первокласснику начать увлекательное путешествие в мир знаний.