Лингвистические разминки.

Данилина Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Зам…реть от восторга, отп…рать замок, зам…рать от восхищения, приб…ру в квартире, уд…рать с места происшествия, к…саться темы, уд…ру без оглядки, прик…снутьс к прошлому, написать изл…жение.

Слайд 2

Укажите неправильное написание слов Начинать учиться Замереть от счастья Замерать от страха Соберательный образ Предлогать помощь Отраслевое производство Растирание красок Заностчивый мальчик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каком слове все согласные твёрдые? Лыжи Май Чабан Щуп

Слайд 2

У какого слова нет омонима? Волна Мир Ударник Брак

Слайд 3

Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Парашют Догореть Помирить обмакнуть

Слайд 4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «смазал» («После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал: - Драться, конечно, нехорошо».) Покрыл слоем чего-либо Ударил Стёр Лишил чёткости


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфемика и словообразование.

Слайд 2

Лингвистическая разминка.

Слайд 3

обнялАсь вручИт бралА жилОсь газопрОвод газопровОд

Слайд 4

Всем хорошо знаком исполнительный талант Фёдора Шаляпина. Всем хорошо знаком исполнительский талант Фёдора Шаляпина.

Слайд 5

Чтение комментариев Железнодорожное депо В обеих руках Звонких гусель Жжёт в груди Звонких гуслей

Слайд 6

Взаимопроверка диктанта.

Слайд 7

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать до зари? Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе мигают звёзды, влажный ветерок колышет тёмные ветви деревьев: слышится сдержанный неясный шёпот ночи. Вот кладут домотканый ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. За плетёным забором мирно похрапывает сторож, каждый звук как будто висит в застывшем воздухе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая разминка.

Слайд 2

В каком ряду во всех словах пишется -НН-? а) деревя…ый, бето…ый б) карто…ый, ветре…ый в) карточ..ый, нарисова…ый

Слайд 3

В каком слове пишется –И-? а) ц..пленок б) зам…реть в) приж…гать

Слайд 4

В каком слове ударение падает на второй слог? а) звонит б) документ в) алфавит

Слайд 5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы). Благодаря статьи в газете мы узнали о раскрытии этого громкого преступления. Все, кто упорно занимался в течение учебного года, благополучно сдали экзамены. Основным источником энергии для всего живого на нашей планете служит солнечная энергия. Среди выпускников нашей школы много тех, кто поступил в университет.

Слайд 6

Постоялый двор, или по-тамошнему, умёт, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Постоялый двор, или по их, умёт, находился в стороне, в степи, далеко от всякого селения, и очень был похож на разбойничью пристань.

Слайд 7

Комиссия осталась довольна качеством нового жилья, [ 1. ] ,(2. потому что… ) Комиссия осталась довольна качеством нового жилья, потому что рабочие делали своё дело аккуратно. Комиссия осталась довольна качеством нового жилья - рабочие делали своё дело аккуратно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Слайд 2

Замените СЧ на синонимичное Порывы творчества Творческие порывы Тополиная ветка Ветка тополя Стихотворная строчка Строчка стихотворения С горечью думала Горько думала

Слайд 3

Какого из перечисленных средств выразительности нет в П? Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. А) сравнительный оборот Б) эпитеты В) метафора Г) гипербола

Слайд 4

Распределите в две колонки (слитно/раздельно) Бушует (не)погода, одолели (не)приятности, охватило (не)годование, (не)хочу идти, (не)мог прийти, (не)располагать временем, (не)лёгкий предстоял путь (имеется ввиду «трудный»), птичка (не)величка, (не)благожелательный взгляд, (не)безызвестный артист, (не)счастье ждало его, а большое (не)счастье.

Слайд 5

Слитно Раздельно Бушует непогода, одолели неприятности, охватило негодование, нелёгкий предстоял путь, птичка невеличка, неблагожелательный взгляд, небезызвестный артист, а большое несчастье. Не хочу идти, не мог прийти, не располагать временем, не счастье ждало его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ВСОШ № 2 Данилина Н.Н.

Слайд 2

Звериное чутьё Полёт шмеля Изучать математику

Слайд 3

- Идти по мосту - Последний урок - Просьба помочь

Слайд 4

- Дочка пропала - Мерзкое стекло - Клад с золотом

Слайд 5

Порядок морфологического разбора глагола 1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2) Начальная форма (неопределённая форма). 3) Постоянные признаки: вид; спряжение. 4) Непостоянные признаки: время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени); род и число (если глагол в прошедшем времени) 5) Синтаксическая роль в предложении.