Внеурочная деятельность "Разговоры о важном"

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; 0сновной образовательной программы НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_razgovory_o_vazhnom.docx62.6 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено                   Утверждаю

на заседании педагогического совета                        Директор

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.                        В.В. Кудельникова                

                                                                                        Приказ № 209а– ОД        

                                                      от 30.08.2022 г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

для 1-4 класса

(начального общего образования)

Коровкиной Л.С., Пилипенко Т.А., Ершовой Е.И., Тюриной В.И.,

Гореловой Н.В., Маховой А.А., Радько С.Д., Кузиной В.А.,

Гусевой Т.Н., Зайцевой М.В., Панфиловой О.А., Кожевниковой О.П.,

Рожковой А.А., Самусевич И.А., Васильевой В.А., Орловой Т.А.

2022

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;

0сновной образовательной программы НОО.

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основные задачи:

- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

- формирование культуры поведения в информационной среде.

Учебный курс предназначен для обучающихся 1-4-х классов; рассчитан на 35 часов в год в каждом классе.

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

День знаний

Наша страна – Россия

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского

День музыки

День пожилого человека

День учителя

День отца

Международный день школьных библиотек

День народного единства

Мы разные, мы вместе

День матери

Символы России

Волонтеры

День Героев Отечества

День Конституции

Тема Нового года. Семейные праздники и мечты

Рождество

День снятия блокады Ленинграда

160 лет со дня рождения К.С. Станиславского

День российской науки

Россия и мир

День защитника Отечества

Международный женский день

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день театра

День космонавтики. Мы – первые!

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

День Земли

День Труда

День Победы. Бессмертный полк

День детских общественных организаций

Россия – страна возможностей

Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1-2 классов, 3-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов (студентов СПО). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.

Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования. Все материалы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей школьников

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

1-2 класс

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

Научное познание  

3 часа

Мечтаю летать

Как становятся учеными?

Какие поступки делают человека великим? (О первом полете человека в космос)

Развитие, самореализация

 6 часов

Зачем я учусь?

Умеем ли мы мечтать?

Я хочу увидеть музыку

Если бы я был учителем

Вместе весело шагать по просторам…

Мой самый счастливый день

Эстетика

2 часа

Мы идем в театр. А что это значит?

Что на что похоже: зачем человеку воображение?

Традиционные семейные ценности

3 часа

Традиции моей семьи

Отчество – от слова «отец»

Самое главное слово на земле

Историческая память и преемственность поколений

7 часов

Что такое единство народа

Память времен

… осталась одна Таня

Какие в нашей стране есть символы

Что такое гимн?

Где записаны права человека?

Надо ли вспоминать прошлое?

Социальное служение

2 часа

Если ты добрый, это хорошо

С чего начинается Родина…

Приоритет духовного над материальным

1 час

Светлый праздник Рождества

Ответственность

1 час

Виртуальный я – что можно и что нельзя?

Патриотизм, любовь к Родине

4 часа

Россия в мире

Где мы живем?

Кому я хочу сказать «спасибо»? (ко Дню защитника Отечества)

Мужество, честь, отвага. Что и откуда берется в человеке?

Жизнь, достоинства, права и свободы человека

3 часа

Мамы разные важны

Заряд на добрые дела

Путешествие по Крыму

Созидательный труд

1 час

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Культура здорового образа жизни

1 час

«Готов к труду и обороне»

Экология

1 час

Где можно увидеть нетронутую природу?

        3-4 класс

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

Научное познание

3 часа

Мечтаю летать

Откуда берутся научные открытия?

Какие поступки делают человека великим? (О первом полете человека в космос)

Развитие, самореализация

6 часов

Зачем нам знания?

О чем мы мечтаем?

Я хочу услышать музыку

Какие бывают учителя: Лев Николаевич Толстой

Вместе весело шагать по просторам…

Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье (П. Коэльо)

Эстетика

2 часа

С чего начинается театр?

Что такое творчество?

Традиционные семейные ценности

3 часа

Как создаются традиции?

Отчество – от слова «отец»

Материнское сердце чаще бьется (С. Федин)

Историческая память и преемственность поколений

7 часов

Когда мы едины – мы непобедимы

Память времен

Писала девочка дневник…

Что может герб нам рассказать?

Гимн России

Мои права и обязанности: в чем разница?

Надо ли вспоминать прошлое?

Социальное служение

2 часа

Что я могу сделать для других?

История Отечества – история каждого из нас

Приоритет духовного над материальным

1 час

Светлый праздник Рождества

Ответственность

1 час

Виртуальный я – что можно и что нельзя?

Патриотизм, любовь к Родине

4 часа

Россия в мире

От поколения к поколению

Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества)

Что такое подвиг?

Жизнь, достоинства, права и свободы человека

3 часа

Обычный мамин день

Дарить добро…

Путешествие по Крыму

Созидательный труд

1 час

Не надо бояться трудностей

Культура здорового образа жизни

1 час

«Готов к труду и обороне»

Экология

1 час

Дом для дикой природы

  1. Тематическое планирование

1-2 класс

№п\п

Название темы

Количество часов

Резерв

Научное познание  

3

Развитие, самореализация

6

Эстетика  

2

Традиционные семейные ценности

3

Историческая память и преемственность поколений  

7

Социальное служение  

2

Приоритет духовного над материальным  

1

Ответственность  

1

Патриотизм, любовь к Родине  

4

Жизнь, достоинства, права и свободы человека

3

Созидательный труд  

1

Культура здорового образа жизни  

1

Экология  

1

Итого:

35ч

3-4 класс

№п\п

Название темы

Количество часов

Резерв

Научное познание  

3

Развитие, самореализация

6

Эстетика

2

Традиционные семейные ценности

3

Историческая память и преемственность поколений  

7

Социальное служение  

2

Приоритет духовного над материальным  

1

Ответственность  

1

Патриотизм, любовь к Родине  

4

Жизнь, достоинства, права и свободы человека  

3

Созидательный труд  

1

Культура здорового образа жизни  

1

Экология  

1

                                                        Итого:

35ч

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

для 1-2 класса

                (35 часов в год/ в неделю 1 час)

№ п/п

Тема занятия

Планируемое

д/з

Дата проведения

Корректировка КТП

1

Зачем я учусь?

05.09.2022

2

Где мы живём?

12.09.2022

3

Мечтаю летать

19.09.2022

4

Традиции моей семьи

26.09.2022

5

Если бы я был учителем

03.10.2022

6

Отчество – от слова «отец»

10.10.2022

7

Я хочу увидеть музыку

17.10.2022

8

«Готов к труду и обороне»

24.10.2022

9

Что такое единство народа

31.10.2022

10

Память времен

14.11.2022

11

Самое главное слово на земле

21.11.2022

12

Какие в нашей стране есть символы

28.11.2022

13

Если ты добрый, это хорошо

05.12.2022

14

Где записаны права человека?

09.12.2022

15

С чего начинается Родина

12.12.2022

16

Светлый праздник Рождества

26.12.2022

17

Умеем ли мы мечтать

09.01.2023

18

Виртуальный я – что можно и что нельзя?

16.01.2023

19

… осталась одна Таня

23.01.2023

20

Мы идем в театр. А что это значит?

30.01.2023

21

Как становятся учеными?

06.02.2023

22

Россия в мире

13.02.2023

23

Кому я хочу сказать «спасибо»? (ко дню Защитника отечества)

20.02.2023

24

Заряд на добрые дела

27.02.2023

25

Мамы разные важны

06.03.2023

26

Что такое гимн?

13.03.2023

27

Путешествие по Крыму

20.03.2023

28

Что на что похоже: зачем человеку воображение?

27.03.2023

29

Какие поступки делают человека великим? (о первом полете человека в космос)

03.04.2023

30

Надо ли вспоминать прошлое?

10.04.2023

31

Где можно увидеть нетронутую природу?

17.04.2023

32

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

24.04.2023

33

Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берется в человеке?

04.05.2023

34

Вместе весело шагать по просторам

15.05.2023

35

Мой самый счастливый день

22.05.2023

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

для 3-4 класса

                (34 часа в год/ в неделю 1 час)

№ п/п

Тема занятия

Планируемое

д/з

Дата проведения

Корректировка КТП

1

Зачем нам знания?

05.09.2022

2

От поколения к поколению

12.09.2022

3

Мечтаю летать

19.09.2022

4

Как создаются традиции?

26.09.2022

5

Какие бывают учителя:

Лев Николаевич Толстой

03.10.2022

6

Отечество- от слова «отец»

10.10.2022

7

Я хочу услышать музыку

17.10.2022

8

«Готов к труду и обороне»

24.10.2022

9

Когда мы едины- мы непобедимы

31.10.2022

10

Память времен

14.11.2022

11

Материнское сердце чаще бьется (С.Федин)

21.11.2022

12

Что может герб нам рассказать?

28.11.2022

13

Что я могу сделать для других?

05.12.2022

14

Мои права и обязанности: в чем разница?

09.12.2022

15

История Отечества- история каждого из нас

12.12.2022

16

Светлый праздник Рождества

26.12.2022

17

О чем мы мечтаем?

09.01.2023

18

Виртуальный я – что можно и что нельзя?

16.01.2023

19

Писала девочка дневник…

23.01.2023

20

С чего начинается театр?

30.01.2023

21

Откуда берутся научные открытия?

06.02.2023

22

Россия в мире

13.02.2023

23

Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества)

20.02.2023

24

Дарить добро…

27.02.2023

25

Обычный мамин день

06.03.2023

26

Гимн России

13.03.2023

27

Путешествие по Крыму

20.03.2023

28

Что такое творчество?

27.03.2023

29

Какие поступки делают человека великим? (о первом полете человека в космос)

03.04.2023

30

Надо ли вспоминать прошлое?

10.04.2023

31

Дом для дикой природы

17.04.2023

32

Не надо бояться трудностей

24.04.2023

33

Что такое подвиг?

04.05.2023

34

Вместе весело шагать по просторам

15.05.2023

35

Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье (П. Каэльо)

22.05.2023

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

Личностные результаты:

-становление ценностного отношения к своей Родине – России;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, -уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

-признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

-бережное отношение к природе;

-неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:

-о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

-символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

-народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

-важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

-к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

-семье и семейным традициям;

-учебе, труду и творчеству;

-своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

-к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

-общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

-государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

-природе, природным явлениям и формам жизни;

-художественному творчеству.

Сформированы умения:

-устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

-распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям