Конспект ООД береза символ России.

Ульченко Наталья Михайловна

Конспект предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста. Носит познавательный характер. Строится на ознакомлении с новым материалом и закреплении пройденного. В занятие включены музыкальные номера: игра на музыкальных инструментах, слушание классической музыки, хороводы, песни и танцевальные номера. Использовано художественное слово.

Буду рада, если данный материал будет полезен для работы педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        КОНСПЕКТ

По патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Березка – символ России».

Цель: формирование патриотических чувств, любви к природе родного края»

Задачи:

  1. Знакомство с березой, как с символом России, выявить ее особенности и значимость, ценность в обычаях и традициях русского народа.
  2. Расширять знания о целебных свойствах;
  3. Формировать в представлении детей образ белоствольной, стройной березы;
  4. Воспитывать интерес к народному творчеству через фольклор;
  5. Прививать любовь к природе родного края;
  6. Развитие детского творчества, продуктивной деятельности детей.

Музыкальный руководитель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы, и я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Педагог: Что такое Родина? У всех у нас Родина одна, и имя ей? (Россия)

А как вы думаете, ребята, у каждого ли жителя нашей планеты есть Родина?

Для всех ли это Россия?

        Каждый человек, думая о своей Родине, вспоминает то, что особенно дорого его сердцу, то, с чем он рядом родился и вырос.

Как вы думаете, ребята, что представляют жители Африки, когда произносят слово «Родина»? (ответы детей)

А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?

(ответы детей)

А что представляем мы с вами, когда говорим о России? Многие вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую белоствольную березку. И каждый русский человек без колебаний скажет, что береза является символом нашей родины, символом России.Слайд «Береза в снегу»

Ребенок: Мы с вами родились в России, в стране, где жара и мороз. Где небо то хмуро, то сине. В стране тонкоствольных берез.

И, наверное, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей!

А чем необычна береза? Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору еще называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, на ней есть черные точечки, они называются чечевички. Через нее береза дышит.

Музыкальный руководитель:  Да, ребята, береза действительно является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глубокой старины вошла в нашу жизнь березка. Она растет во всех уголках нашей необъятной страны.

Ее можно встретить в тех местах, которые кажутся непригодными для роста растительности. Береза растет даже на карнизах старых каменных домов.

Любит наш народ зеленую красавицу.

У русского народа  даже есть праздник  березки. Издавна ее в этот день прославляли, восхваляли и называли ласковыми словами. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, наряжали березку словно красавицу.  Девушки и юноши завивали на березке ленточки.

                Хоровод «Во поле береза стояла»

Педагог: В народе часто березу сравнивают с девицей. Послушайте, как рассказал поэт о  березке.

                Стоит девица русская,  приумолкнув, стоит,

                Над речушкой березка листвой шелестит.

                Только ветер играет в косах длинных листвы,

                Только звезды мигают ночью ей с высоты.

                Рано утром встает она солнце встречать,

                Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

                И, наверно, на свете нет березы родней,

                Ведь березка – частица России моей.

Почему поэт сравнивает ветви березы с длинными косами? (они длинные,

тонкие, волнистые, плавно спускающиеся вниз, как распущенные волосы

девушки)

Многие поэты, музыканты и художники передавали в своем творчестве

красоту дерева и свою любовь к нему. Сейчас мы посмотрим, как изобразил на своей картине березку великий русский художник Игорь Грабарь (показ картины «Февральская лазурь». Дать детям полюбоваться ею.)

 - Беседа по картине:

1. О чем эта картина? (художник передает красоту зимнего дня).

2. Какой день он описал? (день необыкновенный, морозный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный).

3. Как вы думаете, что больше всего понравилось художнику? (береза)

4. Береза какая? (белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, веселая). Береза занимает главное место на картине.

5. Что можно сказать о других березах? (они стройные, тонкие, белоствольные, статные).

6. Как выглядит снег на картине? (снег на солнце сверкает, блестит, сияет, светится).

7.А какие краски художник использовал, чтобы передать красоту природы?

(сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный).

Объяснение слов лазурь: светло-синий цвет, цвет неба, моря.

В картине художник изобразил совсем небольшое пространство. Этим он, наверное, хотел показать нам, как красив даже небольшой кусочек

березовой рощи. А еще он как будто приглашает нас прогуляться

между березок и насладиться солнечным деньком. Посмотрите, березки

такие высокие, как будто мы оказались прямо там, в роще, среди их белых

стволов. Давайте с вами представим, что мы попали прямо в картину.

(включаю музыку, дети любуются картиной, рассказывают о своих

впечатлениях, чувствах)Музыка Чайковского «Январь»

Дети: -я почувствовала, как солнечные лучики, не смотря на то, что картине

изображен  зимний день, приятно согревали меня, и мне очень захотелось

обнять одну из этих берез, прижаться к ее коре щекой, вдохнуть ее аромат.Педагог:Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал

эту картину? Да, художник радовался, увидев эти красивые березки. Он

восхищался ими и хотел передать свое восхищение и свою любовь к этому

замечательному дереву через картину. Он как будто говорит нам:

«Посмотрите, как же красива наша русская березка!»

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, та музыка, которую вы услышали, передавала настроениехудожника? Какой была эта музыка?(плавная, спокойная, мелодичная)

-Композитор как будто тоже увидел эту картину и отразил красоту березки в

музыке. Она была такая же светлая, прозрачная, мелодичная, как эти

удивительные красивые березки.

                                Танец «Березка»

        Музыкальный руководитель: Вот видите, и художник, и композитор

и поэт по-разному, ноудивительнокрасиво рассказали нам о красоте русской природы, о красавице-березке.

Педагог: Это дерево стало символом России не только за свою красоту,

еще вдревности люди отметили полезные свойства березы. Как вы думаете, какую пользу приносит береза? (ответы детей)

Педагог подводит итог беседы, показывая картинки: изделия из бересты, веник, заваренный чай и т.д.

Чай из березовых почек, листьев очень полезен для здоровья и лечит многие болезни. Распаренный в бане веник из березовых веток, изгоняет болезни, дает силу и бодрость. В старину березовыми листьями красили яйца на праздник Пасхи. Весной, когда просыпаются деревья, у березы выделяется  березовый сок. Его пьют для укрепления иммунитета. Березовые дрова, где есть печки и камины незаменимы. Они долго и жарко горят, выделяют приятный аромат. Из березовой коры, из бересты делают шкатулки, туески для сбора ягод и грибов.

Музыкальный руководитель:А еще из березы делают музыкальные инструменты. Сейчас мы с вами исполним песню «Во поле береза стояла»  в оркестре.

Оркестр

Вот она, раскидистая, кудрявая березка, словно нарядная красавица из русских сказок в белом сарафане. Стоит она, до самой земли наклонив свои ветви, будто кланяясь в пояс и говоря: Мир вам, люди добрые!»

Педагог: А теперь я попрошу вас укрыть нашу березку теплой шубкой, чтобы она не стыла от холода и ветра.

                Групповая работа: Аппликация «Березка»