Воспитательная работа с учащимися и работа с родителями

Самарина Татьяна Николаевна

 Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

.

Программа воспитательной работы

«Школа

успешной личности»

Срок реализации- 5 лет

Классный руководитель

Самарина Татьяна Николаевна

Воспитательная программа 5-9 классы

2021 – 2026 года

                                                           

             

                           

  1. Паспорт программы

Название программы

Воспитательная программа классного руководителя

« Лестница успеха»

Сроки реализации программы

2021-2026 года

Наименование учреждения:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3»

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Самарина Татьяна Николаевна учитель биологии

Участники программы

Учащиеся + родители + учителя + классный руководитель

Пояснительная записка

Лицо у каждой школы есть своё,

А нашу школу трудно не узнать.

 Всегда быть первой – вот девиз её!

 Всегда вперёд к успеху! Так держать!  

       Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.                                                      Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться.    Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.

Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.

    Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.

Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»  

Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.

   В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.

Создание «Ситуации успеха» для ученика является фундаментом для формирования уверенности в себе, в свои силы и  способствует воспитанию и формированию целенаправленной личности школьника.

 

УСПЕХ это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У– учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

У

чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

С

оциализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!

П

озитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

Е

динство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.

Х

аризма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.

Каждый учащийся в нашем классе, да и во всей школе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

  Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

  Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.

 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся:

  1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

Виды деятельности и формы занятий

Виды деятельности

Формы занятий

Изучение Конституции РФ, основных прав и обязанностей граждан России, их роли в жизни общества, символов государства.

1.Урочная деятельность.

5-7кл.- уроки истории, обществознания, музыки, ИЗО, литературы.

8-9кл.-уроки обществознания, истории, литературы.

2.Внеурочная деятельность.

2.1 Внеклассная деятельность.

5-6кл.- Цикл бесед «Государственная символики России»

5-9кл.-Циклы классных часов «Я-гражданин России», «Я-человек и личность»

5-9кл.- Организация школьного самоуправления.

5-9кл. Круглый стол «Законы и правила школьного самоуправления»

5-9 кл. конкурс внутри класса «Ученик года»

3. Внешкольная деятельность

5-9кл.-«Школа актива»

5-9 кл. – ежегодное участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина

(в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

1.Урочная деятельность.

5-7кл.- уроки истории, обществознания, музыки, ИЗО, литературы.

8-9кл.-уроки обществознания, истории, литературы

2.Внеурочная деятельность.

2.1 Внеклассная деятельность.

5-9кл.-Цикл бесед «Жизнь замечательных людей»

5-7 кл. Книжная выставка «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

5-9 кл.- День памяти. «Мы внуки страны, победившей фашизм». 9 мая

7-8кл.- Военно-спортивная игра «Добры молодцы»

5-6кл.- Историческая викторина « Герои отечества»

8-9  кл.- Дебаты «Есть ли герои у нашего времени»?

5-8 кл. Викторина «Не для войны рождаются солдаты, а для того, чтоб не было войны»

Тематические уроки Мужества. Уроки правовых знаний. Оформление тематических выставок и альбомов.

2. Внешкольная деятельность

5-9кл.- Проект «Подарок  ветерану». Работа волонтерских групп

5-9 кл.-участие в городских, районных акциях, играх ,круглых столах.

5-9кл. Организация проведения мероприятий,  посвященных  памяти   снятия блокады Ленинграда, проведение митингов, автопробегов

5-9кл. Участие в церемонии «Вахта памяти» ко Дню Победы.

Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам

1.Урочная деятельность.

5-8кл.- уроки истории, музыки, ИЗО, литературы,  технологии, географии,  ОРКС.

8-9 кл.-уроки истории, литературы, географии,

2.Внеурочная деятельность.

2.1 Внеклассная деятельность.

5-9 кл. Цикл классных часов «Культура, обычаи и традиции народов России и мира»

5-9 кл. Экскурсионная программа « Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

8-9 кл. Конкурс фотографий «Зову тебя Россиею, единственной зову».

3. Внешкольная деятельность

Празднование «Масленицы» и других

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

классные часы, беседы, фильмы, праздники.

1.Урочная деятельность.

5-8кл.- уроки истории, музыки, ИЗО, литературы, технологии, географии.

8-9 кл.-уроки истории, литературы, географии,

2.Внеурочная деятельность.

2.1 Внеклассная деятельность.

5-9 кл. Праздничные новогодние представления.

5-9  кл. День памяти. «Забыть нельзя» 27 января День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

5-6кл.- «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»- конкурсная игра, посвященная 23 февраля.

5-9 кл. «Вам женщины посвящается…» праздничный концерт к 8 марта

5-8кл. проект «Власть воды» к 22 марта Всемирный день воды.

5-6кл. «Книжкины именины» 2 апреля-« Международный день детской книги»

5-9 кл. Праздничный концерт ко Дню Победы. Встречи с ветеранами.

5-9  кл. 1 сентября- Всероссийский праздник «День знаний».

5-9 кл. 8 сентября –День памяти. Начало блокады.

5-9 кл. Всемирный день учителя 5 октября

5-9кл. 27 октября Международный день школьных библиотек.

5-9 кл. Всероссийский день библиотек. Выставка книг «Имею право знать всё!»

5-7кл. Урок –презентация «О! Книга…ты чудо!"»

5-6 кл. Читательская конференция «Чтение – лучшее учение»

5-9  кл. 4 ноября День народного единства.

5-9 кл. 30 ноября День матери

5-9 кл. 24-30 ноября всероссийская неделя театра «Театр и дети»

5-9 кл. 3 декабря День неизвестного солдата

5-9 кл. 9 декабря День героев Отечества

5-9 кл. 1 июня День защиты детей

5-9 кл. 12 июня День России

3. Внешкольная деятельность

Участие в районных и областных акциях, посвященных памятным датам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

1.Урочная деятельность.

5-9 кл.- уроки истории, литературы, географии, обществознания

2.Внеурочная деятельность.

2.1 Внеклассная деятельность.

5-9кл. Цикл классных часов «Юная Россия»

5-6 кл. Цикл бесед «Стоит ли жить по принципу « я сам по себе»?»

Внешкольная деятельность

8-9кл. Участие в социальных проектах и мероприятиях  «Я гражданин России»

Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими

(в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

1.Урочная деятельность.

5-9 кл.- уроки истории, литературы, географии, обществознания,ОБЖ

2.Внеурочная деятельность.

5-9кл. Цикл бесед «Они отстояли победу»

5-9 кл. Митинги, посвящённые снятию блокады Ленинграда.

5-9 кл. Организация праздничных концертов к памятным датам воинской славы.

Внешкольная деятельность

8-9 кл. участие в «Вахте памяти»

5-9 кл. Встречи с ветеранами

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников

2.Внеурочная деятельность.

Общешкольные  мероприятие «Встреча выпускников».

Беседы с выпускниками о примерах мужества и служении России «Биография страны – моя биография»

Результаты:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Р Ф, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Р Ф, символов государства, субъекта Р Ф, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

2. Духовность, нравственность, культура:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

 5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

7. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Основная цель программы:

– создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Основные задачи программы:

  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
  • формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;
  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
  • воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • формирование здорового образа жизни школьника;
  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

   

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь, школьный музей);
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями (библиотеки школы и поселка, театры, спортивные секции школы и поселка и т.д.)

Применяемые технологии:

  • научно-исследовательская;
  • технология проектов;
  • личностно-ориентированный подход;
  • ИКТ;
  • портфолио.

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия,
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы,  фестивали;
  • дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми;
  • проведение совместных с родителями КТД.

Сроки и этапы реализации программы

5 класс 2021-2022 уч.год

Ступенька первая  «РОЖДЕНИЕ»

Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Возрастные особенности

 (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в среднем звене школы;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Форма деятельности – начало работы с портфолио каждого учащихся и класса,

участие в районных и областных конкурсах, школьных  викторинах, играх, концертах, школьных, поселковых спортивных соревнованиях, эстафетах, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.

6 класс 2022-2023 уч. год

Ступенька вторая «СТАНОВЛЕНИЕ»

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Возрастные особенности

 (11-12 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

  • Воспитание ответственного родительства;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;

Форма деятельности: продолжение работы над портфолио, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные,  районные конкурсы, школьные  викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, поселковые спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.

7 класс 2023- 2024 уч. год

Ступенька третья «СТАНОВЛЕНИЕ»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности

(12-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные,  районные конкурсы, школьные  викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, поселковые спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.

8 класс 2024-2025уч. год

Ступенька четвёртая  «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, , исследовательская деятельность, участие в разнообразных мероприятиях : школьные,  районные конкурсы, школьные  викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, поселковые спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.

5 этап – 9 класс 2025-2026 уч.год

Ступенька пятая  «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

        Возрастные особенности

         (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • высокий уровень сплоченности коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм,  правил Здорового образа жизни;
  • повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
  • активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
  • увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
  • адекватная самооценка учащихся.

Модель выпускника класса

   Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:

  • собственный взгляд на мир,
  • социальную  ответственность;
  • высокий уровень самосознания;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • креативность;
  • человечность, альтруистическую направленность;
  • высокий уровень общей культуры;
  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Модель выпускника:

  • Самостоятельный;
  • Ответственный;
  • Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учится (или работать) после школы;
  • Усвоивший всю программу средней школы;
  • Образованный;
  • Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Коммуникабельный;
  • Способный руководить;
  • Творчески-развитый;
  • Уверенный в себе и своих силах;
  • Честный;
  • Добрый;
  • Воспитанный;
  • Умеющий отстаивать свое мнение;
  • Всесторонне развитый;
  • Отзывчивый;
  • Активный;

6. Прогноз результатов воспитательной работы

Направление ВР

Планируемые результаты

Интеллектуально-познавательная деятельность

- Подготовка Портфолио

- участие в олимпиадах школьного, районного уровней

- Участие в предметных неделях по учебным предметам

- получение учащимися новых знаний и применение их на практике

Спортивно-оздоровительная деятельность

- профилактика  вредных привычек у обучающихся класса

- формирование здорового образа жизни

- участие в спортивных мероприятиях школы

Духовно-нравственная деятельность

- сформированность морально-этических и нравственных качеств у обучающегося, развитие толерантных качеств

Творческо-эстетическая деятельность

- развитие творческого потенциала обучающихся, участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню Учителя, Новому Году, 8 Марта, 23 февраля , Юбилею школы

- подготовка итогового творческого праздника «Вот и стали мы на год взрослее!»

Гражданско-патриотическая деятельность

- активное участие в работе органов классного и школьного самоуправления

- формирование собственного мнения и умения его отстаивать

- получение новых  знаний по истории родного края, страны.

Работа с семьёй

- организация совместной творческой деятельность детей и родителей при подготовке к классным и школьным праздникам

- активное привлечение родителей к составлению Портфолио обучающихся

- активное участие родителей в школьных делах и активное посещение родителями классных и общешкольных собраний



Предварительный просмотр:

 Справка по диагностике «Адаптация 5-классников»

Время проведения: октябрь,.2020

Актуальность: При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено наблюдается снижение  успеваемости у отдельных учащихся  из-за низкого уровня    адаптации к новым условиям. При переходе в среднее звено учащиеся испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. Педагоги так же   могут испытывать трудности в учебно-воспитательном процессе с обучающимися  5-х классов, нуждаются в информации об психологических особенностях  новых детей, их уровня комфортности в новых условиях.

Цель: Изучение особенностей  эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в среднего звене  ,  оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».

 Задачи: 1.Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся для предоставления результатов диагностик педагогам, родителям.

2.Составить характеристику  для каждого учащегося по исследуемым параметрам.

3.Спланировать психо-коррекционную работу для  учащихся 5 Б  класса  для повышения уровня адаптации.

Объект исследования: учащиеся 5 Б классов.

Количественный состав:  25  человек.

Используемые тесты: Определение уровней тревожности: школьной, учебной, самооценочной. Анкета «Отношение к  предметам, учителям – предметникам». Уровень  психологической комфортности (круги). Социометрический тест. Определение уровня самооценки по тесту символического «Я»(авторы Лонго,Вилер, Хенрерсон).Уровень школьной мотивации( методика Лускановой Н.Г.)

Полученные результаты.

Сравнительные показатели адаптационных параметров учащихся пятых классов.

1.Школьная мотивация.

При анализе школьной мотивации в 5«Б » классе показывают высокий уровень :  6 ч (24%),  норма-10 ч\40%, положительная мотивация-9ч\36%, низкий уровень отсутствует.

 

2.Уровни комфортности:

При анализе школьной мотивации в 5«Б » классе показывают высокий уровень :  15 ч (60%),  норма-10 ч\40%, низкий уровень отсутствует.

3.Социометрический тест.

статус

5Б-25ч

Звезды

5

Предпочитаемые

12

Принятые

5

Изолированные

2

Уровень благополучия

56%средний

 Уровень благополучия межличностных отношений в классе средний, что является хорошим показателем.

 

4.Самооценка. Низкий уровень самооценки отсутствует, преимущественно высокая самооценка -15ч\60%

уровни

5б-25 ч

Высокий

15ч\60%

 К повышению

5ч\20%

Адекватная

5ч\20%

К занижению

0 %        

 

5.Отношение к предметам и учителям-предметникам.

По диагностике оценивалось детьми качества учителя-предметника по следующим параметрам: (максимальный балл-5)

1. Учитель доступно  объясняет материал

2.Учитывает мои индивидуальные способности.

3.Достаточно уделяет мне внимания.

4.Умело готовит к проверочным и самостоятельным работам.

5. Умело поддерживает дисциплину.

Можно использовать цветовую диагностику «Отношение к учителям-предметникам» (Д.Ш.Матрос, Н.Н.Полев и др.).

Учащиеся достаточно высоко оценили педагогов  по предлагаемым параметрам, учителя-предметники в среднем  набрали по  4.6-4.9 баллов.

Выводы:

1.Без   достаточной школьной мотивации и уровня самооценки усвоение знаний учащимися  затруднено, здесь следует отметить , что низкий уровень  школьной мотивации  у пятиклассников отсутствует.

2.Вопросы  психофизиологического комфорта очень важны для работы с обучающимися в УО, особенно в начале обучения в среднем звене, уровень комфортности в большей степени высокий и легкий

3.По социометрическому тесту уровень благополучия  средний.

4.Уровень  высокой самооценки и к завышению  45ч\54%. Подростки с высокими показателями  самооценок заставляют испытывать трудности  других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы,  уверены в своей исключительности и

непогрешимости .Им  свойственно искать причину  своих ошибок  в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки, отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями
что обостряет конфликтные ситуации.

5.По итогам анкеты по отношению к учителям -предметникам пятиклассники достаточно высоко оценили педагогов.

6.Проводя анализ результатов адаптационного периода, в целом он завершен.

Рекомендации:

1.Классным  руководителям на родительских собраниях предоставить результаты диагностик.

2.Учителям-предметникам в процессе обучения учитывать полученные результаты диагностик

3.Родителям дать рекомендации   по взаимодействию со своими детьми в начальный период обучения в среднем звене, информация предоставлена в кабинете психолога на сайте школы.

4.Обратить внимание на детей с завышенной самооценкой  и  к завышению, т.к. им необходима помощь в оценке своих реальных возможностей. Но для того, чтобы эту помощь и признали во взрослом авторитет для себя, при взаимодействии проявить максимум такта, уважения, индивидуального и искреннего внимания к  его личности

5.Педагогу-психологу продолжать проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе «Я-пятиклассник».



Предварительный просмотр:

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

(Личностные УУД)

Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»

1.

Как ты чувствуешь себя в школе?

а) мне в школе нравится;

б) мне в школе не очень нравится;

в) мне в школе не нравится

2.

С каким настроением ты идешь утром в школу?

а) с хорошим настроением;

б) бывает по-разному;

в) чаще хочется остаться дома

3.

Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

а) пошел бы в школу;

б) не знаю;

в) остался бы дома

4.

Как ты относишься к тому, что у вас  отменяют уроки?

а) мне не нравится, когда отменяют уроки;

б) Бывает по-разному;

в) мне нравится, когда отменяют уроки

5.

Как ты относишься к домашним заданиям?

а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было

6.

Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

а) нет, не хотел бы;

б) не знаю;

в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены

7.

Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

а) рассказываю часто;

б) рассказываю редко;

в) вообще не рассказываю

8.

Как ты относишься к своему классному руководителю?

а) мне нравится наш классный руководитель;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9.

Есть ли у тебя друзья в классе?

а) у меня много друзей;

б) у меня мало друзей;

в) у меня нет друзей в классе

10

Как ты относишься к своим одноклассникам?

а) мне нравятся мои одноклассники;

б) мне не очень нравятся мои одноклассники;

в) мне не нравятся мои одноклассники

Бланк ответов анкеты мотивации

1.    а.  б.  в.

2.     а.  б.  в.

3.    а.  б.  в.

4.    а.  б.  в.

5.   а.  б.  в.

6.    а.  б.  в.

7.     а.  б.  в.

8.    а.  б.  в.

9.    а.  б.  в.

10.  а.  б.  в.

Обработка результатов

I. Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
  • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  • 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  • 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • 3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  • 2-й  уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 
  • 1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. 

II. Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.

При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.



Предварительный просмотр:

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

Инструкция

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "—", если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58

∑=22

2. Переживание социального стресса

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

∑=11

3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха

1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

∑=13

4. Страх самовыражения

27,31,34,37,40,45

∑=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2,7,12,16,21,26

∑=6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17,22

∑=5

7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу

9,14,18,23,28

∑=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32,35,41,44,47

∑=8

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Представление результатов

1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50; >50; >75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм.

2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: <50; >50; >.75). Данные представляются в виде диаграммы.

3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).

4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

Текст опросника Филлипса

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Сводная таблица результатов теста Филлипса

Класс__________ Дата проведения ______________________

ФИ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности (в %)

1

2

3

4

5

6

7

8

трев.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности, описанным в тексте.

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс __________________ Дата проведения _______________________________________

1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

46

56

7

17

27

37

47

57

8

18

28

38

48

58

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс __________________ Дата проведения _______________________________________

1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

46

56

7

17

27

37

47

57

8

18

28

38

48

58

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50



Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ В 5 Б КЛАССЕ

Согласно с годовым планом работы практического психолога была проведена диагностика в 5-ом классе. Целью диагностики было изучение уровня адаптации учеников к обучению в среднем звене школы, чтоб наметить целостную программу индивидуальной работы и дать рекомендации педагогам и родителям по сопровождению процесса адаптации и работе педагогического коллектива с классом в целом и при необходимости индивидуально с каждым ребенком.

Задачами диагностики было определение:

1. Определение уровня тревожности, мотивации школьного обучения и наличия неврозов у детей;

2. Определение социометрического статуса школьника;

3. Анализ полученных результатов;

4. Выявление  характера адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;

5. Разработка выводов и рекомендаций для учеников, родителей и педагогов.

Для решения данных задач была проведена диагностика учеников 5-А класса методиками:

- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

- Тест школьной тревожности Филлипса

- Тест – опросник «ДОН»

- Социометрическое исследование Дж. Морено.

Всего в исследовании приняло участие – 25 человек, из них 13 девочек и 12 мальчиков (далее Д. и М.).

По результатам проведенной диагностики получены такие результаты:

- школьная мотивация: высокий уровень школьной мотивации (4-ый и 5-ый уровень) имеют – 6 человек – 24% (из них 3 Д. и 3 М.)

-   Тест школьной тревожности: недостоверные результаты – 3 человека 12%, низкий уровень школьной тревожности (Норма)  – 12 человек 48% (9 Д. и 3 М.), повышенный уровень – 6 человек 24% (2 Д. и 4 М.) высокий уровень школьной тревожности – 3 ученика 12% (1 Д. и 2 М.).

-    Детский опросник неврозов: шкала лжи – 3 учеников 12 %, не проявились симптомы – 16 учеников 64% (12 Д. и 4 М.), есть проявления симптомов невроза – 6 учеников 24% (5 Д.и 1 М.).

2.  Изучая социометрический статус учеников в 5-Б классе были получены следующие результаты: высокий социометрический статус имеют – 11 учеников (44%), положительный статус – 10 человек (40%), низкий статус –5 человек 20%.

         

Изучая адаптированность пятиклассников к обучению в средней школе получены следующие результаты:

- адаптированных – 22 человека 88% , неадаптированных -3 человек 12%.

В результате проведенной работы, изучив и проанализировав адаптированность к обучению в средней школе, социометрический статус в классе, уровень тревожности, мотивацию школьного обучения и проявление симптомов невротизации, можно сделать следующие выводы:

  • почти половина  пятиклассников имеют высокую мотивацию школьного обучения;
  • половина детей имеет низкую тревожность, т.е. находятся в пределах нормы;
  • чуть больше половины школьников не имеют проявления симптомов невротизации;
  • высокий социометрический статус имеют большинство пятиклассников;
  • большая часть пятиклассников, а именно 88% успешно адаптировались к обучению в средней школе.

Рекомендации учителям:

  1. Классному руководителю разработать воспитательные мероприятия для улучшения психологического климата в классном коллективе.
  2. Классному руководителю включить учеников с низким социальным статусом в КТД.
  3. Обратить внимание классного руководителя на учеников с повышенным и высоким уровнем тревожности по шкале страхи в отношениях с учителями.
  4. Провести консультацию с учителями предметниками по поводу дополнительного внимания детям с повышенной тревожностью, для улучшения эмоционального состояния учеников.

Рекомендации родителям:

  1. Родителям учеников с повышенным уровнем тревожности обратиться за консультацией к психологу.
  2. Обратить внимание на режим дня детей (особенно для детей с выраженными симптомами тревожности или невротизации).
  3. Провести беседу с детьми об адекватном способе реагирования на успехи и неудачи.
  4. Если у ребенка выявлен страх несоответствовать ожиданиям, снизить контроль требования к ребенку.