План-конспект открытого занятия в объединении «Юный эколог» по теме «Крылатая радуга»

Дата проведения занятия: 10 апреля 2014г.

Цель: Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать словарь (усики, маскировка, хоботок, матовый).

Задачи: вызвать желание сохранить красоту окружающего мира – бабочек, творить красоту своими руками; создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей.

Материал. Картинки с изображением бабочек; схема развития капустной белянки; живая гусеница, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_-_krylataya_raduga.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в объединении «Юный эколог» по теме «Крылатая радуга»

Дата проведения занятия: 10 апреля 2014г.

Цель: Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать словарь (усики, маскировка, хоботок, матовый).

Задачи: вызвать желание сохранить красоту окружающего мира – бабочек, творить красоту своими руками; создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей.

Материал. Картинки с изображением бабочек; схема развития капустной белянки; живая гусеница, презентация.

Ход занятия

Каких бабочек вы знаете? Где их чаще всего можно встретить? Для чего они летают от одного цветка к другому? (Ответы детей.) Чтобы правильно ответить на последний вопрос, можно воспользоваться презентацией.

«Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, не забывают: то раскроют крылышки, то закроют... «Полюбуйтесь, какая я красотка!» Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травинку, сложит крылышки — и нет ее! Слилась с корой или зеленью, замаскировалась. И знаете что еще? Есть не только дневные бабочки — некоторые их виды даже по ночам не спят, все работают».

А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? Как они собирают сладкий нектар? Как маскируются? От кого скрываются?

Как доказать, что бабочка — насекомое, и выслушав ответы детей, предлагает им рассмотреть схему развития капустной белянки и составить по ней рассказ. Помочь детям найти правильное решение поможет рассказ К. Ушинского «Капустная белянка».

«Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу.

— Это капустница, — сказал отец, — если их разведется много, то пропадет наша капуста.

— Неужели эта бабочка такая жадная? — спрашивает мальчик.

— Не сама бабочка, а ее гусеница, — отвечает отец, — бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы. Гусеница очень прожорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась (Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

А вот настоящая живая гусеница. Она превратится сначала в куколку, потом — в бабочку. И вы все это увидите сами. А теперь, используя те знания, которые вы получили из рассказа К. Ушинского, и опираясь на схему, расскажите о том, как появляются наши крылатые радуги — бабочки. (Ответы детей.) Знаете, о какой бабочке идет речь в этом рассказе-загадке? «По крапивным зарослям порхает  красавица.  У  нее  темно-красные крылья, а на них золотые и черные узоры». Правильно, это крапивница, или шоколадница. Как вы думаете, почему ее так называют? А почему осенью бабочки исчезают? Почему у них крылья с внешней стороны яркие, а с внутренней — матовые? Для чего бабочке усики-антенны?

Подведение итогов:

Что же интересного вы узнали о бабочках?

В свободное время рассказать детям о том, что некоторые бабочки совершают очень дальние перелеты (например, странствующий монарх), некоторые почти исчезли и занесены в Красную книгу (в том числе аполлон). Наблюдение за гусеницей капустницы.