Симонова Ольга Викторовна

Добрый день!

Буду рада ответить на ваши вопросы.

Татьяна Ивановна Смирнова4

Здравствуйте. Моему сыну 1,5 года. Подскажите, пожалуйста, на что я должна сейчас обратить внимание чтобы в дальнейшем нам было бы легче справиться с речевыми проблемами или может быть их избежать?

Волноваться, может, и не стоит, но заниматься с ребенком нужно обязательно, чтобы не упустить время. Ведь бездействие может привести к речевым нарушениям: от искажения звуков и слогов до задержки речи.

Конечно, проблемы с речью возникают не у всех. Больше всего рискуют дети, у которых в родах что-то пошло не так (родовая травма, асфиксия, кислородная голодание) или же были проблемы во время беременности (инфекции, эндокринные заболевания, несовместимость по резус-фактору).  Кроме того, на развитие речи у ребенка может влиять наследственность, длительные заболевания в первые годы жизни, из-за чего ребенок часто ограничен в социальных контактах, гипо- и гиперопека, а также стрессовые ситуации, например, развод родителей, частые наказания и т. п. Помните, что с первого года малыш очень нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми. Нужно много и часто разговаривать с ребенком, называть его по имени, петь песенки и потешки. При этом важно, чтобы дети слышали правильно звучащую речь, а не «сюсюканье». С ребенком до появления речи следует говорить медленно, простыми словами и фразами, а с течением времени усложнять свою речь. Увы, для некоторых родителей является открытием, что с ребенком нужно разговаривать с самого рождения и обращаться к нему по имени. Когда у ребенка появляются коренные зубы, нужно давать ему твердую пищу, чтобы формировались жевательные мышцы и мышцы языка, необходимые для развития речи. Когда ребенок начинает говорить первые слова, не наседайте на него со словами «скажи», «говори». Это ошибка многих родителей! У детей может развиться речевой негативизм и, как следствие, задержка речи. Старайтесь учить новые слова в игровой форме, вызывая живой интерес у ребенка. Важно обращать внимание также на то, сколько двигается ребенок. Чем подвижнее малыш, тем больше информации поступает в его мозг, и как следствие, интенсивнее происходит процесс интеллектуального развития. Поэтому в борьбе с речевыми нарушениями так хорошо помогает плавание, скалолазание, упражнения на спортивной стенке, катание на велосипеде и лыжах, игра в классики. Еще один бич современности - повсеместное использование гаджетов. Я не призываю полностью запретить детям смотреть мультики. Просто следует предлагать им правильные мультфильмы, где герои реальны, а не зеленая корова и фиолетовый ежик, которые мычат или что-то невнятное говорят. Кроме того, следует соблюдать ограничения по времени просмотра мультиков, например, не более 30 минут в день. Важно следить также за тем, чтобы развитие ребенка соответствовало нормам. Желательно вести дневник развития ребенка и записывать, когда и что новое он научился делать. Если это касается речи, то можно кратко описывать ситуацию, в которой ребенок сказал новое слово. Нелишними будут ежегодные профилактические осмотры логопеда. Сравнивайте развитие вашего ребенка не с детьми на площадке, а с нормами развития.

Родителям важно знать гиперсенситивные («чувствительные») периоды в развитии речи ребенка, в которые нужно быть максимально внимательными и избегать вредоносных воздействий, ведь они могут нарушить нормальный процесс развития речи: 1-1,5 года – период накопления слов. Нужно активно общаться с ребенком, но избегать «речевого потока», использовать простые слова и фразы. Эффективным методом в профилактике и лечении нарушений речи у детей является дыхательная гимнастика. Есть множество упражнений, которые вы можете выполнять вместе с детьми, начиная с 2-3 лет. Заинтересовать детей в таком возрасте можно различными игрушками. Учтите, что все упражнения должны выполняться в игровой форме, не стоит усаживать ребенка специально заниматься, а нужно подстраиваться под него. Причем следует часто менять вид деятельности. Каждое дыхательное упражнение должно выполняться не более 1 минуты. Вдох ребенок должен делать носом, а выдох – ртом, не поднимая плечи и не надувая щек.

Примеры дыхательных упражнений

Чтобы натренировать «речевой» выдох, можно предложить ребенку сдуть с ладони перышко (кусочек ваты, мишуры), подуть на цветок, чтобы его лепестки начали крутиться, задуть свечи, подуть в свисток и т.п. Если ребенка никак не уговорить делать дыхательные упражнения, можно пойти на уловки. Например, для мальчиков сделать футбольные ворота, в которые он должен забить гол мячом в виде кусочка ваты. Обычно мальчишки от такого в восторге! Дыхательную и артикуляционную гимнастику стоит делать всем детям, начиная с 1,5-2 лет, даже если нет предрасположенности к речевым нарушениям. Это позволит укрепить нужные мышцы, что станет залогом правильной речи в будущем.

Артикуляционная гимнастика

Отличных результатов в профилактике и исправлении нарушений речи также дает артикуляционная гимнастика. Выполнять упражнения стоит ежедневно, начиная с 1,5-2 лет. Вот несколько примеров упражнений, которые можно делать дома с ребенком:

1. Попросите ребенка достать язык, показав его острый кончик. Сначала это упражнение можно обыграть таким образом: положите в ложку что-то сладкое, например, мед. Предложите ребенку слизать мед. С каждым днем берите ложку все меньше и меньше, чтобы малыш высовывал язык все больше, стараясь слизывать мед самым кончиком (потому это упражнение называют «острый язычок»).

2. Покажите ребенку, как можно сделать «часики» языком (движения языком от одного уголка губ к другому). Для выполнения «часиков» можно использовать конфетку, которую мама может перемещать от одного уголка губ ребенка к другому, а малыш стараться ее лизнуть. Аналогичным образом можно делать упражнение «качели»: язычок «вверх-вниз».

3. Предложите ребенку облизать кружок апельсина по кругу.

4. Задействуйте фигурки животных, они помогут вызвать интерес у ребенка. Например, покажите ребенку лошадку и предложите ему «поцокать» как лошадка. Попросите ребенка широко улыбнуться, как лягушка, а потом вытянуть губки вперед, изобразив что-то похожее на хобот у слона. Почему я советую использовать в артикуляционных упражнениях пищу? Не только потому, что так ребенка проще стимулировать на работу, но и потому что когда мы работаем с сенсорным материалом (едой), у ребенка складываются совершенно другие ощущения. Он начинает лучше «понимать» свой язык и управлять им.

Галина Николаевна М

Моя дочь в старшей группе. Не выговаривает звук "л" и "р", пожалуйста посоветуйте какие упражнения нужно с ней выполнять? Меня это очень волнует. Жду Вашего ответа.

Галина Николаевна, я бы посоветовала вам обратиться к учителю-логопеду вашего учреждения, но если такой возможности у вас нет, попробуйте начать с выполнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. Щеки я не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. На гармошке мы играем. Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Рот окрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка). Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.

9. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность). Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

10. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох). Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч. В барабан мы бьем Нашим язычком. Громкий, громкий звук Слышен звонкий стук.

11. «Комар» Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Виктория Беликова.

Моему ребёнку 4.5. Часто отвлекается не внимательный. Задания выполнять отказывается. Посоветуйте что- нибудь.

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится ходить за ним по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление хотя бы мимолётного интереса. К сожалению, это довольно распространённая проблема. И чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем она стоит всё острее. Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными. 1. Занимайтесь регулярно и в определенное время. Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что пришло время заниматься, значит, пора отложить игрушки и другие любимые развлечения. Детям, которые посещают детский сад, легче настроиться на работу, так как жизнь в детском саду организована по расписанию: свободная игровая деятельность сменяется занятиями и другими режимными моментами. Домашнему ребенку перестроиться гораздо сложнее, поэтому организация режима дня, соблюдение времени как занятий, так и других режимных моментов (прием пищи, прогулка, сон, игровая деятельность) позволяют существенно улучшить ситуацию. Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет проявлять недовольство и капризничать. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым требованиям. Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки. 2. Ограничьте время пользования компьютером и просмотр телепередач. Компьютер и телевизор являются мощнейшими стимулами, которые способны надолго занять внимание и разум ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес. Поэтому не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора или играет в компьютерные игры, с большой неохотой берёт в руки книгу или занимается. Многолетняя практика показывает, что в семьях, где вообще отсутствует телевизор или где он включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Следует ограничить просмотр телевизора пятнадцатью минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от детской передачи. 3. Организуйте рабочее место для занятий. Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. У ребенка должен быть рабочий стол, за которым ему удобно сидеть. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю, закладывает базис последующей учебной деятельности. Некоторые родители пытаются организовать работу исключительно на ковре или на диване, ходят за ребенком с пособиями или планшетом, пытаясь уговорить его позаниматься. В результате ребенок отвлекается, имеются проблемы с дисциплиной, учебная деятельность формируется с затруднениями. Работая с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. Особенно актуально соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, демонстрирующих “полевое” поведение. В этом случае деятельность ребёнка организовать трудно, так как он берёт все предметы, которые оказываются в поле его зрения. Поэтому можно повысить продуктивность работы, ограничив количество стимулов. Например, выкладывать небольшое количество картинок, предъявлять предметы по одному. 4. Постепенно увеличивайте время занятий. Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить, и только затем постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным. Следует помнить, что выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на достаточно продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ обязательно необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции. 5. Сделайте занятия интересными. Часто родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. Если работа дома превращается в рутинное выполнение заданий или упражнений, направленных на тренировку тех или иных навыков, то вряд ли они вызовут интерес. На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, взаимодействовать с героями игры, сам исполнять ту или иную роль. Поэтому эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр.), настольный театр, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, аппликация, рисование должны обязательно включаться в содержание занятий. Иногда ребенку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу. 6. Используйте поощрения. Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”). Однако детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика). 7. Помогайте ребенку и чаще хвалите его. Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Зачастую дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем - ребенку, родителю, педагогу. Иногда бывают и слёзы, и валяние на полу. Главное для родителя на этом этапе - не сдаваться и проявлять выдержку. Если ребенок видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит и занятие продолжается, то ему приходится менять своё поведение. Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, надеясь, что проблему решит логопед, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу. В такой ситуации о положительной динамике не может идти речи. На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка. Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу. Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего. Иногда родители не понимают, насколько важны для ребёнка слова одобрения и поддержки. Например, мама не задумывается, какие последствия могут иметь её слова, когда, сравнивая рисунок сына или дочери с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех лиса красивая получилась, а у тебя опять неизвестно что”. Своей отрицательной оценкой родитель навсегда отбивает у ребёнка желание рисовать. Ведь выполнение рисунка – большой труд для ребёнка: он действительно старался, боролся с собой, пытаясь усидеть на месте, слушал объяснения, пытался совладать с растекающимися красками, придать рисунку красивую форму. Любой такой труд заслуживает похвалы. 8. Не проявляйте излишнюю требовательность и настойчивость. Зачастую распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать. Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает. В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься. Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно. Если ребёнок не может выполнить задание полностью из-за нестойкого интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить работу на несколько частей. При отказе выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая ребёнку образец и давая ему возможность поучаствовать. Например, взрослый сам составляет предложения, делая паузы, ожидая, что ребёнок включится в работу: вставит слово или продолжит фразу. В следующий раз к заданию нужно вернуться снова. Ребёнок должен понимать, что любую работу необходимо довести до конца. Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы. Попробуйте применить советы на практике! Желаю вам успехов.

Ирина Владимировна Ш.

Здравствуйте.Мой ребенок во второй младшей группе (3,5 года),не выговаривает звуки "л" и "р".Какие упражнения с ним можно выполнять дома?

Здравствуйте, Ирина. Сейчас у Вашего ребенка очень активный период развития эмоциональной сферы (появляется чувство жалости, смущения, доверия и спасения), а следовательно и речи. Его речь сейчас совершенствуется, расширяется активный и пассивный словарь. Развивается грамматическая сторона речи. Малыш учится классифицировать и обобщать, появляются обобщающие понятия (посуда, еда, одежда). Многие дети на четвертом году жизни испытывают трудности при произнесении шипящих (ж, ш) и сонорных (р, л) звуков, могут неправильно ставить ударение. Также в речи допускаются выпадения, замены, перестановки слогов. Ребенок может в одном случае произносить звук правильно, а в другом - нет. Часто, при возникновении в речи нового звука, малыш начинает тренироваться в его произнесении и от этого произносит этот звук слишком часто, заменяя им другие. К пяти годам у ребенка в речи должны присутствовать все звуки. Я бы Вам порекомендовала заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Кроме этого до 5 лет необходимо проконсультироваться с логопедом очно, чтобы уточнить являются ли нарушения звукопроизношения следствием естественных физиологических причин или же симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение особенностей речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Я могу выслать Вам анкету для более полной диагностики, хотя это не полностью заменит очную консультацию. Напишите ваш электронный адрес, я с радостью помогу, вышлю вам материал. Желаю Вам и Вашему малышу успехов и новых достижений.

Лариса Владимировна Уточкина

Здравствуйте. Моему ребёнку 3.5 года. Подскажите, пожалуйста, как научить ребенка рассказывать стихотворение.

Уважаемая Лариса Владимировна, выберите небольшое по объему стихотворение и разделите его на части. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые. Плавно увеличивайте объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.  Пересказываем стихотворение. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко). Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Успехов вам!

Добавить запись

Защита от спам-роботов