Соловьёва Любовь Ивановна

Сайт воспитателя детского сада

Обучая других, учишься сам!!!

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Разработка и создание новых направлений в обучении дошкольников

Увлечения: Читать книги

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: п. Воронцовка, Кагальницкий район

Место работы: Детский Сад "Солнышко"

Звание, ученая степень: Воспитатель высшей категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vospitatel777

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер

 

Я, Соловьева Любовь Ивановна,  работаю старшим воспитателем   детского сада «Солнышко» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок». Образование высшее, 13 мая 2018 года  года   окончила Федеральное автономное  образовательноеучреждение высшего профессионального образования "Южный Федеральный Университет"  по направлению «Педагогическое образование», профиль "Дошкольное образование".

Имею  высшую квалификационную категорию (приказ Министерства образования №23 от 30.01.2015 года), общий стаж работы 32 года лет , педагогический стаж работы 27 лет.

Я люблю свою работу, люблю детей, придерживаюсь принципа:

«Если плохо - то не надо!

Если делать – то с умом!

 В каждом деле есть отрада!

  А успех  -  в тебе в самом!».

 

 

О себе

Я старший воспитатель детского сада, люблю свою профессию. С 2001года работала воспитателем, с 2015 года переведена на должность заведующего филиалом детского сада "Солнышко"(МБДОУ детский сад "Золотой петушок"), с 2017 года переведена на должность старшего воспитателя.

Работая воспитателем, применяла в своей педагогической деятельности знания нормативно-правовой базы, основ теории возрастной педагогики и психологии, постоянно работала над повышением педагогического мастерства, стремилась к расширению педагогического общения, активно участвовала в работе детского сада. Старалась, чтобы занятия отвечали современным требованиям.                   Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство, изучаю новинки специальной литературы, посещаю курсы повышения квалификации, семинары и практикумы, как на базе нашего детского сада, так и районные, использую Интернет ресурсы в своей педагогической деятельности с целью поиска дополнительного материала для ОД, расширения кругозора детей. 

            По актуальным вопросам обучения и воспитания делюсь опытом работы с коллегами детского сада и родителями, неоднократно выступала на педсоветах, методических объединениях, давала открытые мероприятия на уровне ДОУ  и РМО.

 Поощрена наградами муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, минобразования Ростовской области, Администрации Ростовской области, Минобрнауки  России и т.д.: грамота  РОО  Кагальницкого   района от 28 августа 2001 года «За педагогическое мастерство, создание условий для развития личности и формирования социальных навыков ребёнка», Почётная грамота Отдела образования Кагальницкого района от 30.08.2002 года «За творческую реализацию инновационных образовательных программ с учётом индивидуальности каждого ребёнка», грамота Отдела образования Кагальницкого района от 27 сентября 2004 года «За внедрение и успешную реализацию инновационных программ по экологическому воспитанию дошкольников», Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  от 30 сентября 2011года «За многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению  и воспитанию молодежи, успехи в развитии творческой активности и трудолюбие», Почетные грамоты Главы Администрации КР  от 19.02.2015 года и от 16.02.2016 года.

В 2014 году принимала участие в областном конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» от 30.09.2014, стала победителем и получила премию Губернатора Ростовской области   в размере 50 тыс. рублей и диплом.

На достигнутом не останавливаюсь, постоянно самосовершенствуюсь. Будучи старшим воспитателем, считаю, что основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР. 

БИТЯНОВА М., ВАЧКОВ М.

Мои достижения

Победитель областного конкурса "Лучший педагогический работник 2014 года", 

Моё портфолио

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Есть у него шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что видит он  вокруг,-

Всё знает он  от них.

Они по знаку , по его

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

 

Эти слова о детях, об их любознательности и пытливости  детского ума, желанию всё узнать. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень  много вопросов , на которые он хочет получить ответ.

В нашем детском саду, в этой  маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

Поэтому сами по себе возникли вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

Во всех  методиках даётся  совет:

«Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них  ответ».

Экспериментирование  является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира . Дети очень любят экспериментировать. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

 Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом,  проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной . Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными.

Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.    

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?»,  позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать  себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

  В программе «Детство» экологическому воспитанию посвящен раздел

«Ребенок открывает мир природы». Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Изучив в программе «Детство» раздел «Ребенок открывает мир природы»  , я , конечно, как и в любой работе,  столкнулась с рядом трудностей: мало литературы по детскому экспериментированию; недостаток специального оборудования для проведения опытов; отсутствие укомплектованной и оснащенной мини-лаборатории. 
Но, тем не менее, меня не напугали  эти трудности, я взялась проводить эту работу, потому что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - необходимое условие успешного становления личности дошкольника. 
При организации детской экспериментальной деятельности  я постоянно ставила перед собой вопрос: А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов были положительные.  Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!  Свою  работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, создания уголка экспериментирования.

 Я работаю над этой проблемой уже два года. Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

  Цель:
развивать познавательную активность детей старшего  дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами неживой природы.

Исходя из цели, поставила задачи:

Задачи :

Формировать элементарные естественно-научные представления;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств(символов, условных заместителей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительное, моделирующие и преобразующие действия.

Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Чтобы выполнить эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей.

Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе  я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.

На 2-м и 3  этапах – создала предметно-развивающую среду и составила перспективные  и  учебно-тематические планы работы с детьми и родителями.

4-й этап - основной,  это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована  детская мини – лаборатория , где представлены все материалы для исследования,  отвечающая всем требованиям организации уголка экспериментирования.

Мини – лаборатория постоянно  пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования у нас приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов ( пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

В качестве лабораторной посуды использую одноразовые стаканчики, стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Здесь же находятся дневники наблюдений, тетради для зарисовки опытов,  условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная  литература и различные  макеты. 

В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Постоянным руководителем  нашей мини-лаборатории является сказочный персонаж –  Старичок-Лесовичок .

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

Лесовичок нам  в мир дверь открывает,

Его опыты в путь за собой увлекают.

Он  поможет нам знания добыть,

На все «почему» ответ получить.           

 Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в непосредственно образовательной  деятельности, во время лабораторных  работ, проводимых детьми  в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями), во время «Часа самостоятельности»,  во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

    Вот уже три года я веду  кружок  по экологическому направлению  «Фантазии природы». На занятиях кружка мы с детьми  не только изготавливаем различные поделки из бросового  и природного материала, проводим всевозможные беседы, викторины, вопросники, но также на каждом кружковом занятии  находим несколько минут для проведения опытов и экспериментов . Эксперименты я подбираю  самые разнообразные, но самое главное - они  интересные и привлекательные  для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.   Это  запланированные эксперименты, которые  требуют от меня определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие   мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений  и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

По содержанию я делю все опыты на 3 группы:

*Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).

*Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук».

*Мир материалов. ( Знакомство детей с металлами,  с некоторыми свойствами бумаги, ткани).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, поэтому  наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями.

Для просвещения родителей  провожу консультации, тренинги, практические занятия, распространяю  буклеты, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов, пополнению нашей мини-лаборатории всем необходимым материалом. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты к которым они собирают во время отпуска,  на прогулках, проявляя при этом большой интерес .

Для популяризации детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности на педагогических советах.

В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию я  провожу  для воспитателей  консультации, открытые занятия по экспериментированию: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух». На базе РМО проводила открытое занятие «Магнит и его свойства».

 В течение года составила   картотеку опытов, экспериментов с водой, воздухом, магнитами, бумагой, растениями.

Составлена также  картотека публикаций по экспериментальной деятельности детей в методических, периодических изданиях.

В моей группе проведение экспериментов  стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам  американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Китайская пословица гласит:

 “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму” .

Усваивается все прочно и надолго,  когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Вывод:

Благодаря систематической работе по детскому экспериментированию,  у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними, дети  перешли к самостоятельной постановке проблемы , к отыскиванию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, повысился уровень развития детей по ознакомлению с объектами неживой природы. Результатом своей работы считаю сформированность у детей умения делать самостоятельные умозаключения, логически мыслить, сопровождать развернутой ре­чью содержание и результаты наблюдений в процессе экспериментально-поисковой деятельности. Дети умеют фиксировать результаты экспериментов схематически и с помощью рисунков, заполняют дневники наблюдений. Им интересен процесс экспе­риментирования, они с удовольствием занимаются этим на занятиях, и вне занятий. Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты  диагностики.

 2016-2017год:

Высокий уровень-42%

Средний уровень-33%

Низкий уровень-25%

                              2017-2018год:

Высокий уровень-50%

Средний уровень-37%

Низкий уровень-13%

                       2018-2019год:

Высокий уровень-68%

Средний уровень-26%

Низкий уровень-6%

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

                                                  Всё хорошее в людях – из     детства!
                                                         Как истоки добра пробудить?
                                                         Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                                                Удивиться, узнать, полюбить!
                                                         Я хочу, чтоб земля расцветала,
                                                         И росли, как цветы, малыши,
                                                         Чтоб для них экология стала
                                                          Не наукой, а частью души.

      Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада было и остаётся экологическое направление. В течение этого времени  накоплен опыт по различным направлениям экологического образования дошкольников.  Считаю, что выбранное нами  экологическое направление - перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство. Исходя из этого, мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду:  "Детство",  программы экологической направленности: "Мы" под редакцией Н.Н.Кондратьевой, "Наш дом - природа" под редакцией Рыжовой Н.А.  Большое место в программах отводится работе с моделями, так как на сегодняшний день возникла проблема систематизации накопленных материалов, их пополнения и создания целостной системы экологического образования и воспитания дошкольника, поэтому  именно использование моделей позволяет детям в простой и доступной форме познавать все явления окружающего мира, систематизировать и обобщать свои знания правильного взаимодействия с природой.   В течение 2 лет я работаю по этому разделу более углубленно и хочу поделиться своим опытом работы.

                                               ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ:

 Цель: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.

 Задачи: Учить детей при помощи наглядных моделей (схем) понимать связи между моделями  и представленными в них объектами (предметами и пространственными ситуациями). Учить детей учитывать эти связи и использовать их в собственных действиях. Способствовать освоению детьми логических операций (группировке объектов природы и их расположения на основе выделения и учета существенных признаков). Формировать навыки пользования моделями. Учить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядного моделирования. Учить составлять описательные рассказы об объектах природы, определяя последовательность изложения с помощью моделей-картинок. Развивать творческое воображение детей.  

Условия:
1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (цветники, экологическая тропа, зона отдыха).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.
4.   Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.


 

      Методы и формы работы:

 Экскурсии, наблюдения, занятия, организация трудовой деятельности, беседы с использованием наглядных моделей, дидактические игры развивающего характера, работа с моделями, изготовление новых моделей, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность.

    Описание опыта работы:  Перед тем, как приступить  к планированию работы по теме «Моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности детей старшего возраста» , мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня понимания  наглядных моделей, умения группировать объекты природы на основе модели, умения пользоваться ими. Диагностическая карта включала в себя следующий объем представлений: понимание связи между моделями и представленных в них объектами; умение действовать с моделями; умение составлять небольшой описательный рассказ об объектах природы, опираясь на модели;  создание новых моделей, рисунков, рассказов. Дети сначала не понимали, что модели характеризуют основные признаки объектов природы, не получалось у них систематизировать объекты природы на основе наглядных моделей по определённым признакам, представления о природных объектах были поверхностны, дети действовали неосознанно,  механически, чаще подражательно - по моему образцу, понимали, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознавали почему.

Исходя из этого, я составила перспективный план для детей  старшего дошкольного возраста. Всю  работу я проводила по  направлению: работа с детьми по намеченной теме в системе.

      Работа с детьми включала в себя:

- Моделирование в наблюдении.

- Моделирование на занятиях.

- Моделирование в трудовой деятельности.

- Использование экологических игр с элементами моделирования.

Моделирование в наблюдении.

Организуя наблюдение, знакомила детей с различными объектами, предметами природы: растениями, животными, птицами и т. д. в построении плана действий помогали картинки, обозначающие способы познавательной деятельности. С помощью картинок-моделей учила детей различать и правильно называть объекты природы по характерным признакам (форме, величине, окраске листьев, цветов, плодов, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.)

      Наблюдая за растениями, знакомила детей с функциями их органов (корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам). Знание детьми функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинали понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Так же с помощью картинок – моделей учила обозначать условия жизни, потребность живых организмов; соотносить их с конкретными животными и растениями. Учила выделять функции живых организмов – двигается, дышит, питается, растет, размножается; подбирать подходящую к ним модель, например в наблюдениях за кошкой, рыбками, птицами и др.

      В организации познавательной деятельности дошкольников для большей эффективности использовала проведение цикла наблюдений. Отдельно взятый цикл, например, за птицами, рыбами на одну тему, представлял ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имело свою цель и определенное (не схожее с другими) содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формировали у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. Цикл наблюдений создал прочную чувственную основу, что обеспечило успех следующих за ними знаний. Проведение наблюдений в различные режимные моменты экономило учебное время занятий и делало работу с детьми разнообразной. 

Моделирование на занятиях.

      Решающую роль в моей работе играла организация различных видов занятий, которые позволили упорядочить накопленные представления детей, а значит: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить.

      В своей работе использую разные формы занятий по характеру и содержанию:

- первично-ознакомительные (знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.)

- углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, занятия в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.)

- обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.)

так же использую  комплексный вид занятий.  

       Обучаю детей важным умственным навыкам:

- анализировать;

- сравнивать;

- выделять характерные признаки объектов.

      Модели, схемы применяю на занятиях при составлении рассказов о природе, они помогают детям определить последовательность рассказа. Для того чтобы рассказ получился интересным, не похожим на другие, дети выбирают из набора готовых моделей нужные им, дополняют их, придумывая новые.       Углубленно-познавательные  занятия по ознакомлению с природными зависимостями со старшими дошкольниками были направлены на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Эти знания я посвятила зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла питательной почвы), где рассматривали, например, рост овощных культур, других  растений, их сезонные изменения и прочее. На таких занятиях использовала модель «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений». На занятиях по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов, использовала модели, обозначающие разные среды обитания (наземную, воздушную, водную), особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде ( защитная окраска животных зимой в лесу и т. п.).

       На занятиях обучаю детей устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает  интенсивное развитие мышления дошкольников.  Обобщающие занятия с детьми провожу с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставлю такие  задачи – выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Тематика обобщающих занятий была разнообразной, например, «Овощи и фрукты», «Как много интересного бывает зимой», «У нас в гостях животные» и др. с использованием наглядных моделей: по существенным признакам дети объединяли несколько объектов природы в одну группу, например, «звери», «птицы», «рыбы». Обобщенные представления об осени у старших дошкольников формировала на основе предметных моделей, отражающих признаки:

- признаки изменения неживой природы – день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры;

- признаки изменений в растительном мире – листва на деревьях меняет окраску и опадает, трава  желтеет и вянет;

- признаки изменений в животном  мире – насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме.

      Формирование обобщенных представлений осуществляю в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов.

      Особенности этих вопросов:

- формулировки носят общий характер, так как они охватывают  не одно, а ряд конкретных явлений;

- содержание направляю на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых формируется обобщенное представление, каждому признаку соответствует  специальный вопрос.

      В заключение беседы выделенные признаки суммируем совместно с детьми, затем формулируем обобщенное представление.

            В своей работе я использую  и  другие совместные образовательные технологии:

- элементы ТРИЗ (моделирование маленькими человечками.);

- экспериментальную деятельность детей;

- игровое проблемное обучение.

      При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции от самой игры и от того, как мы вместе с ними играем. Такие ситуации являются хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. 

Моделирование в трудовой деятельности.

      Значимую роль в организации трудовой деятельности я отвожу наблюдению, которое помогает определить состояние живого объекта и условий, в которых он находится.

      Первоначальный осмотр растений и животных позволяет детям устанавливать, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению, труд для детей стал осмысленным, осознанным, экологически целесообразным. При начальном наблюдении вместе с детьми выявляем  необходимость трудовых усилий. Модель трудового процесса помогает в уходе за живыми существами. Они самостоятельно ,с помощью схем, определяют цель труда, средства , трудовые действия, орудия труда.  В завершающем наблюдении предоставляю возможность ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы. Главное, дети видят, что не зря трудились: попугай клюет зерно, купается в чистой воде, рыбы охотно берут корм – всем им хорошо. И это от ребячьих усилий.

            В организации труда старших дошкольников, например, на занятии «Мытье комнатного растения», «Как поливать растение» у детей закрепляла знания о структуре трудового процесса: с помощью модели принимали цель, определяли предмет труда, отбирали инструменты, обучались трудовым действиям и их последовательности, формировала умение соотносить результат с целью.

Использование экологических игр с элементами моделирования.

      В экологическом воспитании детей постоянно использую игры с наглядным моделированием.

      Играя с  дошкольниками, использую различные виды игр с элементами моделирования, например:

- «Кто во что одет» - закрепляла умение детей систематизировать животных по покрову тела. Формировала навык пользования моделями.

- «Кто где живет» - закрепляла умение детей систематизировать животных по среде обитания.  И другие: «Кто как двигается», «Овощи и фрукты», «Кто быстрее соберет фрукты», «Какое растение лишнее», «Путаница», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет»

     - «Найди зверя, птицу, рыбу, насекомое»» - закрепляла знания детей о существенных признаках  живых организмов, совершенствовала умения составлять описательные рассказы  с помощью моделей.

- «Что бывает зимой» - закрепляла умения детей устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать модели в познавательной деятельности.

И другие: «Что бывает весной», «Что где растет», «Найди, что опишу», «Назови правильно», «Растение – как живое существо» и другие.

 

Результативность опыта.

      Итоги наблюдения, осуществленные в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Использование мною наглядного моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности показали высокую эффективность при формировании экологических понятий у дошкольников. Дети играют, действуют с моделями с большим желанием, которое увеличивается с возрастом. Решающую роль в этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость определенной цели, стимулируется познавательный интерес детей. Этот метод даёт мне возможность демонстрировать те процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда. Моделирование процессов позволило детям понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д.   Все занятия  проходят с большим подъемом  и оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, так как детям предоставляется  возможность самим действовать с моделями, рассуждать, спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается  к экспериментированию:

    -Дети легко решали поставленные мною задачи;

- Научились логически мыслить;

  - Связно рассуждать;

   -Сравнивать;

   -Обобщать;

   - Выделять существенные признаки предметов и объектов природы;

    - Пользоваться наглядными моделями в практической деятельности. 

Диагностика качественного уровня развития детей по теме исследования показала, что все воспитанники имеют представления и владеют практическими  умениями на высоком и среднем уровне. У них сформировался широкий круг представлений о природе, достаточно уверенно дети ориентируются в правилах поведения  в природе, стараются их придерживаться.  Все это способствует развитию умственных способностей детей, а в дальнейшем, успешному обучению в школе. 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы