Программно-методические материалы

Ирина Николаевна Бацаева

Данный раздел содержит методические разработки учебного предмета Музыка, рабочие программы внеклассной и внеурочной деятельности, методические материалы к урокам.

 

http://ped-konkurs.ru/load/12-1-0-674

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока. МКОУ «Приобская СОШ» Бацаева И.Н.

  1. Методические рекомендации по проведению урока.

Методическая разработка урока на тему «Где живут ноты?» создана для учителей музыки, принимающих участие в апробации учебного предмета «Музыка», а также может быть использована для проведения уроков другими учителями музыки для ознакомления с новой программой, проходящую апробацию на региональных пилотных площадках.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу обучающихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении лучших результатов, позволяет даже ученикам со слабой подготовкой поверить в свои силы.

При изучении нотной грамоты широко используются цифровые образовательные ресурсы. Наглядные материалы способствуют лучшему запоминанию учебного материала, сближают учителя и ученика. Использование стихов и загадок развивает фантазию обучающихся и являются источниками новых знаний, включающих фантазию и воображение.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс.

  1. План урока с технологической картой.

Урок музыки в 1 классе. 3 четверть урок №7.

Тема урока «Где живут ноты?»

Цель учителя: Сформировать первоначальные знания о названии нот, нотном стане, написании и расположении нот на нотоносце. 

Цель ученика: Первичное усвоение новых знаний о названии нот, нотном стане, написании и расположении нот на нотоносце. 

Решаемые учебные задачи

1. воспитание потребности узнавать новое в музыке;

2. дать первоначальные знания о нотной грамоте (нота, название нот, скрипичный ключ, расположение нот на нотном стане);

3. закрепить знания обучающихся о музыкальной грамоте;

4. сформировать начальные навыки самостоятельного определения нот на нотоносце, давать характеристику каждой ноте;

5. поупражняться в игре на элементарных шумовых музыкальных инструментах, используя при игре названия нот.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

      Предметные:

Научатся:

- в игровой форме элементам музыкальной грамоты;

- основным понятиям нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль;

- писать ноты на нотном стане.

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, музыкальных форм и жанров, основ музыкальной грамоты;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка».

Личностные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач.

Регулятивные: составлять план и последовательность действия.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература, математика.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.

Формы контроля: устный опрос, наблюдение за вокально-исполнительской деятельностью, работа с карточками.

Домашнее задание: Выучить слова песни Н.Соловьева, Г.Струве «Песенка о гамме».



Технологическая карта урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.

Организационный момент.

Личностные УУД:

- проявление эмоциональной отзывчивости

Музыкальное приветствие:

- Прозвенел звонок!

Музыкальное приветствие:

- Начался урок!

Вокализация музыкальной попевки.

Настрой на урок, опираясь на разученную попевку.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме, самостоятельные логические выводы;

Регулятивные УУД:

- целеполагание, как постановка учебной цели задачи, оценка;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности:

- Нет для ноток разных стран, всем они понятны! И для ноток нотный стан, как ковер наглядный!

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Каковы цель и задачи нашего урока сегодня?

Смотрят на экран и пытаются определить название темы урока и ставят цель урока.

Предлагается слайд 1 презентации «Где живут ноты?»

Уточнение темы урока, определение целей и задач урока.

3.

Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, самостоятельные логические выводы;

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему решению.

Учитель уточняет название темы урока, цели и задачи, предлагая детям совершить визит в гости в «Дом Нот». При помощи слайдов презентации рассказывает о местоположении нот на нотном стане. Дает основные понятия о нотном стане, ноте, скрипичном ключе.

Обучающиеся совершают воображаемый поход в гости в «Дом Нот». Получают первичные знания о названии нот и их размещении на нотоносце.

Слайды презентации 2 – 4. Работа по индивидуальным карточкам.

Введение в тему урока.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, с целью выделения в них существенных признаков: логически сравнивать и делать выводы, песня, танец и марш – три жанра музыки;

Личностные УУД:

- проявление эмоциональной отзывчивости, укрепление культурной и гражданской идентичности;

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

Задает вопросы по теме урока:

- Что такое ноты?

- Где живут ноты?

- Что такое нотный стан?

Предлагает заполнить «Дом Нот» жителями (нотами).

Отвечают на вопросы, пытаются вспомнить термины, озвученные ранее учителем на уроке (ноты, нотный стан). Работают по карточкам, пытаясь верно записать каждую ноту на нотном стане.

Работа по индивидуальным карточкам.

Первичное усвоение терминов и знаний.

5.

Первичная проверка понимания.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, с целью выделения в них существенных признаков: логически сравнивать и делать выводы;

Регулятивные УУД:

- саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль);

Личностные УУД:

- проявление эмоциональной отзывчивости при прослушивании музыки.

Предлагает спеть звукоряд гаммы До мажор вверх и вниз, с называнием нот.

Задает вопросы по теме урока:

- Сколько линеек составляет нотный стан?

- Что пишется в начале нотоносца?

Предлагает исполнить попевки по теме урока.

Исполняют звукоряд гаммы До мажор вверх и вниз, называя ноты. Стараются петь интонационно-чисто, верно называть ноты при пении вверх и вниз.

Отвечают на вопросы.

Исполняют попевки.

Вокальное исполнение гаммы До мажор (вверх и вниз) с названием нот.

Попевки про скрипичный ключ, нотный стан, ноты.

Точное запоминание нот, верное исполнение гаммы.

Вокализация по теме урока.

6.

Первичное закрепление.

Личностные УУД:

- проявление эмоциональной отзывчивости при прослушивании музыки;

- система заданий, ориентирующая обучающегося определить музыкальные жанры;

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии;

Познавательные УУД:

- устные речевые высказывания о характере песни, настроении;

Регулятивные УУД:

- саморегуляция, мобилизация к волевому усилию;

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество со сверстниками и учителем;

- участие в коллективной, совместной деятельности со сверстниками и учителем.

В игровой форме предлагает исполнить по ролям стихотворение В.Сергеева «Где живут ноты?»

Читает стихотворные строки, предлагая детям-нотам встать на классной сцене для выступлений в порядке До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, а остальным обучающимся после прочтения стихотворения спеть ещё раз гамму До мажор и проверить, верно ли стоят дети-ноты на воображаемом нотном стане.

Предлагает разучить песню сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве «Песенка о гамме» к Дню 8 марта.

Выбранные учителем дети-ноты встают в порядке, озвученном в стихотворении. Остальные обучающиеся класса контролируют правильно ли ноты располагаются на воображаемом нотоносце и поют гамму До мажор.

Разучивают «Песенку о гамме».

Игра-стихотворение В.Сергеева «Где живут ноты».

Текст песни Н. Соловьевой, Г. Струве «Песенка о гамме»

Контроль первичного закрепления полученных знаний.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Личностно-регулятивные УУД:

- осуществлять познавательную рефлексию в

отношении действий по решению учебных и

познавательных задач.

Познавательные УУД:

- создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи.

Коммуникативные УУД:

-- с помощью вопросов добывать недостающую информацию(познавательная

инициативность).

Предлагает вклеить листочки с текстом песни в свои рабочие тетради и выучить дома песню, чтобы исполнить её на праздничном общешкольном концерте, посвященном Дню 8 марта.

Вклеивают тексты песни в тетради, запоминают домашнее задание.

«Песенка о гамме»

Усвоение требований к выполнению домашнего задания.

8.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Личностные УУД:

- представление о причинах успеха в учёбе;

Регулятивные УУД:

- оценивают, совместно с одноклассниками и учителем результат своих действий;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить устные высказывания.

Организует рефлексию:

- Легко ли вам сегодня было учиться?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности сегодня возникли у вас?

Предлагает завершение урока:

- Прозвенел звонок!

Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы, соотносят цель и полученные результаты.

Допевают попевку:

- Кончился урок!

Подведение итога.


Ход урока

  1. Организационный момент. Попевка «Прозвенел звонок – начался урок».
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У.: - Нет для ноток разных стран, всем они понятны! И для ноток нотный стан, как ковер наглядный! Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Каковы цель и задачи нашего урока сегодня? дети отвечают на вопросы учителя.

У.: - Верно, сегодня мы с вами совершим прогулку в гости. А пригласили нас к себе в свой «Дом Нот» наши знакомые – НОТЫ. И тема нашего урока (обращает внимание детей на слайд) «Где живут ноты?» А узнать мы сегодня должны: что такое ноты, где они живут и для чего они нам.

  1. Актуализация знаний.

У.: - Вот мы уже и пришли к Дому Нот. Обратите внимание, сколько этажей в этом доме? Дети называют пять этажей.

У.: - Да, в этом доме целых пять этажей. Запомните: пять этажей – это пять линеек, на которых расположены ноты. Запомнить легко: пять линеечек – пять пальцев на нашей руке (показывает раскрытую ладошку с пятью пальцами). Называются эти линейки – нотный стан. На них стоят наши ноты. Линейки считаются снизу вверх, как книги на полке в шкафу. Иногда музыканты называют нотный стан нотоносцем. Как вы думатете, почему? Дети отвечают. 

У.: - Вы правы: нотоносец носит на себе ноты. А как вы думаете, чем можно открыть наш музыкальный домик? Ответы детей.

У.: - Оказывается, дом нот открывается также, как и наши дома – ключом. Только ключ этот совсем необычный. Называется он Скрипичный. Давайте попробуем открыть наш домик (дети обводят скрипичный ключ на своих карточках). Обратите внимание: начинаем писать с точки, расположенной на второй линейке снизу. Иногда музыканты называют скрипичный ключ – Ключом Соль, т.к. на второй линеечке пишется нота Соль.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

У.: - Что такое ноты? Где живут ноты? Что такое нотный стан? Дети отвечают. Давайте продолжим нашу работу по карточкам. Теперь вы знаете, что у каждой ноты есть своя квартира в этом пятиэтажном доме. Сейчас мы попробуем с вами заполнить эти квартиры на своих карточках. Нота До не любит высокие этажи, поэтому проживает в подвале. Напишем ноту До на добавочной линейке снизу. Дети пишут ноту До. Нотка Ре живёт чуть выше ноты До – под первой линейкой. Дети пишут ноту Ре. На первом этаже – первой линейке – напишем ноту Ми. Дети пишут ноту Ми. Для ноты Фа тоже нашлось своё место: между первой и второй линейками. Дети пишут ноту Фа. А кто помнит второе название Скрипичного ключа? Ответы детей. Какие вы молодцы, запомнили, что нота Соль пишется на второй линеечке. Пишем ноту Соль. Дети пишут ноту Соль. Вот мы почти поднялись середины нашего дома. Между второй и третьей линейкой проживает нота Ля. Дети пишут ноту Ля. А на третьей линеечке, в самой середине нотного стана, пишем ноту Си. Дети пишут ноту Си. Как вы думаете, какая следующая нота расположена между третьей и четвертой линейками? Оказывается, у нас там живёт тоже нота До, но с очень тонким голоском.

  1. Первичная проверка понимания.

У.: Это расположение нот называется звукорядом или гаммой. Расстояние от нижней ноты До до верхней ноты До называется октавой. Сейчас мы с вами исполним звукоряд гаммы До мажор. Сейчас мы с вами поднимемся из подвала до крыши нашего пятиэтажного дома, а потом спустимся обратно. Дети с учителем исполняют звукоряд гаммы До мажор снизу вверх и сверху вниз.

У.: - Сколько линеек составляет нотный стан? Что пишется в начале нотоносца? Ответы детей.

У.: - Сейчас мы с вами споем попевки про Скрипичный Ключ, нотный стан и наших замечательных ноток, пригласивших нас в гости:

Он помощник наш отличный,

Мы зовём его ключ «соль»,

Все нам скажет ключ скрипичный,

Нотной азбуки король.

Пять линеек нотной строчки

мы назвали нотный стан,

и на нём все ноты-точки

разместили по местам.

Семь всего лишь нот на свете,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

У.: - Вы очень старались, молодцы.

  1. Первичное закрепление.

У.: - А вы любите играть в игры? Сейчас ко мне подойдут ребята (вызывает восемь детей из класса), которые будут нашими нотками (раздаёт выбранным детям карточки с написанными нотами). Я буду читать стихотворение, а наши дети-нотки будут на нашей сцене заполнять воображаемый нотный стан. Готовы?

Учитель читает стихотворение В. Сергеева «Где живут ноты?», дети-ноты встают по-порядку:

Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка - высоко не лезть

Первая линейка - хорошо и здесь

Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

(получается фасоль)

Слово получается.

А вы меня заметили? -

Спросила нота ЛЯ:

- Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля - ля – ля!

А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

ДО вверху и ДО внизу

Это не забава.

Мы споём от ДО до ДО

Получится октава.

У.: Давайте еще раз пропоем нашу гамму До мажор. Дети поют.

У.: Скоро мы будем поздравлять всех мам и бабушек с праздником. Что это за праздник? Дети отвечают. Верно, это замечательный весенний праздник – День 8 марта. А вы хотите сделать музыкальный подарок вашим мамам, бабушкам, а также всем женщинам и девочкам нашей школы на предстоящем концерте на музыкальных переменах 6 марта? Сегодня мы с вами разучим «Песенку о гамме». Учитель раздает текст песни каждому обучающемуся. Вокально-хоровая деятельность обучающихся:

«Песенка о гамме»
сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве

Мы с праздником весенним
Хотим поздравить маму
Мы выучим все 
ноты
И пропоём ей гамму
Мы «до» отыщем дома,
Мы «Ре» в реке поймаем
И у минутки быстрой
Про «ми» мы разузнаем.

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Мы «фа» и «соль» в тарелке
Увидим за обедом
Проквакают лягушки нам
Ноту «ля» дуэтом.
А «си» нам прощебечет
Синица на заборе.
Теперь споём всю гамму
Мы маме в до мажоре.

Припев:
До, ре ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: - Вы такие молодцы: очень быстро запомнили слова нашей праздничной песни! У вас будет домашнее задание. Листочек с текстом песни вы должны вклеить в ваши рабочие тетради и дома петь эту «Песенку о гамме» наизусть.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

У.: - Вот и закончилось наше посещение музыкальных ноток и Дома Нот. Пора с ними прощаться. Легко ли вам сегодня было учиться? Что нового вы узнали на уроке? Какие трудности сегодня возникли у вас? Дети анализируют свои действия на уроке и соотносят полученные результаты поставленным цели и задачам.

У.: - Прозвенел звонок!

Д.: - Кончился урок!

Заключение

Все поставленные на уроке цели и задачи были обучающимися выполнены. Дети занимались на уроке с интересом, вниманием. Данный урок был проведен в рамках региональной пилотной площадки по апробации учебного предмета «Музыка» на базе МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» с обучающимися 1А класса на уроке музыки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ М.П.Пелогеина

протокол №___

от   « __ » августа  20 15 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №__12__

от « 31 » августа  20 15  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____ А.А.Луцкий

приказ № _596__

от  «_31 »_августа  20 15  г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОКАЛЬНО – ЭСТРАДНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ»

для детей 11-15 лет

Срок реализации     -     1 год

учитель Бацаева Ирина Николаевна

высшая квалификационная категория

г.п. Приобье

2015 г.

Содержание

  1. Паспорт программы……………………………………………………..2
  2. Пояснительная записка………………………………………………….4
  3. Цели и задачи программы……………………………………………… 5
  4. Содержание программы…………………………………………………6
  5. Предполагаемые результаты программы………………………………9
  6. Воспитательная работа………………………………………………….10
  7. Перечень материально-технического обеспечения и ТСО…………...11
  8. Список литературы……………………………………………………...12
  9. Календарно-тематическое планирование……………………………...13

        

        Паспорт программы

Наименование программы

 Кружок вокально-эстрадного исполнения

Направление программы

Художественно-эстетическое

Классификация программы

11-15 лет, 2 ступень

Составитель программы

Учитель музыки высшей квалификационной категории

Бацаева Ирина Николаевна

Рецензент программы

 

Учредитель программы

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Адрес учреждения

ХМАО-Югра, Октябрьский район,

г.п. Приобье, Школьная, д.1, тел/факс 8(34678)3-33-82

География

Октябрьский район, г.п. Приобье

Целевая группа

Наполняемость: год обучения- 12 человек

Обоснование для разработки программы

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 13.06.2003 года.

Цель программы

Создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокально-эстрадное исполнение», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;
  • формирование музыкальной памяти;
  • обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);
  • формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.

Воспитательные:

  • воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.

Развивающие:

  • разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного и музыкального уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;
  • развитие умения творчески реализоваться на сцене.

Сроки реализации программы

Один год.

Режим занятий

Два раза в неделю по одному часу

Ожидаемые результаты

  • Формирование у детей желания заниматься понравившимся видом деятельности;
  • Развить  любовь к музыкальному искусству;
  • Умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном;
  • Развитие слуха и дикции;
  • Выработка профессиональной певческой установки и звукообразования;
  • Усвоение мелодико-гармонического материала песен;
  • Раскрытие творческих способностей и умения работать самостоятельно.        

Пояснительная записка

Музыка – одно из могучих средств общения и сплочения людей. В системе эстетического воспитания учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка развивает ребенка, все богатства его мыслей и чувств. Музыкальное воспитание ребенка – основа музыкальной культуры всего народа.

Вокально-эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения учащихся.

Основной принцип обучения – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.

             Данная программа представляет  иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Весь курс постановки голоса рассчитан на год обучения - 74 часа; они включают в себя 22 часа теоретических занятий и 52 часа – практических.
За это время руководитель оставляет себе право заниматься  как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами. При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на 2 подгруппы. Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

Кружок «Вокально – эстрадного исполнения» работает на протяжении всего учебного года (36 рабочих недель.

                                                        Цель и задачи программы

Цель: Создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом

            знаний, умений и навыков курса «Вокально-эстрадное исполнение», раскрытие и    

            развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в

            художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;
  • формирование музыкальной памяти;
  • обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);
  • формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.

Воспитательные:

  • воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.

Развивающие:

  • разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного и музыкального уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;

развитие умения творчески реализоваться на сцене.

Методы и приемы работы.

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;
  • Объяснение;
  • Инструктаж;
  • Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;
  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;
  • Контроль;
  • Самоконтроль;
  • Оценка;
  • Самооценка;
  • Вручение подарка;
  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность;
  • Благодарственное письмо родителям;
  • Устное одобрение.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.

Детские  голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие.

Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.

                                             

                                                      Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика.

Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Лад: мажор-минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.

Темп:

быстро - медленно.

Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

Динамика:

громко – тихо.

Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Жанры:

песня, танец, марш.

Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра.

Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.

Формы:

1-, 2-, 3-хчастные.

Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия.

Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме.

Формы песен.

Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма.

Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

Типы голосов.

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.

Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух.

Типы дыхания.

Определение типов дыхания, их особенности.

Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

Единство художественного и технического.

Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения?

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения.

Хор, его разновидности.

Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор.

Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу.

Типы певческих голосов в хоре.

Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом.

Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора.

Солист, дуэт, трио, квартет.

Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям.

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей.

Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.

Определение фальцета, речитатива.

Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент.

Работа над музыкальным и сценическим образом.

      Занятие является основной формой обучения и воспитания в кружке. Занятие условно можно разделить на две части:

    -вокальная гимнастика или вокальные упражнения;

    -работа над произведением.

Вокальная гимнастика, в свою очередь, делится на :

    -артикуляционную гимнастику;

    -дыхательные упражнения;

    -певческое распевание или вокально-интонационные упражнения.

Вокальная гимнастика:

Артикуляционная гимнастика:

1.Массаж лицевых резонаторов.

2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.

3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.

4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.

8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.

9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.

12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.

13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.

    Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Дыхательные упражнения:

    Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.

1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот».  На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.

2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».

3Широко открыть рот, дышать носом.

4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).

5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.

    Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.

Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.

Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».

2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».

3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.

На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.

    Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения» ).

Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.

Предполагаемые результаты программы

В  программе кружка  – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

             Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей и вокальных ансамблей.  Номера художественной самодеятельности в исполнении школьников готовятся для районных конкурсов сольного, ансамблевого пения и для  других мероприятий.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Должны знать и определять на слух:

-  музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка школьников  состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к выступлениям и управления нервно-психическим восстановлению школьников. Общая психологическая подготовка представляет формирование личности и межличностных отношений, развитие театрального интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка школьников  к выступлениям состоит из двух разделов:  общая психологическая подготовка к выступлениям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлениям в конкретном концерте.

В ходе обшей, психологической подготовки к выступлениям формируется высокий уровень  соревновательной мотивации, соревновательные черты характера: эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в любой обстановке.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением участника  снимается нервно – психическое напряжение, восстанавливается работоспособность после выступлений, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно - психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, релаксации, переключения на другие виды деятельности.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичных занятий и выступлений.

На занятиях делается акцент на развитие духовно – нравственного воспитания школьников, способность развить школьнику свои творческие возможности, формированию волевых качеств характера, развитию мышления и памяти.    

                               

                                                                 Воспитательная работа

   Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации.

 В данной программе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально-культурной среде.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно-смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

Увлечение

Воспитательная система особого уклада жизни

Создание уклада жизни, эмоционально привлекательного для учащихся

Цель воспитания:

   В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики учащихся. Это ребенок:

- имеющий особенную нравственную позицию;

- носитель определенного типа культуры;

- стремящийся к постижению и сотворению красоты;

- способный к самореализации

Компоненты воспитательной системы:

  • особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;
  • годовой круг событий;
  • система фестивалей, концертов, различных мероприятий, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;
  • оформление помещения, задающее стиль и создающее необходимую атмосферу.

Работа с родителями включает в себя:

  • демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его особенностями;
  • предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;
  • регулярную демонстрацию талантов их детей (выступления в концертах, общешкольных мероприятиях и т.д.)

Диагностика достижения воспитательных результатов.

   Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • достижения обучающихся;
  • результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
  • популярность культурных образцов, производимых учащимися, в молодежной среде.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

  • результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного, окружного,  российского и международного уровней;
  • тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;
  • тестирование изменения ценностных ориентаций.

Перечень материально-технического обеспечения и технических средств (ТСО), необходимых для реализации программы

  Занятия проводятся в учебном кабинете № 109 и  в актовом зале основного здания школы. Кабинет и актовый зал достаточной площади, микроклимат кабинета и актового зала благоприятный.

  1. Акустическая система:
  2. Микрофоны;
  3. Клавишные инструменты;
  4. ЭВМ;
  5. СD, DVD-диски;
  6. Доступ в интернет.
  7. Видеомагнитофон;
  8. Телевизор;
  9. Программное обеспечение.

                                                        Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. -  Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
  9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
  12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
  15. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
  16. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

                                                Календарно-тематическое планирование                    

№пп

Тема

Кол-во

 часов

Дата по плану

Дата по

факту

ТСО,

ИКТ,

ЦОР

Практическая часть

программы

1

2

Музыка рассказывает обо всем.

2

Портрет Чайковского; Диск записями

Написать стихи о музыке. Разучивание песен.

3

4

Истоки  музыки.

2

Учебник «Культура родного края»

Слушание и разучивание песен.

5

6

Искусство открывает мир.

2

Репродукция картин

Нарисовать картину «Звучащая природа»

7

8

Искусства различны, тема едина.

2

Репродукция картин

разучивание песен и повторение

     9

   10

Героические образы в искусстве.

2

Портрет Л.Бетховена; картины «А.Невский».

Слушание и анализ музыкальных произведений.

   11

   12

Музыка «дружит» не только с поэзией.

2

Римский-Корсаков. Презентация.

Написать сценарий к фильму, где б звучала эта музыка.

   13

   14

 Выдающие деятели  в области искусства.

2

Репродукция картин

разучивание песен и повторение

  15

  16

Песня - верный спутник человека.

2

Видеоклипы, песни-караоке

Повторение песен.

  17

  18

Заключительный урок.

2

Видеоклипы, песни-караоке

Повторение песен.

  19

  20

  21

  22

Мир русской песни (как сложили песню?)

4

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Слушание и анализ музыкальных произведений

23

24     25

  26

  27  

Песни без слов.

5

Презентации

Слушание и анализ музыкальных произведений

  28

  29

  30

  31

  32

Новый год, новый год!!!

5

Презентации

Разучивание песен и повторение

  33

  34

 

Мир человеческих чувств.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Слушание и анализ музыкальных произведений

  35

  36

 

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

2

Презентации

Разучивание песен и повторение

  37

  38

 

Что может изображать хоровая музыка.

2

Презентации

Слушание и анализ музыкальных произведений

  39

  40

 

Музыка в кинофильмах.

2

Видеофильм

Исполнение песен, просмотр

41

42

Самый значительный жанр вокальной музыки.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин..

Разучивание песен и повторение

  43

  44

 

Балет, единство музыки и танца.

2

Презентации

Слушание и анализ музыкальных произведений

  45

  46

 

Опера и балет

2

Презентации

Просмотр видеофрагментов балетов

  47

  48

Музыка - главный герой сказки.

2

Слуховая наглядность

Слушание и анализ музыкальных произведений

49

50

Музыка - главный герой басни.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Слушание и анализ музыкальных произведений

  51

  52

 

Чудо музыки.

2

Презентации

Анализ муз. произведений

  53

  54  

   

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин..

Слушание и анализ музыкальных произведений

  55

  56

 

Музыкальный портрет.

2

Презентации

разучивание песен и повторение

  57

  58

   

Музыкальный портрет.

2

Презентации

Анализ муз. произведений

   59

   60

   

Картины природы в музыке.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Слушание и анализ музыкальных произведений

  61

  62

  63

64

Богатырские образы в искусстве.

4

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Разучивание песен и повторение

  65

  66

 

Можем ли мы услышать живопись.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Репродукция картин

Слушание и анализ музыкальных произведений

  67

  68

 

Настроение картины и музыки.

2

Репродукция картин

Слушание и анализ музыкальных произведений

   69

   70

   

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

2

презентации

разучивание песен и повторение

  71

  72

 

Мы рисуем музыку, взаимосвязь музыки и ИЗО.

2

презентации

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин.

Исполнение песен

   73

   74

Концерт.

2

Слуховая наглядность, портреты композиторов, репродукции картин

Повторение песен

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ М.П.Пелогеина

протокол №___

от   « __ » августа  20 15 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №__12__

от « 31 » августа  20 15  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____ А.А.Луцкий

приказ № _596__

от  «_31 »_августа  20 15  г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

для детей 7-10 лет

Срок реализации     -     1 год

учитель Бацаева Ирина Николаевна

высшая квалификационная категория

пгт Приобье

2015 г

Содержание

  1. Паспорт программы……………………………………………………..2
  2. Пояснительная записка………………………………………………….4
  3. Цели и задачи программы……………………………………………… 5
  4. Содержание программы…………………………………………………6
  5. Предполагаемые результаты программы………………………………7
  6. Воспитательная работа…………………………………………………..8
  7. Перечень материально-технического обеспечения и ТСО…………....9
  8. Список литературы……………………………………………………....10
  9. Календарно-тематическое планирование……………………………....11

        

        Паспорт программы

Наименование программы

 Кружок сценического искусства

Направление программы

Художественно-эстетическое

Классификация программы

7-10 лет, 1 ступень

Составитель программы

Учитель музыки высшей квалификационной категории

Бацаева Ирина Николаевна

Рецензент программы

 

Учредитель программы

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Адрес учреждения

ХМАО-Югра, Октябрьский район,

г.п. Приобье, Школьная, д.1, тел/факс 8(34678)3-33-82

География

Октябрьский район, г.п. Приобье

Целевая группа

Наполняемость: год обучения- 12 человек

Обоснование для разработки программы

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 13.06.2003 года.

Цель программы

Активация у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения, стимулирование к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере сценической деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление навыков создания сценического образа;
  • формирование сценической памяти;
  • обучение профессиональным сценическим навыкам (устойчивое знание текста, уверенная техника воплощения сценического образа);
  • формирование художественного восприятия, способности проникать в суть содержания сценического образа.

Воспитательные:

  • воспитание любви к театральному искусству в целом, и к сценическому исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью театральной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения театрального репертуара.

Развивающие:

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;
  • развитие умения творчески реализоваться на сцене.

Сроки реализации программы

Один год.

Режим занятий

Два раза в неделю по одному часу

Ожидаемые результаты

  • Формирование у детей желания заниматься понравившимся видом деятельности;
  • Развить  любовь к сценическому искусству;
  • Умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном;
  • Развитие слуха и дикции;
  • Раскрытие творческих способностей и умения работать самостоятельно.        

Пояснительная записка

Кружок «Сценического искусства» тесно связан с курсами детской литературы и культуры речи, формирует три компонента-минимума содержания образования, определённые современной дидактикой:

– надпредметные умения и навыки: общая раскрепощённость, искусство общения, педагогическая заразительность и владение аудиторией;

– профессиональные умения, необходимые в работе педагога: выявление ведущей идеи литературного произведения, исполнительский анализ, владение техникой чтения произведений различных жанров, организация различных форм театрализации во внеклассной работе;

– опыт творческой деятельности: инсценирование литературно-художественного произведения и создание небольших театральных зрелищ с использованием различных видов театрализации (игровой театр, кукольный театр, теневой театр, магнитный театр и др.).

Данная программа рассчитана на год обучения - 74 часа; они включают в себя 22 часа теоретических занятий и 52 часа – практических.
За это время руководитель оставляет себе право заниматься  как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами. При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на 2 подгруппы. 

Кружок «Сценическое искусство» работает на протяжении всего учебного года (36 рабочих недель.

                                                        Цель и задачи программы

Цель: Активация у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения, стимулирование к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере сценической деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление навыков создания сценического образа;
  • формирование сценической памяти;
  • обучение профессиональным сценическим навыкам (устойчивое знание текста, уверенная техника воплощения сценического образа);
  • формирование художественного восприятия, способности проникать в суть содержания сценического образа.

Воспитательные:

  • воспитание любви к театральному искусству в целом, и к сценическому исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью театральной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения театрального репертуара.

Развивающие:

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;

развитие умения творчески реализоваться на сцене.

Методы и приемы работы.

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;
  • Объяснение;
  • Инструктаж;
  • Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;
  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;
  • Контроль;
  • Самоконтроль;
  • Оценка;
  • Самооценка;
  • Вручение подарка;
  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность;
  • Благодарственное письмо родителям;
  • Устное одобрение.

                                             

                                                      Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Основы театральной культуры

Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности.

Беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Ритмопластика

Обучение ритмическим, музыкальным, пластическим играм и упражнениям.

Развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи

Обучение играм со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Подготовка спектакля

Знакомство со сценариями авторских спектаклей.

Работа с этюдами и постановка спектаклей.

Программные задачи:

  • развивать интерес к сценическому искусству;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
  • снимать зажатость и скованность;
  • активизировать познавательный интерес;
  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • пополнять словарный запас;
  • учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;
  • научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
  • знакомить детей с театральной терминологией;
  • знакомить детей с видами театрального искусства;
  • знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые результаты программы

К концу занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр.

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

3.      С чего зародился театр.

4.      Какие виды театров существуют.

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Воспитательная работа

   Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации.

 В данной программе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально-культурной среде.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно-смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

Увлечение

Воспитательная система особого уклада жизни

Создание уклада жизни, эмоционально привлекательного для учащихся

Цель воспитания:

   В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики учащихся. Это ребенок:

- имеющий особенную нравственную позицию;

- носитель определенного типа культуры;

- стремящийся к постижению и сотворению красоты;

- способный к самореализации

Компоненты воспитательной системы:

  • особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;
  • годовой круг событий;
  • система фестивалей, концертов, различных мероприятий, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;
  • оформление помещения, задающее стиль и создающее необходимую атмосферу.

Работа с родителями включает в себя:

  • демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его особенностями;
  • предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;
  • регулярную демонстрацию талантов их детей (выступления в концертах, общешкольных мероприятиях и т.д.)

Диагностика достижения воспитательных результатов.

   Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • достижения обучающихся;
  • результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
  • популярность культурных образцов, производимых учащимися, в молодежной среде.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

  • результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного, окружного,  российского и международного уровней;
  • тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;
  • тестирование изменения ценностных ориентаций.

 Перечень материально-технического обеспечения и технических средств (ТСО), необходимых для реализации программы

  Занятия проводятся в учебном кабинете № 109 и  в актовом зале основного здания школы. Кабинет и актовый зал достаточной площади, микроклимат кабинета и актового зала благоприятный.

  1. Акустическая система:
  2. Микрофоны;
  3. Клавишные инструменты;
  4. Компьютер;
  5. СD, DVD-диски;
  6. Доступ в интернет;
  7. Видеомагнитофон;
  8. Телевизор;
  9. Реквизит для тренингов и пластических этюдов;
  10. Программное обеспечение.

                                                       

Список литературы

  1. Абалкин Н. Рассказы о театре. – М.,1981
  2. Беседа Ю.К. Выразительное чтение: Практикум. – М.: Прометей, 1991.
  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. – М., 2006
  5. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу- программы. – Ростов-на-Дону, 2005
  6. Когородский З.Я. Ваш театр. – М., 1984
  7. Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. – М., 1989
  9. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. – М.,2007
  10. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. – Ростов-на-Дону, 2007
  11. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. – Ростов-на-Дону, 2004
  12. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – Ч. II. Работа над собой в творческом процессе воплощения.// Собр. соч. – Т.2 – М.: Искусство, 1954 (или другое издание).
  13. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. – М., 1980

                                                Календарно-тематическое планирование                    

пп

Тема

Кол-во

 часов

Дата

по плану

Дата

по факту

ТСО,

ИКТ,

ЦОР

Практическая часть

программы

1

2

Театр как вид искусства.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Участие детей в тренинговых играх, этюдах.

3

4

"Рождение театра».

2

Аудио- и видеоматериалы.

Участие детей в тренинговых играх, этюдах.

5

6

"Театр и жизнь"

2

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения «Картинная галерея», «Дискотека», «Концерт».

7

8

Творческое воображение.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Образное внутреннее видение от внешнего раздражителя.

9

10

Пластичная импровизация.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Участие детей в тренинговых играх, этюдах. Чтение сценария спектакля.

11

12

Неоконченные рассказы. Придумать продолжение.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Участие детей в тренинговых играх, этюдах. Обмен ролями.

   13  14

Выдающие деятели  в области театрального искусства.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения на формирование умения переключать внимание с одного круга внимания на другой («Машинка», «Калькулято», «Буквы алфавита»)

15

16

Действие – основное выразительное средство.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения на «публичное одиночество»: «Проехал остановку», «Читаю письмо», «Фотографии»

17

18

Событие – как предполагаемое обстоятельство.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Разыгрывание по ролям сцен из спектакля.

19

20

21

22

Мышечная (физическая) свобода и раскрепощённость

4

Аудио- и видеоматериалы.

Движение в разных ритмах с концентрацией мышечного зажима в разных частях тела («Прогулка», «По болоту», «По доске»,   «Невидимый мяч»). Роли в спектакле.

23

24    25

26

27  

Воображение и фантазия.

5

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения «Рассказ по картине», «Оправдание поз», «Пластическая пристройка», «Рассвет», «Битва». Обмен ролями в спектакле.

28

29

30

31

32

Развитие устной монологической речи. Дикция. Артикуляционная гимнастика.

5

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения на дикцию (стихи, песни, сопровождаемые движениями). Подготовка к премьере спектакля.

3334

Взаимосвязь и взаимозависимость между партнерами.

2

Аудио- и видеоматериалы. Реквизит для спектакля.

Этюды на создание предлагаемых обстоятельств (по заданию учителя или самостоятельно).

Групповой рассказ, оправдание поз и места действия («Жду письмо»). Премьера спектакля.

3536

Физическое самочувствие и память физических действий.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Упражнения на эмоционально окрашенные движения «плач», «смех», «грусть».

3738

Активность сценического действия.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Упражнения «Купить лекарство (незнакомому человеку, больной матери, домашнему питомцу)», «Найти выход из лабиринта», «Набрать номер телефона, чтобы: - пригласить на свидание;

- узнать результаты экзаменов».

3940

Оценка факта, события.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Погас свет», «Утюг», «Отключили воду», «Опоздал».

4142

Сценическое общение.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Самостоятельная этюдная работа учащихся на темы, предложенные учителем, или выбранные самостоятельно.

4344

Действия словом. Сочиняем сказку.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды на создание условий для сценического общения.

4546

Общение в условиях оправданного молчания.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Экзамен», «Спит ребёнок» и т.д.

Сценарий спектакля по ролям.

4748

Перемена отношения к партнёру.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Скамейка в парке:

-незнакомы, но хотят познакомиться;

- брат и сестра в ссоре;

- соперники».

4950

«Круг мыслей» в этюде.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Новый год», «День рождения» и т.д.

5152

Действия в предлагаемых обстоятельствах.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Участие детей в тренинговых играх, этюдах. Чтение сценария спектакля по ролям.

5354  

 

Сценическая задача.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Одеваюсь:

- на дискотеку;

- в больницу;

- на кастинг»

55 56

Приспособления.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Попал в капкан», «Захлопнулась дверь в квартиру», «Опоздал на поезд»

5758

«Рождение слова».

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды с использованием двух-трёх слов («Здравствуйте, понял, до свидания»).

Этюды на приёмы общения через слово, жест, мимику, взгляд («В ссоре», «Незнакомые люди», «На концерте»).

5960

 

Подтекст.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды «Поздороваться:

- чтобы извиниться;  

- чтобы поссориться;

-чтобы занять деньги».

Разучивание ролей спектакля.

6162

63

64

«Наигрыш» и «театральные штампы».

4

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Анализ кино- , аудио-, видеоматериалов.

Обмен ролями в спектакле.

6566

Импровизированный текст.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды на две-три фразы («Как хорошо», «Бежим», «Тихо»).

Разыгрывание сценок.

6768

Шесть рычагов: выше – ниже, громко – тихо.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Этюды на создание предлагаемых обстоятельств (по заданию учителя или самостоятельно).

Подготовка к спектаклю.

6970

Работа с домашними заготовками.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Просмотр творческих работ.

7172

Погружение в мир театра.

2

Аудио- и видеоматериалы. Этюдный реквизит.

Подготовка к премьере спектакля.

7374

Премьера спектакля.

2

Аудио- и видеоматериалы.

Творческий отчёт.


Предварительный просмотр: