ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

Калитина Тамара Михайловна

Страница содержит: полезные ссылки сайтов для родителей, инструктажи правил поведения в экстремальных условиях, рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=470x10000:format=png/path/s05658cda29527b6e/image/ib16a76a6904e03bc/version/1478447113/image.png

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Министерство образования РФ

Законы РФ

ФГОС: начальное общее образование

Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи

Вестник образования РФ

Минобр.орг

Фестиваль педагогических идей "1 сентября"

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Федеральный портал Российское Образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Информационные образовательные ресурсы

Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам

Сайт Федерального агенства по образованию

Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Российский общеобразовательный портал

Сайт Инфомика

Менеджер образования

Российское образование в сети

Инновационные технологии в образовании



Предварительный просмотр:

10 правил безопасности для детей в Интернете https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=304x10000:format=jpg/path/s0e4a38472a629ac9/image/i80d78700da49db6b/version/1383677200/image.jpg

 

Уважаемые родители!

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.

2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

Справочник по детской безопасности в сети Интернет

Специализированный раздел "Основы электробезопасности" на сайте

                         

Дети России Онлайн

 

 Сделаем интернет безопаснее вместе.

 Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

Звонки по России бесплатные. Мы готовы обсудить с Вами проблему с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням.

  

Горячая линия:     8 800 25 000 15                 helpline@detionline.com



Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ НА КАНИКУЛАХ

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=460x10000:format=jpg/path/s0e4a38472a629ac9/image/id796308234307ee8/version/1396535578/image.jpg

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

Безопасность пешехода на дороге

 

• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.

• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.

• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

Движение пешехода по улице в сильный гололед

 

• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.

• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.

• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение - это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

 

Переход проезжей части дороги

 

• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход - подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.

• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к

краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.

• Нельзя выбегать на дорогу.

• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.

• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс

портного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

•При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.



Предварительный просмотр:

Меры безопасности при сходе глыб и падении сосулек с крыш зданий

 

В зимнее время на крышах зданий скапливается большое количество снега и наледи, а также образуются сосульки, которые достигают значительных размеров. Во время оттепели происходит сход снега с крыш зданий и падения сосулек. Находясь в опасной зоне можно получить от падающего снега и сосулек тяжелые и опасные травмы и даже погибнуть. Чтобы не оказаться в подобной ситуации следует:

• не приближаться к крышам зданий, с которых возможен сход снега и не позволять находиться в таких местах детям;

• при наличии ограждения опасного места не пытаться проходить за ограждение, а обойти опасные места другим путем;

• после падения снега и льда с края крыши снег и лед могут сходить и с середины крыши, поэтому если на тротуаре видны следы ранее упавшего снега или ледяные холмики от воды капавшей с сосулек, то это указывает на опасность данного места.



Предварительный просмотр:

Правила поведения на льду

 

Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

При переходе водоема группой необходимо соблюдать дистанцию в 5-6 м.

Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, а лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Одна из самых частых причин трагедий на водоемах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

 

Оказание помощи провалившемуся под лед

 

Самоспасение

Не поддавайтесь панике.

Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.

Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду.

Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.

Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.

Зовите на помощь.

Удерживая себя на поверхности воды, старайтесь затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).

Находясь на плаву, следует держать голову как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма приходится на ее долю.

Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.

Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.

 

Если вы оказываете помощь

Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.

Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.

Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

 

Первая помощь при утоплении

Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.

Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.

Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).

При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.

Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

 

Отогревание пострадавшего

Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

 

Выживание в холодной воде

Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 минуты теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитных свойств одежды на нем, толщины подкожно-жирового слоя.

Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители выпускников школ!

Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ). Экзамены – это настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

Очень важно помочь и поддержать ребенка перед экзаменами. Чуткие и любящие родители нужны ребенку в любом возрасте. Но важно знать и понимать как именно можно помочь своему ребенку, не навредив ему. Здесь важны все составляющие: и сон, и занятия, и отдых, и, конечно, атмосфера в доме.

Для начала нужно понять, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. После этого важно правильно построить процесс подготовки и тренировки к ЕГЭ.

Подростки с хорошей переносимостью стрессов:

  • С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
  • Отличаются большим интересом ко всему окружающему, все исследуют.
  • Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
  • Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
  • К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.
  • Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
  • Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.
  • Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.

Помощь родителей.

Такие ребята требуют подхода к ним как к взрослым. Ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов. В основном Вашу помощь можно сфокусировать на следующих пунктах:

  • Психофизиологическая помощь.
  • Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
  • Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.
  • Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
  • Оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания.
  • Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

Помощь репетиторов.

Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации с преподавателями школы с решающим словом за ребенком. Начинать занятия надо с тех предметов, по которым он чувствует себя менее уверенно. При занятиях с репетиторами не следует забывать про самостоятельную работу. Твердые знания получаются только после того, как ребенок сам попробовал делать те или иные задания.

Методы переключения внимания в перерывах между занятиями:

  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
  • Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
  • Непродолжительные занятия спортом под бодрящую музыку.
  • Непродолжительное общение с друзьями по телефону.
  • Волевая мобилизация. Проанализируйте вместе с ребенком его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела и как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей.

Семейная психотерапия.

Общайте как можно чаще с ребенком! Например: в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

Подводите позитивные итоги дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену.

Расскажите ребенку о своих экзаменах и испытаниях, о том как Вы сами спарвлялись и побеждали.

Подростки с низкой переносимостью стрессов.

  • С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боиться остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.
  • Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно – у доски.
  • Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
  • Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
  • На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
  • Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.
  • Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.

Помощь родителей.

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ – в течение всего года учебы, или даже лучше – в течение 10-11-го классов.

Нужно понимать, что если Ваш ребенок попадает в эту группу, то проблема более глобальна, чем просто сдача экзаменов. Это проблема становления личности. И только семья способна помочь или еще более усложнить ситуацию.

Страйтесь найти контакт со своим ребенком. Попробуйте понять, что ему хочется, что ему нужно на самом деле. Зачастую, детям с проблемами в учебе нужна просто любовь и внимание родителей.

Возьмите отпуск. Проведите его с ребенком. Уделите ему внимание. Сходите с ним в кино или театр. Свозите его в интересное место. Займитесь с ребенком его хобби. Попробуйте, даже если это прослушивание музыки или катание на скейтборде! И самое главное создайте себе себе прочный авторитет, основанный на уважении  и понимании. Ни в коем случае ни на страхе! И только после этого можно попробывать помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ. Помние, что без такого авторитета, вся Ваша помощь будет ребенку в тягость и буде только мешать и создавать дополнительный стресс.

Удачи Вам, дорогие родители, в этом нелегком деле воспитания детей!



Предварительный просмотр:

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

 В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

 Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

 Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц.

 С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

 Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса – негативизм.

 Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

 У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка

 Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Ребенок – потенциальный негативист

 Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

 На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Источник: http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt3/



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой?

Многие родители рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как страх ребенка перед школой. При этом дети ведут себя по-разному: одни самостоятельно учатся преодолевать подобные трудности, другие замыкаются в себе и продолжают культивировать свои страхи, третьи прогуливают занятия или заболевают при первой же возможности. Заметив у ребенка признаки нервозности, раздражительности, отсутствие желания идти в школу, родители часто сами впадают в панику. Что же делать в этой ситуации? Как в ней разобраться? Где и в чем искать выход?

Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой?

В первую очередь стоит понять причины страха, а затем уже, в зависимости от ситуации, принимать меры. Задача родителей — помочь ребёнку преодолеть все страхи, психологически поддержать его, иначе всё это может привести к устойчивой тревожности, депрессии, постоянному нежеланию ходить в школу. Психологическая поддержка ребенка, прежде всего, достигается похвалой, ласковым словом, доброжелательным тоном, чувством сопереживания.                        

К основным причинам страха перед школой можно отнести: страх из-за разлуки с родителями, психологическую незрелость ребенка, страх перед учителем, страх отвечать у доски, конфликты с одноклассниками, низкую самооценку и неуверенность в себе, низкую школьную успеваемость. Рассмотрим некоторые причины детских страхов перед школой и способы их решения:

1. СТРАХ ИЗ-ЗА РАЗЛУКИ С РОДИТЕЛЯМИ


Данному страху чаще всего подвержены те дети, которых очень сильно опекают дома и стараются оградить от любых неприятностей. При этом свой дом дети связывают с тихим и безопасным местом, а во всех остальных они испытывают дискомфорт и тревожность.

Общие рекомендации:

  • Следует объяснить ребенку, почему необходимо пойти в школу. Например, ему можно просто сказать: “Мама и папа хотят, чтобы ты стал умным и встретился с новыми друзьями». Расскажите ребенку о том, как интересно будет ему в школе. Какие замечательные, интересные вещи он узнает там.
  • Посетите школу вашего ребенка. Если он идет туда в первый раз, сами познакомьте его с учителем и объясните, что маме и папе нравится этот человек.
  • Никогда не ускользайте, когда ребенок занят чем-нибудь. Уходите всегда открыто. У ребенка может возникнуть страх потерять папу и маму. Всегда следует сказать, что вы уходите, но вернетесь позже.
  • Расставайтесь с ребенком у школы с довольной улыбкой на лице. Не говорите ребенку, что с ним в школе ничего плохого не случится — он может заподозрить у вас признаки беспокойства. Поцелуйте ребенка, скажите, что вы зайдете за ним после занятий.
  • Дайте ребенку свои фотографии. Особенно хороши будут те, где вы сняты на рабочем месте. Фото будут напоминать малышу, что вы тоже сейчас работаете.
  • Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным.
  • Ему придется решать возникающие проблемы, и вы всегда ему в этом поможете.
  • Старайтесь больше времени проводить с детьми, общаться с ними на равных, тем самым, давая понять, что они уже достаточно взрослые. Это поможет им легче войти в контакт с одноклассниками и педагогами.

2. РЕБЕНОК НЕ СОЗРЕЛ ДЛЯ ШКОЛЫ


Случается, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку он ее панически боится. Эта причина является самой распространенной у первоклассников. Многие дети не готовы посещать школу с 6 лет. Впрочем, чаще всего это зависит не от возраста, а от индивидуальных особенностей ученика. Чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно, он должен быть в первую очередь
психологически подготовленным к своему новому статусу. В противном случае даже при наличии у него необходимого запаса знаний и умений он будет внутренне бояться идти в школу. Такие первоклассники ведут себя по детски непосредственно и учатся неровно. Они будут внимательны и усердны лишь в том случае, если занятия вызовут у них неподдельный интерес. Но если интерес по той или иной причине отсутствует, они занимаются достаточно небрежно, нисколько не заботясь о результатах. Причем, в более старшем возрасте они будут вести себя точно так же, поскольку основы того или иного поведения закладываются именно в первые годы обучения. Если ребенок способен регулировать собственное поведение, эмоции, может делать то, что ему предлагают, а не только то, что ему хочется – он готов посещать школу. Если же ребенок невнимателен, часто отвлекается по пустякам – он будет неспособен запомнить самую элементарную информацию, данную учителем, учиться такому ребенку будет трудно.
Не стоит надеяться, что учитель справится сам с проблемами Вашего ребенка. «На то и школа, чтобы учить и воспитывать», - говорят многие родители – и сильно ошибаются!  Учитель имеет авторитет, но родительский авторитет для ребенка не менее важен. Без Вашей помощи учителю не справиться. А главное – не справиться Вашему ребенку.

  • Формировать личностную зрелость ребенка нужно с трех лет. Читать ему книги, приучая слушать взрослых, не отвлекаясь. Вести с ним беседы, позволяющие ребенку выражать свои собственные мысли. Обеспечить разностороннюю игровую среду, включающую в себя ролевые, интеллектуальные, словесные, творческие игры, а так же различные игры с правилами. Необходимо помнить, что в дошкольный период развитие ребенка происходит преимущественно через игровую деятельность.

3. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ


В период подготовки к обучению в школе или немного позже — в начале школьного обучения — происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит отнюдь не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате времени на несущественные детали, к отвлечениям от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если я опять получу низкую отметку».

Обеспечьте ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае не сравнивайте результаты деятельности ребенка с требованиями школьной программы, успехами других детей. Ребенка нужно сравнивать с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Снижение тревожности и повышение уверенности в себе приведет к улучшению результатов в учебной деятельности.

  • Не стоит относиться к проблемам ребенка свысока, тем более – считать их ерундой. Даже если Вам с высоты прожитых лет кажутся нелепыми его проблемы – никогда не демонстрируйте пренебрежения к ним.
  • Постарайтесь внимательно выслушать ребенка, поговорить на равных, дать дружеский совет. Он всегда должен быть уверен в том, что Вы поддержите его.
  • Старайтесь также избегать конфликтов в семье – они еще больше усугубят положение. Любовь, терпение, понимание, доверие родителей – все это заставит ребенка подняться в собственных глазах.

4. СТРАХ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ ПЕРЕД КЛАССОМ


Как правило, подобные школьные страхи возникают у детей впечатлительных, принимающих все близко к сердцу, зависимых от мнения окружающих.

Общие рекомендации:

  • Таких детей должна окружать теплая, принимающая обстановка, близким для ребенка людям следует понять и принять его тревогу. Ребенку необходимо проговорить все свои страхи и опасения.
  • Надо постараться выяснить не связан ли страх с каким-либо травмирующим событием (например, над ребенком посмеялся учитель или другие ученики во время ответа у доски). Главное не  драматизировать ситуацию, не позволять ребенку «зацикливаться» не неудачах. Оптимистичный настрой в семье поможет ребенку поверить в себя.
  • Страх отвечать у доски может быть вызван негативным восприятием педагога. Будет полезным научить Вашего ребенка не смешивать отношение к себе педагога, с полученными оценками. Если ребенок будет верить в себя и свои способности, его страх перед ответами у доски исчезнет.
  • Важно также научить ребенка самостоятельно оценивать результаты проделанной работы независимо от мнения учителя и доверять собственным оценкам.
  • Признавайте право ребенка на ошибки и неудачи. Постарайтесь показать, что родители ценят усилия и старания, а не получаемые оценки. Отмечайте малейшие успехи и достижения, и ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он должен быть уверен, что в него верят, и он непременно справится со всеми трудностями.

5. СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА И ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ


Помимо того, что у сегодняшних школьников довольно сложная программа, им еще приходится ежедневно справляться с не менее трудным домашним заданием. Кроме того, некоторые родители считают своим долгом хоть чем-то занять дитя, чтобы оно «не болталось» без дела, или же найти для него «престижное» увлечение. Все это, вместе взятое, настолько утомляет ребенка, что он начинает потихоньку ненавидеть школу, которая отнимает большинство свободного времени, часть из которого можно было бы потратить на себя, свои интересы и увлечения, общение с друзьями. В такой ситуации он кое-как делает уроки, чтобы освободить время для игр, поскольку на все его в буквальном смысле слова не хватает.                                                                

В этой ситуации родителям надо пересмотреть дополнительные нагрузки ребенка. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и секциями. А чтобы он больше успел и не устал, ему необходимы четкий распорядок дня и продуманный отдых, желательно на свежем воздухе.

  • На первых порах мама или папа должны помогать ребенку при выполнении домашнего задания, но не делая за него работу, а лишь подталкивая к правильному решению.
  • Если ребенок изредка обращается к Вам с просьбой помочь ему с уроками, нет ничего страшного, если Вы объясните ему какие-то непонятные моменты. Но если он регулярно просит сделать за него домашнюю работу, потому что он ее не понимает, в этом случае нужно посоветоваться с учителем, поскольку хороший педагог предпочтет сам помочь ученику понять тему до конца, чтобы затем он выполнил задание самостоятельно.

Будьте внимательны к своему ребенку, старайтесь вовремя совместными усилиями решать его проблемы – и результат не заставит себя долго ждать: детские страхи перед школой будут забыты навсегда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • А.Л. Венгер, Г.А Цукерман «Психологическое обследование младших школьников»
  • М.:Владос-Пресс 2007 г.
  • О.В. Чистякова «Памятки для родителей младших школьников»
  • СП.: Литера 2009 г.
  • Т.Б. Анисимова «Ваш ребенок идет в школу»
  • Ростов н/Д: Феникс 2005 г.
  • Статья: Н. Романенко «Детские страхи»
  • Статья: Сечина Н.Г. «Почему ребенок не хочет ходить в школу?»
  • Использованы материалы сайтов: www.znaikak.ru, www.psyvita.ru/shkolyari/31,
  • www.kid.ru/problems/111-2.php3

Педагог-психолог Кривуля А.П.



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВРЕТ

Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать. При этом порой стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. И только мы. взрослые, в силах помочь детям осознать эти грани и развивать в них по настоящему творческий дух. Если вы поймали ребенка на вранье, не паникуйте и не делайте далеко идущие выводы.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал?

Не драматизируйте ситуацию. Спокойствие, только спокойствие.

Дайте понять. что знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок

Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

Объясните, что если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если обман раскроется, то ругать будут в 2 раза сильнее - за поступок и за вранье.

Подумайте, в чем причина лжи: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного или показать себя лучше, чем ты есть?

Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели. но мирным путем.

В будущем постарайтесь контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте на ложь.

Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими врунами.