Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Ратникова Надежда Александровна

       Цель своей педагогической деятельности вижу в целостном развитии личности ребёнка, в формировании общих способностей, в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого  на основе его субъектного опыта. Исходя из этой цели моделирование методической системы, выбор эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика является основой моей работы.

       Наиболее эффективными считаю технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Использование современных образовательных технологий в целостной системе позволяет мне добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

В размещённых ниже документах описаны применяемые мной педагогические технологии, представлены рабочие программы по алгебре, геометрии и теории вероятности для 7 класса, технологическая карта урока, презентация к уроку алгебры в 7 классе, материалы внеклассного мероприятия (конспект и презентация) и примеры презентаций для подготовки к ОГЭ "Решение практико-ориентированных задач" для проведения занятий в дистанционном формате.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время государство и общество ставит перед школой, а значит и перед педагогом задачу подготовки гражданина ответственного, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих.

   Учебный предмет” Математика” уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека.

Целью моей педагогической деятельности является организация обучения и воспитания на основе развития личности учащихся. 
            Поэтому главной задачей на своих уроках математики, во внеклассной деятельности и в деятельности классного руководителя считаю создание такой среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать для всех учащихся благоприятные условия для достижения базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту. 
         Поставленные мною задачи решаю через индивидуализацию и дифференциацию процесса, путём внедрения современных образовательных технологий. Именно их использование позволяет мне повышать эффективность обучения, сделать учебный процесс и с точки зрения содержания, и в методическом плане наиболее оптимальным.  Уверена, что это является одним из условий достижения качества образования.

   Среди большого разнообразия современных педагогических технологий в своей деятельности наиболее активно использую следующие:

  • технология критического мышления;
  • технология дифференцированного обучения;  
  • технология развивающего обучения;
  • групповая;
  • игровая;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология проблемного обучения;  
  • технологии интерактивного обучения;
  • кейс – технология;
  • технология проектов и образовательных событий.

Исходя из единой методической темы школы объединение учителей математики и информатики работает над темой «Развитие ключевых компетенций на основе использования методов активного обучения». 

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по данной теме, рассмотрев классификацию активных методов обучения таких авторов, как В.А. Сластенин, М. Новик, Е.П. Белозерцев и Ю.П. Абрамов я пришла к выводу, что активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия. Они позволяют развивать познавательную и творческую деятельность, повышать результативность.  Используя эти методы, учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дают возможность поверить в свои силы, в то, что нет никаких ограничений для творчества, для поиска истинного решения. Активные методы обучения базируются на практической направленности, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 
           Одной из задач любого педагога является закладка фундамента для дальнейшего продолжения образования. Считаю, что используемая мною система работы позволяет решать и эту задачу. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. 
           Организуя учебную деятельность учащихся использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе обучаются разные дети, с различным уровнем подготовки, различным темпераментом и т.д. На своих уроках стараюсь предоставить возможность самим учащимся выбрать посильный уровень и работать в своём темпе.
          При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стараюсь в первую очередь настроить на положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, поощряю успехи ребенка, делаю упор на мое личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Особо контролирую работу этих детей на различных этапах урока: отслеживаю подготовленность к уроку, при изложении нового материала, в ходе самостоятельной работы. 
        Работа с одаренными детьми также является немаловажной. Это и обязательное решение в классе дополнительных задач, и стимулирование поиска нескольких решений одной задачи или доказательств одной и той же теоремы, предложение дополнительных заданий для домашней работы, приобщение учащихся к работе с дополнительной литературой по предмету. 

Технология критического мышления- развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками; работа с вопросниками; таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; написание творческих работ.

Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология развивающего обучения применяется, т.к. работаю в классах, которые в начальной школе обучались по системе Л.В. Занкова. Её основными идеями являются: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического); индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

Применяя групповую технологию,  способствую активизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В большей степени применяю эту технологию при работе с 5-6 классами. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал использую в качестве средства игры; в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Здоровьесберегающая технология. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Уделяю большое внимание сохранению здоровья путём выработки правильной осанки при работе.

Появление мотивации познавательной деятельности наиболее успешно может быть вызвано проблемностью, созданной учителем в обучении. Кроме того, проблемное обучение способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Проблемное обучение основано на получении новых знаний через решение теоретических и практических проблем.

Организацию проблемного обучения осуществляю на основе проблемных вопросов, задач, заданий, проблемных ситуаций. Проблемная ситуация является важной составляющей проблемного обучения, во многих случаях именно с нее начинается весь процесс.

Существуют разные способы создания проблемных ситуаций, наиболее часто использую в своей работе следующие:

Первый способ: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй способ: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий способ: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Проблемное обучение использую на различных этапах учебного процесса, но чаще при изучении нового материала. Ученик самостоятельно усваивает новое понятие, название которого учитель вводит после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка правильности решения проблемы. Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Кроме описанных выше технологий особый интерес у меня вызывают такие технологии, как ИК-техногия, кейс-технология, технология образовательных событий. Их применение описано на странице «Инновационная деятельность» моего сайта.



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии деятельностного типа

Технологии деятельностного типа – инструмент, позволяющий построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались бы способности учащихся.

В настоящее время педагогу надо осваивать не просто одну или несколько из образовательных технологий, а необходимо изменить сам метод.

Деятельностный метод совмещает в себе продуктивные технологии:

- технологию проблемного обучения;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию проектной деятельности;

- технологию развития критического мышления (ТРКМ);

- технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- технологию групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии; 

- информационные технологии  и т.д.

В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника, при котором все компоненты деятельности направляются и контролируются самостоятельно. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой. Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс интеллектуального развития учащегося, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащийся в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:

1 шаг – мотивация (самоопределение к деятельности).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (выстраивается установка «хочу»), выделяется содержательная область (мобилизуется позиция «могу»).

2 шаг – актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно. 

3 шаг – постановка учебной задачи (исследовательский этап).

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

4 шаг – построение проекта выхода из затруднения. 

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме побуждающего диалога и т.д.

5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.

На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.

6 шаг – первичное закрепление знаний. 

Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.

7 шаг – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8 шаг – включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

9 шаг – рефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Итак, технология деятельностного метода ориентирующая на личность ученика, состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач.

Проблемный диалог – это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена – постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики обучающихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность, развивают творческие способности учащихся. Например, ученику предлагается выполнить практическое задание на новый материал для возникновения различных суждений, в ходе которого возникает проблемная ситуация и побуждающий диалог. В результате чего учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.

На этапе поиска решения учащиеся выдвигает гипотезы и их проверяет, обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы учащиеся подводятся к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраивается логическая цепочка вопросов и заданий к новому материалу, к открытию знаний. На доске фиксируются версии в виде схем, ключевых слов, организуется обсуждение и предлагается материал для наблюдения и система вопросов, которые подводят учащихся к формулировке правила или определения.

При подведении итога урока школьники отвечают на вопросы:

Какая была проблема?

Какой ответ (решение нашли)?

Чья версия подтвердилась?

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными и применяться в трех направлениях:

- включение элемента поиска в задания для учащихся;

- раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

- организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов), которые выполняются как домашняя работа.

Одним из эффективных методов достижения планируемых результатов обучения, установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности.

Для учителя наиболее привлекательным в данной технологии является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности;

- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.

Именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю уникальную возможность преодолеть негативное отношение к предмету.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

В основе технологии РКМ лежит трехступенчатая базовая модель, т.е. восприятие информации происходит в три этапа процесса обучения: вызов (побуждение имеющихся знаний), реализация смысла (получение новой информации), рефлексия (рождение нового знания). Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Цели

  • Актуализация опыта предыдущих знаний;
  • Активизация деятельности учащихся;
  • Формирование мотивации;
  • Постановка учащимися индивидуальных целей.
  • Освоение новых знаний;
  • Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с неизвестным;
  • Освоение способа работы с информацией;
  • Поддержка целей учащихся.
  • Присвоение нового знания;
  • Создание целостного представления (образа) о предмете изучения;
  • Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;
  • Работа по оценке и самооценке развития учащихся.

Приемы

  • Разбивка на кластеры;
  • Чтение с остановками;
  • Свободное письменное задание;
  • Ключевые термины;
  • «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • «Таблицы» (графическое представление материала);
  • Дискуссии;
  • Игры.
  • «Круглый стол»;
  • «Зигзаг»;
  • «Уголки»;
  • «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;
  • «Таблицы»;
  • Дискуссии;
  • Игры.
  • «Синквейн»;
  • Свободное письменное задание;
  •  «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • «Таблицы»;
  • Дискуссии;
  • Игры.

Результаты

  • Актуализированный опыт;
  • Активизированное знание;
  • Сформированный мотив;
  • Персональный отклик на информацию.
  • Систематизированное знание;
  • Укрепление целей, заявленных на стадии на Вызов;
  • Персональная интерпретация новых сведений.
  • Присвоенное знание;
  • Сформированное целостное представление о предмете;
  • Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Технология оценивания образовательных достижений - система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (личностных, метапредметных и предметных);

в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо традиционных контрольных работ проводятся контрольные работы, включающие практико-ориентированные задания, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных результатов обучения.

Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
  • результаты учебных проектов;
  •  результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов.



Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не содержится в учебнике в готовом виде, но в тексте или иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями. Результатом решения продуктивного задания является создание учащимися некоего нового продукта. Репродуктивные задания нацелены на формирование лишь предметных результатов, а продуктивные – на формирование, в первую очередь, метапредметных результатов.

Продуктивные задания формируют у школьников умение работать с информацией, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и предположения, увязывать свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний.

Продуктивные задания предпочтительнее выполнять в следующем порядке: осмыслить задание, найти нужную информацию, преобразовать эту информацию в соответствии с заданием, создать необходимый продукт, сформулировать и дать полный ответ вместе с представлением созданного продукта.

На каждом из перечисленных этапов формируются универсальные учебные действия. На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы. Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания. На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через донесение своей позиции до зрителя, совместную работу с другими учащимися в команде.

При составлении продуктивных заданий советуют учесть, что задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, формируемому на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

Удобно использовать следующие начала формулировки: Проанализируйте… Докажите… Объясните… Сравните… Создайте схему или модель… Исследуйте… Оцените… Придумайте на основе… Составьте алгоритм… Найдите и исправьте ошибки… Представьте в виде…

Примеры продуктивных заданий:

  • Работа с текстом: выделить главную и избыточную информацию, озаглавить текст, составить схему или модель текста, конкурс искателей ошибок.
  • Работа с графиком: к одному и тому же графику придумать как можно больше заданий.
  • Работа с задачей: к уравнению или таблице составить задачу, по заданному условию придумать как можно больше различных вопросов.

Для того, чтобы традиционные задания сделать продуктивными, вместо выполнения задания можно предложить ученику оценить правильность готового решения этого задания, разработать критерии оценивания, составить подобное задание для одноклассников. Связать задание с повседневным опытом ученика. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций. Перенести акцент с воспроизведения на анализ ситуации. Перевести информацию из одной модели в другую.

Традиционное

Продуктивное

Найди число, если 11 % его равно 275.

Представь, что ты являешься финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Аргументируй свое мнение

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м.

Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если размеры класса 13 м х 23 м.

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

Найдите в задаче лишние данные. Задача: Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках? Измените условие и решите задачу.

Назовите преимущества и недостатки графического метода решения уравнений.

Работа в паре: Один ученик приводит преимущества данного метода, другой – его недостатки; затем учащиеся меняются ролями и обсуждают эффективность использования графического способа для решения уравнений.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Ратникова Н.А.

В современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь обучающимся в организации процесса деятельности, обеспечить  ресурсами, проблематизировать и  стимулировать их к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?

В школьной образовательной практике выделяют  следующие ключевые компетенции:

  • Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым;
  • Информационные – владение информационными технологиями;
  • Социальные – умение жить и работать в коллективе;
  • Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию;
  • Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

      Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.

     Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и ко всем другим специалистам. В связи с этим освоение  компьютерных технологий происходит в школе, для того чтобы выпускник быстрее мог определиться в жизни. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо иметь практические навыки работы на компьютере, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. Но не только этим обусловлена актуальность применения информационных технологий на уроках математики. Практика применения ПК показывает, что дети (даже не очень интересующиеся данным предметом) увлечены работой, не отвлекаются, охотно и радостно делятся друг с другом своими достижениями. Развивается стремление к красивому и четкому оформлению чертежа, чувство авторства, ценности своей работы. Чаще возникают индивидуальные контакты между обучаемыми. Такие контакты часто проходят более успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимся, т.к. у обучаемых сходная мотивация, близкие интересы, похожие цели.

      Знания и умения по информатике, как и по любому другому предмету необходимы как важнейшее средство саморазвития, самореализации личности. Изменение целевой ориентации изменяет акцент и в методах и приёмах обучения. Для реализации целей выработки ключевых компетенций я в своей практике применяю такие приёмы, как работа с обучающими программами, тематические презентации, тестирование, решение задач, творческая работа учащихся.  

             Рассмотрим  особенности перечисленных выше приемов и выделим основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.

Работа с программами «Живая математика»,  « Живая геометрия».

Особенности:

  • возможность непрерывного изменения геометрических объектов с сохранением математических соотношений между ними;
  • возможность моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать “ открытие” на основании собственных опытов;
  • возможность выполнения заданий в группе;
  • возможная многовариантность решения конкретной задачи;
  • необходимость доказать правильность данного решения.

Формирует ключевые компетенции:

  • Критическое мышление, способность к анализу;
  • Умение анализировать, оценивать результаты работы;
  • Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе;
  • Ответственность за принятое решение;
  • Самопрезентация.

Тематические презентации.

Особенности:

  • наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма;
  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильмов;

Формирует ключевые компетенции:

  • Способность быстрого восприятия учебного материала;
  • Развитие визуального внимания.

Решение задач.

Особенности:

  • постановка учебной задачи;
  • анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации;
  • необходимость выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения;
  • обмен мнениями в группах, дискуссия;
  • самостоятельное выполнение работы;
  • анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Формирует ключевые компетенции:

  • Самостоятельность, способность к самообразованию;
  • Умение планировать работу по выполнению задания;
  • Умение анализировать, оценивать результаты работы;
  • Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе;
  • Ответственность за принятое решение;
  • Самопрезентация.

Тестирование.

Особенности:

  • работа с конструктором тестов;
  • ограничение во времени.

Формирует ключевые компетенции:

  • Ответственность за принятое решение;
  • Умение планировать работу по выполнению задания.

Творческая работа учащихся.

Особенности:

  • моделирование и исследование геометрических объектов;
  • автоматизация графических работ;
  • создание презентаций.

Формирует ключевые компетенции:

  • Развитие пространственного воображения;
  • Формирование информационной культуры;
  • Развитие творческого мышления школьников.

Описанные выше приёмы позволяют сделать процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. А значит нам, учителям есть к чему стремиться. 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

с е м ё р к а » « В е л и к о л е п н а я

Слайд 2

анаграмма УМНИС -

Слайд 3

анаграмма УМНИС - МИНУС

Слайд 4

анаграмма УМНИС - МИНУС РОТ + ВЕК =

Слайд 5

анаграмма УМНИС - МИНУС РОТ + ВЕК = ВЕК ТОР

Слайд 6

МИНА + ЕДА = ЦЕНА + ИДИ = ВЫ + АТОС = СУД + ИРА = ТЕНЬ + ПЁС = ТЕРЕМ + ПИР = ЕЛЬ + ТАПОК + ЗА =

Слайд 7

МИНА + ЕДА = МЕДИАНА ЦЕНА + ИДИ = ЕДИНИЦА ВЫ + АТОС = ВЫСОТА СУД + ИРА = РАДИУС ТЕНЬ + ПЁС = СТЕПЕНЬ ТЕРЕМ + ПИР = ПЕРИМЕТР ЕЛЬ + ТАПОК + ЗА = ПОКАЗАТЕЛЬ

Слайд 8

« наш вопрос, ваш ответ» 1. Значение переменной, при котором уравнение обращается верное числовое равенство, называют А. корень В. ствол Б. ветвь Г. плод

Слайд 9

« наш вопрос, ваш ответ» 2. Греческое слово, которое в переводе на русский язык означает «землемерие» А. география В. геометрия Б. геодезия Г. геология

Слайд 10

« наш вопрос, ваш ответ» 3. Число, которое делится на единицу и на само себя без остатка, называется А. простым В. десятичным Б. натуральным Г. составным

Слайд 11

« наш вопрос, ваш ответ» 4. Сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна А. 180° В. 36 0° Б. 9 0° Г. 45 °

Слайд 12

« наш вопрос, ваш ответ» 5. Формула (а + в)² носит название А. сумма квадратов В. неполный квадрат суммы Б. полный квадрат суммы Г. квадрат суммы

Слайд 13

« наш вопрос, ваш ответ» 6. Слово, которым обозначается эта часть треугольника, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? А. высота В. вершина Б. угол Г. гипотенуза

Слайд 14

« наш вопрос, ваш ответ» 5. Как иначе можно представить выражение (а - в) (а + в) А. (а + в)² В. а² + в² Б. а² - в² Г. (а - в)²

Слайд 15

« наш вопрос, ваш ответ» 8. Какое название носят углы, у которых одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми. А. смежные В. накрестлежащие Б. вертикальные Г. соответственные

Слайд 16

« наш вопрос, ваш ответ» 9. Эта заштрихованная часть координатной прямой называется А. интервал В. открытый луч Б. луч Г. полуинтервал

Слайд 17

« наш вопрос, ваш ответ» 10. По имени этого древнегреческого учёного называют геометрию, которая изучается в школе А. Пифагор В. Фалес Б. Евклид Г. Архимед

Слайд 18

« наш вопрос, ваш ответ» 11. Полиномом в алгебре называют А. одночлен В. постоянную Б. переменную Г. многочлен

Слайд 19

« наш вопрос, ваш ответ» А Б В

Слайд 20

ребусы В – Е – К ТОРТ ВЕКТОР

Слайд 32

фИНАЛ * К О О Р Д И Н А Т А

Слайд 33

П Е П Р Е Н Д И К У Я С Ь Н Т О Р Л А *


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: