План-конспект открытого занятия в объединении «Юные экологи» по теме «Растения, которые лечат»

Дата проведения занятия: 6 апреля 2013г.

Цель. Познакомить детей с лекарственными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства).

 

Задачи: дать понять, что разным растениям нужны неодинаковые условия (свет, влага) для роста. Активизировать сло­варь (луговые растения, водоем, тысячелистник, мята, ромашка, поповник).

Материал. Иллюстрации с изображе­нием кувшинки, мяты, тысячелистни­ка, ромашки, поповника, подорожника, смородины, малины, земляники; засу­шенные растения и их части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_-_rasteniya_kotorye_lechat.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в объединении «Юные экологи» по теме «Растения, которые лечат»

Дата проведения занятия: 6 апреля 2013г.

Цель. Познакомить детей с лекарственными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства).

Задачи: дать понять, что разным растениям нужны неодинаковые условия (свет, влага) для роста. Активизировать словарь (луговые растения, водоем, тысячелистник, мята, ромашка, поповник). 

Материал. Иллюстрации с изображением кувшинки, мяты, тысячелистника, ромашки, поповника, подорожника, смородины, малины, земляники; засушенные растения и их части.

Ход занятия

Небольшое вступление: «Еду я во чисто поле. А во чистом поле растет однолетняя трава. Однолетняя трава, одолей ты злых духов, людей: лихо бы на нас не думали, скверно не мыслили, отгони ты, чародей, ябедника», — так говорил в давние времена русский купец Афанасий Никитин, отправляясь в долгий путь, за три моря, в сказочную Индию. Вы знаете, что такое однолетняя трава? (Показывает иллюстрацию.) Оказывается, это хорошо известная вам белая кувшинка, которая растет... (Правильно, в водоемах.) Посмотрите на картинку и скажите: может кувшинка расти на лугу? Конечно, нет. Она приспособлена к жизни на воде. (Дети стараются объяснить как.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка–

Вот и зарядка для цветка

А теперь водой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовый все

День встречать во всей красе».

Вот какие красивые цветы.

Наши предки верили, что кувшинка спасает человека от разных бед и напастей. Знали, они и полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, чай пили из разных трав. Вот и мы с вами приготовим сейчас не только вкусный, но и полезный чай — заварим вот эти листья (показывает засушенные листья малины, смородины, земляники и просит детей определить, что это за листья). И добавим в наш чай душистую мяту. Рассмотрите ее, понюхайте... Как пахнет! А растет по опушкам, в зарослях кустарника. Мы зальем наши растения кипятком и настоим чай. Пробовать будем после занятия.

Вопросы по теме:

А чем хорошо лечить разбитые коленки? Зеленым битом, который называется... (подорожник). Почему это растение так называется?

А если горло заболит? Лучший доктор — отвар из луговой лекарственной ромашки. А сможете вы отличить ее от обычной, лесной, вторая никого не лечит, а называется поповником? (Показать картинки, засушенные растения. Внимательно изучив их, дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника — листья цельные, на каждом стебельке один цветок.) И еще: лекарственная ромашка любит солнце — в темных, влажных местах она не растет.

На лугах и лесных опушках можно увидеть растение, которое называется тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (Ответы детей.) Да, каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник — лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений. Еще раз посмотрите на это растение, рассмотрите картинку с его изображением, а потом опишите его. (Рассказы детей.)

Подведение итогов: 

Занятие заканчивается викториной «Что нас лечит» и эвристической беседой на тему «Что каждый из нас может сделать, чтобы защитить лесных врачевателей»