В помощь классному руководителю.

Данилина Надежда Николаевна

Работа с родителями. Родительские собрания и методические рекомендации. Классные часы.

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/lib... (Первое родительское собрание в 8 классе.)

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/lib... (Родительское собрание в 8 классе на тему: "Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе. Способы их преодоления".)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2

Классный час

на тему:

«Права и обязанности подростков»

Классный руководитель

8 «Б» класса:

Данилина Надежда Николаевна

Венгерово, 2014

Классный час по правовому воспитанию 8 б класс

Классный руководитель: Данилина Н.Н.

Дата проведения: 13.11.2014г.

Тема: «Права и обязанности подростков»

Цель: 1) Обобщить знания подростков об основных правах ребенка;

2) разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

3) сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав,

4) воспитать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер).

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

20 ноября - Всемирный день прав ребенка

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

- В Конституции, законах, указах и т. п.

- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноценными людьми.

- Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Что за дети нынче право
Никакой на них управы
Мы свое здоровье тратим
Но на это наплевать им

Глупый король:

Такая-сякая сбежала из дворца
Талая-сякая расстроила отца

Дворцовая шваль:

Нынче детям многоль надо
Не найти на них упада
Им бы песни до рассвета
А до нас им дела нету

Глупый король:

Такая-сякая сбежала из дворца
Талая-сякая расстроила отца

Дворцовая шваль:

Дети наше наказанье
Дали им образование
Стали дети не послушны
Но без них ужасно скучно

Глупый король:

Такая-сякая сбежала из дворца
Талая-сякая расстроила отца
Бада бада бада бада

Дворцовая шваль:
ОТЦА

Глупый король:
Бада бада бада бада

Дворцовая шваль:

В мире так мало тепла, 
Всё лишь полынь да зола, 
Но терпеливо ждала ты меня. 
Медлят мои поезда, 
Нас разлучив навсегда, 
С неба сорвалась звезда. 

Я шепчу - прости мне, 
Тихие своды старого храма, 
Где же ты, мама, милая мама моя. 
Бледные губы шепчут упрямо - 
Где же ты, мама, милая мама. 

В тёмные глядя поля, 
Слышу, слезу затая, - 
Доченька, детка моя, не горюй. 
Мама, помедли, постой, 
Но за незримой чертой 
Смолк этот голос простой. 

Я шепчу - прости мне, 
Тихие своды старого храма, 
Где же ты, мама, милая мама моя. 
Бледные губы шепчут упрямо - 
Где же ты, мама, милая мама. 

В этой Вселенной пустой 
Где же твой облик святой, 
Перед твоей красотой я склонюсь. 
И в золотой тишине 
В тихом небесном огне 
Мама приходит ко мне. 

Я шепчу - прости мне, 
Тихие своды старого храма, 
Где же ты, мама, милая мама моя. 
Бледные губы шепчут упрямо - 
Где же ты, мама, милая мама. 

Тихие своды старого храма, 
Где же ты, мама, милая мама моя. 
Бледные губы шепчут упрямо - 
Где же ты, мама, милая мама.



Предварительный просмотр:

Классный час подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Венгеровской СОШ № 2 Данилина Надежда Николаевна.

Тема:  «Моя малая Родина»

Основные принципы работы:

1.     Принцип вариативности.

2.     Принцип сотворчества.

3.     Принцип созидательной творческой деятельности.

4.     Принцип гуманизма.

Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

Оформление:

Мультимедийная презентация; (фотографии) учащихся.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. А начать наш классный час я хотела бы с минуты молчания, ведь ровно 10 лет назад были взяты в заложники учащиеся одной из школ города Беслан, большинство из них погибло. (Звучит тонометр, все встают)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

 Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

 Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

II. Образование села

Посвящается родному селу – Венгерово.

Село моё, село родное,

Как много значишь для меня!

И я люблю тебя любое,

Село – ты родина моя.

Здесь всё родное, всё знакомо,

Здесь я расту, здесь я живу.

Мне важно каждое мгновенье

В родном селе, что проведу.

Леса, обширные леса,

А воздух! Чист и свеж.

Я с гордостью могу сказать:

«Нет в мире лучше мест»!

А летним утром, красота!

Лишь солнце показалось,

И нету больше тишины –

Она опять умчалась!...

Бегу я радостно к друзьям,

Навстречу тёплый ветер,

Качели, игры, громкий смех,

Здесь веселятся дети!

Зимой нам очень хорошо,

Замёрзшая река,

Коньки и лыжи, а на снегу –

Лепи снеговика!

И я не знаю места чудней,

Чем дом родимый, отчий дом.

А что для счастья ещё нужно?!

Не нужно больше ничего!...

Учитель:Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? (Заворина Арина 8А класс) О чем оно? Да, у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что значит МОЯ МАЛАЯ РОДИНА?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

-Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

- Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА.

- Ребята,  а кто знает почему наше село так называется - Венгерово?

- В каком году образовалось наше село?

- А кто были первыми поселенцами?

- Как оно развивалось?

Посёлок Венгерово (Новосибирская область)

Венгерово — посёлок, административный центр Венгеровского района Новосибирской области. Образует сельское поселение Венгеровский сельсовет — одно из крупнейших сельских поселений Новосибирской области, население - 6928 человек (на 1.01.2012).

Венгерово расположено на реке Тартас, в 450 километрах к северо-западу от Новосибирска, в 45 километрах к северу от железнодорожной станции на Транссибирской магистрали Чаны, в 50 километрах к северу от федеральной автомобильной дороги М-51 «Байкал».

История создания

Венгерово основано как зимовье в 1753 году (по другим данным — в 1763 году). Длительное время село называлось Голопупово. По легенде, когда царские чиновники проводили перепись населения, им встретилось несколько голых детей. На соответствующий вопрос им ответили: «Лён не сеем, а мануфактурные фабрики далеко, да и живём бедно, вот и приходится бегать с голыми пупами». Населённый пункт не имел названия, и было решено назвать его Голопупово.

В начале XIX века с постройкой церкви Святого Спаса село было переименовано в Спасское. В XIX веке село Спасское было административным центром Усть-Тартасской волости, центром Спасского комиссариатства Каинского уезда. Через село проходил Сибирский тракт. В селе устраивали три ярмарки: Крещенская (6-10 января), Троицкая (в начале лета) и Михайловская (8-12 ноября). К концу XIX века Спасское становится центром сельскохозяйственного района, развивается промышленное маслоделие. В конце XIX века — начале XX века Спасское — место ссылки политических ссыльных, в селе появляется подпольная революционная организация.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907 год) даёт следующее описание села:

«Спасское — село Томской губернии, Каинского уезда, при реке Тартасе. Жителей 1350. Церковь каменная, римско-католический молитвенный дом, сельское училище, странноприимный дом, врачебно-приемный покой, почтово-телеграфная контора, три ярмарки, из них главная с 8 по 16 ноября, с оборотом до 150000 руб. (жировые, кожевенные и мануфактурные товары по преимуществу), еженедельные базары, 3 кожевенных завода, водяная мельница, много лавок и сельский хлебозапасный магазин. Селение хорошо обстроено и считается одним из наиболее торговых и зажиточных в уезде.»

В 1933 году Спасское переименовано в Венгерово в честь М. Т. Венгерова, уроженца села, погибшего во время Гражданской войны. Солдат царской армии, участник Первой мировой войны и Февральской революции, Венгеров в 1918 году стал комиссаром партизанского отряда в 800 человек. В 1919 году, когда отряд вёл боевые действия против Колчака, Венгеров попал в плен, был привезён в родное село и по приговору суда расстрелян 26 июня на берегу реки Тартас на глазах у жителей села.

III. Село в наши дни

Р, наша малая Родина, конечно, богата историей. И это слово я записала два раза. В чём их различие? 

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место?

Учитель: Население

В 2002 году по данным Всероссийской переписи населения в Венгерово проживало 7165 жителей, из них 3371 мужчина (47 %), 3794 женщины (53 %). По состоянию на 2012 год, численность населения составляет 6928 человек.

Экономика

  • Маслодельный завод.
  • Цеха по переработке мяса.
  • Хлебокомбинат
  • Райпо
  • Частное предпринимательство

Архитектура и достопримечательности

Архитектура села представлена деревянными домами, построенными в дореволюционное время, а также несколькими многоэтажными зданиями советского периода. Основные достопримечательности:

  • Венгеровский районный краеведческий музей имени П. М. Пономаренко.
  • Церковь Святого Спаса (XIX век). Проект выполнил архитектор Томской епархии Юзеф ЮлиюшевичШраер (совместно с П. П. Нарановичем, проект 1890)Расположена в центре села. Сто лет назад с высокой трёхъярусной колокольней и пятиглавым собором была одной из самых красивых церквей в Томской губернии. В советское время были снесены купола, кровля колокольни, кресты, церковь стала однокупольной.
  • Могила М. Т. Венгерова, расположенная на центральной площади Венгерова.
  • Монумент воинам, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
  • Аллея Героев Советского Союза.
  • Деревянный жилой дом № 121 по улице Воровского.
  • Сопка-2 — археологический памятник, расположенный в 7 километрах к югу отВенгерово, недалеко от слияния рек Омь и Тартас. Обнаружена П. М. Пономаренко в 1973 году. Сопка-2 представляет собой протянувшийся на полтора километра комплекс могильников различных исторических эпох, включающий около 100 курганов и 700 захоронений. Захоронения относятся к кротовской, ирменской, саргатской, потчевашской и другим культурам. Самые старые захоронения датируются 4 тысячелетием до нашей эры, самые поздние — началом II тысячелетия нашей эры, наиболее массовые — серединой II тысячелетия до нашей эры. Наибольший интерес из всех находок представляют изделия из бронзы и керамика. Материалы раскопок хранятся в Венгеровском краеведческом музее, музее Института археологии и этнографии в Новосибирске, Новосибирском краеведческом музее.

Венгеровский районный краеведческий музей имени П. М. Пономаренко.

Музей расположен на первом этаже старинного купеческого дома Д. С. Кочугова. Краеведческий музей был открыт в Венгерово в 1978 году. Музей включает три зала: археологии, истории досоветского и советского периода. Музей носит имя краеведа-основателя музея, его посещают в среднем 3700 человек в год. В музее содержится 4781 экспонат. Среди наиболее примечательных:

  • старинные предметы быта и орудия труда крестьян,
  • рога гигантского оленя, найденные в 1991 году,
  • материалы Гражданской войны,
  • археологические находки кулайской культуры (конец I тысячелетия до нашей эры),
  • каменный топор,
  • костяные наконечники для стрел,
  • трёхгранный наконечник для пики длиной 17 сантиметров, использовавшийся партизанами в Гражданской войне,
  • металлический ящик для хранения церковных ценностей, изготовленный в 1879 году в селе Лысково,
  • металлические кандалы для ног, найденные при строительстве здания райисполкома Венгеровского района,
  • дорожная коробочка для мыла, на которой сохранилась надпись «Поставщик Двора его императорского…»,
  • колокольчик 1817 года, изготовленный в городе Слободской,
  • рог быка, использовавшийся для кормления детей,
  • деревянная расписная конская дуга с резьбой,
  • три картины, посвящённые М. Т. Венгерову: «Создание партизанского отряда», «Утро перед казнью», «Расстрел».

Метеорит

В метеоритной коллекции Российской академии наук хранится метеорит (2 экз. весом 9,3 кг и 1,5 кг) под названием «Венгерово», координаты падения 56°08′00″ с. ш. 77°16′00″ в. д., дата падения: 11 октября 1950 года.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Родина.

Над родиной родной, светлой и прекрасной 
Солнце яркое весной греет не напрасно;
После зимних холодов, долгих дней морозных, 
Затрещали корки льдов над Тартасом грозным,
Над рекою Омь, там, где было тонко,
Лопнув, лед пошел, дугой весело и звонко!
Над широкими полями, что омыты снегом,
Неба синь легла, волною. Ждет весна побегов!
И сегодня этот край гордо и красиво

Прославляет имя, имя Михаила!

IV. Наши улицы

Учитель:

Ребята, сколько улиц насчитывает наше село? (29)

- Назовите улицы, связанные с литературой? (Пушкина, Лермонтова, Герцена)

- Назовите улицы, названия которых связаны с героями революции 1917 года и гражданской войны. (Чапаева, Ленина)

V. Знаменитые люди Села

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

- Р, какими же всё-таки именами славится наше село? Кто эти герои? (Барбашов, Клеменко, Портянко, Данилов)  

- Р, какие еще знаменитые люди родились в нашем селе?

(25 января (6 февраля) 1821 в с. Спасское родился Григорий Захарович Елисеев (1821—91), российской публицист, демократ, сотрудник журнала «Современник», один из редакторов журнала «Отечественные записки», автор статей по крестьянскому вопросу.

В мае 1918 в д. Большой Сюган ныне Венгеровского района родился Барбашев Пётр Парфёнович, младший сержант, Герой Советского Союза (13 декабря 1942 — посмертно). 9 ноября 1942 года в бою зас. Гизель (ныне Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания) своим телом закрыл амбразуру огневой точки. Его именем названы школа и улица во Владикавказе, школа и улицы в г. Новосибирск и с. Венгерово.

22 ноября 1924 в д. Кузьминка Венгеровского района родилась Шамова Татьяна Ивановна (22.11.1924 — 28.07.2010) — российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета.

2 мая 1938 вс. Венгерово родился Кармачёв Валерий Николаевич. Заслуженный строитель РФ. Почётный житель г. Новосибирска (2005). Председатель Совета директоров ОАО «Белон» (1996). Генеральный директор ОАО ПМСП «Электрон» (1989). Награждён орденами (в том числе орденом Трудового Красного Знамени) и медалями (в том числе за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Кандидат философских наук.

1 ноября 1949 в д. Кореново (Новые Кулики) Венгеровского района родились знаменитые самбисты братья — Пушница Александр и Владимир (умер в 2000 г.). Самый титулованный самбист в истории: Александр Михайлович Пушница — трёхкратный чемпион мира, трёхкратный победитель Кубков мира, двукратный чемпион Европы, девятикратный чемпион СССР. Вице-президент Всемирной федерации самбо. Почетный гражданин г. Омска (2000).

В Венгерово в 1950 году скончался искусствовед Алексей Некрасов, находившийся в ссылке с 1949 года (позднее реабилитирован).

Родной край.

Нет для меня роднее и дороже,
Чем Венгеровский воздух и земля,
Где поле удивляет спелой рожью,
Где пух таят в июне тополя.

Влекут закаты розы нежной цветом, 
Манит река прохладною волной.
Родившись здесь, нельзя не стать поэтом –
Пропитан воздух поэтической строкой.

Здесь льются песни в золотых осинах,
Звучат стихи в берёзовой листве.
И шёлк упругой, встречной паутины,
Опять подарит пару ноток мне.

Для каждого свой край – он самый милый.
Ему от сердца и души молюсь.
Не становлюсь моложе, но вот сильной,
Благодаря родному краю, становлюсь.

- Р, а как выглядит герб Венгеровского района? Кто является его автором?

Учитель: Р, может быть, Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

- Р, так всё-таки, с чего начинается Родина? Давайте споём песню, автор слов которой М. Матусовский, композитор В. Баснер, исполнил её Марк Бернес.

С чего начинается 
Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается
Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растет
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
С чего начинается
Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принес
С чего начинается
Родина...

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
VI. Заключение.

 Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

 Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0294cd8770d8a4bc5f298f33cab5c461-66-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f652c78fe6f788c87461657ea4c432fd-118-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6708dbfb0b9491b63374d40639f1ed80-39-144&n=21 

 obraza3 Новосибирская открытая образовательная сеть

Новосибирская область Венгеровский район Венгерово Церковь Спаса Нерукотворного Образа Глава Фотография

храм Новосибирская открытая образовательная сеть 

 

 

 

Памятник - Россия, Новосибирская - Фотографии на карте.

Новости - 16 июля 2013 года в селе Венгерово Венгеровского.

 

Детская Школа Искусств Новосибирская открытая образовательная сеть 

ДОМ КУПЦА ШИПИЦЫНА Новосибирский Краеведческий портал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

- В путь – дорогу собирали,
Узелок я вам вязала.

- Дарю вам узелки памятные,
Да не простые, а с намёком да приговоркой.

- Мелок кладу, чтоб школу не забывали 
Да добром вспоминали.

- Сухарик, так как хлеб – всему голова,
Силушку подкрепить, да в дороге голод утолить.

- Медальку - шоколадку даём, 
Чтоб дорога горькой не была,
Чтоб на ЕГЭ спорились дела.

- А, чтоб об камень знаний зубы не затупились, 
чтоб белыми и здоровыми становились - 
Орбит в узелке лежит,
Вам дыханье освежит.

- Узелок вы наш примите, 
И на память сохраните.
Напоминаньем будет он,
Каким он был, ваш школьный дом.
Источник: https://www.diets.ru/post/1462858/

Будильник