Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Азбука нравственности» составлена на основе про¬граммы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti_2021-2022_.docx62.34 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 9» города Смоленска

Рассмотрено                                                               Утверждаю

на заседании педагогического совета                      И.О. директора

Протокол № 1 от 31.08.2021                                           _________Е.С.Емельянова        

                                                                                   Приказ № 117- ОД

                                                                                     от 31.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

для 1-4 классов

начального общего образования

учителей начальных классов

2021

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Программа «Азбука  нравственности» составлена на основе программы   Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования  в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.          

 Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена  на

- формирование  позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

-  раскрытие способностей и талантов учащихся,

 - подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире

  • Цель программы: создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
  • воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
  • обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

начать формирование второго уровня воспитательных результатов,

Задачи программы:

-  сформировать систему нравственных ценностей;

-  сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе,  семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

-  формировать экологически воспитанную личность;

-  воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

-  создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

-  содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

-  воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

1 класс (33 часа)

«Я и школа»

2

Здравствуй школа!   Вот и стали мы учениками…

«Я и окружающие»

18

Учимся работать в команде.  О хорошем и плохом.  Клуб «Выручайка».  О дружбе.   «Здравствуй!»  Профессий много есть на свете.   Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка.   Познакомьтесь: это Я!   Сказка о солнечном зайчике.   Когда люди радуются.   Я расту!  Сказка о весёлой пчёлке.  Как у зайчонка зуб болел.  Приглашаем гостей.

«Я и семья»

1

Поезд везёт подарки мамам.

«Я и природа»

4

Венок осени. Клуб любителей природы.  В городе Лекарственных растений.    Солнышко.

«Я и книга»

4

В мире любимых сказок. Снегурочка.  По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».  К. И. Чуковский и его произведения

« Краденое солнце».

«Я и животные»

1

Нам нравится гулять по зоопарку…

«Я и здоровье»

3

В царстве Мойдодыра.  На пороге лета.  На рыбалке.

2 класс (34 часа)

«Я и школа»

1

О культуре поведения в школе

«Я и окружающие»

11

Не надо больше ссориться.   Учимся дружить.  Учимся обсуждать проблему.  Слушаем сказку.  Занимательный журнал «Имена».   Колечко  красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке.   День космонавтики.  Ох уж этот ветер!..  Кем быть?   О профессии и трудолюбии.

«Я и семья»

2

Под крышей дома моего.   Давайте, друзья, потолкуем о маме.

«Я и природа»

8

Времена года.  Отправляемся в путешествие.  Во саду ли, в огороде.  Зима в лесу.  Лепим снеговика.  Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

«Я и книга»

7

Узнай меня!  Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка».    И снова сказка.   Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.   И снова сказочные фанты.

«Я и животные»

2

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

«Я и здоровье»

3

Тише, пожалуйста!  Экскурсия в медицинский кабинет.  Для чего нужны нам глазки.  

3 класс (34 часа)

«Я и окружающие»

10

О себе,  о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина».  Клуб «Выручайка».   В  мире профессий.  Что такое зима? Принцессы Шарля Перро.  Учимся работать в микрогруппе.  Хлеб – наше богатство.  Берегите время!  «Ромашка».

«Я и семья»

1

Роза для мамы

«Я и природа»

7

И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов…   Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод.  Цветочная карусель.  В гостях у белочки.

«Я и книга»

9

Путешествие в сказку.  Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский.  Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино.  Знаменитые малыши. Нейзнайка.  Да здравствуют книги!   Клуб «Белая ворона».  И снова клуб «Белая ворона».  Фея Фантаста.  

«Я и животные»

4

О кошках  и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.  

«Я и здоровье»

3

Письмо дедушки Морфея.  Наши страхи. Зимние забавы

4 класс (34 часа)

«Я и школа»

1

С днем знаний!

«Я и окружающие»

17

И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение.  На экономической волне.  Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучат.  

«Я и семья»

2

Семейный калейдоскоп.  Наши бабушки.

«Я и природа»

5

Осенняя сказка. Экологическая карусель.  Люди! Берегите природу!  Путешествие капельки.  Полюбуйся, весна наступает.

«Я и книги»

3

Берегите книгу.  Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.

«Я и животные»

1

Кошки.

«Я и здоровье»

5

Мы – за здоровый образ жизни.  О режиме дня.  Будь здоров!  Секреты здоровья.  О вреде курения.

3. Тематическое планирование

№п/п

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Формы контроля

1класс

1

Я и школа

2

2

Я и окружающие

18

3

Я  и семья

1

4

Я и природа

4

5

Я и книга

4

6

Я и животные

1

7

Я и здоровье

3

Итого:

33

2 класс

1

Я и школа

1

2

Я и окружающие

11

3

Я и семья

2

4

Я и природа

8

5

Я и книги

7

6

Я и животные

2

7

Я и здоровье

3

Итого:

34

3класс

1

Я и окружающие

11

2

Я и семья

1

3

Я и природа

6

4

Я и книги

9

5

Я и животные

4

6

Я и здоровье

3

Итого:

34

4класс

1

Я и школа

1

2

Я и окружающие

17

3

Я и семья

2

4

Я и природа

5

5

Я и книги

3

6

Я и животные

1

7

Я и здоровье

5

Итого:

34

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

для 1 класса (33ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

 Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1.

Здравствуй, школа!

2.

Вот и стали мы учениками…

3.

Учимся работать в команде.

4.

О хорошем и плохом

5.

Клуб «Выручайка»

6.

О дружбе

7.

В царстве Мойдодыра

8.

«Здравствуй!»

9.

Венок Осени.

10.

Профессий много есть на свете.

11.

В мире любимых сказок.

12.

Учимся приходить на помощь…

13.

О рабочих руках и трудолюбии.

14

Зайкина избушка.

15.

Учимся вежливости.

16.

Новогодняя сказка.

17.

Познакомьтесь, это я!

18.

Снегурочка.

19..

Сказка о солнечном зайчике.

20.

Нам нравится гулять по зоопарку…

21.

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».

22.

Когда люди радуются.

23.

Я расту!

24.

Поезд везёт подарки мамам.

25.

Сказка о весёлой пчёлке.

26.

Клуб любителей природы.

27.

Как у зайчонка болел зуб.

28.

Приглашаем гостей.

29.

В городе Лекарственных растений.

30.

Солнышко.

31.

На пороге лета.

32.

О рыбалке.

33.

К. И. Чуковский и его произведения.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

 для 2 класса

(34 ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема

Дата

Корректировка

КТП

1

О культуре поведения в школе

2

Под крышей дома моего

3

Времена года

4

Отправляемся в путешествие.

5

Узнай меня!

6

Не надо больше ссориться.

7

Учимся дружить.

8

Белый пёс и сиреневый цветочек.

9

Учимся обсуждать проблему

10

Во саду ли, в огороде.

11

Слушаем сказку.

12

Поговорим о собаках.

13

Тише, пожалуйста!

14

Занимательный журнал «Имена».

15

Колечко красоты.

16

Девочка и разбойники.

17

Экскурсия в медицинский кабинет.

18

Зима в лесу.

19

По страницам народной сказки «Царевна-лягушка».

20

Для чего нам нужны глазки.

21

И снова сказка.

22

Давайте, друзья, поговорим о маме

23

Лепим снеговика

24

Цветик-семицветик.

25

Волшебники и волшебные предметы.

26

Животные с книжных страниц

27

Спешим на помощь к  бабке Ёжке

28

День космонавтики.

29

Тропинка.

30

Ох уж, этот вечер.!..

31

Сказочные фанты.

32

Лето в загадках.

33

Школа насекомых.

34

Кем быть? О профессии и трудолюбии.

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

для 3 класса (34ч/год, 1ч/ нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1

Путешествие в сказку

2

И снова об осени…

3

О себе, о дружбе, о друзьях…

4

О добре и зле.

5

Посылка от сказочных героев.

6

Письмо дедушки Морфея

7

Эдуард Успенский

8

Выглянуло солнышко…

9

О кошках и собаках.

10

«У камина».

11

Клуб «Выручайка».

12

Слушаем сказку.

13

О животном не очень приятном.

14

В гости к друзьям в Простоквашино.

15

Что за праздник без цветов…

16

В мире профессий

17

Наши страхи.

18

Что такое зима?

19

Знаменитые малыши. Незнайка.

20

Экзотические животные.

21

Зимушка-зима.

22

Зимние забавы.

23

Да здравствуют,  книги!

24

Роза для мамы.

25

Принцессы Шарля Перро.

26

Клуб «Белая ворона».

27

«Ромашка»

28

Бабочек весёлый хоровод.

29

Театр кошек Юрия Куклачёва.

30

Учимся работать в микрогруппе.

31

Фея Фантаста.

32

Хлеб -наше богатство.

33

Берегите время!

34

Цветочная карусель.

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

для 4 класса (34ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1

С днём знаний!

2

Осенняя сказка.

3

Семейный калейдоскоп.

4

И это тоже я!

5

О профессиях и трудолюбии.

6

В который раз о дружбе.

7

В который раз о дружбе.

8

Мы  - за здоровый образ жизни.

9

Как выбирать друзей.

10

О режиме дня.

11

Экологическая карусель.

12

Накануне новогодних праздников.

13

Берегите книгу!

14

О рыцарстве.

15

День рождения старой ели.

16

Будь здоров!

17

Люди! Берегите природу!

18

О совести.

19

Учимся быть щедрыми.

20

Путешествие капельки.

21

Настроение.

22

На экономической волне.

23

Секреты здоровья.

24

Кошки.

25

Приглашение к разговору.

26

Полюбуйся, весна наступает.

27

Наши бабушки.

28

Игры в самих себя.

29

Сказки Г. – Х. Андерсена.

30

Учимся шутить.

31

Живи, не требуя награды.

32

Покуда сердца стучатся…

33

О Робинзоне Крузо.

34

О вреде курения.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.

7.  Сострадать животным, не обижать их.

8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Замечать красоту природы.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь  мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

8. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

10. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».