Развитие эмоционального интеллекта и формирование навыков позитивного мышления как средство профилактики девиантного поведения и суицида обучающихся.

Развиваем эмоциональный интеллект обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта и формирование навыков позитивного мышления как средство профилактики девиантного поведения и суицида  обучающихся.

Слайд 2

Прагматизм. Современные подростки в большинстве своем – прагматики. Они хотят учиться, но не всему, а тому, что им может пригодиться по жизни и, еще лучше, прямо сейчас. В области компьютерных знаний некоторые из них обошли своих преподавателей. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети.. Самая престижная работа для них – свой бизнес. Фраза из фильма Сергея Бодрова: «Сила в деньгах, брат!» - стала девизом сегодняшних тинэйджеров. Согласно социологическим исследованиях, так думает каждый второй подросток. Каждый четвертый полагает, что сила – в разуме, и лишь 18 процентов подрастающего поколения верят, что миром правит любовь.

  1. «Клиповость» мышления. Мало кто из современных подростков воспринимает мир целостным и во всем ищет причинно-следственные связи. Все жизнь в его глазах – череда ярких картинок, эпизодов. Современные подростки легко подмечают внешнее, а внутреннее – не замечают. Им проще выполнить много мелких задач, чем одну линейную. Они менее усидчивы, чем их родители в том же возрасте, менее способны надолго концентрировать внимание на чем-то одном. Нейропсихологи отмечают, что для современных подростков стала нормой недоразвитость лобной доли левого полушария. Именнно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей зависимых от пав и комп. Однако коренное изменение стиля мышления – это уже факт, с которым приходится считаться.
  2. Уважение к технике. Современные подростки – дети цифровой эпохи. Технике, прежде всего компьютерной, они придают большое значение. Виртуальная реальность для многих из них стала главной реальностью. Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины. Лучший способ расслабиться и отвлечься для них – компьютерная игра, лучший способ доказать свое превосходство – она же.
  3. Увлечение масс-медиа. Подростки постоянно слушают музыку – это их любимое времяпровождение. Причем слушают все подряд – настоящих фанатов одного направления и уж тем более одной группы, одного исполнителя среди тинэйджеров немного.  Следом за ним идет просмотр телевизора. Только на третьем месте – общение с друзьями. Чтение же – один из самых редких способов проведения досуга. Единственное, что может заставить тинэйджера взять в руки книгу – недавний просмотр фильма по его мотивам.
  4. Забота о здоровье. Одной из трех главных ценностей в жизни подростки считают здоровье, что кажется неестественным для их возраста. Тем не менее, две трети подростков – приверженцы здорового образа жизни. Правда, лишь одна треть из них это понятие связывает с занятием спортом. Для многих здоровый образ жизни – это всего лишь трезвый образ жизни, не предполагающий даже отказа от курения.
  5. Инфантильность. Многим тинэйджерам свойственно полное отсутствие интересов, увлечений, цели в жизни. Они просто плывут по жизни, куда она их несет.
  6. Толерантность.  Главная ценность для подростков – свобода. Они сами хотят делать все, что хочется и другим ставить в укор такое поведение не намерены.
  7. Атеизм. Большинство тинэйджеров, несмотря на введение в школах уроков по изучению православной культуры, в Бога не верит, и лишь 4% из них в трудную минуту обращаются к молитве. Зато тинэйджеров, живо интересующихся астрологией, намного больше.
  8. Не рассчитывают на поддержку. Несмотря на всю свою инфантильность, подростки уверены: ни на кого, кроме себя, рассчитывать в этом мире не приходится. Некоторые все же надеются, что в беде их не оставят друзья и близкие, а вот в поддержку государства не верит почти никто. Удивляться не приходится, если учесть, что по результатам одного из опросов, каждого десятого школьника в минуты душевных сомнений и огорчений поддерживают лишь домашние животные. А как быть тем, у кого их нет?

Слайд 3. Критерии взрослости .


Критерий взрослости для подростка – это ситуативная успешность и превосходство.

Особенности подросткового возраста – несогласованность (противоречие)

между Я-реальным Я-идеальным

 Ведущий мотив подростка:
«Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться»;
«запечатлеться в другом (взрослом) мире»;
поиск пределов допустимого  оказывает негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими.

Слайд 4. Важно обратить внимание на то, что - помимо целого ряда  причин- фактором, провоцирующим девиантность подростков, зачастую является поведение взрослых, и педагогов в том числе. Дело в том, что самой распространенной мерой борьбы с девиантностью являются санкции: «двойки» за поведение, нарушающее общепринятые нормы, замечания, выговоры, постановка на учет, а со стороны родителей – еще и физическое наказаниеПедагогические санкции зачастую только усугубляют ситуацию, закрепляя тенденции девиантности, т.к. вызывают у ребенка ощущение безнадежности, раздражения, оттого что взрослые не пытаются понять причину его бунтарства, разобраться в имеющихся проблемах и помочь ему справиться с личными и жизненными трудностями. Безусловно, в педагогической практике полностью отменить санкции нельзя: ребенку нужны четкие и ясные сигналы, свидетельствующие о нарушении им общепринятых норм. Однако потребность в поиске альтернативных путей решения проблемы девиантности очевидна.

Особую тревогу вызывает тот факт, что, стремясь обеспечить подросткам успешность сдачи ГИА и ЕГЭ, педагоги уделяют огромное внимание формированию предметных и метапредметных компетенций, зачастую практически не придавая значения работе по развитию у обучающихся личностных компетенций. Научить детей жить в мире с собой и с миром – вот основная и актуальнейшая задача, стоящая сегодня перед педагогическим сообществом.

Чтобы правильно выстроить работу, важно понимать: каков он сегодняшний подросток? Исследования ценностных ориенттаций современных подростков показало, что в качестве неактуальных молодые люди называют такие понятия, как: дисциплинированность, выполнение долга, самообладание, бескорыстие, самоотверженность – т. е. все те качества, которые могли бы стать залогом их успешной социализации и самореализации.

В качестве актуальных - подростки, определяют такие ориентиры, как: свобода от авторитетов, индивидуальность, самореализация, личная неприкосновенность. К сожалению, когда подобные жизненные установки гиперболизируются, а возможностей для социально приемлемой самореализации ребенок не видит, т.к. этому не научен, формируются тенденции к девиантности как проявление стремления выделиться, самоутвердиться, доказать собственную «особость».

Чтобы выстроить систему действенной поддержки формирующейся личности, очень важно учитывать факторы, влияющие на процесс становления подростка, определить особенности менталитета современных школьников.

Слайд 5. Безусловно, актуальность проблемы профилактики проявлений жестокости в молодежной среде связана с тем, что современные дети растут в атмосфере размытости критериев и границ дозволенного. Причем огромную роль в этом плане играют средства массовой информации, пропагандирующие индивидуализм (вспомним известный рекламный слоган: «и пусть весь мир подождет!), жестокость и распущенность. Сегодня, чтобы стать известным на всю страну, вовсе не обязательно много учиться и работать: любой вызывающий поступок может стать причиной для приглашения на ток-шоу и получения мгновенной известности. А ведь именно это очень важно для подростков, ведущим мотивом деятельности которых является тенденция к выделению, поиск пределов допустимого. Таким образом, не уделяя этому аспекту (роли СМИ в жизни людей) должного внимания в организации воспитательной работы (обсуждение рекламных роликов, ток-шоу, передач ТВ, фильмов), мы упускаем шанс коррекции ценностных установок, играющих основополагающую роль в выработке жизненной стратегии человека.

Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на процесс социализации, является микросоциум, в котором растёт ребёнок, а именно семейная обстановка. Социологи отмечают, что после 1985 г. в нашей стране в системе воспитания обозначилась чёткая тенденция, которую можно определить как «Культ детей». Дети лишены  опыта конструктивного взаимодействия в ходе решения жизненных задач, который советские дети обретали в период «дворового» детства, пионерской и комсомольской деятельности. Современные дети, с самого рождения имеющие опыт, в основном, только виртуального общения и ориентированные при решении жизненных задач на получение поддержки со стороны взрослых или возможности дополнительной перспективы в качестве «2ой, 3ей жизни», как в компьютерной игре. Они не приспособлены, к преодолению жизненных сложностей, не готовы к трудностям в реализации планов и мечтаний. Благодаря сформировавшейся системе домашнего воспитания, уверенные, благодаря СМИ, в том, что весь мир «их должен подождать», современные подростки оказываются не подготовленными к жизненным вызовам и лишенны системы психологической самоподдержки, от которой во многом зависит жизненная устойчивость и успешность человека.

 Слайд 6.  Таким образом, подростки, переживающие кризис идентичности, находящиеся в состоянии внутреннего конфликта, не имеют чётких представлений о добре и зле, но стремящиеся к самоутверждению, самореализации, оказываются зачастую социально-психологически дезадаптированными, что и вызывает приступы необузданной агрессивности.

Поэтому сегодня очень важно сосредоточиться на развитии личностных компетенций обучающихся, умении понимать и принимать свои собственные достоинства и недостатки, управлять своими эмоциями, ставить достижимые цели и понимать и уважать чувства других людей, выстраивать толерантную жизненную стратегию.

          Важно научить детей акцентировать внимание на позитивных аспектах действительности, на маленьких успехах, нюансах, из которых бы складывалась позитивная картина мира.

Слайд 7. Печальный итог. Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества.

Его наличие говорит о нездоровой обстановке в семье, школе и социуме в целом, где ребенок по каким-то причинам не может спокойно жить и развиваться.

Итог наличия равнодушия по отношению к ребенку – попытка самоубийства, которая может закончиться летальным исходом.

Слайд 8. Большинство подростков, совершающих суицид, не хотят умирать. Так они пытаются решить проблемы, которые причиняют им физическую и эмоциональную боль.

Слайд 9. Отмечено, что лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков –это крик о помощи. Не случайно 80% таких попыток предпринимается в дневное или вечернее время - крик этот адресован, прежде всего, к близким людям!

          Слайд 10. Кто в группе риска?

Дети из неблагополучных и неполных семей; Дети, пережившие утрату близких или ситуацию насилия; Дети с особенностями развития; Интроверты, замкнутые дети; Дети из семей с гиперопекой.

 Слайд 11. Проблемами, которые вызывают глубокие переживания, могут быть:

 Ссоры со сверстниками, отсутствие друзей. Неразделенная любовь или измена партнера. Дети идеализируют любовные чувства, поэтому подобные ситуации их сильно задевают. Смерть родного или близкого человека. Конфликты с родителями, нездоровая обстановка в семье, развод родителей и пр. Увлечение алкоголем или наркотиками. Зависимости различного рода, к примеру, компьютерная зависимость. Насилие в семье. Беременность у девушки, что в 21% случаев толкает на мысль о самоубийстве.

Маркеры суицидального состояния.

-Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

-фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

-активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например:

  • помещение своей фотографии в черную рамку и др.;
  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное.
  • возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
  • стремление к рискованным действиям;
  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

Слайд 12. Психологическая устойчивость подростка зависит от:

  • Особенностей характера (психотип);
  • Уровня развития эмоционального интеллекта (EQ);
  • Степени сформированности личностной системы самоподдержки;

Наличия положительно значимого взрослого

        Слайд 13. Международные научные исследования свидетельствуют, что  жизненная успешность человека только на 15% зависит от уровня IQ, от интеллектуального развития, и на 85% - от уровня «EQ» - от уровня эмоционального развития личности. Именно поэтому очень важно вести работу в этом направлении, развивать эмоциональный интеллект, который включает такие понятия, как: понимание себя, способность к позитивному мировосприятию (самопознание); управление собой (саморегуляция); умение понимать других (социальная чуткость, эмпатия); социальная умелость (социально-психологическая компетентность).

       Слайд 14. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта:

1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах.

2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

3. Эмпатия. Человек умеет развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей.

4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте.

5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации.

       Слайд 15. Как показывает практика, люди с низким уровнем эмоциональным интеллекта осуществляют пассивно-агрессивные коммуникации, осуждают других людей, находят оправдания неудачам и бездействию, живут в позиции «жертв», тогда как люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом успешно справляются со сложными ситуациями, действуют как «эмоциональные магниты», вызывают уважение окружающих, способны к самомотивации для достижения успеха, остаются позитивными в трудных обстоятельствах. Именно эти навыки очень важно сформировать у обучающихся в ходе профилактической работы. Повышение уровня EQ, будет способствовать формированию системы психологической самоподдержки, основы жизненной стойкости. С этой целью необходимо использовать различные технологии снижения эффекта отрицательных и закрепления положительных факторов. Стратегии используются при организации урочной и досуговой деятельности («дневнички позитива», техники «5 пальцев», SMART- для формирования навыков постановки достижимых целей

Слайд 16. такие как:

-соблюдение психологической диеты (приятное начало и конец дня, урока и т.д.);

-фиксирование положительных импульсов (ведение «Дневничков позитива» в течение нескольких месяцев позволит выработать автоматизм в акцентировании на положительных аспектах, важно ежедневно записывать не менее 3х позитивных событий);

- соблюдение пропорций труда и отдыха.

Важно обучить детей технике «Я-высказывание», так как это позволит сделать общение более конструктивным; техника «5 пальцев» может быть использована на любом уроке с целью выработки навыков позитивного мышления и основ тайм-менеджмента.

Слайд 17. Техника «SMART» даст возможность выработать у обучающихся навыки постановки достижимой цели.

Слайд 18. Метод «Пять пальцев» — удобный способ подведения итогов прожитого дня. Посмотрите на ладонь правой руки, подвигайте пальчиками, и первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься в анализе дня.

М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. 
Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне это пригодится? Какие были сегодня ошибки, какие выводы сделал из их анализа, где и как смогу это использовать?

Б (безымянный) — БЛИЗКИЕ. Честно ответьте себе на вопрос, что я в этот день сделал для своих близких и родных? Уделил ли время детям, супругу, родителям, как планировал? Каждый день, но хотя бы одну приятную мелочь для своих близких надо сделать обязательно. Кому-то приходится вздыхать: «Вот, виноват я перед отцом и матерью, не успел я…»                    Не вздыхайте.  Позвоните родителям!

С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ души. Каким сегодня было мое настроение, расположение духа? Отлично, если это будут ответы: «хорошо», «радостное состояние», «интерес», «великолепно». А если: «Ну, неплохо», «ничего», «так себе», «ну почему?!», «достали» и «надоело…» — это неудачный настрой, имеет смысл завтра поработать с ним внимательнее.

У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Вспомните, кому был сегодня полезен, чем я помог другим, какие услуги оказал, кого благодарил? Совершая услуги, мы создаем свое позитивное отношение к людям и людей к нам.

Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. 
Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы?   А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква 
ККонцентрация на цели. Каковы были цели сегодняшнего дня и каким образом я приближал к себе эти цели? Просмотрев таким образом главные линии прошедшего дня, вы формируете основу для правильного построения дня завтрашнего.А значит, приближаете себя к намеченным целям и непременно достигнете их!

Слайд 19. Наличие правильно поставленной цели-мощный стимул личностного развития, преодоления трудностей. Акцент на мысли о том, что путь к успеху всегда не прост – очень важный момент формировании навыка выстраивания конструктивной жизненной стратегии. В ходе изучения любых школьных дисциплин всегда есть возможность обратить внимание на жизненную стойкость ученого, писателя, литературного героя. Достойное преодоление жизненных трудностей, умение взаимодействовать с другими людьми – вот залог жизненного успеха; агрессия и индивидуализм – это путь к разрушению личности. Очень важно уделять разъяснению этих аспектов должное внимание в ходе работы. Планируя деятельность по предупреждению девиаций, важно помнить: акцентирование внимания обучающихся на позитивных аспектах действительности, соблюдения принципа безопасности предоставляемой информации, разъяснения роли СМИ в формировании жизненных установок, интерактивность и системность взаимодействия, развитие эмоционального интелекта и выявление возможностей для позитивной самореализации, а не опора на санкции- вот те аспекты работы, которые сегодня особенно актуальны.