что мы знаем о правах ребенка?

Конспект родительского собрания на тему:

«Что мы знаем о правах ребенка»

Цель:

Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.

Задачи:

1.Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

2.Закрепить знания родителей основных статей Конвенции о правах ребёнка.

3.Научить родителей профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.

                                      Ход собрания.

-Здравствуйте, дорогие родители. В современном мире каждый цивилизованный человек-педагог, воспитатель, родитель обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Если ребенок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь, ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком-инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда не будет жесток к людям, к животным, к природе.

   Главной задачей правого образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможность самореализации вне зависимости от психологических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

(выступление детей)

 

-В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:(слайд )

-Декларация прав ребёнка (1959) является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;

– на развитие;

– на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:(слайд)

- Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

-Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».

-Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

-Закон «Об образовании в РФ» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

-Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Рассмотрим некоторые права детей: (слайд )

- Право на жизнь (Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.)

-Право на имя и гражданство, а также право знать своих родителей и право на их заботу(ст. 7.Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Родители несут по закону ответственность за ребенка, управляют и руководят ребенком в осуществлении им прав, признанных Конвенцией ОНН. Родители заботятся о ребенке, а ребенок уважительно относится к ним, проявляет почтение. Каждый ребенок имеет право жить в благополучной,  дружной семье, знать своих бабушек, дедушек и т.д.)

-Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (ст.24.ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

-Право на игру и отдых (ст. 31.право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

-Право на образование (Статьи 28–29. Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе..

-Право ребенка на сохранение своей индивидуальности( ст.8.У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.)

- Право на личную жизнь и неприкосновенность жилья (ст. 16.Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

 Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

-Право на защиту (ст.19. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

 Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку. (слайд)

нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

 

    Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, процесс воспитания вообще невозможен без наказаний, применяемым к детям. Для правильного воспитания детей важно знать, какие формы наказания существуют:

-физическое применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение;

-речевая агрессия (ругань, оскорбления) обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;

-сепарационные наказания, т.е.лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, хотя при этом продолжают заботиться о нем).Это сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно;

-наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-нибудь приятного (сладостей, игрушек, прогулок и т.д.). Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора.

  

Задания для родителей.

 

1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

(« Красная шапочка», « Серая шейка», «Колобок»).

 

2.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка»,  «Заюшкина избушка», «Теремок»).

 

3.Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен).

 

4.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» Гаршин).

 

5.Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).

 

6.Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

 

7.Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"?(право на образование)

 

8.В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?(Золушка)

 

9.Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, забрав у Буратино 5 золотых? (право на имущество).

 

10.В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?(Двенадцать месяцев).

 

11.В какой сказке серый волк сначала нарушил право на неприкосновенность жилища, а затем право на жизнь? (Волк и семеро козлят).

 

12.Каким правом пользовались звери в сказке К. И. Чуковского «Айболит»? (оказание медицинской помощи).

 

 Слово предоставляется …..

Решение родительского собрания:

1.  Принимать ребенка таким, какой  он есть, любить его и постоянно заботиться о нем.

2.   Не допускать нарушения прав ребенка в семье и детском саду.

3. Наказание не должно вредить здоровью – ни  физическому, ни психическому.

4. Запретить детям проявлять грубость и жестокость по отношению к взрослым, сверстникам, животным, птицам, насекомым.

5. Продолжать работу по правовому воспитанию дошкольников в детском саду и семье.

 

- Уважаемые родители, наша  встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира.

 

 

Памятка для родителей.

·         Всегда ребенку Вы говорите правду.

·         Стараетесь быть примером для ребенка.

·         Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.

·         Советуйтесь с ребенком.

·         Не обманывайте ребенка.

·         Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

·         Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.

·         Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.

·         Выход из безвыходного положения - шутка.

·         Телевизор хорошо, а природа лучше.

·         Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.

·         Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.

·         Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.

·         Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.