Мой опыт работы

Соловьёва Любовь Ивановна

Здесь размещены презентации по обобщению опыта по темам: Работа с перфокартами, обучение грамоте, проектная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка дошкольников к обучению грамоте Воспитатель: Соловьёва Л.И.

Слайд 2

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте .

Слайд 4

Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».

Слайд 5

Содержание работы по возрастам Знакомить детей со звуковой стороной слова , самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада , (с 4 лет), когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

Слайд 6

Средний дошкольный возраст

Слайд 7

Ознакомление со словом С ловарные упражнения , помогающие употреблять термин «слова »: «Образуй новые слова от слова образца (« зайчишка», «зайчик», «зайчонок »). « Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ». « Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ». « Задания на различение слов сходных по звучанию: ( мишка-шишка , баран-банан и т. д .)». « Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова ( слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность) ».

Слайд 8

Ознакомление со звуками Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа , которые сменяют друг друга: 1. В словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука») ; 2. Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове) ; 3. Формирование умения различать твердые, мягкие согласные; 4. Названия слов с заданным звуком.

Слайд 9

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук , состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками . Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений. Другие эффективные средства: мазайка , лепка, штриховка, вязание, конструирование из мелких элементов и др.

Слайд 10

Старший дошкольный возраст Возраст 5-7 лет - этап развития звуко - буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети учатся проводить фонетический разбор слов : Количество слогов; Гласные звуки (ударные и безударные) ; Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие) ; Количество звуков и букв.

Слайд 11

Старший дошкольный возраст Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления

Слайд 12

Старший дошкольный возраст При обучении старших дошкольников основам грамоты решаются основные задачи: учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ; учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук; знакомить детей с графическим изображением буквы; обучать чтению слогов; развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Слайд 13

Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов Проводится поэтапно: определение количества слогов в слове; - последовательное произношение каждого звука в слове; - определение количества звуков в слове; - построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ; - обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым) .

Слайд 14

Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»: Звук - то, что мы слышим и произносим Буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука .

Слайд 15

Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями Штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Эта работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.

Слайд 16

Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И . Методика развития и обучения родному языку дошкольников. М., 2007. 2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., Издательство: Вентана-Граф , 2011 3. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И

ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).

 

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя работа, особенно в младшем и среднем возрасте, строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.
Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.
Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы.
Исходя из этого, сформулировала следующие задачи:

обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;

повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;

формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Все эти задачи направлены на обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей.
Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому стараюсь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
Вот  несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
1. «ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
2. «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
3.«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно . Детям предлагается «зажечь радугу», т.е.  дуги радуги (ленточки, цветные карандаши, полоски цветной бумаги). В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
4.«РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают,  почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включиться в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
5.«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.
Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.


6. «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ».
Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

С середины года мы будем рисовать свое настроение. Ежедневно в конце дня (1 неделя в месяц) будут распускаться «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.
Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.
Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!» Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей.



Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Перфокарты»

Воспитатель: Соловьёва Л.И.

        В своей работе я  использую  специальные карточки – перфокарты. На картоне  подбираю объекты, соответствующие определенной теме. Эти объекты располагаются по краям, в две колонки. Для многоразового использования в карточке делаются прорези – небольшие квадратики возле каждого объекта. На занятии каждый ребенок получает перфокарту, чистый лист бумаги и карандаши или фломастеры. Чистый лист подкладывается под перфокарту. Выполняя задание, ребенок  закрашивает прорези в определенный цвет. Затем воспитатель собирает листы и проверяет правильность их заполнения. Задания выполняются индивидуально. Перфокарты используются многократно.

Тема «Пищеварительная система»

Перфокарта № 1

Цель: Формировать у детей правильные представления о вкусной здоровой пищи, о значении пищи для функционирования организма.

Материал: перфокарта на которой изображены разные виды пищи, красный и зеленый фломастеры или карандаши.

Игровое действие: отметить красным цветом вредную пищу для организма,   зеленым – полезную пищу.

Тема «Органы чувств»

Перфокарта № 2

Цель: закрепить знания у детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)

Материал: перфокарта,  на которой слева изображены органы чувств, справа различные предметы, пять фломастеров или цветных карандашей разного цвета.

Игровое действие: отметить одинаковым цветом предмет и орган чувства, который может исследовать отличительные  свойства этого предмета.

Тема: «Скелет человека»

Перфокарта № 4

Цель: закрепить представления у детей о строении скелета. Через познания себя, частей своего тела, воспитывать уважение и бережное отношение к себе.

Материал: перфокарта, на которой изображен скелет человека, слева таблица разными частями тела человека и животных.

Игровое действие: отметить зеленым цветом части скелета, принадлежащих человеку, и красным  части скелета животных.

Тема: «Внутренние органы»

Перфокарта № 5

Цель: закрепить знания у детей о внутренних органах, об их значении для здоровья человека.

Материал: перфокарта, на которой в виде таблицы слева изображены внутренние органы человека. Справа  - изображение скелета человека, на котором изображены различные цветные круги, на месте различных внутренних органах. Цветные карандаши или фломастеры, соответствующие  цветным кружкам.

Игровое действие:  найти каждому внутреннему органу свое место, раскрасить квадрат тем цветом, который соответствует цветному кругу.

Тема «Чтобы быть здоровыми»

Перфокарта № 3

Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

Материал: перфокарта, на которой изображены разные виды деятельности, фломастеры или карандаши зеленого, желтого, красного цвета.

Игровое действие: Отметить деятельность приносящую вред здоровью красным цветом, пользу – зеленым, деятельность которая будет наносить вред здоровью если злоупотреблять – желтым (например игра за компьютером и т.д.)

Перфокарта № 6

Цель: формировать у детей понятия «здоровье, «болезнь». Раскрыть значение «помощников здоровья».

Материал: перфокарта, на которой слева изображены виды болезней, а справа природное лекарство. Пять фломастеров или цветных карандашей разного цвета.

Игровое действие: отметить одинаковым цветом болезнь и природное лекарство, которым можно вылечить данный недуг.

Перфокарта № 7

Цель: формировать у детей представления о полезной здоровой пищи. Учить ценить и беречь свое здоровье.

Материал: перфокарта, на которой изображены различные  органы человека и полезная для них еда,  шесть фломастеров или цветных карандашей разного цвета.

Игровое действие: определить какой вид пищи наиболее полезен для того или иного органа, отметить одинаковым цветом орган и выбранный для него полезный продукт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гиперактивные дети Выполнила : Соловьёва Л.И.

Слайд 2

Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство.

Слайд 3

Симптомы гиперактивности у детей дошкольного возраста? Двигательная расторможенность; Отвлекаемость; Невнимательность; Н еусидчивость, суетливость, беспокойство; И мпульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; И гнорирование правил и норм поведения; Н аличие проблем со сном; З адержка речевого развития Болтливость Демонстративность и т.д.

Слайд 4

Среди возможных причин гиперактивности выделяют: Пренатальная патология (токсикоз, алкоголизм, курение) Осложнения при родах; Психосоциальные ( стиль воспитания в семье)

Слайд 5

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии: Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций; Обучение самомассажу; Игры для развития быстроты реакции, координации движений; Игры для развития тактильного взаимодействия; Пальчиковые игры; Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов; Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния; Работу с глиной, водой и песком и т.д.

Слайд 6

При организации коррекционной работы с гиперактивностью ребенка акцент должен делаться на следующих умениях ребенка: Концентрировать внимание; Доводить начатое до конца; Контролировать свои движения; Снимать мышечное напряжение; Контролировать свои эмоциональные проявления; Расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Слайд 7

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком Главное лекарство ребенка – это ваше полноценное общение с ним. Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления Продумать режим дня ребенка до мелочей. Используйте возможности игры в полной мере: Дидактические игры ( лото, мозаика и т.д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным; Подвижные и сюжетные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт; Сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками Займитесь с ребенком рисованием. От большого листа к маленькому

Слайд 8

Читайте вместе с ребенком его любимые сказки Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию. Старайтесь ставить реальные задачи перед ребенком. Не используйте завышенных или заниженных требований. Вызывающее поведение вашего ребенка – это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия. Старайтесь дома создать спокойную атмосферу. Следите за сном ребенка, он должен высыпаться. Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте его. Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

Слайд 10

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя» Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения. Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.

Слайд 11

Использовать на занятиях элементы игры и соревнования. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение). Избегать завышенных или заниженных требований. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

Слайд 12

Важно! Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам . Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия . Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала . Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов . Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Слайд 13

Список использованной литературы Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону, «Феникс» - 2004