В единстве наша сила

Тема: В единстве наша сила.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 

Цель:

Расширять представления детей о территории России, народах ее населяющих.

Задачи:

-Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;

-познакомить детей со Всероссийским праздником – День Народного Единства;

- воспитывать чувство гордости за свой народ.  

Предварительная работа: беседа о России, народах ее населяющих, рассматривание карты России, Республики Мордовия, фотографий города Саранска, иллюстраций национальных костюмов, разучивание пословиц о дружбе.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран; презентация  «В единстве наша сила»; аудиозаписи « Гимн России», «Большой хоровод»; иллюстрации национальных костюмов,  мольберт, фигурки детей из цветной бумаги.

 Словарная работа: герб, гимн, флаг, триколор, государство.


 Ход НОД.

Воспитатель. : Ребята, во все времена люди любили свою родину. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Наша страна – Россия – это огромное и могучее государство. Много народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.  Ребята, как вы думаете, о какой стране говорят: «Велика она, а отступать некуда!»? (Россия)

 Сегодня мне бы хотелось вместе с вами поговорить о нашей необъятной России. (слайд 2) Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия- самое большое государство в мире.

Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор:

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна,

А  Родина – Россия у нас у всех одна!

Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (живут в разной местности, разговаривают на разных языках, носят разную национальную одежду). Какие национальности проживают в Мордовии? ( мордва, русские, татары и другие).

Рассматривание иллюстраций (народы в национальных костюмах) (слайд 3). Народы всех национальностей в нашей республике живут дружно, сплоченно, помогают друг другу. Об этой дружбе есть много пословиц. А  вы знаете пословицы о дружбе? (слайд 4)

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Дружба- великая сила.

Друг за друга держаться – нечего бояться.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба- это великая сила. А вы, ребята, умеете дружить?

 Физминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели),
Степи широкие (руки в стороны),
Леса большие (руками описываем круг),
А мы — ребята вот такие!

 

 

Чтение отрывка из стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства».

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришли девочки, Машенька, Алсу, Мазыйка. У них для вас рассказы о государственных символах нашей страны. У каждой страны есть свои символы, к ним относятся герб, флаг и гимн. Жители разных стран гордятся символами своего государства и относятся уважительно. Посмотрите – это герб России. (слайд 5). На нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца и небесной силы. Внутри герба расположен герб Москвы. Москва столица нашей России. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон – зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Где вы могли видеть его? (слайд 6,7).  Он изображается на всех печатях, денежных знаках (бумажных и металлических), на паспортах и документах.
       Посмотрите на наш флаг (слайд 8), на нем три полосы: белая, голубая, красная. Эти цвета символизируют единство мира – земли и неба. Наш флаг называют триколором.

Флаг России – триколор, полотнище в три цвета;

Белый цвет – березка, синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

 

           А еще у нашего государства есть самая главная, торжественная песня – это гимн России. (слайд 9) Исполняется он на государственных праздниках и торжественных мероприятиях, во время спортивных соревнований. При награждении медалями. Слушают гимн всегда стоя и никогда при этом не разговаривают. Давайте с вами послушаем главную песню нашего государства – гимн России. Автор музыки гимна – композитор Александр Васильевич Александров, слова написал поэт – Сергей Владимирович Михалков. Дети встают, звучит гимн России.(отрывок)

 

 Воспитатель. Дети,  у вас на столах лежат вырезанные из бумаги фигурки человека. Обратите внимание, фигурки из цветной бумаги, что символизирует разнообразие народностей нашей страны. Пусть каждый из вас возьмет фигурку и прикрепит магнитиком  на нашу карту так, чтобы фигурки держали друг друга за руки. Посмотрите, как здорово получается! (работа детей).

Воспитатель. А теперь я попрошу вас встать в большой круг. (слайд 10)

(Дети встают в большой «круг дружбы»).

 

Очень много слов на свете, как снежинок у зимы;

Но возьмем, к примеру, эти: слово «я» и слово «мы».

«Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «мы» сильней чем «я»;

Мы - семья и мы – друзья

Мы народ и мы едины

Вместе мы непобедимы!  

 Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну — Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы – единый могучий русский народ, у нас одно Отечество — Россия! И мы горячо любим свою Родину.

Дети читают стихотворение В. Маяковского:

“Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

Слышишь голос соловья – это Родина твоя!

Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!

Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей

И в лесу смородина-это тоже Родина!”

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Рассказывали стихотворения, пословицы, сделали хоровод дружбы… Вы всё это делали очень дружно, помогали друг другу. Я очень хочу, когда вы вырастете, то точно так же поступали бы с окружающими вас людьми: были добрыми, отзывчивыми и справедливыми. Ведь благодаря народному единству в нашей стране сохраняется мир.