Программа по внеклассной работе

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 2  г. Советский»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО: __________

Останина Е.В.

« 29 » августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____________

Федориненко И.Н.

« 30 » августа 2019г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №2

_______________________

Котикова Л.Ф.

«31» августа 2019г.

Рабочая программа

 факультативного курса "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Класс (параллель)_________6 А,Б,В,Г_________________________

Период реализации программы: 1 год

Программа составлена на основе программы, разработанная Р.И. Сизовой

и Р.Ф. Селимовой  «Учусь создавать проект» М., Издательство РОСТ, 2018 г

Останина Елена Владимировна учитель географии,

первая  квалификационная категория

г. Советский

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.  Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» является одной  из таких форм.

В основу программы курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» взята программа, разработанная Р.И. Сизовой  и Р.Ф. Селимовой  «Учусь создавать проект» и обеспеченная методическим пособием   для учителя / Р.И. Сизовой и Р.ф, Селимовой -  М., Издательство РОСТ, 2013 г, 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/,  методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2014г., которая рассчитана на 1час в неделю.

       Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”

    Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

   Уровень реализации программы.  Программа  курса реализуется на уровне  основного общего образования, направлена на формирование у воспитанников умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

   Направленность дополнительной образовательной программы: естественно - научная.

  Актуальность программы  курса обусловлена тем,     что способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

  Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  

 Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества. Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности  ребенка путем совершенствования его проектных и исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Данная программа предполагает решение таких основных  задач:  

  • развивать познавательные потребности  школьников;
  • развивать познавательные способности  школьников;
  • обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления о проектном и исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

 В основе формирования  проектно-исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

      Принципы организации управления проектно- исследовательской деятельностью:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей
  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для  ученика
  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать
  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
  • Принцип успешности -  и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

      Специфика курса: система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

      Важнейшим приоритетом основного образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

    Развитие личностных качеств и способностей  школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

     Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских, проектных и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

  Проектно-исследовательская деятельность воспитанников при изучении курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями  школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, социумом, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы и общества;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Логические связи курса с другими предметами учебного плана.

Содержание программы «Основы проектной и исследовательской деятельности» связано с многими учебными предметами: литература, история, обществознание, знакомит с основами смежных наук обществоведческого курса: этнография, краеведение, топонимика  и др.

 Формы  проведения занятий: Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад. викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

     Методы работы: наблюдение,  анкетирование, анализ, обобщение. Основные  внедряемые технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников.

  Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 35 ч., количество часов для проведения теоретических занятий – 16 ч.; практических занятий (исследовательская и проектная деятельность) - 19 ч.

  В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности».

  В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on – line занятия, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Основные принципы программы

Принцип системности. Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы понятия  проектно – исследовательской деятельности  

          Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся прошлых лет. Понятия: проект, проблема, информация. Проект как вид самостоятельной творческой работы. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Субъект и объект исследования.

Основные этапы и  методы исследовательской деятельности  

Этапы работы над проектом (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия). Классификация этапов. Методы исследования: Тестирование. Наблюдение. Беседа. Эксперимент.

Планирование и организация  проектно-исследовательской деятельности  

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Типология учебных проектов. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Формулирование темы, цели, задач. Формулирование конечного продукта.

Основные источники получения информации

Понятие информация. Основные источники получения информации. Работа с различными источниками информации. Вещественные, устные, письменные, электронные источники информации.

Накопление и обработка научной информации

Способы обработки информации. Выделение главного и второстепенного, правды от вымысла. Оформление материалов в форме таблиц, схем, диаграмм.

Способы и методы оформления проектно-исследовательской деятельности

Титульный лист. Паспорт работы. Основные раздела оформления работы: введение, методика исследования, выводы, социальный заказ, заключение, приложения.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Способы представления результатов проектно-исследовательской деятельности

Защита проекта. Доклад. Сообщение. Презентация. Как делать презентацию. Защита проекта. Формы защиты проекта. Знакомство с Microsoft  Power Point. Подготовка текста защиты проекта, участников защиты проекта. Работа с графическими объектами. Критерии оценивания проектов.

Оформление портфолио

Понятие портфолио. Оформление портфолио.

Уровень усвоения материала выявляется в беседах, проведении социологических опросов, а также в выполнении учебно-исследовательских проектов.

Итоги работы представляются в следующих формах:

  • доклада
  • отчета
  • презентации
  • реферата
  • макета
  • модели
  • разработки чего-либо (мероприятия, объединения, движения, спектакля, литературного произведения и др.)

       Основной формой работы с детьми является групповая форма работы. При выполнении проектной работы необходима и индивидуальная работа с каждым воспитанником. Способы взаимодействия: беседы, консультации, диалог. В процессе деятельности  внедряется технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников. Дифференцированный подход позволяет учесть разнонаправленности интересов воспитанников, организовать более продуктивно совместную деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  воспитанники на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У воспитанника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Воспитанник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Воспитанник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

             

             

         

                      Рекомендуемая литература.

для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2014.  321с.
  2. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2013 г.- 16с.
  3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 2014 г. – 204с.
  4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в основной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2013, - 5с.
  5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2014 – 126с.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2015 – 119с.        
  7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2015-  345с.
  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 2013, № 3-   256с.
  9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 2014 - 320с.
  10.  Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2014 г. – 224с.
  11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2013 - 12с.
  12. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2013г. – 152с.
  13. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2014, №7                
  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2013г.- 167с.

для обучающихся

  1. Большая Детская энциклопедия. География . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. География.  [Электронный  ресурс] http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат проектного исследования и познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • умения изучать и систематизировать собранную информацию из личных и иных современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность выделяя главное и второстепенное;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

1.        Знание основных положений проектной деятельности:

-  этапов организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

      - правила оформления списка использованной литературы;

2. Знание информационных источников:

      - основные источники информации (письменные, устные, вещественные);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об объекте исследования;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- составлять описание исследования, содержание проекта, текста защиты проекта;

- на основе собранной информации, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание объектов исследования, памятников.

5. Анализ, объяснение:

           — выделять объект исследования;

           — разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

     — выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.        Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в дополнительной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории и их оценку.

7.        Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

      - использование знаний об объекте исследования для работы в группе;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры

Поурочно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты обучения

По плану

Фактически

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

1

Что такое проектно – исследовательская деятельность?

1

Научатся определять термины: проект, исследование.

Получат возможность научиться: называть отличия между проектом и исследованием

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

2

Классификация исследователь-ских и проектных работ.

1

Научатся определять термины: исследовательский, практико-ориентированный, творческий, технологический проект

Получат возможность научиться: различать виды проектных и исследовательских работ.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

3

Структура и содержание проектно-исследовательской деятельности.

1

Научатся определять термины: проект, проблема, информация, субъект, объект исследования

Получат возможность научиться: определять специфику исследовательской деятельности.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

4

Основные требования к проекту и исследованию.

1

Научатся определять термины: самостоятельность, новизна, актуальность, оригинальность.

Получат возможность научиться: Называть основные требования к проекту и исследованию.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

5

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности

1

Научатся определять термины: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия)

Получат возможность научиться: выявлять проблему, ставить цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

6

Методы исследования: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент.

1

Научатся определять термины: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент.

Получат возможность научиться: составлять тест и проводить исследование, правильно вести беседу, проводить эксперимент

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

7

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

Научатся определять термины: тема, объект исследования

Получат возможность научиться: выбирать и формулировать тему исследования.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

8

Поиск социально значимой проблемы.

1

Научатся определять термины: проблема, актуальность.

 Получат возможность научиться: осуществлять поиск информации.

Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

9

Выявление и формулирование проблемы.    

1

Научатся определять термины: проблема, актуальность.

 Получат возможность научиться: Выявлять и формулировать проблему.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

10

Планирование работы по проектной, исследовательской деятельности.

1

Научатся определять термины: планирование, самоорганизация, взаимодействие.

Получат возможность научиться: планировать свою деятельность

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

11

Объект, предмет и гипотеза исследования. Социальный групповой проект (деление на группы).

1

Научатся определять термины: объект, предмет, гипотеза 

Получат возможность научиться: формулировать объект, предмет, гипотезу исследования.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

12

Сбор материала для исследования, работа над исследованием.

1

Научатся определять термины: исследовательская деятельность, респондент. 

Получат возможность научиться: проводить исследования.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

13

Обработка результатов исследования, формулирование выводов.

1

Научатся определять термины: анализ, вывод исследования. Получат возможность научиться: проводить мыслительные операции, формулировать выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

14

Актуализация проблемы. Определение продукта проекта.

1

Научатся определять термины: актуальность, социальный заказ, социальный продукт

 Получат возможность научиться: определять продукт проекта

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; Коммуникативные: взаимодействовать
в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

15

Формулирование темы, цели, задач.

1

Научатся определять термины: тема, цель, задачи проекта. Получат возможность научиться: формулировать тему, цели, задачи проекта.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

16

Устные и письменные источники.

1

Научатся определять термины: устные, письменные источники   Получат возможность научиться: классифицировать и различать основные источники и способы получения информации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

17

Вещественные источники

1

Научатся определять термины: вещественные источники. Получат возможность научиться: различать вещественные виды источников получения информации.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

18

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

Научатся определять термины: литературный и электронный источник

 Получат возможность научиться: оформлять список литературы и использованных электронных источников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество)

19

Работа с информационными источниками: определение круга источников информации.

1

Научатся определять термины: круг источников информации. Получат возможность научиться:  определять круг источников информации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

20

Работа с информационными источниками: сбор информации.

1

Научатся определять термины: анкетирование, опрос, вопросник.  Получат возможность научиться: осуществлять анализ и самоанализ деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

21

Способы  обработки информации.

1

Научатся определять термины: анализ, синтез материалов. Получат возможность научиться: сопоставлять различные способы обработки информации.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

22

Обработка полученной информации.

1

Научатся определять термины: основной источник, главное и второстепенное. 

Получат возможность научиться: отделять правду от вымысла, сопоставлять информацию различных источников.

Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

23

Оформление текстового материала.

1

Научатся определять термины: порядок оформления проекта. Получат возможность научиться: оформлять собранный материал в соответствии с требованиями.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

24

Составление таблиц, схем, диаграмм информации.

1

Научатся определять термины: таблица, схема, диаграмма. Получат возможность научиться: составлять и понимать таблицы, схемы, диаграммы.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

25

Методика оформления работы. Требования к оформлению и содержанию.

1

Научатся определять термины: методика оформления работы. Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

26

Оформление работы: создание паспорта работы.

1

Научатся определять термины: паспорт проекта, методы и приемы исследования.

 Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество)

27

Оформление работы: создание основной части проектной, исследовательской работы.

1

Научатся определять термины: этапы работы, содержание основной части.   Получат возможность научиться: оформлять содержание, основной раздел.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

28

Оформление работы: заключительная часть.

1

Научатся определять термины: заключение, перспективы, рецензия.

Получат возможность научиться: оформлять основные положения заключительной части.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

29

Оформление приложений.

1

Научатся определять термины: приложения.

 Получат возможность научиться: оформлять приложения.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

30

Подготовка доклада, научного сообщения.

1

Научатся определять термины: доклад, сообщение.

 Получат возможность научиться: выбирать способы и формы защиты проекта.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

31

Подготовка участников защиты проекта, исследования.

1

Научатся определять термины: защита, представление.

Получат возможность научиться: рассказывать о роли деятельности каждого участника проекта

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

32

Знакомство с Microsoft  Power Point.

1

Научатся определять термины: программа Microsoft  Power Point.  Получат возможность научиться: работать в программе Microsoft  Power Point.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

33

Как правильно делать презентацию.

1

Научатся определять термины: презентация, слайд.

Получат возможность научиться: делать презентацию к защите.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

34

Подготовка к защите (практическое занятие).

1

Научатся определять термины: аудитория, оппоненты.

 Получат возможность научиться: строить защиту, отвечать на вопросы по работе.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания

35

Создание портфолио.

1

Научатся определять термины: портфолио.

Получат возможность научиться: создавать портфолио.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.