Разное

Протоколы,приказы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Протокол ШМО95.5 КБ
Microsoft Office document icon Игра "Путешествие по Югре"141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»  г. Советский

ПРОТОКОЛ №2

от 05. 11. 2019 года  

 заседания методического объединения учителей истории и географии.

Председатель:  Останина Е.В.

Секретарь: Качинская Р.Н.

Присутствовали: Чайников А.Ю., Останина Е.В., Зубарев А.А. Качинская Р.Н.

Отсутствовали: нет.

Повестка

1 Круглый стол «Портфолио – как средство оценки динамики индивидуальных достижений учащихся в рамках предмета «Истории».

2. Подготовка и проведение школьных олимпиад по истории, обществознанию и географии.

3. Подготовка к районным олимпиадам.

4. Составление УМК по истории, обществознанию, географии, праву на 2020-2021 уч. год.

5. Проведение декады краеведения.

По первому вопросу слушали:

    Зубарева А.А., который представил сообщение «Портфолио – как средство оценки динамики индивидуальных достижений учащихся в рамках предмета «Истории». (Приложение  №1.)

      Постановили:

 Продолжить работу по применению  в педагогической практике «Портфолио – как средство оценки динамики индивидуальных достижений учащихся в рамках предмета «Истории».

По второму вопросу выступили:

      Останина Е.В., которая сообщила о ходе подготовки учащихся  к муниципальному туру  олимпиад по географии, истории и обществознанию.  По итогам школьного тура  олимпиад  школу  будут представлять следующие учащиеся: Клементьева Л. – 10 а география, занявшая II место в школьном туре олимпиад, Лозовский И.- 10 б класс занявщий 2 место в школьном туре олимпиад, Моцный А., Минниахметов В. Коралева Н., Коробицин А., Филёва А. -7 кл. Зубарева Е. – 10б история, Доровских В.-9 в кл, история и право Щукина К. -10а общество, Шахтерин П. 9в – история, Засонрин Е. 11 – история, Лещёва Д., Бочковская М., Исрафилова Г. – обществознание, Бочковская М., Лещёва Д., Исрафилова Г. – право, Кринциглова Л., Качинская О., Ганчан А., Гроссу Д. история и обществознание.

Постановили:  

  1. Продолжить подготовку с победителями школьного тура олимпиады по истории, обществознанию, праву, географии к муниципальному туру олимпиады.

По третьему вопросу слушали:

        Зубарева А.А., который предложил при подготовке к районным олимпиадам проводить дополнительные консультации с детьми, которые будут представлять нашу школу на районе. Использовать при подготовке материалы прошедших олимпиад окружных, федеральных, материалы,  которые находятся в базе данных учителей-  предметников. Использовать в работе с детьми материалы ЕГЭ по предметам.

Постановили:

Продолжить работу по подготовке призёров школьного тура олимпиады для участия в муниципальном туре олимпиады.  Использовать в работе с участниками муниципального тура олимпиады материалы, находящиеся в базе данных учителей – предметников. 

По четвёртому вопросу слушали Останину Е.В., которая предложила к рассмотрению

комплекты УМК по географии, истории и обществознанию на 2020-2021 уч. г.(Приложение №2) Постановили: Предложенные комплекты УМК по географии, истории и обществознанию утвердить и дать заказ в школьную библиотеку.

         

      По пятому вопросу слушали Останину Е.В., которая предложила к рассмотрению программу проведения школьной декады по краеведению. (Приложение №3).        

Постановили: Предложенную программу по краеведению утвердить.

     

         

  05. 11. 2019 г.                                                    Председатель ________________   Останина Е.В.

                                                                             Секретарь ___________________  Качинская Р.Н.          

                                                                                                                                             

Приложение №1

Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История»

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта  заключается в его  соответствии потребностям современной школы в обновлении технологии, позволяющей решать проблему объективной оценки результатов  образовательной деятельности обучающихся с помощью портфолио. Педагоги,  овладевшие данной технологией, смогут качественно повысить уровень профессиональной компетентности и уровень достижений своих обучающихся.

Проект предполагает изучение технологии создания модели портфолио обучающегося  для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, внедрению портфолио обучающихся в образовательный процесс.

Актуальность проекта

В соответствии с приказом от 05.12.2017 г. № 1405 ДО и МП ХМАО – Югры школа является пилотной площадкой по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.  

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Одним из средств оценки и учета достижений (в том числе творческих успехов) обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Родиной «портфеля», или «портфолио», являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира.

Портфолио рассматривается как одна из форм  мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету, позволяющая отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика.

Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») ориентированных на новые образовательные цели.

Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии системно – деятельностного подхода к образованию.  

Освоение метода портфолио в школе становится одним из важнейших направлений совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.  Тема портфолио занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях, поэтому в научно-методической литературе уже опубликованы теоретико-методологические, дидактико-методические материалы. Но отсутствуют конкретные модели портфолио обучающихся для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История».

В этом случае возникает необходимость решения проблемы: Отсутствие модели школьного портфолио для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История».

Стратегическая цель проекта:  создание и внедрение портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в образовательный процесс.

Цель: Разработка модели школьного портфолио для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся  в рамках предмета «История».

Задачи:

- изучить теоретические основы технологии создания портфолио, структуру, различные подходы, опыт использования его в образовательном процессе;

- создать электронную базу данных  теоретико-методологических, дидактико-методических материалов;

- определить структуру, содержание школьного портфолио обучающегося для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в рамках предмета «История»;

- внедрить портфолио в образовательный процесс;

- создать модель школьного портфолио обучающегося основанного на применении возможностей среды MS Word, MS Power Point, Интернет-ресурсов.

Объект педагогического проекта:

Обучающиеся 5 – 9-х классов, отвечающие требованиям информационного общества, активная деятельностная личность.

Сегодня обучающихся надо признать не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, что коренным образом меняет возможности формирования и реализации личностных особенностей ребёнка.

Предмет педагогического проекта:

Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История».

Основное содержание проекта

Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: предварительный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.

1. Предварительный этап

1) Проблемно-информационный поиск в педагогической литературе, в сети Интернет по теме проекта.

2) Анализ собранной научно-методической литературы позволил  ознакомиться  с технологией «Портфолио» (историей, типами, структурой, технологией создания моделей портфолио, критериями оценки), а также позволил выяснить что, отсутствуют конкретные модели портфолио обучающихся основной школы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История».

3) Сформулирована идея проекта на основе противоречий между разработанностью теории технологии «Портфолио», представленным зарубежным и отечественным опытом работы и отсутствием конкретной модели портфолио обучающихся основной школы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в рамках предмета «История».

4) Сформулированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.

2. Этап реализации проекта

1. Сбор и анализ необходимых источников информации:

- о тенденции развития оценочной деятельности;

- о том, что такое аутентичное оценивание;

- о портфолио как о  модели аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:

  • объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
  • пробелов в подготовке;
  • трудностей усвоения;
  • уровня сформированности умений и их совершенствования путем корректировки учебного процесса;
  • положительных мотивов учения;
  • интереса к предмету;
  • развития мыслительной деятельности;
  • критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

- об истории идеи портфолио в обучении, опыте США и европейских стран;

- о функциях портфолио;

- о модели портфолио Натальи Николаевны Сметанниковой кандидата психологических наук, профессора, разработанной специально для оценки достижений обучающихся общеобразовательной школы в виде дневника;

- о требованиях, которым должна отвечать  модель портфолио разработанная в виде дневника, его типах, целях, достоинствах и недостатках, структуре, требованиях к оформлению, критериях оценивания;

- об этапах деятельности учителя по разработке и запуску портфолио обучающихся в педагогическую практику;

- о работе учителя с обучающимися и их родителями по составлению портфолио;

- о возможностях среды MS Word, MS Power Point, Интернет-ресурсов для создания модели электронного портфолио обучающихся.

2. Сотрудничество с родителями с целью ознакомления с составляющими частями портфолио и методами оценки, представление соответствующей документации.

3. Сотрудничество  с заместителем директора школы по научно –методической работе, с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, с заместителем директора школы по ИКТ, учителями внедряющими технологию портфолио в образовательный процесс с целью консультирования по некоторым вопросам моделирования и внедрения портфолио обучающихся и обмена опытом.

4. Формирование электронного банка данных теоретико-методологических, дидактико-методических материалов имеющихся в наличии и наработанных в результате практической деятельности.

5. Повышение своей квалификации по теме: «Портфолио (Portfolio) как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся». 

6. Выбор диагностического инструментария направленного на определение уровня достижений планируемых личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) и предметных  результатов обучающихся в рамках предмета «История».

7. Конструирование модели портфолио обучающегося в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его структуре, содержанию, оформлению, и особенностями методики преподавания предмета «История».

8. Диагностика стартового уровня готовности к освоению учебного материала и интереса обучающихся к изучению предмета «История».

9. Работа с обучающимися по составлению портфолио (дневника-отчета) в рамках предмета «История».

10. Систематизация и описание полученных результатов.

Приложение 3

Программа школьной недели краеведения.

Малоприятие

Класс

Ответственный

Сроки

1

Концерт «Земли родной откроем родники»

4

Попкова Е.В.

10.12.2019г.

2

Экскурсии в школьный музей

1-11

Дунаева Н.А.

декабрь

3

Конкурс рисунков «Дары северного края»

1-7

Федориненко В.И.

10-17.12.2019

4.

Игра по станциям –«Экологическая вертушка»

5-6

Шарова В.А.

13.12.2019

5

Конкурс мультимедийных презентация «Моя Югра»

9

Зубарев А.А.

10-17.12.2014

6

Выставка в школьной библиотеке «Мой край родной»

1-11

Леонова И.В.

декабрь

7

Классные часы «Югра –моя родина, нет тебя прекрасней»

1-11

Класс. Руков.

декабрь

8

Познавательная игра «Своя игра»

8

Останина Е.В.

13.12.19

9

Игра «Путешествие в Югру»

7

Качинская Р.Н.

05.12.19

10

Познавательная игра

«По  страницам красной книги»

6

Ваганова Е.Р.

10.12.19

11

Конкурс рисунков «Подвижные игры народов крайнего Севера»

3-4

Попова С.В.

10.12.19

12

Подвижные игры народов крайнего Севера

3-4

Попова С.В.

12.12.19



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка внеклассного мероприятия,

посвященного юбилею Ханты-Мансийского округа

« Путешествие в Югру »

Подготовила Останина Елена Владимировна,

                                                                 учитель географии

г.Совесткий

 2019 г.

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Ханты –Мансийского автономного округа  -  Югры,
  • охарактеризовать современное развитие городов края, как центров экономики и культуры.
  • Воспитывать интерес к родному краю, его героическому прошлому и настоящему.

Задачи: 

1. Расширение кругозора учащихся на основе краеведческого материала;

2. Развивать историческое мышление учащихся.

3. Формировать психологически и физически здорового детского коллектива.

Оборудование: таблицы с этапами игры, компьютер, мультимедийный проектор.

ТИП УРОКА: урок-презентация (урок-путешествие)

Содержание игры.

1. Организационный момент. 

Первый ведущий – Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наше путешествие в удивительную и загадочную Югру?

2. Вступительное слово.

Первый ведущий

...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.

Второй ведущий

И, солнца золотей,
Сверкнет далекий лес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!

 Слова поэта Ювана Шесталова.

 Слайд № 2 Первый ведущий – Сегодня вы начинаете изучать свою малую Родину – ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло.

Второй ведущий – Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Первый ведущий – Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Второй ведущий – Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Первый ведущий – Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

Второй ведущий - Но что это за страна? Что вызнаете о ней?( вопросы учащимся)

1.Как называется  территория на которой мы живем?

2. Почему именно так?

3.Какой город является центром нашего округа?

4.Какие реки протекают в округе?

Слайд № 3 Первый ведущий –  Давайте познакомимся с этапами освоения и формирования территории нашего округа. Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России. Свидетельства жизни на югорской земле относятся к среднекаменному веку. Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Основная часть их расположена в бассейне Конды (Советский, Октябрьский районы) и Северной Сосьвы (Березовский и Белоярский районы) – поселения Смоляной Сор 1 у поселка Игрим и на реке Эсс около города Югорска. Средневековый период связан с распространением так называемых угорских княжеств и городков. Именно с этого времени началось развитие культурно-исторических образований – прямых предков ряда коренных народов Западной Сибири (ханты, манси, селькупов, ненцев, тунгусов и т.д.) Эпоха оставила интереснейшие клады

Слайд № 4 Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В первой четверти XII века жители Великого Новгорода уже неоднократно ходили за Югру. С 1364 г. началось непосредственное освоение русскими восточных склонов Урала. Новгородские ратники, пройдя через древний северный путь, дошли до низовьев р. Оби.. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А с 1465 г. Московский воевода В. Скряба впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства. Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Второй ведущий - С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень.

Сибирь  в прошлом была местом ссылки неугодных власти людей. В  Березово побывали: А. Меншиков – в 1728 г., князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово.

Слайд № 5 Понятия "Ханты-Мансийский автономный округ" и "нефть" воспринимаются как синонимы – округ является основным нефтегазоносным районом страны.

Наличие нефти и газа на территории округа было предсказано академиком И.М. Губкиным в 1934 году.

Бурение опорных скважин началось в 1951 году. 21 сентября 1953 года геологоразведочная скважина в п. Березово дала мощный газовый фонтан, что послужило началом изменения жизни края и экономики всей страны. Планомерное проведение геофизических и буровых работ началось в 1954 году.

В 1959 года вблизи села Шаим ( район современного г.Урая ) был открыт нефтеносный пласт с объемом суточной добычи нефти свыше одной тонны.

25 апреля 1960 года из скважины Р-7 получена первая промышленная нефть . В июне 1960 года из скважины Р-6 Шаимской нефтеразведочной экспедиции ударил фонтан нефти с суточным дебитом 300 тонн. Было открыто первое в Сибири месторождение промышленной нефти.

В 1964 году началась промышленная эксплуатация нефтяных месторождений округа. Высокие темпы развития нефтяной промышленности, строительства, энергетики обусловили быстрый рост населения (более чем на 1 миллион человек за последние 30 лет).

Построены новые города. Развивается геологоразведка, создаются нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. В сжатые сроки ведется строительство нефте-газопроводов, автомобильных и железных дорог.

Слайд № 6 10 декабря 1930 года принято постановлением  о создании  Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) национального округа. С этого момента берет начало наш округ.

Географическое положение ХМАО и природа ХМАО.

.Первый ведущий – ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск.

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.

- ХМАО занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших низменных равнин земного шара. Равнинный характер территории нарушается лишь на крайнем западе, где простираются горные районы – Северный и Приполярный Урал. Центральную часть округа пересекают две великих рек России – Оби и Иртыша. Ханты-Мансийский автономный округ – край рек, озер и болот, занимающих более половины его территории.

Слайд № 7 Фауна млекопитающих Югры довольно богата и представляет собой типичный таежный комплекс, включающий примерно пятьдесят видов.

Слайд № 8 В водоемах округа обитают 29 видов рыб, относящихся к девяти семействам. Промысловое значение имеют девятнадцать видов, основные из них - муксун, пелядь, чир, пыжьян, нельма, осетр, стерлядь, язь, щука, елец, плотва, окунь, налим.

Слайд № 9 Многие виды животных и растений находятся под защитой государства. 

Слайд № 10  Территория Югры располагает богатыми природными ресурсами.

Леса, представляя огромную ценность, являются в то же время питомником и хранителем пушного зверя и лесной птицы. На протяжении многих веков жизнь коренного населения зависела от рыбного и охотничьего промыслов.

Полезные ископаемые.

В настоящее время округ является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, песков строительных.

Но богатство края состоит и в жителях. – Каких коренных жителей края вы знаете?

Слайд № 11. Ханты( остяки) - коренной малочисленный угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди.

По переписи населения 2002 года численность хантов составляет 29 тыс. человек , из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе,

Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Жизнь хантов зависит то природы.

Ма́нси устаревшее — вогу́лы,— малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общая численность 11 тыс чел. (по переписи 2002). Традиционные промыслы рыболовство, охота.

Это народы с удивительной культурой и традициями. Они верят в существование множества богов. Приносят жертвы богам. Считают многих животных своими предками   (бобра, медведя). Прекрасные охотники и рыболовы. Слайд № 12.  Слайд № 13

Численность постоянного населения на 1 января 2010 года - 1538,6 тыс. человек . В настоящее время в состав Ханты-Мансийского автономного округа входят 9 районов, 15 городов, множество поселков городского типа (рабочих поселков), сельских населенных пунктов. Давайте посмотрим на некоторые города.

Слайд № 14. ГОРОДА ЮГРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ОБРАЗОВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

1. Ханты-Мансийск

Слайд № 15

2. Когалым

Слайд № 16

3. Лангепас

Слайд № 17

4. Мегион

Слайд № 18

1637 год (в 1950 году – город окружного подчинения, центр района

1985 год – город окружного подчинения

1985 год – город окружного подчинения

1980 год – город окружного подчинения, центр района

54 тыс. человек

77 тыс. человек

38,5 тыс.человек

54 тыс. человек

 Ханты – Мансийск главный администр. и культурный центр Югры. Здесь быстрыми темпами развивается нефтедобывающая промышленность, предприятия полиграфической и рыбодобывающей отраслей. Много образовательных учреждений.

Центр нефтедобывающей пром. («ЛУКойл»). Гордостью города является музей изобразительных искусств.

Центр нефтедобывающей пром. («Лангепаснефтегаз»)

Центр нефтедобывающей пром. («Юганскнефтегаз»)

Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира.

Слайд № 19

ВОСЕМЬ САМЫХ, САМЫХ, САМЫХ…

  1. Самые большие разведанные запасы нефти в России (1 место по добыче нефти, 60% всей добычи в России).
  2. Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр –лучшие породы рыб).
  3. Самый большой в Евразии мост через реку Обь (г. Сургут) – 3200 м.
  4. Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
  5. Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийске.
  6. Самый первый в России Центр искусств для одарённых детей Севера.
  7. Самый большой музей археологии «Человек и природа»
  8. Самая большая в Сибири мечеть в городе Сургуте.

Первый ведущий . Но, чтобы стать настоящими жителями ЮГРЫ надо пройти испытания. Класс делится на две команды и каждая команда получает свой маршрутный лист.

Название станции

Содержание задания

Баллы

1.Кроссвордная мозаика.

Вопросы по истории ХМАО. Занятия коренных жителей.

о

л

е

н

е

в

о

д

с

т

в

о

 

 

 

а

 

 

б

 

а

 

 

 

 

 

 

р

 

 

ь

 

м

 

 

 

х

а

н

т

ы

 

 

 

а

 

 

 

 

 

е

ы

 

 

с

у

р

г

у

т

 

 

ф

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

т

о

р

ф

 

 

в

 

 

 

 

 

ь

 

 

б

о

л

о

т

о

 

Данное поле со словами разрезается на несколько частей и участники испытания должны его собрать. Объяснить слова по смыслу.

2

2.Рыбалка.

Нужно выловить как можно больше рыбы из импровизированного пруда.

2

3.Болото.

Пройти полосу препятствий в виде импровизированного болота  и собрать ягоды.

2

4. Отгадай загадку (ханты и манси).

Загадки:

1.На горе стоит мужичок в красной рубашке. Кто около него пройдет, на него кланяется (малина).

2.Если бы его не было, ничего бы не сказали  (язык).

3.Котел очень маленький, соломат очень вкусный (орех).

4.Женщина в черной шубе воду несет, вода все проливается (дождь).

5.Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты (мороз).

6.В огонь кладут – в огне не горит, в воду спускают – в воде не тонет (лед).

2

5. Охотник

Поймать зверя. Учащиеся должны поймать нарисованных зверей  с помощью лука и стрел.

2

 

Первый ведущий. Итак вы успешно прошли все испытания и теперь смело можете называться жителями ЮГРЫ.

Слайд № 20

Первый ведущий.

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.

В. Плесовских

 Итак, уважаемые ребята. Теперь пройдя все испытания, познакомившись с историей нашего края,  вы можете назвать себя жителями Югорской земли. С этим мы вас торжественно поздравляем. Учащиеся под звуки гимна ХМАО награждаются почетными медалями «Юный житель ЮГРЫ».

Второй ведущий.

Желаю вам успехов. И помните, что нужно любить свой край.

ЛИТЕРАТУРА

  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /Н.Н. Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков, С.Ф. Кокшаров, Н.А. Миненко и др.  /Отв. ред. Д.А. Редин – Екатеринбург: Изд-во «Волот», 1999. – 467 с.
  • Ханты – Мансийский автономный округ – ЮГРА.  DATA DWD. WWW.admhmao. ru
  • Окно в мифологическое время. Сибирский шаманизм XIX- XXI вв. Трилистик .М. 2003 г.
  • Электронный атлас Ханты – Мансийский автономный округ – ЮГРы «Люби и знай свой край родной», М. 2004 г.
  • Край заповедной природы. Справочное учебное пособие для учащихся. – Екатеринбург: Изд-во «Аква - Пресс», 2006 г.
  • Иллюстрации с сайта http://images.yandex.ru
  • Авторские фотоматериалы с выставки «Занятия и промыслы коренных жителей ЮГРЫ» Центр народных и художественных промыслов и ремесел. г.Ханты – Мансийск. 2009 г.
  • Стихи о Югре с сайта http://www.okrlib.ru 
  • Е.А.Немысова Хантыйские загадки.: Учебное пособие.- СПб.:ООО «Миралл».2006 г.