Индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников с особыми образовательными потребностями

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ  Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Федеральная  адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи . ИОМ составлен с помощью инструментария электронной программы КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для дошкольников с ОВЗ. С помощью программы составлен документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф.И.О. ребенка

  • Даниил С.

Дата рождения

  • 24.08.2018г.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: 21.07.2021г

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

  • основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: удовлетворительный
  • Исследование движений и действий: соответствует возрасту
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: соответствует возрасту
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: соответствует возрасту
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: соответствует возрасту
  • Особенности речевой деятельности: дифференциация свистящих и шипящих звуков, постановка соноров, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи
  • Состояние игровой деятельности: соответствует возрасту
  • Состояние продуктивной деятельности: соответствует возрасту

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
  • Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
  • На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • телевизор и набор видеоматериалов;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Первая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

План индивидуальной логопедической работы

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы  

Сроки

1

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

2

Развитие импрессивной речи:

- расширять объем понимания речи;

- учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

-Демонстрационный материал по лексическим темам

-Игры с предметами

Сентябрь- май

3

 Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

4

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

- формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

 (от 2до 5)

Декабрь-май

5

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

6

Развивать мелкую моторику:

- пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

-пазлы

Сентябрь- май

7

Постановка речевого дыхания:

 

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

-игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

3.2.2 Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

4

4

4

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

3

4

4

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

3

3

4

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

2

3

3

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

3

3

4

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

3

3

4

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

3

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

3

3

4

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

3

4

4

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

4

4

4

3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

3

3

3

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

3

3

4

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

3

3

4

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

3

4

4

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

3

3

4

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

3

4

4

Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

2

2

3

Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

2

2

3

Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

2

2

2

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

2

2

3

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

2

2

3

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

2

2

3

Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухо- произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

3

3

4

Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

2

2

2

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

4

4

4

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

3

3

3

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

2

2

3

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

2

2

3

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

3

3

3

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

3

3

4

Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

3

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

3

3

4

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

3

3

4

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

2

2

3

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

3

3

4

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

4

4

4

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

3

3

4

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

3

3

4

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

2

2

3

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

2

2

3

Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

3

3

3

Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

4

4

5

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

3

3

4

Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

3

3

4

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

3

3

3

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

3

3

4

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

3

3

3

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

3

3

4

Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

3

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

3

3

3

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

4

4

4

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.
  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
  • Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.
  • Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.
  • Выполнение заданий в парах.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.
  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
  • Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.
  • Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции внимания портала Мерсибо.
  • Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.
  • Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.
  • Освоение приемов творческого мышления и воображения.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование предметно-изобразительных навыков.
  • Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.
  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в день
  • умножить количество занятий в неделю на 36
  • Групповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Игровые досуги

Воспитатели:

Власова Ирина Викторовна

Колиниченко Елена Николаевна

Логопедическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями

Логопед:

Рацева Марина Николаевна

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Музыкальные досуги

Музыкальный руководитель:

Гоголь Ирина Михайловна

Физкультурные занятия

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Физкультурные досуги

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Зверева Олеся Александровна

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами
  • Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы
  • Организация «Маминой и папиной школы» для совместных занятий с детьми и родителями

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

3.7

ОО «Познавательное развитие»

3.8

ОО «Речевое развитие»

3.5

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

4

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3.8

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования


5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Воспитатели: ___________________ Власова Ирина Викторовна

___________________ Колиниченко Елена Николаевна

Специалист коррекционного профиля (логопед):___________________ Рацева Марина Николаевна

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:____________Анна Владимировна С.



Предварительный просмотр:

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф.И.О. ребенка

  • Настя А.

Дата рождения

  • 10.07.2018г.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: 06.07.2021г.

Дошкольная группа:

  • разновозрастная группа от 5 до 7;

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

  • адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: удовлетворительный
  • Исследование движений и действий: соответствует возрасту
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: соответствует возрасту
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: соответствует возрасту
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: соответствует возрасту
  • Особенности речевой деятельности: дифференциация свистящих и шипящих звуков, постановка и автоматизация сонорных звуков, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи.
  • Состояние игровой деятельности: соответствует возрасту
  • Состояние продуктивной деятельности: соответствует возрасту

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
  • На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • телевизор и набор видеоматериалов;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

  • План индивидуальной логопедической работы

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы  

Сроки

1

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

2

  Формирование правильного звукопроизношения:

 постановка звуков сложного онтогенеза: с, сь, з, зь, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности    

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

 Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь- май

3

 Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

4

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

- формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

 ( от 2до 5)

Декабрь-май

5

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

6

Развивать мелкую моторику:

- пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

-пазлы

Сентябрь- май

7

Постановка речевого дыхания:

 

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

-игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

5-7 лет

4

4

4

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

5-7 лет

4

4

5

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

5-7 лет

3

4

4

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

5-7 лет

4

4

5

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

5-7 лет

4

4

5

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

5-7 лет

3

3

4

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

5-7 лет

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

5-7 лет

4

4

5

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

5-7 лет

4

4

5

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

5-7 лет

4

4

5

3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

5-7 лет

3

3

3

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

5-7 лет

4

4

5

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

5-7 лет

3

3

3

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

5-7 лет

3

3

4

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

5-7 лет

3

3

4

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

5-7 лет

3

3

3

Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

5-7 лет

3

3

4

Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

5-7 лет

3

3

3

Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

5-7 лет

3

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

5-7 лет

3

3

3

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

5-7 лет

3

3

4

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

5-7 лет

3

3

3

Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

5-7 лет

3

3

3

Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

5-7 лет

3

3

4

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

5-7 лет

3

4

4

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

5-7 лет

3

3

3

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

5-7 лет

3

3

3

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

5-7 лет

3

3

3

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

5-7 лет

3

3

4

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

5-7 лет

3

3

4

Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

5-7 лет

3

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

5-7 лет

3

3

4

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

5-7 лет

3

3

4

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

5-7 лет

3

3

4

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

5-7 лет

3

3

4

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

5-7 лет

4

5

5

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

5-7 лет

3

4

4

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

5-7 лет

3

3

4

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

5-7 лет

4

4

5

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

5-7 лет

3

3

4

Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

5-7 лет

3

4

4

Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

5-7 лет

3

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

5-7 лет

4

4

4

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

5-7 лет

4

4

4

Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

5-7 лет

3

3

4

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

5-7 лет

4

4

5

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

5-7 лет

4

4

4

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

5-7 лет

4

4

5

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

5-7 лет

3

4

4

Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

5-7 лет

3

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

5-7 лет

3

3

4

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5-7 лет

3

3

4

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.
  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
  • Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.
  • Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Выполнение заданий в парах.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.
  • Охранительный режим.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.
  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.
  • Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.
  • Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции внимания портала Мерсибо.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Расширение объема двигательной памяти.
  • Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Организация экологических наблюдений.
  • Освоение приемов творческого мышления и воображения.
  • Формирование опыта исследовательской деятельности.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.
  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.
  • Формирование предметно-изобразительных навыков.
  • Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.
  • Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.
  • Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.
  • Конструирование в паре со взрослым и сверстником.
  • Формирование опыта проектной творческой деятельности.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в день
  • умножить количество занятий в неделю на 36
  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Игровые досуги

Воспитатели:

Колиниченко Елена Николаевна

Власова Ирина Викторовна

Логопедическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Коммуникативно-речевые практикумы

Логопед:

Рацева Марина Николаевна

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Музыкальные досуги
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

Музыкальный руководитель:

Гоголь Ирина Михайловна

Физкультурные занятия

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Физкультурные досуги

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Зверева Олеся Александровна

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность
  • Родительские собрания

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

  • Организация совместных праздников и досугов
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Педагог-психолог, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность
  • Совместные поручения с детьми

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами
  • Организация «Маминой и папиной школы» для совместных занятий с детьми и родителями

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

3.6

ОО «Познавательное развитие»

3.3

ОО «Речевое развитие»

3.2

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

3.7

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3.4

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования


5.2. Итоговый контроль                                "Согласовано"

Воспитатели:___________________ Колиниченко Елена Николаевна

___________________ Власова Ирина Викторовна

Специалист коррекционного профиля (логопед______________   Рацева Марина Николаевна

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:  ___________________ Надежда Николаевна А.



Предварительный просмотр:

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф.И.О. ребенка

  • Тимур С.

Дата рождения

  • 08.04.2018г г.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: 15.07.2019 г.

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

  • основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: удовлетворительный
  • Исследование движений и действий: соответствует возрасту
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: соответствует возрасту
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: соответствует возрасту
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: соответствует возрасту
  • Особенности речевой деятельности: дифференциация свистящих и шипящих звуков, постановка соноров, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи
  • Состояние игровой деятельности: соответствует возрасту
  • Состояние продуктивной деятельности: соответствует возрасту

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
  • Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
  • На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • телевизор и набор видеоматериалов;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Первая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

План индивидуальной логопедической работы

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы  

Сроки

1

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

2

Развитие импрессивной речи:

- расширять объем понимания речи;

- учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

-Демонстрационный материал по лексическим темам

-Игры с предметами

Сентябрь- май

3

 Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

4

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

- формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

 (от 2до 5)

Декабрь-май

5

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

6

Развивать мелкую моторику:

- пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

-пазлы

Сентябрь- май

7

Постановка речевого дыхания:

 

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

-игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

4

4

4

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

4

5

5

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

4

5

5

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

4

5

5

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

4

5

5

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

4

4

5

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

4

5

5

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

4

5

5

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

4

5

5

3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

4

4

5

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

4

5

5

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

4

4

4

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

4

4

5

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

4

4

5

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

4

5

5

Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

3

3

3

Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

3

3

3

Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

3

3

3

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

3

3

3

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

3

3

4

Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухо- произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

3

3

3

Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

3

3

3

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

4

5

5

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

3

3

4

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

4

4

4

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

4

4

5

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

4

4

4

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

4

4

4

Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

4

4

4

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

4

4

4

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

3

3

4

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

4

4

5

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

4

4

5

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

4

4

5

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

4

4

4

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

4

4

4

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

4

4

4

Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

3

3

3

Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

4

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

4

4

4

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

4

4

4

Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

3

3

3

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

4

4

4

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

4

4

4

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

3

4

4

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

4

4

5

Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

4

4

5

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

3

3

4

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

4

4

5

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.
  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
  • Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.
  • Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.
  • Выполнение заданий в парах.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.
  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
  • Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.
  • Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции внимания портала Мерсибо.
  • Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.
  • Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.
  • Освоение приемов творческого мышления и воображения.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование предметно-изобразительных навыков.
  • Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.
  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в день
  • умножить количество занятий в неделю на 36
  • Групповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Игровые досуги

Воспитатели:

Власова Ирина Викторовна

Колиниченко Елена Николаевна

Логопедическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями

Логопед:

Рацева Марина Николаевна

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Музыкальные досуги

Музыкальный руководитель:

Гоголь Ирина Михайловна

Физкультурные занятия

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Физкультурные досуги

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Зверева Олеся Александровна

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами
  • Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы
  • Организация «Маминой и папиной школы» для совместных занятий с детьми и родителями

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

3.7

ОО «Познавательное развитие»

3.8

ОО «Речевое развитие»

3.5

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

4

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3.8

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования


5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Методист:

___________________ ФИО: ___________________

Воспитатели:

___________________ Власова Ирина Викторовна

___________________ Колиниченко Елена Николаевна

Специалист коррекционного профиля (логопед):

___________________ Рацева Марина Николаевна

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:___________________ С. Татьяна Викторовна