ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Лобарева Алёна Владимировна

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА

УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Издательство «Учитель»

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА

УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ

Диагностический журнал

Средняя группа

Авторы-составители С. С. Дреер, А. Н. Потыкан

Волгоград

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 К63

Рецензент: Е. В. Ларионова, кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Авторы-составители С. С. Д реер, А. Н. Потыкан

Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с. ISBN 978-5-7057-2781-0

Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать образовательный процесс, определить результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Предлагаемый комплекс диагностических заданий и карт сформирован для оперативного диагностирования степени овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий поможет наметить необходимые способы оказания помощи дошкольникам 4-5 лет и своевременного корректирования образовательного процесса.

Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

УДК 372.3/.4 ББК 74.102

ISBN 978-5-7057-2781-0

Дреер С. С, Потыкан А. Н.,

авторы-составители, 2010

Издательство «Учитель», ИП Гринин Л. Е., 2010  Оформление. Издательство «Учитель», 2011  Допечатная подготовка. Индивидуальный предприниматель Гринин Л. Е,, 2011

Издание 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

  • наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
  • систематичность  и  повторяемость диагностирования  как вида  профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
  • использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
  • доступность процедур для их проведения педагогами.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
  • Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения длительное время (по возможности) и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

В пособии представлены диагностические задания из опыта работы МДОУ № 35 г. Усть-Илимска по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 4-5 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» -дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.

Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Диагностические задания

Что изучается

Дидактические игры, вопросы, упражнения

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Уровень познавательной активности

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.

2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.

1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.

Уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковременной памяти)

Упражнение «Запомни и назови»

Инструкция. Я назову тебе слова, внимательно их послушай и запомни: дым, туча, юбка, стул, карандаш, дождь, соль. Назови слова, которые ты запомнил

3 балла - ребенок с первого раза запомнил 4 слова.

2 балла - ребенок с первого раза запомнил 3 слова.

1 балла - ребенок запомнил меньше трех слов.

Уровень произвольного внимания, работоспособности

Наблюдение за ребенком во время занятия

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.

2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.

1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности

Уровень владения детьми обобщающими понятиями, умение выделять лишнее

Игры «Четвертый лишний», «Назови одним словом». Материалы: картинки с изображением фруктов, животных леса, куклы, кастрюли

Педагог выкладывает перед ребенком картинки: яблоко, банан, лимон, кукла; медведь, заяц, лиса, кастрюля и предлагает убрать лишние. Педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением животных, затем фруктов и предлагает назвать каждую группу картинок одним словом

3 балла - ребенок исключает лишнее, мотивирует свой выбор, называет обобщающие слова.

2 балла - ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; перечисляет предметы на картинках, не называет их обобщающим словом, но показывает предметы, относящиеся к животным, фруктам.

1 балл - ребенок затрудняется найти лишнюю картинку; не знает обобщающих слов, не может показать фрукты, животных на картинках

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Наблюдения за деятельностью детей во время занятий

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.

2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.

1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

Высокий уровень - 12-15 баллов; средний уровень - 8-10 баллов; низкий уровень - 4-5 баллов

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ ______________________________________________________        

Воспитатели:        ______________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года ______________________


                                  конец года ______________________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Уровень познавательной активности

Уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковременной памяти)

Уровень произвольного внимания, работоспособности

Уровень владения обобщающими понятиями, умение выделять лишнее

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Окончание табл.

1

2

3

4

5

б

7

8

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____________  

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______%

детей  _______ %

детей  _______ %


Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______ %

детей  _______ %

детей  _______ %

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Уровень усвоения количественного счета в пределах 5

Счет до пяти.

Материал: набор игрушек (5 шт.)

1. Ребенку предлагается посчитать до 5.

2. На столе в ряд выставлены игрушки. Ребенку предлагается   сосчитать   количество   игрушек, отсчитать 3 (2, 1) игрушки

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5

Порядковый счет предметов в количестве 5 штук.

Материал: набор игрушек (5 шт.)

Вопросы: - На каком по счету месте стоит пирамидка? - Которая по счету машинка? - Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю? - Которая по счету игрушка тебе больше нравится? Задание: возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения

Счет и сравнение количества предметов разными способами.

Материал: счетная линейка, коробка с набором геометрических фигур (5 кругов, 5 квадратов)

1. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все круги, а на нижнюю - все квадраты. Вопросы: - Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? — Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Поровну, одинаково.) — Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Кругов больше, чем квадратов, или квадратов меньше, чем кругов.) Примечание. В начале года детям можно задавать наводящий вопрос: чего больше кругов или квадратов? Как сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.) Достаточно, чтобы ребенок дал один вариант ответа. 2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. Вопросы: - Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать.) - А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами.)

Примечание. Задание считается выполненным, даже если ребенок не может рассказать, как это сделать, но сам выполняет процесс.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

Классификация полосок по длине и ширине.

Материал: 5 полосок разного цвета, сделанных по принципу дозированного увеличения или уменьшения по длине (ширине) каждой последующей

1. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины. Задание: разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: - Какая полоска самая длинная (короткая)? - Какие из полосок длиннее зеленой? - Какие из полосок короче красной?

2. Ребенку дается набор полосок одинаковой длины, но разной ширины. Задание: разложи полоски от самой широкой до самой узкой. Вопросы: - Какая полоска самая широкая (узкая)? - Какие из полосок шире синей? - Какие из полосок уже желтой?

3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты

Сравнение предметов по высоте. Материал: 5 разноцветных башенок (пирамидок) разной высоты

Перед ребенком ставится 5 разноцветных башенок разной высоты. Вопросы: - Какая башня самая высокая? - Какая башенка ниже красной? - Какая башенка выше зеленой?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Материал: набор плоскостных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал (каждая фигура представлена в трех вариантах цвета и размера)

Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур. Задание: назови геометрические фигуры, которые ты знаешь. Вопросы: - На какой предмет похож круг? - На какую фигуру похожа книга? Задание: выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники. Вопросы: - Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.) - Чем отличается треугольник от квадрата? (У квадрата 4 угла, а у треугольника - 3.) - Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны одинаковые по длине, а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

Дидактическая игра «Посмотри вокруг».

Материалы: предметы треугольной, круглой, прямоугольной формы

Задание: посмотри вокруг. Назови предметы квадратной (треугольной, круглой, прямоугольной) формы. Примечание.  Воспитатель предварительно размещает предметы в группе

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием

Окончание табл.

1

2

3

4

Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

Дидактическая игра «Где находится предмет?».

Материал: кукла, мячик, машина, пирамидка; картинка, на которой наклеены: в центре -медвежонок, справа от него -машина, слева - пирамидка, вверху - самолет, внизу - кораблик

Задание: покажи правую руку, левую. Возле ребенка расставляются игрушки. Вопросы: - Что находится слева от тебя? - Что перед тобой? - Где находится кукла? Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Вопросы: - Кто находится в центре листа? - Что находится справа (слева, вверху, внизу) от  медвежонка?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Временные представления детей (последователь- ность частей суток)

Дидактические игры:

1. «Части суток».

2.«Закончи предложение». Материал: набор картинок с изображением частей суток

1.Ребенку   предлагается  рассмотреть   набор картинок с изображением частей суток. Задание: покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). Ребенку указывают на одну из картинок. Вопросы: - Какая часть суток изображена на картинке? - Объясни, почему ты так думаешь. Ребенку предлагается разложить все картинки по порядку. Вопросы: - Что сначала: утро или день? - Какая часть суток сменяет утро (день, вечер, ночь)? - Назови по порядку все части суток, начиная с утра. - А какая часть суток сейчас? - В какую игру мы играли вчера?

2. Ребенку предлагается закончить предложения: Мы обедаем днем, а ужинаем ... Мы делаем зарядку утром, а спим... Мы в детский сад идем утром, а возвращаемся домой... Ночью мы спим, а днем...

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданиями с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень - 24-27 баллов;  средний уровень - 16-18 баллов;  низкий уровень - 8-9 баллов.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ        ____________________________________________

Воспитатели:        ______________________________________

Дата проведения диагностики: начало года ______________

                                  конец года ______________

п/п

Ф. И. ребенка

Уровень усвоения количественного счета в пределах 5

Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5

Уровень усвоения понятий «больше-меньше, поровну», используя счет, метод наложения, приложения

Умение устанавливать отношение по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

Умение устанавливать размерное отношение между 3-5 предметами разной высоты

Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

Временные представления детей (последовательность частей суток)

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____________  

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______%

детей  _______ %

детей  _______ %


Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______ %

детей  _______ %

детей  _______ %

Анализ, комментарии ____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Диагностические задания

Что изучается?


Дидактические игры, упражнения, вопросы


Содержание диагностического задания


Критерии оценки

Словарный

запас


Дидактическая игра «К кукле пришли гости».

Материал: кукла, предметные картинки с изображением посуды

Дидактическая игра «Игрушки». Материал: два мяча


Ребенку предлагается решить проблемную ситуацию: «Кукла Алина ждет к себе гостей. Помоги ей сервировать стол для них».

Вопросы:

1) Что нужно поставить на стол?

2) Какую посуду ты знаешь?

3) Куда кладут хлеб, масло, сахар, соль?

4) Назови, что это:

  • Стеклянный, прозрачный - это стакан или ваза?
  • Блестящая - это вилка или нож?
  • Глиняная, расписная - это тарелка или блюдо?
    Задания:

1)        Подбери слово:

одна тарелка глубокая, а другая ... ; один стакан высокий, а другой ... ; эта чашка чистая, а эта ...

2)        Ручка есть у чашки. Назови предметы, у которых есть ручка.

Ребенку показывают два мяча и предлагают ответить на вопросы:

  1. Что такое мяч?

  1. Что значит «бросать», «ловить»?

3 балла - ребенок называет слово «посуда».

2 балла - перечисляет отдельные предметы посуды.

1 балл - называет один предмет

3 балла - ребенок называет более 4 предметов.

2 балла - называет два слова.

1 балл - называет один предмет

3 балла - правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - ответил на 3 задания.

1 балл - выполнил только одно задание

3 балла - выполняет все задания.

2 балла - выполняет два задания.

1 балл - выполняет одно задание

3 балла - правильно подобрал все слова.

2 балла - выполнил два задания.

1 балл - выполнил одно задание

3 балла - называет 3-4 предмета.

2 балла - называет 2 предмета.

1 балл - называет 1 предмет

3 балла - ребенок дает определение (мяч - это игрушка; он круглый, резиновый).

2 балла - называет какой-то один признак.

1 балл - повторяет слово «мяч» 

3 балла - ребенок объясняет: «бросать» - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал.

2 балла - показывает движение и объясняет «бросил».

1 балл - показывает движение (без слов)

Продолжение табл.

1

2

3

4

  1. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

  1. Какие игрушки ты знаешь?

3 балла - ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.

2 балла - называет только различие по цвету. 1 балл - называет одно слово

3 балла - ребенок называет более 4 игрушек. 2 балла - называет более двух игрушек.

1 балл - говорит одно слово

Звукопроизношение

Дидактическая игра «Назови картинки».

Материалы: картинки с изображением шапки, мыши, каши; ножей, ежа; зонта, козы; рыбы, мусора, коры; лампы, колоса, кола; цепи, зайца; чая, ночи, кочки; щепки, овощей, плаща; собаки, косы, автобуса

Ребенку показывают картинки и обращаются с просьбой: «Назови предметы, изображенные на картинках».

Взрослый отмечает звуки, которые ребенок произносит неправильно.

Как ты думаешь, все ли звуки ты произносишь правильно?

3 балла - ребенок произносит все звуки.

2 балла - не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие.

1 балл - не произносит и сонорные, и шипящие

3 балла - ребенок произносит правильно все звуки и осознает это.

2 балла - не произносит некоторые звуки, но осознает это.

1 балл - произносит звуки неправильно и не осознает это

Сила голоса, темп, дикция, интонация, выразительность речи

Проговаривание потешки (чистоговорки, скороговорки)

Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет

3 балла - ребенок произносит текст отчетливо.

2 балла - нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.

1 балл - имеет серьезные недостатки в произношении текста

Уровень сформированности грамматического строя речи

Рассматривание картины по вопросам. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Закончи предложение». 

Материал: картина «Собака со щенками», картинки с изображением детенышей лисы, медведя, волка

Ребенку предлагается рассмотреть картину «Собака со щенками».

Вопросы: - Ты видел собаку?

- Кто такая собака?

- Какая она?

- Как зовут детенышей собаки?

- Как их назвать ласково?

- Что может делать собака?

Задание: закончи предложения: Собака бегает быстро, а щенки... . Собака лает громко, а щенки... Если собака увидит кошку, она...

Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Отгадай загадки: Большая и лохматая - это собака или щенок? Маленький и пушистый - это щенок или собака? Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением лисят, медвежат, волчат. Инструкция. Назови, кого ты видишь на картинке

3 балла - ребенок обобщает: «Собака - это животное; собака лает, она пушистая».

2 балла - называет: «Это собака, она черная».

1 балл - повторяет за взрослым одно слово

3 балла - ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.

2 балла - называет детеныша словом «собачонок».

1 балл - говорит одно слово

Продолжение табл.

1

2

3

4

Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.

Отгадай загадки:

Большая и лохматая – это собака или щенок?

Маленький и пушистый – это щенок или собака?

Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением лисят, медвежат, волчат.

Инструкция: назови, кого ты видишь на картинке.

3 балла - ребенок выполняет все задания правильно.

2 балла - выполняет правильно только одно задание.

1 балл - выполняет не полностью одно задание

Развитие связной речи

Составление описательного рассказа про куклу.

Материалы: кукла

Задание: опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют, чем она тебе нравится.

Ребенку предлагается придумать рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья»

3балла - ребенок самостоятельно описывает игрушку.

2 балла - рассказывает по вопросам педагога.

1 балл - называет отдельные слова, не связывая их в предложения

 3 балла - составляет рассказ самостоятельно.

 2 балла - рассказывает с помощью взрослого.

 1 балл - отвечает на вопросы односложно

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Воспитатель  читает ребенку текст рассказа Е.Чарушина «Курочка» и предлагает его пересказать

3 балла - ребенок пересказывает самостоятельно, передает интонацию педагога.

2 балла - пересказывает с помощью воспитателя.

1 балл - ребенок называет отдельные слова

из рассказа

Высокий уровень - 51-57 баллов;  средний уровень - 36-38 баллов;   низкий уровень - 17-18 баллов.

Диагностическая карта

ДОУ        ________________________________________________

Воспитатели:        __________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года __________________

                                  конец года __________________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Словарный запас

Звукопроизношение

Сила голоса, темп, дикция, интонационная выразительность речи

Уровень сформированности грамматического строя речи

Уровень развития связной речи

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____________  

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______%

детей  _______ %

детей  _______ %


Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______ %

детей  _______ %

детей  _______ %

Анализ, комментарии ____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Рисование

Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок»

Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».

Вопросы:

- Какие герои есть в сказке «Колобок»?

- Кого Колобок встретил первым (последним)?

- Какой герой тебе нравится больше всех? Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть

Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Дидактическая игра «Назови цвет».

Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый)

Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета.

Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого...) цвета

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Лепка

Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку

Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки

Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Окончание табл.

1

2

3

4

Аппликация

Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».

Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей

Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и геометрические формы

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение строить разные конструкции одного и того же объекта

Конструирование домов для сказочных героев.

Материалы: мелкий конструктор

Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение выполнять постройку по схеме

Конструирование постройки по схеме.

Материал: схема постройки, конструктор

Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки.

Вопросы:

-Какая деталь лежит в  основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?

Задание: выполни постройку по этой схеме

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл — ребенок не справляется с заданием

Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами

Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).

Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника

Ребенку предлагается:

- сложи квадратный лист от уголка к уголку;

- сложи квадратный лист пополам;

- сложи прямоугольный лист пополам вдоль;

- сложи прямоугольный лист пополам и поперек

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень - 21-24 балла;   средний уровень - 14-16 баллов;   низкий уровень - 7-8 баллов.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ        ____________________________________________

Воспитатели:        _____________________________________

Дата проведения диагностики: начало года _____________

                                  конец года _____________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Умение правильно передавать в рисунке изображение, самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему

Умение создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Умение лепить предметы из нескольких частей, используя различные приемы, стеку

Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге

Умение строить разные конструкции одного и того же объекта

Умение выполнять постройку по схеме

Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____________  

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______%

детей  _______ %

детей  _______ %


Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______ %

детей  _______ %

детей  _______ %

Анализ, комментарии ____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Знания о характерных особенностях времен года

Дидактическая игра «Приметы времени года».

Материал: набор картинок с изображением характерных особенностей сезона, одежды и деятельности детей в данное время года

Перед ребенком выкладывается набор картинок.

Задание: рассмотри картинки, покажи мне ту картинку, на которой изображена осень (зима, весна, лето).

Вопросы:

- Как ты определил, что это осень (зима, весна, лето)?

- Как одеты дети осенью (зимой, весной, летом)? Почему?

- Что делают дети осенью (зимой, весной, летом)?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение определять состояние погоды

Наблюдение за погодой, беседа о признаках погоды

Вопросы:

- Как узнать, какая сегодня погода? (Посмотреть на солнце, на небо: если ярко светит солнце, небо чистое, голубое - погода солнечная; если нет солнца, на небе облака, тучи — погода пасмурная, хмурая.)

- Как определить дует ли ветер? (По деревьям: если ветки качаются, значит, дует ветер, погода ветреная.)

- Если на улице идет дождь, то погода какая? (Дождливая, ненастная.)

3 балла - ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок отвечает на вопросы с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок отвечает на вопросы неправильно

Знание о группе растений

Дидактические игры: «Деревья и кустарники», «Посади клумбу».

Материал: предметные картинки: береза, тополь, клен, сосна, ель, сирень, рябина, шиповник, одуванчик, жарок, ландыш, колокольчик, ноготки, астра, бархатцы, ноготки, анютины глазки

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением растений.

Задания: отбери картинки, на которых изображены деревья. Назови их. Покажи хвойные деревья. Покажи лиственные деревья. Почему они так называются? Покажи картинки, на которых изображены кустарники. Назови их. Объясни, чем отличаются деревья от кустарников?

Вопросы: - Какие из этих растений растут на клумбе?

- Где растут жарки, колокольчики, ландыши?

 - Как одним словом назвать все, что изображено на картинках? (Растения.)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Продолжение табл.

1

2

3

4

Знания и представления детей о комнатных растениях

Рассматривание комнатных растений в группе

Дидактическая игра «Что где растет?».

Материал: предметные картинки: деревья, кустарники, цветы, комнатные растения

Вопросы:

- Как называются растения, которые растут дома, в группе? (Комнатные.)

 - Что надо делать, чтобы комнатные растения хорошо росли и цвели? (Ухаживать за ними: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать листья.)

Задание: назови и покажи комнатные растения, которые ты знаешь. (Герань, бальзамин, колеус, дружная семейка, аспарагус, фиалка.)

Назови и покажи части у комнатных растений. (Стебель, листья, цветок.)

Инструкция. Рассмотри картинки. Назови растение и расскажи, где оно растет

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания

(сад, огород)

Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

Материал: набор предметных картинок с изображением овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа, перец, картофель, горох, кабачок, баклажан, капуста, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, слива, персик, вишня); корзинка, блюдо

На столе перед ребенком выложены картинки с изображением овощей и фруктов.

Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Расскажи, где растут овощи. Кто их выращивает? Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом?

Положи все фрукты на блюдо. Что ты положил на блюдо? Расскажи, где растут фрукты. На чем зреют фрукты?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение называть и различать ягоды и грибы

Дидактическая игра «Ягоды и грибы».

Материал: картинки с изображением ягод и грибов

На столе перед ребенком выложены картинки с изображением ягод и грибов.

Задание: найди и назови ягоды, которые ты знаешь. Найди и назови грибы, которые ты знаешь. Все ли грибы можно есть?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Знания о жизни домашних птиц и их детенышах

Рассматривание картины «Птичий двор». Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: картина «Птичий двор»

Задание: рассмотри картину. Покажи и назови домашних птиц, которых ты знаешь. Назови детенышей каждой птицы.

Вопросы:

- Где живут?

- Как человек о них заботится?

- Почему человек о них заботится?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Продолжение табл.

1

2

3

4

Знания о жизни домашних животных и их детенышах

Дидактическая игра «Кто у кого?».

Беседа о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей

Задание: назови животных, которых ты знаешь. Назови домашних животных. Почему их называют домашними? (Живут рядом с человеком.) Назови диких животных. Почему их называют дикими? (Живут в лесу.)

Ребенок рассматривает изображения домашних животных.

Задание: продолжи предложения:

У кошки - ... (котята). У собаки - ... (щенята).

У коровы - ... (телята). У лошади - ... (жеребята). У козы - ... (козлята). У свиньи - ... (поросята). У овцы - ... (ягнята).

Расскажи о жизни домашних животных. Вопросы:

- Где живут? - Как человек о них заботится?

- Почему человек о них заботится?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Знания детей о жизни диких животных и их детенышах

Дидактическая игра «Кто у кого?».

Беседа о диких животных

Материал: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Задание: продолжи предложения:

У медведицы - ... (медвежата). У зайчихи - ... (зайчата). У лисицы - ... (лисята). У волчицы - ... (волчата). У белки - ... (бельчата). У ежихи - ... (ежата).

Вопросы:

- Где живут эти животные? - Чем питаются?

- Как зимуют?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение называть и различать птиц

Дидактическая игра «Птицы». Материал: предметные картинки с изображением птиц

Перед ребенком набор картинок.

Задание: назови и покажи птиц, которых ты знаешь. Чем они отличаются? (Признаки внешнего вида: окрас, величина)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение называть и различать насекомых

Дидактическая игра «Насекомые».

Материалы: картинки с изображением насекомых

Перед ребенком набор картинок. Задание: назови и покажи насекомых, которых ты знаешь. Чем они отличаются? (Признаки внешнего вида: окрас, величина)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень - 30-33 балла;  средний уровень - 20-22 балла;  низкий уровень - 10-11 баллов.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ _____________________________________________

Воспитатели: ______________________________________

конец года _____________

Дата проведения диагностики: начало года _____________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Знания о характерных особенностях времен года

Умение определять состояние погоды

Знания о группе растений

Знания и представления о комнатных растениях

Умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород)

Умение называть и различать ягоды и грибы

Знания о жизни домашних животных и их детенышах

Знания о жизни домашних птиц и их детенышах

Знания о жизни диких животных и их детенышах

Умение называть и различать птиц

Умение называть и различать насекомых

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

g

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____________  

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________


детей  _______%

детей  _______ %

детей  _______ %


Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень  ____________

Анализ, комментарии


детей  _______ %

детей  _______ %

детей  _______


СВОДНАЯ КАРТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ

_____________________________________________     _______________________

                                           Фамилия, имя                                                         дата рождения

Семья: полная / неполная

Количество детей в семье __________

Наличие отдельной комнаты _______

Линии развития

Достижения ребенка

начало года

конец года

1

2

3

Физическое развитие

• Группа здоровья

• Физическая подготовленность

Социальное развитие

• знает свои имя и фамилию

• знает имена, отчества родителей

• знает имя, отчество воспитателя

• легко вступает в контакт с взрослыми

• умеет попросить о помощи

• избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми

• знает и руководствуется правилами поведения в обществе

• знаком с правилами ОБЖ:

- не прикасаться к электрическим приборам (обогреватели, розетки)

- в зимний период времени не прикасаться к металлическим предметам и оборудованию губами, языком

- знает правила поведения на дороге

Средний балл

Умственное развитие

1. Показатели умственного развития

• уровень познавательной активности

• уровень развития познавательного слухового запоминания (объем кратковременной памяти)

• уровень произвольного внимания, работоспособности

• уровень овладения обобщающими понятиями, умение выделять лишнее

• умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Словарь:

• словарный запас

Грамматика:

• уровень сформированности грамматического строя

• составляет предложения разных типов

Связная речь:

• уровень развития связной речи

Звукопроизношение:

сила голова, темп, дикция, интонационная выразительность речи

Средний балл


Продолжение табл.

Формирование элементарных математических представлений

• уровень усвоения количественного счета в пределах 5

• уровень усвоения порядкового счета в пределах 5

• уровень усвоения понятий: больше - меньше, поровну, используя счет, метод наложения и приложения

Величина:

умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты

• умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

Геометрические фигуры:

• знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

• умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

Ориентировка в пространстве:

• пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

Ориентировка во времени:

• временные представления детей (последовательность частей суток)

Средний балл

Экологическое воспитание

• знание о характерных особенностях времен года

• умение определять состояние погоды

• знания о группе растений

• знания и представления о комнатных растениях

• умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород)

• умение называть и различать ягоды и грибы

• знания о жизни домашних животных и их детенышах

• знания о жизни домашних птиц и их детенышах

• знания о жизни диких животных и их детенышах

• умение называть и различать птиц

• умение называть и различать насекомых

• называет и различает птиц: голубь, ворона, воробей, синица, сорока, дятел, снегирь; называет особенности внешнего вида

• называет и различает насекомых: жук, бабочка, кузнечик, божья коровка, муравей, муха, пчела

• знает об особенностях внешнего вида земноводных (лягушки)

• умеет называть представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха)

Средний балл

Ребёнок и окружающий мир

Предметное окружение

• называет самые разные предметы, окружающие его в детском саду и на улице, знает их предназначение, признаки

Продолжение табл.

1

2

3

• проявляет интерес к предметам и явлениям, которые он не видел

Явления общественной жизни

• знает название родного города

• рассказывает о своей семье

• рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию

• умеет рассказывать о человеке труда, его качествах, действиях

Средний балл

Игровая деятельность

• умеет объединяться в игре

• соблюдает ролевое соподчинение и ведет ролевые диалоги

• взаимодействуя, предлагает новые роли, новые действия, сюжет

• в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам

• в настольно-печатных играх объясняет правила игры

Средний балл

Художественно-эстетическое развитие

1. Изобразительная деятельность

Рисование:

• умение правильно передавать в рисунке изображение, самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему

• умение создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

• уровень освоения детьми сенсорных эталонов

Лепка:

• умение лепить предметы из нескольких частей, используя различные приемы, стеку

Аппликация:

• умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге

Конструирование:

• умение строить разные конструкции одного и того же объекта

• умение выполнять постройку по схеме

• умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами

Средний балл

2. Музыкальное воспитание

• внимательно слушает музыкальные произведения, умеет выразить свои чувства словами, рисунком, движением

• узнает песни по мелодии

• различает звуки по высоте в пределах сексты-септимы

• поет протяжно, четко произнося слова

• выполняют движения, соответствующие характеру музыки

• выполняет танцевальные движения (по программе)

• инсценирует совместно с воспитателем песни, хороводы

• играет на металлофоне простейшие мелодии

Окончание табл.

1

2

3

3. Театрализованная деятельность

• адекватно воспринимает театральный художественный образ

• имеет простейшие представления о театральных профессиях

• в самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественно-выразительные средства, атрибуты, реквизит

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

• умеет самостоятельно и последовательно одеваться

• умеет аккуратно складывать и вешать одежду

• с помощью воспитателя приводит одежду в порядок

• умеет вести себя за столом

• самостоятельно готовит место для занятий лепкой, рисованием и убирает его по окончании занятия

Хозяйственно-бытовой труд:

• убирает на место после игры игрушки, строительный материал

• помогает воспитателю мыть игрушки, стирать кукольное белье, подклеивать книги, коробки, протирать пыль со стульев и столов

• помогает воспитателю раскладывать материалы к занятиям

• помогает няне накрывать стол к обеду

• помогает воспитателю в уборке на участке

Труд в природе:

• умеет поливать комнатные растения

• умеет кормить рыб, мыть поилки, наливать воду в поилки, класть корм в кормушки

• участвует в выращивании зелени для корма птиц в уголке природы в зимнее время

• приводит в порядок трудовой инвентарь (очищает, просушивает, кладет в отведенное место)

Средний балл

Высокий уровень - 3 балла;

Средний уровень - 2 балла;

Низкий уровень - 1 балл.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод, рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса ; под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод, рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир : программа и метод, рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и метод, рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.