Индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников с особыми образовательными потребностями
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи . ИОМ составлен с помощью инструментария электронной программы КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для дошкольников с ОВЗ. С помощью программы составлен документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.22 КБ | |
| 52.56 КБ | |
| 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка
- Даниил С.
Дата рождения
- 24.08.2018г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 21.07.2021г
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
- Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
- На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- интерактивная доска;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- телевизор и набор видеоматериалов;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
План индивидуальной логопедической работы
№ | Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
1 | Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
2 | Развитие импрессивной речи: - расширять объем понимания речи; - учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | -Демонстрационный материал по лексическим темам -Игры с предметами | Сентябрь- май |
3 | Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | -оформление логопедического альбома -дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
4 | Создавать предпосылки к развитию речи: -формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; - формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
5 | Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Ноябрь – май |
6 | Развивать мелкую моторику: | - пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» -пазлы | Сентябрь- май |
7 | Постановка речевого дыхания:
| Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» -игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
3.2.2 Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | 4 | 4 | 4 |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | 3 | 4 | 4 |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | 3 | 3 | 4 |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | 2 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | 3 | 3 | 4 |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | 3 | 3 | 4 |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | 3 | 3 | 4 |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 3 | 4 | 4 |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | 4 | 4 | 4 |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 3 | 3 | 3 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 3 | 3 | 4 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 3 | 3 | 4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 3 | 4 | 4 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | 3 | 4 | 4 |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | 2 | 2 | 3 |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 2 | 2 | 3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | 2 | 2 | 2 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 2 | 2 | 3 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 2 | 2 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | 2 | 2 | 3 |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухо- произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | 3 | 3 | 4 |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой. | 2 | 2 | 2 |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 4 | 4 | 4 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 3 | 3 | 3 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 2 | 2 | 3 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 2 | 2 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 3 | 3 | 3 |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | 3 | 3 | 4 |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | 3 | 3 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 3 | 3 | 4 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 3 | 3 | 4 |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 2 | 2 | 3 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 3 | 3 | 4 |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 4 | 4 | 4 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 3 | 3 | 4 |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | 3 | 3 | 4 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 2 | 2 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | 2 | 2 | 3 |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 3 | 3 | 3 |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | 4 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 4 | 4 | 5 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 3 | 3 | 4 |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | 3 | 3 | 4 |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 3 | 3 | 3 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 3 | 3 | 3 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | 3 | 3 | 4 |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | 3 | 3 | 3 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 4 | 4 | 4 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: Власова Ирина Викторовна Колиниченко Елена Николаевна |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: Рацева Марина Николаевна |
Музыкальные занятия |
|
|
| Музыкальный руководитель: Гоголь Ирина Михайловна |
Физкультурные занятия |
|
|
| Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Зверева Олеся Александровна |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 3.7 | ||
ОО «Познавательное развитие» | 3.8 | ||
ОО «Речевое развитие» | 3.5 | ||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4 | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 3.8 | ||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Воспитатели: ___________________ Власова Ирина Викторовна
___________________ Колиниченко Елена Николаевна
Специалист коррекционного профиля (логопед):___________________ Рацева Марина Николаевна
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:____________Анна Владимировна С.
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка
- Настя А.
Дата рождения
- 10.07.2018г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 06.07.2021г.
Дошкольная группа:
- разновозрастная группа от 5 до 7;
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
- На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- интерактивная доска;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- телевизор и набор видеоматериалов;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
- План индивидуальной логопедической работы
№ | Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
1 | Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
2 | Формирование правильного звукопроизношения: постановка звуков сложного онтогенеза: с, сь, з, зь, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь- май |
3 | Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | -оформление логопедического альбома -дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
4 | Создавать предпосылки к развитию речи: -формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; - формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок ( от 2до 5) | Декабрь-май |
5 | Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Ноябрь – май |
6 | Развивать мелкую моторику: | - пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» -пазлы | Сентябрь- май |
7 | Постановка речевого дыхания:
| Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» -игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
1 этап организации образовательной деятельности | |||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | 5-7 лет | 4 | 4 | 4 | |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | 5-7 лет | 3 | 4 | 4 | |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
2 этап организации образовательной деятельности | |||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | 5-7 лет | 4 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | |||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
1 этап организации образовательной деятельности | |||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
2 этап организации образовательной деятельности | |||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | |||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
1 этап организации образовательной деятельности | |||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 5-7 лет | 3 | 4 | 4 | |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 5-7 лет | 3 | 3 | 3 | |
2 этап организации образовательной деятельности | |||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | |||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
1 этап организации образовательной деятельности | |||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 5-7 лет | 4 | 5 | 5 | |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 5-7 лет | 3 | 4 | 4 | |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
2 этап организации образовательной деятельности | |||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 5-7 лет | 3 | 4 | 4 | |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | |||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 5-7 лет | 4 | 4 | 4 | |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 5-7 лет | 4 | 4 | 4 | |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
1 этап организации образовательной деятельности | |||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 5-7 лет | 4 | 4 | 4 | |
2 этап организации образовательной деятельности | |||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 5-7 лет | 4 | 4 | 5 | |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | 5-7 лет | 3 | 4 | 4 | |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | |||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 5-7 лет | 3 | 3 | 4 | |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: Колиниченко Елена Николаевна Власова Ирина Викторовна |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: Рацева Марина Николаевна |
Музыкальные занятия |
|
|
| Музыкальный руководитель: Гоголь Ирина Михайловна |
Физкультурные занятия |
|
|
| Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Зверева Олеся Александровна |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| В течение года Педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 3.6 | ||
ОО «Познавательное развитие» | 3.3 | ||
ОО «Речевое развитие» | 3.2 | ||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 3.7 | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 3.4 | ||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
5.2. Итоговый контроль "Согласовано"
Воспитатели:___________________ Колиниченко Елена Николаевна
___________________ Власова Ирина Викторовна
Специалист коррекционного профиля (логопед______________ Рацева Марина Николаевна
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель: ___________________ Надежда Николаевна А.
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка
- Тимур С.
Дата рождения
- 08.04.2018г г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 15.07.2019 г.
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
- Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
- На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- интерактивная доска;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- телевизор и набор видеоматериалов;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
План индивидуальной логопедической работы
№ | Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
1 | Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
2 | Развитие импрессивной речи: - расширять объем понимания речи; - учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | -Демонстрационный материал по лексическим темам -Игры с предметами | Сентябрь- май |
3 | Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | -оформление логопедического альбома -дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокруг нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
4 | Создавать предпосылки к развитию речи: -формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; - формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида», «Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
5 | Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Ноябрь – май |
6 | Развивать мелкую моторику: | - пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» -пазлы | Сентябрь- май |
7 | Постановка речевого дыхания:
| Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» -игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | 4 | 4 | 4 |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | 4 | 5 | 5 |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | 4 | 5 | 5 |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | 4 | 5 | 5 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | 4 | 5 | 5 |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | 4 | 4 | 5 |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | 4 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | 4 | 5 | 5 |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 4 | 5 | 5 |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | 4 | 5 | 5 |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 4 | 4 | 5 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 4 | 5 | 5 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 4 | 4 | 4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 4 | 4 | 5 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 4 | 4 | 5 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | 4 | 5 | 5 |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | 3 | 3 | 3 |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 3 | 3 | 3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | 4 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 3 | 3 | 3 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 3 | 3 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | 3 | 3 | 4 |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухо- произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | 3 | 3 | 3 |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой. | 3 | 3 | 3 |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 4 | 5 | 5 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 3 | 3 | 4 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 4 | 4 | 4 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 4 | 4 | 5 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 4 | 4 | 4 |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | 4 | 4 | 4 |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | 4 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 4 | 4 | 4 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 4 | 4 | 4 |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 3 | 3 | 4 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 4 | 4 | 5 |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 4 | 4 | 5 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 4 | 4 | 5 |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | 4 | 4 | 4 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 4 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | 4 | 4 | 4 |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 3 | 3 | 3 |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | 4 | 4 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 4 | 4 | 4 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 4 | 4 | 4 |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | 3 | 3 | 3 |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 4 | 4 | 4 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 4 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 3 | 4 | 4 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | 4 | 4 | 5 |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | 4 | 4 | 5 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | 3 | 3 | 4 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 4 | 4 | 5 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: Власова Ирина Викторовна Колиниченко Елена Николаевна |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: Рацева Марина Николаевна |
Музыкальные занятия |
|
|
| Музыкальный руководитель: Гоголь Ирина Михайловна |
Физкультурные занятия |
|
|
| Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Зверева Олеся Александровна |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 3.7 | ||
ОО «Познавательное развитие» | 3.8 | ||
ОО «Речевое развитие» | 3.5 | ||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4 | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 3.8 | ||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист:
___________________ ФИО: ___________________
Воспитатели:
___________________ Власова Ирина Викторовна
___________________ Колиниченко Елена Николаевна
Специалист коррекционного профиля (логопед):
___________________ Рацева Марина Николаевна
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:___________________ С. Татьяна Викторовна
