Я - учитель

Ирина Николаевна Бацаева

Профессиональные и личностные ценности

"Творить, пробовать, искать и развиваться"

 Миссия педагога

Помощь в становлении самостоятельной, думающей, творческой личности: "УСЛЫШЬ себя, познай себя, реализуй СЕБЯ!"

Работа в образовательной организации

"Это—творческое общение и сотрудничество со школьниками, коллегами, родителями"

Должность с 2012г. по настоящее время

     Учитель музыки

Место работы

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Приобская средняя общеобразовательная  школа"

Университет

Краснотурьинское музыкальное училище г.Краснотурьинск

Московский университет им. С.Ю. Витте г.Москва

Педагогический стаж

    25 лет 

Квалификационная категория

      Высшая

Специальность

   Духовые инструменты

Квалификация

    Преподаватель, артист оркестра, руководитель творческого коллектива

Дополнительное профессиональное образование:

      2017г.  АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» Программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Музыка в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования», педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем образовании (воспитатель, учитель).

      2018г. ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю.Витте» Программа бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, бакалавр

 Курсы повышения квалификации 2014 год:

  • "Проведение уроков в условиях реализации ФГОС»". Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, член-корр. Международной академии наук педагогического образования В.П.Окулич-Казарин г.Москва

 Курсы повышения квалификации 2015 год:

  • «Особенности реализации программы учебного предмета «Музыка» в образовательной организации (включая стажировки на пилотных площадках)». АУДПО ХМАО-Югры «ИРО» г.Ханты-Мансийск
  • «Развитие мотивации к творчеству и познанию одаренных детей». Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

 Курсы повышения квалификации 2016 год:

  • «Технология оценивания воспитательных достижений обучающихся в целенаправленных воспитательных системах». Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 Курсы повышения квалификации 2017 год:

  • «Оказание первой помощи детям и взрослым». ООО Учебный центр «Профессионал» г.Москва
  • «Технология посредничества в урегулировании конфликта». ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю.Витте» 
  • «Основы Юнгианской песочной терапии». ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю.Витте»
  • «Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для достижения метапредметных результатов». КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

Тема инновационного опыта

 "Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках музыки".

 

Публикации:

Публикует педагогический опыт в печати:

1.  Материал открытого урока на тему «Применение дыхательных упражнений на уроках специальности, как практика оздоровления». Размещен в сборнике методических работ МАОУ ДОД МО г.Нягань «Детская школа искусств №1», 2012 г.

2.  Публикация «Влияние музыки на человека» во Всероссийском сборнике педагогических эссе «Взгляды». Автономная некоммерческая организация Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна», 2013г.

3.  Исследовательская работа обучающегося Трегубова Артёма «Музыкальные образы в кинофильме «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра». Сборник ученических работ научно-практической конференции «Тебе, Россия, наш труд и талант!». МКОУ «Приобская СОШ», 2014г.

4.  Педагогический проект на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях ФГОС». Опубликован в сборнике материалов МКУ «ЦРО» Октябрьского района, 2014 г.

5.  Материалы по апробации рабочей программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование (хоровое пение)», «Коллективное инструментальное музицирование» (рабочая программа, результаты экспертизы соответствия состояния ресурсного обеспечения апробации образовательной программы; материалы учителя по апробации темы «Музыкальные жанры: песня, танец, марш»; планы занятий по теме (5 уроков); результаты анкетирования родителей; дневник апробатора). Опубликованы в методическом сборнике МКОУ «Приобская СОШ», 2014 г.

6.  Доклад на муниципальном августовском совещании педагогических работников системы образования Октябрьского района в 2014 году на тему «Апробация программы учебного предмета «Музыка» в рамках деятельности региональной инновационной площадки Октябрьского района». Опубликован в сборнике материалов совещания, МКУ «ЦРО» Октябрьского района, 2014 г. http://oktcro.ru/?news=1408536378

7. Доклад на Муниципальных Педагогических чтениях на тему «Реализация концепции воспитания в дополнительном образовании через вокально-сценическую внеурочную деятельность». Опубликован в сборнике материалов МКУ "ЦРО" Октябрьского района, 2015г.  http://terem13tal-ds.86.i-schools.ru/?news=1427701...

8. Программа летней оздоровительной сменты "Точка на карте" (автор Бацаева И.Н.) http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Rees...

  Опыт представлен на порталах работников образования в сети Интернет:

·        На собственном персональном сайте размещено электронное портфолио автора (Сертификаты): http://nsportal.ru/sharygina-irina-nikolaevna

·        Авторская образовательная программа по предмету по выбору «Блокфлейта» публикация в электронном СМИ в социальной сети работников образования (Свидетельство о публикации):

http://nsportal.ru/node/123453

·        Рабочая программа по музыке 1-4 класс (Свидетельство о публикации):     http://www.zavuch.info/methodlib/179/113463/

·        Эссе «Влияние музыки на человека» (Свидетельство о публикации):

http://www.zavuch.info/methodlib/98/113464/

·        Разработка открытого урока по предмету Музыка (по программе Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина) в 5 классе на тему «Музыка на мольберте». Всероссийская дистанционная Педагогическая конференция на тему «Формирование понятия системы как метапредметной компетенции в обучении по ФГОС» (Свидетельство о публикации): http://www.zavuch.info/methodlib/427/113665/

Повышение своей квалификации через участие в методических мероприятиях:

·        Осенняя творческая школа «Новые имена в Югре» (президент фонда Д.Л.Мацуев). Мастер-класс по классу «флейта» у преподавателя, доцента, декана факультета истории музыкального исполнительства Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Худякова О.В. Ученица Ивонинская Карина, 1 класс,  ноябрь 2011 года (Диплом).

·        Семинар, проведенный в рамках внедрения новых стандартов ФГОС. г.Нягань, ноябрь 2013 года.

·        Всероссийский дистанционный Педагогический практикум и Видеоконференция, 02.05.2014г.–28.07.2014г. (Диплом) http://www.zavuch.info/mpforum/fprogramm/2/

·        Участие в работе сетевых сообществ социальной сети работников образования на порталах: http://nsportal.ru/, http://www.zavuch.info/, http://shkollegi.ru/clubs/85/posts/

·        Всероссийский вебинар по апробации программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное инструментальное музицирование» и «Коллектиное музицирование (хоровое пение)»  Департамент образования г.Москвы ГБОУ ВПО г.Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств г.Москва 19.12.2014г.

 

Образование

Разработка и реализация инновационных образовательных проектов:

Региональная инновационная площадка "Апробация программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» (хоровое пение), «Коллективное инструментальное музицирование», в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

 

Общественная деятельность:

  • с 2013 г. член клуба педагогического мастерства «Пеликаны Приобья» МКОУ «Приобская СОШ»;

Самообследование педагога

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

участника Муниципальных Педагогических чтений

«Профессионализм педагога – условие достижения современного качества образования» И.Н.Бацаевой, учителя музыки МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

высшей квалификационной категории

на тему

«Реализация концепции воспитания в дополнительном образовании через вокально-сценическую внеурочную деятельность».

                                                                 

Представленный педагогический опыт – это систематизация педагогического опыта, направленного на развитие творческого потенциала, повышение интереса к творческой и сценической деятельности, формирование эстетического вкуса, а также расширения кругозора обучающихся МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» в дополнительном образовании.

г.п.Приобье

2015 год


ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                                    Дети должны жить в  мире красоты

  и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

Развивать ученика не только  музыкально, эстетически, но и нравственно, этически, не отделяя познание искусства от познания всего окружающего во всех его многообразных жизненных проявлениях, применять комплексный метод преподавания – вот цель современного образования. Музыкальное образование в школе не должно ограничиваться только уроками музыки. Оно широко и многогранно.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  музыкальная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов являются занятия вокально-эстрадного исполнительства, сценического искусства и музыкального театра.

Реализуемые программы:

  • способствуют внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • активизируют и развивают индивидуальность и творческие способности каждого ребёнка, выражать их в творческой деятельности;
  • помогают преодолеть психологические комплексы, благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
  • формируют внутреннюю мотивацию к творческому самовыражению: ощущению собственной значимости в обществе, раскрепощение инициативы и внутренней свободы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости.

Актуальность темы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Развивая творческий потенциал и деятельность ребенка  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Отличительными особенностями и новизной дополнительного образования в МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыкально-исполнительской и театральной деятельности, где обучающийся выступает в роли исполнителя, актера, режиссера, построенный на таких принципах, как:

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и  изобразительное искусство);

принцип дифферинциации – предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям;

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности;

принцип увлекательности, одним из важных: он учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка;

принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Моя работа, как педагога, заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Именно в таких условиях, как говорил известный пианист и педагог Генрих Нейгауз: «Скромный, незаметный, малодаровитый ученик, втянутый в атмосферу высокой, требовательной и необычайно одухотворенной работы, может сделать то, что, казалось, трудно было от него ожидать».

Реализуемые программы дополнительного образования в МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа».

Основополагающей задачей эстетического воспитание является развивать у детей восприимчивость к красоте, чуткую эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающем их мире. Ни для кого не секрет, что средства массовой информации подвергают ребенка самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых немало отрицательных. Занятия музыкальной творческой деятельностью есть одно из средств, помогающее детям разобраться в огромном потоке информации, развивающим у них хороший вкус, воздействуя на детское восприятие через мир искусства. Именно искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала, путем вовлечения ребенка в активную эстетически-творческую деятельность. Занятия творчеством пробуждают у детей интерес к музыкальной культуре и художественной самодеятельности. Ведущее место в процессе реализации дополнительного образования в МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» принадлежит таким кружкам, как «Вокально-эстрадное исполнение», «Сценическое искусство», а также, музыкальный театр «Калейдоскоп», реализующий внеурочную деятельность обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС.

  1. Кружок вокально-эстрадного исполнения.

Вокально-эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения обучающихся.

Основной принцип обучения – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа представляет  иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Срок реализации – 1 год (36 рабочих недель), в объеме 72 часа (2 раза в неделю), для детей 11 – 15 лет. Руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и индивидуально или по группам.

Цель: Создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом  

            знаний, умений и навыков курса «Вокально-эстрадное исполнение», раскрытие и    

            развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в

            художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;
  • формирование музыкальной памяти;
  • обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);
  • формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.

Воспитательные:

  • воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.

Развивающие:

  • разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного и музыкального уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; развитие умения творчески реализоваться на сцене.
  1. Кружок сценического искусства.

Кружок «Сценического искусства» тесно связан с курсами детской литературы и культуры речи, формирует три компонента-минимума содержания образования, определённые современной дидактикой:

– надпредметные умения и навыки: общая раскрепощённость, искусство общения, педагогическая заразительность и владение аудиторией;

– профессиональные умения, необходимые в работе педагога: выявление ведущей идеи литературного произведения, исполнительский анализ, владение техникой чтения произведений различных жанров, организация различных форм театрализации во внеклассной работе;

– опыт творческой деятельности: инсценирование литературно-художественного произведения и создание небольших театральных зрелищ с использованием различных видов театрализации (игровой театр, кукольный театр, теневой театр, магнитный театр и др.).

Основной принцип обучения – это игра, посредством которой ребенок может выразить свои творческие способности, фантазию и умения.

Данная программа на срок реализации – 1 год (36 рабочих недель), в объеме 72 часа (2 раза в неделю), для детей 7 – 10 лет. Руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и индивидуально или по группам.

Цель: Активация у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения, стимулирование к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование осознанных мотивов обучения в сфере сценической деятельности;
  • обучение, развитие и закрепление навыков создания сценического образа;
  • формирование сценической памяти;
  • обучение профессиональным сценическим навыкам (устойчивое знание текста, уверенная техника воплощения сценического образа);
  • формирование художественного восприятия, способности проникать в суть содержания сценического образа.

Воспитательные:

  • воспитание любви к театральному искусству в целом, и к сценическому исполнительству в частности;
  • обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
  • адаптация к современной жизни с помощью театральной культуры;
  • создание условий для общения в коллективе;
  • формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения театрального репертуара.

Развивающие:

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;
  • развитие общего культурного уровня;
  • развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; развитие умения творчески реализоваться на сцене.
  1. Музыкальный театр «Калейдоскоп».

Музыкальный театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Основной принцип обучения – это игра. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагог  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат.

Данная программа предназначена для реализации в 1-4 классе. Срок реализации программы 3 года. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 33 часа в год (включая каникулы) для 1 класса, 34 часа в год для 2-4 класса.  Периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия в 1 классе составляет 30-35 минут, во 2-3 классе- 40 минут.

Цель:  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

Задачи 1 года реализации программы:

  1. формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
  2. пополнять словарный запас, образный строй речи;
  3. развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
  4. развивать воображение, выразительность речи.

Задачи 2 года реализации программы:

  1. совершенствовать полученные умения и навыки;
  2. формировать способность строить диалог друг с другом;
  3. развивать художественное и ассоциативное мышление;
  4. формировать нравственные качества,  гуманистической личностной                                                                                   позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  5. развивать коммуникативную культуру детей.

Задачи 3 года реализации программы:

  1. формировать самодисциплину и знание правил поведения на занятиях;
  2. совершенствовать чистоту интонации певческого голоса;
  3. развивать сочетание пения с  элементами сценического движения, умение импровизировать на сцене;
  4. проявлять свое актерское мастерство;
  5. освоить навыки поведения и общения в социуме.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативность и практические результаты.

Реализация данной педагогической деятельности нацелена на получение конкретных результатов. Работа кружков направлена, прежде всего, на подготовку детей для участия в различных творческих мероприятиях различного уровня: номера художественной самодеятельности в мероприятиях, тематических вечерах и концертах, праздниках, а также подготовка участников творческих конкурсов, фестивалей и смотров. Достижения детей отслеживаются по результатам участия воспитанников в творческой деятельности.

За период моей работы с 2012 по 2015 учебные года в МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» дети, посещающие данные кружки приняли участие в большом количестве мероприятий, концертов и конкурсах различного уровня:

  • коллектив «Приобские задоринки» - 1 место в 2014 году, 3 место в 2015 году на районном фестивале-конкурсе «Творчество народов Югры» в номинации «Вокальное искусство»;
  • коллективы «Родники» и «Вербочки» - дипломанты 1 и 3 степени в муниципальном фестивале «Пасхальная весна 2013» в номинации «Декламация»;
  • Нигашева Милана – в номинации «Вокальное искусство»: лауреат 2 степени I Открытого окружного конкурса-фестиваля «Рождество в Югре православной» г.Ханты-Мансийск 2013 год, лауреат 3 степени районного конкурса патриотической песни «Сыны России» и лауреат 2 степени Всероссийского молодежного фестиваля патриотической песни «Димитриевская суббота» в 2014 году;
  • Хлыстов Денис – лауреат 1 степени и Святоха Владислав – лауреат 3 степени во II Открытом окружном конкурсе-фестивале «Рождество в Югре православной» в номинациях «Вокальное искусство» и «Декламация» г.Ханты-Мансийск 2014 год.

В 2013, 2014 и 2015 году с участием обучающихся музыкального театра «Калейдоскоп» на уровне Муниципального образования г.п.Приобье при поддержке Администрации г.п.Приобье, прихода храма праведного Симеона Верхотурского, Филиала МБУК (РДК) Приобского Дома Культуры были поставлены афишные Рождественские сказки-мюзиклы: «Рождественская свечечка», «Божий посланник на Рождество» и «Случай с Ангелом».

Перспективность педагогической деятельности.

В своей педагогической деятельности в дополнительном образовании буду и дальше придерживаться культурно-нравственной ориентации, которую трактует концепция воспитания:

  • увеличение числа обучающихся, занятых во внеурочной деятельности;
  • положительные результаты в развитии творчеством детей;
  • разностороннее развитие детей и их творческого потенциала;
  • подготовить воспитанников для участия в международных творческих конкурсах.