Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Ратникова Надежда Александровна

Отдельное место в своей педагогической деятельности отвожу внеурочной деятельности по предмету, которая призвана решать многие важные вопросы не только организации досуга учащихся, но прежде всего формированию у них осознанной мотивации к предмету. На главной странице сайта в разделе публикаций "Внеклассная работа" можно познакомиться с примерами  заданий школьного тура олимпиады и с разработками внеклассных мероприятий по математике. В разделе "Публикации моих учеников" представлены работы победителей и призёров городской научно-практической конференции учащихся 5 - 8 классов "Обыкновенное чудо".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создать развивающую среду, которая способствует развитию детей. Этому способствует участие в школьной Неделе математики, в предметных конкурсах «Математическая регата», «Битва интеллектуалов», «Математический бой», в олимпиадах и конференциях, в смотрах знаний «За честь класса».

Большое внимание уделяю подготовке учащихся к олимпиадам. С этой целью проводятся занятия по решению олимпиадных задач.  Ежегодно мои ученики принимают участие и являются победителями и призёрами муниципальных олимпиад МИФ, «Математические ростки», «Быстрый счёт», МИД, «Наследники Ломоносова», «Сагаалган – математика», а также являются победителями Республиканской олимпиады по математике и логике.

Подготовленность учащихся к исследовательской деятельности по предмету ещё одно направление в моей работе. На сегодняшний день мои ученики показывают хорошие результаты в школьной конференции «Мы – будущее XXI века», «За страницами учебника математики». Лучшие работы участвуют в городской НПК школьников 5-8 классов «Обыкновенное чудо» и занимают призовые места на уровне города.

Кроме того, каждый учебный год являюсь школьным организатором и участником Всероссийских конкурсов, мониторингов и олимпиад «Кенгуру-для всех» (количество участников в школе 200-230 чел.), «Кенгуру – выпускникам» (65-70 чел.), «Олимпус» (215 чел.) , «Эврика» (365 чел.). Отрадно, что в моих классах высокий уровень участия – 40-45%. Это говорит об интересе к предмету и его углубленному изучению.

Во внеклассной работе активно использую технологию образовательных событий. Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников. Организую специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель. Именно поэтому технология приобретает особую ценность – она позволяет задействовать не только учащихся, выражающих особую заинтересованность предметом, но и пассивных зрителей. В результате среди них появляются те, кто начинает проявлять больший интерес.

Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса, формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности, позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ

В последние годы проводится много различных конкурсов, конференций и олимпиад, в том числе и по математике. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных ребят в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.

Участие в различного рода предметных состязаниях готовит учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия школьников в олимпиадах, конкурсах? Я всегда привожу в пример спорт: как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Или спрашиваю о любом другом умении, которым учащиеся овладели в наилучшей степени. Все ли получалось сразу, а что необходимо было для закрепления результата? И всегда слышу в ответ, что главное – это тренировка, оттачивание обретенных умений, многократное их повторение. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (венгерский математик Д. Пойа.) И конечно, для успеха в различных математических конкурсах просто необходимо уметь анализировать, обобщать, аргументировать и доказывать.

Начну с направлений моей работы, которые позволяют уделить внимание подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам в повседневной работе на уроках.

  • Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока

На уроке всегда стараюсь найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Я использую задачи и занимательные, и шуточные, и старинные, а так же на межпредметные связи.

В пятом классе при изучении темы "Натуральные числа" можно предложить много разнообразных заданий, например: «Как, используя цифру 5 пять раз, знаки арифметических действий и скобки, выразить все натуральные числа от 0 до 10 включительно?» В шестом классе при изучении темы "Нахождение дроби от числа" следующие типы задач: «Некоторый товар стоил 500 рублей. Затем цену на него увеличили на 10%, а затем уменьшили на 10%. Какова стала цена в итоге?». Задачи такого рода последние годы входят в ВПР по математике.  При изучении темы " Степень с натуральным показателем" в седьмом классе предложить такие: 1. Сравнить: 6523 и 25517

             2. Докажите, что 13+132+133+134+:+132009+132010 делится нацело на 7.

И таких примеров можно привести большое количество. Методической литературы для подборки заданий достаточно, да и УМК авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, по которому я работаю, помогает в этом. В учебнике есть замечательная рубрика «Учимся делать нестандартные шаги».

Опыт мой и моих коллег показывает, что особенно в последнее время большие трудности у учеников вызывают геометрические задачи. Хотя именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление и выделяет людей способных заниматься математикой. Данный тип олимпиадных задач является самым обширным. Это задачи на разрезание, на построение, на нахождение углов; задачи, решение которых содержит идею, связанную с дополнительным построением. Даже последняя олимпиада по оригами для 5 классов содержала много заданий на развертки и дополнительные построения. Негативное влияние оказывает исключение из программы предмета черчения. Поэтому с 5 класса ввожу задачи на развитие пространственного воображения, геометрического характера (дострой, найди соответствие, определи вид сверху и т.д.).

Кроме того, проблемное обучение способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Оно основано на получении новых знаний через решение теоретических и практических проблем. Наиболее часто проблемное обучение использую на уроках при изучении нового материала. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка правильности решения проблемы. Мне лишь остается организовать деятельность и выступать в роли консультанта. В результате, у школьников появляются такие важные для участия в конкурсных испытаниях умения, как:
а) видеть проблему и осознавать ее;
б) сформулировать и переформулировать проблему;
в) выдвигать гипотезы;
г) обосновывать и аргументированно доказывать выдвинутые гипотезы;
д) применять на практике найденный способ решения учебной проблемы.

Из наиболее удачных методов для подготовки к олимпиадам можно отметить исследовательскую деятельность, метод проектов, групповое обучение, а также проведение математического боя, викторины, как одного из этапов урока, дискуссии и т.д.

          Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке

Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу урочных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм (причем учащиеся порой увлекаются составлением собственных, естественно связанных с математическими терминами) и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера (переливания, перемешивание, перекладывание).

  • Упражнения на классификацию, абстрагирование и аналогию

В процессе обучения в арсенал приёмов и методов естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Решение олимпиадных заданий вносит в формирование этих качеств мышления важную роль. Например, при выполнении упражнений, предназначенных для освоения приемов умственной деятельности "анализ" и "синтез", развивается гибкость мышления. А освоение приемов "абстрагирование" и "обобщение" способствует глубине мышления. А на применении метода аналогии можно построить изучение очень большого объема тем школьной математики. Этот метод изучен мною подробно, поэтому накопленный материал очень обширен и активно используется на уроках. Подробнее о использовании метода аналогии можно прочитать в моей статье «Метод аналогии в обучении математике» в разделе сайта «Инновационная деятельность».

  • Творческие и олимпиадные домашние задания

В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм, магический квадрат и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме"(в 5 классе) и т.п.

Традиционно, в качестве отборочного тура к школьному этапу олимпиады (желающих участвовать обычно не 3 человека, а около 10 или более от класса) предлагаю домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно. Всегда стараюсь донести до ребят, что учиться надо не тому, что легко получается. Ценно любое напряжение сил. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", - сказал Л.Н. Толстой. И с ним согласиться любой преподаватель, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Я считаю, что нет ничего необычного в том, если иногда и сильные учащиеся не справляются с домашним заданием.

Но все же работа с сильными учащимися по математике - работа штучная - как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности. А чтобы такие дети не потерялись, начинать надо с серьезной диагностики (я имею в виду психологов).  Причем важно не упустить самый благодатный возраст, 5 – 6 класс. Поэтому часы на предметные кружки просто необходимы. Значит вторым направлением работы по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам является внеклассная работа.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Считаю, что основными являются следующие три вида:

Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. Именно к ней отнесем факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду отношу научно - практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

В содержание внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, включаю вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней. В старших классах уже необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Неотъемлемой частью современного учебного процесса стали ИКТ. Использование ИТ в работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. Стараюсь предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а научить учиться. В своей работе опираюсь на интернет-  источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. При подготовке к занятиям пользуюсь несколькими информационными ресурсами, черпаю идеи коллег, адаптирую предложенные готовые продукты под свои классы, но чаще стараюсь сделать урок или внеклассное мероприятие сама. Учащимся для работы также рекомендую определенный круг сайтов, содержащих теоретический материал по разнообразным темам, помимо этого там выложены олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.

  1. http://www.mat.1september.ru- Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".
  2. http://www.math.ru- Math.ru: Математика и образование.
  3. http://www.allmath.ru- Allmath.ru - вся математика в одном месте.
  4. http://www.math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
  5. http://www.zaba.ru- Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
  6. http://mihailovoschool. - Математические термины в ребусах.

Учебно – исследовательская и проектная деятельность учащихся – ещё одно из направлений работы, которое направлено на повышение интереса к предмету, развитие познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности. Проект – это вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно-познавательной проблемы с заранее запланированным результатом. Учебно-исследовательская работа – это решение задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самостоятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследование (в частности, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, искать оптимальные и нестандартные решения поставленной задачи).

Важным направлением подготовки детей к олимпиадам считаю заочную работу. Многие вузы, журналы, газеты часто объявляют различные конкурсы для любителей решать разнообразные задачи. Выполнение таких заданий способствует подготовке учащихся к олимпиаде. 

Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания чаще рассылают по почте на адрес школы. Олимпиады для школьников год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно - ведь количество их растёт со скоростью снежного кома? Мы выбрали http://mathkang.ru и http://www.olimpus.org.ru   Считаем, что они являются познавательными и в какой-то мере развлекательными. В то же время именно это позволяет делать их игровыми, интегрированными, эвристическими и т. п., основанными не только на школьной программе, но и далеко выходящими за ее рамки. Вот почему заочные олимпиады так популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить, грамотно оформлять свои доводы. Именно поэтому я рекомендую ребятам не бояться принимать в них участие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности учащихся Ратникова Надежда александровна, учитель математики МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»

Слайд 2

Исследовательская деятельность обучающихся Исследовательская деятельность – деятельность , связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 3

Система работы в организации учебно-исследовательской деятельности Урочная деятельность – выполнение развивающих заданий, решение проблемных задач, выполнение лабораторных работ, проведение опытов, урок-исследование. Внеурочная деятельность – факультативное занятие, предметная неделя, предметные игры и конкурсы, конференции, творческие и исследовательские работы.

Слайд 4

Основные дидактические функции учебно-исследовательской деятельности – открытие новых знаний; – углубление изучаемых знаний; – систематизация изученных знаний; – развитие учащегося; – обучение учащихся способам деятельности.

Слайд 5

Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И.Запрудскому) Признаки для сравнения Учебно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская деятельность Новизна темы Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний Предполагает открытие новых знаний Характер цели Получение субъективно нового знания Получение объективно нового знания Методы разрешения проблемы Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой Эмпирические (наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.). Степень самостоятель - ности Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. Как правило, самостоятельная деятельность. Формы представления результатов Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление Научное значение Иногда способствует развитию науки Способствует развитию науки

Слайд 6

Типология учебных исследований учащихся По целям Инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные. По содержанию Эмпирические и теоретические. Естествознание и гуманитарная сфера. Монопредметные , межпредметные , надпредметные . По методам Экспериментальные и др. По времени и месту Урочные (на уроках и факультативах) и внеклассные. По продолжительности Краткосрочные (урок или его часть), среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы). По составу участников Индивидуальные, коллективные.

Слайд 7

Виды учебных исследований ( автор идеи А.П . Тряпицына ) Вид Характеристика Монопредметные исследование, которое проводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету Межпредметные исследование, которое требует привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов. Мотивом такого исследования чаще всего становится глубокий интерес ученика к проблеме, которая рассматривается в различных образовательных областях по-разному Надпредметные исследование, которое направлено на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы

Слайд 8

Этапы исследовательской деятельности в школе Этап 1. Подготовка к проведению учебного исследования: А) определение объектной области, объекта, предмета исследования; Б ) выбор, формулировка и обоснование темы исследования; В ) определение цели и задач исследования; Г ) определение гипотезы; Д ) составление плана исследовательской работы; Е ) определение методов исследования.

Слайд 9

А) определение объектной области, объекта, предмета исследования Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Проблема исследования - это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования. Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет исследования определяет его тему, цели и задачи.

Слайд 10

Рекомендации по выбору тем учебных исследований (А.И. Савенков ) должна быть сформулирована лаконично должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы); должна быть интересной ученику , она должна его увлечь ; должна быть выполнима , решение её должно принести реальную пользу участникам исследования; должна быть оригинальной , в ней должен быть элемент неожиданности, необычности; должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро ; должна быть доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать ); должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя Б) выбор, формулировка и обоснование темы исследования

Слайд 11

В) определение цели и задач исследования Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Цель конкретизируется в задачах. Задача – это то, что надо сделать, чтобы достичь цели, разрешить проблему исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Названия глав рождаются именно из формулировок задач. Совокупность вопросов-задач задает программу исследования.

Слайд 12

Г) определение гипотезы Гипотеза исследования представляет собой утверждение , нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер . Виды гипотез: - описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта); - объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить).

Слайд 13

Д) составление плана исследовательской работы Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы .

Слайд 14

Е) определение методов исследования Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата . Методы делятся на два класса : получение и сбор информации и методы её обработки. Первый класс методов – сбор информации (подразделяется на теоретические и практические). Второй класс касается обработки информации . Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Слайд 15

Этап 2. Проведение исследования Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Анализ литературы завершается систематизацией накопленного материала. На этапе исследования происходит накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение, измерения и т.д. Исследователь создаёт словарь терминов , которые необходимы для описания хода и результатов исследования. Вслед за проведением исследования необходимо проанализировать полученные результаты: выяснить, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.

Слайд 16

Этап 3. Оформление результатов исследования Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы. После того, как главы написаны, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе . Вывод по главе содержит краткое изложение сущности вопроса и обобщение результатов проделанного анализа. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы .

Слайд 17

Этап 3. Оформление результатов исследования Структура отчета об учебном исследовании (по Н.И.Запрудскому) 1. Титульный лис т (учреждение образования, название конкурса, название работы, жанр, Ф.И.О. автора, класс, Ф.И.О. научного руководителя, учёная степень и учёное звание, должность, место работы, место и год написания работы). 2. Тезисы . 3 . Рецензии руководителя или нескольких руководителей. 4 . Оглавление (список содержания работы). 5 . Введение (указание проблемы и обоснование темы исследования, запись его цели, задач и гипотезы). 6 . Основная часть (деление на главы или параграфы, желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, т.е. в каждой главе (параграфе) прописывается решение соответствующей задачи). 7 . Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков). 8 . Список использованных источников . 9 . Приложения (если необходимо).

Слайд 18

Этап 3. Оформление результатов исследования Общие требования к исследовательской работе учащихся Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объем тезисов не должен превышать 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения : - объем учебного исследования, - количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы , - объект исследования , - цель и задачи учебного исследования , - описание полученных результатов и их актуальности , - краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.

Слайд 19

Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части. Введение содержит : – отношение автора к изучаемой проблеме, – оценку современного состояния изучаемой проблемы , – обоснованность и необходимость проводимых им исследований, – обоснование актуальности темы исследования , – определение целей и задач исследования , – формулирование гипотезы (если необходимо), – определение методов исследования , – значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме. Этап 3. Оформление результатов исследования Общие требования к исследовательской работе учащихся

Слайд 20

Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов: – выбора направления исследования и объекта исследования, – описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов, – описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов, -– обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования. Этапы исследования должны отражать : – обоснованность выбора направлений исследования. – методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика , – обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели. Этап 3. Оформление результатов исследования Общие требования к исследовательской работе учащихся

Слайд 21

Заключение содержит: – краткие выводы по результатам исследования, – предложения по их практическому использованию, – указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д. Список использованных источников составляется в конце исследования. Приложения являются дополнительным иллюстративным материалом учебного исследования. Приложения оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Этап 3. Оформление результатов исследования Общие требования к исследовательской работе учащихся

Слайд 22

Этап 4. Рецензирование исследовательской работы Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников. Рецензию можно условно разделить на две части : Первая часть – описательная . В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем. Вторая часть – оценивающая . Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов. В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы. Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.

Слайд 23

Этап 5. Защита результатов исследования К основным ошибкам, которые допускаются при защите результатов исследования, можно отнести: 1 ) чрезмерный, сложный для восприятия аудитории, жюри объём информации; 2 ) пересказ своей работы; 3 ) попытки выстроить логику изложения на ходу; 4 ) неспособность заинтересовать аудиторию.

Слайд 24

Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования (по Е.В . Тягловой ) 1. О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна утверждать главную мысль и предопределять цель речи 2 . Зачем говорить ? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. 3 . Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции, поэтому важно больше внимания уделить экспериментальной части и выводам. 4 . Кому говорить? Стиль речи и её сложность напрямую зависят от аудитории. 5 . Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. 6. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы.

Слайд 25

Примерная структура выступления учащегося 1. Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику. 2 . Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования. 3 . Объявление цели, задач исследования и плана доклада. 4 . Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты. 5 . Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче). 6 . Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута. 7 . Формулировка выводов .

Слайд 26

Структура презентации 1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, должность , место работы. 2 - 4-й слайды. Цель , задачи, предмет, объект, актуальность. 5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось). 7 – 8-й слайды. Содержание работы. 9- 11-й слайды. Итоги по разделам. 12-й слайд. Практическая значимость работы. 13 - 14-й слайды. Итоги исследования. 15-й слайд. Спасибо за внимание! На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов

Слайд 27

Приказ Министерства Просвещения России от 31.08.2023 N649 "Об утверждении перечня олимпиад и интеллектуальных и (или) творческих конкурсов , мероприятий , направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом , интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической , изобретательской, творческой , физкультурно-спортивной деятельности , а также на пропаганду научных знаний , творческих и спортивных достижений , на 2023/24 учебный год "

Слайд 28

Будущее науки: национальный конкурс школьных исследовательских проектов Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки » Всероссийский конкурс достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» Общероссийский конкурс учебно-исследовательской деятельности и проектных работ, посвящённый десятилетию науки и технологий в РФ «Эксперимент. Теория. Практика» Всероссийский детско-юношеский конкурс в поддержку года науки и технологий «Научная платформа» Всероссийский детско-юношеский конкурс проектных и исследовательских работ «Территория развития» Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА – Сибирь», г. Новосибирска Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, г.Москва

Слайд 29

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Запрудский , Н.И.Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский . – Минск, 2010. – 256 с . Тяглова , Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С.103-118 . Гузеев , В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В.Гузеев , И.Б.Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.



Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) деятельности:

  • инструментальная диагностика;
  • педагогическое наблюдение;

- изучение результатов деятельности (работ обучающихся);

     - методика Н.Г. Лускановой, для диагностики учебной мотивации школьников

     - наблюдение за проектной деятельностью обучающихся.

Для определения способностей  к научной деятельности применяют методики, созданные А.И Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Карта одаренности»;
  • анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

Выявление интеллектуальных способностей:

  • диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

  • интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-разному

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-разному

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  1. У тебя в классе много друзей?

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-

й ответ

оценка за

2-й ответ

оценка за

3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

Оценка уровня школьной мотивации по Н. Лускановой

Вопрос        Баллы

уровень

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика.

Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами).

Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна

рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно

наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его

осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые

разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных

способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического

мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения

проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных

видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу,

классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к

намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Методика «Карта одарённости» Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она

отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и

определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным

областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений,

оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает

результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).

Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. Интеллектуальные, познавательные способности
  2. Творческие, креативные
  3. Академические, учебные
  4. Способности к художественному творчеству
  5. Музыкальные, вокальные и исполнительские
  6. Литературные
  7. Артистические
  8. Технические, конструкторские
  9. Лидерские, коммуникативные
  10. Спортивные, физические

Оценка степени выраженности способностей имеет 4 уровня:

0-4 б- низкий уровень (способности не выражены)

5-8 б- средний уровень (способности выражены слабо)

9-12 б - уровень выше среднего (выраженные способности) 13-16 б- высокий уровень (ярко выраженные способности)

С помощью этого теста можно определить сильные стороны каждого ребенка, понять какие способности следует развивать.