План-конспект открытого занятия в объединении «Юные экологи» по теме «Кое-что о муравьях и пчелах»

Дата проведения занятия: 9 октября 2012г.

Цель: Познакомить детей с насекомыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты).

Задачи: закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их; формировать умение различать муравьёв, знание о его строение; умение составлять рассказ; воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Материал: Иллюстрации, изображающие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получения меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_-_koe-chto_o_muravyakh_i_pchelakh.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в объединении «Юные экологи» по теме «Кое-что о муравьях и пчелах»

Дата проведения занятия: 9 октября 2012г.

Цель: Познакомить детей с насекомыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты).

Задачи: закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их; формировать умение различать муравьёв, знание о его строение; умение составлять рассказ; воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Материал: Иллюстрации, изображающие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получения меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.

Ход занятия

Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? Ответы детей. (Показ рисунка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья).

 Из каких частей  состоит тело муравья?

(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.)

А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изображающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утверждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрачные крылышки.)

Загадка:  «Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом»

 Беседа по вопросам:

- Где живут муравьи?

- Из чего они строят муравейники?

- Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?

- Что находится внутри муравейника?

- Чем питаются муравьи?

- Почему муравьев называют «санитарами леса»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Покрутились, покружились
И в животных превратились.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
2 жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали!

После беседы чтение рассказа И. Никитского «Муравьи» вопросы детям:

- Как муравьи находят дорогу домой?

-  Как они распределяют между собой обязанности?

- Что произойдет, если в муравейник попадет «чужой» муравей?

Вывод:  рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!

МУЛЬТФИЛЬМ (просмотр мультфильма «Пчелка Майя»)

Рассматривание цветка.

-  Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы детей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит?

(На видное место выставляется графическая модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель дополняет и уточняет их рассказы.)

Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.

Рассматривание поврежденных насекомыми листьев и коры деревьев

 Вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?

Все в природе взаимосвязано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если исчезнут муравьи.

Подведение итогов: В конце занятия вместе дети повторяют, как можно отличить насекомое от других живых существ, формулируют правила поведения: «Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.»

В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»).