Уроки литературы

Илюшечкина Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по русской литературе 18 века.

1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

2. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

3.  Укажите  литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

4.  Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

5. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

6. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза».

7.  Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

8. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

9.  С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?

10. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

11. Развернутый ответ на вопрос « Какое произведение из русской литературы 18 века вам понравилось?»  Обоснуйте свой выбор.

ОТВЕТЫ.

1. ЛОМОНОСОВ

2. КЛАССИЦИЗМ

3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

5. ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ

6.ПОВЕСТЬ

7.РАДИЩЕВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ…

8.СИМОНОВ  МОНАСТЫРЬ

9.ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

10.ОДА, ВЫСОКИЙ ЖАНР



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству

И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

 1. Соотнесите определения и литературные понятия.

1) Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

2)  Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

3) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

4) Это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

5) Созвучие окончаний стихотворных строк.

а) мораль

б) баллада

в) басня

г) ритм

д) рифма

2. Какой из перечисленных признаков наиболее точно 

характеризует литературную сказку?

1) в основе сказки – реальные события    

2) автор сказки – реальный человек

3) повторяющийся сюжет                          

4) добро всегда побеждает зло

 

3. Что такое литературная сказка?

1) род литературы          2) жанр          3) вид искусства

4. Какая речь называется стихотворной?

1) речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю

2) речь, свободно движущуюся от предложения к предложению

5. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

1) «Аленький цветочек»                       3) «Кот в сапогах»

2) «Лягушка-Царевна»                          4) «Спящая царевна»

  6. Определите вид рифмовки.

1) Вот в Сочельник в самый, в ночь,

   Бог даёт царице дочь.

   Рано утром гость желанный,

   День и ночь так долго жданный,

   Издалеча наконец

   Воротился царь-отец.

2) Там на неведомых дорожках

   Следы невиданных зверей;

   Избушка там на курьих ножках

   Стоит без окон, без дверей…

3) И там я был, и мёд я пил;

   У моря видел дуб зелёный;

   Под ним сидел, и кот учёный

   Свои мне сказки говорил…

а) перекрёстная

б) парная

в) кольцевая

 

7. Как звали няню А.С.Пушкина?

1) Арина Родионовна  2) Ирина Родионовна 3) Арина Владимировна

   

8. Соотнесите автора и название произведения.

1) И.А.Крылов

2) В.А.Жуковский

3) А.С.Пушкин

а) «Кубок»

б) поэма «Руслан и Людмила»

в) «Волк на псарне»

9. Какая басня И.А.Крылова является откликом на события войны 1812 года?

1) «Свинья под дубом»                            3) «Волк на псарне»

2) «Квартет»                                              4) «Две бочки»

10. Царь Матвей – герой какой сказки?

1) «Спящая царевна»

2) «Сказка о мёртвой царевне и меси богатырях»

3) «Сказка о царе Салтане»

11. Какая из сказок А.С.Пушкина заканчивается такими словами:

              Сказка ложь, да в ней намёк!

              Добрым молодцам урок.

1) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2) «Сказка о золотом петушке»

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

12. Какой жанр произведения В.А.Жуковского «Кубок»?

1) баллада           2) басня          3) сказка

   

13. Из какой басни извлечена мораль:

              Невежда так же в ослепленье

              Бранит науки, и ученье,

              И все учёные труды,

         Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

1) «Свинья под дубом»

2) «Ворона и лисица»

3) «Квартет»

14. Какая часть сказки представлена в словах?

              Свадьба, пир, и я там был

              И вино на свадьбе пил;

              По усам вино бежало,

              В рот же капли не попало.

1) зачин          2) концовка          3) развитие действия

 

15. Как называется стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое няне?

1) «Осень»          2) «Памятник»          3) «Няне»

16. Из каких сказок отрывки (соотнесите)?

1) Гостья жданная вошла;

   Пряха молча подала

   В руки ей веретено;

   Та взяла, и вмиг оно

   Укололо руку ей

2) И к царевне наливное,

   Молодое, золотое,

   Прямо яблочко летит…

а) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

б) «Спящая царевна»

17. Из какого произведения эти строки?

              И был я один с неизбежной судьбой,

                   От взора людей далеко;

              Один, меж чудовищ, с любящей душой,

                   Во чреве земли, глубоко

              Под звуком живым человечьего слова,

              Меж страшных жильцов подземелья немова.

1) «Спящая царевна»          2) «Волк и ягнёнок»          3) «Кубок»

18. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

         Правду молвить, молодица

         Уж и впрямь была царица:

         Высока, стройна, бела,

         И умом и всем взяла;

         Но зато горда, ломлива,

         Высока, стройна, бела,        

         Своенравна и ревнива.

         И умом и всем взяла;

         Но зато горда, ломлива,

         Своенравна и ревнива.

1) «Спящая царевна», царица

2) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царевна

3) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царица


1-1-в,2-б,3-а,4-г,5-д

2-2

3-2

4-1

5-2

6-1-б,2-а,3-в

7-1

8-1-в,2-а,3-б

9-3

10-1

11-3

12-1

13-1

14-2

15-3

16-1-б,2-а

17-3

18-3



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по русской литературе 18 века

1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

2. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

3.  Укажите  литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

4.  Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

5. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

6. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза».

7.  Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

8. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

9.  С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?

10. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

11. Развернутый ответ на вопрос « Какое произведение из русской литературы 18 века вам понравилось?»  Обоснуйте свой выбор.

ОТВЕТЫ.

1. ЛОМОНОСОВ

2. КЛАССИЦИЗМ

3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

5. ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ

6.ПОВЕСТЬ

7.РАДИЩЕВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ…

8.СИМОНОВ  МОНАСТЫРЬ

9.ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

10.ОДА, ВЫСОКИЙ ЖАНР



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству

А.А.Блока и  С.А.Есенина.

8 класс

1.О ком так писала Марина Цветаева:

«И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал,-

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал».

1.А.С.Пушкин

2.А.Блок

            3.С.Есенин

            4.Ф.Тютчев

2.Кто родился и воспитывался в Петербурге, в дворянской профессорской семье?

            1. И.А.Бунин

            2. А.П.Чехов

            3. С.А.Есенин

4. А.А.Блок

3.Какая тема является преобладающей в творчестве

С.А. Есенина?

            1. Тема России, любви к родному краю

            2. Тема города

            3. Тема любви

            4. Тема одиночества

4.Кому принадлежат следующие слова?

«И вечный бой! Покой нам только снится…»

            1. С.А.Есенин

2. И.А. Бунин

            3. А.А.Блок

4. Л.Н.Толстой

5.Укажите место действия поэмы Есенина «Пугачев».

            1. Астрахань

            2. Москва

3. Яик

            4. Азия – голубая страна

6.О какой реке идет речь в данном отрывке из цикла «На поле Куликовом» А.А.Блока?

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво

       И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

        В степи грустят стога».

             1  Дон

             2. Днепр

3. Непрядва

             4. Волга

7.О каком герое идет речь в отрывке?

«Кто ты, странник? Что бродишь долом?

Что тревожишь ты ночи гладь?

Отчего, словно яблоко тяжелое,

Виснет с шеи твоя голова?»

              1. Дмитрий Донской

              2. Сорож

              3. Пугачев

              4. Хлопуша

8.Как называется средство художественной выразительности: «река течёт, грустит уныло», « в степи грустят стога»?

9.«Наш путь – степной,  наш путь – в тоске безбрежной, в твоей тоске…». Укажите название художественного приёма.

10.Укажите термин, обозначающий средство художественной выразительности: «деревянными крыльями… наши лодки заплещут».

11.Почему в начале XX века Блок обращается к поэтическому воплощению события далёкой истории – Куликовской битвы?

12. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачёва?

Ответы

1 - 2

2 - 4

3 - 1

4 - 3

5 - 3

6 - 3

7 - 3

8 - Олицетворение

9 - Повтор

10 - Метафора



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству

А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 7 класс

  1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
  1. 1802 – 1841
  2. 1789 – 1828
  3. 1799 – 1837
  4. 1805 – 1840
  1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
  1. 1799 – 1837
  2. 1814 – 1841
  3. 1795 – 1829
  4. 1801 - 1845
  1. Назовите город – место рождения А.С. Пушкина и

       М.Ю. Лермонтова.

  1. Петербург
  2. Москва
  3. Киев
  4. Тула
  1. Как называется привилегированное образовательное учреждение для дворянских детей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин?
  1. Царскосельский лицей
  2. Благородный пансион Московского университета
  3. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге
  4. Кембриджский университет
  1. В какое время года Пушкиным «овладевал бес стихотворства»?
  1. зима
  2. весна
  3. лето
  4. осень
  1. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
  1. ребенка
  2. второстепенный персонаж
  3. человека, не имеющего высокого чина
  4. типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
  1. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
  1. осуждение детей, забывающих своих родителей
  2. изображение жизни «маленького человека»
  3. реалистическое описание почтовой станции
  1. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
  1. горшки с бальзамином
  2. картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
  3. кровать с пестрой занавеской
  1. Каким предстаёт в «Песне...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?
  1. жестоким, бессердечным властителем
  2. добрым царём-батюшкой
  3. справедливым и мудрым правителем
  1. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
  1. хотел показать свою удаль перед царём
  2. за младших братьев
  3. за честь семьи
  4. за родину
  1. Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».
  1. «Смерть Поэта»
  2. «Тучи»
  3. «Парус»
  4.  «Бородино»
  1. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?
  1. «Повесть временных лет»
  2. «История государства Российского» Н.М. Карамзина
  3. исторические хроники
  1. Каким стихотворным размером написана поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»)?
  1. хорей
  2. ямб
  3. амфибрахий
  4. анапест
  1. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…»)?
  1. ямб
  2. дактиль
  3. амфибрахий
  4. анапест
  1. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «бедный чёлн», «стремился одиноко», «вознёсся… горделиво»?
  1. гипербола
  2. сравнение
  3. олицетворение
  4. эпитет
  1. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэмах «Полтава», «Медный всадник: «Горит восток зарёю новой», «В гранит оделася Нева»?
  1. метафора
  2. антитеза
  3. гипербола
  4. эпитет
  1. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Полтава», Лермонтовым в «Песни про… купца Калашникова»: «Как пахарь, битва отдыхает», «Побледнел, как осенний лист», «Повалился, будто сосенка»?
  1. гипербола
  2. литота
  3. метафора
  4. сравнение
  1. Назовите фамилию поэта – правнука Ганнибала, «арапа Петра Великого»?
  2. Назовите фамилию поэта, который обладал разнообразными талантами: редкой музыкальностью (виртуозно играл на скрипке, рояле, пел арии, сочинял музыку), рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками?
  3. Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…».
  4. Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье…».
  5. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова использованы эпитеты «жизнь трудная», «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»? Напишите его название без кавычек.
  6. Установите соответствие между названиями  произведений А.С. Пушкина и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ                 ЖАНР

а) «Песнь о вещем Олеге»                         1) повесть

б) «Станционный смотритель»                         2) баллада

в) «Борис Годунов»                                 3) драма

  1. Установите соответствие между названиями  произведений М.Ю. Лермонтова и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ                 ЖАНР

а) «Молитва»                                        1) роман

б) «Песня про царя Ивана Васильевича,                2) стихотворение

молодого опричника и удалого купца

Калашникова»

в) «Герой нашего времени»                        3) поэма

  1. Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им моменты произведения: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.

ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ                 МОМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

а) экспозиция        1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной

б) завязка                        2) казнь Калашникова

в) кульминация                3) рассказ о могиле

г) развязка                        4) пир у Грозного

д) эпилог                        5) сцена кулачного боя



Предварительный просмотр:

Сказки А.С.Пушкина

(урок внеклассного чтения)

2014

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина

«Что за прелесть, эти сказки!»

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

- Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки

А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 

  • Кто такая была Арина Родионовна?
  • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно».

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

 

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Школьник читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Школьник читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10 класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше.

Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.



Предварительный просмотр:

МБ ОУ Никитинская СШ

Библиотечный урок

«Книги, которые знают всё»

5 класс

https://www.fandm.edu/uploads/files/73845427106902253-istock-000002194009-medium.0.35.1698.1061.two-thirds.jpg

2014


Цель данного урока – научить детей получать информацию из словарей, ориентироваться в море справочной литературы, и дать представления об языковых словарях.


Ход урока

Вы никогда не задумывались, сколько слов в русском языке? Ученые полагают, что более 500 тысяч слов. А как вы думаете, где они хранятся? Правильно в справочниках, словарях и энциклопедиях.


Уважаем Государь 
По прозванию Словарь, 
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю, 
Не однажды за советом 
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь, 
И тебе всегда, как другу, 
Оказать готов услугу
Русской речи Государь 
По прозванию Словарь!


        Наверняка, вам случалось, читая какую-нибудь книгу вдруг «споткнуться» на незнакомом слове. Можно, конечно, спросить у взрослых, что оно означает, но иногда и они не смогут дать точного ответа. И тогда лучше всего обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Там вы обязательно найдете ответ на любой вопрос. А знаете почему?

Потому что энциклопедии, словари и справочники – это книги, которые «знают все на свете». Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке». 

Все словари делится на два вида: Энциклопедии, энциклопедические словари, справочники – описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, выдающихся событиях.

Слово «Энциклопедия» - греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний». Первые энциклопедии появились в Древнем Египте, но ни одна из них до нашего времени не дошла. 

Энциклопедии, энциклопедические словари бывают универсальные, то есть в ней обо всем, например, «Большая советская энциклопедия» состоит из 30 томов, в ней и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. А отраслевые энциклопедии по определенной теме, например, «Полководцы России», «Кто есть кто в мире (биографии известных людей)» (показать книги). 

Как искать материал в таких книгах? В универсальных - по алфавиту, или ещё в некоторых бывает предметно-именной указатель в конце книги (показать), в отраслевых энциклопедиях и словарях есть содержание. 

Второй вид словарей это языковые словари – в них содержится информация о словах.
Существуют разные типы языковых словарей: есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических и синтаксических свойствах слова. Словарь иностранных слов, терминологический, диалектизмов, двуязычный, словарь речевых исправлений и трудностей русского языка, словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Но этот перечень был бы не полон без Толкового словаря.
Настоящей революцией в словарном деле стал «Толковый словарь живого великорусского языка» созданный в середине 19 века Владимиром Ивановичем Далем. Именно в него были включены самые широкие слои лексики.

Составитель этого замечательного словаря и сам был замечательным человеком. Владимир Даль родился в небольшом казачьем городке. По национальности отец его был датчанином, а мать происходила из немецкой семьи. Она дала сыну прекрасное образование. 
Разносторонний ученый, он занимался этнографией, языковедением, медициной, биологией, был писателем, писал под псевдонимом Казак Луганский.

За свою долгую жизнь Даль много повидал и испытал. Был военным, служил мичманом на флоте. Выйдя в отставку Даль, закончил медицинский факультет и получил ученую степень доктора медицины. Потом воевал и был министерским чиновником. Но все это время Даль собирал материал для своего словаря.

В 1861 г. вышел первый том словаря, «Толковый словарь живого великорусского языка» стал поистине великим событием в истории отечественной науки. Словарь содержал 200 тыс. слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры, в которых слова чаще всего употребляются. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь простого русского человека». Он отвергал иностранные слова, старался заменить их русскими. Сейчас такой работой занимаются целые научные центры.

Собранного материала оказалось так много, что до конца своей жизни Даль продолжал выпускать сборники «Пословицы и поговорки Русского народа» и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях.

Но в настоящее время многие слова и понятия из словаря Даля уже устарели. Давайте с вами вспомним некоторые из слов, если бы мы употребляли некоторые из этих слов наш язык очень обогатился.

Например, слово «Яга» - шуба, тулуп с откидным воротом. Как, например, это слово можно было употребить в современной речи? В этом сезоне в моде яги (шубы) выше колена.

Шепотник – ябеда, клеветник. Все шепотники будут наказаны.

Ококоветь – окоченеть, заледенеть. Ококовел на морозе.

Козлодер – плохой певец. На сцене козлодер.

Действительно, очень интересные и точные слова. 
Ещё у нас толковые словари Ушакова, Ожегова. Именно словарем Ожегова мы и пользуемся в обыденной жизни (показать).

А теперь будем разбираться, как устроен словарь. Материал во всех словарях располагается по алфавиту, так что, тот быстрее найдет информацию, кто лучше знает алфавит.
В толковом словаре всегда дается значение слова, к какому оно роду принадлежит (мужской, женский, средний), какое окончание имеет в родительном падеже. А также приводятся примеры употребления слов.

А теперь давайте познакомимся со следующим языковым словарем - «Словарь иностранных слов». В нашем языке немало иностранных слов, одни настолько прочно вошли в нашу речь, что сталь как родные, например, слово "конфета", - произошло оно от итальянского слова "confetus".

Вот послушайте стихотворение:

Слов иных был путь задымлен,

Но, наверно, в добрый час 

к нам дошли от древних римлян 

Слово "цирк" и слово "класс".

А из Франции ... Привет!

К нам пожаловал балет,

И театр, и актрисы,

Декорации, кулисы,

Дирижер и режиссер,

Костюмер и беллетер,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис, антракт, фойе, буфет!

А из Англии – футбол

Прямо в бутсах к нам пришел,

Вслед за ним пришел хоккей,

А до этого - жоккей, 

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

И явился, например,

К нам от немцев офицер,

С офицером в свой черед

К нам приехал бутерброд. 

На конях не одиноко 

Прикатил ямщик с Востока, 

Был он в красном кушаке

И сидел на облучке.

Он привез с собой башмак, 

Он привез с собой армяк, 

И чулки и шаровары, 

И словечко: "тары-бары"!

Издалека завезенных

через горы и моря,

Много слов иноплеменных,

С данных пор усыновленных

Есть под властью словаря. 

В «Словаре иностранных слов» есть слова, которые мы давно употребляем, а некоторые ещё только начинают входить в наш язык и их значение нам порой не понятно, разобраться с этими словами нам и поможет словарь. Например, слово «ромштекс» с. 355, «сейшен» с. 362. Давайте узнаем, что они означают (ищем слова и их значение).

«Орфографический словарь» - помогает нам правильно писать слова, расположение слов в словаре в каком порядке? Посмотрите, какое стихотворение написал Михаил Яснов про орфографический словарь.

Есть словари, которые объединяют слова по какому-то признаку, например, «Словарь синонимов». Иногда требуется для красоты речи подобрать несколько слов для обозначения одного и того же слова, и порой это бывает невероятно трудно сделать, помочь сможет именно этот словарь. Например, подберите несколько синонимов к слову «сердиться» - злиться, досадовать, приходить в бешенство/ярость, свирепеть, выходить из себя, злобствовать, беситься, серчать, лютовать, злыдничать и ещё много других.

«Словарь антонимов». Не всегда у слова бывает один антоним. Например, слово «веселый» - грустный, мрачный, невеселый, пасмурный, печальный, скучный, тоскливый, угрюмый, унылый, хмурый.

Знать значение слова, правильно писать - это еще не все, его еще надо правильно произносить. Почему-то многие люди, говорят позвОнишь вместо позвонИшь; катАлог вместо каталОг; пальцАми вместо пАльцами. Вот, чтобы правильно говорить есть «Орфоэпический словарь»

«Этимологический словарь» - помогает лучше понять значение слов, рассказывает, откуда пришло слово, его историю. Например, слово «фельдшер» слышали, знаете, кто это? Это слово заимствовано в эпоху Петра I из немецкого языка и означает «полевой цирюльник». Знаете кто такой цирюльник? 

Кто-нибудь расскажет мне что-нибудь о «Фразеологическом словаре». Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Фразеологизм можно заменить одним словом, менее выразительным. Например, На краю света – далеко, Зарубить на носу – запомнить. Давайте посмотрим на рисунок

А теперь давайте проверим чему вы сегодня научились. Разделитесь на четыре команды. Каждой команде я дам карточку с заданиями и 4 словаря (Словарь Даля, словарь иностранных слов, орфографический словарь, словарь фразеологизмов). Ваша задача – где-то правильно написать слова, где-то узнать значения слова или фразеологизма. Приступайте, а потом проверим. 
(Представлено 8 вариантов карточек. Буква Т. - означает какой том словаря Даля надо положить на стол детям).