Внеклассная работа

Хохлова Ирина Александровна

Цель воспитательной системы класса: создание условий для воспитания духовно-нравственной личности через культурные традиции русского народа.

Задачи воспитательного процесса:

  • Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном отношении.
  • Развитие самотворчества в коллективе.
  • Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»

       Формами работы являются: индивидуальные консультации, интерактивная, парная и групповая работа, проектная деятельность.  Основными результатами внеклассной деятельности учащихся являются:

·        освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию,

·        развитие познавательных интересов и творческих способностей учащегося

 Поэтому данный раздел содержит следующую информацию:

PS! Внеурочная и внеклассная деятельность учителя является неотъемлемой частью развития духовно-нравственной личности учащихся.

Справка

      Дана Хохловой Ирине Александровне в том, что она является классным руководителем 3 класса и имеет позитивные результаты работы в качестве классного руководителя по следующим показателям:

1.     Наличие системы воспитательной работы

       Ирина Александровна имеет педагогический стаж работы 22 года, в МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа» работает 18 лет. За время работы классным руководителем показала себя творчески работающим учителем. У педагога сложилась система воспитательной работы с младшими школьниками. Моделируя и выстраивая воспитательную систему класса, учитель во взаимодействии с классным коллективом и родителями ведет работу по следующим направлениям: «Я и Отечество», «Я и Мир», «Я и Здоровье», «Я и Семья».

       Ведущей идеей воспитательной системы является  создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии. В качестве главного ориентира воспитательной системы Вера Васильевна избрала цельсодействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. А для реализации цели педагог определила следующие задачи:

способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей, внимательно и бережно относясь к любым ее проявлениям;

пробуждать интерес ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

2.     Наличие системы самоуправления в классе

Хохлова Ирина Александровна талантливый и увлеченный педагог, создала систему классного самоуправления, рассчитанную на четыре года обучения в начальной школе. Отряд «Дружба» является членом детского школьного объединения «Альтаир», созданного в 2002 году. Основу организации классного самоуправления составляет игра – «Путешествие  по Солнечной стране», представляющая собой комплексную программу организации деятельности младших школьников и способствующую развитию личности каждого из них. Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленные на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Отряд «Дружба»  разделен на 5 групп («Затейники», «Волшебная кисточка», «Бюро добрых услуг»,«Игровики», «Хозяева», «Физорги»), каждый участник имеет поручение. Лидер отряда координирует работу всех групп. Дети получают новые знания, развивают навыки самоуправленческой деятельности.

3.     Высокий уровень воспитанности обучающихся

       Одним из результатов работы классного руководителя является уровень воспитанности обучающихся. Ирина Александровна ведет целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию и в своей работе использует диагностику Т. И. Капустиной: «Определение  уровня воспитанности» для учащихся 1 - 4 классов. Данные диагностики позволяют выявить степень осознанности нравственных категорий (любознательность, отношение к школе, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к самому себе), и сформированность отношения учащихся к окружающим людям.

       Анализ уровня воспитанности учащихся 3 класса показал следующие результаты:

в 2011-2012 уч. году в 1  классе средний балл уровня воспитанности учащихся составлял 2,07 балла, что соответствует высокому баллу уровня проявления воспитанности;

2012-2013уч. год во 2 классе средний балл уровня воспитанности учащихся составлял 2,27 балла, что соответствует высокому баллу уровня проявления воспитанности;

2013-2014 уч. год в 3 классе средний балл уровня воспитанности учащихся составлял 2,34 балла, что соответствует высокому баллу уровня проявления воспитанности.

      Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне воспитанности учащихся на протяжении трёх лет обучения в начальной школе.

4.     Динамика межличностных отношений

     В результате проведенного социометрического опроса учащихся, обучающихся в 1 классе по методике «Социометрия» положительный статус члена коллектива имеет 100% учащихся, во 2 классе – 100%, в 3 классе - 100%.

5.     Высокий уровень групповой сплоченности

     Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. Классный руководитель использует в своей работе методику «Определение индекса групповой сплоченности» К. Сишора и имеет следующие результаты: 2011-2012 уч.год (1 класс) – 15 баллов, 2012-2013 уч.год (2 класс) – 19 баллов, 2013-2014 уч.год (3 класс) – 19 баллов что свидетельствует о высоком уровне групповой сплоченности (при максимальных 19 баллах).

6.     Отсутствие или уменьшение количества правонарушений и нарушений общественного порядка учащимися класса

     Большую работу классный руководитель ведет с проблемными учащимися и учащимися из социально-опасных семей. На протяжении многих лет  на учете в школе и в ОППН учащиеся Ирины Александровны не состоят.

7.     Отсутствие или уменьшение количества пропусков занятий обучающимися без уважительных причин

      Классный руководитель осуществляет постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью учеников. Как результат работы – отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительных причин.

8.     Участие класса в жизни местного социума

     Важнейшим аспектом воспитательной системы является снижение негативного влияния социума на личность ребенка. Классный коллектив тесно сотрудничает с районным домом культуры, музыкальной школой, сельской библиотекой. Все ребята класса Ирины Александровны являются читателями библиотеки. На базе сельской библиотеки проводятся совместные мероприятия, которые повышают читательскую активность. Это участие в викторинах, конкурсах, праздниках. Совместно с музыкальной школой проводятся праздники-отчеты, где ребята показывают результаты своего труда. Учащиеся, которые занимаются в кружках дома культуры, выступают на всех районных мероприятиях. Из 22 человек класса 25% детей посещают  музыкальную школу, 10% - районный дом культуры, 35% - секции филиала спортивной школы, 100% - кружки и спортивные секции школы.

9.     Отлаженная система взаимодействия с родителями

     Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Ирина Александровна успешно справляется с этой задачей, т.к. в плане работы нашли отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

·       изучение семей учащихся;

·       педагогическое просвещение родителей;

·       обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

·       педагогическое руководство деятельностью родительского комитета  класса;

·       индивидуальная работа с родителями;

·       информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития младших школьников.

      Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целью и задачами воспитательной системы, личностными и профессиональными особенностями Ирины Александровны, традициями школы и классного сообщества, своеобразием состава учащихся и родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя. Результатами взаимодействия с родителями учащиеся класса стали победителями КТД «Осенний бал сказок» (ноябрь 2010г. – 1 место); победителями новогоднего бала «В вихре народного танца» (декабрь 2010г. – 1 место); акции «Сбор макулатуры» (сентябрь 2013г. – 2 место). Ирина Александровна ведет целенаправленную работу по правовому воспитанию родителей, следуя программе всеобуча. В программу включены вопросы по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене. Классный руководитель умело осуществляет педагогическое руководство деятельностью родительского комитета  класса.

10.  Отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя

      За время работы Хохловой И.А.  в качестве классного руководителя в МБОУ      «Новосельская средняя общеобразовательная школа» жалоб и обращений со стороны родителей не было.

11.  Реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе

     Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности классного руководителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, подготовке детей к жизни.  Поэтому Ирина Александровна стремится к тому, чтобы каждый школьник получил за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.  Достижение данной цели осуществляется с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Ирина Александровна, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинским работником, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Сохранить и укрепить здоровье детей не возможно без выполнения требований СанПиНа 2.4.2.2821-10. Поэтому Ирина Александровна приводит в соответствие с санитарными нормами и правилами создания образовательной среды для учащихся мебель, режим освещения, проветривание классной комнаты, структуру урока (двигательная активность, гимнастика для рук, гимнастика для глаз), педагогические технологии, психологический комфорт, горячее питание, полноценный отдых в большую перемену, развивающую среду и окружающую обстановку учебной комнаты.

     Учащиеся начальной школы, в т. ч. и 3 класс получают бесплатный горячий завтрак, 50% учащихся класса обедают.

     Спортивные кружки и секции сохраняют и поддерживают здоровье детей. Учащиеся 3 класса посещают  их  в школе,  в поселке Боголюбово, городе Владимире:

Спортивные игры, ритмическая гимнастика (МБОУ ««Новосельская средняя общеобразовательная школа») - 19 человек (35%), тхэквондо (МБОУ ««Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»)  – 1 человек (5%),

Детская школа искусств г. Владимира – 2 человек (35%),

          С 2005 года дети и учитель, являясь участниками образовательного процесса, реализуют программу «Мы выбираем здоровье», которая проходит в двух направлениях:

профилактическом,организационном.

           Коллектив класса участвует в декадах по здоровью, по профилактике наркомании и токсикомании. Для этого проводится игра «Путешествие на корабле Здоровья». На базе 3 класса реализуется программа  «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», которая предназначена для младших школьников (1-4 классы) и рассчитана на 34 часа в год. На уроках для снятия статического напряжения и психо-эмоциональной нагрузки Ирина Александровна проводит динамические паузы, а также физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения и комплекс упражнений для глаз и рук. Леворукие дети сидят на первом ряду у окна. Реализуя здоровьесберегающие технологии,  Хохлова И.А. способствует укреплению здоровья учащихся и формирует потребность к здоровому образу жизни.

12.  Духовно-нравственное воспитание и народные традиции

     Организуя процесс воспитания, Хохлова Ирина Александровна уделяет большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся. В 2007 году в школе была разработана программа духовно-нравственного воспитания. Ирина Александровна была руководителем творческой группы по разработке и апробировании программа духовно-нравственного воспитания для учащихся 1 – 4 классов.

      Цель программы: создание условий для осознания ребенком уникальности своей личности и развитие на этой основе системы самосовершенствования как базы для овладения нравственными устоями человеческого бытия через:

выработку таких качеств, как  честность, чистота, правдивость, бескорыстие, ответственность, самоконтроль, независимость, целостность,

приобщение к важнейшим человеческим ценностям – любви, уважению, терпимости, верности, состраданию, вежливости.

Для учащихся начальных классов

·       1-2 классы  "Азбука нравственности"

·       3 класс "Школа хороших манер"

·       4 класс "Этические ценности русской культуры"

     Ириной Александровной разработаны и проведены мероприятия в различных формах:

·       по теме «Азбука нравственности»

классные часы: «Дружба», «Мы в ответе за тех, кого приручили! «С детства дружбой дорожи!», Доброта и милосердие».

 уроки этикета:  «Идем в театр», «В гостях у «вежливых ребят»

игры – путешествия: «Путешествие по городу Чистоты и порядка»

·       по теме «Школа хороших манер»:

занятия – практикумы: «Мы – джентльмены!», «Как помочь другу?»

проигрывание ситуаций: «Перемена», «Ссора с другом», «Рядом обижают слабого»

беседы: «Культура поведения – не только красота, но  права и обязанности», «Право – это то, что можешь использовать, чтобы стать лучше», «Мои права».

·       по теме "Этические ценности русской культуры":

классные часы: «Россия – Родина моя», «Трудиться не забываем – профессии выбираем»

игры – путешествия: «Путешествие в страну Здоровья»

беседы: «Здоровый образ жизни», «Прививки от болезней»

     Учащиеся, которых обучает Ирина Александровна, с 2011 года являются участниками по реализации  школьной программы «Я и Отечество». Целью данной программы является развитие системы  патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

     Эта программа формирует у младших школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также учит детей диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными направлениями патриотического воспитания являются: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Реализация данных направлений проходит через акции «Мир красотой спасется» (фестиваль творческих работ), «Пусть праздник не кончается» (праздники, конкурсы поделок и игрушек), «Дети ради детей» (спортивные соревнования, конкурсы, туристические походы), народные традиции «Осенины» (праздник осени), «Новогодний праздник» (русские посиделки), «Рождество» (колядки),  «Масленица» (праздник «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», ярмарка),  «Пасха» (беседа «Светлая Пасхальная Седмица», разукрашивание пасхальных яиц).

 

     Положительные результаты работы Хохловой Ирины Александровны свидетельствуют о слаженной, четко выстроенной системе воспитательной работы в качестве классного руководителя.