Неделя психологии "Машина времени"

Герберг Анна Николаевна

В июне 2011 года я принимала участие во Всероссийской неделе психологии "Машина времени", которую традиционно проводят в г.Сочи сотрудники предметного журнала "Психология в школе" издательства "Первое сентября". Это была очень насыщенная неделя встречами, новой информацией, общением. В один из дней я была ведущей мастер-класса.

Мастерская «Применение компьютерных развивающих игр в работе с детьми, имеющими проблемы в обучении» рассчитана на специалистов, работа которых связана с коррекцией высших психических функций у детей с ЗПР, обучением и развитием учащихся начальных классов.
Цель: представить опыт работы с компьютерными развивающими программами на коррекционных занятиях для учащихся школы VIII вида.
Основные формы работы мастерской:
•    короткие информационные сообщения о видах компьютерных игр и опыте применения развивающих игр;
•    обсуждение вопросов «Зачем психологу компьютер» и «Вероятная польза и возможный вред от применения компьютерных игр»;
•    сопоставление компьютерных игр с традиционными коррекционными упражнениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа мастер-класса

«Применение компьютерных развивающих игр в работе с детьми,

имеющими проблемы в обучении»

Краткое содержание:

  1. Приветствие, организационное начало, общая оценка ожиданий (5’)
  2. Краткая информация о видах компьютерных игр, их назначении и возможности применения в работе психолога (10’)
  3. Обсуждение вопроса «Зачем психологу компьютер» - из опыта работы участников мастерской (фронтально): ответы записываются на доске, делается вывод. (10’)
  4. Рассказ о собственном опыте использования развивающих игр и ведения коррекционной работы (10’)
  5. Работа в группах: участники выделяют самые распространенные трудности школьников – и какие упражнения (бумажные) используются при проведении коррекционной работы – полученные схемы выносятся на доску – результат обобщается (10’)
  6. Сопоставление традиционных упражнений с компьютерными играми-заданиями: работа с аннотированным списком компьютерных программ (10’)
  7. Обсуждение вопроса «Вероятная польза и возможный вред от применения развивающих компьютерных игр» (фронтально) (10’)
  8. Подведение итогов мастерской: сопоставление ожиданий и результата. (10’)

Раздаточный материал: листы А4 и цветные карандаши для работы в группах, ватман и маркеры для ожиданий, доска, мел, магниты.

Если будет компьютер, то возможна демонстрация некоторых игровых программ для практической работы участников в 6 части за счет сокращения времени моего выступления.

Раздаточный материал: аннотированный список компьютерных развивающих программ

Ожидаемый результат: знания, представления и конкретный практический материал для использования в практике своей работы развивающих компьютерных программ.



Предварительный просмотр:

Список компьютерных развивающих игр

1. Умница!: Игродром // ООО «Студия МОНОЛИТ»; разработчик - группа «Марко Поло», 2009

Сборник содержит 25 игр, направленных на развитие внимания, памяти, умственных действий сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Все игры имеют три уровня сложности и несколько вариантов заданий на каждом уровне. Правила игры задаются на титульном слайде одним предложением и легко понимаются пользователем. Кроме того, подсказкой к действиям является название игры, отражающее основную задачу игры, например, «Найди пару» или «Что общего?».

После прохождения каждого уровня появляется анимированная надпись МОЛОДЕЦ, неверные действия либо не фиксируются, либо появляется сообщение об ошибке.

В сборнике 15 общеразвивающих игр, 5 игр ориентировано на обучение элементарным математическим навыкам, 5 игр – на обучение чтению.

2. Учимся считать: Скоро в школу! // 1-С «Образовательная коллекция»; разработчик -группа «Марко Поло», 2009

Сборник развивающих игр для обучения началам арифметики для детей 4-8 лет. В сборнике 25 игр, разработанных группой «Марко Поло». Используя математический материал, игры направлены на развитие памяти, внимания, логического мышления. Принцип работы такой же, как и в сборнике «Умница!»

3. Учимся читать: Скоро в школу! // 1-С «Образовательная коллекция»; разработчик -группа «Марко Поло», 2009

Сборник развивающих игр, направленный на обучение чтению детей 3-7 лет. Аналогичен сборнику «Учимся считать»: 25 ярких красочных игр, озвученные пояснения, озвученный алфавит. Выполнение игровых заданий помогает не только обучить чтению, но и развивает память, внимание, логическое мышление.

4. Веселые моторы-2: Мегаполис // 1-С «Образовательная коллекция»; разработчик - «Альбимедиа». – Москва, 2006 г.

        Сборник развивающих игр для детей от 5 лет и старше.

Игры сгруппированы в 9 разделах по три игры в каждом. Игры не имеют уровней сложности, но вариативны в своем исполнении, т.е. открывая одну и ту же игру участник каждый раз встречается с новым вариантом задачи.

Все игры предваряются короткой понятной инструкцией, написанной на экране и произнесенной диктором. Правильность действий игрока сопровождается комментарием: похвалой в случае верного действия, призывом быть внимательнее и лучше думать в случае неверного действия.

По коррекционному воздействию  игры можно отнести к следующим группам: развитие памяти – 3 игры; цветовосприятие – 2 игры; пространственное восприятие – 3 игры; определение времени – 2 игры; математические навыки – 2 игры; логические задачи – 4 игры; звуковосприятие – 2 игры; геометрические формы – 2 игры; внимание – 3 игры; ориентирование в пространстве – 4 игры.

5. Развиваем мышление; - серия Супердетки //ЗАО «Новый диск». Разработчик – компания «Мультисофт», 2007

Сборник содержит 4 игры, электронные аналоги широко известных развивающих заданий: «Четвертый лишний», «Заполни ячейки», «Дополни до целого», «Продолжи ряд».

В настройках заложено три уровня сложности, возможность регистрации каждого пользователя под своим именем, фиксации лучших результатов (рекордов).

Все действия пользователя комментируются диктором. Перед запуском игры дается подробная инструкция, которую можно прочитать самостоятельно, а можно прослушать. Инструкция включает в себя как цель игры, так и описание манипуляций мышью, что несколько затрудняет восприятие задания. На всех уровнях каждую игру можно повторять неограниченное количество раз, так как они имеют множество вариантов. Правильность и ошибочность действий отображается действиями главного героя программы «Супердетки», изменением его эмоционального состояния, что значительно снижает темп игры и ведет к излишним паузам в выполнении игровых действий.



Предварительный просмотр:

Список компьютерных развивающих игр

6. Чебурашка в зоопарке. Логика 2; - серия Чебурашка // ЗАО «Новый диск»; разработчик «INDEX», 2007

Сборник содержит 11 мини-игр, развивающих зрительную память, логическое мышление, внимательность, сообразительность и скорость реакции. Игры объединены сюжетом: поиском деталей автомобиля Шапокляк, который мартышки из зоопарка растащили по частям и спрятали в клетках у других животных. Игра имеет два стартовых поля, на которых располагаются клетки животных, проживающих в зоопарке. Эти животные являются героями игрового задания. Правила игры находятся в отдельном окне, которое открывается по ссылке и выполнены в форме видеофайла: показывается последовательность действий, которая озвучивается диктором. Игры не имеют уровня сложности, но имеют много вариантов при повторном прохождении задания. В некоторых играх набранные очки фиксируются в рубрике «Рекорды».

Игровые задания яркие, красочные, с крупными рисунками. Две игры относятся к широко распространенным типам: «собери по три», «найди пару», остальные игры оригинальны и не встречаются в других развивающих программах. Например, игры по типу «Найди пять отличий» или «Найди три одинаковых птицы» направлены на развитие внимательности; игра «Собери бананы» - тренажер межполушарного взаимодействия: герой, управляемый мышью, либо двигается в одном направлении с движением руки игрока, либо в противоположном. Очень проста по игровым действиям, но сложна в исполнении игра «Собери шары» на развитие скорости реакции: перемещая «ворота» по одной линии надо разделить красные и синие шары на две части. Игра «Накорми черепах» не просто тренирует память, но еще и учит мнемоническому правилу запоминания чисел, путем составления предложения в котором слова начинаются на нужную букву.

Правильность действий игрока не комментируется, за исключением одной игры, в которой пользователь отвечает на вопросы. При выполнении неверных действий либо не начисляются очки, либо, в случае управления героем, происходит остановка игры (герой спотыкается). При правильном выполнении игрового задания участник получает деталь от автомобиля. Когда пройдены все игры пользователь может собирать автомобиль для Шапокляк, комбинируя детали по своему усмотрению.

7. Размышлялки // ЗАО «Новый диск». Разработчик – Riverdeep, 2006

Диск «Размышлялки», созданный компанией Riverdeep и выпущенный издательством «Новый Диск» содержит развивающие игры «Домик времени и пространства Труни», «Математика с Буренкой», «Научный домик Шуры» и сборник «Размышлялки» в трех частях.
Интерфейс программы прост в работе и легок в освоении. Внутри игры все действие происходит в рамках одного логического экрана, различные части и зоны которого изменяются. Стоит отметить графику хорошего качества и чистый, четкий звук. По ходу игры в случае затруднения можно найти подсказку и понять, как  поступить в том или ином случае. Каждая игра имеет несколько уровней сложности и возможность играть двумя способами: в режиме самостоятельного выполнения задания и в режиме ответа на вопросы ведущего, выполненного в виде анимированного персонажа.

Следует отметить продуманность отдельных игр. Так, анимационный графический редактор имеет стандартные для «взрослых» программ элементы управления, что в дальнейшем наверняка поможет юным пользователям быстрее и лучше освоить аналогичные «мощные» пакеты. Достигнутые в игре результаты можно сохранить или распечатать на принтере.

7.1 Трунин домик времени и пространства.

Содержит пять игр, посвященных базовым географическим понятиям, а также различным представлениям времени. Игры направлены на развитие умения ориентироваться в пространстве и времени, умения определять время по часам. Одна из игр расширяет знания о материках и океанах.

7.2 Математика с Буренкой

Включает семь игр, направленных на знакомство с основами счета и представления чисел.

7.3 Научный домик Шуры

Включает 5 игр, 2 из которых по природоведению: обучают умению сопоставлять природные явления с показаниями приборов, знакомят с повадками и условиями жизни животных, птиц и водоплавающих по временам года. Игра «Снимаем фильм» выполнена по принципу «определи последовательность событий»; игра «Мусорный бак» включает сортировку предметов по признакам; игра «Мастерская» формирует навыки конструирования.

7.4 Размышлялки-1; Размышлялки-2; Размышлялки-3

Сборник «Размышлялки» состоит из трех самостоятельных игровых площадок и включает задания, помогающие развивать мышление, внимание, память, сообразительность.

Игры основаны на решении стандартных развивающих задач: определить последовательность в ряду предметов и составить следующую фигуру; выбрать объект по заданным признакам; открыть фишки попарно; расставить объекты по местам в соответствии с заданными условиями; составить комбинацию обмена товарами для достижения заданного результата. Есть игры на развитие музыкальной памяти, творческих способностей.

8. Развивайка; - серия «Обучение с приключением» // ООО «Руссобит-Паблишинг». Разработчик – «Compedia», 2004

Игры, которые входят в серию «Обучение с приключением. Развивайка»,
подобраны по возрастному признаку: «Развивайка для малышей (2-4 лет)», «Развивайка для детсадика» (3-5 лет), «Развивайка для дошколят (4-6 лет)» и «Развивайка для первоклашек (5-7 лет)».  На каждом диске сборник развивающих игр, способствующих коррекции памяти, внимания, восприятия. Игры яркие, красочные. Каждая игра имеет несколько уровней сложности. Содержание игр очень часто соответствует широко используемым заданиям, направленным на коррекцию и развитие мыслительных процессов: «найди недостающую деталь», «запомни и ответь на вопрос», «лабиринт», «пазлы». Игры, рассчитанные на маленьких детей, развивают цветовосприятие, музыкальный слух, знакомят с домашними и дикими животными, их голосами. В некоторые диски включены раскраски с возможностью сохранения и распечатки созданных рисунков.

9. Zeek the Geek // Sidewalk Software presents, 1995

Забавная «ходилка», в которой героя следует провести по лабиринту, устраняя препятствия и избегая опасности. Героем управляют с помощью управляющих клавиш на клавиатуре, что способствует развитию мелкой моторики и реакции. Игровые условия интуитивно понятны и легко осваиваются методом проб и ошибок. Подсказок для решения головоломок нет. При прохождении каждого уровня начисляются очки, можно набирать дополнительные очки, собирая полезные цветы и сундуки с золотом.  Игра предусматривает прохождение большого числа заданных уровней и создание собственных лабиринтов. Zeek the Geek – первая часть большого семейства игр компании Sidewalk Software presents, свободно распространяемая без ограничений.

10. Мир информатики //ООО «Кирилл и Мефодий». Разработчик - New Media Generation, 2003

Состоит из четырех частей, по две части на диске. Включает в себя очень разнообразный материал: информацию о составных частях компьютера, тренажеры для обучения пользования мышью и клавиатурный тренажер, раскраски, пазлы, обучающий материал по основам информатики и серию логических заданий. Логические задания созданы на основе заданий на сопоставление «найди пару»; на обобщение «продолжи ряд»; на развитие пространственного мышления, конструирования.



Предварительный просмотр:

Опыт применения компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе

Известно, что уровень развития ребенка определяет основное содержание коррекционно-развивающей работы. В процессе целенаправленной коррекционно-развивающей работы ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

Для проведения таких занятий требуется огромное количество раздаточного материала, чаще всего – одноразового, т.к. ребенок должен: отметить, обвести, дорисовать, соединить и т.п.,  непосредственно на рисунке. Замена бумажных карточек изображением на экране монитора значительно упрощает подготовку к занятию и позволяет избежать многократного ксерокопирования стимульного материала.

Спектр игр-упражнений, рекомендуемых для организации коррекционной работы довольно широк. Ограничением для использования того или иного упражнения может стать отсутствие готового стимульного материала: карточек с необходимыми изображениями, и, как следствие, ограниченное количество вариантов игры.

Компьютерные программы при богатстве наглядного материала и большом разнообразии вариантов игры, также имеют ограничения: системные требования могут не совпадать с возможностями компьютера, может быть ограниченное количество установок, необходимость обязательной регистрации и получения пароля доступа и т.п.

Несомненно одно, хорошо построенная развивающая игра намного эффективнее бумажного аналога. Сам факт общения с компьютером значительно повышает интерес к выполнению задания, на второй план отходит эмоциональная зависимость от оценки действий взрослым (учителем). Ребенок не воспринимает компьютер как проверяющую систему, а игру, как процесс обучения. Чаще всего дети воспринимают игру как мультфильм, в котором они играют роль помощника или освободителя.

Для проведения коррекции познавательных процессов мною используются обучающие и развивающие компьютерные игры из серии «Подготовка детей к школе» и «Для учащихся начальных классов». Эти программы в основном направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, на умение ориентироваться в игровой ситуации, на осуществление сравнения, классификации, анализа. Выбор игр отвечает принципу всестороннего и целостного развития познавательных процессов учащихся:

  1. Игры, направленные на коррекцию наблюдательности, умения осуществлять зрительный анализ объектов (по принципу субтеста Векслера «Недостающие детали»).
  2. Игры, направленные на формирование умения осуществлять синтез на невербальном материале (по принципу субтеста Векслера «Сложение частей»).
  3. Игры, направленные на коррекцию зрительно-моторной координации и пространственного мышления (по принципу субтеста Векслера «Лабиринт»).
  4. Игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки объектов и соотносить их с заданными параметрами.
  5. Игры, направленные на коррекцию внимания и кратковременного запечатления сенсорно-перцептивного материала и его последующего воспроизведения в виде активного припоминания (по принципу методики Т.В.Розанова).
  6. Игры, направленные на коррекцию устойчивости и концентрации внимания (по принципу переплетенных линий Рея).
  7. Игры, направленные на формирование способности концентрировать внимание, коррекцию наблюдательности и зрительной памяти (по принципу методики «Какой фигуры не хватает»).
  8. Игры, направленные на коррекцию пространственного восприятия, зрительного восприятия, мыслительных процессов.

После осуществления предварительной работы по подбору развивающих компьютерных игр  разрабатывается последовательность их предъявления, строится программа коррекционных занятий.

На этапе знакомства с игрой и освоения навыков работы на компьютере даются относительно несложные и нейтральные игры, проводится наблюдение за поведенческими аспектами учащихся, отслеживаются их возможности и личностные  реакции на выполнение игровых заданий.

На начальном этапе обучения применяются игры на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей (пазлы). Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям  во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Обращая внимание на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, чтобы собрать ее из частей, у детей формируются основы произвольного запоминания и внимания, коррекция которых, необходимое условие психического развития детей.

На этом же этапе обучения применяются игры, в которых надо найти спрятавшуюся фигуру, либо разложить фигуры разной формы и размера по местам (например, сложив их для путешествия). В этих играх дети обучаются определению сенсорных эталонов (шаблонов) формы, цвета и размера, что необходимо не только для коррекции восприятия, но и для развития мышления.

Существуют  специальные игры для отработки зрительно-моторной координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также игры, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место.

Большое значение для коррекции развития детей имеют и конструкторские игры, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти игры развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, которое слабо развито у учащихся.

Первоначально, развивающие игры я применяла на уроках информатики для повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Наблюдения за учащимися показали целесообразность использования игровых программ, а некоторое улучшение мыслительных процессов у учащихся привели к выводу о возможности использования таких игр на коррекционно-развивающих занятиях. Была составлена программа, которая включает в себя 15 занятий и рассчитана на учащихся 3-4 класса школы VIII вида.

На вводном занятии дети осваивают основные приемы управления мышью, обучаются простейшим игровым действиям, усваивают последовательность действий для входа в программу и выхода из нее. Следующие 8 занятий учащиеся выполняют игровые задания, которые в наибольшей степени соответствуют их уровню развития. На каждом занятии учащиеся выполняют 3-4 игры по 7-8 мин. на каждую игру.

На первых четырех занятиях отводится время для знакомства учащихся с новой игрой, объяснения игровых правил и освоения игровых приемов. В дальнейшем сильные учащиеся могут самостоятельно включать и выключать игры, слабым учащимся оказывается помощь. На занятиях соблюдается здоровьесберегающий режим: пред началом занятий проводится пальчиковая гимнастика, через 15 мин. после начала занятий - гимнастика для глаз, в конце занятия выполняются упражнения для снятия мышечного напряжения.

По мере совершенствования игровых навыков сложность выполняемых заданий увеличивается. Обычно учащиеся заинтересованы в выполнении игровых заданий, у отдельных учащихся наблюдается неуверенность в себе, боязнь неверного выполнения действия, скованность или, наоборот, поспешность при выполнении игровых заданий, отмечаются случаи отказа учащихся от выполнения сложных заданий. В таком случае ребенку разрешается выполнить более простое знакомое задание, но на следующем занятии предлагается вернуться к выполнению сложного задания.

На пятой неделе, после предъявления всех развивающих игр,  учащимся предлагается самостоятельный выбор игровых заданий. Опыт показывает, что ученики выбирают задания, которые хорошо освоены ими, легко выполняются и всегда приводят к положительному результату.

Дальнейшая работа предполагает, в зависимости от успешности учащихся, увеличивать либо сложность игры, либо количество игр на одном занятии.

По итогам трехлетнего применения развивающих игр на уроках в 5-9 классах и года работы по программе с учащимися 3-4 класса можно сказать, что коррекционная работа приводит к  положительному результату и сделать следующие выводы:

  1. отмечается формирование у детей умений выполнять операции анализа, синтеза, классификации;
  2. улучшается устойчивость и концентрация внимания;
  3. развиваются навыки учебной деятельности (соблюдение условий, подчинение правилам).

В коррекционной группе занимаются учащиеся с разной степенью нарушений развития и, тем не менее, все дети осваивают игровые правила, выполняют игровые задания.

Помимо развивающего эффекта отмечается и коррекция эмоциональной сферы учащихся. При выполнении игровых упражнений, гиперактивные дети успокаиваются и могут длительное время сосредоточенно работать. У детей с заниженной самооценкой появляется уверенность в себе, тренируются волевые качества учащихся.

Таким образом, применение популярных и развивающих компьютерных программ имеет очень широкий спектр коррекционных возможностей.



Предварительный просмотр:

Виды компьютерных игр, их назначение

и возможности применения в работе психолога

Множество «Компьютерные игры» очень велико и разнообразно. Существуют различные подходы к их классификации. В данном случае мы будем опираться на деление игр по жанрам в варианте, предложенном в Википедии: квест,  стратегия, ролевая игра, экшэн, симулятор и другие виды (аркада, обучающая игра, танцевальная игра, ритмическая игра, музыкальный симулятор)

Квест (приключения, адвенчуры) - игра-повествование, в которой управляемый игроком герой, продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Головоломки - Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов.

Самый популярный на сегодня жанр квестов — это экшн-адвенчуры (англ. action-adventure). Главным образом, основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов — предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой.

Стратегия - игра, требующая планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры, где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Большинство «классических» стратегий в реальном времени предполагают следующий игровой процесс: сбор неких ресурсов; строительство и укрепление базы или лагеря; создание на этой базе боевых единиц (найм солдат, строительство техники); объединение их в группы, штурм и уничтожение этими группами вражеской базы.

Пошаговые стратегии (TBS)  — игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает игрока от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, что даёт возможность намного более глубокого и обстоятельного планирования.

Еще один вид стратегий - стратегии по масштабу игрового процесса (варгеймы). В варгейме, в отличие от других видов стратегий, игрок не должен создавать армию, его цель — победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя. В варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность.

Глобальные стратегии - стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Ролевая игра имеет следующие характерные признаки: у главного героя (героев) и других персонажей присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа, доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём выполнения заданий и использованием этих самых навыков.

Тактические ролевые игры являются смесью ролевой игры с пошаговой стратегией. Игрок управляет небольшой группой воинов, хотя в некоторых тактических RPG их число может доходить до нескольких десятков.

Экшен (шутер) – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты, нацисты и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры.

Пояснение одного из знатоков компьютерных игр: - «Шутер - это сходи, убей, принеси; экшен -  сходи, взорви, убей, по возможности выживи, принеси; а рпг -  это игра на развитие с открытым миром: вот и все отличия.

Симуляторы (менеджеры) – игра-симуляция. При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов — полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.). Симуляторы в свою очередь разделяют в зависимости от игровой задачи.

Аркадные симуляторы - упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от собственно аркад — наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы космических кораблей и автомобилей.

Спортивные симуляторы, другое название — «спортсим». Как и следует из названия — имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Спортивный менеджер — разновидность спортивного симулятора. Отличительной особенностью является то, что при симуляции игрок наблюдает непосредственно за игровым процессом и может влиять на ход матча в режиме онлайн, а при менеджменте настройки тактики, стратегии, трансферов и финансовых операций выбираются заранее, и игрок просматривает результаты уже после матча.

В спортивном менеджере игрок выступает в роли управляющего собственной спортивной командой (спортсменом). Задачей играющего становится не только победа в матчах, но и грамотное и успешное управление инфраструктурой своего клуба.

Экономические симуляторы, нередко относимые также к жанру стратегий, посвящены отображению экономических, рыночных процессов — чаще всего речь идет о предпринимательстве; целью игрока, руководящего неким предприятием, является извлечение виртуальной прибыли. В «чистых» экономических симуляторах отсутствуют элементы строительства; игрок должен управлять уже существующим коммерческим предприятием; рыночные процессы и поведение конкурентов относительно приближены к реальности.

Симуляторы бога - стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» — некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе. Подобные игры характеризует, как правило, непрямой контроль над отдельными игровыми персонажами — ими управляет компьютер, а роль игрока определяется «сверхъестественным» вмешательством в их жизнь, постройке зданий, поддержанию оптимального состояния подопечного общества и тому подобному. Многие симуляторы бога не ставят перед игроком никаких конкретных задач, предоставляя ему возможность свободно и неограниченно развивать подопечное общество.

Симуляторы свиданий - симуляторы романтических отношений, так же известны как романтические приключения,  по организации игры некоторые из них близки к RPG (ролевым), другие — к адвенчурам (приключениям).

Другие жанры

Аркада - игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д. Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих). Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки (консоли) и до сих пор являются основным жанром на них.

В музыкальных играх игра строится на взаимодействие игрока с музыкой. Жанр же может быть любой, от головоломок до ритмических игр.

Ритмические игры - поджанр музыкальных игр, который, в последнее время, набирает огромную популярность. Основной идеей является правильно нажатие кнопок показанных на экране под ритм музыки.

Настольные игры - Компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия».

Логические игры (головоломки) – предполагают активную мыслительную деятельность игрока. Головоломки, как правило, не требуют реакции, однако многие ведут счёт времени, потраченного на решение.

Развивающие компьютерные игры решают самый широкий круг задач. Есть игры для обучения ребенка счету, изучению звуков и букв, иностранных языков. Огромное количество разнообразных компьютерных игр предназначено для тренировки памяти и внимания ребенка, развития логического мышления, фантазии, целеустремленности. Игры-лабиринты, в которых ребенку нужно провести своего персонажа "домой", а также игры, в которых нужно поймать предмет или поставить его на определенное место, тренируют зрительно-моторную координацию ребенка.

Из всего этого разнообразия, пожалуй, только игры  жанра экшен (шутер) не подходят для работы. И именно эти игры пользуются самой большой популярностью у детей, особенно подростков и молодых мужчин. Все остальные игры в той или иной степени могут служить средством коррекции недостатков развития ребенка.

Игры – симуляторы спортивных игр или управления сложными механизмами учат быстрому нажатию клавиш на клавиатуре, тонкому владению мышью, т.е. идет развитие моторики и тренируется скорость реакции. Симуляторы –менеджеры, экономические симуляторы в большей степени влияют на развитие предпринимательских способностей, учат мыслить многофакторно, приучают нести ответственность за принятые решения. Симуляторы свиданий в какой-то мере  влияют на формирование эмоциональной сферы игрока, развивают коммуникативные навыки.

Ролевые игры, чаще всего имеют военную тематику, но в отличие от игр-экшен, где герой просто убивает противника, здесь нужно просчитать каждый ход, разработать свою тактику ведения боя. Часто в таких играх присутствует полезная информация, например, исторические сведения того периода или времени, где виртуально оказывается игрок. Таким образом, можно познавать историю древних греков, персов, славян, других народов.

Аркады, скорее всего, влияют на развитие моторики и повышают скорость реакции, но в тоже время, могут развивать цветовосприятие, умение быстро оценить ситуацию (сопоставить, проанализировать, классифицировать и т.д.) и принять решение.

Наиболее широкие возможности заложены в квестах и самостоятельных логических играх. При правильно выбранной игре можно эффективно развивать восприятие (пазлы), внимание, память, умение выполнять мыслительные операции.

Самое главное – соблюдать меру, как сказал Демокрит: - «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».