Финансовая грамотность

Якшина Анастасия Игоревна

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕлоготип

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ Е.П. Земскова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса

«Основы финансовой грамотности»

8-9 класс

Учитель:   Якшина Анастасия Игоревна,

1 квалификационная категория

г.Зея, 2021

Планируемые результаты.

        Планируемые результаты освоения спецкурса «Основы финансовой грамотности» по итогам обучения в 8-9 классах

Предметные:

  • формирование знаний о базовых финансовых инструментах и основных типах финансовых посредников;
  • формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков;
  • формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях;
  • получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на более глубоком уровне.

Метапредметные:

  • формирование навыков сбора и критического анализа информации;
  • формирование навыков принятия решений.

Личностные:

        формирование ответственного и осознанного отношения к управлению личными финансами.

Обучающийся научится:

  • разбираться в своих активах и пассивах;
  • планировать свои доходы и расходы;
  • формулировать личные финансовые цели;
  • понимать основные риски, угрожающие финансовому благополучию семьи;
  • видеть предназначение базовых финансовых услуг: банковских депозитов и кредитов, платёжных карт, дистанционного банковского обслуживания, страховых программ и т. д.;
  • представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
  • подбирать финансовые инструменты для управления расходами, защиты от рисков и получения инвестиционного дохода;
  • критически оценивать и сравнивать финансовые предложения с учётом их преимуществ и недостатков;
  • понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
  • разбираться в основных видах налогов и налоговых вычетов;
  • представлять суть работы государственной пенсионной системы и корпоративных пенсионных программ;
  • понимать основные виды махинаций с банковскими картами, кредитами, инвестициями и способы защиты от них.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
  • оценивать различные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
  • вести учёт личных расходов и доходов;
  • рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных продуктов;
  • находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг;
  • рассчитывать доход от инвестирования и сравнивать с инфляцией;

        сравнивать различные виды инвестиций по критериям доходности, надежности и ликвидности;

        рассчитывать личный доход с учётом налогов и налоговых вычетов;

  • подбирать инвестиционные инструменты для формирования частной пенсии;
  • сравнивать и выбирать финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;

        знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Содержание программы.

ТЕМА 1. ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (12ч)

Человеческий капитал. Что такое капитал. Виды человеческого капитала. Применение человеческого капитала.

Принятие решений. Способы принятия решений. Этапы принятия решений: определение целей (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных), подбор альтернатив и выбор лучшего варианта. Особенности принятия финансовых решений.

Домашняя бухгалтерия. Что такое активы и пассивы. Потребительские и инвестиционные активы. Виды пассивов. Эффективное использование активов и пассивов. Ведение учёта активов и пассивов. Чистый капитал. Что такое доходы, расходы, бюджет, сбережения, долг. Основные источники дохода. Основные статьи семейных расходов. Виды расходов: обязательные и необязательные, фиксированные и переменные. Как оптимизировать расходы. Составление бюджета.

Составление личного финансового плана. Что такое личный финансовый план. Определение личных финансовых целей исходя из жизненного цикла человека. Три группы целей: осуществление текущих трат, защита от наиболее важных рисков, формирование накоплений. Подбор альтернативных способов достижения целей: сокращение расходов, увеличение доходов, использование финансовых инструментов. Выбор стратегии достижения целей: формирование текущего, резервного и инвестиционного капитала. Необходимость сбережений.

ТЕМА 2. ДЕПОЗИТ (8 ч)

Накопления и инфляция. Мотивация для формирования накоплений. Способы хранения денег, их преимущества и недостатки. Что такое инфляция и индекс потребительских цен. Причины инфляции. Принципы расчёта инфляции.

Банковский депозит. Что такое банк, вклад и кредит. Функции и источники дохода банков. Роль Центрального банка Российской Федерации. Виды банковских вкладов: вклад до востребования и депозит. Основные характеристики депозита: срок и процентная ставка. Основные преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном финансовом плане.

Условия депозита. Содержание депозитного договора. Условия депозита: срок и процентная ставка, периодичность начисления и капитализация процентов, автоматическая пролонгация депозита, возможность пополнения счёта, досрочного частичного снятия средств и перевода вклада в другую валюту Номинальная и реальная процентная ставка. Простые и сложные проценты. Выбор наиболее подходящего депозита.

Управление рисками по депозиту. Что такое риск. Основные риски по депозиту (разорение банка, изменение ставок по депозитам, реинвестирование, валютный, инфляция, ликвидность) и способы управления ими. Принципы работы системы страхования вкладов и Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Что такое ликвидность. Особенности депозита в России. Ключевая ставка Банка России. Налогообложение депозитов.

ТЕМА 3. КРЕДИТ (13 ч)

Что такое кредит. Особенности банковского кредита. Основные виды кредита. Потребительский кредит.

Основные характеристики кредита: платность, срочность и возвратность. Составляющие платы за кредит: номинальная ставка, комиссии, страховки. Полная стоимость кредита и переплата по кредиту. Стоимость денег во времени. График платежей по кредиту: аннуитетные и дифференцированные платежи, возможность досрочного погашения кредита. Как банк обеспечивает возвратность кредита: оценка платёжеспособности заёмщика, обеспечение (залог или поручительство). Специфика автокредита и ипотечного кредита. Учёт кредита в личном финансовом плане.

Выбор наиболее выгодного кредита. Сравнение различных видов кредитования на примере экспресс-кредита и потребительского кредита. Сбор и анализ информации об условиях кредитования в разных банках. Сравнение кредитных предложений.

Минимизация стоимости кредитования. Способы уменьшения процентной ставки по кредиту, платы за страховки и выплат по кредиту. Кредитная история. Первоначальный взнос. Рефинансирование кредита. Выгода от досрочного погашения кредита. Возможность использования государственных субсидий, материнского капитала и налоговых вычетов для уменьшения выплат по кредиту

Типичные ошибки при использовании кредита. Необходимость изучения условий кредитного договора. Опасность завышения доходов и неинформирования банка об изменении своего финансового положения. Риски валютных кредитов.

ТЕМА 4. РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ (6 ч)

Хранение, обмен и перевод денег. Использование банковской ячейки, её преимущества и недостатки. Обмен валюты: валютный курс (покупки и продажи), комиссия. Виды денежного перевода: безналичный и на получателя. Банковские реквизиты. Факторы, определяющие размер комиссии за денежный перевод.

Виды платёжных средств. Функции денег Наличные и безналичные деньги. Использование дорожных чеков, их преимущества и недостатки. Эмитент. Банковские карты: дебетовая, кредитная, дебетовая с овердрафтом. PIN-код. Выбор подходящего вида карты. Что такое кредитный лимит, льготный период, минимальный ежемесячный платёж, овердрафт. Электронные деньги.

Формы дистанционного банковского обслуживания. Пользование банкоматом, защита от мошенничества. Использование мобильного банкинга. Принципы работы онлайн-банкинга, защита от мошенничества.

ТЕМА 5. СТРАХОВАНИЕ (8 ч)

Что такое страхование. Роль страхования в личном финансовом плане.
Схема работы страховой компании. Что такое страховая сумма, страховая
премия, страховой случай, страховой полис, страховая выплата. Участники
страхования:
        страховщик,        страхователь,        застрахованный,

выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер.

Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. Особенности страхования жизни: риск смерти и риск дожития, накопительное страхование жизни. Виды страхования от несчастных случаев и болезней. Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. Использование имущественного страхования (пример - КАСКО) и страхования гражданской ответственности (пример -ОСАГО).

Использование страхования в повседневной жизни. Карта рисков. Ключевые риски, угрожающие финансовому благосостоянию семьи. Критерии и этапы выбора страховой компании. Наиболее важные условия страхового полиса и правил страхования. Действия в случае недобросовестного поведения страховой компании. Типичные ошибки при страховании.

ТЕМА 6. ИНВЕСТИЦИИ (6 ч)

Что такое инвестиции. Инвестирование. Роль инвестиций в личном финансовом плане. Особенности инвестирования в реальные и финансовые активы (пример инвестиций в золото - золотой слиток или обезличенный металлический счёт в банке). Схема работы инвестиций, соотношение дохода и рисков. Особенности инвестиций в бизнес через ценные бумаги: облигации и акции. Из чего складывается доход акционера. Дивиденды. Эффект долгосрочных накоплений.

Как выбирать активы. Критерии оценки привлекательности инвестиционных активов: доходность, надёжность, ликвидность. Расчёт доходности от инвестирования. Сравнение доходности различных активов: наличные деньги, банковский депозит, золото, недвижимость, фондовый рынок. Способы управления рисками при инвестировании. Диверсификация. Финансовые посредники: управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, брокеры, биржа, финансовые консультанты. Московская биржа. Критерии выбора финансовых посредников.

Как делать инвестиции. Определение своих инвестиционных предпочтений. Выбор инвестиционной стратегии. Формирование и перебалансировка инвестиционного портфеля. Типичные ошибки при инвестировании.

ТЕМА 7. ПЕНСИИ (4 ч)

Пенсионная система. Что такое пенсия. Виды пенсии: государственная, корпоративная, частная. Особенности солидарной и накопительной государственной пенсионной системы. Устройство государственной пенсионной системы в России. Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды государственной пенсии: страховая (трудовая или социальная) и накопительная. Принципы работы корпоративных пенсионных программ. Особенности пенсионных схем с установленными выплатами и схем с установленными взносами.

Как сформировать частную пенсию. Расчёт размера пенсии. Инструменты для получения пенсии: пожизненная пенсия в страховой компании или в негосударственном пенсионном фонде, инвестирование в активы для получения рентного дохода. Факторы, влияющие на размер пожизненной пенсии. Способы накопления и приумножения пенсионных сбережений.

ТЕМА 8. НАЛОГИ (4 ч)

Основы налогообложения физических лиц. Предназначение налогов. Основные виды налогов: подоходный, имущественный, НДС и т д. Различия прямых и косвенных налогов.

Налог на доход физических лиц (НДФЛ). Прогрессивная и плоская шкала налогообложения. Налоговая база, налоговый резидент Расчёт НДФЛ для обычных доходов. Случаи, в которых применяется нестандартная ставка НДФЛ. Уменьшение выплат по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Расчёт налогового вычета при продаже и при приобретении имущества. Использование налоговой декларации.

Имущественный налог. Виды имущественного налога: транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Особенности расчёта различных видов имущественного налога.

ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ (5 ч)

Махинации с банковскими картами. Виды махинаций и способы защиты. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.

Махинации с кредитами. Виды махинаций и способы защиты. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.

Махинации с инвестициями. Суть мошеннических инвестиционных предложений. Признаки финансовой пирамиды. Способы отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.

Учебно-тематический план.

8 класс

Часы

В том числе, контр.работы

Глава 1. Личное финансовое планирование.

12

1.

Личное          финансовое планирование. Введение в предмет.

2

2

Человеческий капитал

2

3

Принятие решений

2

4

Использование SWOT-анализа для выбора карьеры

2

5

Домашняя бухгалтерия

2

6

Составление личного финансового плана

2

Глава 2. Депозит.

8

7

Депозит. Накопления и инфляция

2

8

Что такое депозит и какова его природа

2

9

Условия депозита

2

10

Преимущества и  недостатки депозита

2

Глава 3. Кредит.

13

11

Кредит. Как работает кредит

2

12

Характеристики кредита

2

13

Практикум.        Принятие решения о взятии кредита

2

14

Как выбрать наиболее подходящий кредит

2

15

Как сэкономить при использовании кредита

2

16

Типичные ошибки при использовании кредита

1

17

Кейс. Покупка машины.

2

Резерв

1

 

Всего по курсу 8 класса

34

9 класс

часы

Глава 4. Расчетно-кассовые операции.

6

1

Хранение, обмен и перевод денег.

6

2

Платёжные средства

2

3

Электронные деньги и дистанционное банковское обслуживание

2

Глава 5. Страхование.

8

4

Страхование. Способы защиты от рисков

2

5

Виды страхования

2

6

Практикум. Принятие решения о покупке страховки.

1

7

Как использовать страхование в повседневной жизни.

2

Глава 6. Инвестиции.

6

8

Основы инвестирования.

2

9

Как выбирать активы

2

10

Как делать инвестиции.

2

Глава 7. Пенсии.

4

11

Пенсионная система

2

12

Частная пенсия

2

Глава 8. Налоги.    

4

13

Как    работает налоговая система

2

14

Правила расчёта налогов на физлиц в России

2

Глава 9. Финансовые    махинации.

5

15

Махинации с банковскими картами

1

16

Махинации с кредитами

2

17

Финансовые пирамиды

2

Обобщающее повторение, резерв

1

 

Всего по курсу 9 класса

33



Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕлоготип

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ Е.П. Земскова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Финансовая грамотность. Цифровой мир»

10 класс

Учитель:   Якшина Анастасия Игоревна,

1 квалификационная категория

г.Зея, 2021

Планируемые результаты.

        Планируемые результаты освоения элективного курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир» по итогам обучения в 10 классе.

Предметные результаты

  • ученик овладеет понятиями: депозит, кредит, деньги, инвестиции и т.д.

Ученик научится:

  • выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;
  • составлять личный финансовый план;
  • правильно выбирать кредит, понимать что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;
  • выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;
  • определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы. рассчитать бюджет семьи;

Метапредметные результаты – ученик научится:

  • проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;
  • работать в микрогруппах, учебных парах, презентовать результаты собственной деятельности

Личностными результаты 

  • воспитание мотивации к труду,
  • стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования,
  • ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
  •  благополучие своей семьи и государства.

Требований к уровню подготовки учащихся.

В ходе изучения элективного курса

выпускник научится:

  • выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;
  • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
  • применять способы анализа индекса потребительских цен;
  • анализировать ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;
  • различать сферы применения различных форм денег;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
  • различать виды ценных бумаг;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников;
  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
  • различать виды кредитов и сферу их использования;
  • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
  • разумному и безопасному финансовому поведению;
  • применять правовые нормы
  • по защите прав потребителей финансовых услуг;
  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
  • информации;
  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
  • действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена
  • семьи и гражданина;
  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
  • определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
  • оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Содержание программы.

I. Личность в мире будущего

Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.

II. Деньги в цифровом мире

Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.

III. Моделирование личных финансов

Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита.Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.

IV. Инструменты сбережения и инвестирования

Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.

V. Инструменты кредитования и заимствования

Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхованиеСтрахование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные ошибки при страховании.

VI. Сотрудничество с государством

Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.

VII. Создайте свой стартап

Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.

Учебно-тематический план.

10 класс

Часы

В том числе, контр.работы

Раздел 1. Личность в мире будущего

4

1.

Скорость жизни в цифровом мире

1

2

Инвестируй в себя

1

3

Роботы могут не всё

1

4

Приобретите компетенции будущего

1

Раздел 2. Деньги в цифровом мире

5

5

Природа цифровых денег

1

6

Стоимость денег во времени

1

7

Банковская карта – всё в одной

1

8

Мобильный и интернет-банк

1

9

Риски и мошенники

1

Раздел 3. Моделирование личных финансов

5

10

Потребность и желание

1

11

Ставим правильно финансовые цели

1

12

Оценивай активы и пассивы

1

13

Страхование рисков

1

14

Осознанные расходы и запланированные доходы

1

Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования

7

15

Маховик сбережений

1

16

Учитывайте гарантии государства

1

17

Инвестиции – реальные и финансовые

1

18

Инвесторы на финансовом рынке

1

19

Выберите стратегию инвестирования

1

20

Принципы финансовых пирамид

1

21

Мошенники в цифровом мире

1

Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования

4

22

Кредит – бремя или благо?

1

23

Критерии оценки заёмщика

1

24

Условия договора

1

25

Берегите честь смолоду

1

Раздел 6. Сотрудничество с государством

5

26

Идентификация – кому и зачем нужна

1

27

Связь гражданина с государством

1

28

Получайте выгоду от поддержки государства

1

29

Активный и пенсионный возраст

1

30

Государственная пенсия как поддержка

1

Раздел 7. Создайте свой стартап

4

31

Идеи для стартапа

1

32

План нужен всегда

1

33

Учитесь принимать решения

1

34

Итоговая практическая работа

1

 

Всего по курсу

34



Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕлоготип

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ Е.П. Земскова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Интернет - предпринимательство»

11 класс

Учитель:   Якшина Анастасия Игоревна,

1 квалификационная категория

г.Зея, 2021

Планируемые результаты.

        Планируемые результаты освоения элективного курса «Интернет-предпринимательство» по итогам обучения в 10 классе.

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- самооценка своих способностей;

- бережное отношение к ресурсам.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные - самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные - умение работать в группе при  выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность в сети Интернет, какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда.

- подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

- дизайнерское проектирование продукта;

- разработка варианта рекламы выполненного продукта.

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов.

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения элективного курса «Интернет-предпринимательство» выпускник на базовом уровне научится:

- выделять практические аспекты организации работы предприятия в интернет-сфере;

- понимать специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства;

- различать основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере;

- применять инструменты исследования и анализа рынка для принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия;

- различать модели и инструментарий предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере;

- характеризовать особенности процесса создания жизнеспособного стартапа;

- выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления;

- использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет-компании;

- осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных;

- представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента;

- разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- различать свободное и экономическое благо;

- характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

- выявлять факторы производства.

- анализировать и планировать структуру бюджета;

- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

- выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

- различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

- определять назначение различных видов налогов;

- анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;

- различать факторы, влияющие на экономический рост;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников.

Содержание программы.

Раздел 1 Идея и стартап проекта – 3 ч.

Определение понятия "стартап". Сущность и значение стартапов. Отечественные и зарубежные успешные стартапы. Выбор идеи и описание концепции. Как собрать и мотивировать команду стартапа.

Раздел 2 Потребители – 8 ч.

Целевая аудитория. Портрет потребителя. Клиентское развитие и проблемное интервью. Клиентское развитие и решенческое интервью. Ценностное предложение. Лендинг (посадочная страница).

Раздел 3 Рынок – 2 ч.

Понятие рынка. Признаки рынка. Функции рынка. Модели монетизации. Конкуренция и конкурентное преимущество. Оценка размера рынка.

Раздел 4 От идеи к продукту – 5 ч.

Минимальная жизнеспособная версия продукта (MVP). Цели и приоритеты. Планирование и контроль.

Раздел 5 Финансы 2 ч.

Расходы. Финансовый план. Стартовый капитал и точка безубыточности. Проект: «Расчет стартового капитала для своего проекта»

Раздел 6 Продвижение продукта – 7 ч.

Маркетинговые коммуникации. Ключевое сообщение и каналы коммуникации. Раздел 7 Юридические аспекты предпринимательства. Правовые основы бизнеса – 4 ч.

Выбор формы регистрации предприятия. Как управлять компанией. Юридические риски и способы их преодоления. Интеллектуальная собственность. Венчурные сделки.

Раздел 8 Инвестиции – 3 ч. Презентация для инвестора. Венчурные инвестиции. Проект: «Презентация своего проекта для инвесторов»

Тематический план.

Наименования разделов

Часы

В том числе, контр.работы

1

Раздел 1 Идея и стартап проекта

3

2

Раздел 2 Потребители

8

3

Раздел 3 Рынок

2

4

Раздел 4 От идеи к продукту

5

5

Раздел 5 Финансы

2

6

Раздел 6 Продвижение продукта

7

7

Раздел 7 Юридические аспекты предпринимательства. Правовые основы бизнеса

4

8

Раздел 8 Инвестиции

3

 

Всего по курсу

34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эволюция денег

Слайд 2

Электронные деньги – это новый вид платежных инструментов.

Слайд 3

Отличие электронных денег от других видов безналичной оплаты: Выпускаются без открытия счета; Открыть кошелёк можно дистанционно; Электронный кошелёк может быть анонимным.

Слайд 4

Популярные системы электронных денег: WebMoney ; Яндекс.Деньги ; PayPal .

Слайд 5

Пополнение электронного кошелька: Наличными через терминал; Безналичным переводом с банковского счета;

Слайд 6

Вывод денег из электронного кошелька: трудно; перевод на банковский счет; проценты.

Слайд 7

Электронные деньги: - это не отдельная валюта, а особая форма расчетов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Накопления и инфляция

Слайд 2

Накопления и инфляция 1. Зачем копить деньги? 2. Как копить деньги? 3. Что такое инфляция? 4. В чем причины инфляции? 5. Как рассчитывается инфляция?

Слайд 3

Зачем копить деньги? Пример на с. 50 Для крупных трат (учеба, женитьба, рождение ребенка, покупка автомобиля и др.) На черный день – в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, увольнение, несчастный случай) Форс – мажор – неожиданные, чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (например, землетрясение, ураган, наводнение)

Слайд 4

Для чего люди копят деньги? Цели сбережений 2008 2011 2012 На всякий случай, про запас 23 29 37 На старость 17 18 24 На покупку недвижимости (квартиры, дома, земли, дачи) 15 16 22 На ремонт квартиры, дома 23 21 21 На отдых, развлечения, путешествия 12 15 18 На лечение 14 14 17 На покупку автомобиля 12 11 15 Не считаю нужным откладывать деньги на что-либо 8 14 14 На образование (своё и/или своих близких) 13 12 13 На покупку товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника, и т.п.) 13 9 11 На вложения в собственное дело 4 4 5 Чтобы получать доход в виде процентов, дивидендов и т.п. 3 3 4 Источник : всероссийские опросы НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований)

Слайд 5

Где лучше хранить деньги? Дома в наличной форме в укромном месте В копилке, под матрацем, в книге, в сейфе и др. В безналичной форме на банковском вкладе Что может угрожать накоплениям ? Пожар Воры Ваши собственные желания (быстро потратить) Разорение банка ИНФЛЯЦИЯ С 14 лет

Слайд 6

Успешные накопления Инфляция - враг накоплений

Слайд 7

Что такое инфляция? В 2015 году инфляция составила 12,9%; в 2016 году - 5,38%; в 2017 году - 4%. Повышение общего уровня цен на товары и услуги Всё дорожает Снижение покупательной способности денег Накопления обесцениваются

Слайд 8

Индекс потребительских цен (ИПЦ) в сентябре 2017 года составил: 99,9% с начала 2017 года составил: 101,7% Справочно: в сентябре 2016г. составлял 100,2% , с начала 2016 года - 104,1% Индекс потребительских цен (ИПЦ), используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации

Слайд 9

В чем причина инфляции? Рост доходов населения Неурожай Повышение издержек (затрат) производства Мода Ожидание потребителей будущего роста цен В развитых странах инфляция - не выше 3% в год.

Слайд 10

Из истории инфляции – с.54 1. Где в древности была инфляция? 2. Перевод слова «инфляция»? 3. Почему в 1918 г. во многих странах была инфляция? 4. В чем проявлялась гиперинфляции в Германии в 1921-1923 годах? 5. Гиперинфляция в России? 6. Цель Банка России?

Слайд 11

Кто проигрывает, а кто выигрывает во время резкого роста инфляции? Проигрывают те, у кого сбережения приносят доход ниже инфляции Особенно если накопления в форме наличных денег Выигрывают те, у кого есть кредит со ставкой ниже инфляции Такое возможно при неожиданном всплеске инфляции Например, в 1992 году инфляция в России составила 2509% … и чей доход растет более высоким темпом Размер зарплаты фиксирован в валюте или индексируется по инфляции

Слайд 12

Потребительская корзина в России.

Слайд 13

Потребительская корзина в России.

Слайд 14

Как Росстат измеряет инфляцию? Формируется потребительская корзина – «стандартный» набор товаров и услуг Продукты, одежда, обувь, мебель Услуги связи, транспорта, здравоохранения Индекс потребительских цен (ИПЦ) = стоимость потребительской корзины на определенную дату Сколько нужно потратить «на жизнь» Инфляция = темпы роста ИПЦ (в процентах) за определенный период За неделю, месяц или год

Слайд 15

Практикум. Расчет инфляции Задача 1 . Рассчитайте инфляцию, накопленную за три года с 2004 по 2006 год. Задача 2 . Рассчитайте инфляцию, накопленную за три года с 2011 по 2013 год. В 2004-2013 гг. ИПЦ вырос на 144%. Цены выросли в 2,44 раза. Настолько же упала покупательная способность денег. Инфляция 1 2004 11.7% 2005 10.9% 2006 9.0% 2007 11.9% 2008 13.3% 2009 8.8% 2010 8.8% 2011 6.1% 2012 6.6% 2013 6.5% Среднее 9.3% 1 Темпы роста ИПЦ

Слайд 16

Собственная инфляция Официальная инфляция Средняя инфляция по стране - рост стоимости официальной потребительской корзины Индивидуальная инфляция У каждого своя потребительская корзина

Слайд 17

Накопления и инфляция План. 1. Зачем копить деньги? 2. Как копить деньги? 3. Что такое инфляция? 4. В чем причины инфляции? 5. Как рассчитывается инфляция?

Слайд 18

Домашнее задание: Конспект урока Подготовить сообщение: Потребительская корзина в России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашняя бухгалтерия

Слайд 2

Проблемы: Куда уходят деньги? Сколько я должен? Сколько мне должны? Сколько у меня денег сегодня? На что мне рассчитывать в будущем? На чем имеет смысл экономить?

Слайд 3

Что такое активы и пассивы? Активы Пассивы

Слайд 4

Активы – это блага в нашей собственности, имеющие ценность. Потребительские активы (покупаются для удовлетворения потребностей и требуют постоянного содержания) Инвестиционные активы (приобретаются с целью получения дохода) Приведите примеры потребительских и инвестиционных активов.

Слайд 5

3 группы активов. Учебник, с.53.

Слайд 6

Пассивы – это материальные обязательства , которые мы должны выполнить. Приведите примеры пассивов .

Слайд 7

Как оценить реальное богатство человека? Учебник, с.55-56

Слайд 8

Как сократить свои пассивы и увеличить свои активы? Учебник, с.56

Слайд 9

Как вести учет своих (личных) активов и пассивов? Как ведут учет своих активов и пассивов фирмы и компании ?