Моя педагогическая философия
Эссе. Моя педагогическая философия
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя –
все, что может сделать учитель, – это указать дорожки»
(Р. Олдингтон)
Я учитель!.. Как сложно быть учителем в нашем современном информационном мире. Быть впереди ученика, которому уже не интересно просто сидеть и читать учебник. Современный ученик отличается от тех учеников, которых я встретила более 20-ти лет назад. Первые мои ученики… Я вспоминаю о них с особым трепетом. Впервые я их увидела только на линейке 1 сентября. Помню большие карие глаза, направленные на меня, полные любопытства. Им было интересно всё. Они ловили каждое слово, жест. Может это мне тогда только казалось? Они хотели многое постичь, узнать. Я «упивалась» своей работой учителя, жила ей. И не было у нас в классе ничего, кроме учебников. А сегодня ученику предоставлена огромная возможность – выбирать! И все, что может сделать учитель, – это указать дорожки, направление.
Какой я учитель?... Нужно быть очень мудрым, чтобы не навредить ученику, не разрушить его трепетный мир. Но порой это бывает очень нелегко. Есть такая притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Да, всё в наших руках. Мы можем помочь ученику, сделав шаг навстречу, или отвернуться от него. Что ждёт его в современном информационном обществе? Стремительный рост информационного потока - как пламя, на которое летят наши ученики, словно бабочки. Моя задача как учителя – помочь им не «сгореть» в этом потоке, выпустить в жизнь.
Как педагог, я не могу не задуматься над тем, что ожидает учеников. Я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Выпускник 21 века разительно отличается от выпускников, которых я выпускала 10 лет назад. Выпускник 21 века должен обладать такими качествами как самореализация, способность решать проблемы. Именно школа должна помочь развить эти качества в ребенке. Школа помогает найти себя в жизни. Такой человек может стать счастливым, стать полноценным гражданином современного общества. Требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве. На данный момент обществу нужны молодые люди, способные самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, умеющие работать в проектном режиме, проявляющие инициативу в принятии решений.
Сегодня есть множество возможностей, позволяющих реализовать творческий потенциал ученика. Уже в 1 классе мои ученики стали лауреатами межрегионального сетевого конкурса творческих работ «Милая моя родина». В этом году ученики 2 класса принимают активное участие в сетевых учебных проектах и викторинах, становятся победителями и призёрами. То, какими будут наши выпускники, во многом зависит и от учителя. Следует учитывать, что развитие информационного общества ставит перед школой и учителем новые цели обучения, заставляет перестроить свою работу. Учитель должен владеть информационно - образовательной средой и быть активным ее создателем. Моя информационно-образовательная среда переживает пока этап становления. В дальнейшем она будет расширяться и качественно совершенствоваться на основе повышения моей квалификации и с учетом новых открытий в педагогической науке.
Размышляя о формировании информационно-образовательной среды, нельзя не отметить ее достоинства: обучение школьников становится более целостным и разносторонним, учителям легче выстраивать диалог с учениками, родителями и коллегами, используя имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы.
Но наряду с достоинствами существуют и немало проблем, открытых вопросов. Создание информационно-образовательной среды влечет за собой большие финансовые издержки. Но самый большой минус, по моему мнению, – это неготовность самих учителей к построению информационно-образовательной среды ОУ. Я хочу быть частью информационной образовательной среды. И я её часть.
Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет, компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.
Но сколько бы мы не размышляли об информационном обществе – главным в ней является человек. Главный человек для меня — мой ученик. Задумываясь над тем, чем я отличаюсь от той учительницы из своего прошлого, наверное, могу сказать, что я стала смотреть на своего ученика по-другому. Для меня важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается.
Я верю… Во что же я верю? А верю я в то, что я выбрала нужное направление и не окажусь в конце его в тупике. Верю в то, что идти этим путем бывает порой страшно, больно, но нужно. Верю в то, что иногда, делая шаг в сторону, возможно, оступаешься или даже отступаешь. Верю в то, что дорога, которую я выбрала, правильная, и дорожки, указанные моим ученикам выведут их на верный путь.