Проекты моих учеников

Ирина Николаевна Бацаева

Учись учиться

Библиотека

Творческие работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трегубов Артём Алексеевич, обучающийся 6 класса

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

представляет проектную работу для участия в Международном конкурсе проектных работ на тему «Я в искусстве».

Пояснительная записка.

Я очень люблю познавать мир. Это так интересно и увлекательно! Люблю ставить научные опыты, читать книги, слушать музыкальные произведения. Одним из моих увлечений является мир кинематографа. Этот вид искусства меня завораживает, манит, поражает своими чудесами. И пусть пока я сам не являюсь создателем чего-то грандиозного и важного в мире искусства, я попытаюсь внести свой маленький вклад в это чудесное изобретение человечества – кинематограф – путём исследования вопроса: что было бы с кинофильмами, если бы не было музыки, как вида искусства?

Слайд 1

Музыкальные образы в кинофильме  «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра».

Слайд 2

Цель: показать роль музыки в кинофильмах.

ЧТО СТАЛО БЫ С КИНОФИЛЬМАМИ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ?

Слайд 3

Гипотеза: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик.

Слайд 4

«Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении её со зрительным восприятием.» Арам Хачатурян.

Слайд 5

Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.  Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной. И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной.  И вот герои заговорили!

Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Слайд 6

Итак, фильм «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра».  

Хотелось бы рассказать именно о нём. Фильм «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» вышел в 2002 году. Почему именно он? Это одна из моих любимых комедий! В ней много музыки, благодаря которой, фильм, по-моему, стал просто изумительным!

Сюжет

Действие картины происходит в 50 году до нашей эры. Времена правления фараонов канули в лету. Это ставит под сомнение прежнее величие египетского народа, о чем и высказывается в своей пламенно речи римский император Гай Юлий Цезарь египетской царице Клеопатре.

Пытаясь доказать обратное, гордая царица заявляет, что современное поколение египтян способно удивить мир, построив уникальный огромный дворец для Цезаря в наикратчайший срок — три месяца. Выполнить поставленную задачу выпало на долю молодого зодчего Номернабиса. Он оказался перед выбором, либо быть осыпанным золотом, либо отправиться на корм прожорливых крокодилов. Понимая, что сроки, отведенные царицей на строительство, нереальны, герой решает прибегнуть к волшебству.

Из рассказов отца Номернабис знает о друиде из Галлии, который ведает секретом приготовления волшебного отвара, способного увеличивать силы человека в сотни раз. Зодчий отправляется в далекую снежную Галлию, где знакомится с друидом Панорамиксом и его друзьями Астериксом и Обеликсом. Известная троица откликается на призыв Номернабиса о помощи и отправляется в Египет. С собой друзья не забыли захватить волшебный напиток Панорамикса и четвероногого друга Идефикса. На пути к поставленной цели у них появляется множество неприятелей и отпетых врагов. В комплекте герои приобретают одного из могущественнейших соперников — императора Рима, не желающего поражения в затеянном споре.

Слайд 7

Начнём с актёрского состава. В фильме принимает участие большое количество звезд первой величины.

Царицу Египта Клеопатру с вулканическим темпераментом исполняет очаровательная и талантливая Моника Беллуччи. У нее поистине царская осанка и надменный взгляд. Если бы настоящая Клеопатра была так красива и обладала такой потрясающей фигурой, то к ее ногам пали бы не только Цезарь и Марк Антоний, но и все другие правители государств древнего мира. Вряд ли можно было найти более подходящую актрису на эту роль.

Гиперссылка Моника Белучи

В исполнении актрисы звучит песня Умберто Тоцци и Джанкарло Бигацци «Ti Amo»

(активировать звуковой файл на слайде нажатием

чёрного квадрата курсором мыши).

Слайд 8

Роль Гая Юлия Цезаря исполняет сам режиссер и автор сценария фильма Ален Шаба. За эту роль в 2002 году его номинировали на приз зрительских симпатий Европейской академии кино. Сняв картину и сыграв в ней одну из ролей, Ален Шаба признался журналистам, что воплотил в жизнь свою мечту детства.

Слайд 9 

В образе хитроумного галла Астерикса, как и в первой экранизации, выступает Кристиан Клавье, умеющий гениально воссоздать в равной степени как трагические, так и комедийные образы. Он очаровывает своим сдержанным юмором.

Слайд 10 

Во всех фильмах роль Обеликса исполнил Жерар Депардье. Он сумел показать способность Обеликса передавать черты детского изумления. А его верный и отважный друг песик Идеафикс придает образу Обеликса дополнительные положительные нотки. В фильме его играет собака породы вест хайленд вайт терьер, впервые выведенный в Шотландии в далекие времена. Собаки этой породы отличаются, как песик Идеафикс, отважным характером и преданностью хозяину.

Слайд 11

Злобный придворный архитектор Гоблинус не может смириться с тем, что строительство дворца досталось не ему. Как зодчий-классик не принимает новаторские и нелепые идеи Номернабиса. Желая получить строительство в собственные руки, разрабатывает коварные планы, которые могут помешать сдаче заказа в срок. Роль исполнил французский актер и певец Жерар Дармон.

Режиссер Ален Шаба так отзывается о нем: "Я обожаю Жерара. Он актер до мозга костей. Он сам делает большую часть своих трюков и сам сражается. Он погрузился в роль на 1000 процентов. Он с наслаждением играл злодея. Вся съемочная группа с удовольствием наблюдала за ним".

Гиперссылка Гоблинус

Слайд 12

Мудрый друид Панорамикс, ведающий рецептом «всесильного» зелья, отказывается раскрыть тайну приготовления снадобья Нумернабису. Но предпринимает путешествие в далекую экзотическую страну с целью помочь бедолаге-зодчему. Роль Панорамикса исполнил знаменитый французский мастер эпизода Клод Риш.

Режиссер Ален Шаба говорит: "По-моему, Панорамикс – это воплощение мудрости и мастерства, сочетание стройной фигуры и сверкающих глаз, иначе говоря, Клод Риш собственной персоной". Две номинации на "Сезар" за роль второго плана подтверждают эти слова.

Слайд 13

Роль архитектора-новатора Номернабиса исполнил Жамель Деббуз. Его искренность и простота вызывают сочувствие зрителя по ходу всего фильма. А умилительный взгляд заставляет улыбнуться. У Номернабиса отсутствует правая рука, хотя на протяжении всего фильма не говорят о том, как он её потерял. Это связано с тем, что актёра, который его сыграл, в детстве ударило электрическим током в эту руку, когда он играл на путях Парижского метрополитена, и он не может ей пользоваться. Однако это не мешает Жамелю Деббузу быть одним из самых востребованных во Франции актером и шоуменом. Роль в этом фильме принесла Деббузу известность и любовь среди французов. В 2004 году ему позволили участвовать в эстафете Олимпийского огня. Актер пронес факел по Парижу.

Слайд 14

Узнаваемые пародии

Многие сцены картины являются пародиями на известные художественные фильмы, снятые ранее в Голливуде. Среди них «Матрица», «Парк Юрского периода», «Титаник», «Звездные войны» и другие.

К примеру, помощник Цезаря Каюс Соплюс одет в шлем, напоминающий шлем Дарта Вейдера – персонажа «Звездных войн». В одном из эпизодов он под музыку «Имперского марша» напрямую отсылает зрителей к воспоминаниям об этом фильме, заявляя: «Римская Империя несокрушима, и если враг атакует, империя наносит ответный удар».  

Гиперссылка Каюс Соплюс

Слайд 15

Пираты капитана Красноборода (роль исполняет Бернар Фарси, прославившийся ролью комиссара Жибера в фильмах Люка Бессона «Такси»), после потопления их корабля, создают явную пародию на картину французского художника эпохи романтизма Теодора Жерико «Плот «Медузы», написанную в 1819 году. Это знаменитое произведение художника находится в 77-ом зале галереи Денон в парижском Лувре. Режиссер фильма сознательно пошел на подобный трюк, зная, что данное полотно не раз становилось источником вдохновения для многих известных деятелей искусств.

Кадр, где пираты Красной Бороды цепляются за останки разрушенного судна, является пародией на известную картину.

Слайд 16

В одном из эпизодов царица Египта Клеопатра заказывает своему художнику написать ее портрет. При этом ставит условие, что нарисовать надо не в профиль. Позируя, Клеопатра напоминает Мону Лизу с одноименной картины известного итальянца Леонардо да Винчи.

Вы внимательно смотрите фильмы? Вот и я задался вопросом: какие особенности у моего любимого фильма? Оказалось, что в нём немало пародий, как и не мало музыки. А ещё я узнал о многих интересных фактах.

Слайд 17

Интересные факты

В кинокартине большое количество сцен основано на забавной игре слов. Имя одной из работниц на постройке дворца в оригинале звучит, как Итинерис, в честь французской телефонной компании. Своей манерой говорить она напоминает фоновое звучание телефона и даже сообщает руководителю строительства дворца Номернабису в одном из эпизодов: «Вам два новых сообщения». В русском дубляже ее имя, как и многие другие имена, адаптировано так, чтобы у российского зрителя оно также вызвало улыбку: героиню зовут Билайнис в честь отечественного телефонного оператора «Билайн».

Слайд 18

Помощника главного зодчего фильма Номернабиса зовут Отис. В картине он истязает собственный мозг размышлениями о постройке подъемной машины. Реальный лифт безопасного типа придумал в 1852 году американский изобретатель Элиша Грейвс Отис.

Слайд 19

Бюджет фильма составил 50 миллионов 300 тысяч евро. Комедия оказалась на тот момент самой дорогой картиной в истории французского кинематографа. По окончании съемок был устроен благотворительный аукцион, на котором костюмы главных героев фильма были проданы, а собранные средства отправлены в фонд защиты детей.

Фильм «Астерикс и Обеликс: Мисия Клеопатра» снимался на протяжении 126 дней с трех утра до шести вечера. По сюжету действие фильма разворачивается в Египте. Однако в загадочной стране фараонов не было снято ни одного кадра. Для съемок велись во Франции, в Чехии, на острове Мальта и даже в Марокко.

Фильм был удостоен в 2003 году престижной премии «Сезар» за «Лучший дизайн костюмов». Он также номинировался на этой же церемонии в категориях «Лучшие декорации», «Лучший актёр второго плана» (Жерар Дармон и Жамель Дебузз).

Слайд 20

Исторические неточности, словесные изыски и откровенные пародии добавляют фильму много юмора и сатиры. Блистательные спецэффекты действуют захватывающе. В фильме очень красивые декорации и замечательное музыкальное сопровождение. В фильме задействовано 120 музыкантов.

Слайд 21

Напоследок оставил самый запоминающийся момент фильма, угадайте какой?

Гиперссылка ФИЛЬМА

Слайд 22

ВЫВОД РОЛИ О МУЗЫКИ В КИНО:

  1. музыка не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его;
  2. она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью;
  3. музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Слайд 23

Источники:

Очень надеюсь, что вы полюбите так же кинематограф, как и я. Потому что сила искусства была замечена людьми ещё с глубокой древности. Тем более, когда эти искусства взаимодействуют друг с другом: кинематограф и музыка. И всё это – благодаря талантливым людям, принадлежащим к миру искусства!

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

III Международный конкурс проектных работ

для дошкольников, 1-11 классов и педагогов

«ИнтеллектУм»

Направление темы «Я в искусстве»

Проект «СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ В МУЗЫКЕ»

Россия

Тюменская область, г.п. Приобье

ШАРЫГИНА Анна Михайловна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

4 Б класс

Научный руководитель:  Бацаева Ирина Николаевна

учитель музыки, Приобская средняя общеобразовательная школа.

Приобье, 2016

Направление темы «Я в искусстве»

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ В МУЗЫКЕ.

ШАРЫГИНА Анна Михайловна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

4 Б класс

АННОТАЦИЯ

Представленная проектная работа проводилась на протяжении одного года.

Основная цель проекта – изучение сказочных героев, представленных в творчестве различных композиторов; создание дидактического материала по теме «Что за прелесть эти сказки!» для уроков музыки.

Проблема исследования – многообразие музыкальных образов сказочных героев в творчестве русских и советских композиторов.  Сказка… Ее образы сопутствуют человека с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Поступки сказочных персонажей закладывают в человеке и нравственный фундамент: благодаря им ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие, жестокость и коварство, учится различать «что такое «хорошо» и что такое «плохо»». Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, пытающихся сохранить фольклорные традиции, народные предания, в которых обязательно побеждает добро. Герои их опер и балетов олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.

Новизна исследования заключается в следующем: изучение и анализ исследовательского материала; знакомство с музыкальными образами сказочных героев; систематизирован материал по теме «Что за прелесть эти сказки!», составлен дидактический материал для уроков музыки.

Практическая значимость исследования заключается в создании демонстрационного материала для уроков музыки. Я уверена, что моя работа будет интересна моим одноклассникам.

Направление темы «Я в искусстве»

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ В МУЗЫКЕ.

ШАРЫГИНА Анна Михайловна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

4 Б класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема.

Многообразие музыкальных образов сказочных героев в творчестве русских и советских композиторов.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.

Сказка… Ее образы сопутствуют человека с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Поступки сказочных персонажей закладывают в человеке и нравственный фундамент: благодаря им ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие, жестокость и коварство, учится различать «что такое «хорошо» и что такое «плохо»». Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, пытающихся сохранить фольклорные традиции, народные предания, в которых обязательно побеждает добро. Герои их опер и балетов олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.

Предмет исследования: сказочные персонажи, музыкальные образы сказочных героев в творчестве русских и советских композиторов.

Объект исследования: сказочные герои.

Цель: изучение музыкальных образов сказочных героев; создание дидактического материала по теме «Что за прелесть эти сказки!» для уроков музыки.

Задачи:

  1. изучить литературные источники, повествующие о сказочных героях;
  2. изучить характеры сказочных героев;
  3. определить, как русские и советские композиторы отражают в музыке образы сказочных персонажей;
  4. создать дидактический материал по теме «Что за прелесть эти сказки!».

Для проверки поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и популярной литературы по теме исследования, методы теоретического анализа (историографический, проектирование), изучение специализированной литературы.

Оценка результатов работы над проектом:

  1. Для написания отчета о ходе работы над проектом были использованы возможности текстового редактора WORD.
  2. При разработке презентации были освоены следующие технологии работы с компьютером: офисные программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
  3. В результате реализации данного проекта были усовершенствованы навыки работы с поиском информации, умение отбирать и оценивать наиболее значимый материал для раскрытия темы.

В соответствии с логикой исследования проектная работа проводилась в несколько этапов.

Первый – ноябрь 2015 – январь 2016г.: обоснование актуальности темы проекта, изучение ресурсов (литературных источников, информации из Сети Интернет)  по теме исследования; формирование проблемы, цели, предмета и задач исследования.

Второй – февраль 2016 – март 2016 г.: подготовка к презентации исследовательского материала.

Третий – март 2016 – апрель 2016 г.:  обработка, обобщение и систематизация результатов исследования; окончательные выводы; изготовление и оформление проектного продукта.

Новизна исследования заключается в следующем: изучение и анализ исследовательского материала; знакомство с музыкальными образами сказочных героев; систематизирован материал по теме «Что за прелесть эти сказки!», составлен дидактический материал для уроков музыки.

Практическая значимость исследования заключается в создании демонстрационного материала для уроков музыки.

Структура исследования: исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его проблема, формулируется цель, объект, предмет и задачи, описываются методологические основы исследования, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются результаты.

В первой главе «Сказки в творчестве русских и советских композиторов» даются сведения о разнообразии жанров сказочной тематики, в которых писали свои музыкальные произведения русские и советские композиторы.

Во второй главе «Музыкальные образы сказочных героев» изучаются музыкальные характеристики сказочных героев, создаваемые русскими и советскими композиторами.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие положения, определяются перспективы дальнейшей работы.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Википедия.
  2. Времена былинные (К 100-летию «Садко») // Музыкальная жизнь. – 1997. - № 12. - С. 36-37.
  3. Интернет.
  4. 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин.  - М.: Вече, 2000.
  5. Энциклопедия классической музыки (электронный ресурс, серия «Интерактивный мир») – «Коминфо», 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                               Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...1

ГЛАВА I. СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ………………………………………………………..…………………….….2

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ………………………………………………………………………………………………………..3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………………………………..6

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..…………………………7

Направление темы «Я в искусстве»

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ В МУЗЫКЕ.

ШАРЫГИНА Анна Михайловна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

4 Б класс

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.

Сказка… Ее образы сопутствуют человека с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Поступки сказочных персонажей закладывают в человеке и нравственный фундамент: благодаря им ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство, учится различать «что такое «хорошо» и что такое «плохо»». Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, пытающихся сохранить фольклорные традиции, народные предания, в которых обязательно побеждает добро. Герои их опер и балетов олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.

Проблема. Многообразие музыкальных образов сказочных героев в творчестве русских и советских композиторов.

Предмет исследования: сказочные персонажи, музыкальные образы сказочных героев в творчестве русских и советских композиторов.

Объект исследования: сказочные герои.

Цель: изучение музыкальных образов сказочных героев; создание дидактического материала по теме «Что за прелесть эти сказки!» для уроков музыки.

В соответствии с логикой исследования проектная работа проводилась в несколько этапов: с ноября 2015 по апрель 2016 года.

На защиту выносятся:

  • «Сказки в творчестве русских и советских композиторов»
  • «Музыкальные образы сказочных героев»

Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

ГЛАВА I. СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.

Сказка… Ее образы сопутствуют человека с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Поступки сказочных персонажей закладывают в человеке и нравственный фундамент: благодаря им, ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие, жестокость и коварство, учится различать «что такое «хорошо» и что такое «плохо»». Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, пытающихся сохранить фольклорные традиции, народные предания, в которых обязательно побеждает добро. Герои их опер и балетов олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.

Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». К сказочному эпосу Глинка обратился, написав оперу «Руслан и Людмила», основой либретто стала поэма великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет оперы рассказывает о сказочных приключениях русского витязя Руслана, который отправился спасать свою жену Людмилу из плена злого чародея Черномора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. Музыкальный язык сказки Николая Андреевича проявился в таких операх, как: «Садко», «Снегурочка», «Кощей бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок».

Особенно выделяются сказочные сюжеты в творчестве моего любимого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. Мелодизм его музыкальных произведений не спутаешь ни с одним из композиторов: мелодии, одна пластичнее другой, льются в каждой опере, в каждом балете Петра Ильича. Дмитрий Шостакович писал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». Примерами отражения сказок в творчестве русского композитора можно назвать: волшебно-романтический балет «Спящая красавица», сказочный балет «Лебединое озеро». Обратился он и к сказочному персонажу со сложным и непредсказуемым характером – Бабе Яге в своём «Детском альбоме».

Любовь к сказкам проявилась и в творчестве советских композиторов. Сергей Сергеевич Прокофьев даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны осуществил свою давнюю мечту: написал чудесный балет «Золушка», лирично и душевно отразив все переживания главной героини. А на балет «Сказ о каменном цветке» оказало влиянии творчество известного сказителя Павла Бажова. Михаила Ивановича Красева в десятилетнем возрасте прозвали советским вундеркиндом: уже в 10 лет он написал свою первую оперу-сказку «Аленький цветочек». А любимая сказка Корнея Чуковского стала основой для детской оперы «Муха-Цокотуха». Композитор писал оперу именно для детского исполнения. Также необходимо упомянуть его оперы «Морозко», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Петушок», «Теремок», «Несмеяна-царевна», «Маша и Медведь».

Образы сказки сопутствуют человека с раннего детства. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели.  Сказки, однажды появившись на свет, передаются из поколения в поколение, их хранит память людей, их хранят страницы книг. А композиторы перевели сказки на язык музыки.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Музыка – язык звуков и интонаций. Она точно рисует человеческие характеры и обладает звукообразовательными возможностями. Композиторы рисуют сказку с помощью своих звуковых красок - средств музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, темпа, ритма, динамики, тембра, регистров. Каждый музыкальный образ - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов.

Кто там? Кто там летит в вышине?
Кто там, в тёмной ночной глубине?
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит?

Кто там кружит над чёрною чащею,
Кто там свистит над деревнею спящею?
Кто там совою за окнами ухает?
Кто там по крышам ножищами бухает?

Кто там не прочь целую ночь
Птичек шугать, деток пугать?
Кто там? Кто там летит над землёй?
Чей там слышится хохот и вой?

Это Баба-Яга, костяная нога,
Над землёю кружит, тёмный лес сторожит.
Это Баба-Яга, костяная нога.

Ей кружить под луной очень грустно одной.
Потому что она всю-то ночку без сна
Заунывно поёт и из дома зовёт всех нас.

Пьеса «Баба Яга» входит в состав всемирно известного «Детского альбома» П.И. Чайковского. Петр Ильич гениально запечатлел в пьесе сказочный образ злой колдуньи, популярного персонажа русской сказки, которой пугают маленьких деток.  Его Баба Яга не очень свирепа, но композитору очень точно удалось отразить движение полета в ступе над замершим ночным лесом, где спрятано в самой его чаще логово колдуньи – избушка на курьих ножках. Картина сказочного полета выражена музыкальным языком: острый штрих staccato, то же обилие диссонансов, стремительный «полет» изображён в темпе Presto. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Обилие увеличенных и уменьшенных интервалов рисует образ «костяной ноги» и придает музыке некоторую «уродливость». Тема, олицетворяющая сказочный персонаж, сначала помещена в нижнем регистре, и мы сразу догадываемся, что далее будет развитие: всё громче и громче звучат «выкрики» Бабы Яги, словно пролетевшей над самой головой и стремительно удаляющейся. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела... Пьеса слушается на одном дыхании.

Снегурочка – мифологический персонаж русской народной сказки о девочке Снегурочке, слепленной дедом и бабой, ожившей им на радость. В основу оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» положен сюжет одноименной сказки А.Н.Островского. Автор сказки А. Н. Островский восторженно принял оперу: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию … этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели. Снегурочка меняется на протяжении оперы, меняется и ее музыкальная речь. Вначале – это шаловливое и беззаботное дитя. Звучание флейты придает теме Снегурочки легкий, игривый и в то же время холодновато – прозрачный характер: «С подружками по ягоду ходить, на отклик их веселый отзываться: «А – у, а – у!».  А сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших эпизодов в мировой оперной литературе. Н.А.Римский-Корсаков сказал: «Я вынес убеждение, что «Снегурочка» - это мое лучшее произведение».

Известная во всем мире сказка о Золушке не раз привлекала интерес композиторов. Советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, приступая к работе над «Золушкой», писал:  «Мне хотелось, чтобы этот балет был как можно более танцевален». Действительно, «Золушка» написана в традициях старого классического балета. Лирика балета отличается той многоплановостью настроений и душевностью, которая свойственна музыке Сергея Прокофьева. Внутренний мир сказочной героини раскрыт любовно и трогательно. В период создания балета композитор особенно стремился к тому, «чтобы зритель в сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей». Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно: сначала звучит главная мелодия вальса, потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной. Стоит напомнить, что Сергей Сергеевич, приступая к работе над «Золушкой», мечтал о создании русского национального балета. Еще весной 1941 года он писал о своем намерении воплотить традиционный сюжет «как настоящую русскую сказку».

«…Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу   музыку                                                                            с настоящей публикой…» писал П.И. Чайковский. Любая опера играет важную роль в развитии мировоззрения. Особенно, если это детская опера, которая является одним из самых увлекательных видов оперы. Опера представляет собой сложное музыкальное произведение. В её исполнении участвуют: оркестр, который заменяет нам игру на фортепиано, хор, певцы, танцоры. В опере соединяются различные виды искусства -  литература и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство художников-декораторов. Яркое, жизненное творчество советского композитора Михаила Ивановича Красева полностью отдано детским сказкам. Его опера «Муха-Цокотуха» занимает особое место среди опер-сказок. Музыка оперы доступна и выразительна, исполнена стремительного движения и очень ритмична. Композитору удалось соединить в ней простоту и лёгкость с меткими музыкальными характеристиками: вот озабоченно суетится муха, созывая гостей; закружилась в грациозном вальсе бабочка; шелестит громадными усищами таракан. И мы словно видим храброго комара, с воинственным кличем ведущего грозную рать гостей в бой со злобным страшилищем-пауком. Лучшей наградой М.И. Красеву было письмо, полученное им от малышей-исполнителей весёлой сказки: «Большое Вам спасибо за то, что Вы написали такую замечательную оперу. Нам было интересно её разучивать». Именно Михаил Иванович Красев создал жанр детской оперы, до него не существовало опер, которые могли бы исполнять сами дети.

В данном исследовании автор попытался изучить лишь некоторые сказочные образы в творчестве русских и советских композиторов, рассмотреть образы персонажей сказок через музыкальное творчество любимых композиторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод что: сказочные герои интересны людям в любом возрасте – и детям, и взрослым. Сказка побуждает человека к творчеству, развивает его фантазию. Мы учимся с детства таким важным человеческим качествам, как сопереживание, доброта, справедливость, милосердие. Можно сказать, что сказки и сказочные персонажи получили в творчестве композиторов вторую жизнь. «Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство объединит человечество» сказал Николай Рерих. Я думаю, что музыка сказок всегда будет находить отклик в наших сердцах на добро и зло окружающего мира, научит нас слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Новизна исследования заключается в следующем: изучен и анализирован исследовательский материал; произошло знакомство с музыкальными образами сказочных героев; систематизирован материал по теме «Что за прелесть эти сказки!», составлен дидактический материал для уроков музыки.

Практическая значимость исследования заключается в создании демонстрационного материала для уроков музыки.

Перспектива дальнейшей работы: продолжение работы по теме «Сказочные герои в музыке» над созданием материала тестирования по теме урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Википедия.
  2. Времена былинные (К 100-летию «Садко») // Музыкальная жизнь. – 1997. - № 12. - С. 36-37.
  3. Интернет.
  4. 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин.  - М.: Вече, 2000.
  5. Энциклопедия классической музыки (электронный ресурс, серия «Интерактивный мир») – «Коминфо», 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Колокол в жизни человека» Выполнила : Шарыгина Анна, ученица 5 «А» класса, МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» 2017

Слайд 2

Цель: изучение степени социальной значимости колокола в жизни человека. Задачи: - узнать, что такое колокол; - познакомиться с устройством колокола; - выяснить, как отливали колокола, определить функции колоколов, особенности и предназначение видов колокольных звонов; изучить судьбы некоторых колоколов; узнать отношение к колоколам и колокольным звонам моих одноклассников; создать дидактический материал по теме «Колокол в жизни человека».

Слайд 3

Проблема. Какую роль играет колокол в жизни человека, история возникновения колокола. Предмет исследования: роль и функции колокола в жизни людей . Объект исследования: колокол.

Слайд 4

На защиту выносятся : «Что такое колокол» «Судьбы колоколов » Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Слайд 5

ГЛАВА I . ЧТО ТАКОЕ КОЛОКОЛ

Слайд 8

Строение колокола

Слайд 9

Виды звонов: благовест перебор перезвон трезвон

Слайд 10

Отливка колокола:

Слайд 11

ГЛАВА II . СУДЬБЫ КОЛОКОЛОВ

Слайд 12

«Царь-колокол»

Слайд 13

Ссыльный у́гличский

Слайд 14

Херсонесский колокол

Слайд 15

Храм св. Симеона Верхотурского

Слайд 16

Анкета. Дорогие ребята, я провожу исследовательскую работу по теме «Колокол в жизни человека». Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. 1. Слышали ли Вы когда-нибудь колокольный звон? - да - нет 2. Были ли Вы на колокольне в церкви и звонили в колокола? - да - нет 3. Нравится ли Вам колокольный звон? - да - нет Спасибо за ответы.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!