Внеурочная деятельность "Азбука профессий"

Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно– воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_rp_1-4_klass_azbuka_professiy.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

( МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено                                                        Утверждаю

на заседании педагогического совета                              Директор

Протокол № 1 от 30.08.2022                                        В.В.Кудельникова        

Приказ № 209а -ОД

от 30.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Азбука профессий»

для 1-4 классов

начального общего образования

учителей начальных классов

Коровкиной Л.С., Пилипенко Т.А., Ершовой Е.И., Тюриной В.И.,

Гореловой Н.В., Маховой А.А., Радько С.Д., Кузиной В.А.,

Гусевой Т.Н., Зайцевой М.В., Панфиловой О.А., Кожевниковой О.П.,

Рожковой А.А., Самусевич И.А., Васильевой В.А., Орловой Т.А.

2022

  1. Пояснительная записка

     Проблема  профессиональной  ориентации    младших  школьников  в учебно– воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.

     Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной  становится  целенаправленная  работа  по  профессиональной  ориентации    уже  с воспитанниками младших классов.

     Актуальность.  Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе,  стать  профессионалом  –  процесс  длительный.  Проблема  профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна.  

     Данной  программой  определяется,  что  обучающиеся  понимают  роль  и  место психологической  компетентности  в  построении  правильно  жизненной  стратегии  и успешного  достижения  поставленных  целей.  Успешность  профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

     Программа  «Азбука профессий»  направлена  на  расширение  кругозора

младших  школьников  по  профориентации  и  создание  условий  для  формирования личностных качеств.

     Практическая значимость программы заключается в следующем:

1.  Программа  знакомит  учащихся  с  разными  видами  профессий  людей,  сделать  первые шаги к выбору профессии.

2.  Благодаря  программе  у  обучающихся  формируется  уважение  к  людям  труда,  к профессиям людей.

3.  Программа  учит  быть  не  просто  пассивными  слушателями,  но  учиться  проводить исследования,  работать  вместе  со  взрослыми,  совершать  маленькие  открытия,  делиться своими знаниями с окружающими.

     Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных  областей  психологии,  литературы,  истории,  экологии,  ОБЖ, изобразительного искусства, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).

     Цель  курса:  создание  условий  для  всестороннего  развития  личности  младшего школьника, способного ориентироваться в мире профессий.

     Задачи:  

  познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;

  способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

  способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

  способствовать  формированию  нравственных  качеств:  доброты,  взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;

  способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

      На реализацию  данной программы  «Мир профессий» в 1-м классе отводится 33  часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).

     Каждое  занятие  имеет  тематическое  наполнение,  связанное  с  рассмотрением определённой  профессии.  Многие  уроки  урочной  деятельности,  такие  как  математика, русский  язык,  окружающий  мир  наполнены  профориентационным  содержанием. Учащиеся  имеют  возможность  расширить  свой  кругозор,  представление  о  мире профессий, игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.  

Формы работы:

1.  Классные часы и беседы о профессиях.

2.  Тематические занятия, сообщения, презентации.

3.  Конкурсы рисунков и стихов.

4.  Экскурсии.

5.  Игры-викторины.

6.  Встречи с людьми разных профессий.

7.  Письменные работы: мини-сочинения.

9.  Диагностика учащихся.

10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

2.1  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс, 33 часа

Название разделов

Коли-чество часов для изуче-ния

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды дея-тель-ности

Все работы хороши Занятия с элементами игры.

2 ч

Введение  в  тему.  Стихи  о  профессиях.  Работа  с  карточками  (конкурс  состоит  из

разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент»,

конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак),

ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбака), без дела

жить-…(только  небо  коптить).  Викторина  «Угадай  профессию»  кто  пашет,  сеет,  хлеб

убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).

Игры,

виктори

на.

Кому что нужно

2 ч

Вводное слово  учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы

соответствующих  профессий.  Например:  строитель-мастерок,  врач-градусник,  повар-

кастрюля и т.д.

Дидактическая игра.

Оденем  куклу  на  работу,  в  театр,  в  спортзал...

2 ч

Подбирают и рисуют  одежду для куклы на  работу,  в  театр,  в  спортзал...

Дидактическая  игра.

Практическое занятие - рисуем одежду для куклы.

Мы строители

2 ч

Строим  модели  спецмашин.  Что  нужно  знать,  чтобы  стать  строителем?  Какую  пользу

приносят спецмашины?

Игры, легоконструирование спецмашин.

Магазин  

2 ч

Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном, книжном магазине, в универмаге и т.д. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца.

Игровой материал. Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки.

Чтение стихотворений о продавцах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Совместные игры со старшими детьми Игровые роли. Продавец, кассир, заведующий магазином, покупатели, шофер.

Ролевая игра.

Мы идем в магазин

2 ч

Экскурсия в овощной, книжный, продуктовый магазины и в магазин одежды. Встреча с работниками магазина. Рисование на тему: «Экскурсия в магазин».

Экскур

сия. Беседа по содер

жанию, рисун

ки.

Аптека

2 ч

Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты) Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы. Экскурсия в аптеку. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лекарственные травы.

Ролевая игра.

Больница  

2 ч

Встреча с медработником школы. Атрибуты врача.

Ролевая игра.

В школьной библиотеке. Какие бывают профессии

2 ч

Организационный  момент.  Актуализация  опорных  знаний.  Подбор  рифмовок  в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не  вытянуть  рыбку  из  пруда»).  Загадки  о  профессиях.  Кроссворд  о  профессиях.

Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?

Игровой час.

С.Михалков «Дядя Степа-милицио

нер»

2 ч

Чтение  текста.  Словарная  работа:  милиционер,  профессия..Обсуждение  прочитанного. Ответы на вопросы.

Чтение.

С.Михалков «Дядя Степа-милицио

нер»

3 ч

Просмотр  м/ф  по  произведению  С.Михалков  «Дядя  Степа-милиционер».  Обсуждение

поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Конкурс рисунков.

Видео

урок.

К.Чуковский «Доктор Айболит»

2 ч

Просмотр м/ф по произведению.

Игра-демонстрация, викторина, рисунки.

Просмотр м/ф по произведению.

Профессия «Повар»

2 ч

Экскурсия в школьную столовую. Вступительное  слово  учителя.  Презентация  профессий.  Знакомство  со  столовой школы.  Знакомство  с  профессией  повар.  Встреча  с  людьми,  работниками  в  школьной столовой.

Экскур

сия

Проект "Профессия моих родителей"

5 ч

Проект направлен на формирование положительного отношения и уважения к труду взрослых.  В ходе проекта у учащихся появится возможность обогатить собственные знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей. Учащиеся подробнее узнают о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Получат возможность сотрудничать в группе, освоят информационно-коммуникационные технологии, научатся самостоятельно получать для себя новую информацию посредством интернет-ресурсов, справочной литературы.   Данный проект  можно определить как информационный, т. к. направлен он на сбор информации о профессиях родителей  с целью анализа, обобщения и представления информации для всего класса.  А так же и как творческий проект, потому что он  предполагает свободный подход к презентации результатов.  

Представление продукта.

Проект

Праздник "Все работы хороши - выбирай на вкус!"

1 ч

Внеклассное мероприятие "Все работы хороши - выбирай на вкус!"  поможет дать общее представление учащимся об основных видах профессий, формировать первоначальный интерес к профессиям.

Празд

ник

2 класс, 34 часа

Название разделов

Коли-чество часов для изуче-ния

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды дея-тель-ности

Все работы хороши

2 ч

Интерактивная презентация - вопрос - ответ.

Карточки  (желтые,  синие,  красные;  по  5  в  каждой -  4  с  рисунком,  1  без  рисунка  и  4

картонных круга - тех же цветов). Определить профессии, результат труда человека.

Викто

рина.

Мы строители

2 ч

Практическое занятие - легоконструирование

Использование настольного конструктора «Строитель» в группах. Итог - защита проекта

города группы, награждение.

Практическое занятие – легоконструирование.

Кто создает мультфильмы?

5 ч

Создание диафильма в группе по алгоритму, представление продукта.

Кем я хочу стать?

4 ч

Разработка  плана  рассказа,  отбор

содержания, работа над выступлением, защита.

Рассказ.

Профессия будущего

1 ч

Мини - сочинение, конкурс рисунков.

В парикмахер

ской

1 ч

Мастер - класс: "Русская коса".

Здоровье  в  твоих  руках  

3 ч

Самопрезентация здорового образа жизни. Спорт в моей семье.  

Почта

1 ч

Игра "12 записок"  

Игра.

Аптека

2 ч

Экскурсия, презентация.

Экскур

сия

Удивительные профессии

2 ч

КВН совместно с учащимися 5-х классов.

КВН

Все работы хороши - выбирай на вкус!

2 ч

Конкурс чтецов

Д.  Дж.  Родари  «Чем  пахнут  ремесла»

2 ч

Просмотр мультфильма, работа с текстом, рисунки.

Железная  дорога  

2 ч

Легоконструирование:  проектируем  и  строим  железную  дорогу, дидактическая игра.

Игра

Пожарная часть

3 ч

Экскурсия в пожарную часть, конкурс рисунков.

Экскур

сия

Праздник "Все работы хороши"

2 ч

Праздник "Все работы хороши"  представление итогов курса для родителей.

3 класс, 34 часа

Название разделов

Коли-чество часов для изуче-ния

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды дея-тель-ности

Что такое профессия.

2 ч

Роль труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень  портит..». Закончить  пословицу:  «Кто  не  работает  (тот  не  ест).  Стихотворения  о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии  по  первой букве.  По  пословице  угадать  профессию, например:  «Куй  железо, пока горячо» (кузнец).

Игровая программа.

У  кого  мастерок,  у  кого  молоток.  

2 ч

Обзор  рабочих  профессий  посредством презентаций. Беседа с элементами игры.

Вводное  слово.  История  происхождения  орудия  труда.  Знакомство  с  понятием «инструмента».  Дидактическая  игра:  «Назови  инструмент»  (на  кухне  например,  чайник, кастрюля,  сковорода).  Инструменты  для  ремонта  (молоток,  напильник,  плоскогубцы).

Игра:  «Черный  ящик».  Дидактическая  игра:  подбери  нужный  инструмент  к  профессии.

Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.

Беседа с элементами игры.

Истоки трудолюбия.

3 ч

Вводное  слово.  О  чем  будем  говорить.  Загадки.  Игра-конкурс:  «Кто  больше  назовет

профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет,

если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи

перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».

Игровой час.

Домашний помощник.

3 ч

Введение  в  игру.  Конкурс,  кто  каким  делом  занят.  Дидактическая  игра:  «Кто  чем занимается».  Работа  с  картинками.  Конкурс  «Стихотворение  пауза».  Сказки  о  том,  как опасна  лень  (В.Пахнов).  Инсценировки.  Конкурс  смекалистых.  Конкурс:  «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».

Игра-конкурс.

Калейдоскоп  профессий.

2 ч

Викторина. Разминка.  Конкурс  «Профсловарь».  Конкурс  болельщикам.  Вопросы  о  профессии.

Загадки  о  профессиях.  Конкурс  письмо  другу  (друг  просит  дать  совет  по  выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.

Викторина.

Сладкая профессия – кондитер.

3 ч

Экскурсия.

Спортивные профессии.  

2 ч

Занятие с элементами спортивной игры.

Моя профессия.

4 ч

Проект.  Разработка  плана  презентации,  отбор

содержания, работа над презентацией, защита проекта.

Проект.  

Наши  друзья-книги.  

4 ч

Экскурсия  в  библиотеку.  Творческая  мастерская  "Книжка  - малышка"

Фильм, фильм, фильм.

9 ч

Просмотр мультфильмов о профессиях. Беседа по содержанию.

4 класс, 34 часа

Название разделов

Коли-чество часов для изучения

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды дея-тель-ности

Любимое дело -  мое  счастливое  будущее

Психологическая  игра  в  круге.  Инсценировка  стихотворения  С.  Михалкова  «Дело  было вечером». Презентации.  

  Артист. Профессия

или призвание?

1 ч

Профессия- артист. Беседа, что делает артист и какие сложности в этой профессии.

Беседа.

Выход в театр.

Экскурсия в театр. Секреты театра. (возможно онлайн).

Экскур

сия.

Учитель. Профессия

или призвание?

1 ч

Игра «В школу».

Профессия мам, пап, бабушек и дедушек.

Беседа.

Кто может работать

учителем?

1 ч

Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»

Практи

кум.

Встреча с нашими героями.

1 ч

Беседа по теме «Кто для тебя из

профессий герой». Рисунки по

группам.

Практи

кум.

Человек – техника.

Типы профессий.

Просмотр фильма и беседа после просмотра.

Практи

кум,

беседа.

Встреча с

родителями, чьи

профессии связаны с

техникой.

1 ч

Интервью мам и пап.  Беседа с приглашением.

Человек – природа.

Типы профессий.

1 ч

Рисунки по группам.  Практикум.

Практи

кум.

Встреча с людьми,

чьи  профессии

связаны с природой.

1 ч

Беседа и игра с людьми, чьи профессии  связаны с природой  

Беседа.

Знакомство с

профессией флорист.

1 ч

Викторина.

Практи

кум.

Человек – человек.

Типы профессий.

1 ч

Викторина «Человек».

Практи

кум.

Встреча с

родителями, чьи

профессии связаны с

работой с людьми.

1 ч

КВН совместно с родителями.

Практи

кум.

Человек – знак. Типы

профессий.

1 ч

Викторина «Типы профессий».

Практи

кум.

Человек –

художественный

образ. Типы

профессий.

1 ч

Защита мини- проектов «Художественный образ».

Практи

кум.

Урок-презентация:

«Эта профессия меня

привлекает».

1 ч

Защита докладов по теме «Эта профессия меня привлекает».

Практи

кум.

Человек – техника:

черты характера,

которыми должен

обладать работник.

1 ч

Работа в подгруппах.(Работа на

ватмане)

Практи

кум.

Человек – природа:

черты характера,

которыми должен

обладать работник.

1 ч

Работа в подгруппах. (Работа на ватмане)

Практи

кум.

Человек – человек:

черты характера,

которыми должен

обладать работник.

1 ч

Работа в подгруппах. (Работа на ватмане)

Практи

кум.

Человек – знак:

черты характера,  

которыми должен

обладать работник.

1 ч

Работа в подгруппах. (Работа на ватмане)

Практи

кум.

Человек –

художественный

образ: черты

характера,  которыми

должен обладать

работник.

1 ч

Работа в подгруппах. (Работа на ватмане)

Практи

кум.

Урок – презентация:

«Мой характер».

1 ч

Защита мини-проекта на тему «Мой характер».

Практи

кум.

Ручные орудия

труда. Качества,

которые необходимы

работнику.

1 ч

Показ учителем орудия труда (сравнение орудия труда).

Презетация.

Беседа.

  Механизированные

орудия труда.

Качества, которые

необходимы

работнику.

1 ч

Показ учителем орудия труда (сравнение орудия труда).

Презетация.

Беседа.

Автоматизированные

орудия труда.

Качества, которые

необходимы

работнику.

1 ч

Показ учителем орудия труда (сравнение орудия труда).

Презетация.

Беседа.

Использование  

функциональных

средств организма.

1 ч

Рассказ учителя по теме «Использование  

функциональных средств организма. »

Беседа.

 Урок – презентация:

«Мои качества».

1 ч

Рассказ учеников про свои качества. Плюсы и минусы.

Беседа.

Условия повышенной моральной ответственности.

1 ч

Показ мультфильм «И так сойдет» (производство «Союзмультфильм», 1981 г., режиссер: Юрий Прытков)

Практи

кум.

Необычные условия

труда: знакомство с

профессией археолога и

палеонтолога.

1 ч

Мультимедийные презентации (Картинки с изображением археолога в костюме, видеорепортаж, слайды с

вазами), собирание пазл вазы.  

Практи

кум.

Условия труда  бытового типа

1 ч

Рассказ учителя, игра

«Обязанности семья»

Практи

кум.

Условия труда  на открытом воздухе.  

1 ч

Знакомство с профессией сварщика.

Беседа.

 Конкурс рисунков:

«Самая лучшая

профессия»

1 ч

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»

Галерея

«Что мы знаем о

профессиях?»

2 ч

Праздник «Что мы знаем о

профессиях?»

3.1   Тематическое планирование

1 класс

№/п

Название темы

Количество

часов

Резерв

1

Все работы хороши. Занятия с элементами игры.

2 ч

2

Кому что нужно.

2 ч

3

Оденем  куклу  на  работу,  в  театр,  в  спортзал...

2 ч

4

Мы строители.

2 ч

5                                                                  

Магазин .

4 ч

6

Аптека. Больница.

4 ч

7

В школьной библиотеке. Какие бывают профессии.

2 ч

8

С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».

5 ч

9

К.Чуковский «Доктор Айболит».

2 ч

10

Профессия «Повар».

2 ч

11

Проект "Профессия моих родителей".

5 ч

12

Праздник "Все работы хороши - выбирай на вкус!"

1 ч

ИТОГО:

33 ч

3.2  Тематическое планирование

2 класс

№/п

Название темы

Количество

часов

Резерв

1

Все работы хороши.

6 ч

2

Мы строители.

2 ч

3

Кто создает мультфильмы?

5 ч

4

Кем я хочу стать?

4 ч

5

Профессия будущего.

1 ч

6

В парикмахерской.

1 ч

7

Здоровье  в  твоих  руках.  

3 ч

8

Почта.

1 ч

9

Аптека.

2 ч

10

Удивительные профессии.

2 ч

11

Д.  Дж.  Родари  «Чем  пахнут  ремесла».

2 ч

12

Железная  дорога.  

2 ч

13

Пожарная часть.

3 ч

ИТОГО:

34 ч

3.3  Тематическое планирование

3 класс

№/п

Название темы

Количество

часов

Резерв

1

Что такое профессия.

2 ч

2

У  кого  мастерок,  у  кого  молоток.  

2 ч

3

Истоки трудолюбия.

3 ч

4

Домашний помощник.

3 ч

5

Калейдоскоп  профессий.

2 ч

6

Сладкая профессия – кондитер.

3 ч

7

Спортивные профессии.  

2 ч

8

Моя профессия.

4 ч

9

Наши  друзья-книги  

4 ч

10

Фильм, фильм, фильм

9 ч

ИТОГО:

34 ч

3.4  Тематическое планирование

4 класс

№/п

Название темы

Количество

часов

Резерв

1

Любимое дело -  мое  счастливое  будущее.

2

Артист. Театр.

2 ч

3

Учитель.

2 ч

4

Встреча с нашими героями.

1 ч

5

Человек – техника.

6

Человек – природа.

3 ч

7

Человек – человек.

2 ч

8

Человек – знак.

9

Человек – художественный образ.

2 ч

10

Урок-презентация: «Эта профессия меня

привлекает».

1 ч

10

Черты характера, которыми должен обладать работник.

5 ч

11

Урок – презентация: «Мой характер».

1 ч

12

Орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

3 ч

13

Использование  функциональных средств организма.

1 ч

14

Урок – презентация: «Мои качества».

1 ч

15

Условия повышенной моральной ответственности.

1 ч

16

Необычные условия труда: знакомство с

профессией археолога и палеонтолога.

1 ч

17

Условия труда.

2 ч

18

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия».

1 ч

19

Праздник «Что мы знаем о профессиях?»

2 ч

ИТОГО:

34 ч

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука профессий»

для 1 класса (33ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1-2

Все работы хороши Занятия с элементами игры.

3-4

Кому что нужно.

5-6

Оденем  куклу  на  работу,  в  театр,  в  спортзал...

7-8

Мы строители.

9-10

Магазин.  

11-12

Мы идем в магазин.

13-14

Аптека.

15-15

Больница.  

17-18

В школьной библиотеке. Какие бывают профессии.

19-20

С.Михалков «Дядя Степа-милицио

нер».

21-23

С.Михалков «Дядя Степа-милицио

нер».

24-25

К.Чуковский «Доктор Айболит».

26-27

Профессия «Повар».

28-32

Проект "Профессия моих родителей".

33

Праздник "Все работы хороши - выбирай на вкус!"

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука профессий»

для 2 класса (34ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1-2

Все работы хороши.

3-4

Мы строители.

5-9

Кто создает мультфильмы?

10-13

Кем я хочу стать?

14

Профессия будущего.

15

В парикмахерской.

16-18

Здоровье  в  твоих  руках.  

19

Почта.

20-21

Аптека.

22-23

Удивительные профессии.

24-25

Все работы хороши - выбирай на вкус!

26-27

Д.  Дж.  Родари  «Чем  пахнут  ремесла».

28-29

Железная  дорога.  

30-32

Пожарная часть.

33-34

Праздник "Все работы хороши".

        

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука профессий»

для 3 класса (34ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1-2

Что такое профессия.

2 ч

3-4

У  кого  мастерок,  у  кого  молоток.  

2 ч

5-7

Истоки трудолюбия.

3 ч

8-10

Домашний помощник.

3 ч

11-12

Калейдоскоп  профессий.

2 ч

13-15

Сладкая профессия – кондитер.

3 ч

16-17

Спортивные профессии.  

2 ч

18-21

Моя профессия.

4 ч

22-25

Наши  друзья-книги.  

4 ч

26

Фильм, фильм, фильм.  Мультфильм "Калейдоскоп  Профессий".

9 ч

27

Фильм, фильм, фильм.  Профессии: врач, пожарный, полицейский.

28

Фильм, фильм, фильм.  Профессия ветеринар.

29

Фильм, фильм, фильм.  Детский стоматолог.

30

Фильм, фильм, фильм.  Металлург.

31

Фильм, фильм, фильм.  Сантехник.

32

Фильм, фильм, фильм.  Программист.

33

Фильм, фильм, фильм. Электромантёр.

34

Фильм, фильм, фильм. Кем я хочу стать когда вырасту?

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Азбука профессий»

для 4 класса (34ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1

Любимое дело -  мое  счастливое  будущее.

2

Артист. Профессия или призвание?

3

Театр.

4

Учитель. Профессия или призвание?

5

Кто может работать учителем?

6

Встреча с нашими героями.

7

Человек – техника. Типы профессий.

 

8

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.

9

Человек – природа. Типы профессий.

10

Встреча с людьми, чьи  профессии связаны с природой.  

11

Знакомство с профессией флорист.

12

Человек – человек. Типы профессий.

13

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми.

14

Человек – знак. Типы профессий.

15

Человек – художественный образ. Типы профессий.

16

Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».

17

Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник.

18

Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник.

19

Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник.

20

Человек – знак: черты характера,  которыми должен обладать работник.

21

Человек – художественный образ: черты характера,  которыми должен обладать работник.

22

Урок – презентация: «Мой характер».

23

Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

3 ч

24

Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

25

Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

26

Использование  функциональных средств организма.

27

Урок – презентация: «Мои качества».

1 ч

28

Условия повышенной моральной ответственности.

1 ч

29

Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога.

1 ч

30

Условия труда  бытового типа.

2 ч

31

Условия труда  на открытом воздухе.  

32

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия».

1 ч

33-34

Праздник «Что мы знаем о профессиях?»

2 ч

5.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского  общества;  становление  гуманистических  и  демократических  ценностных ориентаций;

2)  формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на  мир в  его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение  начальными  навыками  адаптации  в  динамично  изменяющемся  и развивающемся мире;

5)  принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной  деятельности,  на  основе  представлений  о  нравственных  нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-  нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому  труду,  работе  на  результат,  бережному  отношению  к  материальным  и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование  умения  планировать, контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  ее  реализации;  определять  наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование  умения  понимать  причины  успеха/неуспеха  учебной  деятельности  и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)  использование  знаково-символических  средств  представления  информации  для создания  моделей  изучаемых  объектов  и  процессов,  схем  решения  учебных  и практических задач;

7)  активное  использование  речевых  средств  и  средств  информационных  и

коммуникационных  технологий  (далее  -  ИКТ)  для  решения  коммуникативных  и познавательных задач;

8)  использование  различных  способов  поиска  (в  справочных  источниках  и  открытом учебном  информационном  пространстве  сети  Интернет),  сбора,  обработки,  анализа, организации,  передачи  и  интерпретации  информации  в  соответствии  с коммуникативными  и  познавательными  задачами  и  технологиями  учебного  предмета;  в том  числе  умение  вводить  текст  с  помощью  клавиатуры,  фиксировать  (записывать)  в цифровой  форме  измеряемые  величины  и  анализировать  изображения,  звуки,  готовить

свое  выступление  и  выступать  с  аудио-,  видео-  и  графическим  сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и  жанров  в соответствии  с  целями  и  задачами;  осознанно  строить  речевое  высказывание  в соответствии  с  задачами  коммуникации  и  составлять  тексты  в  устной  и  письменной формах;

10)  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения, классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования  различных  точек  зрения  и  права  каждого  иметь  свою;  излагать  свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)  определение  общей  цели  и  путей  ее  достижения;  умение  договариваться  о распределении  функций  и  ролей  в  совместной  деятельности;  осуществлять  взаимный контроль  в  совместной  деятельности, адекватно  оценивать  собственное  поведение  и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  действительности  (природных,  социальных, культурных,  технических  и  др.)  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)  овладение  базовыми  предметными  и  межпредметными  понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;  

16)  умение  работать  в  материальной  и  информационной  среде  начального  общего образования  (в  том  числе  с  учебными  моделями)  в  соответствии  с  содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.