Эффективность обучения дошкольников через игровую деятельность. Диагностика уровня развития познавательных процессов у дошкольников.

 

«Эффективность обучения дошкольников через игровую деятельность. Диагностика уровня развития познавательных процессов у дошкольников»

 

         Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности, но многое ему еще недоступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра.

         Игра с сюжетом «вырастает» из предметно-манипулятивной  деятельности в конце раннего детства. На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это режиссерская игра и одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенок в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

         Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

         Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии(3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7лет) моделируются реальные отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

         Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых, которые являются образом собственного поведения, приобретаются новые навыки общения, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра заставляет ребенка подчиняться правилам соответствующе взятой на себя роли, способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Механизм управления своим поведением- подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен  внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.

         Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором,- стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.   

         Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель(сосредоточить внимание. запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

         Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются. ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

         Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как и не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

         Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

         Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

 Игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

         У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе и образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Наиболее распространенные диагностические методики, позволяющие выявить уровень развития познавательных процессов у дошкольников – МЭДИС и  адаптированный вариант методики Д.Векслер. Методика экспресс- диагностика интеллектуальных способностей предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития 6-7-летних детей. Тестовые задания даны в рисуночной форме и не требуют умения читать. МЭДИС включает задания на осведомленность и словарный запас, логическое мышление и математические способности, состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

         Тест Д. Векслера состоит из 12 субтестов и предназначен для исследования интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет.

1субтест - «общая осведомленность»- направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей его действительности.

2субтест – «понятливость» - состоит из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений. Вопросы второй части направлены на изучение его умения анализировать явления, показывают его социальную зрелость, ориентацию в сфере социально-значимых отношений и правил поведения.

3 субтест – «арифметический» - направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия и операции в уме, способности к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение.

4 субтест – «аналогии - сходство» - направлен на исследование способности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков. Показывает уровень понятийного мышления, уровень обобщений.

5 субтест – «словарь» - направлен на анализ словарного запаса ребенка, выявляет умение выражать свои мысли, показывает уровень развития речи ребенка.  

6 субтест – «повторение цифр» - направлен на изучение состояния кратковременной и оперативной памяти испытуемых и требует достаточной степени концентрации произвольного внимания.

7 субтест – «недостающие детали» - направлен на изучение наблюдательности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения выделять существенные признаки путем зрительного анализа.

8 субтест – «последовательные картинки» - направлен на изучение способности испытуемого устанавливать последовательность события на основе анализа причинно-следственных связей.

9 субтест – «кубики Коса» - направлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне.

10 субтест – «складывание объектов» - направлен на исследование способности ребенка к синтезу на предметном уровне, умения составлять целое из  отдельных частей, конструктивного мышления.

11 субтест – «кодирование» - направлен на исследование способности испытуемого к распределению внимания, уровня его работоспособности.

12 субтест – «лабиринт» - направлен на изучение зрительно-двигательной координации ребенка, его способности ориентироваться в пространстве рисунка.

 

По методике Д. Векслера было произведено исследование детей подготовительной группы (32 человека).

Выводы:

в ходе психодиагностического исследования были выявлены низкие показатели:

  • по 5 субтесту «Словарь» (19%). У 6  детей трудности в выражении своих мыслей, плохое развитие речи, неразговорчивость, бедный словарный запас,
  • Также присутствуют результаты ниже нормы по субтестам 1 у24%детей (8человек), по11 - у 15% детей (5человек).

В целом уровень вербального интеллекта по группе – 114 оценивается как выше среднего (возрастная норма), тогда как невербальный интеллект –115 выше среднего (что является нормой).

Высокие результаты. Показатели выше возрастной нормы присутствуют по всем субтестам.

Один из самых высоких результатов выполнения по 4 субтесту (84%), дети успешно сравниваются с установлением аналогичных связей, что говорит о достаточно высоком уровне логического мышления, о гибкости мышления и умении различать внешние поверхностные и внутренние отношения, а также об умении обобщать и оперировать абстрактным материалом.

Рекомендации:

1. Расширить словарный запас детей, проводить упражнения на обогащение словаря, словесные игры.

2. Формировать математические понятия, операции с опорой на конкретный материал.

3. Формировать навыки слушания, тренировка выполнение инструкций, мнемических процессов. Проводить упражнения на узнавание предметов, специальный упражнения на поиск отсутствующих предметов, деталей.

4. Проводить упражнения на зрительно-двигательную координацию, переключение внимания.

              С детьми проводились словесные игры для развития речи. Такие как «Составь предложение», «Один-много», «Сочини сказку», «Противоречия».

              Игры на формирование математических понятий: «Разложи цифры», «Собери цветок», «Засели аквариум».

              Вывод: дошкольный возраст сензитивный период для развития когнитивных способностей. Т.к. игра является ведущей деятельностью, посредством игровых приемов развиваются интеллектуальные способности дошкольников.  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra_pr.ppt364.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: