Разработки уроков.

Данилина Надежда Николаевна

Из опыта преподавания русского языка и литературы.

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/... (Урок литературы в 7 классе на основе клоуз-теста. Тема: "Художественные особенности рассказа М. Зощенко "Беда" ").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Тема Родины в лирике российских поэтов XX века.

                  Образовательные: 1) Формирование представлений о многообразии творчества Н. Рубцова,  Дона-Аминадо, В. Балачана. 2) Изучение литературоведческого материала по теме «Родная деревня», «Города и годы», «У меня есть родина».

                     Развивающие: 1) Развитие умения применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных учебных ситуациях. 2) Развитие логического мышления, внимания, памяти. 3) Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений.

  Воспитательные: 1) Воспитание интереса и любви к русской литературе,    родине,  к творчеству  Н. Рубцова, Дона-Аминадо, В. Балачана.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со стихотворениями русских поэтов двадцатого века, как с лирическим жанром, способствовать развитию речи обучающихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. На примере отношения поэтов  к Родине, природе  прививать у обучающихся чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-ух ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  русский язык, живопись, музыка, кино.

Ход урока.

I Орг. момент.

Видеофрагмент коножурнала Ералаш «С добрым утром»!»

У: Доброе утро, ребята. Надеюсь, родителям сегодня так не пришлось вас будить. Отрывок из чего мы только что посмотрели? (Ералаш)

У: А что такое «Ералаш»? (киножурнал)

II Самоопределение к деятельности. Дубль 2.

Сегодня, как вы уже догадались, наш урок пройдет в необычной форме. Как вы думаете, в какой? (кинорежиссерская студия)

У: Ребята, годом чего объявлен в России 2016 год? (объявлен годом российского кино). Поэтому вы сегодня попробуете себя в роли ассистентов режиссёра, сценаристов, звукооператоров и актёров.

У: Ребята, кто главный на киносъёмочной студии? (режиссёр)

У: А каких современных российских режиссёров вы знаете? (Карен Шахназаров, Никита Михалков, Станислав Говорухин, Сергей Соловьев)

У: В чём его задача? А как должны вести себя по отношению к режиссеру другие участники киносъёмок? (Во всём беспрекословно слушают, если что-то не получается, следуют его советам)

У: Ребята, кто же выступает в качестве режиссёра на уроке?

У: Сформулируйте правила своего поведения? (Не выкрикивать с места, правило поднятой руки, работать сообща в группе, следовать советам режиссера-учителя)

У: Ребята, какой главный продукт, выпускаемый кинорежиссёрской студией? (фильм)

У: Сформулируйте цель нашего урока? (снять телефильм)

У: Что необходимо режиссёру, чтобы начать киносъемку? (сценарий)

У: То есть, нам с вами необходимо знать, а на какую же тему мы будем снимать фильм. Но прежде чем мы это узнаем, традиционно у нас пройдёт разминка.

III Литературоведческая разминка. Дубль 3.

У: Вспомните, что такое эпитеты? (образные определения)

У: Посовещавшись в парах, подберите к данной иллюстрации эпитеты. ()

IV Актуализация новых знаний. Дубль 4.

У: Прослушайте аудиозапись и определите тему нашего урока-сценария? (Звучит аудиозапись стихотворения Владимира Балачана )

Широкая сибирская равнина,

Безмолвная Барабинская степь…

Под звёздным небом

Ставлю пианино –

Хочу тебя, любимая, воспеть.

Хочу тебя

своей любовью

радовать.

Так много чувства – некуда девать!

Я буду петь,

И звёзды будут, падая,

О клавиши

Тихонько

Задевать.

У: Ребята, вы знаете, кто автор этих строк? (Владимир Балачан)

У: В. Балачан наш поэт-земляк, сибиряк, родился в Барабинском районе, проживает в настоящее время в г. Омске. Так на какую же тему мы должны сегодня снять фильм? (Тема родины)

У: Напомните мне, пожалуйста, почему слово «родина» мы пишем то с маленькой буквы, то с заглавной? (Родина – страна, государство, родина – малая родина)

У: Исходя из услышанного, какой литературный жанр мы должны проанализировать, чтобы написать сценарий? (стихотворение)

У: К какому роду литературы принадлежит этот жанр? (лирика)

У: Сформулируйте тему нашего фильма? (Тема Родины в лирике российских поэтов XX века).

У: Каких задач вы должны достигнуть, чтобы снять фильм? (Познакомиться с творческой биографией поэтов, прочитать стихи, проанализировать – составить киносценарий и снять.)

V Работа по теме урока (подготовительный этап к снятию фильма (составлению ментальной карты) Знакомство с биографиями поэтов ). Дубль 5. Знакомство творческим материалом.

У: Ребята, обратите внимание на портреты поэтов. Вам знакомы их имена? (нет)

У: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Родная деревня», может быть по стилю вы определите имя автора?

У: РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок

Храбрится, едва из пеленок:

- Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу...

У: Нарисуйте словесно, какие образы вы увидели, какой телефиль?

У: Кто автор этого лирического шедевра? (ответы) С творческой биографией этого поэта познакомит нас Кабышев Виталий. Сформулируйте задание к рассказу Витали? (записать основные моменты).

У: Ребята, под маской второго портрета спрятался русский поэт по Дон-Аминадо. Почему у русского поэта иностранное имя? (это псевдоним)

У: А познакомит с творчеством Дон-Аминадо нас Галкина Алиса, а вы запишете основные моменты. (она же знакомит со стихотворение «Города и годы»)

У: Какие картины представились при прослушивании стихотворения?

У: Вы прослушали три стихотворения: «Широкая сибирская равнина» Владимира Балачана, «Родная деревня» Николая Рубцова и «Города и годы» Аминада Петровича Шполянского. Похожи ли по настроению эти стихотворения.

VI Групповая работа. Дубль 6. Составление сценария.

 «Анализ лирического стихотворения»

У: Сформулируйте задачу следующего этапа. (проанализировать стихотворение).

У вас в группах лежат карточки «Анализ лирического стихотворения». Давайте прочтём план анализа. (спрашиваю хорошо читающего ученика)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССА

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Определите тему и основную мысль стихотворения.
  3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения) и синтаксические фигуры, используемые автором ( антитеза, обращение, восклицание).
  4. Опишите словесно образ лирического героя.
  5. Выразите собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

У: Итак, составляем в группах сценарий. Первая группа анализирует стихотворение Н. Рубцова «Родная деревня», вторая группа – «Города и годы» Дон-Аминадо и третья группа стихотворение Вл. Балачана. А какое вы узнаете, когда ваши фильмы будут готовы.

- Самостоятельная работа учащихся в группах.

У: Ну что ж, сценарии написаны, пришло время, чтобы режиссер их одобрил и разрешил киносъёмку. Ассистенты, представьте свои проекты.

- Обучающиеся выступают со своими анализами

VII Составление ментальной карты. Дубль 7. Снятие кинофильма.

У: Как режиссёр одабриваю ваши сценарии. Можете снимать фильм. Вы готовы? (да)

У: Вы получили набор инструментов, при помощи которых снимите фильм. (раздаю ватманы, клей, фломастеры, картинки) Ведущей темой вашего фильма будет «родина». На ватмане она записана посередине. Что же вкладывают в понятие «Родина» поэты, вы отобразите на ватмане, наклеив иллюстрации, можете рисовать, писать. Затем вы продемонстрируете свой фильм, а актёр из вашей кинорежиссёрской труппы прочтет выразительно стихотворение, по сценарию которого и снят фильм.

- Практическая  работа в группах.

VIII Защита проектов. Дубль 8. Премьера фильма.

- Обучающиеся защищают свои ментальные карты.

Третья группа составляет ментальную карту по стихотворению В. Балачана «У меня есть родина».

У меня есть родина

У меня есть дом…

Чёрная смородина

Зреет под окном.

Жёлтая акация –

Угол тишины…

К горизонту катится

Озеро Чаны.

А за огородами –

В колосе хлеба…

У меня есть родина,

У меня – судьба.

Загадаю загодя,

Чувства не тая, -

Что придёт за ягодой

Жёнушка моя.

По степи побродим мы

Посреди хлебов…

У меня есть родина,

У меня – любовь.

От любви немею я.

И судьбе я рад…

Больше не имею я

Никаких наград!

У: Ребята, а какая главная награда для режиссера и его фильма? (кинопремия)

У: Какая главная кинопремия в России? (Золотой орёл)

У: «Золотой орёл» — национальная кинонаграда России. Учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» 4 марта 2002 года (президент Академии — В. Н. Наумов). Отбор по номинациям осуществляет «Экспертный совет».

У: А какой киностудии сегодня мы бы присудили «Золотого орла»? Чей фильм, на ваш взгляд, был лучше? ()

IX Домашнее задание. Дубль 9.

У: Сформулируйте домашнее задание. (задание по группам: выучить стихотворение)

X Рефлексия. Дубль 10. Кинокритика.

У: Какие впечатления оставили у вас просмотренные фильмы?

У: Назовите ключевое слово, которое прозвучало в ваших фильмах?

У: Что же такое «Родина» в представлении поэтов? (родная деревня, Родная страна, Родной дом, поле, растительность около дома)

У: А что для Вас Родина?

У: А сейчас я бы хотела узнать, каким было ваше эмоциональное состояние, для этого вы напишите «Письмо по кругу».

Приём «За кадром».

На слайде представлено 12 слов. Каждый из вас выберет только одно, то, которое характеризует его эмоциональное состояние на уроке. Запишите это слово на стикер.

(Раздражение. Злость. Радость. Равнодушие. Удовлетворение. Вдохновение. Скука. Тревога. Покой. Уверенность. Неуверенность. Наслаждение).

Обратите внимание на цветные листы у вас на столах. Сейчас вы выберете тот цвет, который характеризует психологический микроклимат вашей группы.

Жёлтый – спокойная, умиротворённая работа в группе, в целом совместной работой удовлетворены. Но всё-таки чего-то не хватило.

Фиолетовый – в группе не было слаженности, поэтому работой не удовлетворены.

Голубой – Работу в группе можно охарактеризовать так: «Один за всех и все за одного». Работой довольны.

Розовый – Вначале не могли договориться, но вскоре пришли к единой слаженной работе. Эмоциональное состояние на высоте.

Наклейте по кругу стикеры на лист и прикрепите к доске. (ребята составляют письмо по кругу и крепят листы на доску)

У: Спасибо вам за урок. Мне же остаётся добавить только одно: смотрите хорошие детские фильмы и как некогда сказал Фёдор Михайлович Достоевский: «Учитесь и читайте, читайте книги серьёзные, жизнь сделает остальное»! До свидания!!!



Предварительный просмотр:

© Данилина Надежда Николаевна

Тема: Согласные твёрдые и мягкие.

Цель: Углубить знания о твёрдых и мягких согласных; показать смыслоразличительную роль парных согласных, развивать навыки фонетического разбора; мотивировать к познавательной деятельности.

Задачи: учиться понимать смыслоразличительную роль парных согласных, различать согласные по твёрдости и мягкости, объяснять языковые явления.

Ход урока.

I Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

— Доброе утро! - Солнцу и птицам!

— Доброе утро! - Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Доброе утро, ребята. Приветствую Вас в последний день уходящей осени 2015 года, на уроке русского языка. И пусть за окном не солнечная жаркая погода, в нашем кабинете тепло и светло от того, что все мы вместе, потому что нас объединяет одна цель… Какая? (Узнать больше, стать грамотнее)

- Приготовьте учебники, тетради, словарики, ручки, карандаши, линейки.

II Проверка домашнего задания.

- На дом вам было задано упр. 276.

Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте домашнюю работу, текст представлен на слайде, поставьте отметку. До 4 ошибок «4», 6 ошибок «3».

- Тетради с задних парт передайте, откройте новые, запишите число.

III Лингвистическая разминка.

Задания написаны на доске.

- какая пара слов не является антонимами?

1. Хуже, лучше.

2. Высокий, низкий.

3. Обоюдно, взаимно.

4. Ласковый, грубый.

- Аукцион орфограмм.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

П…ляна, т…хонькко, остан…вился, скр…сти, п…нёк, сапо…, …бнюхивать, трещ…т, объясниш… .

- какие виды орфограмм мы повторили? (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, проверяемые согласные в корне, правописание приставок, ча-ща, мягкий знак на конце шипящих у глаголов)

- Синтаксическая разминка.

- Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.

Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл и шуршал листьями.

- На какие группы делятся все звуки русского языка?

Давайте посчитаем, сколько гласных и согласных звуков в этом предложении? (30 согласных, 22 гласных)

IV Актуализация новых знаний.

Приём «Яркое пятно».

Игра «Невидимка».

- А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки.

На слайде: олень,снаряд, экран, клещ, град, мель, смех. (лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех0

- Чем эти слова отличаются? (изменение одного только звука полностью меняет ЛЗ слова)

- Запишите транскрипцию слов мел и мель.

- Какой согласный звук произносится на конце первого слова и какой – на конце второго?

- Сформулируйте тему урока, определив, чем они различаются? (твердый и мягкий) «Согласные твёрдые и мягкие»

- Сформулируйте задачи нашего урока.

- Р, какой значок используется для обозначения мягкости? (апостроф)

- По какому признаку согласные звуки образуют пары? (по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости). Вы тоже сегодня будете работать в парах.

V Орфоэпическая разминка.

- Я называю твёрдый или мягкий звук, а вы его пару.

[б] [в,] [г] [д,] [з] [к,] [л] [м,] [н] [п] [р,] [с] [т,] [ж] [ф,] [ц] [ч,] [х] [ш] [щ,]

- Р, какой вывод можем сформулировать о твёрдости и мягкости согласных? (не имеют пары всегда твёрдые ж,ш,ц и мягкие согласные ч, щ, й,)

VI Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 277, стр. 128. Первое вместе разбираем, потом по паре на вариант.
  2. Физминутка.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

  1. Обратите внимание на слайд. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Удар

Подарок

дар

Воз

нос

Иван

ударь

подари

дарю

везли

нёс

Ваня

- Р, определите, что является сигналом мягкости для согласных в русском языке?

Сигналы мягкости: Ь Е, Ё, Я, Ю, И

Ь {Е, Ё, Ю, Я, И – Формула мягкости согласных.

  1.  Игра «Превращения».

– А сейчас поработаем волшебниками и займёмся превращением слов.

- Запишите слово наоборот, используя его звуки.

Превратите Лён в цифру. (ноль)

Лей в дерево. (ель)

Ток в домашнее животное. (кот)

Шёл в неправлу. (ложь)

Лоб в название покрытия. (пол)

  1. Резерв.

Упр. 281, стр. 128.

VII Рефлексия.

- В каком ряду у всех согласных есть парный мягкий звук?

[ф] [б] [ш] [л]

[н] [ц] [р] [з]

[х] [с] [т] [ф]

[з] [м] [п] [ж]

- Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина».

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

- Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

- Мясорубка – информацию переработаю

- Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией полученной на уроке.

VIII Домашнее задание.

Параграф 54, упр. 280.

IX Итог урока.

«Русский звук»

С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля.

Она звучит Есенина стихами,

Здесь Маяковский, словом режет звук,

Любимый Пушкин ежедневно с нами,

И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!

Благодарю Мефодия, Кирилла

За буквы, звуки, благозвучность слов,

Чтоб к языку нам русскому привили

Огромную бескрайнюю любовь!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2

Всероссийский урок

Тема:

 «8 апреля – всероссийский урок Победы».

Учитель русского языка и литературы  

Данилина Н.Н.

Венгерово, 2015.

 Всероссийский урок Победы – 8 апреля 2015г.

Тема: 8 апреля – всероссийский урок Победы.

Цель: 1) Познакомить учащихся с литературными произведениями Великой Отечественной войны; повторить исторические сведения о 8 апреля 1945 года.

2) Развивать умение выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаического текста.

3) Воспитывать любовь к Родине, литературе, чувство уважения к героям Победы.

Ход урока.

I Орг. момент.

Звучит песня «Священная война».

II Определение темы и целей урока. (слайд 1)

- Р, как связана эта песня с историей нашей страны?  (9 мая наша страна празднует 70 лет Победы в ВОВ).

- Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ, Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».  Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

- Давайте с вами вспомним, какое страшное значение сыграла ВОВ в истории нашей страны? (ребята отвечают)

- Сегодня, 8 апреля 2015 года я проведу у вас всероссийский урок – Победы. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 2)

III Знакомство с атрибутикой ВОВ. (слайд 3)

- Ребята, что является символом победы в ВОВ? (георгиевская ленточка)

-  Девиз урока – «Гордимся, помним»! Эмблема урока - эмблема «70 лет Победы» представлена на слайде и эстафетный букет из пяти гвоздик, перевязанный георгиевской ленточкой.

- А почему именно георгиевская ленточка? (ответы детей) (слайд 4)

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.
Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,

Судьбы орнамент... Памятное слово.
- Автор стихотворения Н. Самоний.

- Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Также считается, что эти цвета имеют в своей основе житие святого Георгия Победоносца и символизируют собой смерть и воскрешение. Св. Георгий, согласно житийной литературе, трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем.

- Давайте прослушаем сводку от Советского информбюро за 8 апреля 1945 года.

IV Знакомство с литературой ВОВ,

- Ребята, каких литературных героев, произведения ВОВ вы знаете? (слайд 5-6)

- Нет такой семьи в нашей стране, которой бы не коснулась война. (слайд 7)

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Неисчислимые беды и страдания принесла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалось кровопролитное сражение с лютым врагом. На тысячи километров растянулась линия фронта от Белого моря до Чёрного. Горели города и сёла, тысячами гибли люди.

126 наших односельчан ушли на фронт. Наши земляки участвовали во всех крупных сражениях: громили врага под Курском, форсировали Днепр, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, Литву, Латвию, Эстонию.

Освободив родную землю, Советская Армия помогла избавиться от фашистского ига многим народам Европы. Сибиряки участвовали в освобождении  Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Югославии.

Более 10 сибирских соединений сражались за Берлин.

Трудовой подвиг тыла совершили  женщины, девушки, подростки, старики. Они заменили ушедших на войну мужчин.

Женщины овладевали мужскими профессиями, раскрывая в себе невиданные силы. Работая за десятерых, выполняли призыв «Всё для фронта, всё для Победы!». Шестнадцатилетних девчат направляли работать на военные заводы. Женщины вручную косили, гребли и метали сено, ухаживали за колхозным скотом без всякой механизации. В военное и послевоенное время управляли тракторами, распахивали целину.

- А сейчас ученица 9 А класса Надежда Подцепилова расскажет о своём прадедушке, участнике ВОВ. (рассказ)

- Звучит стихотворение «Мой прадед не пришел с войны» в исполнении Завориной Арины, ученицы 8 А класса. (слайд 8)

Давно закончилась война сороковых годов.
Защитники страны всё так же помнят дату,
Когда был каждый жизнь свою отдать готов,
За мир в Отчизне и за русского солдата.

Домой мой прадед не пришел с лихой войны.
Дивизия стрелков была разбита "немцем".
Он грудью не вдохнул победной тишины,
И не узнал о депортации семьи в Освенцим.

Не смог обнять детей, расцеловать жену,
Не улыбнулся птицам в мирном синем небе.
Тогда всё было: страшно, голодно ему,
Мечтал он о спокойном сне и свежем хлебе.

Мой прадед для меня во всём большой Герой!
Со смертью вёл переговоры очень смело.
Его не видела, но он такой родной!
Мне жаль, что пуля вражья жизнь его задела.

Я точно знаю, он живым хотел прийти с войны,
Достроить дом, потом дождаться крепких внуков,
Оставив на земле своей после себя следы.
Чтоб каждый день рождался в мирных звуках.

Мой прадед захоронен в Украине уж давно,
Но моя память будет жить любовью вечной.
За то, что счастливо живу - заслуга есть его!
Живу девчонкой озорною и беспечной.

- Ребята, автор этого стихотворения Брагина Ирина Анатольевна, мама Брагиной Люды.

- А сейчас Дягилев Илья, ученик 9 Б класса расскажет о своём прадеде Кузьмине Николае Петровиче. (слайд 10)

- Ребята, как вы видите, теме ВОВ посвящено немало стихов. А какие прозаические произведения вы знаете?

- В 1975 году писателем Борисом Полевым была написана повесть «А зори здесь тихие». (слайд 11)

- Вашему вниманию представляется сценка, отрывок из повести.

Сценка «А зори здесь тихие». (слайд 12)

Бричкина. Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

                 А следующей будет Доброта,
Хотя я и не первый год в пехоте,
Погибну глупо – не с гранатою на танк,
Утону я в Равнодушия болоте.

Соня. Отличница была. Круглая отличница — и в школе, и в университете.

Стихи читала. А главное, что могла нарожать  детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. А они по этой ниточке ножом... Берите.

Четвертак.   Любовь погибнет первой. Наповал,
Сраженная твоим холодным взглядом.
Напрасно бинтовала и лечила я 
Мне, мертвой, ничего уже не надо.

Комелькова. Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату), выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату), уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату), за Лизу...

А в этот раз она как-будто знала,
Что это будет очень трудный бой,
Но, как всегда, опять своих спасала,
Погоню увлекая за собой.

И там в конце безжалостно, в упор,
Сжимая камень, на врагов едва привстав,
Была расстреляна… и с этих пор
Надеяться я тоже перестал.

Рита. Погоди! Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

Васков: ….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее. 
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова. 
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре. 
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Читает стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» Дорофеенко Юлия. (слайд 13-14)

Как разглядеть за днями

след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу

этот след…

На батарее

были сплошь –

девчонки.

А старшей было

восемнадцать лет.

Лихая чёлка

над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро

танки вышли

прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне.

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко:

-        Батарея-а-а!

(Ой мамочка!..

Ой родная!..)

Огонь! –

И –

залп!

И тут они

заголосили,

девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

вся бабья боль

России

в девчонках этих

вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

снежное,

рябое.

Был ветер

обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

он был слышней разрывов,

этот плач!

Ему –

протяжному –

земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

-        Ой, мамочка!..

-        Ой, страшно мне!..

-        Ой, мама!.. –

И снова:

-        Батарея-а-а! –

И уже

пред ними,

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели

неправдоподобно жарко

четыре чёрных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слёзы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова!).

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное:

«Ты моя – навеки!..»

Несказанное:

«Я тебя ждала…»

И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание

во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном

доме:

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!!»

И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

полной тишины…

…Пришло к ним это после.

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

кто сам пришёл

с войны.

- По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

V «Минута молчания». (слайд 15)

Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомним всех не пришедших
С той, последней войны.

- Давайте почтим всех павших в годы ВОВ минутой молчания.

Минута молчания

Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Пощады от врага не ждать,
Не отступать в бою
И, если нужно, жизнь отдать
За Родину свою!

(С. Михалков)

VI Герои Великой Отечественной войны Венгеровского района. (слайд 16)

Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 
Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 
И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

(М. Исаковский)

- В истории Венгеровского района есть герои, которые отдали свою жизнь за наше светлое будущее. Назовите их имена. (Барбашов, Леонов, Портянко, Данилов, Клименко. Слайды 17,18,19,20,21)

VII Подведение итогов урока.

- Подводя итог нашего урока, давайте исполним песню из кинофильма «Офицеры», которая называется «Вечный огонь». Слова кинодраматурга, поэта Евгения Аграновича, композитор Рафаил Хозак. (слайд 22)

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

- Стихотворение читает Подцепилова Надежда. Ученица 9 А класса.

Расул Гамзатов . (слайд 23)

Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

-Учитель: (слайд 24)

Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!

(А. Досталь) 

- А сейчас я предлагаю вам хором три раза проговорить девиз нашего урока: «Гордимся! Помним»!

     



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы МКОУ Венгеровской школы № 2 Данилина Надежда Николаевна.

Учебно-методический комплекс: учебник русского языка, 8 класс. Авторы:Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Цель:1) Обобщить, закрепить знания учащихся о подлежащем, как главном члене двусоставного предложения.

2) Развивать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю, а также навык определения подлежащего в предложении.

3) Воспитывать любовь к русскому языку как родному языку.

Ход урока.

I Орг. момент.

Приветствие.

1) Проверка домашнего задания.

- Р, домашним заданием вам было – выписать из любого художественного текста три односоставных и три двусоставных предложения, подчеркнуть в них главные члены. А также шесть словосочетаний, в трех из которых главное слово выражено именем существительным, а в трех – глаголом.

- Вызвала ли домашняя работа затруднения? Если да, то какие?

- А сейчас обменяйтесь тетрадкой с соседом по парте и проверьте, всё ли правильно.

После этого ребята сдают тетради на проверку.

2) Лингвистическая разминка. (подготовка к ОГЭ)

- Выберите из приведённых ниже примеров то словосочетание, которым называют дятла. (слайд 1)

(санитар леса, костяной молоточек, работник леса)

- Как называется такой троп, при котором происходит замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков? (Перифраз)

- Из приведённых ниже примеров найдите слово с чередующейся гласной в корне. (Слайд 2)

( воспитанность, попадают, считается, правила)

II Актуализация новых знаний.

- Р, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание, на слайде представлены предложения, спишите их и подчеркните предикативную основу предложения. Но, для темы оставьте две строки. (Слайд 3)

  • (Спит земля в сиянье голубом…
  • Он застонал, как человек, и опрокинулся.
  • Больной стал быстро поправляться.
  • Окружающие сидели молча.
  • Двадцать – чётное число.
  • Читать книги – огромное удовольствие.
  • Двое друзей собрались в путешествие.)

- Обсуждение.

- Р, какими частями речи выражено подлежащее в предложении?  (Слайд 4)

- Что вы вообще знаете о подлежащем?

- С какими членами предложения соотносится подлежащее?

- Р, так какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Озвучивание темы и целей урока, запись в тетрадь) (Слайд 5)

- Чтение теории учебника (стр. 46-47)

III Закрепление полученных знаний.

- Р, скажите пожалуйста, что нужно делать, чтобы не ошибиться при нахождении подлежащего в предложении? (тренироваться)

1) Упр. 93. Что необходимо выполнить? (1 ученик читает, остальные внимательно следят)

(1 и 2 предложение самостоятельно в тетрадях 2 ученика на оценку, остальные предложения у доски по одному ученику).

2) Словарно-орфографическая, лексическая работа.

- На слайде представлены словарные слова, прочитайте. (Слайд 6) (1 ученик читает вслух). Определите их лексическое значение по толковому словарю. (На партах лежат словари). Спишите слова, поставьте в них ударение, подчеркните орфограммы.

- А сейчас, первый ряд составит предложение с первым словом, второй со вторым, третий с третьим. Запишите их в тетради, подчеркните подлежащее.  (три ученика зачитывают, во время работы учитель проверяет записи в тетрадях).

3) А сейчас дифференцированное задание.

- 4 ученика из класса будут работать самостоятельно (слабые или без оценок), выполняя упражнение 94, остальные по вариантам. (Делю класс на 6 вариантов). На слайде представлены словосочетания (Слайд 7), составить с ними и записать предложения в тетрадь, так, чтобы они выступили в роли подлежащего. Подчеркнуть все члены предложения.

  • Около двухсот человек (1В)
  • Много (мало, несколько) (2 В)
  • Горошек душистый (3 В)
  • Мы с другом (4 В)
  • Кормить завтраками (5 В)

(Прохожу по классу, проверяю записи, выставляю оценки, по предложению от варианта зачитываем).

4) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 90. Ваша задача списать, найти подлежащее и определить какой частью речи оно выражено.

1 ряд – первая часть, 1-5 предложения.

2 ряд – первая часть, 5-9 предложения.

3 ряд – вторая часть.

(Проверяю записи и упр.94, которое выполняли слабые ребята)

IV Подведение итогов урока.

- Р, что такое подлежащее? (Слайд 8)

- Что нового о нём вы сегодня узнали?

- Что вызвало затруднения, над чем ещё нужно поработать?

- Что показалось лёгким?

- А сейчас быстренько первый ряд придумайте предложение с подлежащим выраженным местоимением, второй ряд – причастием, третий ряд – словосочетанием.

Молодцы!!! Выставление оценок.

Д/З Параграф 17, упр.91.